Научная статья на тему 'РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, КАК СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, КАК СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович

В статье исследуется организационно-управленческая деятельность расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Анализируется понятийный аппарат двух криминалистических категорий «организация расследования» и «управление расследованием», синтез которых позволяет обеспечить условие единства, взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности организации и управления расследованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF ECONOMIC CRIMES COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORT AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES AS A SYSTEM OF ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ACTIVITIES

The article examines the organizational and managerial activities of the investigation of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities. The conceptual apparatus of two forensic categories «organization of investigation» and «investigation management» is analyzed. Their synthesis makes it possible to ensure the condition of unity, interconnection, interdependence and interdependence of the organization and management of the investigation.

Текст научной работы на тему «РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, КАК СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 343.985.7 ББК 67.52

© 2022 г. Чиненов Евгений Владимирович,

начальник кафедры криминалистики Белгородского юридического института МВД России,

кандидат экономических наук, доцент.

E-mail: Chinenovevg@yandex.ru

РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, КАК СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье исследуется организационно-управленческая деятельность расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Анализируется понятийный аппарат двух криминалистических категорий «организация расследования» и «управлениерасследованием», синтез которых позволяет обеспечить условие единства, взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности организации и управления расследованием.

Ключевые слова:расследование преступлений, организационно-управленческая деятельность, преступления экономической направленности, железнодорожный транспорт.

Chinenov Evgeny Vladimirovich - Head of the Criminalistics Department, the Belgorod Law Institute of the Ministry

of Internal Affairs of Russia, PhD in Economics, Associate Professor.

INVESTIGATION OF ECONOMIC CRIMES COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORTAND TRANSPORT

INFRASTRUCTURE FACILITIES AS A SYSTEM OF ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ACTIVITIES

The article examines the organizational and managerial activities of the investigation of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities. The conceptual apparatus of two forensic categories «organization of investigation» and «investigation management» is analyzed. Their synthesis makes it possible to ensure the condition of unity, interconnection, interdependence and interdependence of the organization and management of the investigation.

Keywords: crime investigation, organizational and managerial activities, economic crimes, railway transport.

Эффективное расследование преступлений невозможно без надлежащей организации процесса установления имеющих уголовно-правовое значение обстоятельств преступлений и лиц, их совершивших, а также управления (руководства, координации) криминалистической деятельностью задействованных в этом следователей, оперативных работников, специалистов и иных сотрудников органов внутренних дел. Организация расследования и управление расследованием являются ключевыми элементами структуры расследования, характеризующими его как целостную систему [1]. Являясь, по сути, равноправными областями, отвечающими за реализацию плана расследования и отработку версий, они объединяют вокруг себя процессуальные, организационно-подготовительные, организационно-технические, оперативно-разыскные, служебные проверочные и иные действия, производимые субъектами рассле-

дования по изучению процессов получения информации, исследованию объектов, определяют их рациональный выбор, последовательность, ведут к гарантированному достижению целей расследования и решению задач, возникающих на различных этапах, в разных ситуациях.

Организацию расследования и управление расследованием нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Теоретически доказано, что организация не возможна без грамотного управления, а управление не существует без организации [2]. Данный тезис в полной мере можно применить и к деятельности по расследованию преступлений, что фактически подтверждается существующими причинно-следственными и корреляционными связями, соединяющими в нем организационные и управленческие начала.

Анализ взглядов ученых на сущность организации и управления как научных категорий

и многоаспектных явлений, понимание их соотношений позволяют нам, руководствуясь деятельностным подходом, поднять вопрос о возможности упорядочивания их в единую самостоятельную систему организационно-управленческой деятельности лица, занимающегося руководством и организацией расследования. Учитывая это и основываясь на положениях межотраслевых научных знаний, выводах фундаментальных криминалистических научных исследований В.Д. Зеленского, А.М. Ларина, И.П. Можае-вой и ряда других ученых [3; 4; 5], собственных наблюдениях, следует предпринять попытку выделения в системе расследования фундаментальных свойств элементного состава организации и управления для их последующего рассмотрения в комплексе, в сочетании, во взаимном проникновении. Представляется, что сведение их в отдельную, самостоятельную структуру может стать потенциалом, резервом повышения качества расследования преступлений. Результат от совместных их действий, подобно синергети-ческому (усиливающему) эффекту, даст новый импульс дальнейшему совершенствованию методико-криминалистического обеспечения расследования преступлений отдельных видов и групп.

