Научная статья на тему 'Рассказ протоиерея Николая агафонова «Отшельник поневоле» в контексте современной православной художественной литературы'

Рассказ протоиерея Николая агафонова «Отшельник поневоле» в контексте современной православной художественной литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
708
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ПРОЗА / РАССКАЗ / ЭВОЛЮЦИЯ / НИКОЛАЙ АГАФОНОВ / ORTHODOXY / PROSE / STORY / EVOLUTION / NIKOLAY AGAFONOV

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Леонов Иван Сергеевич

Исследованы проблематика и поэтика произведения современного писателя протоиерея Николая Агафонова «Отшельник поневоле» в контексте современной православной прозы. Ведущей темой изучаемого творения признается духовная эволюция человека, раскрывающаяся сквозь призму ряда моделей: «неверие первые попытки духовного поиска» и «формальная религиозность истинная вера».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Леонов Иван Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Story of archpriest Nikolay Agafonov Hermit Against the Will in the context of modern Orthodox fiction literature

There are investigated the issues and poetics of the work by a modern writer archpriest Nikolay Agafonov Hermit Against the Will considered in the context of the modern Orthodox prose. The main theme of the phenomenon is the issue of spiritual evolution of a person revealed in the light of a number of models: disbelief first attempts of spiritual search and formal piety true faith.

Текст научной работы на тему «Рассказ протоиерея Николая агафонова «Отшельник поневоле» в контексте современной православной художественной литературы»

И.С. ЛЕОНОВ (Москва)

рассказ протоиерея николля агафонова «отшЕльник поневоле» в контексте современной православной художественной литературы

Исследованы проблематика и поэтика произведения современного писателя протоиерея Николая Агафонова «Отшельник поневоле» в контексте современной православной прозы. Ведущей темой изучаемого творения признается духовная эволюция человека, раскрывающаяся сквозь призму ряда моделей: «неверие - первые попытки духовного поиска» и «формальная религиозность - истинная вера».

Ключевые слова: православие, проза, рассказ, эволюция, Николай Агафонов.

В современной России активно развивается художественная проза ряда православных писателей, среди которых значительное место занимает протоиерей Николай Викторович Агафонов (1955 г.р.). Ему принадлежат несколько циклов повестей и рассказов, а также два исторических романа: «Иоанн Дамаскин» и «Жены-мироносицы».

Учитывая индивидуальный характер авторской манеры Н.В. Агафонова, необходимо отметить, что его творчество развивается в русле традиций православной художественной прозы последних десятилетий. Имя писателя может быть включено в широкий перечень авторов, работающих в рамках данного литературного явления. Речь идет о Ярославе Шипове, Александре Шантаеве, Александре Торике, Алексее Мокиевском, Борисе Спорове, Валерии Лялине, Татьяне Шипошиной и многих других.

Отражение православного мировоззрения в художественной прозе рубежа XX - XXI вв. стало предметом исследования И.А. Казанцевой, которая утверждает: «Тенденции прозы последних десятилетий обосновываются характером доминирования и степенью художественного освоения православного вероучения в мировоззрении писателя» [3, с. 9]. Споры о специфике современной духовной литературы, в частности об идейно-художественных

аспектах творчества упомянутых авторов, отражаются в ряде интернет-изданий. Особого внимания заслуживают рецензии Виталия Каплана [4] и Юрия Кононенко, следующим образом определяющего доминанту православной литературы сегодняшнего дня: «это произведения, в которых присутствует как конститутивный, стержневой элемент, духовнонравственная вертикаль бытия <...> Это произведения, авторы которых стремятся в художественной форме выразить свое православное мироощущение» [5].

Важнейшим фактором, позволяющим отнести творчество упомянутых авторов (а также Н.В. Агафонова) к православной художественной литературе, является общая для них тема духовной эволюции личности, раскрывающаяся в русле религиозно-христианского миропонимания. Более глубоко и детально эта тема проявляется сквозь призму ряда моделей, отражающих стартовую и финальную точки внутренней трансформации центрального персонажа. Наиболее продуктивными моделями можно считать следующие: неверие - начальные попытки духовного поиска; неверие - поиск и обретение веры; формальная религиозность - истинная вера; грех - покаяние. Их подробное описание содержится в монографии И.С. Леонова и В.А. Корепано-вой [2]. Анализ многих произведений современной православной прозы показывает, что с помощью этих моделей чаще всего раскрываются особенности духовной эволюции и внутренний мир персонажей православной прозы, большинство из которых являются современниками читателя и принадлежат рубежу XX - XXI вв.

