Научная статья на тему 'Распространение дистанционного банковского обслуживания в России и регионах (на примере Иркутской области)'

Распространение дистанционного банковского обслуживания в России и регионах (на примере Иркутской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ / БАНКИ / ЭКОНОМИКА / ДИСТАНЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / INNOVATION / INNOVATIVE RISKS / BANKS / ECONOMY / REMOTE BANKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дьячков Максим Николаевич

Показано, что с развитием информационных технологий и Интернета банковская деятельность вышла на новый уровень. Сейчас невозможно представить себе банк, не использующий в своей деятельности элементы дистанционного банковского обслуживания. Удаленные кассовые точки, терминалы, интернети мобильный банкинг– все это уже давно и прочно заняло свое место в жизни банков. В этой статье рассматривается развитие систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО) в России, и в частности в г. Иркутске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPREAD OF EBANKING IN RUSSIA AND REGIONS (BY EXAMPLE OF THE IRKUTSK REGION)

Development of information technologies and Internet allowed banking services to reach a new level. It is impossible to imagine a modern bank that does not use the elements of remote banking services in its activity. Remote point-of-sale terminals, on-line terminals, Internet and mobile banking have already entrenched themselves in banking services. This article discusses the development of e-banking systems in Russia, and in the city of Irkutsk in particular.

Текст научной работы на тему «Распространение дистанционного банковского обслуживания в России и регионах (на примере Иркутской области)»

7. Трусевич Е.В., Гончарова Н.А. Инновационный менеджмент: социально-экономическая сущность и типология инноваций // Вестник Иркутского регионального отделения Академии наук высшей школы России. 2012. № 1. С. 40-44.

8. Трусевич Е.В., Гончарова Н.А. Использование средств аутсорсинга в инновационной деятельности организаций

малых форм // Вестник Иркутского регионального отделения Академии наук высшей школы России. 2011. № 1. С. 40-46.

9. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2003. 752 с.

10. Чкалова О.В. Торговое предприятие: учеб. пособие. М.: Эксмо, 2008. 320 с.

УДК 336.719

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИИ И РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ) © М.Н. Дьячков1

Иркутский государственный технический университет,

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Показано, что с развитием информационных технологий и Интернета банковская деятельность вышла на новый уровень. Сейчас невозможно представить себе банк, не использующий в своей деятельности элементы дистанционного банковского обслуживания. Удаленные кассовые точки, терминалы, интернет- и мобильный банкинг-все это уже давно и прочно заняло свое место в жизни банков. В этой статье рассматривается развитие систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО) в России, и в частности в г. Иркутске.

Ил. 5. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: инновации; инновационные риски; банки; экономика; дистанционное банковское обслуживание.

SPREAD OF E- BANKING IN RUSSIA AND REGIONS (BY EXAMPLE OF THE IRKUTSK REGION)

M.N. Dyachkov

Irkutsk State Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Development of information technologies and Internet allowed banking services to reach a new level. It is impossible to imagine a modern bank that does not use the elements of remote banking services in its activity. Remote point-of-sale terminals, on-line terminals, Internet and mobile banking have already entrenched themselves in banking services. This article discusses the development of e-banking systems in Russia, and in the city of Irkutsk in particular.

4 figures. 3 sources.

Key words: innovation; innovative risks; banks; economy; remote banking.

В современном мире банковских услуг широкое распространение получило так называемое дистанционное банковское обслуживание (ДБО). Развитие этих услуг считается наиболее перспективным направлением банковского сектора. Особым стимулом к развитию ДБО служит опыт зарубежных стран, в которых подобные услуги перешли на новый уровень - увеличили число клиентов и сократили затраты на деятельность банка.

Некоторые банки, оказывая дистанционные услуги, развились до состояния «сетевых банков» (у банка нет представительства или офиса в физическом плане, а все операции и действия проводятся исключительно через Интернет, мобильную и телефонную связь). В США такие банки успешно функционируют уже с 80-х годов, а в России они только начинают появляться.

