Научная статья на тему 'РАССМОТРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ, НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ - "СПЭК. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ"'

РАССМОТРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ, НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ - "СПЭК. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / ОБУЧЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ / СИСТЕМА ПРЕДОПЕРАЦИОННОГО ЭКСПРЕСС-КОНТРОЛЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ / LABOR PROTECTION / EDUCATION / AGRICULTURE / TECHNOSPHERE SAFETY / FIRST AID / PREOPERATIVE EXPRESS CONTROL SYSTEM / INDUSTRIAL INJURIES / MODERN TECHNOLOGIES / CONTINUITY AND CONTINUITY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Е.В., Фролов А.С.

Статья посвящена рассмотрению современных методов обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве и в условиях чрезвычайных ситуаций, на примере использования программного обеспечения - «СПЭК. Первая помощь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Е.В., Фролов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS CONSIDERATION OF A FIRST AID TRAINING FOR VICTIMS, USING THE SOFTWARE - "SPEC. FIRST AID"

The article is devoted to the consideration of modern methods of teaching first aid to victims at work and in emergency situations, the use of software - "SPEC. First aid ".

Текст научной работы на тему «РАССМОТРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ, НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ - "СПЭК. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ"»

УДК 331.45

РАССМОТРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ, НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ - «СПЭК. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ»

Е.В. Яковлева, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Техносферная безопасность»,

E-mail: elenavalerevna79@yandex.ru А.С. Фролов, аспирант 3 года обучения;

E-mail: mrfas 1994@gmail.com ФГБОУ ВО Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина

Аннотация: статья посвящена рассмотрению современных методов обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве и в условиях чрезвычайных ситуаций, на примере использования программного обеспечения - «СПЭК. Первая помощь».

Ключевые слова: охрана труда, обучение, сельское хозяйство, техносферная безопасность, первая помощь, система предоперационного экспресс-контроля, производственный травматизм, современные технологии, непрерывность и преемственность подготовки.

MODERN METHODS CONSIDERATION OF A FIRST AID TRAINING FOR VICTIMS, USING

THE SOFTWARE - «SPEC. FIRST AID»

E.V. Yakovleva, Ph.D. in Agricultural Sciences, Associate Professor of Department «Technosphere Safety»,

A.S. Frolov, postgraduate student Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin

Abstract: the article is devoted to the consideration of modern methods of teaching first aid to victims at work and in emergency situations, the use of software - "SPEC. First aid ".

Keywords: labor protection, education, agriculture, technosphere safety, first aid, preoperative express control system, industrial injuries, modern technologies, continuity and continuity of training.

В современном мире угроза для здоровья может возникнуть у любого человека вследствие внезапно возникшей ситуации и предполагает оказание больному первой помощи. Еще большей опасности подвергаются работники, чья профессиональная деятельность связана с производством, и для кого Обучение современным методам оказания первой помощи является всегда актуально. Как правило, первую помощь может оказать любой человек, оказавшийся рядом, жизнь и здоровье пострадавшего будут полностью зависеть от его правильных и своевременных действий. Для этого необходимы новые формы, подходы и технологии в учебном процессе, направленные на формирование у обучающихся (молодого поколения) современных, совершенных знаний, умений и навыков по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве и в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, а также научиться самостоятельно и уверенно действовать в экстремальных ситуациях до прибытия спасательных служб и скорой помощи [7].

Первая помощь - это комплекс срочных простейших мероприятий по спасению жизни человека. Согласно статье 31 Федеральный закон от 21. 11. 2011 № 323 ФЗ (ред. от 03. 04. 2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1]. Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. Приказом Минздравсоцразвития от 04.05.2012 № 477 утверждён перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи [3].

Умение не растеряться в экстренной ситуации на улице или на производстве достигается путем специальной теоретической и практической подготовки для освоения навыков оказания первой помощи.

Теоретическая подготовка является базовым и фундаментальным элементом системы обучения методам оказания первой помощи пострадавшим. Лекции занимают одно из ведущих мест в учебном процессе при подготовке руководителей и специалистов. Лекционные занятия, где слушатели изучают основополагающий

учебный материал, излагаемый в развернутой, систематической, логически стройной и последовательной форме, проводятся по большинству вопросов примерной программы обучения [2].

Но ведущей организационной формой обучения оказанию методам первой помощи, являются практические занятия. Большие возможности совершенствования подготовки специалистов открывает характерный для практических занятий непосредственный контакт преподавателя и слушателей. Практические занятия могут проводиться на специальных тренажерах или манекенах, например, для проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР). Манекены, предназначенные для обучения, максимально приближены к реальности - как внешне, так и осязательно. Они наилучшим образом имитируют свойства тела. Это помогает человеку быть максимально подготовленным психологически, иметь готовый стереотип действий для применения в реальной ситуации [4].

