Научная статья на тему 'РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОКОЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КРЫМУ В НАЧАЛЕ ХХ В.'

РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОКОЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КРЫМУ В НАЧАЛЕ ХХ В. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / СОКОЛЬСКАЯ ГИМНАСТИКА / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / А.Г. ГОТАЛОВ-ГОТЛИБ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мутьев Андрей Викторович

Рассматривается распространение сокольской гимнастики в учебных заведениях Крыма. Сокольская гимнастика на полуострове появилась благодаря директору Ялтинской мужской гимназии А.Г. Готалову-Готлибу и распространилась после 1905 г. в учебных заведениях Крыма в виде гимнастических кружков, а позже - как обязательный предмет. Как итог внедрения сокольской гимнастики отмечались улучшение здоровья учеников, развитие школьного спорта, участие школьников в гимнастических мероприятиях всероссийского и международного уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPREADING OF THE SOKOL GYMNASTIC SYSTEM FOR PHYSICAL EDUCATION IN CRIMEA AT THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY

The article deals with the problem of spreading of Sokol gymnastics for physical education in Crimea at the beginning of the 20th century. General historical and theoretical research methods were used. As a result of the research, the author established that the Sokol gymnastic movement in Crimea arose by to the innovative pedagogical activities of Artemiy Gotalov-Gotlib, the director of the Yalta Alexander's Gymnasium. Since 1901, Gotalov-Gottlieb took part in the work of the committee on the reform of the secondary school and the committee that developed the charter of the secondary school. This kept him informed about the main priorities of the state policy in the field of education and helped make necessary decisions and implement them. Sokol gymnastics spread after 1905 in the gymnasiums of Kerch, Sevastopol, Yevpatoria, Feodosia as a gymnastics section, and later as a compulsory school subject. Teachers were either retired officers who conducted gymnastics according to the mixed “military-Sokol” system, or Czech instructors who were invited by benefactors to work in educational institutions. The result of this implementation of the Sokol gymnastics system was the improvement of students' health, the development of school sports, the expansion of students' social mobility. An important result of the activities of school gymnastics clubs was that high school students could, if they desired, additionally receive special training from a gymnastics instructor. In the future, this training gave the opportunity to apply their skills working as instructors of children's outdoor games and exercises on the sea beaches of Crimea or as private gymnastics teachers. Crimean schoolchildren took an active part in various gatherings, competitions, shows and gymnastic festivals of the All-Russian and international levels. Crimean Sokol organizations participated in the sports life of Crimea, but not in All-Russian events and competitions of adult athletes.

Текст научной работы на тему «РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОКОЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КРЫМУ В НАЧАЛЕ ХХ В.»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 487. С. 147-154 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 487. рр. 147-154

Научная статья

УДК 796.412 (37.037)

аог 10.17223/15617793/487/17

Распространение сокольской системы гимнастики как средства физического воспитания в Крыму в начале ХХ в.

Андрей Викторович Мутьев 1

1 Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь, Россия

dsport76@mail.ru

Аннотация. Рассматривается распространение сокольской гимнастики в учебных заведениях Крыма. Сокольская гимнастика на полуострове появилась благодаря директору Ялтинской мужской гимназии А.Г. Гота-лову-Готлибу и распространилась после 1905 г. в учебных заведениях Крыма в виде гимнастических кружков, а позже - как обязательный предмет. Как итог внедрения сокольской гимнастики отмечались улучшение здоровья учеников, развитие школьного спорта, участие школьников в гимнастических мероприятиях всероссийского и международного уровней.

Ключевые слова: Крым, сокольская гимнастика, учебные заведения, А.Г. Готалов-Готлиб, физическое воспитание

Для цитирования: Мутьев А.В. Распространение сокольской системы гимнастики как средства физического воспитания в Крыму в начале ХХ в. // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 487. С. 147154. (М: 10.17223/15617793/487/17

Original article

doi: 10.17223/15617793/487/17

The spreading of the Sokol gymnastic system for physical education in Crimea at the beginning of the 20th century

Andrey V. Mutiyev1

1 V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation dsport76@mail.ru

Abstract. The article deals with the problem of spreading of Sokol gymnastics for physical education in Crimea at the beginning of the 20th century. General historical and theoretical research methods were used. Аs a result of the research, the author established that the Sokol gymnastic movement in Crimea arose by to the innovative pedagogical activities of Artemiy Gotalov-Gotlib, the director of the Yalta Alexander's Gymnasium. Since 1901, Gotalov-Gottlieb took part in the work of the committee on the reform of the secondary school and the committee that developed the charter of the secondary school. This kept him informed about the main priorities of the state policy in the field of education and helped make necessary decisions and implement them. Sokol gymnastics spread after 1905 in the gymnasiums of Kerch, Sevastopol, Yevpatoria, Feodosia as a gymnastics section, and later as a compulsory school subject. Teachers were either retired officers who conducted gymnastics according to the mixed "military-Sokol" system, or Czech instructors who were invited by benefactors to work in educational institutions. The result of this implementation of the Sokol gymnastics system was the improvement of students' health, the development of school sports, the expansion of students' social mobility. An important result of the activities of school gymnastics clubs was that high school students could, if they desired, additionally receive special training from a gymnastics instructor. In the future, this training gave the opportunity to apply their skills working as instructors of children's outdoor games and exercises on the sea beaches of Crimea or as private gymnastics teachers. Crimean schoolchildren took an active part in various gatherings, competitions, shows and gymnastic festivals of the All-Russian and international levels. Crimean Sokol organizations participated in the sports life of Crimea, but not in All-Russian events and competitions of adult athletes.

