© КОНДРАШОВА С.М., 2003
РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ: НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
КОНДРАШОВА С.М.
Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, г.Москва
Резюме. Автор рассматривает терминологический подход при определении расстройств поведения, встречающихся в психиатрии, социологии и криминологии. На основании МКБ 10 определяются понятия «девиантное», «делинквентное», «асоциальное», «антисоциальное» и другие формы поведения человека.
Ключевые слова: расстройства поведения, определение понятий, девиантное, делинквентное, асоциальное, антисоциальное.
Abstract. The author considers terminological approach on defining behaviour disturbances, which occur in psychiatry, sociology and criminology. On the basis of ICD 10 such notions as «deviant», «delinquent», «asocial», «antisocial» and other forms of human behaviour are defined.
Нарушения поведения, находясь на стыке как минимум трех дисциплин: психиатрии, социологии, криминологии, квалифицируются по-разному. Так, В. Н. Кудрявцев (1974) в понятие ненормативного поведения в юридическом аспекте включает две разновидности: а) поведение, не урегулированное нормой; б) поведение, противоречащее норме: вненормативное и анти-нормативное. А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова (1973), В.В. Ковалев (1973, 1981) выделяют делинквентное (криминальное) и девиантное (антидисциплинарное, асоциальное) поведение. Согласно толковому словарю Лароус (1987) девиантный тип поведения- это тип, выходящий за пределы индивидуальных вариаций, считающихся «нормальными», принятыми, допустимыми в культуре общества. В МКБ- 10 девиант -
Адрес для корреспонденции: 210023, г.Витебск, пр.Фрунзе, 27, Витебский государственный медицинский университет, кафедра психиатрии и наркологии -Кирпиченко А.А.
ное поведение рассматривается как стойкие проявления диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения и как бы по «умолчанию» предполагает, что нормальное поведение, от противного, - это такое, которое чего-то не нарушает и которое не проявляет того, что нам не нравится.
Девиантным поведением Х. Христозов и соавторы (1987) называют любое отклонение от установленных поведенческих норм. Если отклоняющееся поведение включает в себя прямые или косвенные разрушительные тенденции с элементами или без элементов враждебного отношения к обществу, его квалифицируют как асоциальное или антисоциальное поведение. При этом автор различает эти два понятия, считая, что антисоциальное поведение направлено прямо против общества, а асоциальным можно назвать только то поведение, которое вступает в противоречие с общепринятыми нормами и опосредованным образом наносит вред обществу.
Таким образом, отечественными авторами всегда выделялось 4 типа девиантного поведения: 1) антидисциплинарное; 2) асоциальное; 3) аутоагрессивное; 4) делинквентное.
К антидисциплинарному поведению относят нарушения дисциплинарного режима, принятого в семье, учебно-воспитательных учреждениях, на производстве, например, такие, как позднее возвращение домой, ночлег вне дома и др.
К асоциальному (антиобщественному) поведению относятся поступки, связанные с невыполнением или непризнанием нравственных норм поведения: вызывающая манера поведения, включая осуждаемое обществом поведение, одежду, прическу, отказ от трудовой деятельности, бродяжничество, беспорядочные и извращенные (исключая уголовно наказуемые) половые отношения, злоупотребление алкогольными напитками, повторное употребление наркотических и токсических веществ.
Аутоагрессивное поведение включает поступки, направленные против целостности и самосохранения собственной личности (само-повреждения, самоубийства, попытки к их совершению). Сюда относят такие действия и поступки, которые могут представить угрозу для жизни индивидуума (суицидальное поведение), также поведение, которое приносит физический ущерб организму (от нездорового образа жизни до аутоагрессий и самоповреж-дений), а также поведение, которое не отвечает общечеловеческим нормам поведения и нравственности и разрушает духовный мир человека (аддиктивное поведение, сексуальная распущенность и др.).
Ц.П. Короленко, Т.А. Донских (1990) в структуре аутоагрессивного поведения выделяют аддиктивное, антисоциальное, суицидное. Сюда же они относят те формы поведения, которые внешне не находятся в противоречии с правовыми, морально-этическими и культурными нормами, но вместе с тем нарушают целостность личности, задерживают ее развитие или делают его крайне односторонним, осложняющим межличностные отношения: конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое. Понятие делинквентного поведения (от латинского деликтус -
правонарушение) означает противоправные, в том числе преступные действия (В.В. Ковалев,
А.В. Немцов, 1988). Принципиально важным является дифференциация девиантного поведения на патологическую и непатологическую формы. Критерием патологических форм по Ковалеву В.В., Немцову А.В. (1988) и Личко
А.Е. (1991) следует считать: 1) наличие психопатологического синдрома (эксплозивного, эпилептоидного, истероидного, астенического и др.); 2) присоединение невротических и соматовегетативных реакций; 3) выход девиантного поведения за пределы микросоциаль-ной группы; 4) склонность приобретать свойства патологического стереотипа, повторяя по разному поводу один и тот же поступок; 5) склонность к превышению определенного «потолка» отклонений поведения, наблюдаемого в норме; 6)социальная дезадаптация той или иной степени выраженности.
