Научная статья на тему 'Расширение ес и сфер влияния европейских ТНК в контексте политико-экономических интересов России и СНГ'

Расширение ес и сфер влияния европейских ТНК в контексте политико-экономических интересов России и СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расширение ес и сфер влияния европейских ТНК в контексте политико-экономических интересов России и СНГ»

В.А. Чумаков

Расширение ЕС и сфер влияния европейских ТНК в контексте политико-экономических интересов России и СНГ

В новом, расширенном Европейском союзе экономическим отношениям с Россией придается все более важная роль. Доля России во внешней торговле ЕС весьма значительна: в 2003 г. Россия была пятым торговым партнером ЕС после США, Швейцарии, Китая и Японии3. На Европейский союз приходится большая часть российского экспорта: более половины всей внешней торговли Россия осуществляет с Евросоюзом, ЕС также служит главным источником технологий, инноваций и инвестиций для России. В свою очередь, Россия обладает огромными природными ресурсами и квалифицированной рабочей силой. Более того, поставки энергоресурсов из России в ЕС могут содействовать укреплению энергетической безопасности всей Европы. ЕС поддерживает интеграцию развивающейся России в мировую экономическую систему, и в частности вступление России во Всемирную торговую организацию. В этой связи ЕС также всецело поддерживает продолжающийся процесс реформ, являющийся, по мнению европейцев, основополагающим условием для устойчивого

1 Информация Представительства Европейской комиссии в Москве. -http://www. delrus.cec. eu.int/ru/p_305. htm.

191

повышения производительности и эффективности экономики, а также расширения ее производственной базы.

Начиная с 1994 г. экономические отношения между ЕС и Россией регулируются Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Реализация СПС является основой развития взаимоотношений между ЕС и Россией. Направленность СПС на подлинную либерализацию, предусматривающую в конечном итоге создание зоны свободной торговли, отражает то значение, которое придает каждая из сторон двусторонним экономическим связям. В соответствии с условиями СПС Россия пользуется гораздо более благоприятным режимом в торговле с ЕС, чем с другими своими основными торговыми партнерами. Кроме того, значительная часть российских товаров, завозимая на рынок Союза, подпадает под Генеральную систему преференций (ГСП) ЕС, в рамках которой импортные пошлины ниже ставок режима НБН. Россия обратилась с просьбой распространить на нее статью о социальных преференциях ГСП. Эта просьба еще изучается. В настоящее время ЕС и Россия обсуждают полное распространение торговых положений СПС на новых членов ЕС на постоянной основе.

С момента возникновения в России экономики с элементами рыночных механизмов, торговые потоки постоянно растут. Вследствие кризиса в 1998 г. объем двусторонней торговли сократился, однако позиции были восстановлены в течение 2000-2003 гг. в результате качественного оздоровления российской экономики. Структура двустороннего товарооборота отражает сравнительные экономические преимущества той и другой стороны: горючее и сырье составляют основу российского экспорта, в то время как импорт из ЕС - это капитал, готовая промышленная продукция, в частности товары широкого потребления. В настоящее время поставки из России покрывают 20% всех нужд ЕС в импортном топливе. Имеется огромный потенциал для роста торговли услугами. Безусловно, в будущем значение этого динамичного сектора в торговых отношениях будет возрастать. Восстановление российской экономики с 2000 г. привело к росту импорта из ЕС, который в настоящее время достиг уровня, превышающего уровень торговли до 1998 г.

Так, на саммите ЕС - Россия в мае 2001 г. было решено создать группу высокого уровня для разработки концепции единого европейского экономического пространства. Мандат группы был

192

согласован на саммите ЕС - Россия в октябре того же года. Идея состоит в том, чтобы разработать концепцию сближения нормативных баз, что характерно для единого рынка ЕС (с теми преимуществами, которые вытекают из общего подхода в сфере экономических интересов), которая будет способствовать развитию торговли и инвестиций между ЕС и Россией. Группа высокого уровня представила свой заключительный доклад по этой инициативе на саммите ЕС - Россия в ноябре 2003 г. в Риме2.

Но еще в ноябре 2002 г., признавая огромную работу, проделанную Россией по переходу к полноценной рыночной экономике, ЕС предоставил российским экспортерам «рыночный статус», что значительно повышает их возможности защищать свои интересы при проведении антидемпинговых расследований. Нужно отметить, что в настоящее время антидемпинг не является основным вопросом в торговле между ЕС и Россией. Действуют лишь 11 антидемпинговых мер в отношении российской продукции, что затрагивает только 0,5% общего импорта ЕС из России.