Отправной точкой наших рассуждений будет являться высказанное в специальной литературе суждение о том, что организация и управление являются особым, специфическим видом социальной деятельности, именуемой организационно-управленческой, наделенной признаками самостоятельности и содержательно-процессуальной целостности [6]. В настоящее время она получила широкое распространение в той части социального пространства, которое именуется профессиональной сферой. Стандарты организационно-управленческой деятельности научно обосновываются и внедряются в различные сферы материального производства, непроизводственную сферу с входящими в каждую из них определенными отраслями [7, с. 56].

Актуален вопрос и для деятельности федеральных органов исполнительной власти России. В их перечне не является исключением и деятельность органов внутренних дел, в том числе криминалистическая. С позиций

организации и управления здесь также предпринимаются попытки охарактеризовать процесс расследования, показать возможные ресурсы для его совершенствования. Не вдаваясь в полемику по данному вопросу, ведущуюся на протяжении нескольких десятилетий, отметим лишь несколько небезынтересных взглядов.

Так, изучение содержательной части организации и управления расследованием преступлений, утверждает В.Д. Зеленский, играет важную роль в повышении качества следственной работы [8, с. 734].

B.В. Тищенко небезосновательно считает, что «...процесс расследования нуждается в организации и управлении, в противном случае решить указанную задачу будет невозможно» [9, с. 171].

Еще более убедительно мнение Л.Я. Драп-кина, отмечающего, что «.создание упорядоченной и рационально действующей организационно-управленческой системы по уголовному делу не цель, а лишь средство для решения основных задач расследования, но средство важнейшее и в значительной степени базисное» [10, с. 12-13]. Данное замечание является тем более симптоматичным, когда имеем дело с расследованием преступлений, сложных по механизму, в ряду которых и предстают изучаемые преступления экономической направленности, совершаемые на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Указанной категории преступлений свойственуа сложная организация расследования. Качественная характеристика ее содержательной стороны усугубляется существованием многочисленных организационно-управленческих затруднений, причем возникающих уже на этапе выявления и предварительного расследования. Приведем некоторые из них.

C.В. Красильников связывает их с особенностями организационно-штатного построения и характером функционирования следственных подразделений на транспорте [11]. О.П. Грибунов находит проблему в планировании и организации расследования [12]. В.И. Щукин - в особенностях подготовки и производства отдельных следственных действий [13]. А.В. Богданов, И.М. Парамонов, Е.Н. Хазов видят ее в специфике опера-

тивно-разыскной деятельности на транспорте, особенностях криминалистического взаимодействия [14]. Н.В. Дьяков, А.Б. Сви-стильников, объясняют существующими проблемами информационного обеспечения расследования (доступа субъектов расследования к информационным ресурсам баз данных ОАО «РЖД», например систем «Оскар», «Этран», «Сириус») [15].

С указанными мнениями сложно не согласиться. Многообразие зачастую нестандартных, трудноразрешимых ситуаций, протекающих в специфических и динамично изменяющихся условиях железнодорожного транспорта, оказывает прямое влияние на организацию и управление расследованием совершаемых здесь преступлений. Объективные и субъективные факторы качественно-пространственных особенностей внешней среды не только влияют на выбор и реализацию способа совершения преступления, но и диктуют необходимость соблюдения особого порядка реагирования на сообщение о преступлении, обязывая своевременно организовать работу по горячим следам. Сказанное в полной мере относится к условиям функционирования железнодорожного транспортного комплекса и деятельности органов внутренних дел на транспорте. В такой обстановке многое зависит от умелого руководства работой субъектов, участвующих в различных проверочных (в том числе служебных, проводимых аудиторами, ревизорами, контроллерами, иными должностными лицами железнодорожных транспортных организаций), следственных действиях, оперативно-разыскных мероприятиях, знания возможностей современных технических средств, грамотного применения тактических решений. А потому устойчивость и качество расследования определяются не столько индивидуальным вкладом каждого из его участников, осуществляющего выполнение возложенных конкретных задач, сколько характером и степенью умелых организации и руководства ими, грамотного направления на достижение целей расследования.

