Научная статья на тему 'Расследование и предупреждение преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий'

Расследование и предупреждение преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
дистанционное мошенничество / хищение / электронные денежные средства / информационно-телекоммуникационные технологии / сотовые операторы / банковские организации / момент окончания преступления / remote fraud / theft / electronic money / information and telecommunication technologies / cellular operators / banking organizations / the moment of the end of the crime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алена Викторовна Власенко

Развитие технологий сказывается не только на возросшем уровне жизни населения, но и оказывает влияние на совершение преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, а именно дистанционных мошенничеств и хищений электронных денежных средств. Новые технологии активно применяются при совершении преступлений, но законодательство остается без изменений, что затрудняет всестороннее и полное расследование преступлений в разумные сроки и предупреждение новых преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Очевидно, что для привлечения в кратчайшие сроки к уголовной ответственности лиц, совершающих указанные преступления с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, а также для предупреждения совершения данных деяний необходимо внести изменения в федеральное законодательство, регулирующее соответствующие отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алена Викторовна Власенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation and prevention of crimes committed with the use of information and telecommunication technologies

The development of technology not only affects the simplification of life, but also has an impact on the commission of crimes using information and telecommunication technologies, namely remote fraud and theft of electronic money. The development takes place, new technologies are actively used for committing crimes, but the legislation remains unchanged, which affects the comprehensiveness and completeness of the investigation of crimes within a reasonable period and the prevention of new crimes committed with the use of information and telecommunication technologies. On the basis of the above, it is necessary to introduce a reasonable time limit to bring the perpetrators of such crimes to justice within a reasonable time and to prevent the commission of new crimes committed through the use of information and telecommunications technologies. On this basis, in order to bring to criminal responsibility within a reasonable period of time the persons committing the specified crimes with the use of information and telecommunication technologies, as well as to prevent the commission of these acts it is necessary to amend the federal legislation governing the relevant relations.

Текст научной работы на тему «Расследование и предупреждение преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий»

научный портал мвд России № 3 (59) 2022

scientific portal of the russia ministry of the interior

Уголовный процесс

Научная статья УДК 343.711.9

Расследование и предупреждение преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

Алена Викторовна Власенко

Следственное управление МВД по Республике Саха (Якутия), Якутск, Россия, vlasenkoofficial@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1722-0152

АННОТАЦИЯ. Развитие технологий сказывается не только на возросшем уровне жизни населения, но и оказывает влияние на совершение преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, а именно дистанционных мошенничеств и хищений электронных денежных средств. Новые технологии активно применяются при совершении преступлений, но законодательство остается без изменений, что затрудняет всестороннее и полное расследование преступлений в разумные сроки и предупреждение новых преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Очевидно, что для привлечения в кратчайшие сроки к уголовной ответственности лиц, совершающих указанные преступления с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, а также для предупреждения совершения данных деяний необходимо внести изменения в федеральное законодательство, регулирующее соответствующие отношения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дистанционное мошенничество, хищение, электронные денежные средства, информационно-телекоммуникационные технологии, сотовые операторы, банковские организации, момент окончания преступления

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Власенко А. В. Расследование и предупреждение преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий // Научный портал МВД России. 2022. № 3 (59). С. 63-69.

Criminal Procedure

Original article

Investigation and prevention of crimes committed with the use of information and telecommunication technologies

Alyona V. Vlasenko

The Investigator of the Investigative Unit for Inquiry of Organized Crime of the Investigative Department of the Ministry of Internal Affairs in the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russia, vlasenkoofficial@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1722-0152

ABSTRACT. The development of technology not only affects the simplification of life, but also has an impact on the commission of crimes using information and telecommunication technologies, namely remote fraud and theft of electronic money. The development takes place, new technologies are actively used for committing crimes, but the legislation remains unchanged, which affects the comprehensiveness and completeness of the investigation of crimes within a reasonable period and the prevention of new crimes committed with the use of information and telecommunication technologies. On the basis of the above, it is necessary to introduce a reasonable time limit to bring the perpetrators of such crimes to justice within a reasonable time and to prevent the commission of new crimes committed through the use of information and telecommunications technologies. On this basis, in order to bring to criminal responsibility within a reasonable period of time the persons committing the specified crimes with the use of information and telecommunication technologies, as well as to prevent the commission of these acts it is necessary to amend the federal legislation governing the relevant relations.

