Научная статья на тему 'Развитие институциональной среды юар и сопредельных государств с целью стимулирования притока прямых иностранных инвестиций'

Развитие институциональной среды юар и сопредельных государств с целью стимулирования притока прямых иностранных инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (ПИИ) / ЮАР / АФРИКА / INSTITUTIONAL FRAMEWORK / INVESTMENT CLIMATE / FOREIGN DIRECT INVESTMENTS (FDI) / SOUTH AFRICA / AFRICA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фогель Денис Валерьевич

Для изменения сложившейся ситуации в области притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в ЮАР необходимо пересмотреть инвестиционную политику, а также проводить координированные усилия на национальном и международном уровнях для обеспечения сбалансированного экономического роста. Важное место в указанных процессах занимают инициативы по созданию информационных ресурсов для предоставления иностранным предпринимателям, актуальных сведений о реализуемых и перспективных инвестиционных проектах в Африке. ЮАР требуется всесторонние содействие государственных институтов, которые своими действиями способствуют увеличению притока ПИИ, предоставляя стимулы для поддержания высокого темпа устойчивого развития экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

South Africa needs to reconsider its investment policy in order to change the current state of foreign direct investments (FDI) inflows. It is also necessary to coordinate national and international measures to assure balanced economic growth. Of particular significance also are initiatives to set up information networks that can provide foreign entrepreneurs with contemporary information on the current and promising investment projects in Africa. State bodies of South Africa need to promote the FDI inflows and offer stimuli for maintaining the high rate of sustainable economic development.

Текст научной работы на тему «Развитие институциональной среды юар и сопредельных государств с целью стимулирования притока прямых иностранных инвестиций»

УДК 339.727.22(6) DOI 10.26425/1816-4277-2017-12-165-171

Д-В- Фогель РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ

ЮАР И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ С ЦЕЛЬЮ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРИТОКА ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Аннотация. Для изменения сложившейся ситуации в области притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в ЮАР необходимо пересмотреть инвестиционную политику, а также проводить координированные усилия на национальном и международном уровнях для обеспечения сбалансированного экономического роста. Важное место в указанных процессах занимают инициативы по созданию информационных ресурсов для предоставления иностранным предпринимателям, актуальных сведений о реализуемых и перспективных инвестиционных проектах в Африке. ЮАР требуется всесторонние содействие государственных институтов, которые своими действиями способствуют увеличению притока ПИИ, предоставляя стимулы для поддержания высокого темпа устойчивого развития экономики.

Ключевые слова: институциональная среда, инвестиционный климат, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), ЮАР, Африка.

Derns Fogd DEVELOPING THE INSTITUTIONAL

FRAMEWORK OF SOUTH AFRICA AND THE NEIGHBORING STATES FOR THE PURPOSE OF ATTRACTING FOREIGN DIRECT INVESTMENTS

Annotation. South Africa needs to reconsider its investment policy in order to change the current state of foreign direct investments (FDI) inflows. It is also necessary to coordinate national and international measures to assure balanced economic growth. Of particular significance also are initiatives to set up information networks that can provide foreign entrepreneurs with contemporary information on the current and promising investment projects in Africa. State bodies of South Africa need to promote the FDI inflows and offer stimuli for maintaining the high rate of sustainable economic development.

Keywords: institutional framework, investment climate, foreign direct investments (FDI), South Africa, Africa.

Возрастающая глобальная экономическая интеграция стала одним из наиболее важных событий в мировой экономике за последние годы, что отражает растущий оборот международной торговли и прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ). Во время финансовых кризисов многие развивающиеся страны стали рассматривать ПИИ, как тип международного движения капитала, который предпочтительнее внутренним инвестициям. Хотя есть некоторые свидетельства того, что ПИИ приносят пользу принимающим странам, нужно тщательно и реалистично оценивать их потенциальное негативное на экономику воздействие [9]. Успешный опыт ряда стран Африки стал для ЮАР главной причиной увеличения концентрации ПИИ. За последние два десятилетия страны Африки постоянно проводят мероприятия с намерением привлекать все больше и больше ПИИ. Эти усилия получили решительную поддержку со стороны таких глобальных учреждений, как Группа Всемирного банка и ООН, а также международные агентства, занимающиеся вопросами развития.

