Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ МЕЖСТРАНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА АФРИКАНСКОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ РЫНКЕ'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ МЕЖСТРАНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА АФРИКАНСКОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОДЕКС / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЫНОК / КОНКУРЕНЦИЯ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (МНП) / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (ПИИ) / РОССИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / AFRICA / INVESTMENT CODE / INVESTMENT MARKET / COMPETITION / MULTINATIONAL ENTERPRISES (MNE) / FOREIGN DIRECT INVESTMENTS (FDI) / RUSSIA / TECHNOLOGY / ECONOMIC INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапунцов Андрей Леонидович, Павлов Владимир Викторович

В 2015-2019 гг. заметно обострилась межстрановая конкурентная борьба на инвестиционных рынках многих африканских стран. Эти страны зависят от конъюнктуры мирового рынка, и приток в их экономику прямых иностранных инвестиций (ПИИ) связан с усилением конкуренции на местных рынках, происходящей под воздействием внедрения технологий. Недавно были достигнуты положительные результаты в российско-африканских инвестиционных отношениях. В статье обоснованы рекомендации по совершенствованию моделей, методов, форм и инструментов политики российских предприятий на высококонкурентных африканских инвестиционных рынках, выявлены ее первоочередные цели и приоритеты. В контексте обеспечения устойчивого роста масштабов регулярного притока российских частнопредпринимательских производственных капиталовложений в реальный сектор экономики ряда стран континента - базовых российских партнеров и контрагентов в африканском регионе - России следует учредить инвестиционный банк развития, информационный центр, а также холдинговые компании в машиностроении, энергетике и агропромышленном комплексе, а Африке - институты по углублению инвестиционного сотрудничества и российское информационное представительство Африканского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological factors of intercountry competition in the African investment market

The intercountry competition in investment markets of numerous African countries has noticeably intensified in 2015-2019. Such nations depend upon the situation on the global market. The inflow of foreign direct investments (FDI) to their economies is determined by the importation of modern technology and the relevant intensification of local competition driven by multinational enterprises (MNE). Some progress in Russian-African investment relations has been achieved recently. The authors reason recommendations on improvement of investment models, methods, forms, and instruments used by Russian enterprises in Africa. The article discovers some first-step goals and priorities, necessary to be undertaken for enlarging the inflow of Russian FDI to the continent and competing with the MNEs in technological advances. Such investments will be comprised of private entrepreneurial capital and will be realized in extractive industries and manufacturing of some basic Russian trade partners and counteragents in the African region. Russia should establish an investment development bank, an information center, and holding companies for instrument making industry (including manufacturing of equipment for power plants) and food processing. African nations are advised to strengthen their investment promotion agencies and to establish a Russian information office of the African Union.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ МЕЖСТРАНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА АФРИКАНСКОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ РЫНКЕ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 9 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2019 ISSN 2222-534Х

>

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

Первое

экономическое издательство

г.

-J

технологические факторы межстрановой конкуренции на африканском инвестиционном рынке

Сапунцов А.Л. 1, Павлов В.В. 1

В 2015-2019 гг. заметно обострилась межстрановая конкурентная борьба на инвестиционных рынках многих африканских стран. Эти страны зависят от конъюнктуры мирового рынка, и приток в их экономику прямых иностранных инвестиций (ПИИ) связан с усилением конкуренции на местных рынках, происходящей под воздействием внедрения технологий. Недавно были достигнуты положительные результаты в российско-африканских инвестиционных отношениях. В статье обоснованы рекомендации по совершенствованию моделей, методов, форм и инструментов политики российских предприятий на высококонкурентных африканских инвестиционных рынках, выявлены ее первоочередные цели и приоритеты. В контексте обеспечения устойчивого роста масштабов регулярного притока российских частнопредпринимательских производственных капиталовложений в реальный сектор экономики ряда стран континента - базовых российских партнеров и контрагентов в африканском регионе - России следует учредить инвестиционный банк развития, информационный центр, а также холдинговые компании в машиностроении, энергетике и агропромышленном комплексе, а Африке - институты по углублению инвестиционного сотрудничества и российское информационное представительство Африканского союза.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Африка, инвестиционный кодекс, инвестиционный рынок, конкуренция, многонациональные предприятия (МНП), прямые иностранные инвестиции (ПИИ), Россия, технология, экономические институты

Бведение

Перед Россией встала задача разработать концепцию реализации прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страны Африки, учитывающую специфику происходящих там технологических сдвигов. Иностранные инвесторы ныне активно конкурируют между собой на рынках стран Африки, где эксперты Госдепартамента США регистрируют высокий и в тенденции растущий уровень конкуренции (high competitive markets) [9] (Fituni, 2019). Такая ситуация наблюдается в

Институт Африки Российской академии наук, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:

Technological factors of intercountry competition in the African investment market

SapuntsovA.L. 1, Pavlov V.V. 1

1 Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences, Russia

Гвинее, Египте, ЮАР, Ботсване, Марокко и Тунисе. Недавно конкуренция обострилась, что привело к углублению противоречий и конфликтов.

