Научная статья на тему 'ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ В РЕГИОНАЛЬНОМ СИМУЛЯЦИОННОМ ЦЕНТРЕ'

ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ В РЕГИОНАЛЬНОМ СИМУЛЯЦИОННОМ ЦЕНТРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ / СИМУЛЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИМУЛЯЦИОННЫЙ ЦЕНТР / FIRST AID / SIMULATION TRAINING / SIMULATION CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов А.В., Голенков А.В.

Дана оценка роли симуляционного обучения навыкам оказания первой помощи. Обобщен опыт 4 лет работы Республиканского симуляционного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов А.В., Голенков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING IN FIRST AID IN THE REGIONAL SIMULATION CENTER

The paper assesses the role of simulation training in first aid skills. Experience of 4 years of work of the Republican simulation center is generalized.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ В РЕГИОНАЛЬНОМ СИМУЛЯЦИОННОМ ЦЕНТРЕ»

© А.В. Смирнов, А.В. Голенков, 2018

ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ В РЕГИОНАЛЬНОМ СИМУЛЯЦИОННОМ ЦЕНТРЕ

А.В. Смирнов, А.В. Голенков, проф. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Российская Федерация, 428000, Чебоксары, Московский просп., д. 45 E-mail: golenkovav@inbox.ru

Дана оценка роли симуляционного обучения навыкам оказания первой помощи. Обобщен опыт 4 лет работы Республиканского симуляционного центра.

Ключевые слова: первая помощь, симуляционное обучение, симуляционный центр.

Для цитирования: Смирнов А.В., Голенков А.В. Опыт обучения навыкам оказания первой помощи в региональном симуляционном центре. Медицинская сестра. 2018; 20 (8): 31-35.

https://doi.org/10.29296/25879979-2018-08-07

О том, что такое первая помощь, знают многие. Большая часть людей почерпнули эти знания из школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), проходили соответствующие темы в автошколах, колледжах, университетах и на специализированных курсах. Однако, к примеру, компрессионных сжатий грудной клетки в этих программах мы не встретили. При организации симуляционного тренинга важны знания и умения преподавателя, алгоритмы и методики. К сожалению, в нашей стране дело обстоит так, что большинство преподавателей сами решают, чему и как учить, не всегда считаясь с тем, как это должно быть в соответствии с современными рекомендациями, основанными на клинических исследованиях. По идее разработчиков рекомендации должны способствовать единому подходу к технике выполнения тех же компрессий грудной

клетки. Кто-то преподает сердечно-легочную реанимацию (СЛР) в соотношении 2:15, кто-то - в соотношении 5:1, кто-то учит проводить только компрессии, кто-то рекомендует подкладывать пострадавшему, если он потерял сознание, сумку под голову, а кто-то абсолютно серьезно включает в часы, отведенные для изучения техники СЛР, открытый массаж сердца. Есть также преподаватели, засоряющие умы слушателей совершенно ненужной в реальной жизни теорией, объясняя, как правильно проверять пульс, рефлекс на стопе и т.п. В итоге граждане нашей страны, обычные люди, начинают путаться, слушая то одного, то другого специалиста, а то и теледокторов из популярных телевизионных передач. И когда человек сталкивается с реальной экстренной ситуацией, он теряется, не зная, что делать и с чего начать, оказывая первую помощь. При этом уходит драгоценное время, которое следовало бы потратить на спасение жизни пострадавшего.

Для обучения действиям, необходимым при оказании первой помощи, как школьников, так и водителей, студентов колледжей или вузов, крайне важным этапом является практический симуляци-онный тренинг. Получив теоретические знания в ходе лекции, обучаемый может понять все, однако в реальности он потеряется и не сообразит, что делать. Именно для выработки и отработки действительно необходимых навыков используют разнообразные методики, среди которых наиболее совершенной является обучение с применением симуля-ционного оборудования - манекенов, тренажеров, симуляторов.

Симуляционный тренинг появился вначале в сфере авиации и был предназначен для подготовки пилотов. Постепенно симуляторы распространились и на другие сферы обучения, включая медицину. Именно медицинское симуляционное оборудование используют в симуляционном тренинге на уроках ОБЖ в школах, колледжах и вузах, при обучении навыкам первой помощи водителей, волонтеров на различных мероприятиях и обычных людей на специальных тренингах и курсах[1, 3-5].

