АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 3 (21) 2012. с. 113-117.
УДК [597-169:576.895.132]:616.995.1
РАСПРОНЕННОСТЬ ПАТОГЕННЫХ ГЕЛЬМИНТОВ У ПРОМЫСЛОВЫХ ГИДРОБИОНТОВ В ВОЛГО-КАСПИЙСКОМ БАССЕЙНЕ Любовь Владимировна Ларцева Астраханский государственный университет lartsevaolga@mail.ru,
Виктория Владимировна Проскурина Виктория Викторовна Володина Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства
vita-vp@yandex.ru
паразиты, рыба, гидроэкосистема, природные очаги, люди, заболевания, симптомы, динамика, профилактика, обеззараживание.
В статье приведены данные о широкой распространенности и появлении новых заболеваний паразитарной природы среди населения Российской Федерации, переносчиками которых являются различные промысловые виды рыб. К наиболее социально значимым болезням человека, передающихся через рыбу, являются представители родов Anisakis, Opisthorchis и Pseudamphistomum.
RASPRONENNOST PATHOGENIC HELMINTHS HAVE FISHING HYDROBIONTS IN THE VOLGA-CASPIAN BASIN Lubov Lartseva
Astrakhan State University l artsevaol ga@mail. ru Victoriya Proskurina Victoriya Volodina
Caspian Research Institute of Fisheries vita-vp@yandex.ru
parasitic, fish, a hydroecosystem, the natural centers, people, diseases, symptoms, dynamics, preventive maintenance, disinfecting.
The article presents data on the prevalence and the emergence of new diseases among the population of the parasitic nature in the Russian Federation, which are carriers of various commercial species of fish. The most socially significant human diseases, which are transmitted by fish, are representatives of the genera Anisakis, Opisthorchis and Pseudamphistomum.
Огромное видовое разнообразие паразитов колонизирует практически все группы организмов - от бактерий до млекопитающих. У человека выявлено паразитирование более 207 видов гельминтов, большинство из которых поражают людей случайно, и только 40 видов являются облигатными паразитами человека [23]. В зависимости от особенностей биологии и путей распространения их подразделяют на три основные группы: геогельминты, биогельминты, контактные [3]. Гельминтозы человека являются
глобальной проблемой, т.к. встречаются повсеместно. На их долю приходится 89,5% заболеваний паразитарной природы. Для России в настоящее время характерна высокая степень заражения населения паразитозами. Ежегодно заражается около 20 млн. чел., и наиболее уязвимой группой остаются дети и жители сельской местности. Широкая распространенность и появление новых гельминтозов среди населения Российской Федерации обусловлены усилением миграционных процессов как внутри станы, так и за ее пределами, ухудшением экологической обстановки, социально -экономических условий, изменением климата и т. д. [16, 17].
Среди широкого разнообразия видов паразитических организмов, каждый из которых при определенных обстоятельствах способен проявлять свою патогенность по отношению к хозяину, присутствует группа гельминтов, паразитирующая у рыб на стадии личинки и достигающая половой зрелости только в организмах высшего порядка -млекопитающих и человеке. Паразитарная патология является ведущей среди народов Севера, Сибири, Дальнего Востока [4, 22]. Особенности рыночной экономики, нерегулируемый завоз рыбной продукции, недостаточный контроль за соблюдением технологического режима обеззараживания рыбы, интенсивный миграционный процесс населения обусловили ухудшение эпидемической ситуации по отдельным паразитарным заболеваниям, как в Западной Сибири, так и в целом по Российской Федерации [15]. Ущерб здоровью от паразитарных болезней испытывает на себе население и южных районов России, где многие негативные факторы способствуют интенсивному распространению паразитарных заболеваний, возбудители которых передаются человеку через рыбу и продукты ее переработки. Передача возбудителей происходит при употреблении в пищу недостаточно обработанной рыбы и рыбной продукции. Сами возбудители заболеваний, в основном, высоко устойчивы к различным видам обработки: солению, замораживанию, копчению, вялению. Гарантией безопасности рыбной продукции должно служить высокое качество ее обеззараживания от личинок эпидемиологически значимых паразитов. Для этого необходимо знание качественного и количественного составов эпидемиологически значимой составляющей паразитофауны каждого вида рыб (имеющего промышленное значение), степень изменчивости их зараженности, как в сезонном, так и в многолетнем аспекте, отличительные особенности динамики инвазии в каждом конкретном регионе.
