Научная статья на тему '«РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ СССР» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

«РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ СССР» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
317
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ / ИСТОРИЯ СССР / ОТЕЧЕСТВО / УЧЕБНИК / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ИДЕОЛОГИЯ / HISTORY OF BELARUS / HISTORY OF THE USSR / FATHERLAND / TEXTBOOK / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Острога Виктор Александрович

В статье на примере учебника для 4-го класса средних школ Советского Союза «Рассказы по истории СССР» (1978) рассматриваются особенности отражения истории белорусского народа. Анализируются учебные темы, в которых идет речь о белорусских сюжетах и исторических персоналиях. Делается вывод, что несмотря на его высокий дидактический уровень, большое количество иллюстраций, понятный для детской аудитории литературный язык, эта учебная книга не смогла выполнить свою глобальную миссию. Чрезмерно насыщенный коммунистической идеологией учебник не демонстрировал школьникам специфику исторических судеб народов Советского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STORIES ON THE HISTORY OF THE USSR" AS A TOOL FOR FORMING THE HISTORICAL CONSCIOUSNESS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article uses the example of the textbook for the 4th grade of secondary schools of the Soviet Union "Stories on the history of the USSR" (1978) to consider the features of reflecting the history of the Belarusian people. The article analyzes educational topics that deal with Belarusian stories and historical personalities. It is concluded that despite its high didactic level, a large number of illustrations, and a clear literary language for children, this educational book failed to fulfill its global mission. Overly saturated with Communist ideology, the textbook did not show students the specifics of the historical destinies of the peoples of the Soviet Union.

Текст научной работы на тему ««РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ СССР» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Труды БГТУ, 2020, серия 6, № 2, с. 85-88

85

УДК 94(47): 172.15-053.5

В. А. Острога

Белорусский государственный университет

«РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ СССР» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье на примере учебника для 4-го класса средних школ Советского Союза «Рассказы по истории СССР» (1978) рассматриваются особенности отражения истории белорусского народа. Анализируются учебные темы, в которых идет речь о белорусских сюжетах и исторических персоналиях. Делается вывод, что несмотря на его высокий дидактический уровень, большое количество иллюстраций, понятный для детской аудитории литературный язык, эта учебная книга не смогла выполнить свою глобальную миссию. Чрезмерно насыщенный коммунистической идеологией учебник не демонстрировал школьникам специфику исторических судеб народов Советского Союза.

Ключевые слова: история Беларуси, история СССР, Отечество, учебник, младшие школьники, идеология.

V. A. Ostroga

Belarusian State University

"STORIES ON THE HISTORY OF THE USSR" AS A TOOL FOR FORMING THE HISTORICAL CONSCIOUSNESS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article uses the example of the textbook for the 4th grade of secondary schools of the Soviet Union "Stories on the history of the USSR" (1978) to consider the features of reflecting the history of the Belarusian people. The article analyzes educational topics that deal with Belarusian stories and historical personalities. It is concluded that despite its high didactic level, a large number of illustrations, and a clear literary language for children, this educational book failed to fulfill its global mission. Overly saturated with Communist ideology, the textbook did not show students the specifics of the historical destinies of the peoples of the Soviet Union.

Key words: History of Belarus, history of the USSR, Fatherland, textbook, primary school students, ideology.

Введение. СССР, как известно, была огромной многонациональной страной, состоявшей из 15 союзных республик. Их исторический путь интеграции в это государство, занимавшее одну шестую часть земной суши, был различен. Одни из них волею исторических судеб вошли в состав Советского Союза в момент его создания в 1922 г., другие республики либо их регионы были присоединены к СССР в 1939-1940-х гг. Соответственно, перед властями Советского Союза, среди прочих, стояла сложная задача создать общность «советский народ», сформировать уникального «советского человека», независимо от национальности, обладающего неким объединяющим мировоззрением и историческим знанием. Одним из способов достижения этого стало использование возможностей школьного исторического курса. И чем раньше начиналось изучение истории советского государства, тем быстрее и проще было вложить в сознание будущих поколений советских граждан необходимую модель исторического прошлого. В данной статье рассматривается именно этот аспект школьного исторического образования, также показано, как и в каком объеме отражалась национальная история народов союзных республик на страни-

цах школьного учебника, в нашем случае - история белорусского народа.