Keywords: Crimea, Sokol gymnastics, educational institutions, Artemiy Gotalov-Gotlib, physical education

For citation: Mutiyev, A.V. (2023) The spreading of the Sokol gymnastic system for physical education in Crimea at the beginning of the 20th century. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 487. рр. 147-154. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/487/17

© Мутьев А.В., 2023

Актуальность

Различные аспекты развития системы физического воспитания и спортивного движения в нашей стране много лет продолжают оставаться в поле зрения историков, педагогов, социологов. Самый активный период их становления пришёлся на конец XIX - начало XX в. В идеях и подходах к проблемам физического воспитания, спорта, господствовавших в это время, немало рационального, интересного, поучительного [1. С. 13]. Помимо шведской и немецкой систем гимнастики, в начале ХХ в. широкое распространение в России получило чешское гимнастическое движение «Сокол», основанное в 1862 г. Мирославом Тыршем в рамках идей панславизма [2. С. 1]. Первые сокольские организации возникли в России уже в 1870-х гг. на Волыни в местечке Мирогощи и в русской части Польши. Царское правительство не препятствовало их созданию, но и не поощряло их деятельность, поскольку, идеи сокольского движения носили антиавстрийский характер, что противоречило внешней политике государства. С 1900-х гг. физкультурные организации в ряде городов Российской империи (Москва, Санкт-Петербург, Киев, Тифлис, Ташкент, Харьков, Одесса и др.) практиковали сокольскую систему физических упражнений и при этом не имели в своём названии слов «сокол» или «сокольские», являясь таковыми по структуре, идеологии и гимнастической терминологии, разработанной М. Тыршем. Лишь в 1907 г. указ П. Столыпина (в связи с изменениями во внешнем курсе Российской империи) разрешил этим гимнастическим обществам иметь в своем названии слово «сокол. Вскоре после этого сокольская гимнастика получает рекомендации для внедрения в гражданские и военные учебные заведения, армию, активно используется для физической подготовки в скаутских отрядах и других молодежных организациях Российской империи. Сокольская система становится одним из ведущих средств физического воспитания и ложится в основу развития массового спорта в России в начале ХХ в. [3. С. 4; 4. С. 61-62; 5. С. 328].

Анализ работ, посвящённых вопросам истории сокольского движения в России, показал, что авторы рассматривают его в двух аспектах: во-первых, в качестве социального движения и воспитательной системы, как исторический опыт объединения, интеграции и формирования патриотических мировоззренческих установок, ориентированных на идеи единения славянских общин [2, 3, 6]; во-вторых, как систему физического воспитания в гражданских и военных учебных заведениях, армии, в спортивных кружках и обществах Российской империи [ 4; 7-9].

Вместе с тем до сих пор нет исследований, посвященных изучению распространения этой системы в Крыму, что определило основную цель данной работы: проследить особенности возникновения и распространения сокольской гимнастики в Крыму как средства физического воспитания в начале ХХ в. Были использованы общетеоретические и общеисторические методы исследования.

Результаты и их обсуждение

Длительное время в учебных заведениях Российской империи преподавания физических упражнений не велось. Исключение составляли только кадетские корпуса, где по инициативе главы военно-учебного ведомства великого князя Михаила Павловича преподавалась шведская гимнастика. Лишь в конце 60-х - начале 70-х гг. Х1Х в. новые уставы мужских и женских гимназий и прогимназий рекомендовали включать в программу гимнастику как дополнительный необязательный предмет и предписывали каждому заведению иметь для ее проведения гимнастические снаряды. В учебных заведениях в этот период применялись военизированные физические упражнения, шведская или немецкая системы гимнастики.

В начале ХХ в. происходит активное распространение сокольской гимнастической системы. Одной из реформ П. Столыпина после революционных событий 1905-1907 гг. стало ее включение программы учебных заведений. Этот процесс затронул подавляющее большинство городов и губерний Российской империи в 1909-1915 гг. Так, в 1909 г. сокольская гимнастика стала активно преподаваться в учебных заведениях Екатери-нодара, Могилевской губернии, в 1910 г. - в Вятской, Пензенской, Курской, Саратовской, Уфимской губерниях, в 1911 г. - Псковской губернии. В качестве преподавателей выступали либо отставные офицеры, проводившие гимнастику по смешанной «военно-соколь-ской» системе, либо чешские «инструктора-соколы», которых «выписывали» меценаты для работы в учебных заведениях [7. С. 28; 8. С. 130; 9. С. 153; 10. С. 179].

В учебных заведениях Крыма сокольская гимнасти-киа получила своё развитие на несколько лет раньше, чем в большинстве городских и уездных российских школ, гимназий и институтов, благодаря деятельности профессора Артемия Григорьевича Готалова-Готлиба, занимавшего с 1903 по 1908 г. пост директора Ялтинской мужской гимназии имени Александра III.

С 1901 г. А.Г. Готалов-Готлиб принимал участие в работе комиссии по реформированию средней школы и комиссии, разрабатывавшей устав средней школы, что позволило ему быть в курсе основных приоритетных направлений государственной политики в области образования, принимать необходимые решения и реа-лизовывать их на практике. По решению министерства народного просвещения Артемий Григорьевич с 1900 по 1912 г. неоднократно отправлялся в командировки во Францию, Швейцарию, Австрию, Германию, Италию и Чехию для изучения системы образования в странах Западной Европы [11. С. 58-59]. Этот опыт позволил внедрить ряд передовых новаторских идей по оздоровлению и физическому воспитанию в работу вверенной ему гимназии в Ялте, а впоследствии в Кишиневе и Пскове (рациональное сочетание режима обучения и отдыха, дополнительное питание и широкое внедрение физических упражнений и подвижных игр, организация гимнастического кружка, работавшего по сокольской системе) [12. С. 92].

