Научная статья на тему 'Расширение профессионально-адаптационных возможностей специалиста как реализация принципа научности университетского образования в современных условиях'

Расширение профессионально-адаптационных возможностей специалиста как реализация принципа научности университетского образования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астахова Л. В., Тельманова Е. В.

Раскрыта сущность принципа научности образования в его классической, неклассической, постнеклассической интерпретации. Показана реализация принципа в образовании студентов в рамках специализации «Документирование систем менеджмента качества (СМК)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астахова Л. В., Тельманова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расширение профессионально-адаптационных возможностей специалиста как реализация принципа научности университетского образования в современных условиях»

ББК 4484(2)61+4481.00

РАСШИРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАУЧНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Л.В. Астахова, Е.В. Тельманова ЮУрГУ

Раскрыта сущность принципа научности образования в его классической, неклассической, постнеклассической интерпретации. Показана реализация принципа в образовании студентов в рамках специализации «Документирование систем менеджмента качества (СМК)».

Наука и образование как социальные явления всегда отличались органическим единством. Это выражается, в частности, в принципе научности образования. Однако содержание этого принципа в разные периоды истории отличалось специфическими свойствами. Это связано с тем, что сама наука - эволюционирующее понятие. Она прошла три этапа эволюции: классическая наука, неклассическая наука и постнеклассиче-ская наука [2]. Логично предположить, что трем названным этапам эволюции науки соответствуют три этапа эволюции принципа научности образования: принцип классической научности, принцип неклассической научности и принцип постнеклассической (неонеклассической) научности.

Принцип классической научности образования. Классическая наука (XVII-XIX вв.) характеризуется абсолютизированием индуктивно-дедуктивных методов и невниманием к другим средствам и методам научного познания; отрицанием субъективности в научном познании; постулированием точного, зеркального отражения объективной реальности в научном знании: трактовкой развития науки как кумулятивного накопления научного знания и т.д. Поэтому и научность образования данного периода науки выражается в универсальности (появление первых университетов как центров образования), энциклопедичное™ (стремление дать обучающимся энциклопедические знания), приоритете содержания преподаваемого знания перед личностью преподавателя, исключении из содержания образования способов и средств получения нового знания, в невнимании к технологиям обучения. Зеркальное отражение в образовательном процессе накопленного научного знания, - вот квинтэссенция первого этапа

принципа научности образования. Однако содержание накопленного человечеством научного знания интересует субъект образования в отрыве от его функционирования в различных сферах деятельности. Поэтому центральной проблемой для образования является проблема полного и точного отражения научного знания в содержании образовательного процесса.

Принцип неклассической научности образования. Неклассическая наука (XX век) характеризуется разрушением основных принципов классической науки: абсолютизирование индуктивно-дедуктивных методов сменяется пристальным вниманием к другим способам, средствам и методам научного познания; онтологический фундамент науки заменяют представления о многоуровнево-сти, полиструктурности предметов науки; сущность и существование научного знания рассматриваются в органическом единстве; «зеркальному отражению» объективной реальности в научном знании приходит на смену привнесение субъективного отношения субъекта к объекту и т.д. Образование этого периода также отличается распространением интереса от содержания научного знания, к его функционированию в различных сферах деятельности (в том числе - в образовательной), стремлением дифференцировать научное знание в соответствии с потребностями потребителей и, как следствие, - появлением, наряду с универсальным, отраслевого образования, признанием полифункциональности научного знания, включением в образовательный процесс субъектов, способов, методов и средств производства научного знания. Принцип научности образования характеризуется вниманием не только к содержанию знания, но и к его функционированию в обществе, а также к

специальных усилий сознания по анализу соразмерности позиции субъекта той реальной ситуации, в которой он находится. Со-

функционированию в обществе главного продукта образования - специалиста - и - к методам и средствам его производства, т.е. к дидактическим проблемам. В этот период принцип научности образования понимается, во-первых, как научный характер содержания образовательного процесса (предметный аспект) и, во-вторых, - как научный характер обучения (функциональный аспект).

