Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ОКАЗАНИЮ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ У ДЕТЕЙ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ОКАЗАНИЮ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОВРАЧЕБНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / FIRST MEDICAL AID / ОБУЧЕНИЕ МЕДСЕСТЕР ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / TRAINING OF PEDIATRIC NURSES / НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ / CRITICAL CONDITIONS IN CHILDREN / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА / MULTIMEDIA TEACHING SYSTEM / АЛГОРИТМЫ / ALGORITHMS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зелинская Д. И., Путинцев А. Н.

Обсуждается проблема подготовки и поддержания знаний и практики по оказанию доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях у детей с помощью современных средств обучения. Рассмотрены вопросы разработки и применения мультимедийного учебного пособия, определены цели применения пособия в учебе и практике детских медсестер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MULTIMEDIA TEACHING TOOLS FOR FIRST MEDICAL AID FOR CHILDREN IN CRITICAL CONDITIONS

The paper discusses the problem in the preparation of first medical aid for children in critical conditions, by using the current teaching tools and defines the aims of using a multimedia aid in the teaching and practice of pediatric nurses.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ОКАЗАНИЮ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ У ДЕТЕЙ»

© Д.И. Зелинская, А.Н. Путинцев, 2012

возможности применения мультимедийного учебного пособия по оказанию доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях у детей

Д.И. Зелинская1, проф., А.Н. Путинцев2, канд. техн. наук Российская медицинская академия последипломного образования

2Московский НИИ педиатрии и детской хирургии E-mail: pa@pedklin.ru

Обсуждается проблема подготовки и поддержания знаний и практики по оказанию доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях у детей с помощью современных средств обучения. Рассмотрены вопросы разработки и применения мультимедийного учебного пособия, определены цели применения пособия в учебе и практике детских медсестер.

Ключевые слова: доврачебная медицинская помощь, обучение медсестер педиатрического профиля, неотложные состояния у детей, мультимедийная обучающая система, алгоритмы.

Доврачебная медицинская помощь при неотложных состояниях представляет собой первичную медицинскую помощь, оказываемую больному (пострадавшему) в условиях отсутствия врача медицинским работником со средним медицинским образованием. Здесь мы говорим о таких неотложных состояниях, при которых быстро развиваются патологические изменения, представляющие угрозу для жизни пациента и требующие проведения безотлагательных мер.

Этот вид медицинской помощи входит в разряд обязательных знаний и практических умений каждого медицинского работника независимо от его профессиональной направленности и является также обязательным предметом базовой подготовки специалистов со средним медицинским образованием. Частота встречаемости в практике медсестры случаев неотложных состояний у детей, требующих немедленного оказания доврачебной медицинской помощи, - очень разная и зависит от целого ряда факторов (городская или сельская местность, должность, занимаемая работником, и т. п.). Например, медсестре, работающей в неона-тологии, на своем рабочем месте никогда не приходится оказывать медицинскую помощь подростку. Можно привести примеры, когда медсестра с большим стажем работы не оказывалась в такой ситуации ни разу или ей встречались единичные

случаи. Тем не менее она должна быть всегда готова оказать квалифицированную медицинскую помощь даже в случае недоступности или отсутствия врача как в лечебном учреждении, так и вне его. Это определяет актуальность темы неотложных состояний у детей в системе последипломного образования, как и в программах базовой подготовки.

Сегодня общепризнано, что наиболее эффективным путем, способствующим обучению, является включение слушателей в активную учебно-познавательную деятельность. Этой задаче в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения, когда «ученик» включается в изучаемую ситуацию, побуждается к активным действиям, мотивирует свое поведение. Среди всего разнообразия методов обучения значительное место занимает группа методов самостоятельной работы обучающихся по осмыслению и усвоению учебного материала. Эффективность обучения в значительной мере повышается при использовании инновационных методов, таких как компьютеризированное обучение, обучающий контроль [1].

Сообщение информации при компьютеризированном обучении осуществляется с помощью наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы), практического показа способов деятельности. Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят информацию с ранее усвоенной, запоминают (объяснительно-иллюстративный метод). Это один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта.

Авторским коллективом при участии специалистов МНИИ педиатрии и детской хирургии совместно с кафедрой сестринского дела в педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования разработано мультимедийное учебное пособие по оказанию доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях у детей. При разработке пособия мы придерживались традиционного подхода к созданию компью-

Рис. 1. «Вложенные меню» обеспечивают доступ к нужной информации

терных обучающих систем, основанного на представлении информационного материала в виде гипертекста и наличия интерактивных процедур в процессе самообучения и тестирования [2].

Обучение

Пособие охватывает порядок и алгоритмы действий медсестры при неотложных ситуациях:

• элементарной сердечно-легочной реанимации;

• острой дыхательной недостаточности;

• острой сердечной и сосудистой недостаточности;

• шоке;

• коме;

• острой почечной недостаточности;

• гипертермическом синдроме;

• судорожном синдроме;

• кровотечении;

• ожогах;

• отморожении;

• отравлении;

• травме.

