Научная статья на тему 'Распространенность недифференцированных дисплазий соединительной ткани у воспитанников детского дома'

Распространенность недифференцированных дисплазий соединительной ткани у воспитанников детского дома Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
92
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Распространенность недифференцированных дисплазий соединительной ткани у воспитанников детского дома»

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДИСПЛАЗИЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Басманова Е.Д., Танинчук С.Л., Айметдинова А.Л., Усольцева Т.А.

Кемеровская государственная медицинская академия,

кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней, г. Кемерово

Изучено состояние здоровье 80 воспитанников (48 мал. и 32 дев., средний возраст - 8,5±0,6 лет) детского дома № 1 (основная группа) и 56 учащихся (26 мал. и 30 дев.) близкого возраста общеобразовательной школы № 35 (контрольная группа) г. Кемерово.

Воспитанники детского дома имели более выраженные отклонения в состоянии здоровья по сравнению с детьми, воспитывавшимися в семьях. Среди них не встречались учащиеся с первой группой здоровья, функциональные нарушения выявлялись у 38% воспитанников, у 62% - хронические заболевания (третья группа здоровья). В контрольной группе превалировали школьники со второй группой здоровья (60%, р<0,01), удельный вес абсолютно здоровых составлял 5%, в 35% случаев диагностировалась хроническая патология (р<0,01). В среднем на одного ребенка основной группы приходилось более трех заболеваний (3,4±0,4), в контрольной - 2,2±0,4 (р<0,05).

К внешним проявлениям врожденной дисплазии соединительной ткани относятся малые аномалии развития (МАР), свидетельствующие о неблагоприятном течении внутриутробного периода и определенной генетической обусловленности. В детском доме мы не выявили ни одного ребенка с числом стигм менее пяти. Высокий уровень стигмальности (11,1±0,5 МАР) регистрировался у 65% воспитанников, средний (6,7±0,2 МАР) - у 35%. В общеобразовательной школе, напротив, чаще встречались дети с низким количеством стигм (4,8±0,5) - 53% (р<0,001), умеренное количество МАР выявлялось у каждого четвертого (26%, р<0,05), высокое - у каждого пятого ребенка (21%, р<0,001). Структура малых аномалий развития у детей отличалась выраженной вариабельностью, было диагностировано около 70 видов МАР в различных анатомо-топографических областях. Наиболее часто у школьников регистрировались долихо- или брахицефалическая форма черепа, аномалии развития завитка и противозавитка, готическое небо, неправильный рост зубов, деформированная грудная клетка, гипотелоризм сосков, диастаз прямых мышц живота, грыжи, гиперрастяжимость кожи, низкий рост волос, клинодактилия, сандалевидная щель. Мы не выявили достоверных различий по половой асимметрии малых аномалий, хотя известно, что подобные закономерности возможны (Попов И.В., 2004). Для воспитанников с большим количеством малых аномалий развития были характерны некоторые конституциональные особенности, свидетельствовавшие о слабости соединительной ткани. Среди них чаще по сравнению с детьми, имевшими средний уровень стигматизации, регистрировались школьники с астеническим телосложением (р<0,001), слабым развитием мускулатуры (р<0,01), нарушением осанки (р<0,001), уплощением стопы (р<0,001), миопией (р<0,01), кариесом (р<0,01). Характерной особенностью воспитанников с мезенхимальной недостаточностью была мышечная астения, проявлявшаяся слабостью дистальных мышц конечностей. Показатели динамометрии у детей основной группы были на 15-20% ниже, чем в группе сравнения (р<0,05). Наиболее часто дети основной группы по клиническим особенностям укладывались в симптомокомплекс характерный для MASS-подобного фенотипа (73,85%): скелетные аномалии, кожные изменения (тонкая и нежная кожа), пролабирование створок клапанов. В 16,53% случаев имел место марфаноидный фенотип - воспитанники отличались астеническим телосложением, у них регистрировались поражение клапанного аппарата сердца и нарушение зрения. Для элерсоподобного фенотипа (9,09%) были типичны тонкая и нежная кожа, склонность к гипермобильности суставов различной степени тяжести (от повышенной гибкости до привычных вывихов).

Проведенные исследования свидетельствуют о широкой распространенности НДСТ у воспитанников детского дома (почти в три раза чаще, чем у «домашних» детей. К этому предрасполагают неблагоприятный медико-социальный анамнез и высокая степень реализации факторов риска антенатального и постнатального периодов. Наличие мезенхимальной недостаточности обуславливает полиорганность патологии. Объединение стигмальных отклонений в единый синдромокомплекс НДСТ позволяет комплексно подходить к оценке состояния здоровья ребенка, индивидуализировать программы восстановительного лечения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.