Научная статья на тему 'РАСШИРЕНИЕ УЧАСТИЯ СТРАН АФРИКИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ КООПЕРАЦИИ'

РАСШИРЕНИЕ УЧАСТИЯ СТРАН АФРИКИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ КООПЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКА / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (ПИИ) / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (МНП) / ПРОМЫШЛЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / РОССИЯ / СТРАНЫ АЗИИ / ТЕХНОЛОГИИ / AFRICA / FOREIGN DIRECT INVESTMENTS (FDI) / MULTINATIONAL ENTERPRISES (MNE) / INDUSTRIAL COOPERATION / RUSSIA / COUNTRIES OF ASIA / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов Владимир Викторович, Сапунцов Андрей Леонидович

В статье рассматриваются задачи по организации в странах Африки смешанных с зарубежным капиталом промышленных предприятий. Даются оценки возможностям для производства запасных частей, технологических агрегатов и полуфабрикатов для продукции машиностроения, а также по формированию на местах в принимающих странах региона производств по обслуживанию промышленного оборудования. Авторы приходят к выводу о приоритетности промышленного кооперирования африканских компаний с многонациональными предприятиями (МНП), базирующимися в Азии, которое будет осуществляться на основе обмена технологиями и получением доступа к новым экспортным рынкам сбыта. Представляется целесообразным использовать внешнеэкономические связи России для активизации вложения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в промышленность Африки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Павлов Владимир Викторович, Сапунцов Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF AFRICAN COUNTRIES IN THE INTERNATIONAL INDUSTRIAL COOPERATION

The authors are discussing the establishment of joint-ventures and affiliates of multinational enterprises (MNE) in African industry. The forecasts were given on production of spare parts for machinery, process units, and semi-finished products for the instrument-making industry. The establishment of enterprises for servicing of industrial equipment has also been discussed. African companies should engage in industrial cooperation with the Asia-based MNEs, this will allow for the technology transfer to Africa and broadening of her export markets. Russia is advised to use its external business ties for propagating the inflows of foreign direct investments (FDI) into the industry of Africa.

Текст научной работы на тему «РАСШИРЕНИЕ УЧАСТИЯ СТРАН АФРИКИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ КООПЕРАЦИИ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 10 • Номер 12 • Декабрь 2020 ISSN 2222-534Х

>

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

Первое

экономическое издательство

расширение участия стран Африки в международной промышленной кооперации

В статье рассматриваются задачи по организации в странах Африки смешанных с зарубежным капиталом промышленных предприятий. Даются оценки возможностям для производства запасных частей, технологических агрегатов и полуфабрикатов для продукции машиностроения, а также по формированию на местах в принимающих странах региона производств по обслуживанию промышленного оборудования. Авторы приходят к выводу о приоритетности промышленного кооперирования африканских компаний с многонациональными предприятиями (МНП), базирующимися в Азии, которое будет осуществляться на основе обмена технологиями и получением доступа к новым экспортным рынкам сбыта. Представляется целесообразным использовать внешнеэкономические связи России для активизации вложения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в промышленность Африки.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Африка, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), многонациональные предприятия (МНП), промышленная кооперация, Россия, страны Азии, технологии

participation of African countries in the international industrial cooperation

Pavlov V.V. 1, SapuntsovA.L. 1

1 Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences, Russia

введение

На протяжении уходящего десятилетия Африка, образно представленная ее странами как интегральное целое, оказалась непосредственно вовлечена в продолжающуюся экономическую трансформацию ряда основных принципов и прежних устоев функционирования мировой экономики, а также ключевых функций институтов по валютно-финансовому регулированию. Пандемия COVID-19 изменила расстановку сил в промышленности мира, вследствие чего возросла роль африканских стран в системе внешнеторговых связей и иных форм долгосрочного международного экономического сотрудничества, прежде всего, реализуемых в сфере обмена прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) и промышленной кооперации с участием многонациональных предприятий (МНП).

Павлов В.В. 1, Сапунцов А.Л. 1

1 Институт Африки Российской академии наук, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:

Цель работы состоит в выявлении предпосылок к углублению участия стран Африки в международной промышленной кооперации, оценке ее перспективных форм и механизмов реализации, а также выработке рекомендаций для вложения российских ПИИ в промышленность Африки. Научная новизна определяется рассмотрением геополитических условий для интенсификации кооперационных связей в промышленности Африки с учетом вскрытия возможностей для налаживания сотрудничества со странами с переходной экономикой.