Цель работы - обосновать приоритеты, методы и модели долгосрочной конкуренции российского частного бизнеса в Африке с учетом усиливающейся там под воздействием технологических факторов конкуренции. Научная новизна заключается в разработке для российского бизнеса конкурентной стратегии по достижению конкурентоспособности в африканских странах - это призвано обеспечить устойчивый рост и диверсификацию притока ПИИ российских предприятий в регион в контексте происходящих там позитивных технологических сдвигов. В течение 5-10 лет указанная схема должна стать основой для углубления внешнеэкономических связей России, прежде всего внешней торговли и промышленной кооперации со странами Африки.

Между тем увеличение объемов поступления российских ПИИ в Африку неизбежно приведет к обострению противоречий между Россией и ее конкурентами [1] (ЛЬтатоуа, ВЫит, 2017). Например, на юге Африки националистические круги ЮАР в 2017-2018 гг. заметно активизировали антироссийскую пропаганду, выступая против

ABSTRACT:_

The intercountry competition in investment markets of numerous African countries has noticeably intensified in 2015-2019. Such nations depend upon the situation on the global market. The inflow of foreign direct investments (FDI) to their economies is determined by the importation of modern technology and the relevant intensification of local competition driven by multinational enterprises (MNE). Some progress in Russian-African investment relations has been achieved recently. The authors reason recommendations on improvement of investment models, methods, forms, and instruments used by Russian enterprises in Africa. The article discovers some first-step goals and priorities, necessary to be undertaken for enlarging the inflow of Russian FDI to the continent and competing with the MNEs in technological advances. Such investments will be comprised of private entrepreneurial capital and will be realized in extractive industries and manufacturing of some basic Russian trade partners and counteragents in the African region. Russia should establish an investment development bank, an information center, and holding companies for instrument making industry (including manufacturing of equipment for power plants) and food processing. African nations are advised to strengthen their investment promotion agencies and to establish a Russian information office of the African Union.\

KEYWORDS: Africa, investment code, investment market, competition, multinational enterprises (MNE), foreign direct investments (FDI), Russia, technology, economic institutions

JEL Classification: F21, F23, N17, N27 Received: 23.12.2019 / Published: 30.12.2019

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Sapuntsov A.L. ([email protected])

CITATION:_

Sapuntsov A.L., Pavlov V.V. (2019) Tekhnologicheskie faktory mezhstranovoy konkurentsii na afrikanskom investitsionnom rynke [Technological factors of intercountry competition in the African investment market]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 9. (4). - 761 -774. doi: 10.18334/epp.9.4.41517

вложения ПИИ России в АЭС в субрегионе [19] (Nah, 2018). Для обеспечения реализации целей своей долгосрочной инвестиционной стратегии российскому бизнесу в Африке уже ныне следует учитывать обострение там международной напряженности и усиление конкуренции, причем противоречия этой природы наблюдаются при освоении стратегических минеральных природных ресурсов.

конкуренция и конфликты в Африке

Межстрановая конкуренция неизбежно обостряется в результате усиления контроля за источниками энергии. Дестабилизация в африканских странах - ведущих производителях углеводородного сырья: Нигерии, Анголе, Алжире, Ливии, Египте и Южном Судане, - может значительно изменить конъюнктуру соответствующего мирового форвардного рынка, в первую очередь, его нефтяного сегмента [14] (Bastos, 2015). Например, в 2015-2017 гг. за ослаблением государственного контроля над нефтяной инфраструктурой в Нигерии последовали теракты на трубопроводах и терминалах. В Анголе смена президента в 2017 г. ускорила раздел рынка нефти между многонациональными предприятиями (МНП), поэтому там принимаются новые подзаконные акты о ПИИ и корпоративной социальной ответственности (КСО).

В Южном Судане расположены месторождения нефти, и из-за их разработки страна конфликтует с Суданом. Нефть необходимо перекачивать через территорию других государств. Китай - крупный импортер суданской нефти, его компании активно вкладывают ПИИ в геологоразведку. Для МНП США оказалось наиболее выгодным обострение конфликта между Суданом и Южным Суданом, посредством чего эти компании получили доступ к месторождениям нефти, природного газа и полиметаллов. Китайская национальная нефтяная корпорация, контролирующая транспортировку добытой сырой нефти по территории Судана, стала вкладывать новые ПИИ в нефтяной сектор Южного Судана, вступив в конкуренцию с западными МНП, что будет неизбежно провоцировать возникновение конфликтов между действующими «новыми инвестиционными партнерами для Африки».

