Научная статья на тему 'Расширение образовательной среды как фактор профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов'

Расширение образовательной среды как фактор профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СУБЪЕКТНОСТЬ / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / ФОРМЫ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SUBJECTIVITY / SELF-EDUCATION / SELF-DEVELOPMENT / FORMS OF CLASSROOM AND EXTRACURRICULAR WORK / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладкая Ирина Вячеславовна

В статье представлен анализ возможностей педагогического университета, его образовательной и воспитательной деятельности, образовательной среды города, влияющих на профессиональное становление студентов при их современном использовании. Раскрыта идея развития субъектности студентов в процессе их обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладкая Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPANSION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS

The article presents the analysis of the possibilities of both the pedagogical university in its educational and upbringing activities, and the possibilities of the educational environment of the city, affecting students’ professional development. The idea of the development of students’ subjectivity in the process of their education at the university is revealed.

Текст научной работы на тему «Расширение образовательной среды как фактор профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов»

И.В. Гладкая

(Санкт-Петербург)

РАСШИРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

EXPANSION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS -

FUTURE TEACHERS

В статье представлен анализ возможностей педагогического университета, его образовательной и воспитательной деятельности, образовательной среды города, влияющих на профессиональное становление студентов при их современном использовании. Раскрыта идея развития субъектности студентов в процессе их обучения в вузе.

Ключевые слова: образовательная среда, субъектность, самообразование, саморазвитие, формы аудиторной и внеаудиторной работы, профессиональная компетентность.

The article presents the analysis of the possibilities of both the pedagogical university in its educational and upbringing activities, and the possibilities of the educational environment of the city, affecting students' professional development. The idea of the development of students' subjectivity in the process of their education at the university is revealed.

Key words: educational environment, subjectivity, self-education, self-development, forms of classroom and extracurricular work, professional competence.

Образовательная среда университета, в частности педагогического, рассматривается как совокупность условий для обучения и развития личности [3]. Поэтому особое внимание при включении обучающихся в образовательную среду вуза необходимо уделить особенностям понимания содержания образования, изучению опережающего характера процесса обучения, направленного на формирование готовности личности к саморазвитию и самосовершенствованию, открытости и многообразию возможностей образовательной среды для становления личности, в том числе в рамках коммуникативного взаимодействия. Становление и развитие личности представляет собой многоэтапный процесс включения человека в социум и культуру, в различные виды

культурной и образовательной деятельности, способствующие социализации и самоорганизации личности.

На современном этапе возможности образовательной среды в стимулировании процесса саморазвития личности используются не в полной мере. Поэтому актуальность обращения к проблеме совершенствования образовательной среды вызвана острыми проблемами современной школы и системы образования в целом, особенностями социокультурной ситуации, а также социализирующим и самореализационным потенциалом культуры [2].

Многие исследователи под образовательной социокультурной средой понимают систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека:

люди, которые влияют на образовательные процессы; природная и культурная среда; средства массовой информации; случайные события [2].

Рассмотрим, на какие компетентности сегодня необходимо обращать внимание при подготовке будущих педагогов с учетом открытости и социализации среды.

В Федеральном государственном образовательном стандарте 3++, утвержденном 22 февраля 2018 года, указывается, что в соответствии с задачами и целями основной образовательной программы бакалавр «Педагогического образования» должен обладать универсальными компетенциями [4], например,

УК-1 - способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

УК-2 - способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

УК-5 - способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

УК-6 - способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.

В ФГОС 3++ указаны также и общепрофессиональные компетенции, которые тоже необходимо формировать, такие как ОПК 6 - способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми потребностями.

Формирование этих компетенций предполагает увеличение степени открытости процесса подготовки, что, в свою очередь, предусматривает использование образовательной среды при конструировании заданий для самостоятельной работы.

При проектировании заданий для студентов необходимо учитывать следующие дидактические требования:

- примерные нормы времени для выполнения задания;

- логику и структуру учебного материала;

- практическое назначение заданий;

- характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных заданий;

- постепенное нарастание сложности и проблемности.

