Научная статья на тему 'Развитие гребного и парусного спорта в гимназиях Крыма в начале ХХ столетия'

Развитие гребного и парусного спорта в гимназиях Крыма в начале ХХ столетия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЙ СПОРТ / WATER SPORTS / КРЫМ / CRIMEA / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / НАЧАЛО ХХ СТОЛЕТИЯ / THE BEGINNING OF THE TWENTIETH CENTURY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мутьев А.В., Мутьева И.М.

В статье рассмотрены вопросы становления и развития гребного и парусного спорта в средних учебных заведениях Крыма до революции 1917 года. Установлено, что ученический водный спорт имел достаточно большую популярность в прибрежных учебных заведениях Крыма в начале XX века. Этому во многом способствовала политика, которую проводило государство в деле оздоровления, физического воспитания и подготовки молодежи к службе в армии. В этот период активно развивается материальная база для водным спортом, устраиваются состязания при поддержке царской семьи, высокопоставленных чиновников и городских яхт-клубов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ROWING AND SAILING IN CRIMEAN GYMNASIMS AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The article deals with the formation and development of rowing and sailing in secondary schools of the Crimea before the revolution of 1917. It was established that water sports were quite popular in coastal educational institutions of the Crimea at the beginning of the 20th century. This was largely promoted by the policy pursued by the state aimed at the improvement of physical education, and preparation of youth for military service. During this period, the material base for water sports was actively developing; competitions with the support of the royal family, high-ranking officials and city yacht clubs were held.

Текст научной работы на тему «Развитие гребного и парусного спорта в гимназиях Крыма в начале ХХ столетия»

2. Равкин З. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры / З. И. Равкин // Педагогика. -1995. - № 5. - С. 87-91.

3. Чучалин А. И. Компетенции выпускников инженерных программ: национальные и международные стандарты / А. И. Чучалин, С. И. Герасимов // Высшее образование в России. - 2012. -№ 10. - С. 3-14.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Danilov O. E. Kompyuternaya vizualizaciya polej fizicheskix velichin v uchebnom processe [Computer fields visualization of physical quantities in the learning process]. / O. E. Danilov // Distancionnoe i virtualnoe obuchenie [Distance and virtual learning]. - 2015. - V. 6. - P. 97-106. [in Russian]

2. Ravkin Z. I. Razvitie obrazovaniya v rossii: novye cennostnye orientiry [The development of education in Russia: the new value orientations] / Z. I. Ravkin // Pedagogika [Stavropol Agricultural Industry Bulletin]. Pedagogy. - 1995. - V. 5. - P. 87-91. [in Russian]

3. Chuchalin A. I. kompetencii vypusknikov inzhenernyx programm: nacionalnye i mezhdunarodnye standarty [Competence of graduates of engineering programs: national and international standards] / A. I. Chuchalin, S. I. Gerasimov // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. - 2012. - V. 10. - P. 3-14. [in Russian]

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.59.068 Мутьев А.В.1, Мутьева И.М.2

1ORCID: 0000-0002-1375-5272, Кандидат педагогических наук,

2ORCID: 0000-0002-7986-2273, Преподаватель, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

РАЗВИТИЕ ГРЕБНОГО И ПАРУСНОГО СПОРТА В ГИМНАЗИЯХ КРЫМА В НАЧАЛЕ ХХ СТОЛЕТИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы становления и развития гребного и парусного спорта в средних учебных заведениях Крыма до революции 1917 года. Установлено, что ученический водный спорт имел достаточно большую популярность в прибрежных учебных заведениях Крыма в начале XX века. Этому во многом способствовала политика, которую проводило государство в деле оздоровления, физического воспитания и подготовки молодежи к службе в армии. В этот период активно развивается материальная база для водным спортом, устраиваются состязания при поддержке царской семьи, высокопоставленных чиновников и городских яхт-клубов.

Ключевые слова: водный спорт, Крым, учебные заведения, развитие, начало ХХ столетия.

Mutiev A.V.1, Mutieva I.M.2

1ORCID: 0000-0002-1375-5272, PhD in Pedagogy, Vernadsky Crimean Federal University

2ORCID: 0000-0002-7986-2273, Lecturer, Vernadsky Crimean Federal University DEVELOPMENT OF ROWING AND SAILING IN CRIMEAN GYMNASIMS AT THE BEGINNING

OF THE XX CENTURY

Abstract

The article deals with the formation and development of rowing and sailing in secondary schools of the Crimea before the revolution of 1917. It was established that water sports were quite popular in coastal educational institutions of the Crimea at the beginning of the 20th century. This was largely promoted by the policy pursued by the state aimed at the improvement of physical education, and preparation of youth for military service. During this period, the material base for water sports was actively developing; competitions with the support of the royal family, high-ranking officials and city yacht clubs were held.