Кружок сокольской гимнастики, насчитывавший 70-80 старшеклассников Ялтинской Александровской

гимназии, был создан в 1905 г. Занятия проводились два раза в неделю по 50 мин во внеурочное время по отдельному расписанию под обязательным контролем педагогических и медицинских работников. Преподавание гимнастики было построено строго в соответствии с методическими принципами учета возраста занимающихся и местных климатических условий [13. С. 11]. Как результат - врачи зафиксировали у гимназистов значительное увеличение силы мышц, улучшение осанки и показателей обмена веществ. Особенно значимые изменения регистрировались у учеников, которые имели серьезные проблемы со здоровьем.

Кроме того, у всех занимающихся были отмечены улучшение эмоционального состояния, повышение успеваемости. Приобретённые двигательные умения, навыки и качества меняли в положительную сторону отношение детей к физическому труду [12. С. 87; 13. С. 134].

Система работы кружка строилась таким образом, что общее руководство занятием осуществлял учитель гимнастики, отбиравший 10-15 инструкторов и помощников из числа наиболее подготовленных учеников. Инструкторы и их помощники работали с небольшими группами учащихся. Занятия в кружке были организованы по стандартной «сокольской» схеме. Первая часть посвящена выполнению упражнений небольшими группами на перекладине, параллельных брусьях и гимнастическом коне под наблюдением инструкторов. Вторая часть отводилась для коллективного выполнения строевых, вольных, групповых упражнений (пирамиды), подвижным или спортивным играм. Третья часть занятия была посвящена методической работе. Преподаватель (а иногда и сам директор гимназии) проводил анализ работы учеников. Обсуждались результаты выполнения упражнений, делались замечания и давались методические указания. Завершающая часть занятия была предназначена для самостоятельной работы учащихся на гимнастических снарядах или проведения бесед на спортивно-гимнастическую тематику [14. С. 227-228].

Важным итогом деятельности гимнастического кружка было то, что гимназисты по желанию могли дополнительно получить специальную подготовку как инструкторы гимнастики, что в дальнейшем позволяло им работать инструкторами на пляжах и детских площадках для игр и упражнений либо применять свои навыки в качестве частных преподавателей сокольской гимнастики. С будущими инструкторами работал учитель, углублённо передававший теоретические и практические основы сокольской гимнастики. Для этих занятий было отведено дополнительное время. Успешно окончившим дополнительный курс сокольской гимнастики выдавалось удостоверение, содержавшее сведения о перечне усвоенных умений и навыков [13. С. 134].

Благодаря передовым для того времени педагогическим методикам, гимназия в Ялте стала одним из лучших учебных заведений Российской империи начала ХХ в., а ее директор за свои педагогические труды был отмечен серебряной медалью на Всемирной выставке, проходившей в Льеже в 1905 г. [12. С. 92].

Уже после получения официального статуса государственной системы физического воспитания в Российской империи сокольская гимнастика распространяется в других казённых и частных учебных заведениях Крыма.

Гимнастика как обязательный предмет входила в программу Феодосийского учительского института и Керченского Кушниковского девичьего института, готовивших педагогические кадры для учебных заведений Крыма. Так, Феодосийский учительский институт имел хорошо оборудованный кабинет для физических упражнений. По-видимому, будущие учителя изучали различные методики физических упражнений, в том числе и сокольскую систему, получившую широкое распространение в начале ХХ в. Более того, в рамках учебного курса педагогики обязательно изучался раздел «физическое воспитание», включавший изучение естественных и искусственных средств для правильного физического воспитания, основы гигиены и основные детские болезни [14. С. 27]. Выпускники института в дальнейшем могли преподавать физические упражнения.

Сокольская система преподавалась также в крымских мужских классических гимназиях в Керчи, Феодосии, Евпатории и Севастополя.

В Керченской мужской гимназии сокольская гимнастика и строевые упражнения были введены в 1911 г., чтобы организовать досуг учащихся и повысить уровень их здоровья. Занятия проводились ежедневно на гимназическом дворе во время большой перемены и продолжались 30 мин. Несколько раз в неделю гимнастические упражнения выполнялись всеми учениками под музыку гимназического оркестра. С 1912 г. гимнастика стала обязательным предметом во всех классах. Помимо этого, ученики старших классов занимались упражнениями на гимнастических снарядах и фехтованием. Занятиями руководил штабс-капитан 52-го Виленского его Императорского Высочества Великого князя Кирилла Владимировича полка Николай Теофилович Макаревичь [15. С. 104].

Примерно в это же время сокольская гимнастика была введена в Евпаторийской мужской гимназии. Евпаторийская мужская гимназия докладывала, что с 1910 г. преподаётся чешский «сокол», в штаты, как и рекомендовалось ранее, «введён преподаватель гимнастики на равных с преподавателем рисования» [16. С. 132]. Автобиографические произведения ее выпускников свидетельствуют о «повальном увлечении чешской соколиной гимнастикой, которой была охвачена вся гимназия».

Специально для этого был приглашен специалист, чех по происхождению, К. Поспешиль. Выпускник гимназии Лааман Оттомар писал: «Спортивными и гимнастическими занятиями руководил преподаватель, чех по происхождению. Он принёс в нашу школу чешскую, так называемую соколиную, гимнастику и вообще спортивные увлечения... Гимнастические упражнения были и летом на снарядах во дворе, где оборудование было соответственно установлено» [17]. Развитие сокольской гимнастики в гимназиях Евпато-

рии было во многом обязано деятельности выдающегося общественного деятеля Крыма Семена Эзровича Дувана. Журнал «Караимская жизнь» за 1911 г. писал о нем: «... своими ежегодными взносами даёт возможность учебному начальству пригласить из-за границы «сокола» для правильной постановки физического воспитания наших детей, то принимает на свой счет обмундирование и командировку на Высочайший смотр 15 учеников, он же на личные средства экипировал всех служащих.» [18. С. 130].