Появление той или иной модели в произведениях обусловлено социальным и духовным статусом главного героя. Если речь идет о светском человеке, нуждающемся в духовных ориентирах и находящемся в состоянии наряженного поиска смысла жизни, то авторы используют первые две модели. В этом случае финалом духовного пути героя становится либо попытка осознания героем существования духовной реальности, либо полное принятие религиозно-христианской концепции мира и вхождение в церковный мир. Так, модель «неверие - начальные попытки духовного поиска» присутствует в большей степени в произведениях священника Ярослава Шипова; «неверие - поиск и обретение веры» доминирует в творчестве Бориса Спорова, Валерия Лялина, Татьяны Шипошиной и др.

© Леонов И.С., 2012

Модели «формальная религиозность - истинная вера» и «грех - покаяние» свойственны в первую очередь произведениям, показывающим приходскую или монастырскую жизнь. Как правило, центральными персонажами этих произведений являются верующие люди, среди которых важную роль играют священники или монахи. В данном случае речь не идет о приходе человека к вере и его во-церковлении; на первый план выходят глубина и содержание духовной жизни христианина. Писатели, оперирующие этой моделью, порой ставят персонажа в условия, когда внешнее, формальное следование обрядам начинает доминировать в них над истинным пониманием собственного предназначения и стремлением к самосовершенствованию. Истина этим людям открывается лишь к финалу произведения, после того как они переживают серьезные испытания, благодаря которым приходят к пониманию роли Божьего промысла в собственной жизни. Раскрытие темы духовной эволюции верующего человека отражено во многих рассказах протоиерея Николая Агафонова. Например, модель «формальная религиозность -истинная вера» встречается в его произведениях «Благоразумный разбойник», «Юродивый Гришка», а «грех - покаяние» присутствует в повестях и рассказах «Друзья», «Красное крещение», «Погиб при исполнении».

Уникальным является рассказ протоиерея Николая Агафонова «Отшельник поневоле», сочетающий несколько типов нравственной эволюции человека. В центре произведения находятся два персонажа, каждый из которых проходит индивидуальный путь собственного духовного возрастания, однако их внутренняя трансформация была бы невозможна без деятельного участия в жизни друг друга. Главными героями рассказа «Отшельник поневоле» являются иеромонах Никифор и врач-хирург и несостоявшийся бизнесмен Анатолий. На примере судьбы священника показана реализация моделей «формальная религиозность - истинная вера», а духовный путь Анатолия соотносится с моделью «неверие - начальные попытки духовного поиска».

Иеромонах Никифор преодолевает сложнейшие испытания, сомнения, отчаяние, граничащее с потерей веры, а затем возрождение и обновление. Духовный конфликт священнослужителя обусловлен рядом внешних и внутренних причин. К внешним факторам относится резкое и неожиданное изменение жизни главного героя, который решением монастырского начальства был направлен в не приспособленную для проживания ветхую

лесную избушку для организации в ней скита. Отсутствие элементарных условий, потеря связи с внешним миром, одиночество и болезнь - все это ведет Никифора к ослаблению веры и серьезным сомнениям в справедливости Божьего промысла: Господи, да что же это творится, в чем же я виноват? Я ради Тебя оставил этот мир, шел к тихой и безмятежной жизни. А теперь что же получается - я никому не нужен. Ради чего я здесь ? [1, с. 67]. О кризисе веры, произошедшем в душе героя, свидетельствует и его поведение: он теряет интерес к молитве, отказывается от совершения литургии в праздник Успения и, наконец, залпом выпивает бутылку кагора, предназначенную для совершения таинства Евхаристии.

При всей значимости внешних факторов подлинной причиной духовного кризиса отца Никифора становится ряд внутренних противоречий, из-за которых священнослужитель оказывается не в состоянии на первом этапе принять возложенную на него миссию. Характер этих противоречий раскрывается с помощью следующих сюжетных ходов: а) обращение к прошлому персонажа; б) включение в произведение мотива сновидения.