Короленко Ц.П. и Донских Т.А. (1990) под антисоциальным поведением понимают такое, основной чертой которого является совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей. Таким образом, они расходятся во мнениях с вышеупомянутым Х. Христозовым, который сузил понимание антисоциального поведения, определив достаточную роль асоциальному, а также с Ковалевым В.В., Немцовым А.В. и др., которые также выделяют асоциальное поведение в отдельную группу нарушений поведения. В DSM-3-R антисоциальное поведение рассматривалось в рамках «антисоциального нарушения личности» и признаками его, обнаруживающимся еще в детском возрасте являлись: отсутствие эмоциональной привязанности к родителям и близким, ложь, жестокость, особенно к животным и более слабым детям, агрессивность. Такие дети, отмечалось в классификации, часто ввязываются в драки, совершают хулиганские действия, также склонны пропускать занятия в школе, бродяжничать, красть. У взрослых антисоциальное поведение характеризуется отсутствием ответственности и чувства долга, они не выполняют своих домашних обязанностей, не надежны во всех отношениях: как супруги, как родители и т. д., плохо справляются с профессиональными обязанностями,
часто меняют места работы, нарушают этико-моральные нормы, совершают прямые правонарушения: жульничество, кражи, подделки. Они склонны к агрессии, раздражительны, импульсивны. Антисоциальное поведение может сочетаться с промискуитетом и различными формами аддиктив-ного поведения. Таким образом, здесь прослеживается еще более широкое толкование антисоциального поведения, в рамки которого наряду с противоправными действиями входят и другие отклоняющиеся его формы.
В современной медицинской энциклопедии антисоциальное поведение также рассматривается в рубрике «расстройство личности». Под антисоциальными личностями при этом понимаются те, которые демонстрируют полное неуважение к правам и чувствам окружающих, эксплуатируют окружающих в целях материальной выгоды или собственного удовольствия. Характерно, что личности с антисоциальным расстройством проявляют внутренний конфликт импульсивно и безответственно, плохо переносят разочарования, часто жестоки и враждебны. Они редко испытывают чувство вины или раскаяния. Бесчестность и обман -неотъемлемая часть отношений антисоциальной личности с другими. Наказание или разочарование редко заставляют их поменять модель поведения. Антисоциальные личности часто склонны к алкоголизму, наркоманиям.
Не все отклонения от нормы, отмечает Короленко Ц.П. (1991), могут быть деструктивными. Накопление лиц с отклоняющимся поведением свидетельствует о социальном неблагополучии в обществе и закономерно приводит к возникновению нового социального мышления, новых социальных стереотипов поведения. Новые формы социализации оказываются в противоречии с «социальным этикетом», с устоявшимися, воспринимаемыми в течение длительного времени как единственно правильные, соответствующие конформистской модели морально устойчивого ответственного человека. Лица, выступающие за прогрессивные общественные изменения, критикующие устаревшие принципы и подходы, отклоняются от средней линии, и с точки зрения обывателей проявляют деструктивное поведение. В средние века
их называли еретиками, сейчас - диссидентами и экстремистами.
Почти во всех существующих классификациях нарушенного поведения, его основным признаком считается агрессия. Действительно, в своем первоначальном варианте агрессия рассматривается как реакция защитного типа, служащая инстинкту самосохранения, а также выполняющая вспомогательную роль в рамках полового, пищевого и других более сложных инстинктов. В процессе формирования условных рефлексов агрессия может приобретать самостоятельную ценность, включать в себя такие цели как повреждение другого организма, привлечение внимания, возрастание социального статуса (Халлинчер
В., 1975). Ряд авторов подходит к рассмотрению агрессии, как к механизму регуляции межличностных отношений (Якубик А., 1982, ВасЬ-у-Кка О., 1974). Эрих Фромм различал «доброкачественную агрессию», т.е. обусловленную самообороной, как ответную реакцию на угрозу и «злокачественную агрессию», деструктивную, разрушительную, вплоть до некрофилии, направленную на господство над другими живыми существами и разрушение. Конструктивную, деструктивную и дефици-тарную формы реализации агрессии описывал Гюнтер Аммон (1973). Под конструктивной агрессией им понимается социальная приемлемость проявления агрессии, способность индивида противостоять вредным для него воздействиям. Под деструктивной формой он понимает нарушение морально-этических норм, разрушение и деформация отношений с окружающими. Для дефицитарной агрессии характерны действия с ущербным развитием поведенческих навыков, которые способствуют легкой реализации агрессивных побуждений.