Симуляционное оборудование не является единственным средством решения всех проблем обу-

1 и е ] 1 1 и я пил п р офессия: те ош1я№н1п1рвшт1т^^н

1 n 3 №

чения, оно - лишь эффективный инструмент для решения определенных задач. Чтобы добиться результата, надо четко представлять себе достоинства и недостатки технологии, после чего поставить цель и сформулировать задачи, решение которых невозможно или нецелесообразно без такого оборудования.

К самым важным преимуществам симуляторов относятся обучение без причинения вреда человеку, а также объективная оценка практической подготовки учащегося. Основным их недостатком считается высокая стоимость, однако опыт показывает, что имея даже самый минимальный бюджет можно подобрать симуляционное оборудование для обучения и эффективно его использовать, если преподаватель является профессионалом в своей области. И наоборот: даже на самом дорогостоящем оборудовании обучение может быть малоэффективным, если преподавателю неинтересен результат и он ограничивается теоретической частью, только читая лекции.

В настоящее время симуляционное оборудование, согласно законодательству, должно использоваться при изучении ОБЖ и первой помощи в школах и других учебных учреждениях. И главная задача при этом - помочь теории перейти в практику без необходимости участия в каких-либо реальных спасательных мероприятиях.

В настоящий момент в России действует классификация симуляторов по 7 уровням реалистичности, принятая Российским обществом симуляционного обучения в медицине. Она считается актуальной и для классификации оборудования, используемого для обучения людей без медицинского образования. Следует отметить, что классификация была адаптирована под нужды именно немедицинских тренингов.

Наилучшим можно считать оборудование 5-го, аппаратного, уровня. В данном случае используется соответствующая обстановка, например имитация сцены дорожно-транспортного происшествия (ДТП), включающая в себя участок дороги, поврежденные транспортные средства, манекены, имитирующие пострадавших, и другие объекты, которые могут присутствовать при подобном происшествии. Сцены происшествий могут быть воспроизведены в соответствующей имитационной учебной комнате, быть стационарными, вариабельными либо даже мобильными. Это - самый дорогостоящий (в рамках 5 уровней классификации) уровень, предусматривающий наличие продуманного плана и сильной личной заинтересованности преподавателей-тренеров. Симуляционное оборудование 6-го и 7-го уровней позволяет отрабатывать только профессиональные медицинские умения, поэтому обычно не используется для отработки навыков оказания первой помощи.

Успешность занятий зависит не только от ком-

плекта оборудования, но и от организации и менеджмента процесса обучения. Особенно важна структура занятия, определяющаяся преподавательским составом. Многое зависит от личного отношения педагогов к методике симуляционного обучения.

Для проведения симуляционных занятий необходимы учебные комнаты, снабженные мультимедийным оборудованием (проекторы, экраны, компьютеры и т.д.). Оптимальная численность 1 группы -6-10 человек, средняя продолжительность занятия -6-7 ч.

Мы предлагаем делить занятие на следующие блоки:

1. Введение. Преподаватель излагает теорию тематического занятия в виде мини-лекции. В данном блоке важно показать актуальность проблемы, то, что в такую ситуацию (к примеру, в ДТП) может попасть каждый, стать ее участником или свидетелем. И в этом случае важно не оставаться безучастным. Оптимальный вариант - использование собственного опыта преподавателя, истории из жизни. Для этого желательно подготовить презентации с использованием слайдов и демонстрацией фильма. Длительность введения должна составлять от 15 мин до 1 ч; введение соответствует 1-му уровню реалистичности. Цель данного этапа - теоретическая и мотивационная подготовка учащихся. Важно внушить слушателям, что им необходимо будет оказывать помощь, пользуясь получаемыми на занятиях знаниями, не проходить мимо пострадавших, даже если учащихся пугают слова СЛР и «дефибрилляция». Ведь наша цель -научить их не бояться подобных ситуаций.