В связи с этим отметим, что достичь высокой организации деятельности по расследованию преступления и эффективно управлять ею возможно при условии разум-

ного сочетания в отдельно взятом расследовании относительно самостоятельных, но в то же время системно единых их дея-тельностных функций. Считаем, такое заключение, основывающееся на исследованных нами системных междисциплинарных, межпредметных идеях и принципах, складывающейся следственно-оперативной практике, способно оказать существенное влияние на коррекцию теоретико-методологических основ организационно-управленческой деятельности следователя органа внутренних дел на железнодорожном транспорте.

В основу организации деятельности по расследованию преступлений должны быть положены специально разработанные организационные и управленческие компетенции [16]. Именно компетенции (знания, подготовленность, опыт) определяют квалификацию субъекта расследования, его грамотность, авторитет. В совокупности они формируют профессиональную подготовку субъекта расследования, способствуют принятию правильных тактических решений в любой следственной ситуации в полном объеме и в соответствии с нормами УПК РФ.

Способствовать этому должна ориентация образовательных программ по подготовке следователей, дознавателей на запросы практики. Таким образом, организационно-управленческие компетенции будут формироваться уже на стадии профессиональной вузовской подготовки, а совершенствоваться в ходе практической деятельности.

Далее выделим в расследовании преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, особенности организационно-управленческой деятельности. Для этого изучению и анализу будут подвергнуты два ее компонента -организационная и управленческая деятельность следователя. Такой анализ позволит в дальнейшем охарактеризовать расследование преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, как целостную систему организационно-управленческой деятельности, раскрыть ее сущность, содержание и специфические черты.

В рамках проводимого исследования считаем целесообразным обратиться к выводам проведенного нами ранее теоретического анализа проблем организации расследования совершаемых на железнодорожном транспорте экономических преступлений [17]. Обобщив их, предложим собственную теоретическую конструкцию, способную, по нашему мнению, внести некоторую ясность в данный дискуссионный вопрос. Организация расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, представляет собой научно обоснованную деятельность по применению криминалистических приемов, методов и средств, специальных знаний (в том числе отраслевых), направленных на эффективное выявление, расследование и предупреждение преступлений.

Далее обратимся к особенностям организации расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Выделим ключевые из них:

1. Организация расследования указанных преступлений весьма специфична и проявляется в: своеобразии организации деятельности органов внутренних дел на транспорте; организационном построении оперативно-разыскных подразделений; особенностях их деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию указанных преступлений; использовании в расследовании криминалистических, экономических, отраслевых, железнодорожных знаний.

2. На организацию расследования изучаемой категории преступлений существенное влияние оказывает организационно-структурное построение органов внутренних дел на транспорте. Связано оно с системой территориально-ведомственного управления железнодорожным транспортным комплексом страны*. Это объясняет специфичность выполнения своих функций органами внутренних дел на железнодорожном транспорте. В частности, участки опе-

ративного обслуживания железнодорожного транспорта характеризуются значительной протяженностью путей сообщений, раз-ветвленностью транспортных коммуникаций, круглосуточностью режима работы, концентрацией грузо- и пассажиропотоков на ограниченной территории, непродолжительностью пребывания подвижного состава, грузов, пассажиров на станциях, скоротечностью событий и явлений производственно-экономической деятельности, влиянием сезонных, временных и климатических условий, удаленностью объектов оперативного обслуживания от линейного органа внутренних дел.

3. С методической точки зрения организационное обеспечение расследования органами внутренних дел на железнодорожном транспорте уголовных дел экономической направленности обусловлено особенностями криминалистической характеристики совершаемых здесь преступлений.

4. Результативность расследования данной группы преступлений в первую очередь зависит от взаимодействия сотрудников подразделений трех служб следствия, оперативно-разыскной и экспертно-кримина-листической и владения ими современными криминалистическими методами и средствами.