Успешно развивалась сокольская гимнастика в Севастопольской мужской гимназии и Севастопольском Константиновском реальном училище. В Константи-новском реальном училище для занятий во дворе были установлены гимнастические лестницы, брусья, кольца. Занятия проводились под руководством преподавателя штабс-капитана А.Н. Гоманя[19. С. 219-220].

В мужских частных гимназиях Крыма гимнастика преподавалась факультативно для желающих, были обустроены залы для занятий физическими упражнениями, а в штате каждой из них был учитель гимнастики.

В частности, в Симферопольской частной гимназии М.А. Свищева проводились занятия по «военно-со-кольской» гимнастической системе. Гимназисты под руководством отставного офицера изучали строевые, боевые, снарядовые, групповые и массовые упражнения. В гимназии были зал для гимнастики и «гимнастические приборы». Император Николай II, осматривая гимназию в июле 1911 г., отмечал: «.блестящие результаты обучения детей военному строю и гимнастическим занятиям, бодрый и здоровый вид юных отрядов, вполне усвоивших военную дисциплину». В 19141915 гг. гимнастика стала обязательным предметом. Ее преподавал Н. Ильинский. С 1 по 4 класс гимнастике отводилось по 2 урока в неделю, а с 5 по 8 классы по 1 уроку. Всего на этот предмет было отведено 5% от учебного плана гимназии [20. С. 370].

Получила распространение сокольская система упражнений и в женских учебных заведениях Крыма. Она вызывала интерес среди девушек, поскольку многие упражнения подражали трудовым процессам, содержали стилизованные движения народных или бальных танцев и выполнялись под музыку. Многократное скучное повторение однообразных движений было заменено отдельными красивыми движениями. Как в балете, от девушек требовалось тянуть носок, «оформлять» пальцы рук и делать плавные переходы между движениями. Включались упражнения как вольные, так и с самыми различными предметами - палками, булавами, флажками, шарфами, палицами, пиками. Эти упражнения, созданные специально для женщин и приближенные к танцу, а также упражнения с предметами позволяли им принимать участие в смотрах-состязаниях.

Так, в Карасубазарской женской гимназии обучали танцам и гимнастике. Гимнастикой занимались во всех классах в свободное от учебных предметов время. В трех младших классах была введена шведская гимнастика, а с 4-го по 7-й - сокольская, в последнем классе преподавались оба вида [21. С. 21].

Гимнастические упражнения и общие игры на воздухе в Ялтинской женской гимназии проводились на большой перемене между третьим и четвертым уроками. Для этого в штате гимназии была предусмотрена должность учительницы гимнастики и танцев. На фотографиях, относящихся к началу ХХ в., запечатлены моменты выполнения девушками вольных упражнений, упражнений с булавами и флажками по сокольской системе. Они выполнялись ученицами как младших классов, так и старшеклассницами.

В Евпаторийской женской гимназии гимнастика, под руководством учительницы гимнастики А.И. Хршановской, по плану преподавалась в 1-4-м классах по 4 ч в неделю, в 5-6-х классах - по 2 ч в неделю, в 7-8-х классах - по 1 ч. Чтобы укрепить здоровье учениц, педагоги решили «употребить гимназический двор в 350 кв. саженей» [16. С. 78, 95].

По всей видимости, по такой же схеме преподавалась гимнастика и в других казенных женских гимназиях в Симферополе, Феодосии и Керчи.

Несмотря на то, что сокольские организации основывались на гимнастическом методе физического воспитания, они обязательно в свою программу включали элементы спорта. Практически в каждом сокольском обществе развивались различные виды спорта.

Причем анализ внеурочной спортивной деятельности среди учащихся крымских учебных заведений в начале ХХ в. показал, что наибольшее распространение спорт получил именно в тех учреждениях, где для физического воспитания использовалась сокольская система гимнастики.

В Крыму на основе занятий гимнастикой (преимущественно сокольской) получают развитие такие виды спорта, как езда на велосипеде, футбол, фехтование, легкая атлетика, лаун-теннис, борьба и др. Для занятий организуются ученические кружки, команды и товарищества, которые становятся первыми формами детской спортивной самодеятельности. «Увлечение всеми видами спорта совершенно заполняло весь мой досуг, -вспоминал выпускник Керченской гимназии 1914 г. С.А. Векшинский. - Я играл в теннис, футбол, гонял на велосипеде, бродил по Крыму, много занимался гребным спортом.» [22. С. 16].

В первую очередь в учебных заведениях Крыма, большинство из которых находилось в прибрежных городах, получили развитие водные виды спорта. Еще с 1902 г. министерством народного просвещения делались попытки внедрить морской и другой спорт в летний период времени для укрепления здоровья и с социально-профилактическими целями. Занятия водным и другими видами спорта в 1903 г. н проводятся в гимназиях Севастополя и Евпатории, а с 1905 г. - в Керчи, однако широкое распространение они получили лишь после 1909 г. вместе с открытием кружков сокольской гимнастики. К 1913 г. занятия греблей и парусным спортом введены уже в четырех гимназиях Крыма: Керченской Александровской, Севастопольской, Ялтинской Александровской и Феодосийской, а также Феодосийском

учительском институте и Севастопольском Констан-тиновском реальном училище. Значительно возросло количество занимающихся во всех учебных заведениях, укреплялась материально-техническая база гребного и парусного спорта. Крымские учащиеся принимают участие в местных гонках судов, окружных спортивных обзорах и соревнованиях в Одессе, Высочайших смотрах в Санкт-Петербурге [23. С. 21-22].