Keywords: water sports, Crimea, educational institutions, development, the beginning of the twentieth century.

История дореволюционного спорта, как часть национального культурного наследия нашей страны, все чаще с тановится предметом исследования ученых, краеведов, специалистов в сфере физического воспитания. Вместе с тем вопросы становления практики физического развития учащейся молодежи в конце XIX начале XX века в Крыму исследованы не в полной мере, а потому нуждаются в дальнейшем тщательном изучении. Большинство учебных заведений Крыма в данный период находились в приморских городах где для физического воспитания учащихся активно использовался «морской спорт», что обусловило цель нашего исследования - рассмотреть процесс становления и развития гребного и парусного спорта в средних учебных заведениях Крыма до революции 1917 года.

Для реализации цели исследования применялся комплекс научных методов: анализ литературных источников, архивных документов, электронных ресурсов и Интернет-изданий, общенаучные и общеисторические методы исследований (структурно-системный, сравнительно-исторический, ретроспективный, метод актуализации).

В период с XIX до начала XX в. Таврическая губерния была включена в государственную систему народного образования Российской империи, и к первому десятилетию XX века в Крыму была создана разнообразная сеть частных и общественных гимназий [10].

В начале ХХ ст. происходит резкий подъем физкультурно-массового движения в России, в том числе и в учебных заведения Крыма, где на рубеже ХК-ХХ столетий, в образовательно-воспитательной практике стали создаваться первые организованные формы детской самодеятельности (ученические кружки, товарищества, спортивные команды), которые своей целью ставили физическое воспитание школьников в рамках внеурочной работы [6].

Самые первые в Российской Империи попытки организовать занятия по гребле в гимназической среде были начаты в Крыму в 1894 году в Севастопольском Константиновском реальном училище [5], где были открыты спортивные кружки в которых обучали гребному и парусному спорту.

Вышедший 15 августа 1902 циркуляр Министерства народного образования за № 21600 стал своеобразным толчком к открытию водного спорта и в других образовательных учреждениях Одесского учебного округа, к которому относились и учебные заведения Крыма. Согласно этому документу попечителям учебных округов рекомендовалось, с целью укрепления здоровья молодежи, организовать в летний период времени занятия водным и другими видами спорта. Во исполнение положений этого циркуляра в 1903 году начинают проводиться занятия в Севастопольской и Евпаторийской гимназиях [1], а с 1905 в Керченской [9]. В 1909 году, после некоторого снижения популярности морского спорта, положительный опыт учебных заведений Одессы дал новый толчок к восстановлению водного и морского спорта в тех местах, где он уже существовал, и, вместе с тем, к открытию его в таких городах Крыма, как Феодосия и Ялта. Согласно данным В.А. Вербицкого, в 1909 году в городах Одесского учебного округа водным спортом увлекались около 419 человек. Наибольшее количество занимающихся приходилась на Севастопольское реальное училище - 106 чел. и на Севастопольскую гимназию - 72 чел. Учебным заведениям принадлежало 12 судов различных типов и размеров. Лучшее от других были оборудованы Севастопольское реальное училище и Севастопольская гимназия. В их распоряжении находились: 1 гичка-четверка, 1 шестерка, 2 восьмерки и 1 катер на 12 весел [1].

Большой вклад в популяризацию водных видов спорта среди учебных заведений Одесского учебного округа сделал спортивный обзор, который проходил в 2 сентября 1909 году в Ялте. В смотре приняли участие гимназии и реальные училища городов Одессы, Севастополя, Николаева, Евпатории и Ялты. Соревнования проходили в присутствии императора Александра II, членов его семьи, а также попечителя Одесского учебного округа А.И. Щербакова, Таврического губернатора В.В. Новицкого, Ялтинского городского головы Рыбицкого, начальника Ялтинского порта Новинского. Спортсмены продемонстрировали свои умения в эскадренном плавании и гонкх на ученических шлюпках. Победителям и призерам были вручены ценные подарки: два первых приза двойке -гребцов -серебряные часы с монограммой Великого Князя Александра Михайловича, рулевым - золотые запонки. Остальные экипажи-призеров были награждены серебряными жетонами [8].