Развивающий эффект самостоятельных работ достигается при условии использования системы взаимосвязанных репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ. Эта система ориентирует студентов на принятие цели самостоятельной работы как личностно значимой, анализ условий познавательной задачи, моделирование способов ее решения, исполнения, контроля и обсуждения полученных результатов. В качестве главного признака самостоятельной деятельности рассматривается не то, что обучающийся работает без помощи преподавателя, а то, что каждое действие, выполняемое обучаемым, им осознается, подчинено цели, которую он сам себе поставил.

Можно выделить особенности организации самостоятельной работы, которые способствуют развитию открытости процесса:

- самостоятельные работы являются логическим продолжением самостоятельной деятельности, осуществляемой под руководством преподавателя. В ходе такой деятельности обучающиеся подводятся к осознанию свойственных материалу зависимостей и их осознание позволяет планировать, проектировать и использовать способы деятельности при выполнении самостоятельных работ;

- усложнение операционного компонента самостоятельной деятельности в ходе выполнения самостоятельных работ достигается за счет предоставления обучающимся все большей свободы в анализе проблемной ситуации, постановке познавательной задачи, конструировании способов ее решения, осуществлении решений, проверке результатов [1].

Кратко охарактеризуем опыт Герце-новского университета по использованию возможностей образовательной среды для

расширения пространства подготовки при организации внеучебной деятельности. В настоящее время студентам института педагогики РГПУ предлагается проявить свою самостоятельность в следующих форматах.

Участие в ежегодном конкурсе «Имя в истории Петербургской школы и Герценов-ского университета», реализуемом в рамках научно-образовательного проекта кафедры теории и истории педагогики «Развитие научного знания в научно-педагогических школах Герценовского университета».

В 2018 году тема конкурса - «Развитие идеи организации детского коллектива в деятельности ученых-педагогов кафедры педагогики Герценовского университета». Студентам предлагалось на основе изучения одной (или нескольких) работ ученого-педагога по проблеме развития детского коллектива написать статью или эссе, в которой (ом) следовало раскрыть возможности использования идей ученого в современном российском образовании. П р и этом написание статьи рассматривалось как элемент исследовательской деятельности. Поэтому критерии оценки данной исследовательской работы следующие:

- содержание текста соответствует тематике конкурса;

- текст имеет завершенную логическую структуру;

- текст не содержит грамматических и стилистических ошибок;

- текст соответствует заявленному жанру;

- в тексте раскрыта главная мысль и педагогическая позиция автора.

В данном случае при выполнении задания студенты используют материалы музея университета, в котором в частности, представлены материалы по профессиональной деятельности Игоря Петровича Иванова, внесшего значительный вклад в изучение детского коллектива.

С 2014 года в институте педагогики действует Дискуссионный клуб, который объединяет учащихся школ, студентов бакалавриата и магистратуры различных вузов города в обсуждении одной из значимых проблем в сфере образования.

Основная технология работы Дискуссионного клуба - дискуссия. Поэтому, выстраивая дискуссию в образовательном процессе вуза, мы в первую очередь ориентируемся на развитие коммуникативной компетентности как неотъемлемой составляющей профессиональной педагогической деятельности. Данная технология основывается на диалоговом взаимодействии, на уважении к личности и признании ценности многообразия различных точек зрения на обозначенную проблему, на возможности целенаправленного и упорядоченного обмена мнениями.

Организация Дискуссионного клуба -одна из традиций института педагогики РГПУ предполагающая представление студентами результатов своего исследования по следующим направлениям: 2014 год -«Открытый мир - школа без стен»; 2015 год - «Российский университет: российская идентичность и международные стандарты»; 2016 год - «Образование и досуг современного ребенка - дома, в школе и на улице»; 2017 год - «Конкуренты современной школы: вариативность получения образования в современном обществе»; 2018 год - «Добровольническое движение: дань моде или тенденция времени»; 2019 год -«Взаимодействие в образовательной среде: школьный этикет».