Новое расширение ЕС потенциально открывает дополнительные возможности для российской экономики. Несмотря на очевидные негативные последствия этого процесса, положение России дает ей возможность воспользоваться преимуществами расширения ЕС, учитывая ее географическую близость к расширяющимся рынкам и традиционные рыночные связи. Расширение ЕС предоставляет России прямой доступ к единому крупному гармонизированному рынку ЕС, насчитывающему 450 млн. человек. По некоторым подсчетам, прибыль России в целом составит порядка 325 млн. евро3.

В то время как торговые отношения получили широкое развитие за последнее десятилетие, приток инвестиций, хотя он и возрос в 2003 г., все еще меньше потенциальных возможностей и уровня, необходимого российской экономике для реформирования своей промышленности и инфраструктуры. Между тем инвесторы

2 Как углубить сотрудничество России и Европейского союза? // Ежегодный доклад. -М.: Комитет «РОЕ», 2003. - 52 с.

3 Сообщение Европейской комиссии Совету министров и Европейскому парламенту об отношениях ЕС и России. Брюссель, 09 февраля 2004. - ННр://шшш.-delrus.cec.eu.int/ru/p_549.htm.

193

ЕС могут сыграть решающую роль в предоставлении капиталовложений и технологий.

В настоящее время компании из стран ЕС являются основными иностранными инвесторами в России. За последние три года Россия добилась успехов в налаживании стабильной и здоровой макроэкономической системы. Но все согласны с тем, что для обеспечения устойчивого экономического роста и привлечения новых инвестиций из ЕС, России необходимо продолжать процесс реформ для завершения перехода к цивилизованной рыночной экономике. В частности, необходимы дальнейшие реформаторские меры для улучшения предпринимательского и инвестиционного климата в таких сферах, как реструктуризация естественных монополий, административная реформа, налогообложение, корпоративное управление, правила бухгалтерского учета, финансового мониторинга и аудита, защита прав потребителей и охрана интеллектуальной собственности, а также оздоровление банковского сектора.

Российская Федерация продолжает добиваться расширения программ технического и иного содействия со стороны Европейского союза, направляет значительную часть средств программы ТАСИС на реструктуризацию российской банковской системы и привлечение в страну иностранных инвестиций.

Россия стремится к достижению договоренности о частичном списании или реструктурировании задолженности российской стороны государствам - членам Европейского союза, ведет переговоры с Комиссией ЕС и Европейским центральным банком о порядке пересчета в евро процентных платежей и основного долга, согласования процентных ставок по кредитам, предоставленным российским заемщикам в национальных европейских валютах, а также об условиях и сроках реденоминации части государственного внешнего долга России в национальных валютах государств -членов Союза.

Создаются условия для более широкого использования евро во внешнеэкономической деятельности российских предприятий и банков, дальнейшего увеличения объема и номенклатуры операций с евро на внутреннем финансовом рынке России в первую очередь за счет совершенствования соответствующей нормативной базы. По мере развития рынка евро в России при-

194

нимаются меры по повышению роли единой европейской валюты при формировании и реализации курсовой политики Банка России. Расширяется и укрепляется практическое взаимодействие с Европейским центральным банком, европейской системой центральных банков и другими органами ЕС в целях координации действий в ходе предстоящей реформы международной ва-лютно-финансовой системы4.

В контексте расширения притока европейских инвестиций и содействия в реструктуризации банковской системы Россия рассматривает возможности увеличения доли иностранного, в частности европейского, капитала в совокупном капитале российской банковской системы в целях ее оздоровления и рекапитализации, опираясь на опыт стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), вступивших в ЕС в 2004 г.

Присоединение к ЕС в 2004 г. не привело в странах Центральной и Восточной Европы к такому же экономическому подъему, как в большинстве государств предыдущих волн расширения, именно потому, что, в отличие, например, от Ирландии, Испании и Португалии, страны-кандидаты на Востоке получили доступ на рынки ЕС до того, как они формально присоединились к ЕС. Заключив соглашения о свободной торговле с ЕС в начале 90-х годов, эти страны уже воспользовались большинством преимуществ от членства в ЕС, в основном в сфере торговли промышленными товарами.