В 2016 г. ЮАР получила ПИИ в размере 2,2 млрд долл. США против 5,7 млрд долл. США в 2014 г. и 4,5 млрд долл. США в 2012 г., что свидетельствует о замедлении экономической активности

© Фогель Д.В.

во всем мире и соответственном влиянии на приток ПИИ. Иностранные инвестиции влияют на доходы, производство, занятость, что является одним из основных факторов развития ЮАР и стран БРИКС, ведущего к экономическому росту. По данным ежегодного доклада конференции ООН по торговле и развитию, в 2016 г. общий объем притока ПИИ в ЮАР снизился до уровня почти десятилетней давности, но продолжают демонстрировать положительную динамику притока ПИИ в период 2012-2016 гг. (см. табл. 1).

Таблица 1

Приток ПИИ в страны БРИКС

Страна 2012 г., в млрд долл. США 2013 г., в млрд долл. США 2014 г., в млрд долл. США 2015 г., в млрд долл. США 2016 г., в млрд долл. США

Бразилия 76 53 73 64 58,6

Россия 30,1 53,3 29,1 11,8 37,6

Индия 24,1 28,1 34,5 44 44,4

Китай 121 123,9 128,5 135,6 133,7

ЮАР 4,5 8,3 5,7 1,7 2,2

Источник:[11].

Несмотря на текущие низкие сырьевые цены и выросшие расходы на электроэнергию, которые уменьшили объемы поступления ПИИ до 1,8 млрд долл., инвестиционная активность в ЮАР сохраняется в первую очередь в отраслях, имеющих устойчивый сбыт, одновременно вывоз ПИИ из страны по итогам 2015 г. составил в ЮАР 5,3 млрд. долл. Наиболее важными факторами, объясняющими стабильный приток ПИИ в ЮАР в последние годы, стали институциональные преобразования, в том числе в налоговой сфере, которые направлены на облегчение работы иностранных инвесторов. Отметим, что в ЮАР функционирует стабильная финансовая система и банковский сектор, у иностранного инвестора не должно возникать сложностей с репатриацией капитала и свободным распоряжением собственными средствами. В настоящее время привлечение ПИИ ведется во все секторы экономики, для этого не требуется получения согласований от правительства ЮАР, так как не существует ограничений по видам инвестиционных проектов (см. табл. 2).

Таблица 2

Вывоз ПИИ из стран БРИКС

Страна 2012 г., в млрд долл. США 2013 г., в млрд долл. США 2014 г., в млрд долл. США 2015 г., в млрд долл. США 2016 г., в млрд долл. США

Бразилия -5,3 -1,1 2,2 3 -12,4

Россия 28,4 70,6 64,2 27 27,2

Индия 8,4 1,6 11,7 7,5 5,1

Китай 87,8 107,8 123,1 127,5 183,1

ЮАР 2,9 6,6 7,6 5,7 3,3

Источник: [11]

Агентства по поощрению инвестиций (далее - АПИ) в формате «одного окна» предоставляют инвесторам услуги, которые включают в себя набор инструментов и механизмов для содействия притока ПИИ. АПИ является главной площадкой для многонациональных предприятий (далее - МНП), где через упрощение процедур регистрации предприятий, а также сокращение сроков для получения лицензий и свидетельств осуществляется существенная помощь иностранным инвесторам. В ЮАР за последние годы были созданы предпосылки для развития, в том числе для привлечения отечественных