Материалы и методика исследований

Особое внимание стоит уделить цифровым технологиям, обеспечивающим безотрывный от производства процесс в подготовке работников к овладению методами оказания первой помощи. Такие технологии позволяют создавать электронные образовательные ресурсы по оказанию само - и взаимопомощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Создание такого электронного образовательного ресурса, который может быть реализован, например, в жанровом решении «квест» или в системе контекстно-ситуативных задач, будет формировать познавательный интерес работников и удовлетворять потребность в самообучении в любое доступное время в любом удобном месте [2].

Нельзя не отметить популяризацию технологий мультимедиа и гипермедиа в обучении работников методам оказания первой помощи пострадавшим. Одним из наиболее действенных технологий, позволяющих населению получить именно практические навыки и компетенции в области оказания первой помощи являются технологии социальной деятельности, к которым можно отнести создание студенческих спасательных отрядов, создание образовательных центров, в которых доступны симуляционные технологии обучения. Данные технологии являются наиболее популярными, позволяя использовать своеобразное «погружение» в моделируемую ситуацию, требующую демонстрации сформированных навыков оказания первой помощи и иных действий в различных условиях, характерных для экстремальных ситуаций (условия повышенной загазованности, условия острой нехватки воздуха, условия повышенных температур и пр.). Данные технологии могут одновременно выступать и средством психофизиологической подготовки населения к поведению в чрезвычайных ситуациях. Данная технология позволяет подойти к обучению не абстрагированным, а ситуативно-деятельностным способом, удовлетворяя новой методологии государственных образовательных стандартов в рамках системно-деятельностного подхода [5].

Одним из примеров применения современных мультимедиа технологий в обучении работников методам оказания первой помощи пострадавшим, является «Система предоперационного экспресс-контроля (СПЭК). Первая помощь». «СПЭК. Первая помощь» - программа для ПК, предназначенная для обучения работников методам оказания первой помощи пострадавшим на производстве.

«СПЭК. Первая помощь» - оконное приложение, работающее на ОС Windows 10. Приложение позволяет не только проводить, но и контролировать процесс обучения работников оказанию первой помощи. После запуска программы открывается её главное меню (рис. 1.1).

ИИММИЯМИИИМИМ^ИМИМЯТМИМИИИИт^ИП—М—W~~l--Г--1—МИ1И1—BMIMMIIIMWUMMMWUlM

Рисунок 1.1 - Скриншот главного меню приложения «СПЭК. Первая помощь»

39

ВЕСТНИК СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОМ ПОЛИТИКИ

№3(27), 2020

В нем на данный момент существует четыре раздела:

1) Видео-тестирование;

2) Результаты;

3) Обучающие материалы;

4) О программе.

Каждый раздел выполняет отдельные функции.

Видео-тестирование - первый раздел приложения. Зайдя в данный раздел, мы увидим инструкцию для прохождения тестирования, из которой можно узнать, что в каждом тесте по 10 вопросов с 3 вариантами ответа, среди которых лишь один правильный (рис. 1.2). После ответов на все вопросы Вы увидите результаты тестирования [6].

шшт

НИЮ ТЕСТИРОВАНИЯ

1. Для прохождения тестирования необходимо нажать кнопку «Начать тест»;

2. Перед Вами будет представлено 10 вопросов, на которые Вы должны правильно ответитьт;

3. Каждый вопрос имеет три варианта ответа, среди которых только один правильный;

4. Вопросы, для большей наглядности и лучшего усвоения материала, содержат видеоролики с правильными ответами;

5. После ответов на вопросы Вы увидите свои результаты.

ГЛАВНОЕ МЕНЮ

Рисунок 1.2 - скриншот инструкции в разделе «Видео-тестирование»

Начав тестирование открывается 10 вопросов. СПЭК устроен таким образом, что при правильном ответе на вопрос Вы продолжаете тестирование дальше, переходя к следующему вопросу. Но если Вы отвечаете на вопрос неправильно, то система сразу сообщает Вам об этом и автоматически воспроизводит видеоролик, в котором показывается и объясняется правильный ответ (рис. 1.3). После ответа на все вопросы появляется дополнительная вкладка с результатами тестирования.

Рисунок 1.3 - скриншот с неправильным ответом на вопрос в видео-тестировании

Все результаты тестирования сохраняются в разделе главного меню «Результаты» (рис.1.4.).