В Российской Федерации к наиболее социально значимым и распространенным болезням, передающимся человеку через рыбу относятся дифиллоботриоз, анизакиоз, описторхоз, псевдамфистомоз, и др. [1, 8, 14] жизненный цикл возбудителей которых неразрывно связан с гидроэкосистемой и обитающими в ней организмами (моллюсками, ракообразными, рыбами). Три последних вида гельминтов имеют наибольшую эпидемиологическую значимость и на территории Астраханской области.
Анизакиоз - заболевание, проявляющееся у человека патологией желудочнокишечного тракта, вызываемое нематодами. Личинки этих круглых червей белого цвета, длиной от 9 до 29 мм, паразитирующие в рыбах, как правило, свернуты в спираль.
Окончательные хозяева паразитов - морские водные млекопитающие (китообразные, ластоногие), рыбоядные птицы; промежуточные - водные беспозвоночные и рыбы. Возбудители этого заболевания широко распространены у рыб Тихого, Атлантического океанов и смежных с ним морей, в бассейнах рек Северная Двина, Лизень, Печора и др. [2, 6, 7, 8, 21]. Уровень инвазии рыб анизакисами относительно высок: так зараженность сельдевых в Балтийском море составляет около 30,0%, в Северном море - 55,0 - 100% [3].
В Волго-Каспийском регионе зарегистрирован один вид - Anisakis schupakovi. Личинки этого гельминта паразитируют у леща, воблы, плотвы, красноперки, чехони, густеры, сазана, жереха, линя, синца, окуня, судака, щуки, сома, долгинской сельди,
сельди-черноспинки, большеглазого пузанка, бычка-песочника, бычка-головача, пуголовок, севрюги, осетра, белуги, стерляди и др. [9, 10, 18, 19]. Высокой
инвазированностью анизакисом характеризуются хищные рыбы: сом - 64,6%, окунь -62,5%, судак - 95,1%, щука - 21,0 . В меньшей степени заражены бентофаги: лещ - 2,5%, вобла - 12,0%, сазан - 7,7%. Интенсивность инвазии варьирует в широких пределах (от единиц до нескольких десятков и даже сотен личинок на рыбу), в зависимости от биологии хозяина, его возраста и спектра питания [19]. Патогенные личинки обычно локализуются в полостном жире, на брыжейке в полости тела рыбы, под серозными оболочками внутренних органов. У каспийских сельдей, жереха, красноперки, плотвы они зарегистрированы в мышцах брюшка; у осетровых - в стенках и полости кишечника. Отмечено, что у рыб после их засыпания, личинки мигрируют в мышечную ткань. Причем, доля инцистированных личинок анизакиса в мышцах может составлять до 18,0 % от их общего количества в рыбе [13].
Заражение человека происходит при употреблении в пищу сырой или недостаточно термически обработанной рыбы и водных беспозвоночных (кальмаров, осьминогов, креветок и других ракообразных и моллюсков). Наиболее часто анизакиоз регистрируют у населения прибрежных регионов, для пищевых традиций которых характерно употребление морских морепродуктов в сыром виде. Из боле чем 16000 описанных в мире случаев анизакиоза, около 90,0% приходится на Японию, остальные - на страны Европы, Азии и Америки. В Российской Федерации эпидемиологически значимым является регион Дальнего Востока.
Человек чаще всего инвазируется A.smplex. Патогенез определяется локализацией паразитов, их механическим воздействием на слизистые оболочки желудочно -кишечного тракта и аллергическими реакциями организма на продукты жизнедеятельности и распада гельминтов. Основная локализация паразитов - желудок, реже - тонкий кишечник и брюшная полость. Известны случаи дислокации личинок нематод в пищеводе, печени, легких, яичниках, на сальнике, брыжейке, брюшной стенке и в свободном состоянии в брюшной полости [12]. Личинки паразита могут способствовать развитию острых язв с перфорацией и некрозом стенки кишечника, которые могут вести к его обструкции [3, 10, 13].