инвестиционная привлекательность промышленности Африки

Растут объемы поступления «промышленных» ПИИ в Африку, они технологически совершенствуются, диверсифицируются концессионные соглашения, включая соглашения о разделе произведенной продукции. В этих условиях заметно усилился долгосрочный тренд во многом объективного характера к обострению противоборства между МНП за укрепление своих позиций на африканских товарных и инвестиционных рынках, прежде всего, в сфере энергетического хозяйства и добычи полезных ископаемых, где межстрановая конкуренция в перспективе еще больше усилится [7] (Morozenskaya 2018). Борьба за доминирующие позиции и соответствующее политическое, а также экономическое влияние других держав мира в странах континента, особенно в отраслях добычи углеводородного, металлического и минерального сырья, в перспективе так или иначе будет обостряться [1, c. 10] (Abramova, 2019, р. 10).

ABSTRACT:_

The authors are discussing the establishment of joint-ventures and affiliates of multinational enterprises (MNE) in African industry. The forecasts were given on production of spare parts for machinery, process units, and semi-finished products for the instrument-making industry. The establishment of enterprises for servicing of industrial equipment has also been discussed. African companies should engage in industrial cooperation with the Asia-based MNEs, this will allow for the technology transfer to Africa and broadening of her export markets. Russia is advised to use its external business ties for propagating the inflows of foreign direct investments (FDI) into the industry of Africa.

KEYWORDS: Africa, foreign direct investments (FDI), multinational enterprises (MNE), industrial cooperation, Russia, countries of Asia, technology

JEL Classification: F21, N27, o31, o55 Received: 15.12.2020 / published: 25.12.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Sapuntsov A.L. (andrew0sapuntsov.ru)

CITATION:_

Pavlov V.V., Sapuntsov A.L. (2020) Rasshirenie uchastiya stran Afriki v mezhdunarodnoy promyshlennoy kooperatsii [Participation of African countries in the international industrial cooperation]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 10. (12). - 3109-3120. doi: 10.18334/epp.10.12.111506

На промышленный рост в африканском регионе влияет демографический фактор, так как, по ряду экспертных оценок, к 2050 г. там будет сосредоточено до 20-25% молодого трудоспособного и поддающегося профессиональному техническому обучению населения в мире, и при этом будет по-прежнему на разведанных месторождениях сконцентрирован очень значительный, если не самый большой, достоверный запас стратегических редкоземельных металлов [4, с. 359-361] (Zaharov, Gorohov, Dmitriev, 2020, р. 359-361). Растет «самосознание» большинства африканских стран и усиливается их национальная идентификация: разрабатываются стратегии экономического развития и реализуются меры для достижения долгосрочных целей промышленного роста. Африканцы видят свой валютно-финансовый суверенитет как зиждущийся на происходящих ныне существенных креативных сдвигах в реальном секторе экономики.

Судя по заявлениям лидеров ряда африканских государств (Алжир, Египет, Эфиопия и др.), развитые страны продолжают по-прежнему оценивать независимые государства Африки как бывшие колонии с позиций метрополий [10, с. 250] (Pashkova, Morozenskaya, Herve, Kalinichenko, 2019, р. 250). Зона безусловного влияния ключевых европейских стран - членов ЕС уже в 2010-2019 гг. стала объектом пристального внимания Китая, который направляет ПИИ в энергетику и инфраструктурные объекты Африканского континента, - ныне одну из наиболее высококонкурентных территорий мира. Наряду с компаниями Китая, Великобритании и Франции в данный регион устремились новые инвесторы и институциональные акционеры из ряда других динамично развивающихся азиатских стран: Индия, Республика Корея, Малайзия и др. [15, с. 70-77] (Bastos, 2015, р. 70-77). Сотни активно действующих китайских промышленных МНП превратили многие страны Африки в сферу своих безусловных приоритетных инвестиционных интересов, целенаправленно расширяя свою регулярную производственную деятельность в крайне широком и достаточно диверсифицированном спектре базовых отраслей их хозяйства.