Сами услуги ДБО можно разделить на следующие виды:

• Интернет-банкинг. Этот вид ДБО характеризуется использованием интернет-технологий для проведения операций. Чаще всего это специальный защищенный сайт в Интернете. К этой же группе относят си-

стему «Клиент-банк» (или «толстый» клиент). Такие системы для управления счетом требуют установки определенной программы на компьютере клиента. Особой проблемой интернет-банкинга можно считать проблему защиты информации. Это, пожалуй, самая уязвимая точка всей этой системы. Различные виды мошенничеств и интернет-угроз заставляют банки постоянно совершенствовать системы, порой в ущерб удобности обращения с ними. Еще одна проблема -непроработанность российского законодательства для сферы электронных услуг, в частности, слабая база законов, регламентирующих правила работы с ЭЦП (электронно-цифровой подписью).

• Мобильный банкинг. В этот вид включены различные операции, которые клиент проводит при помощи своего мобильного телефона: смс-банкинг, интернет-банкинг, клиент-банк, а также возможность работы с са11-центрами путем совершения телефонного звонка. Это самый широкий по возможностям вид, но при этом и самый запутанный.

• Внешние сервисы. К ним, в первую очередь, относятся терминалы и банкоматы, а также различные виды автокасс, автоинкассатаров, а в последнее вре-

1Дьячков Максим Николаевич, аспирант, тел.: 89021718016, e-mail: [email protected] Dyachkov Maxim, Postgraduate, tel.: 89021718016, e-mail: [email protected]

мя часть банковских услуг выполняются в магазинах, работающих с безналичными платежами. Например, система cash-back позволяет снять часть денег прямо через кассу супермаркета. Но, к сожалению, такие услуги распространены только за рубежом.

Более конкретно рассмотреть и оценить данные о развитии инновационных процессов в банках России можно после анализа различных опросов и обзоров, проводимых как Банком России, так и частными стати-стическо-аналитическими организациями (рис. 1). В силу закрытости банковского сектора данные по внедрениям, бюджетам и другой значимой проектной информации не афишируется, однако некоторая информация имеется, и по ней можно сделать следующие выводы.

Oпрос компаний-поставщиков решений для интернет-банкинга, проведенный CNews Anatytics [2], пока-

100%

распространяется ДБО в целом по России и в г. Иркутске (как в отдаленном российском регионе) в частности.

В настоящее время на территории России действует 958 кредитных организаций. На территории Иркутска и иркутского региона деятельность ведет 51 банк, из которых только 6 являются региональными, все остальные - филиалы крупных банков, с центральными офисами в других регионах.

В Иркутске примерно треть банков предоставляет услуги «банк-клиента». В общем предпочтение отдается обслуживанию юридических лиц. Почти половина банков не имеют системы интернет-банкинга для обслуживания клиентов-физических лиц, что обуславливается большой сложностью внедрения программ для проведения коммунальных и прочих платежей, наиболее необходимых физичес ким лицам (рис. 2).

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

87%

82%

47%

Интернет-банкинг

Мобильный банкинг

Банкоматы и терминалы

Рис. 1. Распространение различных средств ДБО среди банков России на конец 2011 г.

зал следующий результат. Система ДБО на данный момент есть почти у всех российских банков, их развитие и полноценное использование почти не ведется. Тем не менее, все опрошенные компании заявили, что собираются активно развивать это направление, и считают его перспективным для использования банками, а соответственно и перспективным для производителей.

По оценкам экспертов рынка потенциал роста российского интернет-банкинга огромен. Сопутствующие рынки развиваются не менее активно:

• аудитория российской зоны Интернета уже сейчас насчитывает 32 млн пользователей и, согласно данным опросов, каждый третий пользователь готов управлять своим банковским счетом через Интернет;

• рынок интернет-торговли увеличивается ежегодно на 30-50%;

• количество абонентов мобильной связи уже существенно превышает численность населения России [1].

