Научная статья на тему 'РАССМОТРЕНИЕ МИРОВЫМ СУДЬЕЙ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ О ВЫНЕСЕНИИ СУДЕБНОГО ПРИКАЗА В ПОРЯДКЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА'

РАССМОТРЕНИЕ МИРОВЫМ СУДЬЕЙ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ О ВЫНЕСЕНИИ СУДЕБНОГО ПРИКАЗА В ПОРЯДКЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
635
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ADMINISTRATIVE LEGAL PROCEEDINGS / МИРОВОЙ СУДЬЯ / ПРИКАЗНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / WRIT PROCEEDINGS / ДЕЛА О ВЗЫСКАНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И САНКЦИЙ / CASES OF RECOVERY REGULATORY PAYMENTS AND PENALTIES / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДЕЛА / ADMINISTRATIVE CASES / MAGISTRACY / CASES OVER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогачева О.С.

Статья посвящена роли мирового судьи в административном судопроизводстве. Анализируется процессуальное положение мирового судьи при рассмотрении заявлений о вынесении судебного приказа по делам о взыскании обязательных платежей и санкций.The article focuses on the role of the magistrate in the administrative proceedings. Analyzes the procedural position of the magistrate in considering applications for a court order in cases of recovery of compulsory payments and penalties.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАССМОТРЕНИЕ МИРОВЫМ СУДЬЕЙ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ О ВЫНЕСЕНИИ СУДЕБНОГО ПРИКАЗА В ПОРЯДКЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА»

УДК 342.9(470)

О. С. Рогачева

Воронежский государственный университет

РАССМОТРЕНИЕ МИРОВЫМ СУДЬЕЙ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ О ВЫНЕСЕНИИ СУДЕБНОГО ПРИКАЗА В ПОРЯДКЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Статья посвящена роли мирового судьи в административном судопроизводстве. Анализируется процессуальное положение мирового судьи при рассмотрении заявлений о вынесении судебного приказа по делам о взыскании обязательных платежей и санкций. К л ю ч е в ы е с л о в а: административное судопроизводство, мировой судья, приказное производство, дела о взыскании обязательных платежей и санкций, административные дела.

PROCEEDINGS IN A CASES MAGISTRATE TO PASS JUDICIARY WRIT UNDER ADMINISTRATIVE PROCEDURE

The article focuses on the role of the magistrate in the administrative proceedings. Analyzes the procedural position of the magistrate in considering applications for a court order in cases of recovery of compulsory payments and penalties.

K e y w o r d s: administrative legal proceedings, magistracy, writ proceedings, cases over, cases of recovery regulatory payments and penalties, administrative cases.

Среди судов общей юрисдикции, рассматривающих административные дела в порядке административного судопроизводства по первой инстанции, особое место занимают мировые судьи.

Порядок осуществления административного судопроизводства мировыми судьями административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)1. Часть 3.1 ст. 1 КАС РФ закрепляет, что заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Долгое время публично-правовое регулирование взыскания обязательных платежей было исключительно в ведении гражданского процесса. До важного начала действия в сентябре 2015 г. КАС РФ государство прошло долгий путь становления судебного института административной юстиции. Принятие КАС РФ позволило сформировать более доступный для широкого использования всеми гражданами механизм защиты своих субъективно-публичных прав, закрепленный: 1) в ст. 46 Конституции РФ, определяющей, что, во-первых, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а во-вторых,

© Рогачева О. С., 2017

решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, 2) а также в ст. 47, устанавливающей, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Согласно ст. 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций. Пункт 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О мировых судьях...») наделяет полномочиями мирового судью рассматривать дела о выдаче судебного приказа.

Административные дела, рассматриваемые в порядке КАС РФ, характеризуются многообразием и различием, в том числе по сложности доказывания обстоятельств дела. Общеизвестно, что далеко не каждый гражданин исполняет свою конституционную обязанность по уплате налогов (ст. 57 Конституции РФ) надлежащим образом, и, как следствие, суды общей юрисдикции ежегодно рассматривают большое количество дел о взыскании обязательных платежей (в том числе налогов, сборов, страховых взносов) и санкций с физических лиц.

Таким образом, КАС РФ предусматривает возможность упрощения и ускорения рассмотрения административных дел о взыскании обя-

зательных платежей и санкций в случаях, когда требования органа государственной власти бесспорны (требования кредитора), т. е. у должника отсутствуют возражения по существу. Приказное производство у мировых судей позволяет упростить административный судебный процесс и значительно ускорить защиту нарушенных прав, повысив тем самым эффективность правосудия по административным делам и облегчив доступ к нему.

