поверхности и неоднозначность линейного размера резонатора также будет приводить к размытию максимума резонансной характеристики, а профилирование соответствующих поверхностей — к изменению формы АЧХ.
Предложенные в работе подходы позволяют: более детально рассмотреть переходные процессы в резонаторах стоячих волн и связать их с формированием АЧХ, изучить характер изменения за время переходных процессов сигнала, проходящего через высокодобротный резонатор, разработать методы синтеза фильтрующих устройств на основе одиночных высокодобротных резонаторов с заданными АЧХ.
Существующие в настоящее время фильтры СВЧ создаются на основе принципов, изложенных в работах [7-9], и являются, как правило, многоэлементные и, соответственно, имеют все недостатки, упомянутые в начале статьи. Предложенный путь построения устройств с заданными АЧХ ведет к значительному упрощению их конструкции и улучшению основных характеристик по избирательности за счет сохранения высокой добротности на рабочих частотах.
Таким образом, проведенное в работе рассмотрение процесса формирования АЧХ в резонаторах стоячих волн позволяет выявить дополнительные возможно-
сти для анализа процесса установления колебаний в высокодобротных резонаторах и синтеза избирательных устройств с улучшенными характеристиками.
Литература: 1. Федоров И.Н. Основы электродинамики. М.: Высш. шк., 1980. 399с. 2. Менде Ф.Ф., Спицын А.И. Поверхностный импеданс сверхпроводников. К.: Наук. думка, 1985. 240с. 3. Альтман Дж. Устройства сверхвысоких частот. М.: Мир, 1968. 487с. 4. Лебедев И.В. Техника и приборы СВЧ. Т.1. М.: Высш. шк., 1970. 440с. 5. Барановский М.А., Молочков А.В. Справочник токаря. Минск: Госиздат БССР,1962. 492с. 6. Щиголев Б.М. Математическая обработка наблюдений. М.: ГИФМЛ, 1962. 344с. 7. Модель А.М. Фильтры СВЧ в радиорелейных системах. М.: Связь, 1967. 352с. 8. Маттей Д.Л., Янг Л., Джонс Е.М. Т. Фильтры СВЧ, согласующие цепи и цепи связи. Т.1. М.: Связь, 1971. 440с. 9. МаттейДЛ, Янг Л., Джонс Е.М. Т. Фильтры СВЧ, согласующие цепи и цепи связи. Т.2. М.: Связь, 1971.496с.
Поступила в редколлегию 24.02.2003
Рецензент: д-р техн. наук Менде Ф.Ф.
Бондаренко Игорь Николаевич, канд. техн. наук, доцент кафедры авиационных средств связи Харьковского института ВВС. Научные интересы: криогенная радиофизика, техника СВЧ, системы радиосвязи. Адрес: Украина, 61165, Харьков, ул. Клочковская, 228, каф. №306, тел. 30-82-16.
УДК 517.958:537.8
РАССЕЯНИЕ ПЛОСКОЙ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ВОЛНЫ НЕЗАМКНУТЫМ КОНИЧЕСКИМ ОТРАЖАТЕЛЕМ
ДОРОШЕНКО В.А, СЕМЕНОВА ЕЖ.__________
Рассматривается задача дифракции плоской электромагнитной волны на конусе с периодическими продольными щелями. Описывается численное решение этой задачи и строятся диаграммы рассеяния в горизонтальной плоскости. Изучается влияние щелей на основные характеристики.
1. Введение
Неоднородные конические структуры применяются не только в антенной технике, но и в радиолокации. На их основе могут создаваться отражатели с определенными свойствами [1, 2]. Рассматриваемая коническая поверхность имеет неоднородности в виде продольных щелей и является моделью конического отражателя с управляемыми характеристиками в зависимости от угла раскрыва конуса, размеров щелей и их количества. Результаты теоретических исследований граничных электродинамических задач для соответствующих структур необходимы на стадии проектирования и разработки систем, которые содержат эти структуры в качестве элементов.
В работах [3, 4] предложен и развит подход для решения задач рассеяния поля сосредоточенного источника на конусе с продольными щелями, а в [5] найдено аналитическое решение задачи дифракции плоской электромагнитной волны на конусе с продольными щелями в частных случаях большого числа щелей; конуса с узкими щелями и узких конических секторов (лент). На основе полученного асимптотического решения проведен качественный анализ спектра граничной задачи, структуры рассеянного поля и его поведения вблизи вершины конуса в этих предельных случаях.
Целью данной работы является численное решение задачи рассеяния поля плоской волны конусом с продольными щелями произвольных размеров и изучение их влияния на основные характеристики рассеяния.