Пограничный конфликт между Израилем, Ливаном и Иорданией, а также Суэцкий кризис 1956 г. явились одной из форм субрегиональных водных кризисов, спровоци-

ОБ АВТОРАХ:_

Сапунцов Андрей Леонидович, ведущий научный сотрудник центра глобальных и стратегических исследований, доктор экономических наук, доцент (andrew0sapuntsov.ru)

Павлов Владимир Викторович, ведущий научный сотрудник центра изучения проблем переходной экономики, доктор экономических наук, профессор

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Сапунцов А.Л., Павлов В.В. Технологические факторы межстрановой конкуренции на африканском инвестиционном рынке // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9. - № 4. - С. 761-774. doi: 10.18334/epp.9.4.41517

ровали последствия для мирового нефтяного рынка, выявили крайнюю уязвимость системы транспортировки сырой нефти через Суэцкий канал и по субрегиональным трубопроводам. Был перекрыт нефтепровод Ирака, принадлежавший «Iraq Petroleum Company». Судоходство по Суэцкому каналу прерывалось в результате военных действий (1967 г. и 1973 г.), и для разрешения конфликтов потребовалось вмешательство ООН.

Конкурентная борьбы за нефть

Западноевропейские государства стремятся сохранить и упрочить свои позиции в энергетическом хозяйстве стран Африки. В 2017 г. Германия предложила реализовать в 2018-2022 гг. «План Маршалла для Африки», чтобы усилить там влияние Европейского Союза. МНП новых инвесторов в Африку: Индии и ряда арабских государств Персидского залива, - активизировали там свою борьбу за углеводородное сырье и трубопроводный транспорт [13] (Shvarya, 2019).

В 2010-2018 гг. были актуализированы новые месторождения нефти и природного газа в Африке. Континент, выступающий как интегрированный субъект мирового энергетического рынка, в первую очередь сырой нефти, существенно увеличил свои возможности для ее добычи, особенно с использованием новых технологий глубоководной добычи в Атлантическом и Индийском океанах [16] (Hafner, Tagliapietra, Strasser, 2018). Освоение таких месторождений усилило реальный интерес ведущих МНП Запада, а также Востока к расширению своего участия в разработке подобных месторождений. В результате будет неизбежно обостряться конкурентная борьба между МНП за доступ и использование ресурсов Африканского континента, равно как и за передел зон влияния.

Неужели есть межстрановая борьба за плотину?

В 2010-2018 гг. гидроэнергетика стала крайне важна для массовых потребителей в Африке. Роль гидроэнергетики в обеспечении развития экономики заметно возрастет. Эксплуатация бассейнов рек, строительство плотин, возведение ГЭС и энергосетей, в большинстве случаев ныне коллективных и трансграничных, приводит к обострению разногласий между близлежащими государствами. Эфиопия намерена строить плотины и ГЭС в бассейне р. Нил, в частности непосредственно у границы с Суданом мощную плотину «Великая дамба возрождения Эфиопии» (Grand Ethiopian Renaissance Dam - GERD) [17] (Hamada, 2017). На ней будет обустроена ГЭС мощностью 6 тыс. МВт. Этот проект стоимостью 5 млрд долл. реализуется при финансовом и технологическом участии США, Израиля и Всемирного банка.

Растет напряженность между Эфиопией, Суданом и Египтом, которые в 2015 г. подписали декларацию о кооперации при пользовании ГЭС и потреблении электричества (Declaration of Principles of GERD), но не выработали единого подхода к управлению водными ресурсами Нила [20] (Salman, 2018). Конфликт может осложнить

инвестирование в субрегионе, так как Эфиопия готовит к реализации собственную программу строительства каскада гидросооружений. Постоянное функционирование этих объектов напрямую затронет приоритетные интересы Египта в части пользования водами Нила, так как есть опасения, что плотина «GERD» ухудшит водоснабжение и экологическую ситуацию как в нижнем течении, так и в дельте р. Нил.

