Научная статья на тему 'Расширение культурного кругозора артиста балета как базис творческого роста'

Расширение культурного кругозора артиста балета как базис творческого роста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
139
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЕТ / САМОРАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ АРТИСТА / КРУГОЗОР / BALLET / DEVELOPMENT / PERSONALITY / ARTIST / SURVEY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Малахов Алексей Владимирович

В данной статье рассматриваются некоторые проблемы по расширению кругозора артиста балета. Ставятся вопросы об отношениях педагог ученик. Затрагивается тематика саморазвития творческой личности, возникновения и преодоления препятствий, возникающих на пути формирования личности артиста. Отмечается актуальность и специфический характер совмещения сценической, преподавательской и научной деятельности в хореографическом образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of personality ballet's artist as basis creative increase

This article discusses some problems development of personality ballet's artist, questions of interaction teacher pupil. The combination working-stage, pedagogical and science activity is topical direction in choreography's education.

Текст научной работы на тему «Расширение культурного кругозора артиста балета как базис творческого роста»

A.B. Малахов

РАСШИРЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО КРУГОЗОРА АРТИСТА БАЛЕТА КАК БАЗИС ТВОРЧЕСКОГО РОСТА

В данной статье рассматриваются некоторые проблемы по расширению кругозора артиста балета. Ставятся вопросы об отношениях педагог - ученик. Затрагивается тематика саморазвития творческой личности, возникновения и преодоления препятствий, возникающих на пути формирования личности артиста. Отмечается актуальность и специфический характер совмещения сценической, преподавательской и научной деятельности в хореографическом образовании.

Ключевые слова: балет, саморазвитие, личность артиста, кругозор.

Жизнь артистической личности во все времена была окутана ореолом богемной таинственности. И эта таинственность, как правило, замыкалась сама на себя. Порой, за внешней, вполне высокоразвитой в общекультурном смысле стороной скрывается достаточно скромный и аскетичный мир. А ведь из этого мира должно брать начало подлинное творчество, преобразующее и развивающее личность. Поэтому внутренний мир, культурная константа творчества артиста балета нуждается в постоянном преобразующем расширении. Как это сделать? - тем более, что в современной парадигме реформирования всего образовательного процесса особое место уделяется формированию новой всесторонне развитой гуманитарно личности. «Духовная культура личности, которая всегда являлась показателем уровня человеческих отношений, нравственно-эстетической и гражданской позиции, понимается как интегрированное свойство человека и проявляется в потребности жить, творчески созидая в соответствии с идеалами истины, добра и красоты».1

А что же собой представляет творческая личность артиста балета? Из чего складывается внутренний мир такой личности, как она строится? Как растут и крепнут внутри жизненно важные ориентиры подлинного искусства? И что же находится в сердце искусства балета?

«Цель каждого искусства - подражание. Хореография, поэтому, всегда, с самой глубокой древности, считалась величайшим и самым богатым из искусств, ибо изобразить ее ни одно искусство не может, тогда как она подражает произведениям всех прочих. Богаче она еще и потому, что с помощью пластики, мимики и музыки (а в балете еще и с помощью живописи), обнимает собою большее число предметов и старается изображать не только действующее на зрение, но и на прочие чувства и ощущения. В танцах и мимике мы присутствуем при самом процессе творчества. Это искусство «движущееся» и потому дающее тысячи разнообразных впечатлений, которых многие другие искусства дать не могут».2

Чтобы дарить зрителям множество разнообразных впечатлений, необходимо обладать еще большим внутренним запасом подобных впечатлений. А формировать и заполнять внутренний запас необходимо путем расширения культурного кругозора личности. И, конечно, следует обратить внимание, что формирование основ богатого внутреннего мира берет свое начало из стремления самосовершенствоваться. Одним из важнейших факторов такого самосовершенствования является подлинный, искренний призыв расти, развиваться, присущий всему живому. Стремление к творческому росту, расширение кругозора кардинально меняют подход к образовательному процессу. Сегодня уже совсем неудивительно, что «в рядах практикующего учительства - в частности, в сфере художественного воспитания и образования, - просматривается установка на продуктивный диалог с учащимися, на активизацию интерактивных взаимоотношений с ними. Между тем, именно в области художественно-творческой педагогики (включая и музыкальную педагогику) серьезного научно-теоретического обоснования указанные тенденции до настоящего времени не получили».3 И особенно обидно, что очень часто «лишь сугубо внешне, формально декларируется необходимость ориентировать учащихся на самообразование и самовоспитание, на выработку у них умения адаптироваться к новым, непривычным условиям профессиональной деятельности».4