5. Непременным условием качественной организации расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, выступает надлежащее криминалистическое обеспечение и должный уровень подготовки субъектов расследования. Криминалистическое обеспечение расследования указанной категории представляет собой систему криминалистических и специальных знаний, а также основанных на них умений и навыков по использованию научно обоснованных рекомендаций, применению современных криминалистических средств и методов.

6. На железнодорожном транспорте выявление и расследование преступлений

* О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 30.04.2011 № 333 [Электронный ресурс]. URL: Ы^://мвд.рф/ upload/site 128/folder_page/0 07/060/666/6.pdf (дата обращения: 10.02.2022).

экономической направленности практически невозможны без помощи специалистов (экономистов, инженеров, в том числе железнодорожного транспорта, ревизоров и др.), выполняющих проверочные, контрольные и ревизионные действия, участвующих в подготовке к производству экспертных исследований (экономических, тра-сологических, видеотехнических, компьютерных и др.). Их привлечение рекомендовано уже с момента получения информации о преступлении, в ходе ее проверки, оценки, в процессе предварительного расследования.

Как и большинству видов криминалистической деятельности, организации расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, присущи недостатки и проблемы. Они, апеллируя к мнению В.П. Лаврова, в совокупности с иными объективными и субъективными факторами «...ослабляют систему криминалистического обеспечения, затрудняют организацию хода расследования уголовного дела» [18, с. 86].

Анализ практики деятельности следственных подразделений УТ МВД России по ЦФО, СЗФО, СКФО свидетельствует о наличии следующих из них:

1. Высокая трудоемкость проверочных действий, сложность мероприятий в стадии возбуждения уголовного дела, на первоначальном его этапе, необходимость их выполнения в условиях технологических процессов железнодорожного транспорта, а также большой объем проводимых следственных действий, специфичность экспертных исследования ограничивают следователю нормальное ведение процесса расследования. Это не позволяет расследовать все уголовные дела полно и в срок. К примеру, удельный вес уголовных дел экономической направленности, оконченных в сроки, превышающие 2 месяца, от общего числа по следственным подразделениям в указанных

федеральных округах колеблется от 26,3 до 58,2 %*.

2. Структурно-организационные особенности следственных подразделений органов внутренних дел на транспорте. Как правило, из-за относительной малочисленности их структуры затруднена специализация сотрудников (подразделений). Несмотря на сравнительно невысокую нагрузку (средняя - 19,9 уголовных дел в производстве 1 следователя в 2019 году), расследование «экономических дел» осуществляется наряду с расследованием иных не менее сложных уголовных дел (например, в сфере НОН). Положение усугубляется также недостаточным уровнем специальной подготовки следователей.

3. Отсутствие в штате линейных органов внутренних дел необходимых экспертов, специалистов. Так, в экспертно-криминали-стических группах 9 линейных подразделений УТ МВД России по ЦФО по состоянию на конец 2018 года вместо должностей экспертов штатным расписанием были предусмотрены должности техников-криминалистов. Узкие специалисты имеются только в главках. Их привлечение в условиях значительной отдаленности от мест происшествий, территориально-временных и организационно-управленческих особенностей влияет на длительность сроков расследования, сказывается на его результатах**.

4. Отсутствие программированного подхода (криминалистических алгоритмов) к раскрытию и расследованию преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Результаты опроса сотрудников следственных подразделений УТ МВД России на транспорте по ЦФО, СЗФО, СКФО, выводы более ранних собственных исследований [19] указывают на отсутствие в их арсенале частных криминалистических методических рекомендаций, позволяющих качественно организовать

* Комплексный анализ и оценка результатов оперативно-служебной деятельности органов предварительного следствия УТ МВД России по ЦФО за 2020 год. Аналитические материалы Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу.

** Аналитический обзор о результатах работы сотрудников ЭКЦ УТ МВД России по ЦФО за 10 месяцев 2018 года.

расследование преступлений экономической направленности.

