DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_6_521 УДК 343
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ИДЕЙ В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ
Тарчоков Беслан Алексеевич,
кандидат экономических наук, начальник кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Курманова Марина Келлетовна,
кандидат биологических наук, доцент кафедры механизации сельского хозяйства, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия
В статье анализируются пути распространения экстремистских идей в глобальном информационном пространстве, рост которых подтверждается правоохранительной статистикой. Установлено, что нарастающие конфликты на мировой арене и политические противоречия привели к проблемам социально-экономического порядка, которые стали главными причинами экстремистской деятельности, которая привела к еще большему ухудшению общественной безопасности. Сделан вывод о том, что экстремизм превратился в новую информационную войну и ключевое направление противодействия экстремизму должно состоять в профилактических мерах, направленных, прежде всего, на формирование антиэкстремистского сознания.
Ключевые слова: экстремизм; социальные сети; интернет-ресурсы; насилие; деструктивный контент; информационная война; общественная безопасность; пропаганда; профилактика; противодействие.
UDC 343
SPREAD OF EXTREMIST IDEAS IN THE GLOBAL INFORMATION SPACE: NEW CHALLENGES AND THREATS
Tarchokov Beslan Alekseevich,
Candidate of Economic Sciences, Head of the Department of the Activities of Internal Affairs Bodies in Special Conditions, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
Kurmanova Marina Kelletovna,
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Agricultural Mechanization, Kabardino-Balkarian State Agrarian University Named after V. M. Kokova, Nalchik, Russia
The article analyzes the ways of spreading extremist ideas in the global information space, the growth of which is confirmed by law enforcement statistics. It has been established that the growing conflicts on the world stage and political contradictions led to problems of the socio-economic order, which became the main reasons for extremist activity, which led to an even greater deterioration in public security. It is concluded that extremism has turned into a new information war and the key direction of countering extremism should be preventive measures aimed primarily at the formation of anti-extremist consciousness.
Keywords: extremism; social networks; Internet resources; violence; destructive content; information war; public safety; propaganda; prevention; opposition.
Информационное пространство сети «Интернет» особо популярно, прежде всего, по причине того, что пользователи обладают широкой свободой действий. В сети люди находят полезную для себя информацию, знакомятся, осуществляют покупки. Но там же совершаются и преступления, причем преступник может находится далеко за пределами государства, где он совершает противоправное деяние. Особую тревогу правоохранителей вызывают участившиеся случаи распространения экстремистских идей в сети. Принимая во внимание многона-циональность и многоконфессиональность Российской Федерации, стоит ли удивляться тому, что именно наша страна выбрана экстремистами как поле для своих атак. Отягчающим фактором выступают нарастающие конфликты на мировой арене и политические проблемы, что приводит к проблемам социально-экономического порядка, которые стали главными причинами экстремисткой деятельности, которая привела к еще большему ухудшению общественной безопасности [5; 7].
Экстремизм являет собой приверженность к крайним взглядам и методам действий, обладает различными формами проявления. Исследователи в числе наиболее распространенных форм выделяют политический, религиозный и национальный экстремизм. Ситуация усугубилась тем, что в экстремистскую активность вовлеклось большое число молодежи, в том числе несовершеннолетней (от 14 лет). Основными причинами, по которым молодежь вовлекается в данную деструктивную идеологию, являются: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточная социальная зрелость, отсутствие профессионального и жизненного опыта, маргинальное мышление [4; 5; 9].
Основным детерминантом распространения деструктивного контента следует назвать огромное разнообразие интернет-ресурсов. Это и социальные сети, и различные форумы, и онлайн-площадки и видеохостин-ги. Отягчающим обстоятельством выступает отсутствие правового регулирования указанных ресурсов ввиду того, что они не попадают под сферу законодательного регулирования средств массовой информации.
Нормативное регулирование экстремист-
ской деятельности осуществляется ст. 280, 282.1, 282.2, 282.3 УК РФ, а также частично при наличии отягчающих факторов рассматривается в ст. 63 УК РФ. Анализ указанных статей показывает недостаточную разработанность нормативного регулирования данного вопроса, что говорит о малоэффективном противодействии такому тяжкому преступлению, как экстремизм.