После падения «железного занавеса» уже наблюдалось значительное изменение объема продаж. В 1988 г. треть торговых операций коммунистических стран ЦВЕ приходилась на ЕС; к 1998 г. этот показатель составил уже две трети. Это дало ЕС положительное сальдо торговли со странами-претендентами, которое подскочило до отметки 30 млрд. долл. в 2000 г.

Прямые зарубежные инвестиции также возросли. По данным отчета Центра по европейской реформе, прямые зарубежные инвестиции в Польшу в 1985-1995 гг. составили менее 1 млрд. долл., в то время как за один только 1999 г. эта цифра достигла отметки 7,3 млрд. долл. Для всех десяти стран-кандидатов из Центральной и Восточной Европы объем прямых зарубежных инвестиций вырос

4 Коллективная стратегия Европейского союза в отношении России. Кёльн, 3-4 июня 1999г. - <ННр//шшюЛе1гиз.сес.еи.М/ги/р_319.НШ>.

195

примерно вдвое в период с 1995 по 1998 г. - с 33 млрд. до 63,4 млрд. долл. Хотя эти цифры невелики в мировом масштабе, они имели значительный эффект для экономики стран-реципиентов. По результатам исследования, проведенного Европейским интеграционным консорциумом, группой экономических исследовательских институтов, общий ежегодный показатель вливания капитала в экономики стран-кандидатов вырос, составив 6% ВВП и практически четверть постоянных инвестиций5.

«Полное членство» сразу не изменило экономические перспективы новых стран-членов. Торговля сельскохозяйственными товарами либерализована, но это пока незначительно повлияло на ситуацию, так как сельскохозяйственный сектор в этих странах отсталый и неэффективный. Ожидается увеличение объема финансовой помощи со стороны ЕС, но и оно не будет иметь ошеломляющих результатов по тем же причинам. Кроме того, даже при наличии достаточного объема средств, по законодательству ЕС, страна не может получить финансовую помощь, превышающую 4% своего ВВП.

Однако благодаря внутреннему рынку ЕС страны ЦВЕ получили больше, чем беспошлинный доступ на рынки других государств-членов: им придется полностью принять весь механизм правил и официальных гарантий ЕС. Они надеются, что это явится стимулом для инвесторов, которые больше не будут рассматривать их в качестве развивающихся рынков с предполагаемыми рисками коррупции и нестабильного управления. Движение товаров через границы должно стать проще, а очереди на границах - исчезнуть.

Тем не менее принятие правил Союза, особенно в социальной сфере и сфере охраны окружающей среды, может оказаться обременительным для новых членов и увеличить их издержки. В настоящее время средняя заработная плата в сфере промышленного производства в восточных странах-кандидатах составляет всего 15% от среднего уровня в ЕС.

Еще одна проблема - евро. Все новые страны-участницы подписали соглашение о переходе к европейской единой валюте

5 Kazmierkiewiz P. Turning Threats into Opportunities: Impact of the Expansion of Schengen Acquis on the New Borderlands / Kazmierkiewiz P. - Warsaw: Institute of Public Affairs, 2003. - 84p.

196

в надлежащее время. Многим нынешним членам еврозоны кажется, что между ними и странами ЦВЕ долго будет существовать большой разрыв, но они, по всей видимости, ошибаются. Исследование, проведенное по запросу нидерландского правительства, показало, что большинство стран ЦВЕ уже в 2002 г. приблизились к так называемым «маастрихтским критериям», которые определяют максимальный уровень инфляции, дефицита государственного бюджета и государственного долга6.

Основные вопросы, которые вновь вступившие в ЕС государства должны задать себе, заключаются в следующем: смогут ли выдержать их банковские системы переход к евро и смогут ли они выдержать жесткий финансовый контроль, который налагает на них членство в ЕС? Члены еврозоны обязаны сократить дефицит бюджета до 3% ВВП. Некоторые вновь присоединившиеся страны могут считать это требование чересчур жестким, в то время как они настроены на высокий экономический рост, хотя, нужно отметить, жесткий финансовый контроль был частью ирландской истории успеха7.

Возможное резкое увеличение инвестиций означало бы невероятный подъем экономик вновь принятых в ЕС стран. Но бизнесмены настроены менее оптимистично. Компания «ПрайсУотерХа-узКуперс», проведя опрос руководителей более 40 фирм, заинтересованных в сотрудничестве со странами ЕС, пришла к следующему заключению: «Очень немногие опрошенные верят, что можно извлечь значительную выгоду от процесса расширения ЕС, так как большинство преимуществ, если не все, доступны уже сейчас». «ПрайсУотерХаузКуперс» также подчеркнула, что «относительный рост прямых зарубежных инвестиций будет скорее медленным, чем быстрым»8.