Зачастую можно услышать от обучающихся, студентов, да уже и собственно артистов балета горькие слова о бесконечном недостатке времени. Да, действительно, жизнь творческой личности артиста балета складывается таким образом, что времени для самосовершенствования, самовоспитания, раскрытия внутреннего потенциала из-за постоянного профессионального специфического труда совсем не остается. Сам по себе возникает уже давно ставший классическим вопрос: кто виноват и что делать? Казалось бы, специфика театра балета такова, что ежедневное профессиональное самосовершенствование творчества артиста отнимает все силы и время. Но ведь это только техническая сторона. Может ли она удовлетворить потенциальным потребностям духовной составляющей творческой личности? Конечно, нет. Сам процесс творчества артиста балета необходимо пристально рассматривать и изучать. Одним из самых важных, переломных моментов в творческой жизни артиста балета является период творческого формирования и становления в театральной организации. Этому периоду предшествует не менее важный момент перехода от завершения ученичества к самому началу творческой жизни в театральной организации.

«Изучение творчества танцовщика в момент его выпуска из школы, взятое в предметной плоскости, выявило значение соотношения основных компонентов творчества (техники классического и характерного танца, мимики и жеста как средств воплощения пластического объекта, передающего художественную информацию спектакля) и пяти потенциалов личности: гносеологического, аксеологического, творческого, коммуникативного, художественного - в формировании своеобразия художественной индивидуальности. <.. .> Благодаря сравнительному методу анализа установлено, что помимо таланта основным условием успешного развития творчества танцовщика является изоморфизм его личности художественной структуре исполняемых партий и спектакля в целом. Лишь соответствие характера, способностей всей системе образов позволяет раскрыть потенциальные возможности артистов».5 В данной статье предположу, что

для успешного раскрытия творческого потенциала танцовщика морфотропия личности художественной структуре может стать важным и значимым фактором. Ведь часто именно диссонанс, зарождающийся внутри артиста, помогает раскрыться ему в новых (для себя и окружающих) качествах. И действительно, очень часто в газетных и телеинтервью можно услышать от многих артистов, что одно и то же (пусть и успешно освоенное) амплуа уже надоело. А особой формой оценки в послужном списке творческого репертуара артиста принято считать как раз диапазон актерского дарования (причем, чем шире этот диапазон противоположностей убедительно исполненных ролей, тем больше положительных отзывов от профессиональной критики, да и простой публики). Безусловно, оценка творчества артиста балета играет важную роль. Но нужно развиваться дальше. Искать себя, творчески расти, преобразовывать свой внутренний мир. Такое развитие представляется возможным только с полноценным расширением кругозора артистической личности, которое, в свою очередь, основывается на стремлении узнать, увидеть новое.

Большинство артистов балета, бывая на гастролях в других странах, имеют возможность увидеть исторические памятники мировой культуры. Как правило, основная, первичная проблема здесь состоит не в недостаточности времени или средств на ознакомление с достопримечательностями. Все заключается в отсутствии стремления познать, открыть новый мир. И эта проблема берет свое начало в годах ученичества, когда естественное стремление детства и юношества, направленные на познание и изучение мира, разбивается о непреодолимый барьер специфичности и узкой направленности любимого дела. Развитие профессиональных способностей и навыков обучающегося иногда заканчивается абстрагированием, резким поворотом от великого фантазийного начала, крайне необходимого для любого творческого процесса будущего артиста. Нельзя недооценивать роль педагога в установлении баланса между развитием профессиональных навыков и самосовершенствованием обучающихся.

