Научная статья на тему 'РАСШИРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РАСШИРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ФУНКЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ В СЕТЯХ / РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ / УПРАВЛЕНИЕ СЕТЯМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коршунова Ксения Игоревна, Чикунова Екатерина Михайловна, Бойко Светлана Андреевна, Ситников Евгений Викторович

В статье рассмотрено расширение функций и ограничений в отечественных социальных и бизнес-сетях с учетом глобального противостояния в мировой экономике, развития российской экономики, достижений в информационных, коммуникационных и цифровых технологиях, а также определены условия успешности бизнеса в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коршунова Ксения Игоревна, Чикунова Екатерина Михайловна, Бойко Светлана Андреевна, Ситников Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPANSION OF BASIC FUNCTIONS AND POSSIBLE RESTRICTIONS OF SOCIAL NETWORKS WITH THE ECONOMIC INTERACTION OF USERS IN MODERN CONDITIONS

The article discusses the expansion of functions and restrictions in domestic social networks, taking into account the global confrontation in the world economy, the development trends of the Russian economy, advances in information and communication technologies, and also defines the conditions for the success of business in social networks.

Текст научной работы на тему «РАСШИРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 316.742.45

Коршунова К.И., Чикунова Е.М., Бойко С.А., Ситников Е.В.

РАСШИРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Коршунова Ксения Игоревна - студентка 1-го курса магистратуры кафедры химии и технологии биомедицинских препаратов; ksenia.99.99@mail.ru.

Чикунова Екатерина Михайловна - студентка 1-го курса магистратуры кафедры технологии химико-фармацевтических и косметических средств; ekaterina.chikunova@mail.ru. Бойко Светлана Андреевна - студентка 1 -го курса магистратуры кафедры химии и технологии биомедицинских препаратов; 718bsvetlana@gmail.com.

Ситников Евгений Викторович - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга; e.sitn@yandex.ru. ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева». Россия, Москва, 125047, Миусская площадь, дом 9.

В статье рассмотрено расширение функций и ограничений в отечественных социальных и бизнес-сетях с учетом глобального противостояния в мировой экономике, развития российской экономики, достижений в информационных, коммуникационных и цифровых технологиях, а также определены условия успешности бизнеса в социальных сетях.

Ключевые слова: социальные сети, функции и ограничения в сетях, развитие бизнеса в социальных сетях, управление сетями.

EXPANSION OF BASIC FUNCTIONS AND POSSIBLE RESTRICTIONS OF SOCIAL NETWORKS WITH THE ECONOMIC INTERACTION OF USERS IN MODERN CONDITIONS

Korshunova K.I., Chikunova E.M., Boiko S.A., Sitnikov E.V.

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russian Federation

The article discusses the expansion of functions and restrictions in domestic social networks, taking into account the global confrontation in the world economy, the development trends of the Russian economy, advances in information and communication technologies, and also defines the conditions for the success of business in social networks. Key words: business in social networks, functions and limitations in networks, directions of development of networks, structures of developing networks.

Появлению социальных сетей (СС) предшествовало общение пользователей Интернета сначала среди военных, позже - профессиональных специалистов, в основном компьютерщиков и программистов, посредством гостевых книг, электронных досок объявлений, блогов, интернет-дневников и форумов на основе опыта зарубежных стран, а затем общественности. В 2000-е годы появились онлайн-сообщества пользователей, участвующих в обсуждении интересующих тем и получающих определенную информацию - СС, которые стали серьезным технологическим и социальным достижением человека. Вскоре началось их быстрое распространение не только среди профессионалов, но все более увеличивающегося количества представителей профессий различных направлений с многогранными интересами для удовлетворения своих естественных человеческих потребностей.

Человек - существо социальное, и ему необходимо взаимодействовать с другими людьми. СС расширяют круг общения людей, делая межличностную коммуникацию свободной (не ограниченной почти никакими рамками), позволяют открыто выражать свои мысли и дают более широкое поле для поиска той или иной информации - ведь «в Интернете сейчас можно найти практически всё». Социальные сети стали

заметно теснить обычные информационные и развлекательные сайты, обеспечивая коммуникацию как между индивидуумами, так и между различными группами, сообществами, компаниями, структурами и внутри страны, и за её пределами.