промышленное сотрудничество со странами Азии

Добыча минерального сырья, обрабатывающая промышленность и товарное сельскохозяйственное производство (включая тропическое земледелие) основаны на внедрении и использовании новых технологий, производственного оборудования и

ОБ АВТОРАХ:_

Павлов Владимир Викторович, ведущий научный сотрудник центра изучения проблем переходной экономики, доктор экономических наук, профессор

Сапунцов Андрей Леонидович, ведущий научный сотрудник центра глобальных и стратегических исследований, доктор экономических наук, доцент (andrew0sapuntsov.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Расширение участия стран Африки в международной промышленной кооперации // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10. - № 12. - С. 3109-3120. doi: 10.18334/epp.10.12.111506

обновлении технологических процессов, а также на подготовке квалифицированных кадров рабочих и техников среднего профессионального уровня (на местах и за рубежом). В значительном числе африканских стран осуществляется строительство и оснащение организаций здравоохранения и создание в регионе достаточно разветвленной сети учреждений - институтов Конфуция по регулярному интенсивному изучению философии и китайского языка. В ходе реализации долгосрочной глобальной инициативы «Один пояс и один путь» китайские инвесторы и акционеры в 2015-2019 гг. расширили свое долевое участие в африканских средствах массовой информации и ряде важных медиа [5, с. 64] (Kalinichenko, 2020, р. 64). Проекты в регионе, финансируемые китайским ЭКСИМ и другими банками, становятся в конечном итоге «долговыми ловушками» для многих, если не для большинства принимающих африканских стран.

Экспансия уже ныне нередко создает в промышленности принимающих стран крайне острые новые финансовые и экологические проблемы, воздействует на внутренние потребительские рынки. Внешний государственный долг превращается в «долговую петлю» для стран региона, он стал результатом инвестиционной экспансии Китая в регион в 2015-2019 гг. и обслуживающей ее кредитно-ссудной деятельности китайских банков и ряда специализированных финансовых фондов во многих принимающих странах [12, с. 11] (Fituni, Abramova, 2020, р. 11).

К началу 2019 г. многими лидерами африканских государств, по сути, оказалась на деле в немалой степени развенчана длительное время активно пропагандируемая массовыми средствами информации китайского государства и его институтами «великая иллюзия» о бескорыстной братской поддержке правительством и коммунистической партией Китая пути независимого суверенного экономического развития молодых государств Африканского континента, особой благотворительной роли Китая (причем как государственных, так и китайских МНП, финансовых компаний и коммерческих банков) в необходимом масштабном финансовом, технологическом и производственном обеспечении обновления и модернизации базовых отраслей промышленности стран Африки. Указывалось о масштабном и целенаправленном использовании современных механизмов и инструментов регулярной гуманитарной помощи и некоммерческого научно-технического содействия для поддержки дальнейшего усиления экономической независимости (в перспективе - достижения реального экономического суверенитета) африканских стран-реципиентов китайских ПИИ [9, с. 2553] (Pavlov, Sapuntsov, 2019, р. 2553).

Большинство принимающих китайские ПИИ, в том числе концессионные, африканских стран целенаправленно шли (и поныне активно идут) на заключение с МНП наиболее льготных (преференциальных) и выгодных, прежде всего для китайских предприятий и кредиторов (корпоративных инвесторов и ссудодателей) специальных долгосрочных инвестиционных соглашений и, прежде всего, максимально благоприятствующих им двусторонних инвестиционных договоров (ДИД), предоставляющих китайским предприятиям-инвесторам особые адресные инвестиционные стимулы, а

также долгосрочные налоговые, торговые и таможенные (как по импорту, так и по их контрактному товарному экспорту на региональные рынки) льготы и преференции. Подобные меры создавали для китайских МНП максимально благоприятный инвестиционный климат, в том числе для свободного вывоза из принимающих стран полученных там инвестиционных прибылей - нетто.

После трех десятилетий проведения китайской промышленной экспансии в африканский регион немалое число принимающих стран ныне активно ищут возможные пути, чтобы каким-либо образом сдержать либо хотя бы реально регламентировать в дальнейшем безудержные темпы интенсивного проникновения китайского частного промышленного бизнеса и финансового капитала в национальную экономику, прежде всего в ее реальный сектор, ведущего в дальнейшем во многих случаях к прямому контролю китайских МНП за его ключевыми сферами и фактическому превращению Китая в «нового колонизатора Африки» [16, р. 205-210] (аввё, 2015, р. 205-210).