Рисунок 1.4 - скриншот раздела «Результаты»

В этом разделе хранится информация о человеке, который проходил тестирование, его ФИО, количество правильных и неправильных ответов, результат.

Третьим основным разделом приложения является «Обучающие материалы» (рис. 1.5). В нем содержатся видео-лекции для самостоятельного обучения работника. Раздел постоянно дополняется нормативно-правовой базой.

ВЕСТНИК СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОМ ПОЛИТИКИ

№3(27), 2020

В1/ ЩЕОМАТЕРИ АЛЫ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Наложение жгута кровоостанавливающего резинового Эсмарха на бедро

Видеолекция № 2, Первая помощь при инсульте

Определение наличия сознания, дыхания и кровообращения у пострадавшего

Проведение приема Геймлиха пострадавшему, находящемуся без сознания (№2(

Видеолекция № 3. Первая помощь при астме

Остановка наружного кровотечения. Пальцевое прижатие общей сонной артерии

Видеолекция № 1. Первая помощь при потере сознания

.....Ш шт -

ГЛАВНОЕ МЕНЮ »

--

Рисунок 1.5 - Скриншот раздела «Обучающие материалы» в приложении

Последний раздел приложения «О программе» (рис. 1.6) содержит информацию о её применении, разработчиках и системных требованиях.

<$С ГЛАВНОЕ МЕНЮ »

Рисунок 1.6 - Скриншот раздела «О программе» Раздел находится в активной разработке и постоянно дополняется актуальной информацией.

Результаты и их обсуждение

Выполняя итоговое тестирование, слушатели закрепляют полученные в процессе обучения знания и навыки, запоминают ситуацию, предложенную в вопросе, и смогут применить новые знания и навыки в своей

42

профессиональной деятельности. При тестировании выбор слушателем неправильного ответа всегда сопровождается видеороликом, который позволяет выявить и запомнить свою ошибку на практическом примере. Наличие в обучающей системе таких видеороликов помогает закрепить полученные знания. Результаты выполнения тестирований конкретного слушателя в обучающей системе представлены в виде ведомости выполнения тестирования, доступного только для руководителя организации. Данные ведомости в обязательном порядке предоставляются комиссии по проверке знаний.

Выводы

Внедрение в практику симуляционного оборудования, современного мультимедийного программного обеспечения для обучения методам оказания первой помощи в настоящее время является важным элементом цифровизации обучения на производстве в целом. Симуляционная форма обучения первой помощи является наиболее приемлемой и её использование формирует психологическую готовность к оказанию помощи, вырабатывает рациональную последовательность действий при оказании помощи, повышает эффективность освоения навыков, совершенствует уровень мастерства и практических навыков на учебном этапе, повышает качество оказания первой помощи, вырабатывает уверенность, значительно снижает количество ошибок при оказании помощи, помогает быть более стрессоустойчивыми. Таким образом, симуляционное обучение в связке с современным мультимедийным ПО - действенный и эффективный инструмент для обучения работников на производстве базовым приемам первой помощи до прибытия медицинских работников.

Литература:

1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21. 11. 2011 №323-ФЗ (ред. от 03. 04. 2017);

2. Гафуров Н.Н. Применение современных технологий в обучении населения методам оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, Институт гражданской защиты Республики Узбекистан, г. Ташкент, 2018;

3. Дежурный Л.И., Лысенко К.И., Батурин Д.И. Современные проблемы обучения правилам оказания первой помощи в России. Информационно-аналитический вестник «Социальные аспекты здоровья населения», ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава, Москва, 2018;

4. Зотиков А.Г., Шленков А.В. Проблемы и перспективы обучения приемам первой помощи в МЧС России. Международная научно-практическая конференция «Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций», Санкт-Петербург, 2017;

5. Линченко, С. Н. Методологические аспекты проблемы обучения оказанию первой помощи / С. Н. Ленченко, А. А. Колодкин, В. И. Старченко, А. В. Арутюнов, И. В Щимаева, В. М. Бондина, В. А. Сальников //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4 (часть 1) С. 173-176.

6. Фролов А.С., Яковлева Е.В. Совершенствование методов обучения работника отрасли АПК /Техносферная безопасность в АПК /Сборник материалов всероссийской научной конференции. 2018. С. 20-25.

7. Худякова В.М., Овчаренко М.С., Матюшева Н.В. О практическом применении современных технологий обучения в образовательном процессе по оказанию первой помощи пострадавшим. г. Санкт-Петербург - Пушкин, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.