В течение 2020 года в среднем создавались более 1,3 миллиона новых аккаунтов каждый день, что в секунду составляло приблизительно 15,5 новых пользователей. В мире в 2021 году число пользователей СС достигло 4,2 млрд чел. - это больше половины населения планеты [1]. Около 40% пользователей используют СС для заработка [2]. Современные СС за рубежом возникли раньше, чем в РФ, и первой страной, где они начали формироваться, были США (1995 год). По образу и подобию первой социальной сети Classmates.com позже в России появились Одноклассники.ру [3]. Но наибольшего успеха добился основанный в 2004 г. Facebook: сегодня активно пользуются этой сетью 2,45 млрд человек, 1,62 млрд пользователей заходят в нее каждый день [4]. В 2020 г. Выручка БасеЬоок составила 28,07 млрд долларов [5].

При таком успехе среди многомиллионного количества Интернет-пользователей социальные сети стали вызывать интерес у определенных управленческих групп в различных странах, прежде всего в США, в направлении их использования для

массового влияния и контроля за социальным сознанием для определенных политических, экономических и социально--культурных и религиозных целей. При увеличении даже небольшого целевого финансирования сетей для этих целей резко увеличилось их количество и качественный контент в них. Поэтому путь от обычного поисковика до огромных медиа империй пройден был очень быстро. Сейчас мы знаем, в основном, о Facebook, YouTube, Google, Twitter, Instagram (США), Qzon, Sina Weibo, TikTok (Китай), Badoo (Великобритания), ряде других зарубежных, а также отечественных социальных сетей (ВКонтакте или VK, Одноклассники, Мой мир и др.). Все СС различны по дизайну, технологиям, социальному поведению, мотивации, и каждая, имея свой собственный «характер», нацелена на определенную аудиторию пользователей и использует свои средства воздействия на них, на специальные виды коммуникаций, взаимодействий и потребления контента, рекламного в том числе.

Индивидуальность СС сформировалась, подстраиваясь под определенные интересы пользователей, в том числе и экономические. К примеру, лидерами СС для бизнеса за рубежом стали Linkelin, Xing, Viadeo, а в РФ - Профессионалы.ру и Мой круг. Для ведения бизнеса пользователи широко используют Facebook, Instagram - по всему миру, а в России помимо этого применяются ВКонтакте и Одноклассники.ру при наличии четкой стратегии продвижения и продуманного позиционирования бренда. Непрерывно растет количество СС на территориях различных государств, усиливается их транснациональная и межгосударственная

коммуникация. Таким образом, при этом реализуется первая (социальная) функция этих сетей - как удобного места (площадки) для поиска нужных контактов и установления связей между пользователями, неограниченного общения большого количества людей, причем различных интересов, включая и профессиональные, а также для обмена новостями, самовыражения, саморазвития и образования.

В виртуальном пространстве все это оказалось осуществить гораздо проще, чем в реальном мире -проще войти в контакт с незнакомыми людьми, пообщаться на любые темы, получить необходимую информацию и прекратить взаимодействие, не имея никаких обязательств. Ненавязчивое и в основном дружелюбное общение имело неограниченные возможности и вполне естественно стало местом продвижения рекламной деятельности - как материальной основы взаимодействия потребителей. Так, контент в СС стал состоять не только из постов пользователей, но и все более возрастающей рекламы, при этом осуществлялся запуск предложений, автоматически подстраивающихся под запросы потребителей (так называемая «таргетированная реклама», направленная на предложение услуг или товаров клиенту, который интересуется определенной тематикой). При этом начала реализовываться уже вторая функция СС - удовлетворение не только

духовных, культурных, но и материальных потребностей пользователей.

Запуск рекламных кампаний в СС стал началом цепной реакции последующих экономических, финансовых, социальных и политических изменений в них. Как известно, рекламная деятельность - это часть маркетинга - философии предпринимательства, способов удовлетворения потребностей и спроса населения, а также определенных инструментов воздействия на потребителей на основе оценки их поведения, стимулирования объемов продаж. При большом количестве пользователей СС и оперативного взаимодействия с ними появилась возможность более точного изучения типов потребителей, их психологических характеристик и формулирования новых способов воздействия на потребителя, в частности с тем, что бренд товара становится ближе к возрастающему числу клиентов. Это делается незаметно для потребителя, ему ненавязчиво предлагаются те товары или услуги, которые он сам выбрал. При этом используются различные инструменты онлайн-маркетинга, которые развиваются довольно активно в настоящие годы.