В целом развитие систем ДБО по России происходит весьма быстрыми темпами. В удаленных от центрального регионах этот процесс несколько замедлен, но тоже не стоит на месте. Рассмотрим, как

Два банка не имеют системы интернет-обслуживания вовсе. Если сравнивать Иркутск с другими регионами России, то он имеет хорошо развитую систему интернет-обслуживания. К примеру, по России в среднем 18 банков из 100 не имеют возможности обслуживать клиентов через Интернет. В Иркутске же доля таких банков в 9 раз меньше (всего 4%). Это обуславливается тем, что большая часть банков Иркутска - это филиалы крупнейших российских банков, имеющих достаточно ресурсов для внедрения развитой системы ДБО.

Для рассмотрения системы работы с мобильными банками мы возьмем специализированные сайты для доступа через телефон, либо специально созданные для мобильных устройств приложения (сайты интернет-банкинга, доступ к которым возможен через высокотехничные устройства мобильной связи, рассмотрены не были, т.к. в данном случае телефон выполняет функции компьютера) (рис. 3).

В среднем по Иркутску 28 из 50 банков предоставляют услуги мобильного банкинга, по России около 47% банков используют эту систему.

Стоит отметить, что большая часть банков (вне зависимости от наличия системы мобильного банкин-

га) предоставляют своим клиентам так называемую систему «пассивного мобильного банкинга» (система оповещения клиента посредством смс-сообщений о каких-либо действиях совершаемых с его счетом, так клиент получает смс-оповещения при снятии, либо зачислении денег на счет).

б)

Рис. 2. Распространение интернет-банкинга: а - в России, б - в Иркутске

Рис. 3. Распространение мобильного банкинга: а - в России, б - в Иркутске

В США и многих европейских странах соотношение пользователей мобильных банков и интернет-банков составляет примерно 1 к 4. При этом аудитория мобильных банкингов за год удваивается. В России мобильный банкинг также развивается бурно. Количество счетов физических лиц, открытых в российских банках и имеющих доступ к ним через мобильный телефон, уже превысило 20 млн, хотя реальная аудитория мобильного банкинга в России пока еще лежит в пределах 1-2 млн пользователей в месяц.

В Иркутске примерно % банков имеют свои терминалы и банкоматы, хотя по остальным регионам Рос-

1800

1600

1400 — 1200 — 1000 — 800 — 600 — 400 — 200 — 0 -I—

1540,59

357

660,58

сии этот процент несколько выше. Это объясняется тем, что некоторые российские банки не рассматривают иркутский регион как основное направление развития, поэтому они имеют в городе лишь 1-2 кассовых узла (рис. 4).

Стоит отметить, что в этот обзор не были включены такая система как ОМ и аналогичные ей, а также терминалы операторов сотовой связи, хотя они позволяют совершать довольно много операций, доступных банковским терминалам и банкоматам.

Рис. 4. Распространение банкоматов и терминалов наличного обслуживания: а - в России в целом, б - в Иркутске

Вследствие очень малого количества терминалов на тысячу населения (всего лишь 3), а также того, что Россия имеет высокую комиссию по операциям с пластиковыми картами - 1,3-1,4% (выше только у Польши - 1,5%), наша страна имеет очень маленький объем денежных оборотов, посредством банкоматов и терминалов. На рис. 5 указано сравнение объема денежных оборотов посредством банкоматов в России и некоторых других странах (рис. 5).