В последнее время более актуальной методикой реализации вводного этапа становится демонстрация. Перед группой обучающихся с использованием симу-ляционного оборудования или без него разыгрывают ситуацию, в которую может попасть любой из них. Эту сценку можно проиграть с манекеном, коллегой или с одним из участников тренинга. Последующий разбор такой демонстрации будет сопровождаться объяснением, являющимся своеобразной заменой мини-лекции, плавно и незаметно перетекающей во 2-й этап.

2. Инструктаж. После небольшого перерыва в аудиторию заносят необходимое симуляционное оборудование для работы с обучаемыми. Перерыв используется преподавателем для технической организации данного блока.

На 1-м этапе инструктажа, используя имеющееся симуляционное оборудование, преподаватель-инструктор или лучше 2 инструктора, показывают методику без комментариев (например, как поэтапно происходит оказание первой помощи при остановке кровообращения).

На 2-м этапе даются подробные комментарии того, что делает преподаватель. Демонстрируется ал-

^^^^^■пи §»д"1 шссшц,1п теория и практика 1 м е 1 1 и 1 1 ши

I I с I ш ► 1

горитм действий с подробнейшими комментариями по каждому элементу действия и вскрываются все нюансы их выполнения. Инструктор проводит резюмирование в форме дебрифинга: вопросы - всей группе и индивидуально - каждому курсанту по увиденному; ответ на 1-3 вопроса от каждого участника группы; резюме инструктора по проведенной демонстрации.

На 3-м этапе в той же последовательности показываются действия выполняемого алгоритма с участием преподавателя в качестве инструктируемого, т.е. алгоритм демонстрируется инструктором под руководством курсантов; происходит пошагово выполнение всего алгоритма действий под руководством курсантов и без комментариев со стороны инструктора, который выполняет только правильные команды курсантов. Для хорошего закрепления материала допускается внесение инструктором исправлений в высказывания курсантов в случае совершения последними грубых тактических, технических и иных ошибок. Инструктор вновь проводит резюмирование в форме дебрифинга: каждому курсанту задаются вопросы о впечатлениях, ошибках и успешных моментах; резюме инструктора озвучивается в позитивном ключе с подчеркиванием успешности каждого курсанта. Цель данного этапа - подготовка учащихся к следующему, полностью самостоятельному практическому этапу.

На 4-м этапе курсанты демонстрируют алгоритм действий, без комментариев. Инструктор может вносить исправления и коррективы в высказывания курсантов в случае совершения ими грубых тактических, технических и иных ошибок для правильного закрепления материала. После выполнения алгоритма каждым курсантом проводится дебрифинг.

5-й этап - итоговая демонстрация курсантами полного алгоритма действий (при наличии времени) в сопровождении трека, совершенствующего выполнение компрессий грудной клетки - BeeGees «^аутАНуе» при обучении базовому алгоритму реанимационных мероприятий.

3. Симуляционное обучение. В процессе тренинга обучаемые практикуются по очереди под контролем преподавателя. Педагог контролирует воспроизведение последовательности действий. После освоения одного навыка переходят к следующему. Если манипуляция требует участия 2 исполнителей, идет отработка азов командной работы. После освоения мануальных навыков во 2-м блоке учащихся можно перевести (при наличии) на следующий уровень реалистичности - в имитационную комнату, в которой воспроизведена обстановка при каком-либо происшествии. Могут использоваться и специально подготовленные площадки на улице. На данном этапе на первый план выходят вопросы взаимодействия «очевидцев» друг с другом, определение лидера, использо-

вание элементов окружающей обстановки. Важный момент - создание дополнительных факторов психоэмоциональной нагрузки, для чего учащихся заранее не предупреждают о том, где будет проходить занятие, что их там ожидает. Таким образом, обстановка окажется неожиданной: число пострадавших, их локализация, наличие и спектр подручных средств, действие внешних факторов (задымление, сирены, имитация проводов, лужи, освещение и т.д.). Благодаря этому учащиеся будут демонстрировать умение действовать в стрессовых для себя условиях, правильно оценивать обстановку, в том числе с точки зрения собственной безопасности. Часть учащихся при достаточной оснащенности можно размещать в качестве зрителей «за стеклом» или как сторонних наблюдателей на улице. Такие наблюдатели, как правило, нередко делают выводы быстрее и адекватнее, чем участники основной группы - сказывается отсутствие стрессового фактора.