Подобная проблема концепции обучения истории в школе не раз находилась в центре внимания специалистов, хотя в разрезе нашей темы она практически не исследована. Одним из наиболее известных исследователей был французский историк и педагог Марк Ферро, выражавший в целом общее мнение современных экспертов, что в области школьного исторического образования для СССР изначально была характерна тенденция к формированию единого взгляда на историю [1, с. 167].

Основная часть. В советской школе историю начинали изучать с 4-го класса. Этот учебный курс, исходя из детских познавательных возможностей и особенности дидактики в среде младших школьников, получил название «Рассказы по истории СССР» Его разработчиками стали Т. С. Голубева и Л. С. Геллерштейн. Первое издание учебника появилось в 1962 г. и до 1990 г. выдержало шестнадцать переизданий.

В «Рассказах по истории СССР» 1962 г. [2] уже во введении были упомянуты белорусы как народ, живущий в Белорусской ССР, входящей наряду с другими союзными республиками в

состав Советского Союза. Но в целом эта учебная книга давала младшему школьнику полное представление только об историческом прошлом России, но не об истории других союзных республик. Хотя, как указывали авторы в специальном методическом пособии к этому курсу, «Внимание детей акцентируется на фактах, которые дают возможность лучше понять и почувствовать, как шло формирование и развитие связей между народами нашей страны в прошлом ...» [3, с. 5]. В пособии для учителя также справедливо отмечалось, что «перед начальным курсом истории не может стоять задача показать исторический процесс сколько-нибудь полно и всесторонне. Поэтому даются лишь самые важные, самые существенные эпизоды отечественной истории» [3, с. 4]. Исходя из необходимости воспитания школьников в духе марксизма-ленинизма, авторы подчеркивали, что «уроки истории призваны воспитывать у четвероклассников преданность делу коммунизма ...» [3, с. 5]. Теоретически общий подход к учебному курсу был верен, но на практике, в нашем случае, белорусская история в учебнике фактически презентовалась только словами «белорусы» и «Белоруссия», а не логически изложенными историческими эпизодами. Поэтому, к примеру, российский четвероклассник, на наш взгляд, не уяснил бы для себя даже общие черты истории народов союзных республик.

Для анализа учебника этого курса мы предлагаем выбрать его медианное 8-е издание 1978 г. Как и в 1962 г., авторы оставили как основу своих рассказов историю России (РСФСР) и русского народа. История остальных союзных республик вновь была отражена лишь в отдельных словах, фразах, эпизодах-примерах либо не упоминалась вообще. Исключение составляет лишь Украина, да и то это было фактически только два фрагмента ее истории - Киевская Русь и Переяславская Рада.

Что касается белорусской истории, то обучавшиеся в школах БССР четвероклассники впервые встретились бы с родной историей только на десятом уроке по теме «Начало книгопечатания на Руси». Хотя упоминание о событиях на белорусских землях просто просится уже с первых учебных параграфов - «Древние славяне» или «Киевская Русь», где, к примеру, шла речь о Софийских соборах в Киеве и Новгороде, но почему-то не упоминался существовавший в то время третий Софийский собор в Полоцке.

Как отмечалось выше, первое упоминание Беларуси встречается в §10 «Начало книгопечатания на Руси». Речь в нем шла о первопечатнике Иване Федорове, создавшем в 1564 г. в Москве первую русскую печатную книгу. Авторы, рассказывая о его дальнейшей судьбе,

отмечали, что «Иван Федоров уехал из Москвы в Белоруссию. Вместе с ним уехал на родину и его помощник белорус Петр Мстиславец» [4, с. 36]. Это и было первое упоминание, но сразу достаточно удивительное, ведь такой страны, как Белоруссия на тот момент не существовало. Предки современных белорусов жили в крупном европейском государстве Великом княжестве Литовском. Таким образом, белорусские школьники изначально получали недостоверную информацию и отгораживались от особенностей своей национальной истории. Кроме того, в параграфе замалчивался тот факт, что ранее Ивана Федорова, в 1517 г. уроженец Полоцка Франциск Скорина впервые среди восточных славян напечатал книгу «Псалтырь». Заметим, что в последующих изданиях учебника упоминание о переезде И. Федорова в «Белоруссию», т. е. в Великое княжество Литовское, и о П. Мстиславце уже отсутствовали. Также можно отметить, что, согласно исследованиям российского историка Немировского Е. Л., Иван Федоров был родом из ВКЛ, современного Барановичского района Брестской области, и имел фамилию Федарович. По этой причине он и вернулся из Москвы в Великое княжество. Если бы вся эта информация была на страницах учебника, то, несомненно, это бы более полно показало вклад белорусского народа в культуру народов СССР [5].