внешнее финансирование промышленных предприятий

Экономика многих принимающих стран Африки, в том числе относительно наиболее развитых, наталкивается на новые глубокие диспропорции существенного характера - во многом крайне болезненно, а подчас прямо негативно реагирует на все более интенсивную масштабную и диверсифицированную китайскую экономическую и инвестиционную интервенцию в реальный сектор экономики, а ныне также в торговлю и сферу услуг (включая гостиничное хозяйство). В результате осуществления подобной далеко идущей массированной экспансионистской интервенции, прежде всего, национальная кредитно-банковская, а затем в целом финансовая система принимающих африканских стран попадают в зависимость [3, с. 2580] (Б/1тепко, 2019, р. 2580).

Многие принимающие африканские страны уже ныне оказались, по сути, в глубокой интегральной долговой кредитной и прямой технологической зависимости от Китая, когда национальная финансовая система вынуждена постоянно изыскивать необходимые дополнительные значительные по объему ресурсы, прежде всего, валютные, для погашения внешнего долга. Чтобы своевременно и регулярно расплачиваться по совокупным долгам и осуществлять стабильное текущее обслуживание своей задолженности (погашение основной суммы долга - тела кредита и начисленных процентов по фактически использованной сумме ссуды в рамках открытой банком конкретному заемщику суверенной кредитной линии), африканские страны вынуждены расплачиваться в соответствии с условиями и требованиями китайских ссудодателей, в частности передавать в собственность конкретным китайским кредиторам свои активы.

Африканские страны в оплату своего внешнего долга Китаю, например, могут ныне передавать определенным частным кредиторам эксклюзивные концессионные права на разработку конкретных разведанных (достоверных) месторождений сырьевых, энергетических и минеральных ресурсов. Страны-должники вынуждены предо-

ставлять особые долгосрочные льготные концессии на осуществление промышленного строительства (в рамках ДИД), права на эксплуатацию и обслуживание объектов инфраструктуры, включая строительство дорог с твердым покрытием, объектов энергетического хозяйства и вспомогательных структур, возведение речных плотин вплоть до строительства под ключ портовых терминалов и аэропортов с обслуживающими их техническими и сопутствующими торговыми подразделениями, а также объектов туристической индустрии [14, с. 6] (Shkvarya, 2018, р. 6). Имеют место многочисленные трансакции по типу equity-swaps, когда в счет погашения своего внешнего долга местные предприятия, компании и акционерные общества - заемщики передают китайским кредиторам свои обычные (а в определенных случаях и привилегированные) акции либо определенную долю своего совокупного подписного акционерного капитала. Общее число подобного типа трансакций в странах региона устойчиво растет.

В погашение задолженности реализуются в Китай дополнительные неконтрактные поставки алмазов, платины, золота, кобальта, а также урана, причем нередко по трансфертным ценам, наиболее выгодным для МНП [2, с. 2777] (Grigoryan, 2019, р. 2777). Подобная неадекватная по ее фактической стоимости передача активов и некоторых других ресурсов (как финансовых, так и, подчеркнем, физических) внешним кредиторам непосредственно несет в себе угрозу экономическому и политическому суверенитету многих африканских государств-должников; изымаются необходимые для устойчивого развития финансовые ресурсы, в том числе в твердой валюте, ухудшаются текущее финансовое положение и кредитоспособность, особенно в среднесрочной перспективе, затрудняется научно-техническое обновление реального сектора экономики.

Погашение текущей задолженности по ссудам, полученным африканскими странами от китайских банков и специализированных финансовых институтов и инвестиционных фондов, может передаваться в полную собственность кредиторов (ссудодателей) акции компаний - специализированных предприятий. В собственность китайских кредиторов могут переходить государственная собственность и даже непрофильные активы. Лишь в качестве иллюстрации отметим, что в их числе стали фигурировать транспортные сети, порты, другие объекты твердой транспортной и энергетической инфраструктуры, а также, подчеркнем, африканские медиа. На конец 2018 г. уже более сорока функционирующих телекоммуникационных сетей в 30 странах Африки стали принадлежать китайским инвесторам и акционерам со всеми вытекающими отсюда последствиями относительно реальных приоритетов их текущей информационной деятельности и долгосрочной инвестиционной стратегии [11, с. 35-40] (Fituni, 2019, р. 35-40).

Не лишены оснований соображения о том, что Африка как интегрированный независимый континент и консолидированная хозяйственная структура уже ныне крайне нуждается в приходе в ее экономику новых стран -инвесторов, акционеров и во многом альтернативных МНП для работы на местных высококонкурентных африканских

инвестиционных и торговых рынках. Это обеспечит стабильность и конкуренцию, несколько ограничит дальнейшую безудержную китайскую инвестиционную, кредитную, финансовую и торговую экспансию в промышленность Африки.