Исследователи при определении экстремистской деятельности указывают на положения Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который определяет данное явление как «попытки к насильственному изменению конституционного строя, публичные призывы к совершению преступных деяний, поддержание нацистской символики, идеологии и пр.» [1]. По нашему мнению, в этом и кроется одна из ключевых проблем, поскольку ни текст указанного закона, ни УК РФ не содержат четкого определения экстремистской деятельности и экстремизма, а это является недопустимым.
Анализ факторов, формирующих внутреннюю побудительную отправную точку для оправдания экстремизма, позволяет выделить в числе основных: негативные условия духовно-нравственного развития личности; неблагоприятный психологический климат в семье, школе, вузе; отсутствие альтернативных социально полезных форм проведения досуга. Все перечисленное у кого-то в отдельности, а у кого-то и в совокупности толкает в виртуальный мир. Таким образом, Интернет, который изначально предназначался для виртуальной коммуникации, стал постепенно превращаться в платформу для распространения экстремистских идей. На всевозможных ресурсах - форумах, чатах, социальных сетях, видеохостингах, созданы тематические площадки с возможностью публикации фото, аудио- и видеоматериалов экстремистского содержания, их пересылки и комментирования. Любой, кто заинтересуется подобным содержанием, может стать его обладателем и, разместив у себя на странице, обеспечить еще больше просмотров и комментариев.
Правоохранители в указанной связи отмечают, что от момента публикации экстремистского контента до миллионного его просмотра может пройти всего несколько часов.
Этому способствуют массовый характер использования интернет-ресурсов, наличие возможности общения практически из любой точки земного шара и реализации потребности в коммуникации. А учитывая анонимность, которую предоставляет виртуальное пространство, многие воспринимают это как призыв к свободе действий и, пытаясь освободиться от комплексов и осуществить никем не навязанный «свободный» выбор действий, пользователи идут на правонарушения.
Сегодня мир претерпевает влияние политических и преступных течений, которые трансформируют сферу общественной жизни, в том числе цифровую среду. Достаточно обратить внимание на то, как различными средствами массовой информации подается информация. Это особенно актуально, поскольку восприятие информации является одним из ключевых факторов влияния на сознание аудитории. Такое влияние имеет несколько направлений.
В последние годы статистика экстремистской деятельности в сети «Интернет» свидетельствует о неуклонном росте данного феномена. Так, с 2017 по 2021 г. в социальной сети и сервисе микроблогов Twitter по обвинению в пропаганде терроризма и экстремизма приостановлена работа более 300 тыс. аккаунтов. В Twitter с 2015 г. заблокировано около 1 млн страниц, а в социальной сети ВКонтакте зарегистрировано около 80 млн попыток совершения экстремистских действий [8]. Такие устрашающие цифры объясняются тем, что через социальные сети легче увлечь потенциальную жертву, поскольку преступнику доступна вся информация о жертве (а пользователи социальных сетей имеют такую слабость - выкладывать о себе сведения, вести новостные репортажи и т. п.), а это дает ему возможность с легкостью войти к ней в доверие с тем, чтобы навязать свое мировоззрение. Чаще всего со стороны пользователей не встречается особого сопротивления «обаянию» преступника, который переходит в статус хорошего друга. Совершение экстремистского преступления жертвой - это лишь вопрос времени. Как только возникнет необходимость исполнения преступных действий, жертва, убежденная в их правильности, пойдет на это, не задумываясь [3; 7; 12].