Второй раз одним словом белорусы упоминаются и в теме 12 «Навеки с русским народом» в контексте, как они «боролись против польских помещиков», хотя учебный материал был посвящен Богдану Хмельницкому и Переяславской Раде 1564 г. [4, с. 44]. Далее о белорусах говорится в §14 «Северная война», когда во время войны со Швецией «Украинские, белорусские и русские крестьяне объединялись в партизанские отряды, громили захватчиков .» [4, с. 51]. Тут можно задаться вопросом, каким образом, проживая в ВКЛ, ее жители громили вместе с русскими войсками шведов. Белорусские земли на то время еще не были присоединены к Российской империи. Т. е. прошлое белорусской государственности на страницах учебника предстает перед взором читателя очень запутанным и недосказанным.

История белорусского народа в Х1Х в. и до 1917 г., не считая его упоминания в контексте партизанской войны с Наполеоном, практически укладывается в одно предложение - «Украинцы, белорусы, узбеки и другие народы по-прежнему угнетались своими и русскими богачами» [4, с. 110].

Советский период более богат на подобные упоминания. К примеру, в теме «Образование СССР» шла речь о приезде представителей

В. А. Острога

87

БССР и других советских республик на Первый Всесоюзный съезд Советов в Москву в 1922 г. [4, с. 133]. Последующие учебные темы, посвященные Великой Отечественной войне, имеют сравнительно больше связей с белорусской историей, чем иные. Так, целая страница учебника была посвящена описанию героической обороны Брестской крепости. Среди портретов пионеров-героев можно увидеть и фото белоруса Марата Казея. Однако на страницах оставшихся девяти тем учебника последующие три послевоенные десятилетия Белорусская ССР практически не упоминается. Таким образом, перед взором ученика 4-го класса предстает достаточно незамысловатая белорусская история, к тому же почти лишенная исторических персоналий.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание на исторические карты анализируемой учебной книги. На них белорусские города появляются лишь в начале ХХ в. в рамках темы «Великая Октябрьская оциалистическая революция и гражданская война». А до этого времени ни самый древний белорусский город Полоцк, ни современная столица Минск, ни какой-либо иной город на них не были обозначены. Также анализ хронологической таблицы на форзаце учебника демонстрирует полное отсутствие дат, отражающих историю союзных республик, кроме одной, касающейся Украины (Переяславская Рада). Из учебной книги невозможно получить системное представление об истории Беларуси или иной союзной республики, кроме РСФСР. Вследствие этого учебник нельзя назвать историей народов Советского Союза. Они там фактически не представлены. Не получилось и должной синхронности изложения взаимосвязанного исторического развития истории всех союзных республик.

Показательно, но в учебнике «Рассказы по истории СССР», изданном в 1990 г., на закате «перестройки» и в целом СССР, уже в условиях формирования новой парадигмы советской исторической науки, широкого стремления ученых и педагогов к исторической правде, особых структурных и содержательных изменений не произошло. Так, школьникам даже не сообщалось о массовых политических репрессиях, они могли прочитать только о «нечеловеческих условиях труда» в СССР в 1930-х гг. и дипломатические фразы о «перегибах» [6]. Проблемы и искания историков Советского Союза второй половины 1980-х гг. практически не коснулись страниц этой учебной книги.

В итоге бывший белорусский четвероклассник, изучивший азы истории СССР, только через несколько лет (в восьмом классе) приступал к освоению истории Беларуси. Однако история БССР не являлась в советских школах самостоятельной учебной дисциплиной и была интегрирована в курс истории СССР, поэтому уроки белорусской истории лишь дополняли общий курс. Как отмечали авторы школьного учебника «История БССР», ввиду того, что история Советской Беларуси - «неотъемная часть истории СССР, то изучаться она будет не отдельно, а в рамках прохождения курса истории СССР -вначале определенная тема по истории Советского Союза, потом соответствующий параграф из учебника по истории БССР [7, с. 3]. Целесообразность этой методики доказывал в своей диссертации еще в 1970 г. и советский исследователь организации школьного исторического образования в БССР Рывкин М. С. -«знания по истории своей республики усваиваются учащимися более осознанно, если они раскрываются в органической связи с материалом общего курса истории СССР. В свою очередь знание фактов из истории республики способствует более глубокому и прочному изучению истории СССР, поскольку помогает видеть в местном, в отдельном частицу общего» [8, с. 6].