Особое внимание уделялось структуризации материала с целью максимального облегчения восприятия информации: иерархическое представление «от общего к частному» и визуализация блок-схем алгоритмов врачебных и сестринских манипуляций (рис. 1). В этом случае усвоению нового материала активно «помогает» зрительная память студента.

Другой важный момент - наличие большого количества перекрестных гиперссылок, которые обеспечивают быстрый доступ к детализированной контекстно-зависимой информации. Для удобства доступа к информации имеются также предметный и алфавитный указатели экранных страниц, глоссарий (рис. 2) и справочник по лекарственным средствам, применяемым при оказании неотложной помощи.

Электронные кнопки позволяют перейти на страницу с видеосюжетами (рис. 3). Наглядность и информативность информационного материала обеспечивается наличием анимации (рис 4) и возможностью воспроизведения видеороликов (рж.5).

Рис. 2. Поиск информации с использованием глоссария

Рис. 3. Экранная страница «Видеосюжеты»

Рис. 4. Экранная страница «Классификация ожогов»

Тестирование и самообучение

Для контроля знаний в систему включены тесты, охватывающие все разделы обучающей части; пользователь имеет возможность оценить свои знания, увидеть ошибки и вновь вернуться к тем разделам, которые недостаточно изучены. На рис. 6 представлен многооконный интерфейс блока тестирования, предусматривающий регистрацию пользователя, выбор раздела, ответ на предложенный вопрос и выдачу протокола, содержащего процент правильных ответов. В случае неправильного ответа студенту нет необходимости искать соответствующую литературу, он может пополнить свои знания в обучающей части пособия. В системе предусмотрены: ограничение времени на обдумывание ответа; повторное тестирование; ведение архива результатов тестирования.

Тестовые задания становятся более интересными для студентов, если вопросы задаются в интерактивном режиме с применением видео и ани-

мационной графики. Поэтому в учебном пособии реализованы графические тесты для самообучения студентов на основе Б^И-технологии [3].

На рис. 7 приведен пример теста на ранжирование. На экране в случайном порядке появляются прямоугольные панели с действиями по оказанию неотложной помощи. Задание студенту: «Установите правильную последовательность действий по оказанию неотложной помощи при возникновении неотложного состояния». Передвигая панели с помощью мыши, студент выстраивает алгоритм, т.е. размещает предложенные блоки в нужной последовательности. В случае неправильного ответа он может получить подсказку в виде схемы или видеосюжета и повторить попытку.

На рис. 8 представлен другой пример интерактивного графического теста - установление соответствия изображения номеру картинки (в данном случае - виду кровотечения). Выполнив задание, студент сразу получает результат и в случае непра-

Рис. 5. Воспроизведение видеоролика с использованием «иконки» на экранной странице

Гцциы:

Выберите ОДИН ИЭ нияспсрсчкспспиых разделов

Сдлп полугнил нмфорнацнн по тестированию оликомьткь с ИисшуииясШ

•/1. вопросы 1-го уро»ня елохиести

2. ВОПРОСЫ 2-ГО урОВчВ с.юмнастл

Дцпгд | [ Пмищ

Раздел: ВОПРОСЫ 1-го уровня сложности Подраздел: ОСТАНОВКА КРОВОТЕЧЕНИЯ

Нппрог 1» При пилки ЦГН01НРГО кропптгчгиня:

□ Алаа лр^вь, еыте*«г пульсирующей струей 0 Кровотечение всей поверхности раны

О Кровь бьет сильной струей с шумом

□ Кровь изливается в ткани

□ Т*«нал «рс*1>

I :ni4iy ПЛПрЛС

Кыэщл

СлилуищнН......рис

Йшад

Вопрос 3. Признаки артериального кровотечения;

О Иришъ ИЗЛИЕДШиЯ в П1ИИ

О Кровь вытекает через повреждечные ножные покровы О Кровь вытекает через поврежденные слиоистые озолочен © Алая кровь, мло;ост гтульсирукицей струоА О КрОЮТ*ч*ние всей поверхности

Ртдял: ВОПРОСЫ 1-гл уровнь сл^тм^чктн Вь-й-!|]«т? попр^ чи-л

(Ч^Иии'^^миьмниши!!»^ не и^ткми||.

(ОБЩИ? КЛУ/у IV) Й ггщ^л^ Я1-П1 (||

1 «-леи* .чцмтешиицуц;!