Правоохранительные органы отмечают мягкость российского законодательства в отношении экстремистских преступлений. Так, незаконный контент в сети «Интернет» чаще всего карается штрафом, реже тюремным сроком. И первый, и второй методы воздействия не отличаются особой эффективностью ввиду ряда причин. Так, сумма штрафа за распространение экстремистских материалов составляет 1-3 тыс. руб. в соответствии со ст. 20.29 КоАП РФ и 300-500 тыс. руб. за возбуждение ненависти либо вражды, а ровно унижение человеческого достоинства согласно ст. 282 УК РФ. Это не является прегра -дой к совершению подобных преступлений, поскольку экстремистские организации обладают большими финансовыми средствами, а тюремный срок преступников тоже не сильно тяготит (арест сроком до 15 суток (без иного наказания) в соответствии со ст. 20.29 КоАП РФ и принудительные работы на срок от 1 до 4 лет либо лишение свободы сроком от 2 до 5 лет согласно ст. 282 УК РФ).
Таким образом, на фоне развития компьютерных технологий участились экстремистские проявления, которые в социальных сетях сегодня представляют собой особо распространяющимся деструктивным феноменом. Прибавляющиеся случаи экстремизма обусловливаются сложностью контроля со стороны правоохранителей всей информации, попадающей на интернет-ресурсы. Кроме того, невозможно в действительности предугадать эффективность пропаганды и число аудитории, примыкающей к подобным явлениям. Можно лишь отметить, что публика состоит в абсолютном большинстве из подростковой и молодежной среды.
В частности, относительно российской социальной сети ВКонтакте правоохранители отмечают тесное сотрудничество в вопросах удаления экстремистских материалов. Однако, несмотря на указанное взаимодействие, сеть постоянно пополняется группами, открыто поддерживающими и пропагандирующими самые разнообразные формы и направления экстремизма и фундаментализма. В большом количестве в последние годы в сети возникают группы политического экстремизма, целью которых выступает нарушение территориальной целостности России, только публикуемые данными сообществами материалы обычно в ходе экспертиз
не признаются экстремистскими либо о них органам внутренних дел становится известно намного позже [2; 6; 9].
Правоохранители сегодня отмечают, что экстремизм превратился в новую информационную войну, поскольку пропаганда его представлена не в физической, а в информационной форме. Способствует этому, как нами было замечено выше, обилие интернет-ресурсов и социальных сетей. Экстремисты овладели всеми современными технологиями и, снабдив это высокими коммуникационными способностями, приобрели возможность производить видеообращения, которые немедленно набирают популярность на всевозможных интернет-ресурсах и располагают к себе новых пользователей.
Но с экстремизмом нужно продолжать бороться, и самым действенным способом до недавнего времени оставалась блокировка ресурсов. В свете последних событий - признание экстремистскими организациями на территории России социальных сетей «Instagram» и «Facebook», российские пользователи активно перешли на скачивание VPN и беспрепятственно продолжают пользоваться данными ресурсами. Таким образом, блокировка доменов и вычисление IP-адресов не является особо эффективной мерой. Стоимость домена составляет один доллар, его блокировка занимает целые месяцы, а сменять его каждый раз при угрозе
атаки для экстремистской организации не составляет никакого труда. Также правоохранители отмечают, что адептами экстремистской деятельности становятся пользователи из молодежной аудитории, количество преступлений имеет устойчивую тенденцию к росту, а самой жесткой мерой для основного числа экстремистов, как мы указывали выше, выступают незначительные штрафные санкции [4; 10; 11].
Ввиду изложенного целесообразно осуществлять противодействие экстремизму более жесткими мерами. В их числе: ужесточить меры наказания путем увеличения сумм денежных штрафов и сроков тюремного заключения; ввести технологию специальной фильтрации информации в сети «Интернет», которая будет блокировать экстремистский контент. Со своей стороны считаем, что, наряду с перечисленными мерами, ключевое направление противодействия экстремизму должно состоять в профилактических мерах, направленных, прежде всего, на формирование антиэкстремистского сознания. Молодежь должна на уровне инстинктов понимать общественную опасность экстремизма и его последствий. А создание и задействование защитных механизмов от проникновения на разные интернет-ресурсы и в социальные сети любых идей, оправдывающих экстремизм, должно стать одной из задач противодействия данному явлению.
Список литературы_
1. О противодействии экстремистской деятельности- Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ. СПС «Консультант Плюс». URL- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (дата обращения- 14.11.2022).