Подведем итоги исследования. Почти все банки используют системы ДБО различных форм обслуживания клиентов. На сегодня наиболее популярное средство обслуживание физических лиц - это терминалы и банкоматы. Однако все большую популярность обретает мобильный и интернет-банкинг. С развитием технологий и внедрением их в обыденную жизнь людей изменилось само понятие и отношение к компьютерам и телефонам. Сейчас почти у каждого в кармане лежит теле фон, позв оляющий выйти в Интернет почти из любой точки планеты, а дома есть компьютер

297,63

□ Объем платежных операций

□ Объем операций по снятию денежных средств

456,52

417,4

63,2 199,7

321

28,32

Китай Англия Ф ранция Г ермания Россия

Рис. 5. Объем операций с пластиковыми картами в 2010 году (млн. дол. США)

Иркутск

6

со стабильным доступом во Всемирную сеть. Однако такая ситуация характерна в основном для жителей европейской и центральной части России. У жителей большинства периферийных регионов страны стабильного доступа к Интернету нет. Поэтому региональные банки, развивающие у себя структуру ДБО, по большей части планируют активное использование этой системы в будущем, порой даже в очень отдаленных перспективах [1].

Оценивая перспективность различных систем ДБО, можно уверенно заявить: потенциал развития

мобильного и интернет-банкинга огромен. Уже сейчас количество пользователей Интернета в России составляет более 30 млн человек, и почти четверть из этого числа в той или иной мере пользуются или планируют осуществлять платежи через Интернет. Таким образом, можно утверждать, что мобильные и интернет-сервисы будут показывать максимальный прирост клиентов в ближайшие годы, а в дальнейшем будут являться перспективнейшими системами ДБО для развития.

Библиографический список

1. Горчакова М.Е. Дистанционное банковское обслуживание: обслуживания [Электронный ресурс]. URL:

учеб. пособие. Иркутск, 2009. http://www.cnews.ru/downloads/CNews_DBO_Report_2012.pdf

2. Исследование рынка систем дистанционного банковского

УДК 338.24

О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА ЦЕННЫХ БУМАГ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ © О.Г. Житлухина1

Дальневосточный федеральный университет,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

690091, Россия, г. Владивосток, ул. Суханова, 8.

Показано, что в условиях перехода финансового учета на международные стандарты финансовой отчетности имеются некоторые различия в нормативных актах, регулирующих российскую и международную практику организации финансового учета и финансовой отчетности. Обосновывается необходимость введения в нормативное регулирование учета операций, связанных с ценными бумагами, понятий и методов, отражающих финансовые инструменты, которые включают в себя такие структурные элементы, как финансовые активы, финансовые обязательства и долевой инструмент.

Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: финансовый учет; финансовая отчетность; долевые ценные бумаги; долговые ценные бумаги; международные стандарты финансовой отчетности; финансовые инструменты; финансовые активы; финансовые вложения; финансовые обязательства; долевой инструмент.

ON NEED TO IMPROVE REGULATORY FRAMEWORK OF FINANCIAL ACCOUNTING OF SECURITIES IN TRANSITION TO INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS O.G. Zhitlukhina

Far Eastern Federal University,

8 Sukhanova St., Vladivostok, 690091, Russia.

The article indicates the differences in the normative acts regulating Russian and international practice of organizing financial accounting and financial reporting under conditions of financial accounting transition to the international financial reporting standards. Regulatory control is proved to be supplemented with the accounting of transactions related to securities, the concepts and methods that reflect financial instruments including the following structural elements: financial assets, financial liabilities and equity instruments.

6 sources.

Key words: financial accounting; financial reporting; equity securities; debt securities; international financial reporting standards; financial instruments; financial assets; investments; financial liabilities; equity instrument.

В настоящее время укрепление рыночных отношений в России осуществляется в процессе интеграции российской в общемировую рыночную экономику. Это подтверждается такими важными событиями, как: вступление России во Всемирную торговую организа-

цию и проведение на территории Российской Федерации Азиатско-тихоокеанского экономического саммита. Правительство страны ведет активное внедрение государственной инвестиционной политики, направленной на налаживание внешнеэкономической деятель-

1Житлухина Ольга Геннадьевна, кандидат экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, тел.: 89084489933, e-mail: [email protected]

Zhitlukhina Olga, Candidate of Economics, Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit, tel.: 89084489933, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.