> («УЛИТ"« « ЛкИАП^ИАН *ОСТ. чц

* ие« «ч*. топнмкпп'мэстын) с счнгсхнм? 1Н па-1ЕГТ¥Ч1Р1вск4| ^н*)

агтА^авкл кгоип 7.СХЭГИ / ППСКЦЯ/Я Ц)

:i ]

Имя: и г лисп и.и. протокол тестирования:

Группа: 1

Раздел: ВОПРОСЫ 1 го уровня сложности Подраздел: ОСТАНОВКА КРОВОТЕЧЕНИЯ

Все го вопросов в лодращеле: Ш правильны* ответов: 3 Получено ответов: Ю лрлнРнт правильных йтнгтпп: :ю

Слисок «опросов:

1. Дли остановки кровотечения при лоарелщении крупным сосудам ответ неп следует;

Для остановки ортеривльк-ото кровотечении; отоет чеп

При тнакм артериального кровотечения; ответ про

На как™ наксимальчий срок накладывают жгут в ачмлее время?: ответ про

КЧ91РГР црсттСчсиии: ?ткТ нсП

Нииоииас даирфчсБньле неотложные меры при крипп^шни: оан^Т -и-и

Срочная госпитали5Лцкв при кровотечении показана ь ответ неп

Особен мост и остановки кровотечений из дыхательных путем: ответ неп На какой максимальный срок накладывают жгут в летнее вре-"*/: ответ про

10. Срчсобв! останоти веноачого кровотечения; ответ неп Пцодмттитп. тес

Qrn.i'ff пратдиол тастн

Ршсл

Рис. 6. Экранные формы тестирования

Рис. 7. Тест на ранжирование

Рис. 8. Тест на соответствие

вильного ответа повторяет тест до получения правильного соответствия.

Интерактивные графические тесты - активное средство для тренинга в процессе самообучения. Обучаемый становится активным участником учебного процесса, поскольку он получает информацию в ответ на запрос или действие. При работе с интерактивным графическим тестом обучаемый сам строит алгоритм действий в той или иной ситуации, перемещая блоки на экране компьютера.

Применение мультимедийного учебного

пособия в образовательных учреждениях

Мультимедийное учебное пособие предназначено для использования в центрах повышения квалификации медицинских работников, в медицин-

ских училищах и колледжах на лекционных и семинарских занятиях в компьютерном классе, а также для самостоятельной (внеаудиторной) работы студента.

Информационный материал изложен в структурированном виде, поэтому преподаватель может его применять как «канву» для лекции. Сгруппированные по темам цветные графические иллюстрации, блок-схемы алгоритмов и видеосюжеты удобно использовать при изложении материала, они позволяют за урок дать больше полезной информации. Для наглядности преподаватель может отображать графические иллюстрации и видеосюжеты через мультимедийный проектор на большой экран, а звуковые комментарии к видеосюжетам помогают студентам

сосредоточить внимание на существенных моментах.

На семинарских занятиях студенты отрабатывают практические навыки путем многократного просмотра видеосюжетов по оказанию медицинской помощи пострадавшим. Важно, чтобы студенты заранее имели полноценное представление о доврачебной медицинской помощи, оказываемой детям при неотложных состояниях в условиях отсутствия врача. В этом им поможет работа в интерактивном режиме с мультимедийным учебным пособием, установленным в компьютерном классе; после тестирования студенты получают протоколы, содержащие оценку их ответов и информацию для анализа ошибок.

Самостоятельная работа с мультимедийным учебным пособием позволяет не только закрепить знания, но и восполнить пробелы, если занятия были пропущены. Перекрестные гиперссылки по всем разделам курса облегчают усвоение материала и дают возможность получить опережающую информацию по предстоящим темам.

Быстрое развитие медицинских технологий предъявляет высокие требования к знаниям и практическим навыкам медсестры, которым процесс обучения должен соответствовать. Применение мультимедийного учебного пособия по оказанию доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях у детей способствует:

• повышению эффективности обучения в образовательных учреждениях, что обеспечивается инновационными методами обучения, реализованными при создании пособия;

• современной организации образовательного процесса, методическому обеспечению самостоятельной работы слушателей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• усилению мотивации обучающихся к освоению новых знаний и умений по актуальному разделу педиатрии.

Пособие можно использовать в практических медицинских учреждениях в целях самообразования и поддержания профессиональной компетенции. Мультимедийное учебное пособие представляет интерес и с точки зрения педиатрической «сестринской» ориентации, так как среди множества источников литературы по неотложным состояниям у детей специальных пособий для средних медицинских работников педиатрического профиля нами не найдено.

Литература

1. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. - М.: изд-во Института психотерапии, 2002. - 585 с.

2. Путинцев А.Н., Шмелева Н.Н., Гусев К.Я. Опыт разработки мультимедийных обучающих систем для медицинских образовательных учреждений // Врач и информационные технологии. - 2010; 2: 55-62.

3. Путинцев А.Н. Применение современных информационных технологий в учебных пособиях для медсестер и фельдшеров // Медицинская сестра. - 2011; 8: 45-48.

USE OF MULTIMEDIA TEACHING TOOLS FOR FIRST MEDICAL AID FOR CHILDREN IN CRITICAL CONDITIONS

Prof. D.I. Zelinskaya1, A.N. Putintsev, Cand. Techn.

Sci.2

1Russian Medical Academy of Postgraduate Education;

2Moscow Research Institute of Pediatrics and Pediatric Surgery

The paper discusses the problem in the preparation of first medical aid for children in critical conditions, by using the current teaching tools and defines the aims of using a multimedia aid in the teaching and practice of pediatric nurses.

Key words: first medical aid; training of pediatric nurses; critical conditions in children; multimedia teaching system; algorithms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.