KEYWORDS: remote fraud, theft, electronic money, information and telecommunication technologies, cellular operators, banking organizations, the moment of the end of the crime

FOR CITATION: Vlasenko A. V. Investigation and prevention of crimes committed with the use of information and telecommunication technologies // Scientific portal of the Russian Ministry of internal Affairs. 2022. № 3 (59). P. 63-69 (In Russ.).

© Власенко А. В., 2022

С развитием технологий население в России теряет ежегодно миллиарды рублей. Имеются в виду не неудачные вложения на биржевых фондах, а хищения денежных средств с банковских счетов, с помощью мошеннических действий, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. К сожалению с каждым годом количество и способы совершения хищений электронных денежных средств с использованием информационно-телекоммуникационных технологий увеличивается. Согласно статистическим данным МВД России с января по ноябрь 2020 г. количество краж возросло на 81,6 %, противоправных деяний, предусмотренных ст. 159, 159.3, 159.6 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее -УК РФ), - на 76,1 %, в 2021 г. темпы роста преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий замедлились: если по итогам шести месяцев составили 20,3 %, то за 11 месяцев - 7,1 %1.

В большинстве случаев предметом хищения являются электронные денежные средства, которые потерпевшие оформляют в кредит и выплачивают банковской организации сумму с учетом процентов. Вопрос хищения электронных денежных средств населения стал актуальной проблемой, поскольку количество преступлений с каждым годом увеличивается, суммы похищенных денежных средств ежегодно достигают миллиардов рублей, а виновных лиц устанавливают и привлекают к ответственности, к сожалению, крайне редко.

В первую очередь, безусловно, речь идет об ответственности лиц, похитивших данные денежные средства. В зависимости от суммы хищения предусматривается административная или уголовная ответственность. Здесь мы рассмотрим порядок привлечения к уголовной ответственности, которая законодательно предусмотрена.

Однако проблема возникает в правоприменительной практике, а именно в ходе предварительного расследования данной категории преступлений. В зависимости от обстоятельств совершенного деяния уголовное дело возбуждается либо по ст. 159 УК РФ «Мошенничество», либо по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ «Кража, совершенная с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств»2. Однако дан-

1 См.: Состояние преступности в Российской Федерации. Ш_ : М1:р8://хп--Ь!ае\м.хп--р!а1/1о!Сег/!01762 (дата обращения : 16.06.2022).

2 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от

13 июня 1996 г. № 63-Ф3 : ред. от 30 дек. 2021 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954.

ные преступления раскрываются крайне редко, и если даже раскрываются, то с нарушением сроков. Почему так происходит? На этапе установления лиц, совершивших преступление, очень много времени уходит на определение конечного получателя денежных средств. Как правило, денежные средства перенаправляются с одного банковского счета на другой или с одной платежной системы на другую и только через несколько банковских счетов доходят до конечного получателя. В некоторых случаях происходит дробление электронных денежных средств небольшими суммами на несколько разных банковских счетов одновременно. Для получения сведений обо всех банковских счетах следователь направляет запросы в каждую банковскую организацию, в которой они открыты. Согласно ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - ФЗ № 395-1) запрос отправляется следователем с согласия руководителя следственного органа. При этом дознаватели, в производстве которых также могут находиться уголовные дела по хищению электронных денежных средств, возбужденные по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 158 или ч. 1 ст. 159 УК РФ, вправе получать по запросу аналогичные сведения только с разрешения суда.

На наш взгляд, необходимо внести изменения в ст. 26 ФЗ № 395-1, чтобы сведения, относящиеся к банковской тайне, предоставлялись по запросу при наличии согласия руководителя следователям и дознавателям по делам, находящимся в их производстве, в связи с тем, что уголовные дела, находящиеся в производстве следователей и дознавателей, являются аналогичными (разница лишь в сумме причиненного ущерба) и сроки их расследования совпадают.