Наиболее надежным видом профилактики служит глубокое замораживание потенциально инвазированной рыбы или ее копчение при температуре не ниже 65 0С. Посол или маринование не гарантирует полного обеззараживания [12].
Описторхоз вызывает трематода (кошачья или сибирская двуустка). Это остро или хронически протекающее заболевание человека и рыбоядных животных, поражающее строму и желчные протоки печени, желчный пузырь, поджелудочную железу. Возбудители описторхоза развиваются с участием 2-х промежуточных хозяев -моллюсков и рыб. Данное заболевание встречается в бассейнах равнинных, медленно текущих рек с широкой поймой - Обь, Иртыш, Томь, Днепр, Дон, Волга, Неман, Северная Двина и др. Наиболее неблагополучными по описторхозу являются Ханты -Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская, Томская, Омская, Новосибирская области, Республика Алтай [15].
Зараженность рыб, в основном карповых (язь, уклея, лещ, сазан, плотва, вобла, линь, жерех, красноперка и др.) с возрастом усиливается. Инцистированные личинки паразита локализуются в мышечной ткани рыб. В 2011 г. в водотоках нижней зоны дельты и авандельте реки Волги личинки описторхиса зарегистрированы у линя (4,6 %), леща (1,4%), воблы (10,0%), плотвы (14,3%), красноперки (3,3%). Интенсивность инвазии не превышала 3 личинок на рыбу. Источником заражения водоемов яйцами этого гельминта являются дикие и домашние плотоядные животные и человек. У людей, как правило, описторхоз регистрируют в тех районах, в которых традиционно употребляют в пищу
сырую рыбу. Так, в обском бассейне отмечено 100%-е заражение людей с интенсивностью инвазии 25000 паразитов. У окончательных хозяев (людей, животных) регистрируют закупорку желчных протоков, цирроз печени, хронические заболевания гепатобиллиарной системы [10, 13].
Следует отметить, что еще в начале 90-х гг. ХХ столетия под термином «описторхоз» фигурировали две нозологические формы - описторхоз (возбудитель - O. felineus) и псевдамфистомоз (возбудитель - Pseudamphistomum truncatum). В Астраханской области эти заболевания дифференцируют с 1996 г.
Псевдамфистомоз вызывает трематода, относящаяся к тому же семейству, что и возбудитель описторхоза. Описторхис и псевдамфистомум имеют сходную локализацию, а вызываемые ими заболевания похожую клинику и патогенез.
Псевдамфистомоз у человека зарегистрирован в бассейнах рек Дона и Волги [20]. Статистические данные свидетельствуют о том, что в период с 1997 по 2002 г. максимальное количество заболевших этим гельминтозом в Астраханской области приходилось на возрастную группу 18-49 лет, 90,0% от общего числа инвазированных составляли женщины. Пик заболеваемости приходился на зимнее - весенний период [11]. Следует отметить, что псевдамфистомум (по сравнению с описторхисом) более широко распространен, как у теплокровных животных, так и у рыб в Волго -Каспийском регионе. Зараженность мышечных тканей представителей ихтиофауны личинками P.truncatum в нижней зоне дельты и авандельте реки Волги в последние пять лет варьировала в диапазоне от 3,3 до 9,3% у леща, от 23,3 до 35,1% у красноперки, от 6,7 до 9,4% у густеры, от 12,5 до 20,0% у воблы, от 57,1 до 72,7% у плотвы. Личинки этого вида зарегистрированы также у 6,7% чехони, 34,0% линя. Зараженность рыб зависит от экологических особенностей, сезона года и, как в случае с описторхисом, увеличивается с возрастом. Так, экстенсивность поражения двух- и трехлетков воблы соответствует 12,0 и 18,0% при максимальной инвазии 9 и 14 личинок. У рыб старших возрастов средняя интенсивность инвазии достигает 32,0 личинок. В отдельных случаях максимальный показатель заражения может составлять 500 и более личинок на рыбу. Одним из дефинитивных хозяев P. truncatum в Астраханской области является каспийский тюлень, зараженность которого 2006 - 2010 гг. варьировала от 53,3 до 86,7 % .При этом ежегодно у 6,2 - 13,3% зверей регистрировали развитие острой формы псевдамфистомоза при интенсивности поражения более 16000 половозрелых трематод. Патологические процессы при псевдамфистомозе в организме тюленя проявлялись в глубоких изменениях печени, желчного пузыря, двенадцатиперстной кишки и поджелудочной железы, приводящих к нарушению анатомического строения органов и, как следствие, развитию цирроза и панкреатита у обследованных зверей [5]. В организме человека развитие не кишечных гельминтозов, вызываемых описторхидами, сопровождается аналогичными патологическими процессами. Широкое распространение возбудителей описторхоза и псевдамфистомоза у представителей ихтиофауны Волго-Каспийского региона, рост заболеваемости жителей Астраханской области (в 4,5 раза за 11 месяцев 2011 г.) данными гельминтозами свидетельствуют о серьезности медицинской и социальной проблем сложившихся в регионе, обуславливают необходимость усиления контроля над качеством рыбного сырья и продукции, дальнейшего глубокого изучения очагов данных заболеваний, улучшения методов профилактики, диагностики и лечения данных болезней, а также повышения уровня информированности потребителей.