инвестиции россии в африканскую промышленность

Для России в целях укрепления своего влияния и реальных позиций на основных сырьевых и промышленных рынках континента в рамках перехода к реализации качественно новой для нее модели инвестиционного сотрудничества со странами региона (вместо прежней традиционной модели интенсификации с ними двустороннего торгово-экономического партнерства и сотрудничества) крайне важными становятся нахождение и последующая опора российских предприятий-инвесторов на определенных ключевых партнеров на континенте. В данном контексте речь должна идти о выборе конкретных африканских стран, которые будут становиться для России долгосрочными «союзниками». Например, Египет превращается в одну из таких стран, так как заинтересован в углублении двустороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с Россией на долговременной основе (диверсификация внешнеэкономических связей и заключение долгосрочных концессионных соглашений) [13, с. 225-230] (Fogel, 2018, р. 225-230). В 2018-2019 гг. на северо-востоке Египта учреждена и законодательным образом оформлена беспрецедентная по своим юридически-правовым параметрам, преференциальным условиям для частного инвестирования и ведения текущей производственной деятельности в ней внешних частных инвесторов, а также по своему фактическому формату и отраслевой диверсификации «свободная промышленная зона».

Российские МНП уже ныне должны стремиться в кратчайшие сроки инициировать свою масштабную инвестиционную и производственную деятельность, в полной мере используя условия, инвестиционные стимулы, льготы, а также дополнительные налоговые и таможенные преференции, которые египетское государство ныне официально предоставляет частнопредпринимательским производственным инвесторам для реализации капиталовложений в промышленность [8, с. 560-570] (Pavlov, Sapuntsov, 2018, р. 560-570). Подобные льготы важны для частных инвесторов особенно в первые 3-5 лет после начала производственной деятельности в реальном секторе египетской экономики. Речь идет о строительстве АЭС Эд-Дабъа, которая станет инструментом для продвижения российских МНП и закрепления позиций России как стратегического партнера в энергетике.

Инвестиционная активность России в странах Африки становится предметом внимания в странах Западной Европы и в США. Уже ныне они анализируют сложившуюся ситуацию и, прежде всего, идентифицируют Россию и Китай как их конкурентов в регионе. Продолжается рост конкуренции за доступ к природным ресурсам стран континента, где сосредоточены запасы минерального сырья, углеводородов и металлических руд [17] (Hafner, Tagliapietra, Strasser, 2018). Ведется поиск своей ниши и

ключевых геополитических стран-союзников в регионе и, соответственно, местных компаний и предприятий. Конкуренция - это неотъемлемая часть указанных рынков, она отражает глобальное столкновение интересов и растущее противоборство в современном мире в целом [6, с. 30-39] (КаНтоНвнкв, 2019, р. 30-39). На Евразийском континенте, особенно непосредственно в азиатских странах, США активно противостоят Китаю и России, ныне Африка превращается в объект соперничества, противоборства и конкуренции данных трех мировых центров силы непосредственно в национальной экономике и политической деятельности принимающих африканских стран, особенно на их инвестиционных рынках, рынках стратегического промышленного сырья и энергоресурсов. Стороны будут стремиться противостоять своим соперникам на континенте, расширять свои соглашения о торговле и промышленной кооперации со странами Африки.

заключение

Крупные развивающиеся страны все больше позиционируют себя в качестве суверенных независимых игроков, вовлеченных в соперничество и прямое противоборство за обеспечение себе более выгодного положения в экономике стран Африки, получения там принципиальных преимуществ и преференций, включая усиление своего влияния и расширения сфер контроля в определенных африканских странах и конкретных отраслях их экономики, а ныне также в промышленных и свободных экспортных зонах, инвестиционных коридорах развития. МНП будут стремиться добиться обеспечения себе главенствующих позиций в отраслях горнодобывающей промышленности и, прежде всего, в энергетике африканских стран, причем не только непосредственно в генерирующих производствах, но и в трансмиссионном хозяйстве.

