Научная статья на тему 'Организация внеаудиторной деятельности студентов как фактор профессиональной подготовки'

Организация внеаудиторной деятельности студентов как фактор профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL TRAINING / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / PEDAGOGICAL OLYMPIAD / PROFESSIONAL TASKS / REFLECTIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладкая Ирина Вячеславовна

В статье представлен опыт организации внеаудиторной работы на кафедре педагогики. Раскрыта идея проведения Герценовской педагогической олимпиады для студентов, которая способствует их профессиональному становлению в период обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладкая Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the experience of extracurricular work at the department of pedagogy. The idea of the Herzen pedagogical Olympiad for students, which contributes to their professional development in the period of study is disclosed

Текст научной работы на тему «Организация внеаудиторной деятельности студентов как фактор профессиональной подготовки»

И. В. Гладкая (г. Санкт-Петербург) ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ORGANIZATION OF STUDENTS' EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A FACTOR OF PROFESSIONAL TRAINING

В статье представлен опыт организации внеаудиторной работы на кафедре педагогики. Раскрыта идея проведения Герценовской педагогической олимпиады для студентов, которая способствует их профессиональному становлению в период обучения

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная подготовка, внеаудиторная деятельность, педагогическая олимпиада, профессиональные задачи, рефлексивные умения

The article presents the experience of extracurricular work at the department of pedagogy. The idea of the Herzen pedagogical Olympiad for students, which contributes to their professional development in the period of study is disclosed

Keywords: competence approach, professional training, extracurricular activities, pedagogical Olympiad, professional tasks, reflective skills

В настоящее время в системе высшего образования реализуется компетентностный подход, который предполагает формирование готовности студентов - будущих учителей к решению профессионально-педагогических задач. Охарактеризуем основные положения, на которые опирается концепция подготовки будущего учителя при изучении педагогических дисциплин, разработанная на кафедре педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.

Под профессиональной подготовкой традиционно понимается процесс освоения норм, образцов и правил профессиональной деятельности. Но современные условия получения высшего образования позволяют студентам выстраивать различные маршруты его получения, выявляют особую специфику педагогической деятельности через метадея-тельностный, неалгоритмизированный ее характер, большую эмоциональную насыщенность, что позволяет характеризовать профессиональную подготовку через становление субъектного опыта освоения целостной профессиональной деятельности. Поэтому содержание профессиональной деятельности складывается из следующих элементов:

1. дидактически переработанного социокультурного опыта, существующего до и независимо от процесса обучения в виде

учебно-программных материалов (образовательный стандарт];

2. личностного опыта, приобретаемого на основе субъект-субъектного общения и обусловленных им ситуаций, проявляющегося в форме переживания, смыслотворчест-ва, саморазвития [4].

Поэтому основное направление профессиональной подготовки должно ориентироваться на развитие прикладных умений, формирование которых происходит на основе современных научных знаний, решения актуальных педагогических проблем, рефлексии собственного опыта, полученного в результате профессиональных проб.

В современных условиях процесс профессиональной подготовки можно рассматривать как индивидуально ориентированный способ освоения содержания, который характеризуется нелинейностью, модульностью и вариативностью. Поэтому понимание содержания профессиональной подготовки характеризуется как динамичный конструкт, который постоянно проектируется в совместной аудиторной и внеаудиторной деятельности преподавателей, студентов, работодателей с учетом заданных целей, сформулированных на языке компетентностей, образовательных возможностей конкретных студен-

тов, контекстов реальной практики и результатов исследований различных проблем профессионального педагогического образования и педагогической деятельности [2].

Рассмотрим особенности внеаудиторной работы как элемента профессиональной подготовки учителя. Под внеаудиторной деятельностью в нашем исследовании понимается педагогически целесообразная деятельность студентов, организуемая в рамках реализации образовательного процесса, способствующая:

- развитию личностных и профессиональных качеств студентов,

- отвечающая их склонностям и способностям,

- содействующая развитию профессиональной компетентности студентов.