Фехтование преподавалось в мужских гимназиях Ялты, Феодосии, Керчи, Севастополя. В Евпаторийской мужской гимназии был принят в штат учитель -поручик Анджеевский, преподававший еще и фехтование.

Особой популярностью среди учащейся молодежи в начале ХХ в. пользовался футбол. При учебных учреждениях организуются команды и проводятся футбольные матчи. Во время обучения в гимназии известный советский физик С.А. Векшинский стал «героем» одного из первых междугородних товарищеских футбольных матчей 30 июля 1913 г. в Керчи, забив два гола в ворота команды гостей из Феодосии [22. С. 17]. Известно также, что в 1915 г. футбольная команда Севастопольского Константи-новского реального училища завоевала переходящий серебряный Кубок Севастополя, который вручался чемпиону города по футболу, став его первым обладателем [24. С. 254]. 30 марта 1919 г. на лива-дийском поле был сыгран первый официальный матч в Ялте. В рамках «весеннего праздника» на земляной площадке сразились учащиеся средне-учебных заведений [24. С. 12].

Среди учащихся гимназий и училищ набирали популярность и легкоатлетические упражнения. В 1912 г. в Севастополе группой офицеров 13-й Артиллерийской бригады даже была издана брошюра для войск и старших классов средних учебных заведений под названием: «Руководство по лёгкой атлетике и игре "Футбол"» [24. С. 253].

Велосипедный спорт, появившийся в Крыму еще в конце Х1Х в., также пользовался успехом среди гимназистов. При учебных заведениях устраивались площадки для игры в лаун-теннис. Этот вид спорта был средством активного развлечения, которым увлекались как юноши, так и девушки.

Для учащихся учебных заведений в городах Крыма стали проводиться спортивно-гимнастические праздники. В 1913 и 1914 гг. такие праздники прошли в Феодосии для учащихся мужских и женских гимназий. Мероприятия проходили в торжественной обстановке, в присутствии городского начальства и большого количества публики. Участники продемонстрировали строевую подготовку и упражнения с ружьями. Разнообразная программа праздников включала также фехтование, упражнения на гимнастических снарядах, подвижные игры и легкоатлетические виды спорта. Победителям вручались награды и призы [25. С. 118].

Несмотря на существование в Крыму самостоятельных организаций с названием «Сокол», не удалось найти сведения об их активном участии в общероссийских и международных съездах, слетах и состязаниях.

При этом на местном уровне они активно участвовали в спортивной жизни полуострова. Так, председателем гимнастического общества «Сокол» в Феодосии был г-н. Калинин [26], а газета «Южные ведомости» от 10 июля (27 июня) 1913 г. анонсировала на 29 и 30 июня матч команды общества «Сокол» с симферопольской футбольной командой в Феодосии, на площадке у дачи Рукавишникова [24. С. 64].

Успехи крымских гимнастов были замечены и на всероссийском уровне, что проявлялось в регулярном их участии во всероссийских состязаниях и Высочайших смотрах.

Важнейшими событиями в истории Евпаторийской мужской гимназии были поездки гимназистов в Одессу и Москву для участия в состязаниях чешских «соколов» и гимнастов на смотрах «потешных» организаций.

Документом от 3 апреля 1912 г. за № 10190 на имя директора Евпаторийской гимназии сообщалось: «Государь Император Высочайше соизволил вызвать в июле 1912 г. на Высочайший смотр «потешные» организации...». Число участников от гимназии было определено в 10 строевых и 2 гимнастов, для которых приобрели единую форму. Все члены команды были обязаны знать «три урока сокольнических вольных движений и три фразы движений с ружьями». В Одессе команда в полном составе принимала участие в разучивании и построении живых пирамид [16. С. 130]. Осенью 1912 г. Евпаторийская гимназия получила информацию, что государь император благодарил участников за образцовую организацию команд «потешных» [16. С. 131].

Гимнасты-соколы Севастопольской мужской гимназии были замечены на всероссийском уровне и выступали с показательной программой на II Всероссийской Олимпиаде (Рига, 1914 г.) [27. С. 84].

В 1907 г. ялтинские гимназисты вместе со своим директором и другими российскими «соколами» были приглашены в чешскую Прагу для участия в международных спортивно-гимнастических состязаниях -V Всесокольском слете. В специальном издании, посвя-щённом этом событию, писалось: «.24 июля в 7 часов утра уже прибыли из русской гимназии в Ялте, что на Крымском полуострове, под руководством директора А.Г. Готлиба и профессора М. Соболевского». Команда ялтинских гимназистов получила диплом и венок, а четыре человека удостоились личных наград [27. С. 85].

Ученики Евпаторийской мужской гимназии были приглашены для участия в I Всеславянском слёте в июне 1912 г. в Праге [16. С. 131], однако поездка не состоялась, по-видимому по причине материальных трудностей.

Состав крымского населения в начале ХХ в. был многонационален, однако, несмотря на панславянский характер сокольского движения, в кружки свободно принимались представители самых различных этнических групп и конфессий. Своими основными целями «Соколы» считали физическую подготовку молодежи и ее духовное воспитание. Главной сущностью движения провозглашались демократизм, любовь к ближнему, альтруизм, осознание гражданского и общественного долга [6. С. 61].

