Научная статья на тему 'Распределенный педагогический класс как элемент непрерывного педагогического образования (региональный проект Калининградской области «Учитель будущего»)'

Распределенный педагогический класс как элемент непрерывного педагогического образования (региональный проект Калининградской области «Учитель будущего») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический класс / непрерывное педагогическое образование / профильная подготовка / предпрофильная подготовка / профессиональная ориентация / дефицит учителей / pedagogical class / continuous pedagogical education / profile preparation / pre-profile preparation / professional orientation / shortage of teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вейдт Валерия Павловна

В статье актуализируется проблема дефицита педагогических кадров в целом по России и в Калининградской области в частности. Одним из возможных способов решить проблему нехватки учителей может стать проект распределенного педагогического класса, для успешной реализации которого требуется консолидация усилий и ресурсов всех субъектов системы образования региона. Автором статьи представлена модель регионального проекта распределенного педагогического класса «Учитель будущего», описаны ключевые особенности проекта и перспективы его реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distributed Teacher Class as an Element of Continuing Teacher Education (Regional Project Teacher of the Future)

The article actualizes the problem of shortage of teaching staff in Russia as a whole and in the Kaliningrad region in particular. One of the possible ways to solve the problem of teacher shortage may be the project of distributed teacher class, for the successful implementation of which requires the consolidation of efforts and resources of all subjects of the education system in the region. The author of the article presents a model of the regional project of the distributed pedagogical class «Teacher of the future», describes the key features of the project and prospects for its implementation.

Текст научной работы на тему «Распределенный педагогический класс как элемент непрерывного педагогического образования (региональный проект Калининградской области «Учитель будущего»)»

60 |

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Распределенный педагогический класс как элемент непрерывного педагогического образования (региональный проект Калининградской области «Учитель будущего»)

ВЕЙДТ

Валерия Павловна,

кандидат педагогических наук, проректор по научно-методической работе Калининградского областного института развития образования, Калининград

Аннотация

В статье актуализируется проблема дефицита педагогических кадров в целом по России и в Калининградской области в частности. Одним из возможных способов решить проблему нехватки учителей может стать проект распределенного педагогического класса, для успешной реализации которого требуется консолидация усилий и ресурсов всех субъектов системы образования региона. Автором статьи представлена модель регионального проектараспределенного педагогического класса «Учитель будущего», описаны ключевые особенности проекта и перспективы его реализации

Ключевые слова:

педагогический класс, непрерывное педагогическое образование, профильная подготовка, предпрофильная подготовка, профессиональная ориентация, дефицит учителей

Согласно официальным данным, в 2018 году в Российской Федерации насчитывалось 2426,5 тыс. педагогических работников, в том числе 1074,1 тыс. учителей общеобразовательных организаций и 530,1 тыс. воспитателей детских садов [4, с. 28-29]. При этом численность занятых в сфере образования неуклонно снижается. По предварительным прогнозам, к 2029 году российские школы будут нуждаться в 188,7 тыс. учителей.

В 2019 году Минпросвещения России представило разъяснения относительно требований к образованию и обучению, установленных профессиональным стандартом педагога [1], в соответствии с которыми педагогу не требуется иметь педагогическое образование и/или проходить профессиональную переподготовку по направлению «Образование и педагогика», если он имеет профильную подготовку по преподаваемому предмету. Кроме того, дефицит педагогических кадров предполагается снизить с помощью программы «Земский учитель», планируемой к реализации с 2020 года, в соответствии с которой педагоги, готовые переехать работать в сельские школы, получат от государства единовременную компенсационную выплату в размере одного миллиона рублей [5].

Рассмотрим ситуацию с педагогическими кадрами, сложившуюся в Калининградской области. Согласно картотеке работников системы образования, которая ведется Калининградским областным институтом развития образования, к 2020 году регион будет нуждаться в 600 педагогах общеобразовательных школ (из них 112 учителей математики, 104 учителя начальных классов, 72 учителя русского языка и литературы, 61 учитель английского языка и др.). При этом на начало 2019/2020 учебного года в Калининградской области работают 6982 учителя, из которых 18,7% старше 60 лет. Ситуация с педагогическими кадрами осложняется еще и геополитическим положением региона — «закрытостью» образовательной экосистемы.

Решить задачу комплектования образовательных организаций педагогическими кадрами невозможно без взаимодей-

Вейдт В. П. Распределенный педагогический класс как элемент непрерывного педагогического образования (региональный проект Калининградской области «Учитель будущего») // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 4. — С. 60-65. — 001 10.24411/2307-4264-2019-10406.