Одной из традиционных форм внеаудиторной деятельности студентов является педагогическая олимпиада, которая проводится на кафедре педагогики для студентов с 70-х годов прошлого века [5].

В олимпиаде в основном принимают участие студенты третьего курса, которые уже осознают свои профессиональные мотивы в вузовском обучении, у них есть осмысление результатов первых профессиональных проб, в частности в период практики, происходит развитие профессиональной мотивации путем усложнения учебно-профессиональных задач, ориентации в профессиональных ситуациях, уточнение профессиональных намерений (построения карьерного плана профессии] в контексте проектирования индивидуального образовательного маршрута, но происходит и осмысление неправильности выбора своего профессионального становления, спада в эмоциональном отношении от процесса профессионального обучения.

Что главное для студентов и на что прежде всего нацелена олимпиада?

Содержание олимпиады определяется задачей развития профессиональной компетентности, которая отражает данный этап профессионального становления специалиста.

Студентам предлагались задания: написать аннотацию педагогического проекта, ориентированного на создание толерантной образовательной среды, оценить актуальность проекта для системы образования, внутреннюю согласованность проекта, соответствие представленной аннотации проекта всем эле-

ментам структуры, заявленным в требованиях к ней.

Было важно выявить исследовательские навыки студентов, уровень их творческого развития, способность формирования толерантного сознания.

Проводился также конкурс на основе модифицированной технологии круглого стола. Участникам для обсуждения был предложен вопрос: «Кто и что воспитывает современного подростка?»

Было необходимо высказать свое мнение по обозначенному вопросу, подкрепив его доказательствами (аргументы, факты, мнения и т.п.]. Оценка качества и количества аргументов каждого из участников дискуссии осуществляется экспертами и ассистентами. Оценивались активность, аргументированность, умение задать вопрос, логичность при ответе на вопросы, этичное поведение, доброжелательность, оригинальность суждений и аргументов, логичность, доказательность выступления.

При оценивании данного конкурса выявлялась готовность студентов мобилизоваться в трудной ситуации, представлять свою точку зрения другим участникам и умение задавать вопросы по интересующим их позициям.

Третий конкурс был связан с работой с кейсом. Студентам предлагалось, используя материалы кейса, вспоминая свой личный опыт ученика, уже полученные в университете знания, предложить воспитательное дело в рамках урочной и внеурочной деятельности с целью содействия пониманию учащимися Человека как ценности.

При оценивании этого конкурса эксперты обращали внимание на следующие критерии: соответствие выбранной формы взаимодействия формируемой ценности; актуальность предлагаемого воспитательного дела для современных школьников; уровень интерактивности взаимодействия; качество представления (логичность, аргументированность, культура речи, артистизм]; участие всех членов команды в разработке и представлении воспитательного дела.

Студенты предложили различные варианты внеклассных мероприятий, демонстрируя знание возрастных особенностей обучающихся, творческий поход к решению поставленной задачи.

В результате отбора содержания заданий

для олимпиады удалось установить, что студенты могут работать с текстами, владеют навыками устной и письменной речи, готовы предлагать новые, нестандартные решения в трудных ситуациях.

При организации олимпиады учитывались принципы:

- основательности и своевременности поставленных актуальных педагогических проблем;

- максимальной самостоятельности как при подготовке, так и при выполнении заданий на олимпиаде;

- опережающего уровня сложности;

- активности знаний в решении поставленных проблем;

- пробуждения интереса к решению нестандартных задач и др.

Организация олимпиады включала в себя: письменное домашнее задание (заочный тур] - ориентировано на готовность студентов грамотно излагать свою позицию; работу с кейсом - выявлялось умение студентов работать в команде; проведение урока - проверялось развитие готовности к решению профессиональных задач; рефлексию по итогам дня - связана с развитием рефлексивных умений.

При организации олимпиады удалось оценить готовность студентов к работе индивидуально и в команде, выявить способность к рефлексивным умениям, что содействует их готовности к решению профессиональных задач.