Скорее медленной, чем быстрой, также будет экономическая конвергенция между существующими и вновь вступившими чле-

6 Wallace H. Interlocking dimensions of European Integration / Wallace H. - Basingstoke: Houndmills, 2002.

7 Из открытых аналитических материалов досье и архивов Департамента общеевропейского сотрудничества и Департамента внешнеполитического планирования МИД России.

8 Из открытых справочных материалов Специальной информационной системы МИД России по внешнеполитическим вопросам.

197

нами ЕС. На основании анализа истории экономического развития ЕС с 1957 г. можно предположить, что выравнивание уровней развития будет происходить, но с разной скоростью. Основываясь на недавних показателях темпов роста, можно сказать, что Словения могла бы достичь уровня ЕС в десятилетний срок, в то время как отставание Румынии продлится 600 (!) лет.

И все же конвергенция с богатым Западом, даже если это займет время, - манящая перспектива для Востока Европы. В настоящее время ряд стран ЦВЕ, с некоторыми исключениями, переживают более быстрый экономический рост, чем ЕС в целом. Если так будет продолжаться и дальше, эти страны вскоре догонят «старых» членов ЕС9.

Что касается России, то она продолжает работу по обеспечению благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на рынок расширяющегося Европейского союза и устранению элементов их дискриминации, добивается признания в полном объеме рыночного статуса российской экономики. Изучается вопрос о принятии комплекса мер по развитию торгово-экономического сотрудничества с ЕС, предусматривающих возможные льготы торгового, финансово-экономического, налогового и иного порядка для европейских партнеров, которые компенсировались бы притоком инвестиций в экономику России.

Совместно с ЕС разрабатывается пакет взаимных мер по стимулированию иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики, сочетающий, с российской стороны, принятие благоприятного инвестиционного законодательства и обеспечение безопасности иностранных капиталовложений и, со стороны Европейского союза и его государств-членов, - соответствующие финансовые инструменты и программы, включая распространение на Россию операций Европейского инвестиционного банка. Шире привлекаются средства программы ТАСИС для подготовки технико-экономических обоснований проектов под иностранные инвестиции. Важно добиваться благоприятных условий и для вложения российских капиталов в экономику ЕС.

9 Из открытых справочных материалов Информационно-аналитического программного комплекса МИД России «Дипломат».

198

Учитывая взаимосвязь вопросов торговли и конкуренции, Россия продолжает настаивать на признании Европейским союзом прогрессивных преобразований в российской антимонопольной политике и необходимости развития активного сотрудничества в этой сфере.

В России и СНГ реализуются ряд крупных инвестиционных проектов с участием фирм стран ЕС, направленных на освоение перспективных нефтегазовых месторождений, создание энерготранспортных структур, которые станут существенным вкладом в развитие процесса общеевропейской экономической и энергетической интеграции. При этом повышение энергоэффективности в России и ЕС рассматривается как важнейшее средство снижения антропогенной нагрузки на природную среду и сокращения эмиссии парниковых газов в соответствии с принятыми международными соглашениями. Формируется совместная долгосрочная энергетическая политика в целях создания единого европейского и в перспективе евразийского энергетического пространства.

Совместно с экспертами Европейского союза рассматривается вопрос о наличии условий, позволяющих начать переговоры о создании зоны свободной торговли, исходя из целесообразности ее поэтапного создания после присоединения России к ВТО на основании статьи XXIV ГАТТ-94 и договоренности о толковании статьи XXIV ГАТТ-94. Российская сторона добивается, чтобы в результате образования такой зоны Россия получила доступ на рынок всего европейского экономического пространства, соответствующие обязательства были сбалансированы получаемыми преимуществами, а положения договоренности не вступали в конфликт с правовым механизмом хозяйственной интеграции СНГ, в том числе стран Таможенного союза10.

Однако, несмотря на кажущиеся тесные связи, ЕС испытывает к России преимущественно «энергетический» интерес. Впрочем, несомненной убежденности в том, что экспорт энергоносителей приносит России максимальную выгоду, нет. Если отвлечься от вопросов политического сотрудничества, то приходится признать следующий факт: в экономической сфере Россия и Европейский

10 Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010). - <ННр.//шшюЛе1гиз.сес.еилп1/ги/р_475.НШ>.

