Научная статья на тему 'РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ИНСОМНИИ У РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ПРИ ПРИЕМЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И НЕКОТОРЫХ СУБСТАНЦИЙ'

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ИНСОМНИИ У РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ПРИ ПРИЕМЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И НЕКОТОРЫХ СУБСТАНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ИНСОМНИИ У РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ПРИ ПРИЕМЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И НЕКОТОРЫХ СУБСТАНЦИЙ»

071-072

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

и 13,1% юношей . Увеличение массы тела за 6 лет составило в среднем 3,52±0,80 кг [Ме 3,0] у девушек и на 6,60±1,10 [Me 7,5] кг у юношей .

При разделении студентов по динамике качества сна оказалось, что наименьшее увеличение веса наблюдалось у девушек, у которых сон улучшился, у них же был самый низкий индекс массы тела на 6 курсе (20,78±0,63 кг/м2) относительно подгруппы, у которых сон стал хуже (24,57±1,58 кг/м2; р=0,017) . Юноши, отметившие улучшение сна, имели самый высокий индекс массы тела уже на 1 курсе (26,25±0,96 кг/м2) относительно подгруппы с плохим (21,53±1,32 кг/м2; р=0,00634) и хорошим сном (22,48±0,43 кг/м2; р= 0,00631) . Эти различия сохранились на 6 курсе, а наименьшее увеличение веса наблюдалось у студентов со стабильно хорошим сном

Положительная динамика сна у девушек и стабильно хороший сон у юношей ассоциировался с утренним хроноти-пом, а стабильно плохой — с выраженным вечерним хроноти-пом только у юношей

Динамика ЭКГ при обучении на старших курсах в большей степени находилась под влиянием динамики массы тела, чем сна . Так, симпатозависимые изменения ЭКГ (феномен CLC, нарушение процессов реполяризации 1 ст. , повышение чувствительности миокарда к катехоламинам и электрической активности правого предсердия) в 6/19 случаев отмечались при увеличении массы тела на 6-30 кг у девушек, и на 7-25 кг у юношей (также в 6/19 случаев), при этом у 3/19 юношей на 6 курсе появился феномен ранней реполяризации желудочков Положительная динамика ЭКГ преобладала в подгруппе лиц обоего пола, у которых сон в процессе обучения улучшился .

Заключение. Учитывая широкую распространенность "удовлетворительного" или "плохого" сна среди студентов медицинского вуза, а также увеличение массы тела в процессе обучения, для ранней профилактики сердечно-сосудистых заболеваний необходима постоянная разъяснительная работа среди обучающихся .

071 РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ИНСОМНИИ У РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ПРИ ПРИЕМЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И НЕКОТОРЫХ СУБСТАНЦИЙ Леушина Е. А.

ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России, Киров, Россия

lenalexandrovna@yandex. ru

Нарушение сна — это обобщенное понятие, подразумевающее плохое засыпание, проблемы с поддержанием сна и слишком раннее пробуждение . Инсомния может приводить к увеличению риска дорожнотранспортных происшествий (ДТП) Риск попасть в ДТП у пациентов с бессонницей повышен в 2,5-4,5 раза и работоспособность в 2 раза ниже, по сравнению со здоровыми людьми . Снижение внимания и скорости реакции у больных инсомнией увеличивает риск несчастных случаев на производстве

Цель. Оценить распространенность инсомнии у работников железной дороги при приеме лекарственных препаратов и некоторых субстанций .

Материал и методы. Проведено одномоментное исследование 30 человек (мужчины) на базе ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Киров" . Все пациенты — работники железнодорожного транспорта. Средний возраст составил 45,3±1,2 года. Пациенты прошли анкетирование для диагностики инсомнии (Левин Я .И . , 1995 г. ) . В анкете для оценки выраженности бессонницы, предлагались вопросы на время засыпания, продолжительность и качество сна, количество ночных пробуждений и сновидений, качество утреннего пробуждения . Все респонденты набрали менее 21 балла . Для обработки данных использовался пакет статистических программ "Statistica 10" (StatSoft, USA) .

Результаты. Нарушения сна могут вызываться следующими лекарственными препаратами и некоторыми суб-

станциями, которые принимали пациенты: психостимуляторы (кофеин) — 93,3% человек; альфа-адреномиметики (фенилэфрин), при лечении острой респираторной вирусной инфекции — 10% респондентов; гипотензивные препараты (b-адреноблокаторы), при лечении кардиологической патологии — 43,3% пациентов; гиполипидемические средства (статины) — 33,3% человек; диуретики, при лечении кардиологической патологии — 13,3%; бронходилататоры (теофиллин) — 3,3% человек; противовирусные препараты (интерфероны) — 10%; антибактериальные препараты (пенициллин) — 3,3% респондентов; капли в нос (симпатомиме-тики) — 16,6% человек.

Заключение. Таким образом, нарушения сна у большинства респондентов, связано с приемом психостимулирующих субстанций, таких как кофеин Дефицит сна вследствие потребления кофеина заставляет чувствовать усталость Это состояние требует еще больше кофеина, дополнительные порции которого еще сильнее усугубляют проблемы со сном. Работники железной дороги должны быть бодрыми и активными, от них зависит жизнь других людей, поэтому так важен качественный и продолжительный сон Полисомнографиче-ское исследование — это комплексная диагностика организма спящего человека, направленная на установление причин расстройства сна и позволяющая поставить более точный диагноз . Полноценный, крепкий и здоровый сон является залогом хорошего самочувствия на весь день

072 СКРИНИНГ И ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИНДРОМА ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ СНА У РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Леушина Е. А.

ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России, Киров, Россия

lenalexandrovna@yandex . ru

Синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) — это расстройство дыхания во сне, проявляющееся храпом и/или остановками дыхания, разнообразными жалобами на нарушения сна и сонливостью в течение дня Актуальность исследования факторов риска возникновения СОАС среди населения обусловлена большой распространенностью данной патологии, а также низкими показателями диагностики, лечения и профилактики

Цель. Провести скрининг и выявить факторы риска возникновения синдрома обструктивного апноэ сна у работников железнодорожного транспорта

Материал и методы. Проведено одномоментное исследование 30 человек (мужчины) на базе ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Киров" . Все пациенты — работники железнодорожного транспорта . Средний возраст составил 45,3±1,2 года . Расчет риска обструктивного апноэ сна производился по шкале STOP-BANG (Chung F. , 2014 г. ), которая включала в себя 8 вопросов . Для обработки данных использовался пакет статистических программ "Statistica 10" (StatSoft, USA)

Результаты. В ходе исследования выявлены: громкий храп у 70% человек; усталость и сонливость в дневное время — 43,3% респондентов; приступы удушья либо одышки в ночное время — 6,6%; в анамнезе артериальная гипертензия — 43,3% пациентов; индекс массы тела более 35 — 3,3% респондентов; возраст больше 50 лет — 6,6% человек; окружность шеи более 43 см — 3,3%; пол пациентов — все мужчины. Среди факторов риска возникновения СОАС встречались: наличие ЛОР-патологии (гипертрофированные аденоиды) — 16,6% человек; состояние лицевого скелета (переломы костей носа, искривление носовой перегородки в анамнезе) — 20% пациентов; курение — 53,3% человек.

Заключение. Таким образом, при интерпретации результатов большинство опрошенных имеют средний и высокий риск наличия сонного апноэ Среди факторов риска возник-

Российский кардиологический журнал. 2023;28(5S), дополнительный выпуск (апрель)

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.