Бесспорность материально-правовых требований (взыскание обязательных платежей и санкций) административного истца - решающий фактор, предопределяющий возникновение приказного производства у мирового судьи в порядке административного судопроизводства. При этом под бесспорностью материально-правового требования, с которым взыскатель обращается в суд, понимается то, что это требование, в принципе, не должно оспариваться должником ввиду того, что оно настолько основательно подтверждено доказательствами, что у суда просто не может быть никаких сомнений в обоснованности требований взыскателя. В то же время следует признать, что термин «бесспорность требования» применительно к приказному производству носит отчасти условный характер, так как не исключено, что несмотря на представленные административным истцом веские доказательства, должник всё же может заявить свои возражения против требований заявителя либо, не оспаривая открыто этих требований, молчаливо саботировать исполнение своих обязанностей. Согласно п. 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным2.

О спорности заявленных требований может свидетельствовать, в частности, поступление от должника возражений относительно данных требований, в том числе до вынесения судьей судебного приказа.

Статистические данные свидетельствуют, что правовая регламентация приказного производства, ранее осуществляемая на основании норм ГПК РФ, себя оправдывает. Число судебных приказов, вынесенных мировыми судьями по взысканию обязательных платежей и санкций (категория дел, переданная в КАС РФ), составило 3 878 644, или 94 % от общего числа дел о взыскании обязательных платежей и санкций, рассмотренных с вынесением решения3.

В КАС РФ установлен порядок судебного

взыскания обязательных платежей и санкций по правилам приказного производства, а в случае возражения плательщика - в исковом порядке. Новое правовое регулирование, установленное КАС РФ, носит не общий, а специальный характер, содержит процессуальные нормы именно о взыскании обязательных платежей и санкций, в которых правоотношения имеют ярко выраженный публично-правовой характер.

Статья 123.1 КАС РФ определяет судебный приказ как судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.

Признаки судебного приказа в административном судопроизводстве:

- судебный приказ является разновидностью судебного постановления, выносимого судьей единолично. Судебный приказ отличается от судебного решения краткостью своего изложения, обусловленной особенностями материально-правовых требований, которые имеют бесспорный характер. Судебное решение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей; судебный приказ - только из вводной и резолютивной частей. В отличие от судебного решения судебный приказ может быть отменен мировым судьей, который его вынес, по заявлению должника, если он (должник) по уважительной причине не имел возможности своевременно заявить свои возражения против требования заявителя;

- судебный приказ выносится без рассмотрения дела по существу на основе письменных документов. Судья не исследует свидетельских показаний, заключений эксперта, не заслушивает объяснений сторон;

- судебный приказ в административном судопроизводстве может быть вынесен только по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций;

- судебный приказ является исполнительным документом, т. е. административному истцу не нужно получать еще и исполнительный лист. На вступивший в законную силу судебный приказ одновременно распространяются положения ст. 16 КАС РФ, которая закрепляет обязательность судебных актов. С 1 января 2017 г. вступит в силу ч. 1.1 ст. 16 КАС РФ, согласно которой судебный акт, за исключением акта, содержащего сведения, составляющие охраняемую законом тайну, может быть выполнен в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. При выполнении судебного акта в форме электронного документа дополнительно выполняется экземпляр данного судебного

акта на бумажном носителе. Судебный приказ составляется на специальном бланке в двух экземплярах, которые подписываются судьей. Один экземпляр остается в материалах дела. Для должника изготавливается копия судебного приказа.

Вывод: в административном судопроизводстве одной из форм упрощенного судопроизводства выступает приказное производство, осуществляемое мировым судьей. Приказное производство у мирового судьи призвано способствовать как ускорению разрешения административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, так и восстановлению публичных интересов органов государственной власти, уполномоченных их взыскивать. Приказное производство в административном судопроизводстве - это вид производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций, в котором мировой судья без проведения судебного заседания выносит постановление о взыскании денежных сумм по правилам КАС РФ. С помощью судебного приказа можно ускорить рассмотрение мировым судьей административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций; ускорить процедуру их исполнения для восстановления баланса публичных и частных интересов; разгрузить районные суды от административных дел, которые могут быть разрешены в порядке приказного производства.

Заявление о вынесении судебного приказа и прилагаемые к такому заявлению документы подаются мировому судье в письменной форме в разборчивом виде по общим правилам подсудности и должно соответствовать требованиям, указанным в законе. КАС РФ устанавливает следующие требования к указанному заявлению: наименование суда, в который подается заявление; наименование взыскателя, его местонахождения, номера телефона, факса, адрес электронной почты, реквизиты банковского счета; документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления о вынесении судебного приказа; фамилия, имя, отчество должника, его место жительства или место пребывания, один из его идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), а также дата и место рождения, место работы (если известно), номера телефона, факса, электронной почты (если известны); наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет; положения федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату

обязательного платежа; сведения о направлении требования об уплате обязательного платежа в добровольном порядке; размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного акта, устанавливающие санкцию; иные документы, подтверждающие обоснованность требования взыскателя; перечень прилагаемых к заявлению документов.