Они активно противодействуют усилению позиций России во многих сферах политики и мировой экономики, в том числе заметно усилили свою озабоченность, если не сказать явные опасения по данному поводу. Более того, в ряде случаев эти страны ныне противодействуют любому возможному расширению сфер и масштабов политической и внешнеэкономической экспансии России в Африку в рамках углубления кооперационных связей в промышленности. Важно принять передовые положения, соответствующие, по сути, нынешним базовым требованиям и в целом общемировому уровню организации промышленного производства, так как это позволит стимулировать поступление ПИИ в Африку и усилит международный обмен технологиями.

ИСТОЧНИКИ:

1. Абрамова И.О. Геополитическая схватка за Африку. / Избранные лекции университета; вып. 196. - СПб.: СПбГУП, 2019. - 56 с.

2. Григорян Г.Р. Методологические основы оценки результативности применения внешнеэкономических санкций // Экономические отношения. - 2019. - № 4. -с. 2793-2804. - аок 10.18334/ео.9.4.41466.

3. Ефименко С.В. Особенности управления финансовым риском в экспортной деятельности многонациональных предприятий Южно-Африканской Республики // Экономические отношения. - 2019. - № 4. - с. 2571-2584. - doi: 10.18334/eo.9.4.41472.

4. Захаров И.А., Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Трансформация конфессионального пространства Африки в ХХ - начале XXI века // Известия Российской академии наук. Серия географическая. - 2020. - № 3. - с. 359-368. - doi: 10.31857/ S2587556620030127.

5. Калиниченко Л.Н. Миграционная политика Маврикия на современном этапе. / Африка в глобальном миграционном потоке: история и современность / Сборник тезисов и докладов. - М.: Институт Африки РАН, 2020. - 62-63 с.

6. Калиниченко Л.Н. Технологии четвертой промышленной революции в индустриальном секторе Африки: формы внедрения. / Экономика Африки в эпоху глобальной технологической революции. - М.: Институт Африки РАН, 2019. - 19-39 с.

7. Морозенская Е.В. Государственное регулирование экономики в Африке. - М.: Институт Африки РАН, 2018. - 214 с.

8. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Предпосылки к имплементации моделей инвестиционного сотрудничества России со странами Африки // Экономические отношения. -2018. - № 4. - с. 567-588. - doi: 10.18334/eo.8.4.39527.

9. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Приоритетные направления долгосрочной инвестиционной политики российских предприятий в Африке // Экономические отношения. - 2019. - № 4. - с. 2545-2556. - doi: 10.18334/eo.9.4.41455.

10. Пашкова Е.В., Морозенская Е.В., Херве Т.Т.Р., Калиниченко Л.Н. Возможности решения социальных проблем стран Африки на основе государственно-частного партнёрства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2019. - № 2. - с. 244-260. - doi: 10.22363/2313-2272-2019-19-2-244-260.

11. Фитуни Л.Л. «Санкционное таргетирование»: инструмент внешней политики, нечестной конкуренции или глобального социального инжиниринга? // Вестник МГИМО Университета. - 2019. - № 3(66). - с. 17-41. - doi: 10.24833/2071-8160-20193-66-17-41.

12. Фитуни Л.Л., Абрамова И.О. Развивающиеся страны в политической экономии посткоронавирусного мира // Мировая экономика и международные отношения. -2020. - № 9. - с. 5-14. - doi: 10.20542/0131-2227-2020-64-9-5-14.

13. Фогель Д.В. Инвестиционная деятельность российских компаний на рынке стран Африки в условиях улучшения институциональной среды // Экономические отношения. - 2018. - № 2. - с. 217-232. - doi: 10.18334/eo.8.2.38971.

14. Шкваря Л.В. Инновационная составляющая экономики стран ССАПГЗ // Инновационная экономика. - 2018. - № 1. - с. 6.

15. Bastos F.L. A Southern АМсап АрршасЬ to the Permanent Sovereignty over Natural Resources and Common Resource Management Systems. / Permanent Sovereignty over Natural Resources / M. Bungenberg and S. Hobe Eds. - Cham: Springer, 2015. - 61-78 p.

16. Cisse D. Developing Global Partnership for Development: Chinese Investments in Africa and Impacts on Sustainable Development. / Millennium Development Goals (MGDs) in Retrospect, Social Indicators. Africa's Development Beyond 2015. Research Series 58 / N. Andrews et al. Eds. - Cham: Springer, 2015. - 209-227 p.

17. Hafner M., Tagliapietra S., Strasser de L. Energy in Africa. Challenges and Opportunities. -Cham: Springer, 2018. - XX, 112 p.

