Научная статья на тему 'Особенности различных видов тревожности глухих и слабослышащих детей'

Особенности различных видов тревожности глухих и слабослышащих детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
591
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности различных видов тревожности глухих и слабослышащих детей»

ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРЕВОЖНОСТИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

М.В. Акулина, О.А. Белова

Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека, Рязань

Проблема взаимоотношений ребенка с окружающей средой по-прежнему остается актуальной для науки и практики. Одним из аспектов этих взаимоотношений является тревожность. На психофизиологическом уровне тревожность переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности. Именно последнее наиболее выражено у детей с нарушением слуха.

На основании двух срезов (2001-2002 гг. и 2007-2008 гг.) исследований психофизиологических аспектов здоровья школьников, депривированных по слуху показано, что большое количество стрессов, а также особенности развития таких детей оказывают неблагоприятное влияние на их здоровье. Они вызывают у них состояния напряжения, переутомления и развитие различных видов тревожности. Важно помнить то, что именно глухой ребёнок всегда включен в систему межличностных и социальных взаимоотношений (родителей, учителей, воспитателей, друзей) менее полно, чем здоровый.

У 54 детей и подростков школы-интерната для глухих и слабослышащих детей (29 девочек и 25 мальчиков) изучена школьная, ситуационная и личностная тревожности. Исследование проводилось на базе школы-интерната № 18 для глухих и слабослышащих детей г. Рязани с использованием компьютерной программы «Истоки здоровья» (Баландин Ю.П., и др., 2006). Методика адаптирована и представлялась с помощью жестовой речи и дактиля. Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием критерия Стьюдента для нормального распределения (Лакин Г.Ф., 1980).

Таблица 1. Уровни разных видов тревожности

Уровень Ситуационная Личностная Школьная

тревожности тревожность тревожность тревожность

М. Д. М. Д. М. Д.

Высокий - - - - 7,4% 1,85%

Выше среднего - - - - - -

Средний 44,4% 11,11% 33,3% 16,7% 38,9% 22,22%

Ниже среднего - - 38,8% 5,6% - -

Низкий 33,33% 11,11% 5,6% 0% 11,11% 18,52%

Как показано в таблице 1, у детей, депривированных по слуху, наиболее характерен средний уровень школьной тревожности, как для мальчиков, так и для девочек. Материал имеет третью степень достоверности (р < 0,001). Это говорит о том, что глухие и слабослышащие дети достаточно адаптированы к школьной среде, в этом небольшом микросоциуме, в котором они вращаются в течение 13 лет после специального детского сада. Вместе с тем довольно высок процент школьной тревожности низкого уровня и мал процент школьной тревожности высокого уровня (р < 0,01). Мальчиков с низким уровнем данного вида тревожности достоверно меньше, чем девочек (р < 0,01). Высокий же уровень школьной тревожности чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (р < 0,01). Низкий процент учащихся среди глухих и слабослышащих детей с высоким уровнем школьной тревожности и высокий процент с низким уровнем школьной тревожности может быть связан с особенностями режима учебной деятельности. Программа школьного курса в школе-интернате носит облегченный, специализированный характер, много времени отводится на здоровьесберегающие занятия.

Наше исследование также показало, что у мальчиков средний уровень ситуационной тревожности - 44,44%, низкий уровень - 33,33%, у девочек средний и низкий уровень ситуационной тревожности одинаковый - 11,1%. Это в 3-4 раза выше, чем у девочек (р<0,01).

Из таблицы 1 видно, что у мальчиков преобладает средний уровень личностной тревожности - 33,3%, и уровень ниже среднего - 38,8%, а так же низкий - 5,6%. У девочек наблюдается иная картина - средний уровень - 16,7%, уровень ниже среднего - 5,6%, а низкий уровень личностной тревожности отсутствует. Т.е. уровень личностной тревожности у мальчиков выше, чем у девочек (р<0,01).

У глухих и слабослышащих детей в общей массе преобладают средний и низкий уровни всех видов тревожности. Деятельность детей в течение дня, направленная на разрешение актуальных проблем, помогают стабилизировать психическое состояние и снизить ощущение тревожности. Замена ничегонеделания деятельностью - общая оздоровительная процедура для психики, значение ее велико как для помощи детям, так и взрослым. Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать именно в середине урока. Нельзя подгонять и торопить их. Необходимо точно знать цель общения с ребенком. Ведь от цели зависят средства, используемые для её достижения.

Таким образом, важнейшая задача школьного обучения - формирование учебно-познавательных мотивов, использование методов обучения и воспитания, понижающие уровень тревожности детей. Поэтому, разработанная

Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

и адаптированная для глухих и слабослышащих учащихся психогимнасгика, учит их справляться с жизненными трудностями, помогает проще и лучше общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У учащихся вырабатываются положительные черты характера - уверенность, честность, смелость, доброта, становятся менее заметными невротические проявления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.