С началом Первой мировой войны сокольское движение направляется в общественно-патриотическое русло и всячески содействует военно-физической подготовке и мобилизации. Учебным заведениям Крыма было предписано «. немедленно озаботиться устройством военно-спортивных комитетов». В Евпаторийской гимназии в двух старших классах ввели преподавание военного строя по 3 ч в неделю вместо спортивной гимнастики. По воскресениям привлекали учащихся выпускных классов на двухчасовые занятия военным строем. В июне 1915 г. были введены учебные стрельбы гимназистов под руководством преподавателя гимнастики и военного строя ротмистра Н.П. Арнольди. Помимо учебных занятий стрельбой, была введена и «состязательная стрельба на призы». Осенью 1916 г. установили занятия по допризывной подготовке для учеников 8-го и 7-го классов гимназии. За два года юноши получали в учебном заведении серьёзную военно-физическую подготовку, т.е. почти военное образование [16. С. 136]. В Ялтинской гимназии в 1915 г. также было введено обучение военному строю. Гимназисты занимались в военных казармах в Ливадии. Их обучали стрелять

из винтовок, экономно расходовать патроны, объясняли принципы современной войны. Многие члены сокольских кружков отправлялись добровольцами на фронт.

Преподавание сокольской гимнастики прекратилось с закрытием гимназий в ноябре 1920 г. после полного установления в Крыму советской власти.

Заключение

Таким образом, сокольское гимнастическое движение в Крыму возникло благодаря новаторской педагогической деятельности директора Ялтинской Александровской мужской гимназии А.Г. Готалова-Готлиба и распространилось с 1905 г. в учебных заведениях Керчи, Севастополя, Евпатории, Феодосии в виде гимнастических кружков, а позже - как обязательный школьный предмет. Итог внедрения сокольской системы гимнастики - улучшение здоровья учеников, развитие школьного спорта, расширение социальной мобильности учащихся вследствие их участия в разнообразных слетах, состязаниях, смотрах и гимнастических праздниках как всероссийского, так и международного уровня.

Список источников

1. Суник А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX-XX веков. М. : Советский спорт, 2001. 664 с.

2. Федотова О.Д., Спивак И.А., Карпова Г.Ф. Влияние панславистских идей Мирослава Тырша на просветительскую деятельность россий-

ских общественных организаций начала ХХ века // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN122.pdf (дата обращения: 11.11.2022).

3. Качулина Н.Н. Развитие сокольского движения в Российской империи в конце XIX - начале XX в. // Гуманитарные, социально-экономи-

ческие и общественные науки. 2015. № 6-1. URL: https://online-science.rU/m/products/istori_sciense/gid2775/pg0/ (дата обращения: 28.11.2022).

4. Качулина Н.Н., Мягкова С.Н., Литвинов С.В. Особенности становления и развития национальной модели физического образования и вос-

питания в конце XIX - начале XX в. // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4. № 2. С. 60-64.

5. Сироткина И. Национальные модели физического воспитания и сокольская гимнастика в России // Социологическое обозрение. 2017. № 2.

С. 320-339.

6. Егоров В.В., Стоякина Т.Г. Сокольское молодежное движение в России в конце XIX - начале ХХ в. // Экономика, управление и право:

тенденции и перспективы развития. Волгоград : Волгоградское научное издательство, 2017. С. 57-62.

7. Бусько С.И. Система подготовки учителей гимнастики в Виленском учебном округе накануне первой мировой войны // Научные труды

Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2019. № 19-1. С. 25-30.

8. Кружков Д. А., Кладова Т. А. Развитие гимнастики в учебных заведениях Екатеринодара на рубеже XIX-XX веков // Материалы научной и

научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма : сб. науч. тр. Краснодар, 2018. № 1. С. 130-131.

9. Цуканова О.М., Карпова Г.Г. Развитие физкультурно-спортивного движения в Курской губернии в дореволюционной период // Известия

Юго-Западного государственного университета. История и право. 2017. Т. 7, № 2 (23). С. 147-157.

10. Смирнов М. А. Сокольская гимнастика как феномен развития физической культуры на территории Российской империи в начале XX века // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2013. № 4-3(80). С. 178-182.

11. Левченко В.В. Новые штрихи к просопографическому портрету Одесского ученого-историка А.Г. Готалова-Готлиба // Вестник Одесского национального университета. Серия: Библиотековедение, библиографоведение, книговедение. 2018. Т. 23, № 1 (19). С. 57-84

12. Головань Т. М. Новаторская педагогическая деятельность А. Г. Готалова-Готлиба в Ялте в начале ХХ века // Проблемы современного педагогического образования. 2014. № 44 (2). С. 85-92.

13. Готлиб А. Физическое воспитание учащихся в Ялтинской Александровской гимназии // Русская школа. 1909. № 2. С. 132-158

14. Костылева Е.В. Профессиональная подготовка в Феодосийском учительском институте (1874-1918) // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14, № 1 (37). С. 24-32.

15. Федоровъ П.М. Пятидесятилетие Керченской Александровской гимназии (1863-1913). Историческая записка. Керчь : Типография Х.Н. Лаго, 1914. 117 с.

16. Никифорова Л.Л. Мир держится устами учеников: историко-архивный сборник. Симферополь : ИТ «Ариал», 2022. 300 с.

17. Никифорова Л. «Mälestused Krimmist» о Евпаторийской мужской гимназии // Российские вести. Федеральный еженедельник. Исторический очерк. 2017. № 1 (2192). URL: http://rosvesty.ru/2192/krymskie-estoncy/10546-istoricheskiy-ocherk (дата обращения: 15.11.2022).

18. Хроника. Вокруг имени С.Э. Дувана // Караимская жизнь. 1911. № 5-6. 147 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Новикова Е.В. Константиновское реальное училище в г. Севастополе (Из истории народного образования в Крыму) // Культура народов Причерноморья. 2004. № 52, Т. 2. С. 217-223.