и иностранных инвесторов. Министерством торговли и промышленности было учреждено Южноафриканское агентство торговли и инвестиций (далее - ЮАТИ), которое содействует инвесторам, предоставляет информационные услуги для реализации инвестиционных проектов, информирует об инвестиционном климате, предлагает специализированные услуги послепродажного обслуживания для инвесторов. ЮАТИ организует миссии по ввозу и вывозу товаров и содействует финансированию и государственной поддержке мероприятий, связанных с торговлей и инвестициями. В том числе были приняты меры по снижению налоговых ставок в ЮАР, которые стали одними из самых низких ставок в Африке (корпоративный налог составляет - 12,5%, налог на добавленную стоимость - 19 %). В 2016 г. в рейтинге по легкости ведения бизнеса Всемирного банка из 190 стран ЮАР занимает 74-е место и 2-е место среди стран-участников экономического и торгового блока БРИКС, созданного в качестве альтернативы Европейскому Союзу и другим объединениям. При оценке учитываются множество показателей, такие как быстрота при регистрации предприятий, доступ к электроснабжению, уровень налоговой нагрузки (см. табл. 3).

Таблица 3

Рейтинг стран БРИКС по легкости ведения бизнеса

Страна 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Бразилия 130 116 120 116 123

Россия 112 92 62 51 40

Индия 132 134 142 130 130

Китай 91 96 90 85 78

ЮАР 39 41 43 73 74

Источник:[8].

ЮАР является страной с хорошо развитой транспортной и энергетической инфраструктурой, обладает железнодорожными путями в 34 тыс. км, автомобильными дорогами в 6 тыс. км. В ЮАР разместили свои филиалы МНП из Германии, Франции, Швеции и Швейцарии, активно работают инвесторы из США, Великобритании, Голландии и ОАЭ, осуществляющие деятельность в автомобилестроении, пищевой промышленности, энергетике и других секторах экономики. Большинство компаний направлены на топливно-энергетический комплекс, что возможно объяснить значительными запасами природных ресурсов. Богатая природными ресурсами, ЮАР по-прежнему привлекает больше ПИИ, чем другие страны Африки, которые не обладают крупными сырьевыми запасами. Страны Африки - это будущие центры инвестиций, укрепление бизнеса в Африке является правильным долгосрочным решением для защиты континента от будущих внешних потрясений. В ЮАР восемь глубоководных портов, объем грузооборота составил 213 млн тонн за 2014 г. в большей степени из-за добывающих отраслей промышленности, обеспечивающих большую долю экспорта. ЮАР стала отличной инвестиционной площадкой для иностранных инвесторов, обладая возможностью выхода на крупнейший в мире потребительский рынок.

В ЮАР в 2000 г. была разработана особая Программа развития зон промышленного развития, в 2014 г. разработан план промышленной политики, который определяет свободные экономические зоны (далее - СЭЗ) как ключевые элементы в развитии экономики ЮАР. СЭЗ являются важными инструментами в достижении стратегических целей стран в области индустриализации, регионального развития и рынка труда. В ЮАР на севере промышленного хаба Ква Зулу Наталь расположен порт Ричардс-Бей, который обладает 13 причалами, где перегружается насыпная руда, уголь, минеральные грузы. Порт Дурбан является самым загруженным портом в Африке южнее экватора и третьим по величине контейнерным портом в южном полушарии, на котором перерабатывают импортные и экспортные контейнеры, поступающие и отправляемые в Австралию, Европу,

Китай, Северную Америку, Японию. Экспортно-импортный порт Элизабет служит для перегрузки товаров широкой номенклатуры, в том числе удобрений, пшеницы, кукурузы, кальцинированной соды, сои, строительных и контейнерных грузов. Порт Ист-Лондон, единственный речной порт в ЮАР, расположенный между реками Баффало и Нахун, обладает крупнейшими зернохранилищами на 3 тыс. км побережья ЮАР, а также многофункциональным терминалом для переработки насыпных грузов и контейнерными мощностями. Порт Моссел-Бей в 2014 г. переработал всего 2,2 млн тонн грузов, главным образом нефтепродуктов и рыбы.