На запросы банковские организации отвечают в течение 30 суток с момента получения запроса, большинство банковских организаций и платежных систем отвечают только при поступлении оригинала запроса через Почту России и ответы также направляют Почтой России. В итоге срок предварительного расследования по уголовным делам затягивается. Стоит подчеркнуть, что на данном этапе даже еще не установлен конечный получатель, но определенный уголовно-процессуальным законом двухмесячный срок расследования уже истекает. Указанная проблема находится в процессе разрешения, и с некоторыми банковскими организациями на основании соглашений осуществляется электронный документооборот, что позволяет в

кратчайшие сроки направлять запросы и получать ответы на них, а именно сведения, которые имеют значение для определения конечного получателя электронных денежных средств.

Второй этап наступает после определения конечного получателя и заключается в установлении фактического местонахождения данного лица с целью привлечения его к уголовной ответственности. На данном этапе следователь, определив, что денежные средства получило и использовало по своему усмотрению определенное лицо, устанавливает его место регистрации и (или) фактический адрес местонахождения. В большинстве случаев, если в качестве примера взять преступления, совершаемые в отношении жителей Республики Саха (Якутия), конечные получатели электронных денежных средств проживают в других регионах России. Исходя из этого, руководствуясь ст. 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), следователь на основании имеющихся сведений отправляет поручение об установлении местонахождения конечного получателя похищенных денежных средств и проведении определенных следственных действий с его участием в местный отдел МВД России по месту его регистрации и (или) фактического проживания.

К сожалению, на практике качество исполнения указанных поручений очень низкое по причине того, что у местных сотрудников нет интереса проводить следственные действия по уголовному делу, которое находится в производстве отдела другого региона. Если поручение не исполняется или исполняется не в полном объеме, то следователи выезжают в служебную командировку, чтобы лично провести необходимые следственные действия с участием конечного получателя электронных денежных средств. В ходе проведения следственных действий следователь сталкивается с тем, что конечный получатель электронных денежных средств дает показания, что он не может ничего пояснить по обстоятельствам уголовного дела, что его банковским счетом воспользовались незнакомые ему лица и т. д. Согласно ч. 2 ст. 152 УПК РФ, если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления3. В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 (ред. от 29 июня 2021 г.) «О судебной

практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», если предметом преступления при мошенничестве являются безналичные денежные средства, в том числе электронные денежные средства, то по смыслу положений п. 1 примечаний к ст. 158 УК РФ и ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) содеянное должно рассматриваться как хищение чужого имущества. Такое преступление следует считать оконченным с момента изъятия денежных средств с банковского счета их владельца или электронных денежных средств, в результате которого владельцу этих денежных средств причинен ущерб. Местом окончания мошенничества, состоящего в хищении безналичных денежных средств, является место нахождения подразделения банка или иной организации, в котором владельцем денежных средств был открыт банковский счет или велся учет электронных денежных средств без открытия счета4.

На наш взгляд, эффективнее и результативнее будет, если считать хищение электронных денежных средств оконченным с момента поступления денежных средств на банковский счет получателя, в результате которого владельцу этих денежных средств причинен ущерб, что позволит проводить предварительное расследование по данной категории уголовных дел по месту нахождения подразделения банка или иной организации, в котором открыт банковский счет или велся учет электронных денежных средств без открытия счета получателя электронных денежных средств.

С точки зрения теории этот вариант будет правильным в связи с тем, что, если считать преступление оконченным с момента изъятия денежных средств с банковского счета владельца, то в случае технической ошибки при выполнении операции по переводу денежных средств мошенник не сможет получить денежные средства и распорядиться ими по своему усмотрению, что напрямую скажется на привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших данное преступление.

С точки зрения практики этот вариант будет эффективнее в связи с тем, что при расследовании уголовных дел по месту открытия банковского счета получателя денежных средств местные сотрудники, в отличие от прикомандированных, лучше знают свое население и быстрее определят потенциальных преступников. Также необходимо учитывать тот факт, что количество

3 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ : ред. от 30 дек. 2021 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52 (ч. 1), ст. 4921.

4 См.: О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате : постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 30 нояб. 2017 г. № 48 : ред. от 29 июня 2021 г. // Рос. газ. 2017. 11 дек. (№ 280).