С позиции теории гомеостаза, агрессивное поведение - своеобразный способ психической саморегуляции.
С правовой точки зрения, центральным в феномене агрессии является применение силы, противоправные действия, связанные с причинением ущерба.
Подобных функциональных определений агрессии существует множество (Соловьева
С.Л., 1995) Одними исследователями под «агрессией» понимаются поведенческие реакции с использованием силы для нанесения повреждения другим субъектам или предметам, т.е. речь идет о физической агрессии (Гуськов
В.С., 1965). Другими авторами определение агрессивного поведения расширяется за счет включения вербальной агрессии и враждебности (агрессивного настроения). При этом к вербальной агрессии относят словесные угрозы и оскорбления с целью причинения ущерба и страданий. Под агрессивным настроением понимают нереализованное побуждение причинить вредящее воздействие другому субъекту с поведенческой демонстрацией или без нее (Земская А.Г. и др., 1983). Анализ литературы показывает, что разночтение в понимании феномена агрессии связан с терминологической путаницей: агрессия, агрессивность, агрессивное поведение.
Вместе с тем, разнообразные определения агрессивного поведения показывают, что понятия агрессии и агрессивного поведения описывают один и тот же феномен, заключающийся в нанесении ущерба, причинении вреда другому человеку, в применении силы по отношению к нему. Различие между терминами связано, скорее, с акцентом, который ставится либо в плане общефилософской и общепсихологической квалификации событий («агрессия»), либо в плане конкретных действий индивида («агрессивное поведение») (Соловьева С. Л., 1995). Поэтому большинством авторов понятия агрессии и агрессивного поведения используются как синонимы. Не менее важным элементом являются врожденные свойства личности, определяющие силу агрессивного поведения. (Shah S.A. 1978, Edilmann R., 1988).
Следует выделить агрессивность как свойственную личности черту характера, особенность нрава субъекта, обусловленную био-логически-конституциональными особенностями и имеющую во многом важное эволюционное значение для выживания вида. Агрессивность находится под контролем сознания и морально-этических норм. Кроме того, агрессивность- это также свойство личности, выражающееся в готовности к агрессивному вос-
приятию и соответствующей интерпретации поведения другого лица или лиц, если касаться лишь человеческих отношений. (Дмитриева Т.Б., Шостакович Б.В., 1998). Агрессия и агрессивное поведение рассматриваются как конкретные формы деятельности, а агрессивность - как свойство личности. Понимание агрессивного поведения как формы реализации свойства агрессивности лежит в основе большинства приведенных в литературе определений агрессивности (Соловьева С.Л., 1995). Готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительная черта личности - «агрессивность» (Психология. Словарь. 1990).
Следует отметить, что между агрессивностью и агрессивным поведением не существует однозначных отношений: агрессивное поведение не всегда является реализацией свойства агрессивности (например, поведение человека на войне), в то время как свойство агрессивности не всегда обнаруживает себя в конкретных актах агрессии. (Соловьева С.Л., 1995). Чем больше агрессивных актов совершает субъект, тем сильнее выражены деформация и саморазрушение его собственной личности, которые в дальнейшем приводят к стойкой социально-психологической дезадаптации. Агрессивное поведение, варьируя по степени выраженности, может включать в себя вышеперечисленные формы агрессии в качестве компонентов: аффективного, вербального и моторного (Ярошевский М.Г., 1985).
Наряду с агрессивностью используется термин « враждебность», понятие агрессия в отдельных случаях заменяется понятием « жестокость». Однако в современной литературе намечается отчетливая тенденция к разделению «агрессиии» и «агрессивности», «агрессивности» и «враждебности», «агрессивности» и «жестокости». Различая агрессивность и враждебность, большинство исследователей находят принципиальное различие в том, что агрессивность проявляется в поведенческих актах, а враждебность - в установках и отношении (М. Kosewski, 1977). Анализируя психологическое содержание феномена враждебности, автор следующим образом дает его определение: «Враждебность - это установка, которая проявляется
прежде всего с помощью слов, находя свое выражение, главным образом, в отрицательных оценках и суждениях; эта установка - в отличие от агрессивности носит локальный характер, относясь к определенному индивиду или группе лиц. Агрессивность - установка более общая; агрессивный человек совершает агрессивные действия против многих разных людей, а не против одного-двух человек или строго определенной группы».