До 95% притока совокупного водного баланса Египта поступает из десяти стран, расположенных выше по течению Нила. У Египта есть приоритетное право пользования водой из этой реки, но экономика Эфиопии и Судана быстро растет, а для этого нужны водные ресурсы. Растущий их дефицит становится препятствием на пути прогрессивной трансформации инвестиционных рынков африканских стран -реципиентов ПИИ на основе технологий, усиливается международная напряженность. Вода из природного блага трансформируется в стратегический экономический ресурс, нехватка которого будет ограничивать экономическое развитие многих стран и лимитировать приток в них ПИИ [2] (Gorokhov, Dmitriev, 2019). Будучи в регионе все более дефицитным активом, водные ресурсы стали объектом конкурентной борьбы за расширение их регулярного пользования, превратились в фактор, непосредственно вызывающий межгосударственные конфликты, в том числе прямые боестолкновения между странами, использующими трансграничные водные бассейны, а также местные речные и озерные запасы воды.

Прямая конкуренция уходит в «тень»...

В странах Африки сохраняется рост и диверсификация неформального сектора в экономике, что затрудняет устойчивое развитие хозяйства и распространяет коррупцию. «Теневые» производители используют официальные контрактные экспортные поставки товаров в качестве прикрытия (по сути - «крыши») для осуществления нелегальной транспортировки, продажи и конечной реализации продукции на внешних рынках «своим» импортерам [12] (Shkvarya, 2018). Расширяется контрабанда товаров массового потребления, бензина, дизельного топлива, продовольствия и ряда криминальных товаров.

Наибольший ущерб межстрановым отношениям наносят адресные подпольные поставки оружия и отгрузки боеприпасов в нестабильные районы, а также наркобизнес. Необходимо противодействовать финансированию терроризма в Африке, весьма диверсифицированного по используемым в нем источникам, каналам и механизмам, что наряду с политической, инвестиционной либо военной (военно-технической) компонентами определяет возможное достижение целей устойчивого развития (ЦУР). Они детерминируют экономический суверенитет и приоритетные методы модернизации экономики.

Трудолюбивые китайцы, как они конкурируют в Африке!

Китай активно применяет вахтовый метод на стройках в Африке, в том числе использует собственную рабочую силу и кадры (включая среднетехнические - рабо-

чих, техников, инженеров, инструкторов и др.), что ограничивает занятость среди местного населения. В 2015-2017 гг. в Африке насчитывался почти один миллион постоянно занятых на местных производствах этнических китайских рабочих и техников [16] (Hafner, Tagliapietra, Strasser, 2018). Коренное население Африки в условиях переизбытка кадров негативно относится к привлечению рабочей силы из Китая. Трудовая интервенция усиливает угрозу возникновения конфликтов, подрывает обеспечение экономической безопасности.

В Замбии, Малави, Нигерии и Танзании регулярно проходят забастовки африканских рабочих против крайне низкой оплаты труда (по африканским стандартам) на предприятиях с китайскими ПИИ и против наплыва из Китая рабочей силы низшей и средней квалификации, иногда китайцев захватывают в заложники и даже убивают. С целью смягчить социальную обстановку, недавно стали вводиться лимиты на рабочие места на китайских предприятиях в Африке, квоты для набора африканского персонала, проводится его обучение на местах и в самом континентальном Китае.

В 2018 г. стали известны факты вооруженных рейдерских захватов китайскими компаниями принадлежащих африканским общинам земельных участков с месторождениями металлического сырья, полиметаллов и ресурсов для энергетики [21] (Yilmaz, Enwere, 2018). Территория огораживалась, устанавливалась охрана, привозилась китайская рабочая сила. Вахтовый метод ее работы позволял расширить добычу и затем вывозить металлическое сырье, нефть, полиметаллы и другие ресурсы в Китай, а местное население вообще не допускалось к работам.

Китайцы конкурируют в банках?

Банки Китая финансируют капиталоемкие, коллективные и трансграничные вложения ПИИ в Африку, в том числе китайские экспортно-импортный (ЭКСИМ) и промышленный банки, а также банк Шанхая и Гонконга [18] (Michael, 2018). Первые два банка участвуют в трансакциях напрямую, обслуживая текущие операции, кредитуя вложение новых ПИИ, создание мощностей и производств. Банк Шанхая и Гонконга реализует андеррайтинг на фондовых рынках по размещению на них ценных бумаг (как долевых, так и долговых) китайских торговых и прежде всего инвестиционных компаний, а также их иностранных партнеров и контрагентов. Этот банк активно финансирует слияния и поглощения компаний, проекты и концессии в регионе.

Рейтинг этих банков - ААА+, они привлекли для Китая с внешних рынков несметные объемы твердой валюты, а затем перераспределили ее для направления ПИИ в Африку. Мобилизованы огромные ресурсы от транснациональных банков и фондов, членом которых является Китай, на базе межбанковского кредитования по их взаимным корреспондентским счетам (зачастую преференциального и максимально льготного). Утверждение о том, что Китай через эти банки активно инвестирует в Африку собственные бюджетные ресурсы, на наш взгляд, ныне уже не всегда и отнюдь не во всем соответствует действительности.