Непосредственно КАС РФ ничего не говорит о минимальных суммах взыскания. Между тем размер недоимки физических лиц по конкретным налогам и за различные налоговые периоды часто незначителен. Оправданно ли обращаться в суд за взысканием небольших сумм? По мнению Е. В. Тарибо, очевидно, что в силу принципа процессуальной экономии это неоправданно4. Как считает ученый, применяя КАС РФ, необходимо использовать уточняющие положения НК, суть которых в следующем. Налоговый орган обращается в суд тогда, когда общая (совокупная) сумма недоимки по различным налогам и сборам достигнет 3000 рублей. Это важное и нужное уточнение. Но как в этом случае считать шестимесячный срок для подачи в суд заявления о взыскании недоимки? Этот срок исчисляется со дня истечения срока исполнения последнего требования, направленного налогоплательщику. Указанная в последнем требовании сумма должна прибавлять к совокупному налоговому долгу, доводя его до необходимой пороговой величины 3000 рублей и выше. А что делать, если в рамках трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования общая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей? В этом случае налоговый орган обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока. Конечно, можно рассматривать все приведенные выше уточнения как адресованные налоговым органам. Но все-таки надо их рассматривать как обязательные и для судов. В противном случае судебный порядок взыскания обязательных платежей станет слишком дорогим, будет использоваться нерационально.

К заявлению о вынесении судебного приказа прилагаются документы, свидетельствующие о направлении должнику копий заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении, либо документы, подтверждающие передачу должнику указанных копий заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом. К заявлению также прилагается копия требования об уплате платежа в добровольном порядке.

При несоблюдении требований к форме и содержанию заявления о вынесении судебного

приказа и не представлении документов, подтверждающих заявленное требование, мировой судья возвращает заявление о вынесении судебного приказа, что не препятствует повторному обращению взыскателя в суд с заявлением к тому же должнику, с тем же требованием и по тем же основаниям после устранения допущенных нарушений. Об этом также говорит постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»: возвращение заявления о вынесении судебного приказа не препятствует взыскателю повторно обратиться в суд с таким заявлением после устранения недостатков, указанных в определении мирового судьи (ч. 1 и 2 ст. 123.4 Кодекса). Если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (п. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 3 ст. 123.4, ч. 1 ст. 286, ст. 287 Кодекса).

В соответствии со ст. 287 КАС РФ заявление о вынесении судебного приказа подписывается руководителем контрольного органа, от имени которого подано заявление. Однако ч. 1 ст. 125 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление подписывается административным истцом и (или) его представителем. Часть 8 ст. 54 КАС РФ говорит о том, что от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов. Почему в случае взыскания обязательных платежей и санкций право подписи ограничено только подписью руководителя, остается вопросом. Лицо, полномочия которого определены в доверенности, не может подписать заявление о вынесении судебного приказа, что подтверждается уже сложившейся судебной практикой5.

Пункт 6 ст. 4 ФЗ «О мировых судьях.» закрепляет положение, согласно которому председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть заявлений о

вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Тот же самый срок указан в ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)6, согласно которой заявление подается налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сборов, пеней, штрафов. Согласно ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Мировой судья при рассмотрении административного дела о взыскании обязательных платежей и санкций должен руководствоваться нормами НК РФ в целях определения начального момента течения срока для подачи административного искового заявления. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен мировым судьей. В НК также содержится правило о том, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ).

В соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» заявление о взыскании страховых взносов подается в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Также пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судьей7.

В ходе рассмотрения дела мировому судье необходимо учитывать, что согласно п. 60 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ»8 не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командиров-

ке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

Судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным ст. 128 КАС РФ, а также в случае если:

1) заявлено требование, не предусмотренное ч. 3.1 ст. 1 КАС РФ (требование о взыскании обязательных платежей и санкций);

2) место жительства или место пребывания должника находится вне пределов Российской Федерации;

3) из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.

Об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа мировой судья выносит мотивированное определение, в котором указывает обстоятельства, послужившие основанием для возвращения административного искового заявления, и способ устранения обстоятельств, препятствующих возбуждению административного дела, а также решает вопрос о возврате административному истцу государственной пошлины. Определение суда должно быть вынесено в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд или со дня истечения срока, установленного для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения, если иной срок не установлен КАС РФ. Копия определения о возвращении административного искового заявления вручается или направляется административному истцу вместе с этим административным исковым заявлением и приложенными к нему документами не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения указанного определения. Отказ в принятии заявления не препятствует обращению в исковом порядке.

Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд, без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств.