В мае месяце 1911 года при Керченской гимназии на воду были спущены две специально заказанные гички-шестерки (рис. 1). В течение всего лета на этих гичках практиковались 28 учеников, из которых выбрана катерная команда в 16 человек для участия в Высочайшем смотре, состоявшийся в Севастополе 15 сентября 1911 года. В этих гонках гичка-шестерка Керченской гимназии прибыла к старту шестой [9, С. 104].

Морской спорIъ. Катанье подъ парусами и на веслахъ.

Рис. 1 - Морской спорт в Керченской Александровской мужской гимназии [9]

В последующие годы водный спорт продолжает набирать свою популярность. Так, в 1913 занятия проводились уже в 4 гимназиях округа: Керченской Александровской, Севастопольской, Ялтинской Александровской и Феодосийской, а так же Феодосийском учительском институте. Количество учащихся, занимающихся этим видом спорта, значительно возросло, так в Севастопольской гимназии греблей и плаванием увлекалось 85 учеников из общего состава этой гимназии - 263 чел.[1], в Керченской мужской гимназии 36 учеников занимались морским спортом на 2-х гичках-шестерках типа Одесского учебного округа [9, С. 107].

В интересах физического развития учащихся гимназий устраивали развлекательные ученические экскурсии на шлюпках. Ялтинская Александровская гимназия устроила экскурсию на расстояние 100 верст в города Судак и

Севастополь [1], а ученики Керченской Александровской гимназии, которые занимались морским спортом под руководством преподавателя А.С. Васильева совершили в течение лета 1913 года 4 морские прогулки [9, С. 107].

Проводились в Крыму также спортивные мероприятия - гонки судов средних учебных заведений на переходящий приз - кубок от вице-адмирала И. Ф. Бострема. Учащиеся Константиновского училища неоднократно оказывались победителями на этих соревнованиях, после чего принимали участие и в Высочайшем смотре, ежегодно проходившем в Санкт-Петербурге. Кандидаты на смотр должны были быть, не только физически здоровы, безупречны в поведении и иметь удовлетворительную успешность в науках, но и обладать нравственными качествами. Так, в протоколе заседания педсовета сохранилась запись об объявлении благодарности за участие в Высочайшем смотре, участников которого похвалили перед строем на общем уроке гимнастики 20 ноября 1912 года [4].

С 15 по 18 сентября 1913 года на окружных гребных соревнованиях в Одессе помимо местных команд приняли участие команды Ялтинской Александровской и Керченской гимназий. Программа соревнований состояла из гребли на лодках и парусных гонок [2].

По информации Л. Никифоровой [3], согласно отчёту о развитии морского спорта в Евпаторийской гимназии, в мае 1916 года после ремонта были спущены на воду 2 гимназические шлюпки и шаланда. 28 учеников, объединённые в 2 команды по 14 человек, пожелали участвовать в навигации. Родители дали письменное согласие для занятия этим спортом.

Из членов команды избирался старший - боцман. Сначала обучающиеся гребле тренировались % часа, потом тренировки доходили до 2 часов с остановками для отдыха в дачном районе Евпатории. В течение летнего периода выезды были ежедневные, кроме субботы, в ходе которых были разучены и показаны разные виды гребли.

Морская команда имела общую форму: полосатый тельник, матросскую и летнюю рубашки, а также белую фуражку флотского образца с чёрной лентой, на которой написано «Евпаторийская гимназия». Гимназия строго выполняла предписания Попечительства о мерах безопасности и медицинском надзоре над занимающимися водным и сухопутным спортом учащихся.

Занятия морским спортом продолжались в Крыму вплоть до закрытия гимназий, так на фотографии 1919 года гимназист Оттомар Лааман представлен в морской форме для соревнований [3], а одна из глав автобиографического романа Ильи Сельвинского «О, юность моя!» сообщит читателю о том, как гичка евпаторийских гимназистов, наряду с севастопольской, ялтинской, феодосийской и керченской командами, участвует в соревнованиях гимназистов по гребле. Среди зрителей - члены правительства, адмиралы Черноморского флота, воинские начальники крымских городов, директора гимназий [7].

Таким образом, ученический водный спорт имел достаточно большую популярность в прибрежных учебных заведениях Крыма в начале XX столетия. Этому во многом способствовала политика, которую проводило государство в деле развития учащейся молодежи, рассматривая физические упражнения как средство подготовки к службе в армии, и в то же время с помощью занятий спортом пыталось отвлечь ее от политической деятельности. Постепенно развивалась материальная база для занятий греблей и парусным спортом, устраивались состязания различного уровня между командами учебных заведений во многом благодаря поддержке царской семьи, высокопоставленных чиновников и городских яхт-клубов.