Внешние кредиторы также обеспечивают инвестиционную экспансию Китая в Африку: группа Всемирного банка, Африканские банк и фонд развития, транснациональные банки развитых стран Запада, а ныне также Азии, институциональные кредиторы и суверенные фонды. В этой деятельности Китай будет опираться отнюдь не на собственные ресурсы, а на привлеченные и перераспределенные через ЭКСИМ и промышленный банки огромные массы мобилизованного капитала из-за рубежа, и в Африке растут такие китайские ПИИ в форме евроюаня.

Достигая ЦУР, страны Африки в 2010-2018 гг. мобилизуют внешние финансовые ресурсы для реализации аккредитованных проектов и программ, интенсификации строительства объектов твердой инфраструктуры и создания новых постоянных рабочих мест [15] (Cissé, 2015). Между тем все более заметно усиливаются диспропорции на африканских инвестиционных рынках, там растет социальная напряженность, при этом все более активно используется иностранная рабочая сила, в первую очередь китайская. Немаловажно, что инвестиционные стратегии стран региона (в частности, изложенные в г. Найроби, Кения, 2015 г.) констатируют, что увеличение объемов строительства в 2010-2015 гг. оказало небольшое воздействие на рост занятости среди африканцев.

Как россияне могут конкурировать в банках

В функции российских банков развития входит долгосрочное кредитование и проектное инвестиционное финансирование контрактных экспортных поставок товаров из России в страны Африки. Речь идет о современных видах вооружения и военной техники, боеприпасов и обмундирования, а также долгосрочных капитальных товарах, в частности буровой техники, нефтяного и дорожного оборудования, средств обустройства аэропортов, морских и речных портов, вокзалов и др. [10] (Fogel, 2018a). Важно расширять финансовое обслуживание поставок из России в Африку зерна, пшеницы, ряда других видов продовольствия, а также контрактных импортных закупок (включая взаимную торговлю и реэкспорт) углеводородного сырья (сырой нефти, природного и сжиженного газа и др.), взаимную торговлю мазутом, дизельным топливом и бензином (включая встречную и компенсационную торговлю) [5] (Pavlov, Sapuntsov, 2018).

Кредитно-ссудная деятельность этих учреждений должна осуществляться совместно с коммерческими банками (в форме корреспондентских отношений, межбанковского взаимного и синдицированного кредитования, выставления гарантий и контргарантий и др.) и включать трансакции проектного концессионного финансирования, факторинг и форфейтинг. Российским банкам развития следует сотрудничать с активно действующими в Африке китайскими банками, так как это открывает новые каналы для доступа к привлечению валютных капиталов из внешних источников, в том числе валютных заимствований с международного рынка частных ссудных капиталов на преференциальных, зачастую весьма льготных условиях долгосрочного

банковского проектного инвестиционного кредитования для кредитоспособных корпоративных заемщиков. Российские инвесторы должны более активно использовать практику софинансирования инвестиционных проектов в энергетическом хозяйстве принимающих африканских стран (в частности в ЮАР) и напрямую привлекать заемные средства от китайских банков.

Россия - включайся в африканскую конкурентную борьбу!

Внешнеэкономические, прежде всего инвестиционные связи российского бизнеса с его контрагентами в Африке требуют институциональной поддержки и стимулирования. Необходимо сформировать в России и в странах Африки институциональные основы (учреждения и организации) для развития и диверсификации хозяйственных отношений в экспортно-импортной торговле, сфере вложения ПИИ, промышленной кооперации и научно-техническом сотрудничестве [3] (Dritriev, 2019). Потребуются усилия и конкретные меры как со стороны России (видимо, прежде всего с ее стороны), так и со стороны африканских государств. Это будет содействовать размещению российских ПИИ в Африку, а также портфельных, концессионных, офшорных, инновационных, специальных и других видов инвестиций. Важно развернуть в России сеть учреждений по обслуживанию и поддержке инвестиционных связей предприятий с африканскими партнерами и соинвесторами, включая в число последних МНП, коллективные африканские торговые и промышленные компании [6] (Sapuntsov, 2018a).

Их формирующаяся сеть должна включать в себя прежде всего следующие учреждения и организации:

Инвестиционный банк, многопрофильный банк развития, суверенный фонд (с долевым участием России). Они будут предоставлять гарантии, дотации, услуги страхования экспортных контрактов, долгосрочные кредиты (в том числе синдицированные) и осуществлять проектное инвестиционное финансирование (в том числе концессионное). С помощью этих организаций в Африке должны строиться АЭС, энергетические объекты, железные и автомобильные дороги, другие объекты твердой инфраструктуры.