При рассмотрении заявления о вынесении судебного приказа мировому судье надлежит руководствоваться, в том числе, и ч. 6 ст. 289 КАС РФ, согласно которой при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о

взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

КАС РФ предъявляет следующие требования к судебному приказу:

1) номер производства и дата вынесения судебного приказа;

2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего судебный приказ;

3) наименование и место нахождения взыскателя;

4) фамилия, имя и отчество должника, его место жительства или место пребывания, один из его идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), а также дата и место рождения, место работы (если известно);

5) законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при удовлетворении требования;

6) размер денежных сумм, подлежащих взысканию;

7) сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с должника в пользу взыскателя или в доход соответствующего бюджета;

8) реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию;

9) период, за который образовалась взыскиваемая задолженность по обязательствам, предусматривающим исполнение по частям или в виде периодических платежей.

Копия судебного приказа в течение трех дней со дня вынесения судебного приказа направляется должнику, который в течение двадцати дней со дня ее направления вправе представить возражения относительно исполнения судебного приказа.

Если от должника в этот срок поступят возражения относительно его исполнения, то судебный приказ подлежит отмене мировым судьей, который выносит определение об отмене судебного приказа с разъяснением взыскателю его права на обращение в суд с административным исковым заявлением в порядке, предусмотренном главой 32 КАС РФ «Производство по административным делам о взыскании обязательных

платежей и санкций». Отмена судебного приказа в том же суде, в котором он был выдан, наглядно свидетельствует об упрощенной модели судопроизводства, характеризующейся оперативностью решения подобных и иных вопросов.

Если должник пропустит срок на подачу возражений, то мировой судья не рассматривает их и возвращает лицу, их представившему, за исключением случая, если это лицо обосновало невозможность представления возражений в указанный срок по не зависящим от него причинам. Копии определения об отмене судебного приказа направляются взыскателю и должнику не позднее трех дней после дня его вынесения.

Судебный приказ может быть обжалован в кассационном порядке. В соответствии со ст. 318 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами.

Судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, которые могут подать кассационную жалобу, были исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу. Срок подачи кассационных жалоб, представления может быть восстановлен судом по уважительной причине, в том числе в связи с отсутствием у лица, в отношении которого вынесен судебный приказ, сведений об обжалуемом судебном акте. По заявлению указанного лица срок для обжалования может быть восстановлен судом кассационной инстанции только в случае, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее двенадцати месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или если заявление подано лицом, не участвовавшим в деле, о правах и об обязанностях которого суд принял судебный акт, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

На вступившие в законную силу судебные приказы, определения мировых судей кассационные жалоба, представление подаются, соответственно, в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

В суде кассационной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, кассационные жалоба, представление рассматриваются в срок, не превышающий одного месяца,

если административное дело не было истребовано, и в срок, не превышающий двух месяцев, если административное дело было истребовано, не считая времени со дня истребования административного дела до дня его поступления в суд кассационной инстанции.

В соответствии со ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Что касается пределов рассмотрения кассационных жалобы, представления, то суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются. При этом мировому судье необходимо иметь в виду, что указания вышестоящего суда о толковании закона обязательны для суда, вновь рассматривающего административное дело.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы, представления в судебном заседании суд кассационной инстанции выносит постановление либо об оставлении судебного приказа в силе, либо об отмене судебного приказа, соответственно, с разъяснением права административному истцу обратиться в суд в порядке искового производства.

1 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации : федер. закон от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (в ред. от 03.07.2016). Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».

2 О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Отчет о работе судов общей юрисдикции о рассмотрении гражданских дел по первой инстанции. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2015 год. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id = 79&item=3417

4 См.: ТарибоЕ. В. Взыскание обязательных платежей по правилам КАС РФ : некоторые проблемные вопросы // Журнал административного судопроизводства. 2016. № 1. С. 83.

5 Административный иск от имени государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда

Российской Федерации о взыскании задолженности по обязательным платежам возвращен согласно п. 4 ч. 1 ст. 129 КАС РФ без рассмотрения, так как, вопреки ч. 1 ст. 287 КАС РФ, был подписан не руководителем контрольного органа, а наделенным доверенностью начальником его юридической группы (Определение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 января 2016 г. по делу № 33-504/2016. Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».

6 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон. от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 01.05.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования : федер. закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (в ред. от 29.12.2015). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

8 О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации : постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Воронежский государственный университет

Voronezh State University

Рогачева О. С., доктор юридических наук, профессор кафедры административного и муниципального права e-mail: Olga_rogacheva@mail.ru tel.: 8(920)228-04-11

Rogacheva O. S., Doctor of Legal Sciences, Professor of the Administrative and Municipal Department e-mail: Olga_rogacheva@mail.ru тел.: 8(920)228-04-11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.