2. Постановка задачи и метод решения
Плоская электромагнитная волна, поле которой изменяется по гармоническому закону e_irot, падает на незамкнутую коническую структуру (рис. 1) и распространяется вдоль ее оси. Рассматриваемая коническая структура представляет собой полубесконечный идеально проводящий круговой конус с периодически прорезанными вдоль образующих N щелями. Обозначим через 2у угол раскрыва конуса, d —угловую ширину щелей, l = 2л / N — период конической структуры. Поскольку конус является координатной поверхностью сферической системы
18
РИ, 2003, № 4
координат (r, 9, ф), то для решения граничной задачи с конической геометрией удобно использовать эту систему координат (с началом в вершине конуса, r = 0 ), в которой коническая поверхность £ с продольными щелями определяется уравнением 0 = у .
Присутствие конуса в среде обусловл ивает появление искомого рассеянного поля E(sc ), H(sc), в связи с чем полное поле Ё, Й запишем в виде
E = E(in) + E(sc) , Й = й(‘п) + H(sc), (1)
где Ё(in) = (ёХ‘п) , 0,0), Й(in) = (0,йУ‘п),0) - поле
плоской волны,
ё(‘п) - x ЙЧ = eikz, (2)
k — волновое число.
Полное поле удовлетворяет системе уравнений Максвелла, граничному условию на конических секторах, условию на бесконечности и условию ограниченности энергии. Граничная электродинамическая задача в такой постановке имеет единственное решение [6]. Для решения граничных задач в сферической системе координат удобно использовать электрический Uj и магнитный U2 потенциалы Дебая [7], через которые выражаются составляющие электромагнитного поля по формулам:
Л ( „2 Л
Er =
'4+k2
var У
(rUi)
Hr =
Ч * k2
var ,
(rU2 ) ,
1 32
Efl =--
r 3r39
(rUi) +
ik
sin 9 Зф
— U2.
Й
ik 3
sin 9 Зф
Ui
1 32 +—
r 3r39
(rU4,
Ёф rsin 9 ЭгЭф (rUi) ik 39 U2,
H* = lk XX U1 + -4'4'( rU2)
39
rsin9 ЗгЗф
Таким образом, исходная векторная граничная задача свелась к первой и второй скалярным задачам математической физики [8] для нахождения соответственно потенциалов Uj и U2 , которые удовлетворяют:
1) однородному уравнению Гельмгольца AUj + k2Uj = 0 вне конических секторов и источника, j = 1,2 ;
2) краевому условию на конических секторах
jUj
3nj_1
= 0 ;
(3)
3) условию на бесконечности в пространстве;
4) условию ограниченности энергии.
В соответствии со структурой полного поля (1) потенциалы Дебая Uj, соответствующие этому полю, ищем в виде
где [2]
U = U(inc ) + U((sc ),
(4)
U(inc) = - sin( 2 ф) (coskr + icos9sinkr-eikrcos9) .(5) j k2rsin 9
Для решения соответствующих краевых задач 1) -4) используем интегральное преобразование Кон-торовича-Лебедева:
f(x) = j f(r)e“"x/2
0
Й-х) (kr) ‘тД ’ dr. Vr
(6)
17 ~ _^т /7H(4kr)
f(r) = - — Jxsh7rrf(x)e ——- dx, (7)
здесь Й^ (kr) — функция Ханкеля первого рода.
В соответствии с представлением потенциала U(mc) в виде
U(mc) = ^v2ke"/4sin( *j/2 _ф);
J xthme
ш /2 Й‘х (kr) P-і/ 2+‘х (cos 9)dx +
+isinCrcj/2^)tg
9 sinkr 2 k2r
потенциал U(sc) ищем в виде (6), (7) [5]:
U(sc-) = U(sc,) + U(sc,) j j,div. j,cnv. ,
(8)
U
(sc.) =- f
j,div. J
H(!)(kr)
4
< Z (-i—
ш=-1;Й m
x(j)
j-1 dj-1
jZ1P-1 /2+ix (cos Y)Urnxdx , (9)
dy
->m+nN
u(J) _ у x(j) P-1/2+ix(±cosQ) ei(m+nN)tp ,(10)
Umx- L xm+nN """7jp1 e
n=-“ d pm+nN (, ч
--TTP-1/2+‘x (± cos Y)
dyJ
U(sc.) =_ _^sinkr j Ґ /
,c"v " „.і-11
j,cnv.
2k2 r
< Z 1-і
m=-1;4 m
m
dyJ
j-1
U
Сі)
(11)
РИ, 2003, № 4
19
Z 5
сі)
m+nN
n=-^
т)—|m+nN| / і а\
P0 (± c0s Є) _i(m+nN)<p ,(12)
■ і e
d D-|m+nN| j і ч
^HP0 l(±cosT)
где p_mi / 2+ix (cos 9) — присоединенная функция Лежандра первого рода, а неизвестные коэффициенты xpi) и связаны соотношением |(j) = lim xCj) .