20. Шелягова А. А. Симферопольская частная мужская гимназия Е. И. Свищева: ретроспективный анализ // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-1. С. 367-373.

21. Шелягова А. А. Карасубазарская женская гимназия: историко-педагогический аспект // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2020. № 1 (40). С. 18-25.

22. Борисов В.П. Сергей Аркадьевич Векшинский / науч. ред. В.Н. Кеменов, 2-е изд. М. : МПК «Интелвак», 2002. 176 с.

23. Вербицкий В.А. Развитие физкультуры и спорта в учебных заведениях Юга Украины (начало XX ст.) // Исторический архив. Научные студии: Сб. науч. тр.. Николаев : Изд. МДГУ имени Петра Могилы, 2008. Вып. 2. С. 116-122.

24. Балаян Б.С., Мутьев А.В., Сапожников Е.И. Летопись крымского футбола. Симферополь : ИТ «Ариал», 2018. 396 с.

25. Приходько Г. Деятельность ученических кружков и товариществ физкультурной направленности в школах Украины в конце XIX - в начале XX ст. // Проблемы подготовки современного учителя. 2012. № 5 (Ч. 1). С. 225-232.

26. Гейман В. Д. Спутник приезжего. Справочник путеводитель по Феодосии и окрестностям. Феодосия : Тип. Натковича и Виниковича, 1911. 63 с.

27. Мутьев А.В. Становление и развитие гимнастики в образовательных учреждениях Крыма с середины XIX до начала XX столетия // Наука и спорт: современные тенденции. 2019. Т. 7, № 3. С. 80-87.

References

1. Sunik, A.B. (2001) Rossiyskiy sport i olimpiyskoe dvizhenie na rubezhe XIX—XX vekov [Russian sports and the Olympic movement at the turn of the

20th century]. Moscow: Sovetskiy sport.

2. Fedotova, O.D., Spivak, I.A. & Karpova, G.F. (2022) Vliyanie panslavistskikh idey Miroslava Tyrsha na prosvetitel'skuyu deyatel'nost' rossiyskikh

obshchestvennykh organizatsiy nachala XX veka [The Influence of Miroslav Tyrsh's Pan-Slavist Ideas on the Educational Activities of Russian Public Organizations at the Beginning of the 20th Century]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 10 (1). [Online] Available from: https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN122.pdf (Accessed: 11.11.2022).

3. Kachulina, N.N. (2015) Razvitie sokol'skogo dvizheniya v Rossiyskoy imperii v kontse XIX - nachale XX v. [The development of the Sokol move-

ment in the Russian Empire in the late 19th - early 20th centuries]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 6-1. [Online] Available from: https://online-science.ru/m7products/istori_sciense/gid2775/pg0/ (Accessed: 28.11.2022).

4. Kachulina, N.N., Myagkova, S.N. & Litvinov, S.V. (2022) Osobennosti stanovleniya i razvitiya natsional'noy modeli fizicheskogo obrazovaniya i

vospitaniya v kontse XIX - nachale XX v. [Features of the formation and development of the national model of physical education and upbringing in the late 19th - early 20th centuries]. Obzorpedagogicheskikh issledovaniy. 4 (2). pp. 60-64.

5. Sirotkina, I. (2017) Natsional'nye modeli fizicheskogo vospitaniya i sokol'skaya gimnastika v Rossii [National models of physical education and

Sokol gymnastics in Russia]. Sotsiologicheskoe obozrenie. 2. pp. 320-339.

6. Egorov, V.V. & Stoyakina, T.G. (2017) [Sokol youth movement in Russia in the late 19th - early 20th centuries]. Ekonomika, upravlenie i pravo:

tendentsii iperspektivy razvitiya [Economics, management and law: trends and development prospects]. Conference Proceedings. Volgograd: Vol-gogradskoe nauchnoe izdatel'stvo. pp. 57-62. (In Russian).

7. Bus'ko, S.I. (2019) Sistema podgotovki uchiteley gimnastiki v Vilenskom uchebnom okruge nakanune pervoy mirovoy voyny [The system oftraining

teachers of gymnastics in the Vilna educational district on the eve of the First World War]. Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshey shkoly. Istoricheskie i psikhologo-pedagogicheskie nauki. 19-1. pp. 25-30.

8. Kruzhkov, D.A. & Kladova, T.A. (2018) [The development of gymnastics in educational institutions of Yekaterinodar at the turn of the 20th century].

Materialy nauchnoy i nauchno-metodicheskoy konferentsiiprofessorsko-prepodavatel'skogo sostava Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoy kul'tury, sporta i turizma [Proceedings of the conference of the Kuban State University Faculty of Physical Culture, Sports and Tourism]. Vol. 1. Krasnodar. pp. 130-131. (In Russian).

9. Tsukanova, O.M. & Karpova, G.G. (2017) Razvitie fizkul'turno-sportivnogo dvizheniya v Kurskoy gubernii v dorevolyutsionnoy period [The devel-

opment of physical culture and sports movement in Kursk Province in the pre-revolutionary period]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya ipravo. 7:2 (23). pp. 147-157.

10. Smirnov, M.A. (2013) Sokol'skaya gimnastika kak fenomen razvitiya fizicheskoy kul'tury na territorii Rossiyskoy imperii v nachale XX veka [Sokol gymnastics as a phenomenon of the development of physical culture on the territory of the Russian Empire at the beginning of the 20th century]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. 4-3(80). pp. 178-182.