Сегодня традиционный принцип научности образования претерпевает существенные изменения. Это связано с вступлением науки в постнеклассический (неонекласси-ческий) этап развития, обладающий ярко выраженной спецификой по сравнению с классическим и неклассическим этапами.

Принцип постнеклассическои научности образования.

Постнеклассическая (чеонеклассиче-

ская) наука, у истоков которой мы сегодня находимся, характеризуется стратегической направленностью на Человека и потребности человеческой деятельности, а также новой идеологией рациональности - гуманитарным антропоморфизмом.

Если классическая и неклассическая науки считали своей задачей постижение истины о мире, то неонеклассическая наука -постижение того, что должно быть (потребный проект мира). Поэтому высшим принципом познания мира является не эпистемологический (знание - цель), а антропный (знание - средство) инструмент, ориентированный на утверждение человека в мире. Если раньше вожделением познания было знание бытия, то с настоящего момента и далее становится знание перспектив творения бытия, отвечающего нашим запросам. Именно таким знанием-инструментом, ориентирующим в мире и нацеленным на утверждение человека в этом мире, является знание, функционирующее в образовательной среде.

Согласно принципам постнеклассиче-ской (неонеклассической) науки субъект образования не просто познает мир (в том числе информацию о нем), а познает его для человека, ибо мир без человека - ничто. Отныне познать мир в процессе образования означает для субъекта образования раскрыть побуждения человека. Если для классики и неклассики рациональным было то, что ведет к законосообразной истине, то для не-онеклассики рационально то, что ведет к целесообразной жизни и выживанию человека. Рациональное отношение к миру требует

временный специалист должен обладать ра-ционально-рефлексивным отношением к миру, а значит - уметь сознательно управлять собственным поведением, учитывая требования реальности. Поэтому надо учить современного специалиста жить в условиях неопределенности, не имея достаточных ответов на вопросы. А это значит, что научность образования сегодня - это его органическая связь теоретического знания с практической деятельностью. Современное решение традиционной проблемы связи образования с практикой - это императив реализации принципа постне-классической научности образования.

В соответствии с новой идеологией рациональности сегодня должен осуществляться переход к новой парадигме образования - достижению эффективных результатов не только с помощью науки, но в сложном переплетении всех сфер и институтов общества, в тесном взаимодействии научного знания с другими типами знания (ненаучного и вненаучного, философского, религиозного, художественного, мифологического и др.), рационального типа сознания с дора-циональным и внерациональным типами сознания. Поскольку современная наука обретает аксиологичность, новый, постнеклассический тип рациональности отличается включенностью в структуру научного знания социальных ценностей и целей. А это диктует необходимость реализации гуманитарной концепции образования.

Одной из черт неонеклассической науки является интертеория - неведомый классике тип строения знания, исключающий «монополизм» из концептуальной сферы. В образовании также принимается плюралистическая установка: теория развертывается как совокупность относительно самостоятельных моделей-описаний предметной области деятельности. Ставка делается не на конфронтацию, а на координацию разных подходов разных преподавателей, обеспечивающих объемное, голографическое, а потому объективное видение. Интегрированное с другими видами знания научное знание, производимое и функционирующее в образовательном процессе, отражающее потребности общества и личности, - вот основа нового этапа принципа научности образования.

Более детально эволюция содержания принципа научности образования рассмотрена автором настоящей работы в статье [1].

Полагаем, что принцип постнекласси-ческой научности образования может быть реализован сегодня путем реализации представленных условий.

1. Усиления практикоориентированного характера образования.

2. Универсализации и энциклопедичное™ образования.

3. Углубления межпредметных и междисциплинарных связей.

4. Сращивания современных образовательных технологий с технологиями научно-исследовательской, научно-информационной, научно-популяризаторской, практической и других видов деятельности.

5. Интеграции учебного, научно-исследовательского, научно-популярного, мифологического, религиозного, художественного и других видов знания, функционирующего в образовательном процессе.

6. Компьютеризации образовательного процесса; и др. Названные направления реализации принципа научности образования способствуют расширению возможностей профессиональной адаптации (а при необходимости - профессиональной миграции в смежные отрасли профессиональной деятельности), установлению более устойчивого положения специалиста на рынке труда.