Кредитный российско-африканский торгово-экономический информационный центр с функциями обеспечения российских инвесторов информацией об инвестиционных возможностях и конъюнктуре африканских рынков, сведениями о системах инвестиционного регулирования и контроля (включая данные об инвестиционных, фискально-налоговых и таможенных кодексах) [4] (Pavlov, 2017). Подобные организации работают в США, Китае, Индии, Израиле и Турции, активно содействуют расширению торговли, технического и промышленного сотрудничества.

Холдинговые компании для обеспечения контрактных поставок на африканские рынки инновационных товаров, изделий, адаптированной к условиям Африки высокотехнологичной продукции, технологий, патентов и ноу-хау. В основу товарной

номенклатуры таких поставок лягут разработки российских предприятий, которые ныне самостоятельно не могут работать в Африке.

Агропромышленные производства и агрохолдинги по реализации экспортной торговли российских производителей со странами Африки зерном, пшеницей, сахаром (сахаром-сырцом и рафинадом), крупами, консервами, макаронными изделиями и др. Холдинги должны быть обеспечены элеваторами и сетью складов, в том числе в морских портах, для хранения нового урожая зерновых культур, а также погрузочно-разгрузочным оборудованием и морскими причалами [8] (Sapuntsov, 2018Ь).

Холдинговые компании и межотраслевые объединения по комплексным поставкам в Африку оборудования для АЭС, продукции машиностроения и обслуживания контрактной импортной торговли российских сырьевых и трубопроводных компаний, а также операторов морских перевозок. Российский экспорт продукции машиностроения в Африку до сих пор слабее, чем достигнутые успехи в торговле сырьем и полуфабрикатам [11] (Fogel, 2018Ь).

Со стороны принимающих стран Африки следует учредить:

Институты и организации по поддержке и углублению инвестиционных связей с Россией, а также для диверсификации сотрудничества, прежде всего промышленного.

Представительство Африканского союза в России по инвестиционному сотрудничеству и экономическим вопросам с целью расширения притока российских ПИИ и активизации внешней торговли. Оно должно содействовать поставкам сельскохозяйственной продукции в Россию и сократить растущие дисбалансы во внешнеэкономическом обмене [7] (Sapuntsov, 2015).

Заключение

России следует разработать и внедрить стратегию торгово-экономических и инвестиционных связей с Африкой, исходя из изменений на региональных сырьевых, товарных и инвестиционных рынках от 2015-2018 гг. Важно углубить технологическую производственную кооперацию, использовать методы долевого софинансирова-ния инвестиций в Африку, задействовать механизмы совместной производственной деятельности с Китаем, Индией, Ираном, Турцией и Израилем в качестве перспективных партнеров для поддержки экспансии российских ПИИ в Африку. Сохраняет актуальность задача увеличения физического объема (и, соответственно, фактурной стоимости) российского контрактного машиностроительного экспорта и ПИИ во многие страны континента в 2019-2024 гг. Инвестиционные рынки африканских стран стали реально более привлекательными для российских ПИИ, речь идет в первую очередь о Египте, Гане, Нигерии, Эфиопии, Сенегале, Кении и ЮАР. Инвестиционная привлекательность рынков значительного числа стран Африки еще более возрастет, исходя из системной оценки происходящих устойчивых креативных технологических сдвигов в экономике.

770 .ЮиМАЬ ОР ECONOMiCS, ENTREPRENEURSHiP АМ 1_АШ #4'2019 (0с!оЬег-йесетЬег)

ИСТОЧНИКИ:

1. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Потенциал Африканского континента в стратегии раз-

вития российской экономики // Мировая экономика и международные отношения.

- 2017. - № 9. - с. 24-35. - аок 10.20542/0131-2227-2017-61-9-24-35.

2. Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Формирование конфессионального пространства

Индии: опыт историко- географического анализа // Человек: образ и сущность. -2019. - № 1(36). - с. 79-96.

3. Дмитриев Р.В. Метрика пространства в теории центральных мест: старые пробле-

мы, новые решения // Географический вестник. - 2019. - № 2(49). - с. 24-34. - аок 10.17072/2079-7877-2019-2-24-3.

4. Павлов В.В. Инвестиционные кодексы стран Африки: методология анализа и пра-

ктическое применение (справочно-аналитическое издание). / Монография. - М.: Институт Африки РАН, 2017. - 392 с.

5. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Предпосылки к имплементации моделей инвестицион-

ного сотрудничества России со странами Африки // Экономические отношения.

- 2018. - № 4. - с. 567-588. - аок 10.18334/ео.8.4.39527.

6. Сапунцов А.Л. Диверсификация внешнеторговых связей стран Африки с Россией //

Вестник университета. - 2018. - № 12. - с. 111-118. - аок 10.26425/1816-4277-201812-111-118 .

7. Сапунцов А.Л. Региональные особенности внешнеэкономической экспансии ТНК

Кении // Вестник Самарского государственного экономического университета. -2015. - № 7(129). - с. 24-32.

8. Сапунцов А.Л. Функции государства в деятельности Английской Ост-Индской ком-

пании в ходе и на опыте колонизации Бенгалии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. - 2018.

- № 3. - с. 48-58. - аок 10.18384/2310-676Х-2018-3-48-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Фитуни Л.Л. «Санкционное таргетирование»: инструмент внешней политики, не-

честной конкуренции или глобального социального инжиниринга? // Вестник МГИМО Университета. - 2019. - № 3(66). - с. 17-41. - аок 10.24833/2071-8160-20193-66-17-41.

10. Фогель Д.В. Имплементация консенсуального механизма регулирования деятельности иностранных инвесторов в Африке // Вестник университета. - 2018. - № 7.

- с. 144-150. - аок 10.26425/1816-4277-2018-7-144-150.

11. Фогель Д.В. Инвестиционная деятельность российских компаний на рынке стран Африки в условиях улучшения институциональной среды // Экономические отношения. - 2018. - № 2. - с. 217-232. - аок 10.18334/ео.8.2.38971.

12. Шкваря Л.В. Инновационная составляющая экономики стран ССАПГЗ // Инновационная экономика. - 2018. - № 1(14). - с. 6.

13. Шкваря Л.В. Инновационное развитие и трансфер технологий: опыт стран ССАГПЗ // Азия и Африка сегодня. - 2019. - № 3. - с. 28-34. - аок 10.31857/8032150750004067-5.

14. Bastos F.L. A Southern African Approach to the Permanent Sovereignty over Natural Resources and Common Resource Management Systems. / from book: Permanent Sovereignty over Natural Resources. - Cham: Springer, 2015. - 31-78 p.

15. Cisse D. Developing Global Partnership for Development: Chinese Investments in Africa and Impacts on Sustainable Development. / Millennium Development Goals (MGDs) in Retrospect, Social Indicator. - Cham: Springer, 2015. - 209-227 p.

16. Hafner M., Tagliapietra S., Strasser de L. Energy in Africa. Challenges and Opportunities.

- Cham: Springer, 2018. - 112 p.

17. Hamada Y.M. The Grand Ethiopian Renaissance Dam, its Impact on Egyptian Agriculture and the Potential for Alleviating Water Scarcity. - Cham: Springer, 2017. - 187 p.

18. Michael Y. The FDI and Economic Growth Controversy in Sub-Saharan Africa. / Determinants of Economic Growth in Africa. - Cham: Springer, 2018. - 17-54 p.

19. Nah L.T. Security, Economics and Nuclear Non-Proliferation Morality. Keeping on Surrendering the Bomb. - N.Y.: Palgrave Macmillan, 2018. - 258 p.

20. Salman S.M.A. The GERD and the Revival of the Egyptian-Sudanese Dispute over the Nile Waters. / Ethiopian Yearbook of International Law 2017. - Cham: Springer, 2017.

- 79-100 p.

21. Yilmaz M., Enwere C. Postcolonial Africa's Development Trajectories // Africa. - 2018.

- p. 49-69. - doi: 10.1007/978-3-319-74905-1_4.

REFERENCES:

Abramova I.O., Fituni L.L. (2017). Potentsial Afrikanskogo kontinenta v strategii razviti-ya rossiyskoy ekonomiki [The Potential of the African Continent in the Development Strategy of the Russian Economy]. World Economy and International Relations. 61 (9). 24-35. (in Russian). doi: 10.20542/0131-2227-2017-61-9-24-35. Bastos F.L. (2015). A Southern African Approach to the Permanent Sovereignty over

Natural Resources and Common Resource Management Systems Cham: Springer. Cisse D. (2015). Developing Global Partnership for Development: Chinese Investments in

Africa and Impacts on Sustainable Development Cham: Springer. Dmitriev R.V. (2019). Metrika prostranstva v teorii tsentralnyh mest: starye problemy, novye resheniya [Metrics of urban settlement systems in terms of the central place theory: constancy vs variability]. Scientific periodical journal Geographical Bulletin. (2(49)). 24-34. (in Russian). doi: 10.17072/2079-7877-2019-2-24-3. Fituni L.L. (2019). «Sanktsionnoe targetirovanie»: instrument vneshneypolitiki, nechest-noy konkurentsii ili globalnogo sotsialnogo inzhiniringa? [Targeted Sanctions: a Tool of Foreign Policy, Unfair Competition or Global Social Engineering?]. Vestnik of MGIMO University. (3(66)). 17-41. (in Russian). doi: 10.24833/2071-8160-2019-366-17-41.