5. Слабый уровень тактического взаимодействия между следователями и другими участниками расследования. Фактически взаимодействие осуществляется эпизодически, изначально в рамках работы следственно-оперативной группы на месте происшествия, а впоследствии - на основе поручений следователя. Такое «фрагментарное» взаимодействие сказывается на результативности предварительного следствия, что проявляется в неполноте предварительного следствия, неправильной квалификации деяний, неверных формулировках в обвинениях. Так, к примеру, в 2019 году по этим основаниям только в УТ МВД России по ЦФО было возвращено 22 уголовных дела экономической направленности. Приведем пример одного из них, находившегося в производстве СО ЛО МВД России на станции «Москва-Киевская» по обвинению гр. Ц. и П в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 160 УК РФ*.

Основаниями возвращения уголовного дела явились следующие организационные упущения в расследовании:

а) в части взаимодействия с экспертами. Следователем не было организовано проведение судебно-оценочной экспертизы для установления стоимости похищенных материальных ценностей, используемых для обеспечения инфраструктурных объектов депо по ремонту подвижного состава, вследствие чего размер вреда, причиненного преступлением на момент совершения инкриминируемого подсудимым преступления, не был установлен;

б) в части взаимодействия с оперативными сотрудниками и специалистами. Отсутствие консультаций следователя со специалистом (инженером железнодорожного Депо) повлекло формализм при составлении отдельного поручения оперативным сотрудникам ЭБиПК, которыми не были в полной мере опрошены свидетели. Помимо этого, в ходе осуществления проверочных действий, в частности инвентаризации, в порядке ст. 144 УПК РФ были нарушены нормы УПК РФ.

При этом проведенный анализ, наряду с отмеченными организационными и информационно-познавательными упущениями в расследовании, позволил нам выявить и недостатки управленческого характера. Они касались вопросов руководства расследованием, в большей степени процессуального. Выразилось это в нарушении познания закономерностей, характеризующих деятельность, сопутствующую процессу организации расследования и ее упорядочению. В частности, из изученных материалов уголовного дела нами усматривается факт непринятия следователем соответствующего мотивированного процессуального решения по заявленному ходатайству стороны защиты о проведении дополнительной физико-химической экспертизы, что повлекло нарушение прав гр. П.

Исследуя вопросы организации, нельзя не коснуться управления расследованием. Существует мнение, что это взаимосвязанные понятия. Они теоретически обоснованы в науке управления как функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, целей деятельности [20, с. 114]. Практически реализованы в самостоятельных видах профессионально осуществляемой деятельности. Примером может служить менеджмент как симбиоз организации и управления, обладающий в различных институциональных структурах индивидуальными чертами.

Положения теории организации расследования тесно связаны с вопросами управления расследованием преступлений [21]. Как нельзя точно это утверждение было охарактеризовано Г.А. Тумановым: «Процесс расследования - это своеобразный управленческий цикл с целью изобличения преступника» [22, с. 130].

Для более четкой ориентации в проблеме рассмотрим ряд мнений ученых о понятии управления расследованием.

А.М. Ларин под управлением конкретным расследованием понимает определение следователем направления расследования, дачу

* Уголовное дело № 11701009605000123. Архив СО ЛО МВД России на станции «Москва-Киевская».

поручений и указаний органу дознания, принятие властных решений об участии в деле тех или иных лиц, содействие осуществлению их прав и обязанностей [3, с. 59].

H.П. Яблоков управление расследованием отождествляет с руководством, т. е. поведением, при котором субъект расследования реально влияет на деятельность объекта расследования, обеспечивая движение к поставленной организацией расследования цели [23, с. 116].

Анализ представленных выше и других существующих взглядов на проблему позволяет нам заметить следующее:

- управление расследованием является своеобразным инструментом, обеспечивающим преодоление информационно-познавательных и организационных сложностей, возникающих в расследовании;

- с помощью системы управления следователь (субъект управления) посредством мыслительной и практической деятельности по использованию форм и методов управления в соответствии с уголовно-процессуальным законом и научно-практическими рекомендациями имеет возможность наиболее оптимально распределять усилия всех участников расследования, используемые ими силы и средства для наилучшего выполнения намеченных планом расследования целей.