В настоящее время дисциплина «Педагогика» реализуется на 2 и 3 курсах бакалавриата посредством следующих дисциплин:

- История образования и педагогической мысли;

- Педагогика школы;

- Решение педагогических задач;

- Современные основы обучения.

По дисциплине «Педагогика школы» в рамках изучения темы «Исследование и изучение культурно-образовательной среды города» студентам предлагается следующее задание:

• Изучите сайты образовательных учреждений того района, в котором вы живете, и выясните, в каких школах есть свои музеи.

• Посетите один из школьных музеев Санкт-Петербурга.

• Напишите отзыв об экспозиции, в котором раскройте педагогические возможности этого музея.

Данное задание направлено на развитие профессиональных интересов, самостоятельности, творчества, углубление и обогащение информацией связанной с образовательными организациями. От заданий, связанных со средой университета и города, студенты переходят к заданиям, отражающим особенности российской школы.

Особо выделим ежегодно проводимую для студентов бакалавриата Герценовскую педагогическую олимпиаду «Педагогические ориентиры».

В 2018 году задания для студентов бакалавриата были сформулированы следующим образом:

1. «Вам необходимо познакомиться с информационным содержанием кейса, в котором помещены материалы, раскрывающие идеи построения школы, доброжелательной к детям и примеры позитивных практик реализации данной идеи в образовательных организациях, и на основе анализа содержащейся в нем информации предложить форму взаимодействия субъектов образовательного процесса, ориентированного на реализацию идеи школы, доброжелательной к детям».

Критерии оценки данного задания: соответствие предложенной формы взаимодействия идеям школы, доброжелательной к детям; учет особенностей современной образовательной ситуации; аргументированность выбора формы взаимодействия; целостность представления выбранной формы взаимодействия; качество представления (логичность, аргументированность, культура речи, артистизм).

2. Написать рецензию на статью С. Ко-чережко, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России» - 2015 года, «Современный урок: мифы и реальность. Всегда ли модное и популярное оказывается эффективным?».

В рецензии необходимо отразить следующие моменты:

- охарактеризовать проблему, которой посвящена статья;

- оценить актуальности проблемы;

- обозначить решения проблемы, предлагаемые автором статьи;

- оценить новизну, теоретическую и практическую значимости этих решений;

- оценить стиль статьи;

- оценить логику построения статьи;

- сформулировать замечания по статье с конкретными рекомендациями.

Критерии оценки данного конкурса: соответствие плану рецензии; аргументированность выводов и замечаний; отражение собственной позиции; научный стиль рецензии; корректность высказываний с точки зрения научной этики.

3. Предложены данные теоретических и практических исследований об особенностях детей XXI века (поколение 2). Как и любое поколение, современные дети имеют свои особенности и значительно отличаются от школьников предыдущих десятилетий. Как следствие, возникает необходимость учитывать эти черты при построении образовательного процесса, так было написано во введении к заданию. В течение 30 минут студентам предлагалось проанализировать представленные данные и разработать некоторые рекомендации учителю по работе с современными детьми.

Критерии оценки данного задания: опора на предложенные данные; аргументированность предлагаемых решений; реалистичность рекомендаций; соответствие требованиям стандартов образования; внутренняя непротиворечивость предлагаемых решений; корректность предлагаемых решений; оригинальность.

Выполнение этих заданий позволяет развивать самостоятельность, индивидуальность студентов, которую особенно ярко можно увидеть в конкурсах, например, конкурсе «Лучшая молодежная научная статья», организованном Межрегиональным центром инновационных технологий в образовании и редакцией научно-методического журнала «Концепт». В конкурсе могут принимать участие студенты бакалавриата и магистратуры, как самостоятельно, так и в соавторстве с научным руководителем.

Открытая образовательная среда университета предоставляет студентам возможность принимать участие в различных научно-практических конференциях. Институт педагогики в течение 6 лет проводит научно-практическую конференцию «Педагогическая наука и современное образование», которая посвящена Дню российской науки (8 февраля). Данная конференция вызывает большой интерес среди студентов бакалавриата и магистратуры.