REFERENCES:

Abramova I.O. (2019). Geopoliticheskaya skhvatka za Afriku [The Geopolitical Battle

for Africa] (in Russian). Bastos F.L. (2015). A Southern African Approach to the Permanent Sovereignty over

Natural Resources and Common Resource Management Systems Cisse D. (2015). Developing Global Partnership for Development: Chinese Investments in

Africa and Impacts on Sustainable Development Efimenko S.V. (2019). Osobennosti upravleniya finansovym riskom v eksportnoy deyatelnosti mnogonatsionalnyh predpriyatiy Yuzhno-Afrikanskoy Respubliki [The particularities of the financial risk management in export activity of South African multinational enterprises]. Journal of International Economic Affairs. (4). 25712584. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41472. Fituni L.L. (2019). «Sanktsionnoe targetirovanie»: instrument vneshney politiki, nechestnoy konkurentsii iliglobalnogo sotsialnogo inzhiniringa? [Targeted sanctions: a tool of foreign policy, unfair competition or global social engineering?]. Vestnik of MGIMO University. (3(66)). 17-41. (in Russian). doi: 10.24833/2071-8160-20193-66-17-41.

Fituni L.L., Abramova I.O. (2020). Razvivayushchiesya strany v politicheskoy ekonomii postkoronavirusnogo mira [Developing countries in the political economy of the post-coronavirus world]. World Economy and International Relations. (9). 5-14. (in Russian). doi: 10.20542/0131-2227-2020-64-9-5-14. Fogel D.V. (2018). Investitsionnaya deyatelnost rossiyskikh kompaniy na rynke stran Afriki v usloviyakh uluchsheniya institutsionalnoy sredy [Investment activity of russian companies in the market of African countries given the improving institutional environment]. Journal of International Economic Affairs. (2). 217-232. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.2.38971. Grigoryan G.R. (2019). Metodologicheskie osnovy otsenki rezultativnosti primeneniya vneshneekonomicheskikh sanktsiy [Methodological bases of evaluating the effectiveness of external economic sanctions]. Journal of International Economic Affairs. (4). 2793-2804. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41466. Hafner M., Tagliapietra S., Strasser de L. (2018). Energy in Africa. Challenges and Opportunities

Kalinichenko L.N. (2019). Tekhnologii chetvertoy promyshlennoy revolyutsii v industrialnom sektore Afriki: formy vnedreniya [Technologies of the Fourth Industrial Revolution in the industrial sector of Africa: forms of implementation] (in Russian).

Kalinichenko L.N. (2020). Migratsionnaya politika Mavrikiya na sovremennom etape [Migration policy of Mauritius at the present stage] (in Russian).

Morozenskaya E.V. (2018). Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki v Afrike [Government regulation of the economy in Africa] (in Russian).

Pashkova E.V., Morozenskaya E.V., Kherve T.T.R., Kalinichenko L.N. (2019). Vozmozhnosti resheniya sotsialnyh problem stran Afriki na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnyorstva [Possibilities of solving social problems of african countries by means of public-private partnership]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya. (2). 244-260. (in Russian). doi: 10.22363/2313-22722019-19-2-244-260.

Pavlov V.V., Sapuntsov A.L. (2018). Predposylki k implementatsii modeley investitsionnogo sotrudnichestva Rossii so stranami Afriki [Prerequisites for the implementation of investment-based models in business relations between Russia and Africa]. Journal of International Economic Affairs. (4). 567-588. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.4.39527.

Pavlov V.V., Sapuntsov A.L. (2019). Prioritetnye napravleniya dolgosrochnoy investitsionnoy politiki rossiyskikh predpriyatiy v Afrike [Priority directions of long-term investment policy of Russian enterprises in Africa]. Journal of International Economic Affairs. (4). 2545-2556. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41455.

Shkvarya L.V. (2018). Innovatsionnaya sostavlyayushchaya ekonomiki stran SSAPGZ [An innovative component of the economy of the GCC countries]. Innovatsionnaya ekonomika. (1). 6. (in Russian).

Zakharov I.A., Gorokhov S.A., Dmitriev R.V. (2020). Transformatsiya konfessionalnogo prostranstva Afriki v KhKh - nachale XXI veka [Transformation of African religious landscape in the 20th and beginning of the 21st century]. Izvestiya of the Russian Academy of Sciences. Geographic series. (3). 359-368. (in Russian). doi: 10.31857/ S2587556620030127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.