Благодаря фрагментам биографии монаха читатель узнает об истинных причинах прихода молодого человека в монастырь. Подлинной мотивацией для столь решительного поступка становится разочарование в жизни и в людях, вызванное обидой: Степану (мирское имя Никифора. - И.Л.) пришлось столкнуться с изменой любимой девушки. Таким образом, импульсом к принятию монашеского пострига становится желание не служить Богу и ближнему, а уйти от ближнего, спрятаться за церковной оградой, противопоставить себя грешному миру. Столь субъективное восприятие иноческого служения отражается и во сне Никифора, который передается в начале произведения. Здесь герой видит себя умершим, невидимо для людей присутствующим на собственном отпевании. В первую очередь его волнует реакция других монахов на его кончину. Разочарование Никифора вызвано тем, что каждый из его собратьев занят своими мыслями и не сокрушается видимым образом о смерти Никифора. Подобный сон раскрывает психологию сосредоточенного исключительно на собственном Я человека. Благодаря этим приемам становится очевидной стартовая позиция духовной эволюции героя, отраженная в начальном элементе формулы «формальная религиозность - истинная вера». Однако противоречивое и несколько ошибочное первона-

чальное понимание отцом Никифором смыла собственного монашеского и священнического служения подвергается корректировке благодаря ряду факторов, определивших специфику его нравственной эволюции. К этим факторам следует отнести встречу с чудом, появление персонажей-помощников, обращение к молитве и совершению богослужений в скиту.

Встреча с чудом происходит в наиболее тяжелый для иеромонаха момент, когда его физические и духовные силы оказываются на исходе, а в сознании начинают рождаться мысли о смерти: «Умри я сейчас, - подумал отец Никифор, - этот лес также равнодушно будет шуметь над моим прахом, словно меня вовсе здесь не было» [1, с. 79]. Физические и душевные страдания постепенно приводят отца Никифора к пониманию того, что только Бог может помочь ему в данную минуту. В облике героя появляются черты ребенка, убежденного не только в возможности чуда, но и в его необходимости: Он сел на упавшее дерево и расплакался, можно даже сказать, разрыдался, как малое дитя. Так сидел он и плакал, но постепенно его рыдания становились все тише, наконец, перешли во всхлипы: <... > «Господи, я не сойду с этого места, пока не явишь мне чудо. А не явишь, так и умру здесь, потому как жизнь моя без чуда Твоего не имеет уже никакого смысла» (Там же). В этот момент происходит встреча отца Никифора с Анатолием, а через него - с жителями забытой и почти вымершей деревни, что с точки зрения христианского миросозерцания трактуется не как случайное обстоятельство, а как чудо, посланное по молитве священника. Эти персонажи выполняют в произведении роль персонажей-помощников, функция которых не ограничивается исключительно созданием бытовых условий для священника и скита. Общаясь с этими людьми, отец Никифор начинает осознавать, что его появление в лесу - это не случайность, а промысел Божий, приведший его сюда для духовного руководства живших неподалеку стариков. Первые эмоциональные порывы, вызванные потерей привычного покоя и столкновения с бытовыми трудностями, постепенно проходят; герой анализирует ситуацию с позиции вдумчивого богослова и опытного священника. К нему приходит осознание, что смысл монашеского послушания заключается не в бегстве от людей, а в несении им любви, помощи, приобщении к Божьим заповедям. Это понимание отражается в размышлениях персонажа о собственной жизни и монашеском предназначении: Разочаровавшись в несовершенной земной любви, я устремился

к совершенной - небесной. Но так и не постиг ее сокровенной сущности, потому как продолжал измерять ее земными мерками. Монашество я воспринял только как красивую форму иной жизни, думая, что она отличается от пошлой действительности лишь этой внешней формой. И что же в результате? Столкнувшись с первыми трудностями, сразу раскис, впав в смертный грех уныния (Там же, с. 85). Важным моментом перерождения священника становится усиленная молитва - чтение покаянного канона, с которого начинается новый этап жизни персонажа. Прежде, недооценивая призывы наместника к молитве и совершению регулярных богослужений, отец Никифор особое внимание уделял хозяйственным заботам и налаживанию бытовых условий в скиту. Однако на этом пути он встречает череду непреодолимых препятствий: так, ремонт крыши оборачивается для него падением и травмой ноги, а приготовление пищи - отравлением. По мысли автора, главными для монаха являются искренняя и сердечная молитва, надежда на Бога, способного укрепить человека в самых тяжелых и, на первый взгляд, неразрешимых жизненных ситуациях.