Список литературы / References

1. Вербицкий, В.А. Водний спорт як зааб позашшльно1 практики фiзичного виховання в освггшх закладах Одеського навчального округу (1894-1913 рр.) [Текст]/В.А. Вербицкий // Емшак: Науковий щоквартальник. - Кшв-Микола1'в. - 2007. - № 2 (2) (жовтень-грудень). - С. 98-104.

2. Известия из школьной жизни Одесского учебного округа. Ученические гонки Одесского учебного округа на переходящие призы в 1912 г. [Текст] // Циркуляр по Одесскому учебному округу, - 1913. - №1-2 (январь-февраль). -Одесса, 1913. - С.119-124.

3. Никифорова, Л. «Mälestused Krimmist» о Евпаторийской мужской гимназии [Электронный ресурс] /Л. Никифорова // Российские вести. Федеральный еженедельник. Исторический очерк. -11 - 17 февраля 2017 № 1 (2192). - Режим доступа: http://rosvesty.ru/2192/krymskie-estoncy/10546-istoricheskiy-ocherk, свободный. - Загл. с экрана.

4. Новикова, Е.В. Константиновское реальное училище в г. Севастополе (из истории народного образования в Крыму) [Электронный ресурс] /Е.В. Новикова . С. 217-223. - Режим доступа: dspace.nbuv.gov.ua, свободный. - Загл. с экрана.

5. Отчет парусного кружка при Черноморском яхт-клубе за 1896 г [Текст]. - Б.м. i д.в. - С.- 16.

6. Приходько, Г. Ддяльшсть учшвських гуртшв i товариств фiзкультурного спрямування в школах Украши напришнщ XIX - з початку ХХ ст. [Текст]/ Г. Приходько // Проблеми подготовки сучасного вчителя. - 2012. - № 5 (Ч. 1). - С. -225-232.

7. Сельвинский, И. О, юность моя! [Текст]/И. Сельвинский. - М.: Советский писатель. - 1967. - 216 с.

8. Ученический водный спорт в Одесском учебном округе [Текст]. - Одесса: Типография Е.И. Фесенко, 1910. -С.34-39.

9. Федоровъ П.М. Пятидесятилетие Керченской Александровской гимназии (1863-1913). Историческая записка [Электронный ресурс] /П.М. Федоровъ. Керчь: Типография Х.Н. Лаго. - 1914. - 117 с. - Режим доступа: http^^^/catalog^ 199_000009_004196806/viewer/?page=60, свободный.

10. Шелягова, А.А. Гимназическое образование в Крыму (XIX - начало XX века) [Электронный ресурс]/ А.А. Шелягова // Тавршсьш студи, 2011. - № 1. - Режим доступа: http://kukiit.ru/docs/ts/no1/21.pdf, свободный. - Загл. с экрана.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Verbitsky, V. A. Vodniy sport jak zasib pozashkilnoi praktiki fizichnogo vihovannja v osvitnikh zakladah Odesskogo navchalnogo okrugu (1894-1913 gg.) [Watersports as a means of out-of-school practices of physical education in educational

institutions of the Odessa educational district (1894-1913)]. [Text]/V. A. Verbitsky // Eminak: Naukoviy schokvartalnik [EMAC: Scientific journal]. - Kiev-Nikolaev. - 2007. - № 2 (2) (the October-December). - P. 98-104. [in Ukrainian]

2. Izvestiya iz shkolnoi jizni Odesskogo uchebnogo okruga. Uchenicheskie gonki Odesskogo okruga na perehodjaschie prizi v 1912 g. [News from the school life from the Odessa school district. Students race of the Odessa school district for passing the prizes in 1912] // Tsirkuljar po Odesskomu uchebnomu okrugu [Circular on the Odessa school district], - 1913. -No. 1-2 (January-February). - Odessa, 1913. - P. 119-124. [in Russian]

3. Nikiforova, L. "Malestused Krimmist" o Evpatoriyskoy mujskoy gimnazii ["Malestused Krimmist" about Evpatoria gymnasium] /L. Nikiforova // Rossiyskie vesti.Federalniy ejenedelnik. Istoricheskiy ocherk. [Russian news. Federal weekly. Historical sketch]. -11 - February 17, 2017 - N. 1 (2192). - Mode of access: http://rosvesty.ru/2192/krymskie-estoncy/10546-istoricheskiy-ocherk, free. [in Russian]