Далее перейдем к специфике управления расследованием преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Здесь считаем необходимым остановиться на следующих:

I. Уровнях управления расследованием на транспорте:

- уровень управления следственными подразделениями УТ МВД России по федеральным округам (например, СУ УТ МВД России по ЦФО);

- линейный уровень расследования преступлений (например, СО Белгородского ЛО МВД России на транспорте);

- уровень расследования, осуществляемого следователями как линейных, так и территориальных органов внутренних дел (например, Курского ЛО МВД России на транспорте и УМВД России по г. Курску).

2. Функциональные особенности объекта управления и содержание управленческой

деятельности - характеризуются выраженными условиями деятельности железнодорожного транспорта, оказывающими влияние на специфику расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. В их числе применяемая система методов, приемов, средств управления расследованием организационного, тактического и методического характера, воздействующих на процесс расследования и связанные с ними особенности его криминалистического обеспечения.

3. Уровень управленческих компетенций следователя как совокупность криминалистических, специальных знаний, навыков, личностных характеристик, опыта, позволяющих следователю эффективно расследовать преступление.

4. Надзорная деятельность за законностью производства расследования на транспорте. Осуществляется со стороны транспортного прокурора.

5. Особый состав участников расследования, на которых осуществляется управленческое воздействие следователя:

а) сотрудники оперативных служб (УР, ЭБиПК, БПП1) линейных органов внутренних дел на транспорте;

б) специалисты линейных органов внутренних дел на транспорте;

в) представители железнодорожных транспортных организаций;

г) сотрудники территориальных органов внутренних дел - только посредством поручения.

Такими представляются нам особенности управленческой деятельности в структуре расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Принятие их во внимание при разработке частнометодических криминалистических рекомендаций будет способствовать выведению расследования преступлений данной категории на качественно новый уровень.

Обозначенные нами концептуальные положения об относительно самостоятельных и в то же время единых понятиях в части отдельных элементов системах структуры расследования преступлений «организация

расследования» и «управление расследованием», наличие между ними связей и отношений, касающихся подчинения единой цели, дают нам все основания для объединения их в самостоятельную систему - систему организационно-управленческой деятельности расследования.

С учетом изложенных выше позиций как своего рода теоретических допущений и практических реализаций попытаемся в самом общем сущностном виде показать особенности организационно-управленческой деятельности расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Она может быть определена как деятельность по выработке целей расследования, формированию задач и осуществлению средств их достижения.

При единстве целей расследования считаем необходимым обратить внимание на особый характер задач, решаемых следователем в процессе расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте. По нашему мнению, их целесообразно разделить по критерию зависимости от особенностей поступающей исходной криминалистически значимой информации на две большие группы.

Первая группа связывается нами с обнаружением очевидного преступления. К таковым относим преступления против собственности физических лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта и его инфраструктуры, и некоторые другие.

В данном случае формирование информационного массива будет начинаться с факта установленного преступления до возбуждения уголовного дела. Этот процесс сопряжен с решением двух промежуточных задач: фиксации имеющихся в наличии доказательств и организации раскрытия преступления по горячим следам. Эффективность решения задач в данном случае достигается за счет концентрации сил, средств, расширения взаимодействия, составления согласованных планов, применения средств, включающих в себя различные виды осмотров, допросы, выемки, обыски, предъявления для опознания, получение

образцов для сравнительного исследования, назначение экспертиз и пр.

Вторая группа включает в себя задачи по раскрытию преступлений, совершаемых в условиях неочевидности, когда уголовное дело возбуждается вследствие реализации оперативной информации либо проверки поступающих в орган внутренних дел сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, в числе которых выделяем преступления против собственности юридических лиц, присвоение или растрату, различные виды мошенничества, преступления в сфере экономической деятельности субъектов железнодорожного транспорта и пр.

Реализация задач расследования достигается посредством разрешения четырех промежуточных организационно-управленческих задач, в числе которых: организация и проведение предварительной проверки сообщения о преступлении; поиск и обнаружение доказательств, их закрепление; определение наиболее оптимального направления расследования. Достигается это за счет оперативно-разыскных, контрольно-проверочных, организационно-подготовительных, следственных и других действий, объединяемых в комплексы. Первостепенное значение для их выполнения отводится алгоритмизации расследования.