Основной мерой профилактики описторхоза и псевдамфистомоза является отказ от употребления в пищу свежей, свежемороженой, слабосоленой, слабовяленой и/или недостаточно термически обработанной рыбы. Учитывая высокую устойчивость личинок описторхид к низким температурам, замораживание рыбы при температуре выше -28,00С не гарантирует ее обеззараживания. Такие технологические приемы как варка, горячее и
холодное копчение, тщательное прожаривание способствуют полному обеззараживанию рыбных продуктов от описторхид [1З, 20].
Литература
Ї. Авдеева, Е.В. Ветеринарно-санитарная экспертиза рыб и других гидробионтов /Е.В. Авдеева, Н.А. Головина // СПб.: Проспект Науки, 2011. - 112 с.
2. Бакай, Ю.И. Паразиты морских окуней рода Sebastes Северной Атлантики / Ю.И. Бакай // автореф. дис. ... канд. биол. наук. - М., 1999. - 2З с.
3. Бромштейн, А. М. Паразитарные болезни человека: Протоозы и гельминтозы: Уч. пособие/ А. М.Бромштейн, А. К. Токмалаев// М: Из-во РУДН, 2004. - 207 с.
4. Бычков, В.Г. Описторхоз в Обь - Иртышском бассейне (вопросы этиологии и патогенеза) / В.Г. Бычков, Г.Г. Крылов, А.О. Плотников // Мед. паразитол. и паразит. Болезни.- 2007. - №4. - С. З- 5.
5. Володина, В.В. Оценка состояния каспийского тюленя на основе паразитологических и гематологических показателей / В.В. Володина, И.Н. Бедрицкая// Мат-лы IV Межд. научно-практ. конф. «Проблемы сохранения экосистемы Каспия в условиях освоения нефтегазовых месторождений» - Астрахань, 2011. - С.48- 53.
6. Вялова, Г.П. Взаимоотношения гидробионтов различных таксонов при ихтиопатологическом мониторинге водоемов Сахалина / Г.П.Вялова // автореф. дис. ... д-ра биол. наук. - Южно- Сахалинск, 2006. - З9 с.
7. Доровских, Г.И. Паразитофауна миног из бассейнов рек Северная Двина, Лизень и Печера/ Г.И.Доровских, В.Г. Степанов // Ветеринария. - 20ЇЇ. - №11. - С. З6- ЗВ.
В. Карасев, А.Б. Гельминты рыб Баренцева моря, опасные для здоровья человека /А.Б.Карасев, В.К. Митенев,
A.С.Довгалев, В.П.Сергиев //Мурманск: Изд-во ПИНРО, 1997. - З2 с.
9. Ларцева, Л.В. Санитарно-эпизоотическая ситуация Волго-Каспийского региона на рубеже XXI века / Л.В. Ларцева, В.В. Проскурина, Л.В. Вьюшкова, Л.А. Нестерова, Я.М. Болдырева, И.А. Лисицкая // Рыб.хоз-во. -Сер. Болезни гидробионтов в аквакультуре: Обзорная информация - М.: ВНИЭРХ, 2002. - Вып. 1. - 50 с.