Порт Салданья расположен в 150 км к северо-востоку от Кейптауна, является самым глубоководным естественным портом южноафриканского побережья, где глубина пяти причалов достигают 17,5 м, что позволяет обрабатывать танкеры и суда, которые обладают максимальными габаритами, позволяющими пройти через шлюзы Панамского канала. Порт Нджиквура обслуживает трафик из Южной и Центральной Америки, работает на рынки Западной Африки. Существует необходимость обеспечения беспрепятственного пересечения границы для внутри региональной торговли, которая будет стимулировать экономический рост в Африке. Инвестиции в инфраструктуру ЮАР и другие страны Африки указывают на то, что страны инвестируют в транспортные коридоры для соединения городских агломераций и преобразования их в государственные кластеры. Такие инвестиции будут расти с углублением интеграции рынков за счет снижения транспортных и торговых издержек. Они также будут способствовать конкуренции и производительности, что сделает Африку более привлекательной для иностранных инвесторов.

Региональная интеграция позволяет положительно влиять на синхронизацию региональных циклов роста экономики, способствует устойчивому экономическому росту и социально-экономическому развитию, способствует повышению уровня и качества жизни местного населения. Развивающиеся страны, в частности страны Африки с каждым годом больше будут играть возрастающую роль в мире [2]. Интеграция позволяет продвигать общие политические ценности, которые передаются через институты, экономические сообщества, позволяет разработать политику, направленную на постепенное устранение препятствий свободному движению капитала и трудовых ресурсов, товаров и услуг. Сообщество по вопросам развития стран юга Африки (далее - САДК) было создано с целью достижения экономической интеграции, где страны юга Африки стремятся содействовать эффективному использованию региональных ресурсов для ускорения и устойчивого экономического роста. Это стремление направленно на борьбу с нищетой и продвижение поддерживаемых на региональном уровне планов устойчивого развития и социально-экономической зависимости стран САДК. Интеграция выгодна ЮАР и другим странам САДК, прежде всего, из-за расширения рынка сбыта, усиления региональной торговли, увеличения внутри региональных потоков инвестиций, передачи технологий и опыта. Основными торговыми партнерами стран САДК являются Китай, США, Япония Германия, Индия и Великобритания. Для содействия достижению интеграции в рамках САДК были разработаны и приняты участниками меры по конвергенции, основной задачей которых является создание необходимых условий для ускорения процесса конвергенции. ЮАР в 2016 г. отправила продукцию на сумму 74,1 млрд долл. США, что составляет менее половины процента общего объема мирового экспорта, доля экспорта стран участников САДК на Азиатский рынок составила 30,1 % (см. табл. 4).

Таблица 4

Доля разных стран в общем экспорте САДК

Страна Экспорт за 2016 г., млрд долл. США

Китай 6,8

США 5,5

Германия 5,3

Окончание таблицы 4

Япония 3,5

Великобритания 3,2

Индия 3,2

Источник: [10]

Интеграция быстро стала глобальной тенденцией, когда страны в регионах мира ожидают более радикальные преобразования в экономике, потому что в рамках этих экономических сообществ выигрывают страны с хорошо развитым промышленным сектором. Региональная интеграция представляет собой многомерное явление, которое может принимать различные формы, а также является главной движущей силой для МНП ЮАР, которым так необходимы пути развития для экономического роста. Создание в Африке крупного регионального рынка САДК содействует более глубокому экономическому сотрудничеству, поддерживая экономический рост и социально-экономическое развитие стран участников [5].