Верхние знаки в (10), (12) соответствуют~о1:щасти
0 < 9 <у , а нижние — у < 9 < ж .
Таким образом, для определения потенциалов Дебая (4), (8)-( 12) требуется найти их коэффициенты Фурье xPj). Парные сумматорные уравнения для них получаются в результате применения краевого условия (3) на конических секторах и условия непрерывности поля в щелях, и имеют вид:
+<» ,...
Z x(m!neinN»= e,mo“P, иф <|N^s,, (13)
n=-^
+<X |n|
X [N(n + v)]aCi)l_l(i-8(^^n)xmj^neinNtp=0 , (14) n=-^
|N^ < ircd/1,
[N(n + V)]aci)ln-(i-sgn) = n
(_i)(n+v)n+j-lgh^x Г(1/2 + ix + (n + v)N) TC(sinу)1_a(j) Г(1/2 + ІТ- (n + V)n)
1
dj dyj'
i-1
-1 -1/
3(n+2lN (cos y) -j P^N (-cos y) (15)
dy
-N = m0 +v, -1/2 <v< 1/2, a(j) = (-1)j 1, m0 - ближайшее к m/N целое число; r(z) - гамма-функция. Коэффициенты системы 8(rij)n определены в (15), не зависят от волнового числа k и при
( \
(n + v)N >> 1 имеют оценку ■ = O
1
(n + v)2N2
Независимость emj)n от k влечет за собой независимость от частотного параметра и неизвестных коэффициентов xmj)n , что удобно для построения диаграмм рассеяния. Поскольку система (13), (14) первого рода, то она мало пригодна для нахождения xmj)n . Однако, используя алгоритм регуляризации, базирующийся на применении метода задачи Римана-Гильберта, систему (13), (14) удается свести к системе линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) второго рода фредгольмовского типа. Приведем СЛАУ для xm2)n :
Bv (u)x
(2)
m,0
= Dm0Vm0(u) +
I n I
+ Z (xS2?p-sm0>|p|E<2.,PVp(u), (16)
p=-tt) p ’
x
(2,
m,0
z (xg,p-sm0)L|^^m2,pVnp:11(u)+
p=-^
Bv (u) =-
+x02,[Pn(u) +em2)0Vn-^1(u)], n * 0 , 1 2Pv_1(-u)
(17)
V Pv_1(-u) + Pv (-u)
Dm0 =-^(1 -Д2) )
’ m0 m0 m>m07,
^d |0,m ф p p_] p
u =cos—, sm0 =\ , Vjp_11(u) , Vp(u)
11,m = p
l
V^^u, — известные функции [10]. Так как матричный оператор системы (16), (17) вполне непрерывный, ее решение можно получить численно методом редукции. Этот метод и был использован для решения (16), (17).
3. Численные результаты
Проведем анализ зависимости коэффициентов x^j^ от ширины щели. Поскольку коническая структура симметрична по ф и переходит сама в себя при повороте вокруг оси на угол, равный периоду 1, рассмотрим случай конуса с одной щелью (N = 1). На рис.2-9 приведены кривые зависимости коэффициентов | xm2)n |, являющихся решением СЛАУ (16), (17), от угловой ширины щели d для различных индексов m и n , и т = 1.
Принимая во внимание симметрию структуры, направление распространения падающей волны и кривые на рис. 2-9, приходим к выводу, что
x(2) _ x(2) x(2) _ x(2)
Am,n A-m,-n ’ Am,-n A-m,n •
20
РИ, 2003, № 4
Рис.4. Кривые зависимости | (d) | для различных
значений У : 1— у = л /16,2 — у = я / 8 , 3 — у = я / 2
(2)
Рис. 5. Кривая зависимости | x13(d) | для у = %/8
значений у : 1— у = я /16,2— у = я / 8 , 3 — у = я / 2
Из рис. 2-9 видно, что | xm^ |, за исключением | x(2) | и | xi21)_11, убывают с уменьшением ширины щели ( d ^ 0). Их поведение в этом предельном случае хорошо согласуется с аналитическим решением (16), (17), полученным в [5]. При отсутствии щели (d = 0) x^ = 5^ , m = +1, получаем известное решение для сплошного конуса [11, 12]. С уменьшением ширины конического сектора (d ^ 2л) наблюдается уменьшение всех коэффициентов, что подтверждается анализом асимптотического решения (16), (17) для узкого конического сектора [5]. В отличие от | x(2) (d) | и | x^2^ (d) |, которые строго монотонно убывают на всем промежутке изменения параметра d, модули остальных коэффициентов имеют локальные минимумы и максимумы, число которых зависит от номера n . Этот факт определяет роль соответствующей волны в энергетических характеристиках рассеянного поля. Из рис. 4, 5 видно, что с ростом номера n модуль коэффициентов уменьшается, что согласуется со свойствами коэффициентов Фурье. При ширине
щели, меньшей 150°, значение |x^^)(d)| больше, чем для других номеров n .