Вслед за рекламой и дальнейшим продвижением маркетинга на площадку СС выходит торговля -сначала в виде интернет-магазинов, а потом и электронных торговых сетей, осуществляющих деятельность как внутри, так и вне пределов национальных границ.

Так, благодаря СС начал развиваться новый рынок, работающий по другим правилам, но учитывающий особенности становления классического рынка, а также возможности, предоставляемые новым временем и революционными технологиями. СС, как открытые в свободном доступе, так и частично закрытые и используемые определенными категориями пользователей позволяют удобнее и быстрее удовлетворять социальные потребности и спрос, устранять посредников и стандартные каналы дистрибуции, оптимизировать логистику, экономить потребителям товаров и услуг, увеличивать реализацию продавцу, расширять их сотрудничество и следовательно получать определенное конкурентное преимущество перед коллегами и компаниями, работающими традиционными способами. При этом происходит взаимодействие новых экономических отношений и используемых информационно-коммуникационных и даже производственных технологий благодаря более широкому использованию цифровых методов деятельности. Это обеспечивает достижение общих целей путем обмена ресурсами и все более расширяющейся кооперацией. Все начинается с торговли наиболее ходовыми потребительскими товарами и услугами с постепенным расширением их ассортимента и вовлечением в эту сферу взаимодействия не только продавцов и покупателей, но и постепенно производителей. Причем если сегодня предприниматель, использующий СС для продвижения бренда, хочет направить пользователей к себе на сайт или в магазин, то вполне возможно, что в ближайшее время и этого не нужно будет делать - достаточно будет

лишь встроиться в структуру, где все необходимое для этого отлажено. И тогда, когда пользователь готов покупать товар, его направляют за пределы площадки для оплаты выбранного товара или услуги.

Возможен и другой вариант выхода из виртуального в реальное пространство путём использования суперприложений, которые представляют собой мобильную платформу, предлагающую пользователю огромный спектр услуг уже в настоящем, реальном мире, не в виртуальном, с платёжной системой и огромным количеством сервисов. Вместе с предпринимателями и магазинами наступает время выйти на эту уже подготовленную и освоенную виртуальную торговую площадку другим рыночным структурам: банкам, фондам, страховым компаниям. Тогда будет реализована третья функция -экономическое и финансовое управление новым сообществом людей, объединенным СС в виртуальном пространстве. При этом возможно использование различных форм и инструментов банковской, фондовой и страховой деятельности, пригодных для работы в виртуальной экономике и управления ею. Особый интерес при этом представляют финансовые технологии. Это оказание финансовых услуг, а также сервисов с использованием инновационных технологий, например, «больших данных» (Big Data), искусственного интеллекта и машинного обучения, роботизации, блокчейна, облачных технологий, биометрии и других. Основными целями развития финансовых технологий являются: содействие развитию конкуренции на финансовом рынке; повышение доступности, качества и ассортимента финансовых услуг; снижение рисков и издержек в финансовой сфере; обеспечение устойчивости и безопасности при применении финансовых технологий; повышение уровня конкурентоспособности российских технологий [6]. Ассоциация ФинТех, основанная по инициативе ключевых участников отечественного финансового рынка и Банка России, объединяет крупнейшие компании страны: банки, IT-компании, компании платежных систем, страховые и телекоммуникационные компании. Здесь формируется экспертная оценка инновационных технологий с учетом международного опыта, а также разрабатываются концепции финансовых технологий и подходы к их внедрению в реальное и виртуальное пространства [7].

Развитие этой тенденции в РФ сопровождается созданием виртуальных цифровых банковских структур. В них отсутствуют офлайн-офисы, услуги распространяются через цифровые каналы, выпускаются собственные карты и открывается счет (кошелек). Все банковские операции выполняются удалённо, в ближайшие годы банки увеличат долю цифровых услуг, и вряд ли будут какие-либо традиционные финансовые решения. Однако, не все эти банковские структуры являются самостоятельными экономическими субъектами, лицензия Банка России есть только у некоторых из них. Команды таких виртуальных банков часто придерживаются такого варианта организации деятельности, при котором банковская инфраструктура сначала заимствуется, а