«Известный психолог Л.С. Выготский справедливо считает, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе. Выполнение всего сказанного в первую очередь зависит от педагога, который, по выражению Л.Н. Алексеевой, должен быть «режиссером радости», а его психологическая связь с классом должна стать сродни тому «контакту с аудиторией», который хорошо известен актерам и ораторам. При этом из всех качеств, которыми должен обладать педагог, особо следует видеть его увлеченность и умение построить взаимоотношения с детьми на принципах свободного общения, на принципах сотворчества, содружества и общего интереса к делу».6

Поэтому, подводя итоги, хочется отметить, что базис роста артиста коренится не только на непререкаемых догмах классического воспитания танцовщика, но и на формировании и расширении определенного внутреннего мира творческой личности, способной самосовершенствоваться, сомневаться, искать, находить или не находить и вновь стремиться к познанию. Конечно, это очень сложный педагогический процесс, где учитель и ученик слушают и слышат друг друга. И проблемы обучающихся рассматриваются учителем не с показным усердием, а с подлинной заинтересованностью в дальнейшей судьбе и формировании творческой личности будущего артиста.

Необходимо отметить актуальность совмещения трудовой сценической, преподавательской и научной деятельности в хореографическом образовании. Конечно, выступления на сцене (в том числе частые гастрольные выступления), педагогическая работа, научные исследования имеют специфический характер. Однако, несмотря на существенные различия между концертной, научной и преподавательской деятельностью, в целом их совмещение целесообразно. И дело не только в том, что у обучающихся в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой на занятиях по дисциплине «Введение в профессию» появляются психологически значимые характеристики: происходит направленный поиск смысла жизни,

кристаллизация и специализация профессиональных представлений, выработка жизненных стратегий и планов, - но и в том, что такой опыт весьма полезен для самого исследователя. Сам процесс преподавания часто стимулирует к появлению новых научных идей, дает возможность увидеть привычные проблемы в новых ракурсах. По тому, как аудитория реагирует на тот или иной материал, какие вопросы задает, можно лучше понять степень обоснованности тех или иных положений, заметить спорные и недостаточно проработанные моменты. Происходит профессиональное и личностное развитие, воплощаются усилия в самоосуществлении себя как человека и специалиста и актуализируются личностные самоорганизация и профессиональная саморегуляция. Преподавательский опыт работы обучает исследователей доходчиво излагать свои идеи, дает основательный опыт публичных выступлений. Наконец, опыт гастрольных сценических выступлений и знание истории, культуры и особенностей хореографического искусства этих стран тоже является немаловажным материалом в деятельности молодого педагога.

Научная работа входит в индивидуальный план любого преподавателя, его результативность и целесообразность переизбрания по конкурсу оценивается в том числе и по количеству научных публикаций. А получение научных степеней - практически обязательное условие для профессионального роста в вузе.

ПРИМЕЧАНИЯ

'Назарова С.И. Автореф. канд. дисс. Формирование творческой личности в интегрированной художественной деятельности учащихся. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. - С. 1.

2Нелидова Л.М. Письма о танце. Письмо первое: «Идеалы хореографии и истинные пути балета». - М., 1894. - С. 3-4.

3 Хазанов П.А. Автореф. канд. дисс. Оптимизация межличностных отношений и взаимодействий в системе «Учитель - ученик». - М., 2006. - С. 1.

4 Там же. - С. 1.

5Королева Э.А. Творчество артиста балета (опыт системного анализа на примере молдавской балетной труппы). - Кишинев: «Штиинца», 1983. - С. 222.

6Мухина Л.А. Восхождение к балету: учебно-методическое пособие. -Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного педагогического института, 1999. - С. 24.

Abstract.

This article discusses some problems development of personality ballet's artist, questions of interaction teacher - pupil. The combination working-stage, pedagogical and science activity is topical direction in choreography's education.

Key words: ballet, development, personality, artist, survey.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.