Основываясь на изложенном выше, считаем возможным сделать ряд заключений:

1. В общем контексте рассмотрения организационно-управленческой деятельности расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, осуществлен содержательный анализ понятий двух криминалистических категорий «организация расследования» и «управление расследованием».

2. В криминалистике понятия «организация расследования» и «управление расследованием» сосуществуют в качестве внутренне присущих им элементов, но трактуются по-разному. При этом в научных исследованиях акцент делается на организации расследования. Данное обстоятельство обусловлено недостаточной разработанностью инструментария, приемов и способов управления в организации расследования, в том числе преступлений экономической направленности, совершаемых на

железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

3. Синтез понятия организационно-управленческой деятельности расследования позволяет обеспечить единство взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности организации и управления расследованием при условии выявлении специфики их сущности и содержания. Главной особенностью организационно-управленческой деятельности является ее внедрение в процесс расследования в целом. Полученный при этом результат дает возможность создания качественных и эффективных ча-стнометодических криминалистических рекомендаций, в том числе методик расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

4. Содержательно организационно-управленческая деятельность представляет

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Зеленский В.Д. Теоретические вопросы организации расследования преступлений. Краснодар, 2011.

2. Миронов В.В. Управление как наука: традиции и инновации // Высшее образование в России. 2008. № 2.

3. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Планирование. Организация. М., 1970.

4. Зеленский В.Д. Криминалистические проблемы организации расследования преступлений: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1991.

5. Можаева И.П. Криминалистическое учение об организации расследования преступлений: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014.

6. Шабайкин А.Ю. Социально-философский анализ организационно-управленческой деятельности и ее оптимизации в современных условиях: дис. ... канд. филос. наук. М., 2014.

7. Тухарели А.В., Чередниченко Т.Ф., Басан-гова З.С. Организационная структура управления строительным предприятием и принципы ее формирования // ИВД. 2019. № 5(56).

8. Зеленский В.Д. О понятии и содержании организации расследования преступлений //

собой разветвленную систему, включающую в качестве подсистем целый ряд компонентов: правовых, организационных, управленческих, криминалистических. Специфически сложной выступает структура субъектов ее осуществления: руководители следственных органов; следователи; руководители органов дознания; оперативные сотрудники; специалисты. Обладают особенностями методы и формы осуществления субъектами своих функций, а также используемые средства и действия.

Указанные выше положения в комплексе с информационно-познавательными аспектами расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, позволяют нам определить научно-прикладную базу для разработки теоретических основ методических криминалистических рекомендаций по расследованию указанной группы преступлений.

Bibliography

1. Zelensky V.D. Theoretical issues of the organization of the investigation of crimes. Krasnodar, 2011.

2. Mironov B.V. Management as science: traditions and innovations // Higher education in Russia. 2008. № 2.

3. Larin A.M. Investigation of a criminal case. Planning. Organization. Moscow, 1970.

4. Zelensky V.D. Criminalistic problems of the organization of the investigation of crimes: author abstract ... Dr. of Law. Moscow, 1991.

5. Mozhaeva I.P. Criminalistic doctrine of the organization of crime investigation: author abstract. ... Dr. of Law. Moscow, 2014.

6. Shabaykin A.Yu. Socio-philosophical analysis of organizational and managerial activity and its optimization in modern conditions: diss. ... candidate of Philosphy. Moscow, 2014.

7. Tukhareli A.V., Cherednichenko T.F., Basangova Z.S. Organizational structure of management of a construction enterprise and principles of its formation // IVD. 2019. № 5(56).

8. Zelensky V.D. On the concept and content of the organization of crime investigation // All-Russian Criminological Journal. 2015. №2 4.

9. Tishchenko V.V. Mercenary and violent crimes: criminalistic analysis. Odessa, 2002.

Всероссийский криминологический журнал.

2015. № 4.

9. Тищенко В.В. Корыстно-насильственные преступления: криминалистический анализ. Одесса, 2002.

10. Драпкин Л.Я. Организационно-управленческие аспекты взаимодействия участников процесса раскрытия преступлений // Вопросы взаимодействия следователя и других участников расследования преступлений: межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1984.