затем становится объектом купли-продажи и не участвует в продвижении ФинТех-продукта. Существует пять моделей работы виртуальных банков. Первая объединяет цифровые банки, которые уже имеют собственную лицензию (Модульбанк, Тинькофф Банк и Банк 131). Приведенные банки реализуют комплексное обслуживание клиентов по предоставлению банковского продукта и по техподдержке процесса. Вторая модель применяется в виртуальных банках с ограниченной лицензией (например, сервис Яндекс.Деньги, который получил лицензию небанковской кредитной организации от Банка России в 2015 году). Третья модель включает цифровые филиалы традиционных банков (банк Точка - филиалы Киви Банк и ФК Открытие, ДелоБанк -филиал СКБ-банк). Эти банки работают по лицензиям тех организаций, филиалами которых являются. Четвёртая модель объединяет цифровые банки, позиционирующие себя как бизнес-продукт. Они используют либо лицензию своей компании (если это банк), либо лицензию банка-партнера. В данную категорию включают Мегафон Банк, Просто Банк, банк «Сфера», проект Эльба Банк. Пятая модель включает цифровые банки, которые функционируют как независимые стартапы и как самостоятельные юридические лица одновременно. В полной мере сегодня к этой модели можно отнести только Talkbank, который, будучи резидентом Сколково, использует лицензию банка-партнера (ТКБ Банк) [8].

Значительный интерес в этих структурах представляет использование искусственного интеллекта (ИИ) как гибкого самообучающегося инструмента, умеющего контролировать,

стимулировать и направлять развитие в рамках действующей экономической модели государства. Искусственный интеллект уже в настоящее время широко применяется в СС, осуществляя различные функции: от сбора добровольно предоставляемых пользователями данных до возможности использовать нейронные сети и распознавать изображения для поиска и маркировки дружественных клиентов. ИИ начинает принимать все большее участие в процессах технологических компаний. Например, в Тинькофф благодаря обработке более 60% всех документов ИИ годовая стоимость снизилась практически вдвое. Искусственный интеллект также используется при проверке пользователей. Все входящие вызовы помощи также обрабатываются ИИ, при этом более 30% всех вызовов могут быть решены без какой-либо помощи человека. Новые технологии искусственного интеллекта уже могут снизить затраты большинства традиционных и технологических компаний на 45-50%, и в ближайшем будущем это число, вероятно, увеличится на 80-90% [8]. При этом технологии ИИ могут распространиться на всю систему связей и процессов СС с реальной экономикой, эффективность которых пока оценивается качественно и в основных чертах. В первую очередь интерес будет проявлен в работе практических приложений в сфере биомедицины, нейробиологии и биоинженерии, которые могли бы значительно повысить качество и

продолжительность жизни людей, повышение эффективности их работы. Это может быть осуществимо с помощью ИИ нового поколения, отвечающего за обработку сложной информации, реализации способов взаимодействия между миллиардами нейронов в человеческом мозге. Здесь важное место, вполне вероятно, будет принадлежать исследованиям и разработкам систем осмысленного взаимодействия с пользователями на социальном уровне, анализа социальных сигналов, понимания поведения людей, оценки способностей взаимодействия между людьми с конечной целью управления ими для достижения поставленных целей. В Сколтехе уже сейчас начинают проводиться работы по анализу социальных сетей с помощью ИИ.

Важно отметить, что государственные органы не могут игнорировать этот обширный, постоянно растущий и прибыльный рынок, так как он тесно связан с политическими социально-культурными и другими отношениями внутри реального национального государства и может оказать на них не только положительное, но и негативное воздействие. Причем это может влиять одновременно на другие государства, население которых взаимодействует в СС. Помимо прочего, нарастает понимание того, что СС могут стать прямым конкурентом в реальной экономике, политике, социально-культурных отношениях. Это обусловлено тем, что социальные сети все больше и больше становятся составной частью экономик стран, а их пользователи не могут вести бизнес в обход официальной отчетности и уплаты налогов. В этом случае необходима четвертая функция в деятельности СС - а именно контроль государства и необходимость регулирования их деятельности, введения некоторых ограничений на отдельные виды деятельности.