следственных действий с участием подозреваемого (обвиняемого) превышает количество следственных действий, проводимых с участием потерпевшего, т. е. проще будет проводить по поручению следственные действия с участием потерпевшего.

Исходя из сказанного, мы считаем, что необходимо в первую очередь изменить п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 (ред. от 29 июня 2021 г.) «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» и изложить его в следующей редакции: «Если предметом преступления при мошенничестве являются безналичные денежные средства, в том числе электронные денежные средства, то по смыслу положений п. 1 примечаний к ст. 158 УК РФ и ст. 128 ГК РФ содеянное должно рассматриваться как хищение чужого имущества. Такое преступление следует считать оконченным с момента поступления денежных средств на банковский счет получателя, в результате которого владельцу этих денежных средств причинен ущерб. Местом окончания мошенничества, состоящего в хищении безналичных денежных средств, является место нахождения подразделения банка или иной организации, в котором открыт банковский счет или велся учет электронных денежных средств без открытия счета получателя электронных денежных средств».

Во вторую очередь, на наш взгляд, необходимо предусмотреть ответственность сотовых операторов и банковских организаций, клиент которых стал потерпевшим по уголовному делу. Безусловно, мы подразумеваем ответственность в рамках гражданского судопроизводства.

Только при наличии ответственности сотовых операторов и банковских организаций сократится число хищений электронных денежных средств, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, поскольку, как показывает практика, меры предупреждения населения не влияют на сокращение количества данных преступлений. Ситуация поменяется, когда сами организации будут нести ответственность в случае, если они не будут принимать соответствующие меры для предотвращения хищений электронных денежных средств и ущерб, причиненный действиями мошенников их клиенту, будет взыскиваться с этих организаций. Для предотвращения привлечения к ответственности и с целью сохранения репутации и сбережений организации будут применять соответствующие меры, чтобы их клиент не стал жертвой мошеннических действий.

Мошенники, с целью введения в заблуждение потерпевшего, звонят на абонентский номер последнего, используя подмену номеров, а именно Caller ID. Например, потерпевшим звонок поступает с номеров дежурных частей МВД, ФСБ или 900 и т. д., но исходящий номер совсем иной. Сотовый оператор исходящего абонентского номера на момент соединения обладает идентификационными сведениями о том, что происходит соединение номера 1 (мошенник) с номером 2 (потерпевший), но через номер 3 (дежурная часть МВД).

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О связи"» внес изменения в Федеральный закон от 7 июня 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», в результате которых (п. 9 ст. 46 данного Закона) оператор связи, с сети передачи данных которого инициируется соединение для целей передачи голосовой информации, обязан передавать в сеть передачи данных другого оператора связи, участвующего в установлении соединения, в неизменном виде уникальный код идентификации, выделенный на основании договора об оказании услуг связи абоненту, инициировавшему соединение для целей передачи голосовой информации. Он обязан также передавать в сеть связи другого оператора, участвующего в установлении таких соединений, в неизменном виде полученные абонентский номер или уникальный код идентификации5. Данная норма вступила в законную силу с 1 мая 2022 г. Пункт 10 ст. 46 данного Федерального закона предусматривает, что в случае выявления при оказании услуг по пропуску трафика нарушений требований, установленных пп. 8 или 9 настоящей статьи, оператор связи прекращает оказание услуг по пропуску трафика на свою сеть связи. Оператор связи обязан прекратить оказание услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика в свою сеть связи в случае, если у оператора связи, участвующего в установлении соединения, в том числе для передачи короткого текстового сообщения, отсутствует информация об абонентском номере или уникальном коде идентификации абонента, инициировавшего это соединение6. Данная норма вступает в законную силу с 1 января 2023 г.

Представляется, что вступление в законную силу норм, закрепляющих обязанность сотовых

5 См.: О связи : Федер. закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ : ред. от 30 дек. 2021 г. : с изм. и доп., вступ. в силу с 1 янв. 2022 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 28, ст. 2895.

6 См.: Там же.