Fogel D.V. (2018). Implementatsiya konsensualnogo mekhanizma regulirovaniya deyatelnosti inostrannyh investorov v Afrike [The implementation of consensual regulatory mechanism for activities of foreign direct investors in africa]. Vestnik Universiteta. (7). 144-150. (in Russian). doi: 10.26425/1816-4277-2018-7-144-150.

Fogel D.V. (2018). Investitsionnaya deyatelnost rossiyskikh kompaniy na rynke stran Afriki v usloviyakh uluchsheniya institutsionalnoy sredy [Investment activity of Russian companies in the market of African countries given the improving institutional environment]. Journal of International Economic Affairs. 8 (2). 217-232. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.2.38971.

Gorokhov S.A., Dmitriev R.V. (2019). Formirovanie konfessionalnogo prostranstva Indii: opyt istoriko- geograficheskogo analiza [Formation of the Indian religious space: A historical and geographical analysis]. Chelovek: obraz i suschnost. (1(36)). 79-96. (in Russian).

Hafner M., Tagliapietra S., Strasser de L. (2018). Energy in Africa. Challenges and Opportunities Cham: Springer.

Hamada Y.M. (2017). The Grand Ethiopian Renaissance Dam, its Impact on Egyptian Agriculture and the Potential for Alleviating Water Scarcity Cham: Springer.

Michael Y. (2018). The FDI and Economic Growth Controversy in Sub-Saharan Africa Cham: Springer.

Nah L.T. (2018). Security, Economics and Nuclear Non-Proliferation Morality. Keeping on Surrendering the Bomb N.Y.: Palgrave Macmillan.

Pavlov V.V. (2017). Investitsionnye kodeksy stran Afriki: metodologiya analiza i prak-ticheskoe primenenie (spravochno-analiticheskoe izdanie) [Investment codes in Africa: methodology, analysis and practical application (reference edition)] M.: Institut Afriki RAN. (in Russian).

Pavlov V.V., Sapuntsov A.L. (2018). Predposylki k implementatsii modeley investit-sionnogo sotrudnichestva Rossii so stranami Afriki [Prerequisites for the implementation of investment-based models in business relations between Russia and Africa]. Journal of International Economic Affairs. 8 (4). 567-588. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.4.39527.

Salman S.M.A. (2017). The GERD and the Revival of the Egyptian-Sudanese Dispute over the Nile Waters Cham: Springer.

Sapuntsov A.L. (2015). Regionalnye osobennosti vneshneekonomicheskoy ekspansii TNK Kenii [Regional peculiarities of foreign expansion of TNCs in Kenya]. Vestnik of Samara State University of Economics. (7(129)). 24-32. (in Russian).

Sapuntsov A.L. (2018). Diversifikatsiya vneshnetorgovyh svyazey stran Afriki s Rossiey [Diversification of foreign trade relations between african countries and russia]. Vestnik Universiteta. (12). 111-118. (in Russian). doi: 10.26425/1816-4277-201812-111-118 .

Sapuntsov A.L. (2018). Funktsiigosudarstva v deyatelnosti Angliyskoy Ost-Indskoy kom-panii v khode i na opyte kolonizatsii Bengalii [Functions of the state in the activities of the english east india company during the colonization of bengal]. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: History and Political Sciences. (3). 48-58. (in Russian). doi: 10.18384/2310-676X-2018-3-48-58.

Shkvarya L.V. (2018). Innovatsionnaya sostavlyayushchaya ekonomiki stran SSAPGZ [An innovative component of the economy of the gcc countries]. Innovatsionnaya ekonomika. (1(14)). 6. (in Russian).

Shkvarya L.V. (2019). Innovatsionnoe razvitie i transfer tekhnologiy: opyt stran SSAGPZ [Innovative development and technology transfer: the experience of GCC countries]. Asia and Africa today. (3). 28-34. (in Russian). doi: 10.31857/S032150750004067-5.

Yilmaz M., Enwere C. (2018). Postcolonial Africa's Development Trajectories Africa. 4969. doi: 10.1007/978-3-319-74905-1_4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.