60 |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Распределенный педагогический класс как элемент непрерывного педагогического образования (региональный проект Калининградской области «Учитель будущего»)
ВЕЙДТ
Валерия Павловна,
кандидат педагогических наук, проректор по научно-методической работе Калининградского областного института развития образования, Калининград
Аннотация
В статье актуализируется проблема дефицита педагогических кадров в целом по России и в Калининградской области в частности. Одним из возможных способов решить проблему нехватки учителей может стать проект распределенного педагогического класса, для успешной реализации которого требуется консолидация усилий и ресурсов всех субъектов системы образования региона. Автором статьи представлена модель регионального проектараспределенного педагогического класса «Учитель будущего», описаны ключевые особенности проекта и перспективы его реализации
Ключевые слова:
педагогический класс, непрерывное педагогическое образование, профильная подготовка, предпрофильная подготовка, профессиональная ориентация, дефицит учителей
Согласно официальным данным, в 2018 году в Российской Федерации насчитывалось 2426,5 тыс. педагогических работников, в том числе 1074,1 тыс. учителей общеобразовательных организаций и 530,1 тыс. воспитателей детских садов [4, с. 28-29]. При этом численность занятых в сфере образования неуклонно снижается. По предварительным прогнозам, к 2029 году российские школы будут нуждаться в 188,7 тыс. учителей.
В 2019 году Минпросвещения России представило разъяснения относительно требований к образованию и обучению, установленных профессиональным стандартом педагога [1], в соответствии с которыми педагогу не требуется иметь педагогическое образование и/или проходить профессиональную переподготовку по направлению «Образование и педагогика», если он имеет профильную подготовку по преподаваемому предмету. Кроме того, дефицит педагогических кадров предполагается снизить с помощью программы «Земский учитель», планируемой к реализации с 2020 года, в соответствии с которой педагоги, готовые переехать работать в сельские школы, получат от государства единовременную компенсационную выплату в размере одного миллиона рублей [5].
Рассмотрим ситуацию с педагогическими кадрами, сложившуюся в Калининградской области. Согласно картотеке работников системы образования, которая ведется Калининградским областным институтом развития образования, к 2020 году регион будет нуждаться в 600 педагогах общеобразовательных школ (из них 112 учителей математики, 104 учителя начальных классов, 72 учителя русского языка и литературы, 61 учитель английского языка и др.). При этом на начало 2019/2020 учебного года в Калининградской области работают 6982 учителя, из которых 18,7% старше 60 лет. Ситуация с педагогическими кадрами осложняется еще и геополитическим положением региона — «закрытостью» образовательной экосистемы.
Решить задачу комплектования образовательных организаций педагогическими кадрами невозможно без взаимодей-
Вейдт В. П. Распределенный педагогический класс как элемент непрерывного педагогического образования (региональный проект Калининградской области «Учитель будущего») // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 4. — С. 60-65. — 001 10.24411/2307-4264-2019-10406.
ствия всех субъектов системы образования — от министерства образования до учащихся школ (будущих абитуриентов). Исходя из этого в 2018 году было принято решение о реализации регионального проекта распределенного педагогического класса «Учитель будущего».
В образовательной практике России идея профильных педагогических классов не нова. Так, еще в 60-х годах XIX века К. Д. Ушинский инициировал создание специального двухлетнего педагогического класса при Смольном институте благородных девиц. Осознавая ценность синтеза теории и практики, в основу подготовки будущих учительниц К. Д. Ушинский заложил пропедевтические принципы профильного обучения, в соответствии с которыми ученицы специальных педагогических классов под присмотром наставников вели занятия с воспитанницами младших классов Смольного института [7, с. 319-320]. Новаторская идея К. Д. Ушинского, по сути, послужила точкой отсчета для осуществления профильной и предпрофильной педагогической подготовки в России.
Спустя более 150 лет вопрос подготовки учителей не только не утратил своей актуальности, но и приобрел особую значимость. В настоящее время накоплен достаточный опыт по организации педагогических классов во многих регионах России. Так, в Нижневартовске (Ханты-Мансийский автономный округ) педагогический класс для учащихся 9-11-х классов общеобразовательных школ функционирует на базе факультета психологии и педагогики государственного университета. Его основная задача заключается в профессиональной ориентации будущих выпускников [6].