Все работающие в России СС должны подчиняться законодательству РФ, при этом желательно, чтобы у РФ были подписаны договоры о взаимодействии и правовой помощи в данной сфере с теми странами, СС которых работают на нашей территории. Деятельность СС должна соответствовать ее зарегистрированной политике, всю информацию требуется сохранять на принадлежащих СС серверах. А пользователь, регистрируясь в СС, должен понимать, что вся даваемая им информация в сети (за исключением персональных данных в ряде случаев) становится достоянием корпораций, владеющих серверами, она может быть обработана и использована для реализации политики корпораций, и извлечь её будет очень трудно. Так, к примеру, Facebook открыто собирает и анализирует данные об устройстве (операционную систему, ПО, приложения и плагины), тип браузера, названия приложений и файлов пользователя, сведения об операциях в браузере, идентификаторы пользователя и его учетные записи из приложений и даже сигналы устройства (уровень заряда батареи, мощность сотового сигнала и т.д.). Также анализируются движения мыши на устройстве пользователя и сигналы с камеры в приложении Facebook [9].

В сетях прежде всего опасна утечка отдельных данных, представляющих государственную и

коммерческую тайну, служебную информацию и т.п. Запрещён к рекламе целый ряд позиций, среди которых наркотики и психотропные вещества (и пропаганда их употребления), оружие, взрывчатка, боеприпасы, казино и азартные игры, услуги гадания и подделки документов, вирусы и вредоносные программы для технических устройств, товары, пропагандирующие суицид, культ насилия и жестокости, порнография, продажа частей тела или биологических жидкостей, оборудование для слежки, товары, запрещённые на территории РФ и/или не имеющие обязательной сертификации.

При соблюдении определённых условий можно рекламировать алкоголь, табак, лотереи, лекарства и БАДы и частично товары 18+ при получении соответствующего согласия от службы поддержки СС [10].

В декабре 2020 года Президентом России В.В. Путиным подписан закон о борьбе с распространением ложной и противоправной информации в СС. С 1 февраля 2021 года вступают в силу изменения, которые внесены в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Нововведения касаются обязанности СС отслеживать и блокировать большой перечень нежелательной информации [11].

Возможны и другие ограничения, связанные с условиями экономического противостояния: требование перенести данные о российских пользователях на сервера, находящиеся на территории РФ, о месте регистрации владельца социальной сети, уточнение списка пользователей, которым установлен или рекомендован запрет на общение в СС, лиц и организаций, с которыми можно общаться, фискальные и другие ограничивающие механизмы препятствующие нанесению вреда экономике страны, в том числе в период рецессий, кризисов, пандемии и других природных и климатических катаклизмов.

Указанные ограничения очень важны государств за мировое или территориальное господство. Всё движется к углублению информационно-цифровой войны в условиях жёсткого противоборства различных государств и блоков. Поэтому столкновение с рядом европейских и американских социальных сетей является вопросом времени. В связи с этим вполне вероятна блокировка западных СС в РФ, и поэтому по примеру КНР для сохранения суверенитета страны необходимо создание собственных необходимых нам платформ. При этом важно учитывать опыт и тенденции развития зарубежных бизнес-сетей как в моделях и инструментах, так и в выполняемых новых функциях и возможных ограничениях.

Проведенное исследование показывает, что успешные бизнес-проекты в российских СС будут возможны при:

- становлении СС вначале как медийных компаний с

использованием новых подходов в медийной

подаче и последующим формированием своей

аудитории деловых пользователей;

- учёте того, что маркетинг в СС с его функциями и инструментами постепенно заменяет реальный маркетинг;

- понимании того, что сети становятся полноценным инструментом продаж всё более и более вытесняя офлайн-ритейл;

- активном расширении и обновлении функций и нового инструментария для электронной коммерции в связи с постепенной специализацией ряда сетей на нишевые группы товаров и услуг, использованием значительного количества приложений, насыщаемостью новыми технологиями и вхождением в сеть новых структур для экономического и финансового управления;

- наличии поддержанной пользователями цели проекта, ресурсов для его развития и грамотного управления коммуникациями и продвижением;

- поэтапном переходе от института блогерства, сохраняющим большее эмоциональное влияние на пользователей сетей другого профиля, к виртуальным моделям, генерируемым нейросетями, и искусственному интеллекту;

- обеспечении безопасности клиентов с предоставлением большей возможности самим пользователям управлять личными данными и конфиденциальностью;

- грамотным применением государством и безусловным соблюдением руководством СС ограничивающих условий для экономической деятельности в сетях.