4. Novikova, E. V. Konstantinovskoe realnoe uchilische v g. Sevastopole (iz istorii narodnogo obrazovanija v Krimu) [The Konstantinovskaya real school in the city of Sevastopol (from the history of national education in the Crimea)/E. V. Novikova . P. 217-223. - Mode of access: dspace.nbuv.gov.ua, free. [in Russian]

5. Otchet parusnogo krujka pri Chernomorskom yaht-klube v 1896 [Report of the sailing team at the Black sea yacht club in 1896]. - B. m. i d. v. - P. 16. [in Russian]

6. Prikhod'ko, G. Diyalnist uchnivskih gurtkiv i tovarystv fizkulturnogo sprjamuvannja v shkolah Ukraini naprikinci

XIX - z pochatku XX st [The Activity of student clubs and societies sports areas in schools of Ukraine in the late XIX - early

XX century]/ G. Prikhodko // Problemi pidgotovki suchasnogo vchitelya [Problems of training of the modern teacher]. - 2012. - N. 5 (Part 1). - P. 225-232. [in Ukrainian]

7. Selvinsky, I. O, unost moja! [Oh, my youth!]/I. Selvinsky. - Moscow: Sovetskiy pisatel [Soviet writer]. - 1967. - 216 p. [in Russian]

8. Uchenicheskiy vodniy sport v Odesskom uchebnom okruge [Student water sports at the Odessa school district]. -Odessa: Tipografija E.I. Fesenko [Printing House Of E. I. Fesenko], 1910. - S. 34-39. [in Russian]

9. Fedorov, P. M. Pjatidjasyatiletie Kerchenskoy Aleksandrovskoy gimnazii (1863-1913)/ Istoricheskaja zapiska [The Fiftieth anniversary of the Kerch Alexander gymnasium (1863-1913). Historical note] /P. M. Fedorov. Kerch: Tipografija H.N. Lago [Printing House Of H. N. Lago]. - 1914. - 117 p. - Mode of access: http://ro6.p$/catalog/000199_000009_004196806/viewer/?page=60, free. [in Russian]

10. Shelegova, A. A. Gimnazicheskoe obrazovanie v Krimu (XIX - nachalo XX veka [Secondary education in Crimea (XIX - early XX centuries)]/ A. A. Salahova // Tavriyski studii [Tavric studium], 2011. - N 1. - Mode of access: http://kukiit.ru/docs/ts/no1/21.pdf, free. [in Russian]

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.59.099 Несветаев А. К.

Аспирант, тренер по тхэквондо, Уральский государственный университет физической культуры, ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОСПОРТОГРАММЫ ДЛЯ СПОРТСМЕНА ТХЭКВОНДО

Аннотация

Приведенная в исследовании технология, включающая использование модели успешного спортсмена и разработанной на ее основе психоспортограммы, рассчитана на применение в специализированных школах олимпийского резерва по тхэквондо для повышения результативности процесса профотбора. Выбранная нами методика дает положительный тренировочный эффект, наличие которого является неоспоримым фактом. Теоретические исследования психологических характеристик подтверждают существование прямой взаимосвязи между пониманием движения и качеством его выполнения. Установлено, что при использовании семиступенчатого подхода возможно повышение уровня осознанности выполнения технических действий.

Ключевые слова: модель, психоспортограмма, тхэквондисты, спортивная тренировка.

Nesvetaev A.K.

Postgraduate student, Taekwondo coach, Ural State University of Physical Culture THEORETICAL MODEL OF PSYCHOSPORTOGRAM FOR TAEKWONDO SPORTSMAN

Abstract

The technique presented in the study, includes the use of the successful athlete model and the psychosportogram developed on its basis, it is intended for specialized schools for Olympic trainees in Taekwondo to increase the effectiveness of the selection process. The technique chosen gives a positive training effect, its presence is an indisputable fact. Theoretical studies of psychological characteristics confirm the existence of a direct relationship between the understanding of move and the quality of its implementation. It was found that with the use of the seven-step approach, it is possible to increase the level of awareness at the performance of technical actions.

Keywords: model, psychosportogram, taekwondo, sports training.

На этапе высших спортивных достижений, когда физические и технико-тактические показатели спортсменов находятся примерно на одном уровне, критически важным становится психологическое состояние личности. В наиболее высокой степени этот фактор проявляется на ключевых стартах, таких как олимпийские игры и чемпионаты мира. Существует ли возможность на стадии начальной подготовки определить, кто из спортсменов способен выдержать серьезные нагрузки и успешно пройти все этапы обучения?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.