На рис. 10,11 даны диаграммы рассеяния в горизонтальной плоскости для конуса с одной щелью % % %
(У = — , 0 = —+—); ось щели совпадает с лучом
Ф = 0 . Для сравнения и выявления эффекта щели на рис. 12 приведена диаграмма рассеяния для
% % %
сплошного конуса (d = 0) при У = — и 0 = —+— .
РИ, 2003, № 4
21
Расширение щели приводит к изменению формы диаграммы рассеяния и появлению впадины, симметричной относительно оси щели. При ширине щели, большей 240°, впадина исчезает и диаграмма преобразуется в диаграмму одиночного рассеивателя в виде иглы (узкий сплошной конус), ось которого смещена по отношению к оси OZ на угол 9 = тс/8 •
90
270
Рис. 10. Диаграммы рассеяния в горизонтальной плоскости для конуса с одной щелью: 1— d = 5°, 2d = 30°, 3- d = 60° , 4- d = 90°
90
270
Рис. 11. Диаграммы рассеяния в горизонтальной плоскости для конуса с одной щелью: 1— d = 120° , 2d = 150° , з— d = 180° , 4— d = 210° , 5— d = 240° , 6-d = 270° , 7- d = 300°, 8- d = 330°
90
Рис. 12. Диаграмма рассеяния в горизонтальной плоскости для сплошного конуса
4. Заключение
Приведены результаты исследования задачи рассеяния поля плоской волны на конусе с периодическими щелями. На основе полученного численного решения изучено влияние щелей на коэффициенты Фурье. Изменением ширины щелей можно управлять как формой диаграммы рассеяния, так и степенью воздействия щели на рассеяние вдоль ее оси. Приведенные результаты хорошо согласуются с результатами, полученными другими авторами [2, 11, 12] в частных случаях данной конической структуры.
Литература:1.Кобах В.О. Радиолокационные отражатели. М.: Сов.радио, 1975. 248с. 2. Гошин Г.Г. Граничные задачи электродинамики в конических областях. Томск. Изд-во Томск. ун-та, 1987. 127с. 3. СологубВ.Г., Харчев-нихова Т.И. Дифракция сферических волн на конической поверхности специального вида // Радиотехника. Вып.20. 1972. С.52-58. 4. Дорошенхо В.А., Сологуб В.Г. Возбуждение незамкнутой конической поверхности электрическим радиальным диполем // Радиотехника и электроника. 1990. Т.35, №12. С. 2624-2626. 5. Doroshenko V.A., Kravchenko V.F. The scattering of plane electromagnetic waves from a cone with longitudinal slots // Journal of communications Technology and Electronics, 2001. Vol. 46, N.3. P.271-278. 6. Хенл Х, МауэЛ., Вестпфаль К. Теория дифракции. М: Мир, 1964. 428с. 7. Ильинсхий А.С., Кравцов В.В., Свешнихов А.Г. Математические модели электродинамики. М.: Высш.шк., 1991. 224с. 8. Соболев Л. Уравнения математической физики. М.: Наука, 1992. 432с. 9. Конторович М.И, Лебедев Н.Н. ЖЭТФ, 1939. Т.9. Вып. 6. С.729-741. 10. Шестопалов В.П Сумматорные уравнения в современной теории дифракции. Киев: Наукова думка, 1983. 252с. 11. Горяинов А.С. Дифпакция плоской электромагнитной волны, распространяющейся вдоль оси конуса // Радиотехника и электроника. 1961. Т.6, №4. С.47-57. 12. Беличенхо В.П., Гошин Г.Г., Дмитренхо А.Г. и др. Математические методы в граничных задачах электродинамики. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1990. 171с.
Поступила в редколлегию 20.04.2003
Рецензент: д-р физ.-мат. наук, проф. Нерух А.Г.
Дорошенко Владимир Алексеевич, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры ВМ ХНУРЭ. Научные интересы: электродинамика, математическая физика. Адрес: Украина, 61166, Харьков, пр.Ленина, 14, тел.40-93-72. Email: [email protected]
Семенова Елена Константиновна, аспирант кафедры ВМ ХНУРЭ. Научные интересы: электродинамика, математическая физика. Адрес: Украина, 61166, Харьков, пр.Ленина, 14, тел. 711-65-09. Email: [email protected]
22
РИ, 2003, № 4