Заключение. Несомненно, учебник для учащихся 4-го класса был хорошо продуман с точки зрения общей дидактики и визуальной подачи учебного материала, написан доступным для младших школьников языком, прекрасно иллюстрирован и всегда вызывал интерес у детской аудитории. Но, несмотря на это, он отражал на своих страницах только историю России и лишь самым минимальным образом прошлое других союзных республик. В итоге он не смог выполнить глобальную задачу школьного исторического образования. Чрезмерно насыщенный коммунистической идеологией, учебник, в реальности не демонстрировал ни школьникам из России, ни из Беларуси или других союзных республик прошлое «равноправной братской семьи народов СССР», все многообразие и противоречивость советской истории, переплетение и специфику исторических судеб народов, проживавших в Советском Союзе.

Статья выполнена при поддержке БРФФИ в рамках совместного белорусско-российского проекта «Историческая культура белорусов и россиан: фомирование представлений о национальном и общем прошлом».

Список литературы

1. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М.: Высшая шк., 1992. 351 с.

2. Голубева Т. С. Рассказы по истории СССР для 4 классов. М.: Учпедгиз, 1962. 152 с.

3. Голубева Т. С. Методическое пособие к курсу «Эпизодические рассказы по истории СССР». М.: Просвещение, 1965. 247 с.

4. Голубева Т. С. Рассказы по истории СССР. М.: Просвещение, 1978. 208 с.

5. Барановичский районный исполнительный комитет. Знаменитые земляки. Режим доступа: http:// baranovichi.brest-region.gov.by/index.php?option=com_content&view=article&id=26882&Itemid=2921&lang=ru. Дата доступа: 29 08. 2020

6. Голубева Т. С. Рассказы по истории СССР для 5 класса. М.: Просвещение, 1990. 255 с.

7. Абецэдарсю Л. С., Баранава М. П., Паулава Н. Г. Псторыя БССР. Мшск: Народная асвета, 1979. 232 с.

8. Рывкин М. С. Преподавание истории союзной республики в школьном курсе истории СССР. М.: Просвещение, 1970. 26 с.

References

1. Ferro M. Kak rasskazyvayut istoriyu detyam v raznykh stranakh mira [How to tell a story to children in different countries of the world]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1992. 351 p.

2. Golubeva T. S. Rasskazy po istorii SSSR dlya 4 klassov [Stories on the history of the USSR for 4 classes]. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1962. 152 p.

3. Golubeva T. S. Metodicheskoye posobiye k kursu "Epizodicheskiye rasskazy po istorii SSSR" [Methodological guide to the course "Episodic stories on the history of the USSR"]. Moscow, Prosvesh-cheniye Publ., 1965. 247 p.

4. Golubeva T. S. Rasskazy po istorii SSSR [Stories about the history of the USSR]. Moscow, Pros-veshcheniye Publ., 1978. 208 p.

5. Baranovichskiy rayonnyy ispolnitel'nyy komitet. Znamenityye zemlyaki. Available at: http://bara-novichi.brest-region.gov.by/index.php?option=com_content&view=article&id=26882&Itemid=2921&lang=ru (asseced 29 08. 2020).

6. Golubeva T. S. Rasskazy po istorii SSSR dlya 5 klassa [Stories on the history of the USSR for the 5th grade]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1990. 255 p.

7. Abetsedarski L. S., Baranava M. P., Paulava N. G. Gistoryya BSSR [History of the BSSR]. Minsk, Narodnaya asveta Publ., 1979. 232 p.

8. Ryvkin M. S. Prepodavaniye istorii soyuznoy respubliki v shkol'nom kurse istorii SSSR [Teaching the history of the Union Republic in the school course of the history of the USSR]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1970. 26 p.

Информация об авторе

Острога Виктор Александрович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой таможенного дела. Белорусский государственный университет (220030, г. Минск, пр. Независимости, 4, Республика Беларусь). E-mail: ostroga.v@mail.ru

Information about the author

Ostroga Victor Alexandrovich - DSc (History), Professor, Head of the Department of Customs Affairs. Belarusian State Bniversity (4, Nezavisimosti Ave., 220030, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: ostroga.v@mail.ru

Поступила 10.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.