2. Абазов А. Б. Профилактические меры по противодействию радикализму и экстремизму в молодежной среде // Журнал прикладных исследований. 2021. № 5-2. С. 168-171.
3. Арипшев А. М. Экстремизм и терроризм в социальных сетях- проблемы обнаружения и противодействия // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 44-48.
4. Богомаз О. В. Информационно-психологические аспекты экстремистской деятельности в современном цифровом пространстве // Международное сотрудничество евразийских государств- политика, экономика, право. 2021. № 4. С. 58-61.
5. Гедугошев Р. Р., Корсаков Ю. В., Абазова М. В. Основные направления противодействия терроризму и экстремизму в современных условиях // Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 2. № 5. С. 185-189.
6. Коркмазов А. В. О роли социальных сетей в распространении молодежного экстремизма и меры противодействия // Журнал прикладных исследований. 2022. № 5-2. С. 188-191.
7. Кучмезов Р. А. Экстремизм в сети интернет- правовые основы и проблемы противодействия // Евразийский юридический журнал. 2022. № 2 (165). С. 437-438.
8. Маркарян С. А. Экстремизм в сфере цифровой среды // Epomen. Global. 2022. № 26. С. 78-85.
9. Мишин А. М. Проблемы противодействия экстремизму в сети интернет // Евразийский юридический журнал. 2020. № 2 (141). С. 389-390.
10. Тарчоков Б. А. Противодействие распространению экстремизма в сети интернет // Образование и право. 2022. № 1. С. 186-189.
11. Урусов З. Х. К вопросу противодействия экстремизму на современном этапе // Евразийский юридический журнал. 2022. № 6 (169). С. 407-408.
12. Шидемов А. Г Экстремизм: состояние борьбы с ним в современном мире // В сборнике: Экстремизм - но -вые вызовы региональной безопасности. Сборник материалов международной научной конференции / под ред. Д. Л. Проказина. Барнаул, 2022. С. 73-76.
References
1. On Countering extremist activity: Federal Law No. 114-FZ of 25.07.2002. SPS "Consultant Plus". URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867 (date of request: 14.11.2022).
2. Abazov A. B. Preventive measures to counteract radicalism and extremism in the youth environment. Journal of Applied Research. 2021. No. 5-2. Pp. 168-171.
3. Aripshev A.M. Extremism and terrorism in social networks: problems of detection and counteraction. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 9. Pp. 44-48.
4. Bogomaz O. V. Informational and psychological aspects of extremist activity in the modern digital space. International cooperation of the Eurasian states: politics, economics, law. 2021. No. 4. Pp. 58-61.
5. Gedugoshev R. R., Korsakov Yu. V., Abazova M. V. The main directions of countering terrorism and extremism in modern conditions. Journal of Applied Research. 2021. Vol. 2. No. 5. Pp. 185-189.
6. Korkmazov A.V. On the role of social networks in the spread of youth extremism and counteraction measures. Journal of Applied Research. 2022. No. 5-2. Pp. 188-191.
7. Kuchmezov R. A. Extremism on the Internet: legal foundations and problems of counteraction. Eurasian Legal Journal. 2022. No. 2 (165). Pp. 437-438.
8. Markaryan S. A. Extremism in the field of digital environment. Epomen. Global. 2022. No. 26. Pp. 78-85.
9. Mishin A.M. Problems of countering extremism on the Internet. Eurasian Law Journal. 2020. No. 2 (141). Pp. 389390.
10. Tarchokov B. A. Countering the spread of extremism on the Internet. Education and Law. 2022. No. 1. Pp. 186-189.
11. Urusov Z. H. On the issue of countering extremism at the present stage. Eurasian Law Journal. 2022. No. 6 (169). Pp. 407-408.
12. Shidemov A. G. Extremism: the state of combating it in the modern world. In the collection: Extremism - new challenges to regional security. Collection of materials of the international scientific conference / edited by D. L. Prokazin. Barnaul, 2022. Pp. 73-76.