11. Levchenko, V.V. (2018) Novye shtrikhi k prosopograficheskomu portretu Odesskogo uchenogo-istorika A.G. Gotalova-Gotliba [New touches to the prosopographic portrait of the Odessa historian A.G. Gotalov-Gotlib]. Vestnik Odesskogo natsional'nogo universiteta. Seriya: Bibli-otekovedenie, bibliografovedenie, knigovedenie. 23:1 (19). pp. 57-84

12. Golovan', T.M. (2014) Novatorskaya pedagogicheskaya deyatel'nost' A.G. Gotalova-Gotliba v Yalte v nachale XX veka [Innovative pedagogical activity of A.G. Gotalov-Gotlib in Yalta at the beginning of the twentieth century]. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 44 (2). pp. 85-92.

13. Gotlib, A. (1909) Fizicheskoe vospitanie uchashchikhsya v Yaltinskoy Aleksandrovskoy gimnazii [Physical education of students in the Yalta Alexander Gymnasium]. Russkaya shkola. 2. pp. 132-158

14. Kostyleva, E.V. (2020) Professional'naya podgotovka v Feodosiyskom uchitel'skom institute (1874-1918) [Vocational training at the Feodosia Teachers' Institute (1874-1918)]. VestnikMariyskogo gosudarstvennogo universiteta. 14:1 (37). pp. 24-32.

15. Fedorov, P.M. (1914) Pyatidesyatiletie Kerchenskoy Aleksandrovskoy gimnazii (1863—1913). Istoricheskaya zapiska [The fiftieth anniversary of the Kerch Alexander Gymnasium (1863-1913). Historical note]. Kerch: Tipografiya Kh.N. Lago.

16. Nikiforova, L.L. (2022) Mir derzhitsya ustami uchenikov: istoriko-arkhivnyy sbornik [The world is held by the lips of students: a historical and archival collection]. Simferopol: IT "Arial".

17. Nikiforova, L. (2017) "Malestused Krimmist" o Evpatoriyskoy muzhskoy gimnazii ["Malestused Krimmist" about the Evpatoria male gymnasium]. Rossiyskie vesti. Federal'nyy ezhenedel'nik. Istoricheskiy ocherk. 1 (2192). [Online] Available from: http://rosvesty.ru/2192/krymskie-es-toncy/10546-istoricheskiy-ocherk (Accessed: 15.11.2022).

18. Karaimskaya zhizn'. (1911) Khronika. Vokrug imeni S.E. Duvana [Around the name of S.E. Duvan]. 5-6.

19. Novikova, E.V. (2004) Konstantinovskoe real'noe uchilishche v g. Sevastopole (Iz istorii narodnogo obrazovaniya v Krymu) [Konstantin real school

in Sevastopol (From the history of public education in Crimea)]. Kul'tura narodovPrichernomor'ya. 52 (2). pp. 217-223.

20. Shelyagova, A.A. (2016) Simferopol'skaya chastnaya muzhskaya gimnaziya E.I. Svishcheva: retrospektivnyy analiz [E.I. Svishchev Simferopol Private Men's Gymnasium: a retrospective analysis]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 52-1. pp. 367-373.

21. Shelyagova, A.A. (2020) Karasubazarskaya zhenskaya gimnaziya: istoriko-pedagogicheskiy aspekt [Karasubazar Women's Gymnasium: Historical and Pedagogical Aspect]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. 1 (40). pp. 18-25.

22. Borisov, V.P. (2002) SergeyArkad'evich Vekshinskiy, 2nd ed. Moscow: MPK "Intelvak". (In Russian).

23. Verbitskiy, V.A. (2008) Razvitie fizkul'tury i sporta v uchebnykh zavedeniyakh Yuga Ukrainy (nachalo XX st.) [Development of physical culture and sports in educational institutions of the South of Ukraine (early 20th century)]. In: Istoricheskiy arkhiv. Nauchnye studii [Historical archive. Scientific studios]. Vol. 2. Nikolaev: Izd. MDGU imeni Petra Mogily. pp. 116-122.

24. Balayan, B.S., Mut'ev, A.V. & Sapozhnikov, E.I. (2018) Letopis' krymskogo futbola [Chronicle of the Crimean football]. Simferopol: IT "Arial".

25. Prikhod'ko, G. (2012) Deyatel'nost' uchenicheskikh kruzhkov i tovarishchestv fizkul'turnoy napravlennosti v shkolakh Ukrainy v kontse XIX - v nachale XX st. [Activities of student circles and associations of physical education in schools of Ukraine in the late 19th - early 20th centuries]. Problemy podgotovki sovremennogo uchitelya. 5 (1). pp. 225-232.

26. Geyman, V.D. (1911) Sputnikpriezzhego. Spravochnik putevoditel'po Feodosii i okrestnostyam [Visitor's companion. Reference guide to Feodosia

and its environs]. Feodosiya: Tip. Natkovicha i Vinikovicha.

27. Mut'ev, A.V. (2019) Stanovlenie i razvitie gimnastiki v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh Kryma s serediny XIX do nachala XX stoletiya [Formation and development of gymnastics in educational institutions of the Crimea from the middle of the 19th c. to the beginning of the 20th c.].

Nauka i sport: sovremennye tendentsii. 7 (3). pp. 80-87.

Информация об авторе:

Мутьев А.В. - канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского (Симферополь, Россия). E-mail: dsport76@mail.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

A.V. Mutiyev, Cand. Sci. (Pedagogics), associate professor, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russian Federation). E-mail: dsport76@mail.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 26.12.2022; одобрена после рецензирования 02.02.2023; принята к публикации 28.02.2023.

The article was submitted 26.12.2022; approved after reviewing 02.02.2023; accepted for publication 28.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.