11. Красильников С.В. О некоторых особенностях деятельности органов предварительного следствия транспортной полиции // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2014. № 2.

12. Грибунов О.П. Особенности планирования расследования преступлений против собственности, совершаемых на транспорте // Ленинградский юридический журнал.

2016. № 2(44).

13. Щукин В.И. Расследование незаконной перевозки запрещённых веществ и предметов на железнодорожном транспорте. автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992.

14. Богданов А.В., Парамонов И.М., Хазов Е.Н. Оперативно-разыскные меры борьбы с преступностью на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 4.

15. Дьяков Н.В. Свистильников А.Б. О некоторых особенностях первоначального этапа раскрытия краж грузов на железнодорожном транспорте // ППД. 2018. № 1.

16. Лебедев Н.Ю., Лебедева Ю.В. Управленческие компетенции следователя и особенности их реализации при расследовании преступлений // Всероссийский криминологический журнал. 2019. № 6.

17. Чиненов Е.В., Щукин В.И. Организация расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта // ЮП. 2019. № 1(88).

18. Лавров В.П. Анализ материалов приостановленного дела о нераскрытом преступлении как один из элементов организации расследования // Организация расследования преступлений органами внутренних дел: сборник статей. М., 1978.

10. Drapkin L.Ya. Organizational and managerial aspects of interaction of participants in the process of crime detection // Issues of interaction between the investigator and other participants in the investigation of crimes: interuniversity collection of scientific papers. Sverdlovsk, 1984.

11. Krasilnikov S.V. On some features of the activities of the preliminary investigation bodies of the transport police // Bulletin of the Udmurt University. The series «Economics and Law». 2014. № 2.

12. Gribunov O.P. Features of planning the investigation of crimes against property committed on transport // Leningrad Law Journal. 2016. № 2(44).

13. Shchukin V.I. Investigation of illegal transportation of prohibited substances and objects on railway transport. author abstract. ... Cand. of Law. Moscow, 1992.

14. Bogdanov A.V., Paramonov I.M., Khazov E.N. Operational investigative measures to combat crime at railway, water and air transport facilities // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. № 4.

15. Dyakov N.V. Svistilnikov A.B. On some features of the initial stage of the disclosure of thefts of goods on railway transport // PPD. 2018. № 1.

16. Lebedev N.Yu., Lebedeva Yu.V. Managerial competencies of the investigator and features of their implementation in the investigation of crimes // All-Russian Criminological Journal. 2019. № 6.

17. Chinenov E.V., Shchukin V.I. Organization of investigation of economic crimes in the field of railway transport // YUP. 2019. № 1(88).

18. Lavrov V.P. Analysis of the materials of the suspended case of an unsolved crime as one of the elements of the organization of the investigation // Organization of the investigation of crimes by internal affairs bodies: collection of articles. Moscow, 1978.

19. Chinenov E.V., Shchukin V.I. The current state of methods of criminalistic support for the investigation of economic crimes committed at railway transport facilities // News of TulSU. Economic and legal sciences. 2018. № 2-2.

20. Chinenov E.V., Shchukin V.I. The current state of methodological and criminalistic support for the investigation of economic crimes committed at railway transport facilities // News of TulSU. Economic and legal sciences. 2018. № 2-2.

19. Чиненов Е.В., Щукин В.И. Современное состояние методикокриминалистическо-го обеспечения расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта // Известия Тул-ГУ. Экономические и юридические науки. 2018. № 2-2.

20. Чиненов Е.В., Щукин В.И. Современное состояние методико-криминалистиче-ского обеспечения расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2018. № 2-2.

21. Зеленский В.Д. О понятии научной организации и управления расследованием // Правоведение. 1982. № 4.

22. Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М., 1972.

23. Криминалистика: учебник для вузов. М., 1995.

21. Zelensky V.D. On the concept of scientific organization and investigation management // Pra-vovedenie. 1982. №2 4.

22. Tumanov G.A. Organization of management in the field of public order protection. Moscow, 1972.

23. Criminalistics: textbook for universities. Moscow, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.