Анатолий - еще один ключевой персонаж повести «Отшельник поневоле». Его образ раскрывается сквозь призму модели «неверие -начальные попытки духовного поиска». В первые часы его знакомства со священником он заявляет о себе как об атеисте и использует по отношению к отцу Никифору не типичное для православной среды обращение святой отец, которое превращается в некий опознавательный знак далекого от веры человека. В то же время его характеризуют доброта и отзывчивость, которые он проявляет по отношению к попавшему в беду священнику. Постепенно в герое просыпается интерес к религиозной традиции, который пока еще не свидетельствует о приобщении его к вере. Ключевое место в произведении занимает спор отца Никифора с Анатолием по поводу присутствия неверующего человека во время кульминационного момента богослужения - литургии верных. Категоричный запрет на это иеромонаха сформулирован следующим образом: Но вы не верите в Бога, значит, нарушили обеты крещения, потому не можете относиться к числу верных... (Там же, с. 95). Такое замечание не столько обижает, сколько разочаровывает Анатолия (впервые испытавшего подсознательный, едва уловимый интерес к православному богослужению) и заставляет его на время покинуть нового знакомого. Однако через какое-то время он вновь возвращается к священнику,

что свидетельствует о его внутренней склонности к познанию ранее закрытого для него мира веры. Перенесенные испытания, неудачи в бизнесе, потеря семьи, бегство от кредиторов наталкивают Анатолия на размышления, в которых проявляется недоумение и отчаяние: Почему Бог так несправедлив: одним - все, другим - ничего? А если бы ребенок невинный пострадал? Почему же Бог такое допускает? [1, с. 100]. Попытка выяснить этот вопрос у священника, ставшего ему товарищем, свидетельствует о желании Анатолия понять христианский взгляд на окружающую действительность.

Очевидно, что иеромонах и врач являются одновременно антагонистами и в то же время -очень похожими друг на друга. Они обладают различным мировоззрением: один - представитель естественной науки, медик, другой -обладатель священного сана. Однако к финалу произведения эти персонажи сближаются. Во-первых, каждый из них переживает период серьезных испытаний, которые в конечном итоге меняют судьбу и определяют характер дальнейшей нравственной эволюции. Во-вторых, оба героя начинают постепенно осознавать, что их случайное знакомство необходимо и тому и другому, поскольку возводит каждого на новую ступень понимания окружающей действительности и своего места в мире. Иначе говоря, их знакомство становится для каждого отправной точкой духовной эволюции. В этом смысле знаковой является финальная реплика иеромонаха Никифора, обращенная к Анатолию: Я - человек верующий, потому не верю в случайные встречи. Бог свел нас в этом забытом людьми уголке, значит, мы нужны друг другу. И уж, конечно, оба мы нужны Богу (Там же, с. 101). Таким образом, специфика рассказа протоиерея Николая Агафонова «Отшельник поневоле» основана на раскрытии темы духовной эволюции человека в двух аспектах: зарождении внутренней потребности в вере и переходе от формальной религиозности к истинной вере и идее служения Богу и ближнему.

литература

1.Анафонов Н., протоиерей. Чаю воскресение мертвых. М. : Изд. Сретенского монастыря, 2006.

2. Леонов И.С., Корепанова В.А. Поэтика православной прозы XXI века. М-Ярославль : Ремдер, 2011.

3. Казанцева И.А. Православная аксиология в русской прозе XX - XXI веков : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Тверь, 2010.

4. Каплан В. Иерейская проза. Станет ли она литературным явлением? URL : http://www.foma.ru/ artide/mdex.php?news=4080.

5. Кононенко Ю. «Посмертные приключения» и «образ будущего века» Ю. Вознесенской. URL : http://www.ortodox.donbass.com/slovo/kononenko_ vozn.htm.

Story of archpriest Nikolay Agafonov “Hermit Against the Will” in the context of modern Orthodox fiction literature

There are investigated the issues and poetics of the work by a modern writer archpriest Nikolay Agafonov "Hermit Against the Will” considered in the context of the modern Orthodox prose. The main theme of the phenomenon is the issue of spiritual evolution of a person revealed in the light of a number of models: "disbelief- first attempts of spiritual search” and "formal piety - true faith”.

Key words: Orthodoxy, prose, story, evolution, Nikolay Agafonov.

Ю.А. АникинА (Волгоград)

особенности изображения конфликта «взрослого» и «детского» миров в романе-трилогии в.п. крапивина «голубятня на желтой поляне»

Рассматриваются рациональные и эмоциональные аспекты развития межличностного конфликта героя-подростка и мира взрослых в произведениях В.П. Крапивина. Анализ конфликта помогает не только понять мотивацию поступков его участников, но и определить существенные аспекты инициации, обретения главными героями нравственных ориентиров.

Ключевые слова: художественный мир В.П. Крапивина, герой-подросток, психология конфликта, субъектность, личностный подход.

Одной из главных особенностей подросткового периода является перестройка взаимоотношений индивида с окружающим миром. Происходящее на данном этапе формирование

© Аникина Ю.А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.