Особое место в этом ряду занимает усиление практикоориентированного характера университетского образования. Кроме фундаментальных знаний выпускник университета должен знать реальность, потребности профессиональной среды, а также иметь высокие адаптационные возможности к удовлетворению этих потребностей.

Между тем, потребности любой профессиональной среды сегодня не только высоки, но и весьма динамичны. Этому способствуют углубляющиеся процессы социально-экономической межотраслевой, межпредметной и междеятельностной интеграции. Поэтому, если специалист владеет технологиями адаптации в профессиональной среде и смежными с ней отраслями и видами деятельности, то он, несомненно, обладает конкурентными преимуществами на рынке труда. Проиллюстрируем это на примере до-кументоведов - выпускников специальности 350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления», подготовку

которых ведет сегодня кафедра «Информационная безопасность» ЮУрГУ.

Осуществляя мониторинг потребностей практики работы с документацией в России в новых условиях, кафедра «Информационная безопасность» ЮУрГУ за последние пять лет добилась от Министерства образования РФ открытия пяти новых специализаций в рамках этой специальности. Каждая из специализаций сделала возможным удовлетворение реальных потребностей практики управления документацией и потому позволила резко повысить адаптационные возможности документоведа:

-специализация «Проектирование информационно-документационных систем управления» - в банковской сфере;

- специализация «Информационнодокументационное обеспечение управления на иностранном языке» - в сфере международных отношений;

- специализация «Офис-менеджмент» -в сфере бизнеса;

- специализация «Конфиденциальное делопроизводство» - в сфере защиты информации;

- специализация «Документирование систем менеджмента качества (СМК)» - во всех отраслях экономики, где остра потребность внедрения СМК в преддверии вступления России в ВТО.

Особое внимание следует уделить специализации «Документирование систем менеджмента качества (СМК)», поскольку в ее рамках удалось не только усилить связь обучения с потребностями практики работы с документами, но и органически соединить образовательные технологии с технологиями самой практической деятельности по документированию СМК. А это, как мы отмечали выше, - один из ключевых способов реализации принципа научности образования в современный период.

В течение последних пяти лет нами предпринято исследование в области подготовки документоведов к документированию СМК (СМК вуза) при изучении студентами документоведческих дисциплин («Документоведение», «ДОУ за рубежом», «Организация и технология ДОУ», «Информационное обеспечение управления»). В рамках исследования нами была разработана и опробована процессно-деятельностная система (ПДС) обучения документоведов документированию СМК (ДСМК), суть которой заключает-

Астахова Л.В., Тельманова Е.В.

ся в совокупности и целостности взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического воздействия на творческое развитие личности студента в среде СМК, т.е. тех методов, средств и процессов, которые используются при внедрении самой системы менеджмента качества.

Теоретико-методологической основой исследования был выбран системнопроцессный подход, направленный на подготовку студентов к освоению ДСМК вуза как системы в среде СМК и сочетающий в себе системный и процессный подходы. Системный подход ориентирует на построение педагогического процесса в зависимости от внешней и внутренней среды СМК, где внешней средой СМК для студента является комплекс взаимосвязанных условий для успешной реализации поставленных перед ним задач (документоведческих задач по реализации цели - подготовки к ДСМК вуза), а внутренней средой СМК -мотивированная творческая деятельность по освоению информации СМК и ее документированию (также для реализации конечной цели). Внешнюю среду СМК обеспечивают: руководство, преподаватели и учебно-вспомогательный персонал, а также создаваемая в вузе (на факультете) СМК, объединенные в систему. Внутреннюю среду СМК составляет целенаправленная деятельность, направленная на достижение конечной цели, обеспечиваемая: спецификой подготовки документоведов к ДСМК вуза; методами обучения и формами его организации. Процессный подход -ориентирует на построение педагогического процесса таким образом, чтобы входящая информация, излагаемая преподавателями, преобразовалась в исходящую информацию, усваиваемую студентами, и

идентифицировалась как успешное освоение будущими специалистами специфики ДСМК (кафедры/ факультета/ вуза).