Современный мир быстро движется к экономической системе, которая основана на постоянной, повсеместной и доступной информации, последние достижения в телекоммуникационных технологиях стали важным средством для развитых и развивающихся стран в привлечении отечественных и зарубежных инвестиций. Вся деятельность сопровождается распространением информационных технологий в Африке, которое ранее прогнозировалось отечественными исследователями [1]. Для улучшения основных экономических преимуществ в секторе телекоммуникаций необходимо повышение эффективности в других производственных секторах. Во всех секторах экономики, в том числе в сельском хозяйстве, сфере услуг, современные системы телекоммуникации становятся неотъемлемой частью больших инвестиционных проектов [4]. Находящаяся в ЮАР многонациональная МНП MTN Group работает во многих странах Африки, на европейском и азиатском рынке, более чем в 20 странах по состоянию на 2016 г. было зарегистрировано 232,6 млн абонентов. Южноафриканская компания SasolLimited занимается добычей и поставкой полезных ископаемых, энергетикой, химией и производством синтетических топлив, работает в 33 странах и является одним из крупнейших инвесторов в области инфраструктурных проектов в ЮАР. Южно-африканская медиагруппа Naspers является широкомасштабной многонациональной группой, предлагающей услуги в более чем 130 странах. Инвестиции в Китайскую телекоммуникационную компанию Tencent привели к росту акций Naspers с 2010 г. По 2015 г. на 500 % и сделали ее крупнейшей по капитализации 66 млрд долл. компанией в Африке.

Процесс региональной интеграции способствовал международной интеграции ЮАР в экономический и торговый блок БРИКС. Включение ЮАР в БРИКС заставило обратить внимание инвесторов из России на эту страну с ее значительным экономическим потенциалом. России для выхода на рынки Африки следует сотрудничать с партнерами по БРИКС [7]. Основными инвесторами из России в ЮАР являются горнодобывающие компании, например, горно-металлургическое МНП «Норильский никель», которое инвестировало 200 млн долл. США в разработку двух рудников по добыче медно-никелевых руд. Партнером является южноафриканская компания AfricanRainbowMinerals (ARM) [6]. Группа компаний «Ренова» инвестирует 400 млн долл. США в проект по добыче марганцевой руды в ЮАР, который рассчитан на срок до 2038 г., проект будет реализован совместно с южноафриканской компанией UnitedManganeseofKalahari (UMK). Вертикально-интегрированная сталелитейная и горнодобывающая компания «Северсталь» приобрела за 17 млн долл. США 25,6 % акций южноафриканской компании IronMineralBeneficiationServices (IMBS), которая является разработчиком технологии по производству ценной металлопродукции из измельченной железной руды и энергетического угля [3].Крупнейшим инвестором в ЮАР среди

стран БРИКС является Китай, при этом США и Европейский Союз остаются крупнейшими инвесторами в Африке (в 2015 г. их объем ПИИ составил 57 млрд долл. США).

Основное внимание для решения экономических вопросов необходимо уделят привлечению ПИИ и их важности для экономики ЮАР, при этом признавая, что ПИИ способствуют экономическому росту и развитию большинства стран Африки и мировой экономики. ЮАР постоянно работают над созданием условий по привлечению инвестиций из-за рубежа. ЮАР создает условия для развития экономики, которые ориентированы и направлены на создание рабочих мест, на повышение благосостояния населения страны. Для роста притока ПИИ в целях достижения устойчивого развития необходимы условия, обеспечивающие и поддерживающие приток капитала, а следовательно, необходимо создавать институты, СЭЗ, агентства по поощрению инвестиций, развивать инфраструктуру, совершенствовать налоговую систему и механизмы установления таможенных тарифов. Институциональные преобразования в ЮАР направлены на улучшение инвестиционного климата, что позволяет достичь целей по улучшению социально-экономических показателей страны, а также определить соответствующую стратегию и механизмы преодоления препятствий на пути к экономическому благополучию.

Библиографический список

1. Абрамова, И. О. Африка в век информационных технологий: возможность прорыва / И. О. Абрамова, Д. В. По-ликанов // Азия и Африка сегодня. - 2001. - № 8. - С. 19.

2. Абрамова, И. О. Мировая экономика в начале XXI века и ее «африканская» составляющая / И. О. Абрамова // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 3(51). - С. 139-145.

3. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ved.gov.ru/exportcountries/za/za_ru_relations/sar_rus_projects (дата обращения: 26.11.2017).

4. Сапунцов, А. Л. Особенности осуществления иностранных капиталовложений в сельское хозяйство Африки / А. Л. Сапунцов // Аграрный научный журнал. - 2015. - № 8. - C. 90-95.