4. Дебрифинг, или разбор полетов, проводится непосредственно после окончания этапа симуляцион-ного обучения. Происходит анализ учебного процесса, в том числе и на основании серии вопросов, задаваемых преподавателем. Дебрифинг строится так, чтобы учащиеся могли сконцентрироваться на ключевых вопросах, определяя причинно-следственную связь событий. Разбор проводится в отдельном кабинете. Преподаватель характеризует результаты занятия в общем и целом, разбирает ошибки и методы их устранения. К разбору привлекаются все обучаемые, несмотря на то, что к этому моменту они обычно очень устали. Происходит дискуссия, управляемая тренером-преподавателем с помощью вопросов. Эффективность этапа повышается, если ведется видеозапись тренинга.

5. Итоговое тестирование (практической части) для оценки собственных успехов и последующее анкетирование. Преподаватель отвечает на вопросы курсантов, подводит итоги занятия. Стоит отметить, что методика обучения вырабатывается у любого преподавателя в первые годы работы и может существенно отличаться от предлагаемой. Важно соблюдать систему и применять основополагающие правила, используя стандарты и алгоритмы; структура же занятия и подача материала зависят от участников и самого тренера.

Симуляционный центр бюджетное учреждение «Республиканская станция скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашской Республики начал функционировать летом 2014 г. В качестве инструкторов были приглашены фельдшеры и врачи бригады анестезиологии и реанимации г. Чебоксары на условиях внутреннего совместительства. Основное направление деятельности Центра - наставничество и передача практического опыта более молодым сотрудникам. За первый год его деятельности в нем

фессия: т е оиашяюитиашяииишя

прошли тренинги для всего штата станции, что в абсолютных цифрах составило около 2 тыс человек; многие сотрудники приходили на занятия неоднократно. В последующем число прошедших обучение медицинских работников ежегодно возрастало. Кроме того, было проведено множество общественных мероприятий по развитию культуры грамотного оказания первой помощи населению и сотрудникам иных медицинских и немедицинских организаций Чувашской Республики, издано практическое руководство «Первая помощь как безопасность жизни», выдержавшее уже 3 издания [6]. Была разработана также эксклюзивная, не имеющая аналогов аптечка первой помощи, в которую вошли мобильный, обеспечивающий личную безопасность подсумок-аптечка, и устройство для оказания первой помощи в форме шины-воротника, удобного для фиксации шеи и конечностей пострадавшего в отсутствие подручных средств.

За более чем 4 года работы Центра проведены сотни общественных акций, мастер-классов, тренингов. При проведении тренингов и мастер-классов с сотрудниками станции, в числе прочих, был сделан самый главный вывод о преимуществах симуляцион-ного обучения: снятие страха перед выполнением сложных медицинских процедур. Большинство сотрудников станции, участвовавших в опросе, подтвердили, что сталкивались со сложностями и неудачным выполнением тех или иных манипуляций и процедур за годы работы. Все опрошенные сотрудники отметили также, что боялись неудачи перед выполнением сложной медицинской процедуры вне зависимости от стажа и опыта работы. После прохождения тренингов в симуляционном центре многие сотрудники станции отметили желание выполнять сложные медицинские процедуры и манипуляции. Появилось стремление к рутинной постановке периферических катетеров, возросла потребность в обеспечении станции расходными материалами, плавное снижение потребности в иглах-«бабочках» после практических занятий по работе с проблемными венами на симуляторах верхней конечности. Особенно следует укзать на снижение реального интереса к ларинге-альным маскам и трубкам и рост потребности в применении интубации эндотрахеальными трубками после занятий на тренажере по интубации трахеи. Самый важный результат - отработка членами бригады слаженного и эффективного выполнения современных алгоритмов базовых и расширенных реанимационных мероприятий, рекомендованных Национальным советом по реанимации в последней редакции. Унифицированный подход к проведению реанимационных мероприятий делает экстренную ситуацию понятной для всех; каждый мгновенно понимает свою роль и задачу без лишних слов и потерянных секунд.

Симуляционный центр оказался востребованным сотрудниками администрации станции как площадка, дающая возможность отработать и повторить элементы оказания первой помощи, и сотрудниками диспетчерской службы, которые уже сегодня готовы начать реализовывать так называемую, цепь выживания, консультативно оказывая первую помощь и контролируя ситуацию до прибытия бригады скорой медицинской помощи.