ствия всех субъектов системы образования — от министерства образования до учащихся школ (будущих абитуриентов). Исходя из этого в 2018 году было принято решение о реализации регионального проекта распределенного педагогического класса «Учитель будущего».

В образовательной практике России идея профильных педагогических классов не нова. Так, еще в 60-х годах XIX века К. Д. Ушинский инициировал создание специального двухлетнего педагогического класса при Смольном институте благородных девиц. Осознавая ценность синтеза теории и практики, в основу подготовки будущих учительниц К. Д. Ушинский заложил пропедевтические принципы профильного обучения, в соответствии с которыми ученицы специальных педагогических классов под присмотром наставников вели занятия с воспитанницами младших классов Смольного института [7, с. 319-320]. Новаторская идея К. Д. Ушинского, по сути, послужила точкой отсчета для осуществления профильной и предпрофильной педагогической подготовки в России.

Спустя более 150 лет вопрос подготовки учителей не только не утратил своей актуальности, но и приобрел особую значимость. В настоящее время накоплен достаточный опыт по организации педагогических классов во многих регионах России. Так, в Нижневартовске (Ханты-Мансийский автономный округ) педагогический класс для учащихся 9-11-х классов общеобразовательных школ функционирует на базе факультета психологии и педагогики государственного университета. Его основная задача заключается в профессиональной ориентации будущих выпускников [6].

Интересен и опыт Красноярского края, где, также при университете, функционирует сетевое исследовательское сообщество «Школа юного исследователя», в рамках деятельности которого учащимся старших классов созданы специальные условия для осуществления учебного проекта по выбранной педагогической специальности [3, с. 100].

Следует отметить, что на практике педагогические классы организуются в основном на базе университетов. Введение же педагогического профиля в школе осложняется ограниченностью числа учащихся, желающих в дальнейшем приобрести профессию учителя. Тем не менее подобная модель имеет место в образовательной практике, например в Курганской области*.

Помимо приведенных здесь моделей допрофессиональной педагогической подготовки известны и другие (элективные курсы, социально-педагогическая практика, школы юных педагогов и т. п.) [2]. Однако опыт Калининградской области по реализации регионального проекта распределенного педагогического класса «Учитель будущего» не подходит под описание ни одной из моделей, а потому может представлять интерес для педагогического и научного сообщества.

Проект распределенного педагогического класса реализовывается в соответствии с разработанной моделью (рис.).

Проект распределенного педагогического класса имеет ряд ключевых особенностей.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

* С описанием проекта «Педагогические классы» можно ознакомиться на официальном сайте Департамента образования и науки Курганской области: http://don.kurganoЫ.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2361:-q-

q&cat¡d=255:2017-07-20-06-54-38&Item¡d=437.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Модель регионального проекта распределенного педагогического класса «Учитель будущего»

(Калининградская область)

1. Консолидация усилий всех участников образовательного процесса и интеграция образовательных программ. Инициатором и основным спонсором проекта выступило Министерство образования Калининградской области; Калининградский областной институт развития образования* произвел конкурсный отбор учащихся в распределенный педагогический класс; Институт образования БФУ им. И. Канта** осуществляет обучение зачисленных в педагогический класс детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Учитель будущего», в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий; школы активно взаимодействуют с учащимися распределенного педагогического класса и их родителями, а также являются полноценными субъектами реализации дополнительной общеобразовательной программы.

2. Педагогический класс имеет статус распределенного, то есть рассредоточенного по области. С одной стороны, данный статус вынудил общеобразовательные организации взять на себя определенные обязательства. Так, со стороны школы назначается ответственный (куратор) по сопровождению учащегося в рамках регионального проекта распределенного педагогического класса «Учитель будущего». Кроме того, в со-

* На рисунке — институт.

** На рисунке — университет.

ответствии с основными положениями проекта школы обязаны создать учащимся благоприятные условия для освоения дополнительной общеобразовательной программы. С другой стороны, план-график мероприятий на новый учебный год (дорожная карта) формировался с учетом поступивших от школ предложений.

3. Центральный координатор проекта — Калининградский областной институт развития образования. Такое решение неслучайно: институт обладает не только широчайшими информационными ресурсами, но и доступом к картотеке педагогических работников, что позволяет оценить потребность региона в учителях того или иного профиля.

В рамках координирующей функции, институт решает следующие задачи:

- вносит предложения по изменению плана-графика мероприятий по реализации проекта;

- выступает экспертом дополнительной общеобразовательной обще-развивающей программы «Учитель будущего», разработанной и реализуемой университетом;

- консультирует школы по вопросам методического и организационного сопровождения учащихся распределенного педагогического класса «Учитель будущего»;

- обеспечивает (в случае разногласий у участников проекта) возможность обсуждения совместной рабочей группой из числа представителей школы, института и университета методических и организационных вопросов реализации проекта и др.