Системно-процессный подход направлен на организацию учебного процесса таким образом, чтобы в результате студенты воспринимали обучение документированию СМК вуза как систему с присущими ей взаимосвязанными процессами (научным, управленческим, образовательным, воспитательным) и подпроцессами.

К особенностям ПДС, положенной в основу подготовки документоведов к

ДСМК, мы относим:

-использование принципов СМК (ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников; процессный подход; системный подход; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; взаимовыгодные отношения), адаптированных к образовательной среде вуза;

- выдвижение конкретных, четких требований: к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста; к решению специалистами задач (документоведческих и др.) в системе подготовки; к организации работ по обеспечению качества/СМК на предприятии; к документированию процессов, составлению и оформлению документации и др.;

- осуществление системно-процессной деятельности (преподавателя и студентов), нашедшей отражение в решении системы профессиональных документоведческих задач в среде СМК;

-целостность ПДС, которая обеспечивается взаимосвязью ее структурных (миссия, задачи, организационная структура) и содержательных (содержание обучения, организационные формы и методы) компонентов.

Подготовка документоведов к ДСМК (ДСМК вуза) предполагала три уровня: оперативный, тактический и стратегический. Данные уровни мы рассматриваем одновременно и как этапы овладения ДСМК (ДСМК вуза), каждый из которых взаимодействует с предыдущим и последующим.

При переходе от одного этапа к другому повышается степень усвоения и формирования у студентов знаний, умений и навыков (ЗУН) по ДСМК вуза. Каждый этап рассматривается нами как процесс со своими «входами и выходами», что соответствует методологии СМК. Соответственно «выход» предыдущего этапа является «входом» для следующего.

В процессе исследования в рамках разработанной нами ПДС студентами решались документоведческие задачи, которые мы также разделяем на: стратегические, тактические и оперативные. Каждая из названных задач включает теоретические, практические, исследовательские и профессиональные задачи. Эти задачи были включены в процесс обучения. Решение студентами по-

ставленных документоведческих задач способствовало развитию таких профессиональных качеств у студентов, как самостоятельность, активность, инициативность, сознательность, ответственность, дисциплинированность, способность самостоятельно принимать решения, умение работать в коллективе и сотрудничать с «коллегами» (другими студентами в процессе деловых игр), преподавателями и т.д. Формами обучения стали: лекция, практика, деловая игра, день открытых дверей, презентация и др.

Например, «День специальности 350800» и деловая игра «Создай предприятие» включали элементы: планирование мероприятий; цель, задачи, правила; субъекты (преподавателей и студентов) с распределенными ролями; сценическое действие, состоящего из завязки, конфликта (в виде проблемных ситуаций/ документоведческих задач), основных действий (выполнения «должностных обязанностей» субъектов) и развязки; оценка результатов (подведения итогов, корректирующих и предупреждающих действий).

В процессе подготовки «Дня специальности 350800» студентами решались оперативные и стратегические документоведческие задачи.

В рамках решения оперативных задач студенты проходили адаптацию к новым условиям в ПДС и среде СМК, общаясь с сокурсниками и, готовя материал к театрализованному представлению, осознавали значимость СМК и ДСМК для будущей профессиональной деятельности (почти в каждом выступлении звучала информация о качестве работ, услуг, обучения или СМК).

Стратегические задачи реализовались частично и проявились в готовности будущих документоведов к освоению ДСМК и ДСМК вуза, а также в готовности работать (в период практик и по совмещению) в структурных подразделениях вуза и на кафедре (после окончания вуза).

В деловых играх, проблемных семинарах и др. формах организации учебного процесса, студентами решался комплекс документоведческих задач (стратегических, тактических и оперативных), в результате чего они поэтапно и непрерывно осваивали процессы документирования информации -ДСМК - ДСМК вуза (кафедры/факультета/ вуза).

В рамках решения теоретических до-

кументоведческих задач по поставленной проблеме (создания документов СМК, создания документов СМК вуза, создания предприятия и др.) студентами была найдена и проанализирована необходимая информация по формированию формуляров основополагающих документов систем документации и документации СМК.