Процесс обучения навыкам первой помощи становится все более востребованным обществом. Работающим как с людьми, так и в производственной сфере, уже сегодня необходим базовый минимум знаний и навыков в этой области. Требования к качеству обучения стандартизируются и принимают форму алгоритмов, одинаковых для всех вне зависимости от уровня образования. Совершенствуется законодательная база по симуляционному обучению и в России, и в мире. Симуляционное обучения медсестер должно проводиться не только по вопросам первой помощи, но и по актуальным вопросам гериатрии, психиатрии и другим специальностям, сестринскому процессу в целом [2]. В первую очередь, необходимы навыки применения опросников и шкал, позволяющих выявить у пациентов различные сестринские проблемы, и разработка стандартов по их разрешению.

В нашей стране обсуждаются вопросы совершенствования законодательства в отношении прав лиц, оказывающих первую помощь. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект поправок в законы и иные нормативно-правовые акты, касающиеся первой помощи в целом и применения автоматических наружных дефибрилляторов, которые в скором будущем начнут размещаться в общественных и иных местах скопления людей. На заседании «круглого стола» Комитета по охране здоровья, состоявшемся 19.10.18 в Государственной Думе, прошло обсуждение предложений о предстоящих изменениях правового акта «Первая помощь. Совершенствование правового регулирования». Резюмируя результаты совещания, можно отметить, что будут внесены изменения в Федеральные законы 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и в 273 «Об образовании в Российской Федерации» и в иные нормативно-правовые акты министерств и ведомств, в которых будут закреплены новые термины и понятия, дополнительно прописывающие права и обязанности лиц, оказывающих первую помощь, а также совершенствующие этот процесс.

Совсем недавно в номенклатуру специальностей главных внештатных специалистов Минздрава России введена должность главного внештатного специалиста по первой помощи, в задачи которого, скорее всего, будет входить перечень целей по совер-

■иофасшияи т е о р и я

ра кт

и к а

шенствованию и обеспечению развития этого направления деятельности в рамках межведомственного сотрудничества и внутриведомственной организационной работы.

Обществу остается лишь принять нововведения, поддержать их активным участием и, наконец, осознать, что жизнь и здоровье каждого - в его руках, а медицина - эффективный и дополнительный инструмент.

Литература

1. Баландина И.А., Рудин В.В., Суслина О.А. Роль центра практических умений и навыков в формировании профессиональных компетенций медицинских специалистов среднего звена. Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Вузовская педагогика: Материалы конференции. Красноярск, 2016; 374-7.

2. Голенков А.В., Аверин А.В. Сестринский процесс в психиатрии: учебное пособие. Чебоксары, 2003.

3. Заславская Е.А., Горшков М.Д. Аккредитация, аттестация и сертификация Росомед. Статистические портреты симуляционных центров. Виртуальные технологии в медицине. 2018; 1 (19): 36-44.

4. Ильницкий А.Н., Прощаев К.И., Горелик С.Г. Симуляционное обучение медсестер. Медицинская сестра. 2016; 4: 7-9.

5. Свистунов А.А., Горшков М.Д., Шубина Л.Б., Грибков Д.М. Основные принципы и понятия симуляционного обучения: Специалист медицинского симуляционного обучения. М., 2016; 3: 40-71.

6. Смирнов А.В. Первая помощь как безопасность жизни: практическое руководство. Чебоксары. 2017; 15с.

TRAINING IN FIRST AID IN THE REGIONAL SIMULATION CENTER A.V. Smirnov, A.V. Golenkov, prof. Chuvash state University nam.I.N. Ulyanov Russian Federation, 428000, Cheboksary, Moskovsky prosp., 45 The paper assesses the role of simulation training in first aid skills. Experience of 4 years of work of the Republican simulation center is generalized.

Key words: first aid, simulation training, simulation center.

For reference: Smirnov A.V., Golenko A.V. Training In first aid in the regional simulation center. Meditsinskaya Sestra. 2018; 20 (8): 31-35. https://doi.org/10.29296/25879979-2018-08-07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.