Основная цель организации данной конференции - подготовка научного сообщения и работа над текстом статьи, что способствует развитию профессиональных компетенций. Подготовка к конференции помогает углубить научный диалог студентов, магистрантов - обучающегося и научного руководителя по проблеме выполняемого исследования. Ведь именно научный руководитель становится первым читателем и первым экспертом исследования своего ученика, а зачастую они становятся и соавторами.

Еще одна значимая конференция - «Студент-исследователь-учитель», проводимая в апреле. Многие годы она заканчивалась выходом сборника «Вестник студенческого научного общества», в который были включены лучшие студенческие работы. По результатам конференции 2019 года также планируется издание электронного варианта данного сборника.

Подчеркнем, что данный формат представления результатов своей исследовательской работы - выступление на конференции, публикация статьи в сборнике -имеет очень большое значение для студентов как первые шаги в обсуждении проведенного исследования в профессиональном сообществе.

Результаты выполнения различных заданий самостоятельной работы являются хорошей основой для разработки студентами социальнозначимых проектов. Для студентов организуется конкурс «Моя инициатива в образовании» в рамках реализации стратегии государственной политики РФ и федеральных программ работы с молодежью.

Цель конкурса: развитие созидательной активности студентов, стимулирование их инициативы в решении социально-значимых проблем в образовании, создание условий для творческой самореализации и гражданского становления учащейся молодежи. Среди задач конкурса отмечаются следующие: развитие у студентов опыта решения социально-значимых проблем в составе команды на основе проектной деятельности; развитие профессиональной компетентности студентов в выбранном ими направлении профессиональной подготовки и др. Данный конкурс направлен на личностное становление студентов-будущих педагогов, развитие способностей к проектированию.

Отметим, что Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга объявляет значительное количество конкурсов для студентов и среди них есть конкурс студенческих исследовательских работ по проблематике формирования толерантной среды Санкт-Петербурга. Участие в этом конкурсе вызывает большой интерес студентов и способствует развитию навыков исследовательской работы. В течение последних лет победителями данного конкурса были студенты института педагогики, которые представили следующие работы:

- «Модель инклюзивного образовательного пространства как путь к формированию толерантного общества» (Анна В., 2015 г.);

- «Формирование уважительного отношения к иноязычной культуре через развитие умения аналитического чтения у подростков» (Анастасия С., 2016 г.);

- «Скрапбукинг как технология формирования уважительного отношения к старшим (на примере программы «Семейный альбом»)» (Ольга С., 2017 г.).

В заключение отметим, что требования, которые сегодня предъявляются к выпускникам педагогических вузов, связаны с их готовностью к постоянному самообразованию и саморазвитию, к развитию их субъектности, которую возможно сформировать лишь в условиях организации самостоятельной работы, ориентированной на развитие инициативности, диалога культур, взаимодействия различных субъектов

1. Батракова И.С., Гладкая И.В. и др. Университетское образование педагога. Колл. Моно-гр. // Отв. ред. И.В. Гладкая. - СПб.: «Свое издательство», 2019. - 130 с.

2. Кочетова А.А. Модульное проектирование культурно-образовательной среды как совместная инновационная деятельность субъектов образования: моногр. / под ред. З. И. Васильевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - 257 с.

3. Менг Т.В. Исследование образовательной среды: проблемы, подходы, модели: моногр. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 98 с.

4. Приказ Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Электронный ресурс http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%20 3++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf Дата обращения 20.11.2019.

в образовании в условиях демократизации открытого общества, вовлечения студентов в образовательные события, происходящие в культурно-образовательной среде вуза и города.

вательную среду подчеркнем, что расширение образовательной среды подготовки будущих педагогов является одним из важнейших условий подготовки нового поколения педагогических кадров к решению задач модернизации образования в быстро меняющемся мире.

Подводя итог рассмотрению вопроса о включении студентов в открытую образо-

Литература

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.