Решение практических документоведческих задач состояло в непосредственном оформлении и комплектовании документации (СМК, СМК вуза, предприятия и др.).

Исследовательские документоведческие задачи решались студентами в процессе самостоятельной, индивидуальной и/или коллективной творческой деятельности в рамках поставленных проблем. Например, чтобы подготовить необходимую учредительную документацию и документацию СМК конкретного (создаваемого) предприятия, студенты сами должны были спроектировать организационную структуру этого предприятия, разделиться на группы (структурные подразделения и должностные лица). Каждый «занимал» определенную должность (в том числе и преподаватели выпускающей кафедры). В пределах должностей и структурных подразделений студентами готовилась документация и необходимая информация для проведения деловой игры «Создай предприятие».

Исследовательские задачи решались студентами и в рамках самостоятельной работы, творческой деятельности и сотрудничества с педагогами-новаторами (лидерами) для подготовки научных работ и докладов к ежегодным научно-практическим студенческим конференциям по различным проблемам документирования информации (в том числе ДСМК, подготовки кадров по СМК и др.). Так, на очередной ежегодной научно-практической конференции в 2004 году сту-денты-документоведы выступили с докладами: «Информационная подготовка специалиста: проблема понятия»; «Функции до-кументоведа в обеспечении информационной безопасности фирмы»; «Специфика документационного обеспечения управления банка»; «Особенности управления коммуникациями в кадровой службе»; «Управление качеством на предприятиях Челябинской области: проблемы и перспективы»; «Проблемы подготовки специалистов по качеству в Челябинской области» и др. Кроме того, исследовательские задачи успешно решены

ной работы студенты готовили презентации

выпускниками-документоведами 2005 года в процессе работы над дипломными проектами. Два дипломных проекта связаны с ДСМК (на примере кафедры «ИБ» и факультета «ЭиП» ЮУрГУ), один - с ДСМК ЗАО.

Посещая ежегодные межрегиональные выставки («Образование и карьера - шаг в будущее», «Информатика и связь. Средства защиты и безопасности» и др.), а также представляя на них кафедру «Информационная безопасность» ФЭиП ЮУрГУ, студенты также решали не только оперативные, но и практические документоведческие задачи.

Перечисленные задачи, решаемые студентами, заложили основу для решения ими профессиональных документоведческих задач в процессе прохождения практик (учебной и производственной), организации конференций, Дней открытых дверей, презентаций кафедры и др. мероприятий. Студенты экспериментальных групп анализировали и оценивали СМК конкретных и гипотетических предприятий, проектировали документацию СМК кафедры, факультета и структурных подразделений вуза, принимали конкретные профессиональные решения. Например, студенты экспериментальной группы-П проводили обучение сотрудников кафедр ФЭиП ЮУрГУ по документированию информации и создания документов. Студенты экспериментальной группы-Ш самостоятельно проектировали управленческую и оперативную документацию кафедр, деканатов факультетов и структурных подразделений ЮУрГУ с одновременным обучением сотрудников этих отделов и Т.Д.

Нельзя не отметать, что для успешного решения документоведческих задач необходимы новые средства и технологии обучения. Без современной оргтехники, видео- и мультимедийной техники нельзя качественно организовать образовательный процесс, тем более

- процесс подготовки к ДСМК. Так, в результате освоения документоведческих дисциплин студентами решались документоведческие задачи с применением технологий Мегпе1 (поиск и анализ необходимой информации в области качества и СМК). Средства видео- и мультимедийной техники, современное программное обеспечение были использованы студентами для подготовки презентаций по специальности: «Дней открытых дверей», «Дней специальности» и др. мероприятий. Во время практических занятий и самостоятель-

кадровых служб, служб качества, служб ДОУ и описывали специфику их работы применительно к СМК и ДСМК.

Логика процесса обучения ДСМК вуза позволила студентам непрерывно и с максимальным погружением в проблему решить поставленную нами задачу (для каждой группы в пределах отведенного отрезка времени). У студентов формировались знания, умения и навыки по документированию информации / СМК, совершенствовались умения и навыки ДСМК (ДСМК вуза), формировалась устойчивая мотивация по решению документоведческих задач (в т.ч. и для ДСМК).