Несомненным достоинством такого подхода в долгосрочной перспективе может стать реальное воплощение непрерывного профессионального (педагогического) образования с вовлечением всех участников проекта в мероприятия различного уровня и масштаба.

4. Конкурсный отбор учащихся. Формирование распределенного педагогического класса «Учитель будущего» происходило на основании конкурсного отбора из числа учащихся 10-х классов 2018/2019 учебного года общеобразовательных школ Калининградской области. Численность учащихся составила 50 человек, из них не менее 50% — школьники из муниципальных образований региона.

Конкурсный отбор, реализованный Калининградским областным институтом развития образования, проводился дистанционно. Конкурсной комиссией осуществлялась экспертная оценка поданных документов и составлялся рейтинг участников отбора по следующим показателям:

- средний балл аттестата по предметам «Русский язык», «Математика», «Обществознание», «Иностранный(ые) язык(и)», «Биология»;

- конкурсное задание (видеосюжет «Я — учитель будущего»);

- портфолио достижений учащихся (грамоты и благодарности, волонтерские книжки, значки ГТО и др.).

По итогам конкурсного отбора в распределенный педагогический класс «Учитель будущего» были зачислены учащиеся из 9 муниципальных образований Калининградской области.

5. Очно-заочная форма обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Учебный план дополнительной обще-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

образовательной общеразвивающей программы «Учитель будущего» включает обязательную (инвариантную) и вариативную части (рис.). Обязательная часть, реализуемая университетом, содержит образовательные модули и темы по профессиональной ориентации школьников и приобщению их к педагогической культуре, обучению основам профессии учителя, формированию digital- и soft-компетенций (в том числе развитие критического мышления, лидерских качеств, навыков работы в команде и др.). Вариативная часть программы сформирована с учетом поступивших предложений от школ (участников проекта) и включает в себя педагогические фестивали, волонтерские акции, вожатскую практику при летнем школьном лагере и др.

Обучение по образовательной программе распределенного педагогического класса «Учитель будущего» предоставляет будущим абитуриентам следующие гарантии:

- целевой прием на педагогические специальности;

- дополнительные баллы при поступлении в БФУ им. И. Канта;

- «отложенный контракт» по итогам обучения (по желанию студентов): возможность заключить трудовой договор с отложенной датой начала работы в школе, где осуществлялась педагогическая практика.

Говоря о возможностях проекта в целом, можно выделить три планируемых результата:

- восполнение кадровых дефицитов региона (долговременная цель);

- повышение статуса и престижа педагогической профессии (эталонная цель);

- обеспечение эффективности отбора абитуриентов на педагогические специальности (реальная цель).

Представляется, что распределенный педагогический класс может занять свою собственную нишу в системе непрерывного педагогического образования, выступая катализатором изменения (повышения качества) образования в целом.

Литература

1. Письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 № ТС-817/08 «О направлении разъяснений» (вместе с «Разъяснениями о применении требований к образованию и обучению по должности «учитель», установленных профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)») [Электронный ресурс] // Кодификация РФ: действующее законодательство Российской Федерации. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-28.03.2019-N-TS-817_08/ (дата обращения — 06.09.2019).

2. Байбородова Л. В. Концептуальные основы и модели допрофессио-нальной педагогической подготовки школьников // Ярославский педагогический вестник. — 2015. — № 5. — С. 93-99.

3. Гаврилова О. М., Безрукова Н. П. Инновационные формы педагогического сопровождения старшеклассников к выбору педагогической профессии в системе «школа - университет» // Казанский педагогический журнал. — 2016. — № 2. — С. 99-102.

4. Индикаторы образования: 2018: Статистический сборник / Н. В. Бон-даренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 400 с.

5. Минпросвещения России создаст реестр образовательных организаций — участников программы «Земский учитель» [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации: [сайт]. URL: https://edu.gov.ru/press/1457/minprosvescheniya-rossii-sozdast-reestr-obrazovatelnyh-organizaciy-uchastnikov-programmy-zemskiy-uchitel/ (дата обращения — 06.09.2019).

6. Тюстина Г. Г., Бауэр Е. А. Педагогический класс в вузе как форма организации профессиональной ориентации обучающихся старших классов // Общество: социология, психология, педагогика. — 2016. — № 10. [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/ spp/2016/10/pedagogics/tyustina-bauer.pdf (дата обращения — 10.09.2019).

7. Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 11 т. — Т. 2. Педагогические статьи 1857-1861 гг. — М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. — 655 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.