операторов по передаче при соединении в неизменном виде полученного абонентского номера или уникального кода идентификации, исключит подмену мошенниками абонентских номеров. Однако если сотовые операторы не станут выполнять свои обязанности в надлежащем порядке и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не будет принимать соответствующих мер, следует потерпевшим по уголовным делам в исковом порядке взыскивать с сотовых операторов имущественный ущерб, который им причинен в результате введения их в заблуждение путем подмены абонентского номера мошенниками.

Если ситуация с ответственностью сотовых операторов в сфере дистанционных мошенничеств меняется в позитивную сторону, то ситуация с ответственностью банковских организаций остается без изменений. В настоящее время дистанционные мошенники совершают хищения электронных денежных средств клиентов практически всех банковских организаций. Для решения проблемы хищений электронных денежных средств необходимо работать не с конкретной банковской организацией и ее системой безопасности, а на законодательном уровне предусмотреть обязанность всех банковских организаций проводить проверку операций с электронными денежными средствами клиента -физического лица и принимать соответствующие меры, чтобы обезопасить сбережения клиента от мошеннических действий.

В настоящее время согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» клиент - физическое лицо может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств с использованием банковского счета или без использования банковского счета в случаях проведения идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»7. Данная норма отсылает к ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи-

нансированию терроризма», которая устанавливает обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, проводить идентификацию клиента. Помимо этого, п. 1.11 ст. 7 данного Федерального закона предусматривает упрощенную идентификацию клиента - физического лица, которая может быть проведена при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента - физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также при предоставлении клиенту - физическому лицу электронного средства платежа. К способам упрощенной идентификации относится прохождение клиентом - физическим лицом авторизации в единой системе идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи.

Статья 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусматривает, что в случае возникновения сомнений в достоверности сведений, представленных клиентом - физическим лицом в рамках проведения упрощенной идентификации, а равно в случае возникновения подозрений в том, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана провести идентификацию указанного клиента в порядке, определенном п. 1 настоящей статьи8, т. е. должна проводиться полная идентификация клиента. При этом законодатель не определяет понятие и признаки, относящиеся к подозрениям о том, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, и при выявлении которых работники банковской организации обязаны проводить полную идентификацию клиента. Данные признаки указаны в Положении Банка России от 2 марта 2012 г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи-

7 См.: О национальной платежной системе : Федер. закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ : ред. от 2 июля 2021 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 27, ст. 3872.

8 См.: О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : Федер. закон от 7 авг. 2001 г. № 115-ФЗ : ред. от 21 дек. 2021 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 33 (ч. I), ст. 3418.

нансированию терроризма»9 и в Методических рекомендациях о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов - физических лиц, утвержденных Банком России 6 сентября 2021 г. № 16-МР10. Учитывая, что Положение и Методические рекомендации Банка России не носят обязательный характер для банковских организаций, в настоящее время законодательно не закреплена обязанность последних при наличии определенных признаков рассматривать соответствующие операции на предмет наличия подозрений, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, и в случае наличия таких подозрений принимать меры для их предотвращения.

Исходя из этого, на наш взгляд, с целью предупреждения совершения дистанционных мошенничеств и хищений электронных денежных средств клиентов - физических лиц необходимо внести изменения в федеральное законодательство и установить обязанность банковских организаций приостановить совершение операции при наличии следующих признаков:

у кредитной организации имеются подозрения, что операция клиента связана с совершением преступления либо денежные средства, поступившие на счет клиента, получены в результате совершения преступления. Банковские организации в ходе осуществления внутреннего контроля - деятельности по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма11, должны определить нетипичный характер совершаемой операции;

совершение операций с использованием дистанционных систем обслуживания, если возникает подозрение, что данными системами пользуется третье лицо, а не сам клиент (представитель клиента). На практике все хищения

9 См.: О национальной платежной системе : Федер. закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ : ред. от 2 июля 2021 г. // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2011. № 27, ст. 3872.

10 См.: О национальной платежной системе : Федер. закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ : ред. от 2 июля 2021 г. // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2011. № 27, ст. 3872.

11 См.: О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : Федер. закон от 7 авг. 2001 г. № 115-ФЗ : ред. от 21 дек. 2021 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 33 (ч. 1), ст. 3418.