В российских СС большое внимание уделяется бизнесу на продаже товаров народного потребления, оказания разного рода услуг в медиасфере и сфере искусства (музыка, видео, игры и проч.), и мало используется технологий, приемов и методов продвижения других видов бизнеса, в первую очередь брендов высокотехнологических инновационных товаров. Стоит помнить, что повышение конкурентоспособности технологий и продукции - это одно из важнейших условий безопасности и успешного технологического развития нашей страны. Поэтому необходимо усиливать формирование в СС ценности для потребителей брендов высококонкурентных продуктов с целью увеличения доли этих рынков и развития предпринимательской активности. Возможно, это потребует создания новых нишевых СС или специализированных приложений в них с внедрением блокчейна и новых видов контента. В числе брендов товаров, продвигаемых предприятиями и стартапами в СС, целесообразно на наш взгляд рассмотреть новые биологически активные вещества, биомедицинские препараты, безрецептурные лекарства, которые в условиях продолжающейся пандемии могут найти своих клиентов и повысить экспортный потенциал. Это будет иметь огромное значение в связи с тем, что по вовлеченности населения в СС Россия находится на втором месте в мире [12], и при этом ещё не учитываются возможности расширения российского информационного ресурса в транснациональных и отечественных сетях для населения стран, входящих в СНГ, ЕАЭС и БРИКС.

Список литературы

1. DIGITAL 2021 : THE LATEST INSIGHTS INTO THE 'STATE OF DIGITAL' // wearesocial.com / Simon Kemp. 2021. 27 JAN. URL: https://wearesocial.com/blog/2021/01/digital-2021-the-latest-insights-into-the-state-of-digital (дата обращения: 03.05.2021)

2. Аудитория социальных сетей в 2021 году // marketinguniversity.ru: онлайн-школа маркетинга Marketing University. 2021. 19 янв. URL: https://marketinguniversity.ru/socialnye_seti-2021 (дата обращения: 03.05.2021)

3. Патюков С. В., Коврига Е. В. Социальная сеть: понятие, история возникновения, современное положение дел //Юный ученый. - 2017. - №. 2. - С. 75-77.

4. Как изменилась аудитория Facebook: данные официальной статистики 2020 [маркетологу на заметку] // vc.ru: интернет-издание о бизнесе, стартапах, инновациях, маркетинге и технологиях.

2020. 29 июл. URL: https://vc.ru/marketing/145954 (дата обращения: 03.05.2021)

5. 35+ FACEBOOK STATISTICS & FACTS FOR 2021 // www.websitehostingrating.com: Website Hosting Rating / Matt Ahlgren. 2021. 21 MAR. URL: https://websitehostingrating.com/ru/facebook-statistics (дата обращения: 03.05.2021)

6. Развитие финансовых технологий // www.cbr.ru: Центральный банк Российской Федерации. Дата обновления:06.05.2021.URL:http://www.cbr.ru/fintec h/#highlight=развитие%7Cфинансовых%7Cтехноло гий%7Сосновные%7Сцели%7Сразвития (дата обращения: 06.05.2021)

7. Официальный сайт Ассоциации ФинТех // www.fintechru.org. URL: https://www.fintechru.org/about/ (дата обращения: 04.05.2021)

8. Финансовые технологии в России: ключевые игроки, цифры, перспективы // sk.ru: инновационный центр «Сколково». 2019. 17 дек. URL: https://sk.ru/news/finansovye-tehnologii-v-rossii (дата обращения: 04.05.2021)

9. Социальные сети как информационный ресурс // vc.ru: интернет-издание о бизнесе, стартапах, инновациях, маркетинге и технологиях / сост.: М. Томазова. 2020. 12 июн. URL: https://vc.ru/u/528817 (дата обращения: 06.05.2021)

10. Каплунов Д.А. Нейрокопирайтинг. 100+ приёмов влияния с помощью текста /Д. А. Каплунов. — Москва: «Эксмо», 2016. - 320с.

11. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6 1798/ (дата обращения: 09.05.2021)

12. Социальные сети (рынок России) // www.tadviser.ru: портал выбора технологий и поставщиков Tadviser.

2021. 5 мар. URL: https://www.tadviser.ru/a/53857 (дата обращения: 06.05.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.