5. Сапунцов, А. Л. Роль международного сотрудничества в повышении инвестиционной привлекательности Африки / А. Л. Сапунцов // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 6. - C. 34-39.

6. Сапунцов, А. Л. Экономические приоритеты транснациональных корпораций развивающихся стран в Африке / А. Л. Сапунцов. - М. : Институт Африки РАН, 2015. - 304 с.

7. Фитуни, Л. Л. Африка в современной мировой системе товарной торговли / Л. Л. Фитуни // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 3(47). - С. 148-154.

8. Doing Business 2017. Equal Opportunity for All / International Bank for Reconstruction and Development. -Wash. D. C.: The World Bank, 2017. - 352 p.

9. Oxelheim, L. EU - China and the Non-transparent Race for Inward FDI / L. Oxelheim, P. Ghauri // Journal of Asian Economics. - 2008. - Vol. 19. - Issue. 4. - P. 358-370.

10.The World Factbook. Field Listing: Imports - Commodities [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/2058.html (дата обращения: 20.11.2017).

11. World Investment Report 2017. Investor Nationality: Policy Challenges / UNCTAD. - N.Y; Geneva: U.N., 2017. - 252 p.

References

1. АЪгатоуа I. O., Polikanov D.V. Mrika v vek informatsionnykh tekhnologij: vozmozhnost' proryva [Africa in the IT-Century: Breakthrough Capabilities]. Аziya i Miika segodnya [Asia and Africa Today], 2001, I. 8, p. 19.

2. Аbramova I.O. Mirovaya ehkonomika v nachale XXI veka i ee «afrikanskaya» sostavlyayushhaya [The Global Economy in the Beginning of the 21th Century and its «African» Component]. Problemy sovremennoj ehkonomiki [Problems of Modern Economics], 2014, I. 3(51), pp. 139-145.

3. Ministerstvo ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii (The Russian Federation Ministry of Economic Development). Available at: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/za/za_ru_ielations/sar_rus_piojects (Accessed: 26 November 2017).

4. Sapuntsov A. L. Osobennosti osushhestvleniya inostrannykh kapitalovlozhenij v sel'skoe khozyajstvo Afriki [The Specificities ofForeign Investments in the African Agriculture]. Agrarnyj nauchnyj zhurnal [The Scientific Agrarian Journal], 2015, I. 8, pp. 90-95.

5. Sapuntsov A. L. Rol' mezhdunarodnogo sotrudnichestva v povyshenii investitsionnoj privlekatel'nosti Afriki [The Role of International Cooperation in Increasing Investment Attractiveness of Africa]. Rossijskij vneshneekonomicheskij vestnik [Russian Foreign Economic Bulletin], 2015, I. 6, pp. 34-39.

6. Sapuntsov A. L. Ekonomicheskie prioritety transnatsional'nykh korporatsij razvivayushhikhsya stran v Afrike [African Business Priorities of Transnational Corporations from Developing Countries]. Moscow, Institut Afriki RAN [Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences], 2015. 304 p.

7. Fituni L. L. Afrika v sovremennoj mirovoj sisteme tovarnoj torgovli [Africa in the Modern International System of Trade in Goods]. Problemy sovremennoj ekonomiki [Problems of Modern Economics], 2013, I. 3(47), pp. 148-154.

8. Doing Business 2017. Equal Opportunity for All. International Bank for Reconstruction and Development. Wash. D.C., The World Bank, 2017. 352 p.

9. Oxelheim L. EU - China and the Non-transparent Race for Inward FDI. Journal of Asian Economics, 2008, vol. 19, I. 4, pp. 358-370.

10.The World Factbook. Field Listing: Imports - Commodities. Available at: https://www.cia.gov/library/publica-tions/the-world-factbook/fields/2058.html (Accessed: 20 November 2017).

11. World Investment Report 2017. Investor Nationality: Policy Challenges. UNCTAD. N. Y.; Geneva, U.N., 2017. 252 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.