Ї0. Ларцева, Л.В. Состояние паразитофауны и микрофлоры гидробионтов Волго-Каспийского региона на рубеже XXI века/Л.В. Ларцева, В.В. Проскурина // Астрахань: Изд-во КаспНИРХ, 200З. - 80 с.
ЇЇ. Ларцева, Л.В. Паразиты рыб Волго-Каспийского региона - возбудители заболеваний человека и животных / Л.В.Ларцева, В.В. Проскурина, М.И.Евдокимова, В.Ф.Постнова // Проблемы патологии, иммунологии и охраны здоровья рыб и гидробионтов: тез. докл. Всеросс. научно-практ. конф. - М.: Россельхозакадемия, 200З. - С. 74-7б.
Ї2. Лысенко, А.Я. Клиническая паразитология /А.Я. Лысенко, М.Г. Владимова, А.В. Кондрашин, Дж. Майори //Руководство. - Женева, ВОЗ: 2002. - 752 с.
ЇЗ. Мижуева, С.А. Санитарно-гигиеническая оценка гидробионтов: учеб.пос. / С.А. Мижуева, В.П. Иванов, Л.
B. Ларцева. - Астрахань, 1994. - 85 с.
Ї4. Мирзоева, Л.М. Паразитозы человека, вызываемые трематодами выращиваемых рыб / Л.М.Мирзоева // Рыбное хозяйство. Сер. Аквакультура: Информ. пакет. - ВНИЭРХ - Ї99В. - в. 1. -С. 2З-29.
Ї5. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2010 году: Государственный доклад // М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2011.- 4З1 с.
Їб. Онищенко, Г.Г. Состояние заболеваемости паразитарными болезнями в 1998 году и меры по ее стабилизации в РФ / Г.Г.Онищенко // Мед. паразитология - 2000. - № 1. - С. З - 7.
Ї7. Онищенко, Г.Г. О мерах по усилению профилактики паразитарных болезней в России / Г.Г.Онищенко // Мед.паразитология. - 2003. - № З. - С. З - 7.
ЇВ. Проскурина, В.В. Эпизоотологические исследования промысловых видов рыб Волго-Каспийского бассейна / В.В.Проскурина, Е.А.Воронина, Т.А. Солохина, В.В.Володина // Рыбохоз. исследованияна Каспии: Результаты НИР за 2005 год. - Астрахань: Изд-во КаспНИРХ, 2006. - С. З70 - 377.
Ї9. Проскурина, В.В. Изменения паразитоценозов рыб волго-каспийского региона как следствие нестабильности экосистемы / В.В.Проскурина, В.В.Володина // Труды 11-ой международной конференции «Актуальные проблемы современной науки». Естественные науки. Часть14. Экология.- Самара: СамГТУ, СГОА (Н), 2010 г. - С 70- 75.
20. Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации: Санитарные правила и нормы. - М.: Информационно-издательский центр Минздрава России, 1997. - 168 с.
2Ї. Родюк, Г. Н. Личинки нематод Anisakissimplex в салаке: динамика заражения, выживаемость личинок при различных способах переработки рыбного сырья / О. А.Шухгалтер, М. А. Грудне// Рыб.хоз-во. - Сер. Аквакультура. - Инф. пакет «Рыбы как переносчики болезней человека и животных» - М., 1997. - вып. 1. - С. 40-49.
22. Фаттахов, Р.Г. Экология паразитарных систем описторхид Обь-Иртышского бассейна в условиях антропогрессии (на примере Opisthorchis felineus Rivolta, 1884; Metorchis bilis Braun, 1890; Metorchis xanthosomus Creplin, 1846) / Р.Г.Фаттахов // автореф. дис. ... д-ра биол. наук. - Тюмень, 1996. - 50 с.
23. Taylor, L.H. Risk factors for human disease emergence / L.H. Taylor, S.M. Latham, M.E.J. Woolhouse // Philosophical Transactions of the Royal Society. - 200Ї. - V. 35б. - P. 9ВЗ - 9В9.