199

союз не могут быть равными партнерами из-за асимметрии практически по всем параметрам. Объем и структура ВВП России и ЕС просто несопоставимы.

Ведущие европейские, североамериканские и азиатские компании никак не заинтересованы в развитии перерабатывающих российских отраслей, которые способны стать их потенциальными конкурентами хотя бы на российском рынке и рынках стран СНГ. Европейские и иные ТНК предпочитают, чтобы Россия продавала как можно больше нефти и газа за рубеж и тем самым сбивала цены на энергоносители; кроме того, достигалась бы и цель однобокого привязывания российской экономики к экономике развитых и даже развивающихся стран. В политическом же плане Россия в результате этой нехитрой операции продолжала бы оставаться весьма удобным «младшим партнером», а заодно и любимым «мальчиком для битья».

Энергодиалог между Россией и ЕС был инициирован ещё в октябре 2000 г. Его суть можно выразить простой фразой: «Нефть в обмен на инвестиции». ЕС хочет обеспечить себе спокойное будущее - стабильные и предсказуемые поставки энергоносителей. Россия рассчитывает получить европейские инвестиции и технологии.

Наибольший прогресс достигнут в вопросах, связанных с торговлей сырой нефтью и природным газом. В частности, ЕС согласился сохранить механизм долгосрочных контрактов на поставки газа на условии «бери или плати». Многомиллиардные вложения в газопроводы возможны лишь при гарантированном долгосрочном сбыте. Для этого заключались соглашения, по которым европейские оптовики обязывались ежегодно закупать оговоренный объем газа вне зависимости от спроса. ЕС настаивал на отмене этих соглашений как противоречащих принципам свободной конкуренции. Все же российскому правительству удалось доказать, что газовый рынок живет по специфическим законам.

Тем не менее до сих пор не ясно, соответствуют ли долгосрочные контракты европейскому законодательству. Например, российские власти обеспокоены «газовой директивой» ЕС, которая дает любой стране ЕС право ограничить импорт газа из России 30% от потребляемого объема. По сути выходит, что в Евросоюзе правая рука не знает, что делает левая. С одной стороны, ЕС приглашает Рос-

200

сию увеличить объем поставок, а с другой - оставляет за собой возможность без каких-либо компенсаций ограничить эти поставки.

Гораздо сложнее идут переговоры по привлечению в российский ТЭК европейских инвестиций. Разумеется, инвестиции - это дело частных компаний и договариваться о них следует не в кабинетах европейских чиновников, а в офисах европейских банков и топливно-энергетических компаний. Однако европейские фирмы, привыкшие нести геологические и рыночные риски, до сих пор обеспокоены нестабильным законодательным и налоговым режимом в России. И у них есть для этого основания. К примеру, большинство совместных предприятий, действовавших в нефтяной отрасли России в середине 90-х годов, были поглощены крупными российскими компаниями, которые зачастую использовали для этого не вполне цивилизованные методы и пресловутый административный ресурс.

Между тем инвестиционная привлекательность российского ТЭК очень велика, причем она серьезно недооценивается. Капитализация крупнейших мировых нефтедобывающих компаний по отношению к имеющимся у них запасам нефти составляет 1020 долл. на баррель. В России один баррель запасов стоит всего лишь 1-2 долл. Такая же разница и в отношении капитализации к добыче нефти. К примеру, ЛУКойл должен стоить не 14 млрд. долл., а 140 млрд. долл. Разница между этими цифрами - это устаревшие основные фонды, политическая нестабильность, но самое главное - неблагоприятное экономическое законодательство и непрозрачность менеджмента33. Все эти факторы ведут к повышению «рисковых премий» при планировании инвестиционных проектов.

Очевидно, что в последние годы инвестиционный климат в России значительно улучшился. Об этом свидетельствуют как экспертные оценки рейтинговых агентств, так и поведение иностранных инвесторов. Если в 2000 г. иностранные инвестиции в топливную промышленность России составили 620 млн. долл., то в 2001 г. -более 1 млрд. долл., в 2002 г. подскочили до 1,4 млрд. долл., а к 2005 г. выросли более чем в 5 (!) раз. Знаковым событием стало

33 Пантин В. Киотский протокол. Кому это выгодно? material730.html.