Для оценки результатов эксперимента нами были разработаны критерии готовности документоведов к ДСМК вуза, включающие блоки подготовки (общепрофессиональный - ОП и специальный - СП) и уровни подготовки (оперативный, тактический, стратегический). В результате примененной ПДС к подготовке документоведов к ДСМК (ДСМК вуза) у студентов появилось новое системное качество - готовность к ДСМК (ДСМК вуза).

Определение уровня готовности студентов к ДСМК в вузе было проведено на этапе констатирующего эксперимента, а затем в ходе опытно-экспериментальной работы. По результатам констатирующего эксперимента мы определили средние оценки освоения студентами блоков подготовки. Так, для экспериментальных групп (студенты разных специальностей) ЭГ-1-Ш средняя оценка ОП составила 2,45 балла, что соответствует оперативному (начальному) уровню подготовки. Для экспериментальных групп (документоведы) ЭГД-1-1У средняя оценка ОП составила 2,88 балла, что соответствует тактическому (среднему) уровню подготовки. Для уровня СП в группах ЭГ-1-Ш средний балл составил 2, а для ЭГД-1-1У -2,03. В итоге характеристики экспериментальных групп оказались равными.

Экспериментальные группы ЭГД-ЫУ, где проверялись все три педагогических условия реализации ПДС (систематическое включение студентов в самостоятельную документационную деятельность в условиях среды СМК, содержащую элементы творчества; использование проблемно-эврис-

тического метода в качестве основного метода реализации системы; создание

В ЭГД-1-1У

■ кгд

Средний показатель ЗУН документоведов (блоки ОП, СП и готовность к решению документоведческих задач), где ЭГДI-IV - экспериментальные группы; КГД- контрольная группа; 0,1,2- срезы

положительной мотивационной сферы будущего специалиста для обеспечения личностного включения студентов в процесс по ДСМК/ДСМК вуза) показали наиболее существенные изменения по овладению ЗУН ДСМК (ДСМК вуза). Так, средняя оценка среднего показателя составила 3,43 балла (см. рисунок) по сравнению с ЭГ-1-Ш (2,78). 29,5 % документоведов остались на тактическом уровне ОП; 35 % освоили стратегический уровень ОП и 35,5 % студентов находились на разных уровнях СП (оперативный - 16,5 %; тактический - 8 %» стратегический - 11 %).

В контрольных группах, где изначально не была поставлена специальная цель - подготовка к ДСМК вуза и не обеспечивались специально определенные нами педагогические условия, количество студентов, имеющих потенциал к ДСМК вуза в пределах ОП, составило: для ЭГ-1-Ш - 10,86 %; для ЭГД-1-IV-16,79%.

Данные проведенного исследования подтвердили гипотезу, суть которой заключается в том, что эффективность подготовки документоведов к ДСМК вуза повысится если: разработать ПДС подготовки документоведов к ДСМК вуза (при изучении студентами документоведческих дисциплин) и реализовывает ее при выявленных условиях.

Таким образом, методология СМК явилась в нашем исследовании и объектом, и средством изучения. Этот дуализм целей

внедрения процессно-деятельностной системы подготовки документоведов к ДСМК проявился, во-первых, в освоении знаний методологии СМК как нового, востребованного практикой объекта изучения, существенно расширившего функциональные возможности будущего специалиста-докумен-товеда, и во-вторых, - во внедрении технологий СМК в процесс обучения, в сращивании образовательной технологии с технологией будущей практической деятельности документоведа. Обе цели были направлены на повышение профессионально-адапта-ционных возможностей будущего специали-ста-документоведа. Реализация этих целей способствовала реализации постнеклассиче-ского принципа научности университетского образования, а значит, - повышению его качества.

Литература

1. Астахова Л.В. Эволюция принципа научности образования// Научные труды II Международной научн.-практ. конф. «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права». Книга «Экономика». Часть I/ Мин-во образования РФ, Моск. госуд. академиия приборостроения и информатики. - М.: 1999.

2. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.