Эксперимент подтвердил значимость олимпиады как эффективной формы организации внеаудиторной деятельности, что обосновывается постепенным включением студентов в решение профессиональных задач, использованием заданий разного содержания и организацией индивидуальных и коллективных видов деятельности.

Использование внеаудиторной деятельности в образовательном процессе современного вуза является неотъемлемой частью профессиональной подготовки современных студентов, что обусловлено введением образовательных стандартов на разных ступенях образования (высшего и основного], призвано обеспечить достижение современного качества образования, отвечающего запросам общества.

Необходимо отметить, что впервые, в до-

кументах такого уровня значительное внимание уделяется деятельности обучающихся, которая организуется за рамками аудиторной работы. При этом учитывается различный спектр возможностей, который предоставляется обучающимся в зависимости от их интересов, мотивов, образовательных и профессиональных потребностей, возможностей здоровья.

Термин «внеаудиторная деятельность» у разных авторов рассматривается по-разному.

Л. В. Кондрашова рассматривает систему внеаудиторной работы как совокупность воспитательных воздействий, обеспечивающих целеустремленность, последовательность, систематичность, соединение педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью студентов [3].

С. С. Витвицкая разграничивает понятия «внеаудиторная работа» и «внеаудиторная деятельность». Внеаудиторная работа характерна для административно-прикладной педагогики. В условиях личностно ориентированного воспитания речь должна идти об организации внеаудиторной деятельности студентов [1].

Одной из отличительных черт внеаудиторной деятельности является ее ненормативный, индивидуальный характер. В отличие от аудиторной деятельности она строго не регламентируется нормативными документами, а определяется мотивами и потребностями обучающихся, а также ее можно рассматривать как социокультурную образовательную среду, которая создает условия для саморазвития, личностного становления, самореализации обучающихся.

Таким образом, внеаудиторная деятельность решает следующие задачи:

- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

- оказание помощи в поисках «себя»;

- создание условий для индивидуального развития в избранной сфере внеаудиторной деятельности;

- формирование системы профессиональной компетентности в избранном направлении деятельности;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

- развитие опыта неформального коммуникативного общения, взаимодействия, со-

трудничества;

- расширение рамок общения с социумом и др.

Все эти контексты осуществляются в системе высшего образования в современных условиях реализации образовательного процесса.

Рассматривая процесс профессиональной подготовки в рамках внеаудиторной деятельности, исходим из понимания принципиальной незавершенности компетентности. После участия студентов во внеаудиторной деятельности процесс образования продолжается, накапливается личный опыт, обогащается про-

цесс самообразования, развиваются творческие и исследовательские навыки и т.д. Поэтому правомерно говорить о формировании развивающейся профессиональной компетентности студента как в процессе внеаудиторной, так и в аудиторной деятельности, при решении учебно-профессиональных задач.

Использование различных направлений внеаудиторной работы способствует профессиональному становлению студентов в период обучения в вузе, так как осуществляется личностное развитие с учетном возможности построения индивидуального маршрута.

Л и т е р а т у р а

1. Витвицкая С. С. Практикум по педагогике высшей школы: методическое пособие для студентов по модульно-рейтинговой системе обучения. - Житомир, 2012. - 396 с.

2. Исследование процесса становления профессиональной компетентности будущих педагогов: коллективная монография / под ред. Г. А. Бордовского, Н. Ф. Радионовой, А. В. Тряпицына. - СПб.: Изд-во «Лема», . - 197 с.

3. Кондрашова Л. В. Внеаудиторная работа по педагогике в педагогическом институте. - Киев, Одесса, 1988. - 159 с.

4. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М., 1999. - С. 32.

5. Студенческая предметная олимпиада: традиции - опыт - перспективы: коллективная монография / под общ. ред. д-ра пед.наук, доцента О. Е. Елькиной.

- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2012. - 216 с.

->-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.