электронных денежных средств совершаются с использованием дистанционных систем обслуживания. У банковской организации должны возникнуть подозрения, что личным кабинетом клиента пользуется третье лицо в тех случаях, если клиент меняет абонентский номер, прикрепленный к мобильному банку, или если клиент заходит в личный кабинет все время с одного 1Р-адреса и вдруг происходит вход с другого;

короткий промежуток времени между зачислением денежных средств (увеличением остатка электронных денежных средств) и списанием (уменьшением остатка электронных денежных средств). Ситуация, когда оформляется кредит на определенную сумму или переводятся денежные средства с баланса банковского счета на баланс счета банковской карты и при их зачислении незамедлительно совершается расходная операция по переводу, должна вызвать подозрения у банковской организации;

совпадение идентификационной информации об устройстве (например, МАС-адрес, цифровой отпечаток устройства и др.), используемом разными клиентами - физическими лицами для удаленного доступа к услугам кредитной организации по переводу денежных средств, электронных денежных средств. На практике, когда мошенники взламывают личный кабинет клиента или осуществляют перевод через иную платежную систему, они используют один адрес и параллельно с данного адреса совершают хищение электронных денежных средств с нескольких банковских счетов одного банка, например с разных банковских счетов одного и того же клиента, или в случае, когда вводят в заблуждение нескольких членов одной семьи. Данные случаи должны вызывать подозрение у системы безопасности банковской организации.

После приостановления операции, на наш взгляд, банковской организации необходимо принять меры для полной идентификации клиента и только после получения подтверждения о правомерности совершаемой операции продолжить действия по переводу электронных денежных средств. В противном случае, если банковской организацией не предприняты указанные меры, в результате чего мошенниками совершено хищение электронных денежных средств, принадлежащих клиенту, необходимо, чтобы похищенная сумма взыскивалась с банковской организации.

На основании вышеизложенного, ссылаясь на цель предупреждения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, получен-

ных преступным путем, считаем, что необходимо внести изменения в ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и добавить в нее пункт в следующей редакции: «Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны приостановить соответствующую операцию клиента - физического лица при наличии следующих признаков:

у организации имеются подозрения, что операция клиента связана с совершением преступления либо денежные средства, поступившие на счет клиента, получены в результате совершения преступления;

совершение операций с использованием дистанционных систем обслуживания, если возникает подозрение, что данными системами пользуется третье лицо, а не сам клиент (представитель клиента);

короткий промежуток времени между зачислением денежных средств (увеличением остатка электронных денежных средств) и списанием (уменьшением остатка электронных денежных средств);

совпадение идентификационной информации об устройстве (например, МАС-адрес, цифровой отпечаток устройства и др.), используемом разными клиентами - физическими лицами для удаленного доступа к услугам кредитной организации по переводу денежных средств, электронных денежных средств.

В течение срока, на который была приостановлена операция, организация проводит

идентификацию клиента - физического лица и только после получения подтверждения о правомерности соответствующей операции осуществляет операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента -физического лица, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции».

Таким образом, для получения положительного результата предварительного расследования уголовных дел по хищению электронных денежных средств моментом окончания преступления необходимо считать момент поступления электронных денежных средств на счет получателя, чтобы расследование проводилось по месту открытия банковского счета получателя электронных денежных средств, т. е. подозреваемого (обвиняемого).

С целью предупреждения совершения дистанционных мошеннических действий и хищений электронных денежных средств необходимо предусмотреть ответственность сотовых операторов и банковских организаций путем внесения изменений в Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» и Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Указанные решения будут способствовать уменьшению количества преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, и повышению качества расследования данных преступлений.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

А. В. Власенко - следователь Следственной части по расследованию организованной преступной деятельности Следственного управления Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) (Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), 677000, г. Якутск, ул. Дзержинского, 14).

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

A. V. Vlasenko - the Investigator of the Investigative Unit

for Inquiry of Organized Crime of the Investigative Department of the Ministry of Internal Affairs in the Republic of Sakha (Yakutia) (Dzerzhinsky str., 14, Yakutsk, 677000, Republic of Sakha (Yakutia), Russian Federation).

Рукопись поступила в редакцию 02.08.2022; одобрена после рецензирования; принята к публикации 17.10.2022.

The article was submitted 02.08.2022; approved after reviewing; accepted for publication 17.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.