- http://www.novopol.ru/-201

создание «Бритиш петролеум» и ТНК совместной нефтяной компании в России.

Необходимо отметить также, что значительная доля этих инвестиций - возвращающийся из-за рубежа российский капитал. Никому не известны кипрские или швейцарские нефтяные компании, но даже дети знают о либеральности финансового законодательства этих стран. Кроме того, в составе иностранных инвестиций лишь половину, а то и меньше составляют прямые инвестиции. А они наиболее полезны для отрасли, поскольку сопровождаются передачей технологий, ноу-хау и управленческих навыков.

Более того, иностранный капитал в российском ТЭКе потенциально может сыграть важную роль в общем оздоровлении экономики страны. Если нефтяные гиганты будут вынуждены играть по западным правилам бизнеса, то за ними волей-неволей потянется значительная часть российских предприятий, связанных с ними технологическими цепями и договорными отношениями.

Возникает заколдованный круг: западные инвесторы, которые могли бы модернизировать менеджмент топливно-энергетического сектора и пролоббировать законодательные реформы, опасаются приходить в Россию из-за непрозрачного менеджмента и противоречивого законодательства. Именно в этом вопросе Европейский союз мог бы оказать России значительное содействие, создав механизм государственных гарантий по политическим рискам для европейских инвесторов. Однако за три года переговоров ничего, кроме рекомендаций, достичь не удалось. Похоже, европейские чиновники рассчитывают дождаться кардинального улучшения инвестиционного климата в России, которое естественным образом снимет с повестки дня вопрос о государственных гарантиях.

Россия и Европейский союз обречены сидеть на разных концах газонефтяной трубы. Эта труба работает на пользу обоих партнеров. Помимо экспортных пошлин Россия в целом потенциально может получить от экспорта энергоресурсов гораздо более важные вещи. Это массированные инвестиции, обновление производственных мощностей в топливно-энергетической промышленности, «самореформирование» нефтяных компаний в направлении цивилизованных способов ведения бизнеса и благоприятный

202

эффект для экономики в целом. В свою очередь европейские правительства и компании, вложив сегодня деньги и определенный политический капитал, завтра могли бы рассчитывать не только на стабильные и увеличивающиеся поставки энергоносителей, но и на благоприятное развитие российской экономики, рост доходов российского населения и, соответственно, на рост потребительского спроса на европейские товары. Удастся ли убедить Европейский союз в выгодности этой сделки, покажет время.

Присоединение России к Киотскому протоколу, безусловно, отвечает интересам европейских и американских нефте- и газодобывающих ТНК. Получая нефть и газ из России по заниженным ценам, они через систему действующих в Европе и в Америке посредников продают эту нефть и этот газ по ценам в несколько раз большим, зачастую без какой бы то ни было их переработки. Симбиоз коррумпированных российских чиновников, олигархов, зарубежных ТНК и различного рода посредников осуществляется здесь особенно «эффективно». Очевидно, что зарубежные нефте- и газодобывающие ТНК заинтересованы в том, чтобы российские энергоносители и дальше не перерабатывались в самой России, а вывозились в сыром виде в другие страны.

В максимальном вывозе из России нефти и газа заинтересованы многие влиятельные представители бюрократических структур Евросоюза. Их мотивация несколько сложнее, чем в случае с ТНК, но еще более последовательна. Не следует забывать, что заметное укрепление и резкое расширение ЕС произошло именно после распада Советского Союза и во многом стало его следствием. В сознании многих европейцев, в том числе идеологов и деятелей европейской интеграции, закрепилась связь между ослаблением (и последовавшим распадом) Советского Союза и укреплением европейского единства; эти воззрения были автоматически перенесены на Россию как правопреемницу Советского Союза. Иными словами, многие (хотя далеко не все) европейские функционеры стали исходить из положения, что слабая Россия — условие сильной Европы, а сильная Россия таит в себе угрозу для единой Европы и европейской интеграции. Слабую Россию следует экономически и политически привязать к сильной Европе. Отсюда такой нажим на Россию со стороны Евросоюза, который, разумеется, прикрывается разговорами об экологии, будущем планеты и т.п.