Ю.М. Антонян и В.В. Гульдан (1991) считают, что агрессивность выражается в субъективной тенденции к враждебному поведению, направленному к полному или частичному подавлению другого человека или других людей, их ограничению, управлению ими, на причинение им ущерба или страданий. В соответствии с приведенными дефинициями агрессивность можно определить как системное социально-психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъектными (внутриличностными, характеризующими психическую деятельность агрессора), объектными, (характеризующими степень разрушения объекта и причинения ему вреда) и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс.
Как личностную черту выделяют жестокость, рассматривая ее в рамках свойства агрессивности как склонность к особо брутальным формам агрессивного поведения. (Соловьева
С.Л., 1995). Агрессия и жестокость рассматриваются в части работ как явления одного ряда, почти как синонимы, в то время как отдельные авторы предполагают их самостоятельное значение.
Ю. М. Антонян и В. В. Гульдан (1991) выделяют жестокость в особую категорию в связи с тем, что она придает особую окраску насилию и агрессии, связанную со способом их реализации, причинением жертве особых страданий. Жестокость и агрессивность эти авторы различают по признаку причинения страданий и мучений ради страданий и мучений, свойственному жестокости и не свойственному агрессивности. Жестокость как личностная чер-
та определяется при этом как стремление к причинению страданий и мучений людям и животным, выражающееся в действиях, бездействии, словах, а также фантазировании соответствующего содержания. Отмечается, что агрессивный человек может и не быть жестоким, в то время как жестокий человек всегда агрессивен.
Приведенные разночтения в понимании отклоняющегося поведения позволяют согласиться с мнением Л.Ю. Волжановой о том, что в современной психиатрии нет единого подхода к проблеме расстройств поведения и нет четкости в терминах: нарушение поведения, патологическое поведение, аномальное, диссоциальное, девиантное, делинквентное поведение.
Более четкая терминологическая классификация, конкретная очерченность понятийных рамок позволила бы специалистам различных профессий говорить на одном языке, что существенно облегчило бы понимание между ними.
Литература
1. Амбрумова А.Г. Социальная дезадаптация и суицид/ / Сборник трудов. Научно-исследовательский институт психиатрии им. М.М. Ассатиани. Тбилиси, 1974. - Т.19-20. - С.47-49.
2. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. - Москва, 1991. -248с.
3. Волжанова Л.Ю. Некоторые особенности делинквентного поведения детей и подростков при заболеваниях резидуально-органического генеза/ / Актуальные вопросы психиатрии и наркологии. Материалы 8 научно-практической конференции психиатров и наркологов. - Душанбе, 1991г. -С.33-34.
4. Гуськов В. С. Особенности общественно опасных действий, совершаемых больными шизофренией. Сообщение 2. В кн.: Вопросы психиатрии. Вып. 2, Пермь, 1972. - С. 17-27.
5. Дмитриева Т.Б., Шостакович Б.В. Психопатологические аспекты агрессивного поведения. // Серийные убийства и социальная агрессия. Ростов-на-Дону, Издательство лечебно-реабилитационного научного центра «Феникс», 1998. - С. 81-83.
6. Земская А.Г., Иово А.С., Сакарэ Г.М., Иваненко В.К. Основные критерии оценки клинических вариантов агрессивных расстройств поведения у больных эпилепсией // Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова, № 6, 1983. - С. 855859.
7. Ковалев В.В., Немцов А.В. Девиантное поведение
в подростковом возрасте// Вестник АМН СССР. -Москва, 1988, №10. - С. 53-60.
8. Короленко Ц.П., Донских Т.А. «Семь путей к
катастрофе: деструктивное поведение в
современном мире». - Новосибирск, Наука, Сибирское отделение, 1990. -224 с.
9. Краткий психологический словарь. - Москва, 1985г.
10. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. - Москва, Наука, 1982. - 287с.
11. Личко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при разных типах акцентуации характера у подростков. // Саморазрушающее поведение у подростков. - Ленинград, 1991. - С. 9-15.
12. Соловьева С.Л. Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности. // Обозрение
психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, № 3-4, 1995. - С.13-19.
13. Современная медицинская энциклопедия. - Санкт-Петербург, «Норинт», 2001. -1264 с.
14. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.
- Москва, 1994. - 447 с.
15. Халинчер В. Человек и агрессия. - Москва, 1975.
- 136 с.
16. Христозов Х. Категории девиантного, асоциального, антисоциального и делинквентного поведения у детей и подростков.// Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова, № 10, 1987. - С. 1527-1529.
17. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь.// Вопросы психологии, № 4, 1995. - С. 5-18.
Поступила 10.10.2002 г. Принята в печать 10.01.2003 г.