203

Но россиянам не стоит все списывать на деятельность «внешних сил». В самой России заинтересованные группы и ведомства постоянно ведут титаническую, хотя и незаметную для обывателя, работу по продвижению своих проектов и целей, не слишком считаясь при этом с российскими национальными интересами. Самое существенное состоит в том, что речь идет отнюдь не только об олигархах, возникших из небытия за последние 10-15 лет, но и о могучих ведомствах, сыгравших заметную роль в развитии и деградации советской экономики. Снижение выбросов углекислого газа напрямую выгодно для российской атомной энергетики и ведомств, защищающих ее интересы; оно также весьма выгодно для перекрывателей рек и строителей ГЭС32.

России необходимо создание функционирующей рыночной экономики. Слишком медленное движение в этом направлении демонстрирует необходимость сосредоточения всех сил на достижении этой цели. Основные усилия при этом, разумеется, должны быть предприняты Россией в рамках широкой, заслуживающей поддержки экономической программы, одобренной МВФ. Эта программа, в частности, должна быть нацелена на решение проблем структурной перестройки предприятий, системы государственных финансов, банковской системы и стратегии развития предприятий в кризисных ситуациях («корпоративное управление»). Европейский союз готов оказать содействие в решении этих проблем.

По мнению европейцев, осуществление принципа правового государства является одной из предпосылок развития рыночной экономики, сулящей новые возможности и преимущества для всех граждан России. Прогресс и будущее процветание России зависят прежде всего и главным образом от убедительной внутренней политики и управления экономикой, важнейшим условием которых является создание справедливых, «прозрачных» законодательных и правовых норм, а также необходимых для этого институтов. Ключевую роль в этом процессе сыграет привлечение внутренних и иностранных инвестиций, существенным толчком к которому послужило бы обеспе-

32 Кавешников Н.Ю. Нефть в обмен на инвестиции. - <http://www.dl.mk.-т/а^с^. asp?artid=37758>.

204

чение доступа России к международным финансовым рынкам13. В связи с этим Евросоюз подталкивает Россию к разработке и внедрению соответствующей экономической политики (в целях укрепления доверия, необходимого для расширения масштабов внутренних и иностранных инвестиций), которая удовлетворяла бы требованиям международных кредиторов.

Утвержденное в свете изложенного на саммите ЕС - Россия в Санкт-Петербурге в мае 2003 г. «Общее экономическое пространство» ставит задачей сблизить экономики ЕС и России, сделав их более совместимыми, с целью развития инвестиций и торговли. Конечной целью является тотальная интеграция рынков ЕС и России. Этого можно достичь путем сближения законодательства, что не обязательно должно повлечь за собой гармонизацию российских законодательных норм и стандартов с законодательством ЕС.

Ранее упоминавшееся двустороннее соглашение об условиях вступления России в ВТО, которое было подписано весной 2004 г., также является важной вехой в экономических отношениях между ЕС и Россией. Сотрудничество в области энергетики и сотрудничество в области охраны окружающей среды также реализуются в общем экономическом пространстве. В связи с этим ЕС приветствовал ратификацию Россией Киотского протокола в ноябре 2004 г. как значительный шаг вперед. Еще один механизм сотрудничества - это развитие трансъевропейской транспортной системы (автодорог, связующих звеньев на железнодорожном транспорте), энергетики (трубопроводов, связующих звеньев между энергосистемами) и телекоммуникаций. Диалог между ЕС и Россией в области энергетики также способствует созданию общего экономического пространства.

Однако использование термина «пространство» показывает, что в российско-европейских отношениях преобладает все же оптимистический дискурс, предполагающий более интенсивное развитие интеграционных процессов в будущем. Четыре пространства являются свидетельством того, что Россия получила эксклюзивный статус в отношениях с ЕС. В то же самое время тексты «дорожных карт» не

13 Пиндер Д. Евросоюз и Россия. Перспективы партнерства / Пиндер Д., Шишков Ю. - М, 2003. - 208с.

205

отличаются терминологическим единством, что оставляет Евросоюзу свое «пространство» для маневра34.

Наконец, утверждение рыночной экономики потребует учета социальных проблем переходного периода, нужд простых граждан, особенно наиболее незащищенных категорий населения. Европейский союз и европейские ТНК должны быть готовы предоставить свои знания и опыт в распоряжение России и стран СНГ и активизировать обмены в этой области. Результаты этой работы предстоит оценить уже новому, молодому поколению европейцев.

34Макарычев А.С. «Семантическая игра»/Большая Европа без разделительных линий. - СПб.: Центр интеграционных исследований и проектов, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.