Интересен и опыт Красноярского края, где, также при университете, функционирует сетевое исследовательское сообщество «Школа юного исследователя», в рамках деятельности которого учащимся старших классов созданы специальные условия для осуществления учебного проекта по выбранной педагогической специальности [3, с. 100].
Следует отметить, что на практике педагогические классы организуются в основном на базе университетов. Введение же педагогического профиля в школе осложняется ограниченностью числа учащихся, желающих в дальнейшем приобрести профессию учителя. Тем не менее подобная модель имеет место в образовательной практике, например в Курганской области*.
Помимо приведенных здесь моделей допрофессиональной педагогической подготовки известны и другие (элективные курсы, социально-педагогическая практика, школы юных педагогов и т. п.) [2]. Однако опыт Калининградской области по реализации регионального проекта распределенного педагогического класса «Учитель будущего» не подходит под описание ни одной из моделей, а потому может представлять интерес для педагогического и научного сообщества.
Проект распределенного педагогического класса реализовывается в соответствии с разработанной моделью (рис.).
Проект распределенного педагогического класса имеет ряд ключевых особенностей.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
* С описанием проекта «Педагогические классы» можно ознакомиться на официальном сайте Департамента образования и науки Курганской области: http://don.kurganoЫ.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2361:-q-
q&cat¡d=255:2017-07-20-06-54-38&Item¡d=437.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Модель регионального проекта распределенного педагогического класса «Учитель будущего»
(Калининградская область)
1. Консолидация усилий всех участников образовательного процесса и интеграция образовательных программ. Инициатором и основным спонсором проекта выступило Министерство образования Калининградской области; Калининградский областной институт развития образования* произвел конкурсный отбор учащихся в распределенный педагогический класс; Институт образования БФУ им. И. Канта** осуществляет обучение зачисленных в педагогический класс детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Учитель будущего», в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий; школы активно взаимодействуют с учащимися распределенного педагогического класса и их родителями, а также являются полноценными субъектами реализации дополнительной общеобразовательной программы.
2. Педагогический класс имеет статус распределенного, то есть рассредоточенного по области. С одной стороны, данный статус вынудил общеобразовательные организации взять на себя определенные обязательства. Так, со стороны школы назначается ответственный (куратор) по сопровождению учащегося в рамках регионального проекта распределенного педагогического класса «Учитель будущего». Кроме того, в со-
* На рисунке — институт.
** На рисунке — университет.
ответствии с основными положениями проекта школы обязаны создать учащимся благоприятные условия для освоения дополнительной общеобразовательной программы. С другой стороны, план-график мероприятий на новый учебный год (дорожная карта) формировался с учетом поступивших от школ предложений.
3. Центральный координатор проекта — Калининградский областной институт развития образования. Такое решение неслучайно: институт обладает не только широчайшими информационными ресурсами, но и доступом к картотеке педагогических работников, что позволяет оценить потребность региона в учителях того или иного профиля.
В рамках координирующей функции, институт решает следующие задачи:
- вносит предложения по изменению плана-графика мероприятий по реализации проекта;
- выступает экспертом дополнительной общеобразовательной обще-развивающей программы «Учитель будущего», разработанной и реализуемой университетом;
- консультирует школы по вопросам методического и организационного сопровождения учащихся распределенного педагогического класса «Учитель будущего»;
- обеспечивает (в случае разногласий у участников проекта) возможность обсуждения совместной рабочей группой из числа представителей школы, института и университета методических и организационных вопросов реализации проекта и др.
Несомненным достоинством такого подхода в долгосрочной перспективе может стать реальное воплощение непрерывного профессионального (педагогического) образования с вовлечением всех участников проекта в мероприятия различного уровня и масштаба.
4. Конкурсный отбор учащихся. Формирование распределенного педагогического класса «Учитель будущего» происходило на основании конкурсного отбора из числа учащихся 10-х классов 2018/2019 учебного года общеобразовательных школ Калининградской области. Численность учащихся составила 50 человек, из них не менее 50% — школьники из муниципальных образований региона.
Конкурсный отбор, реализованный Калининградским областным институтом развития образования, проводился дистанционно. Конкурсной комиссией осуществлялась экспертная оценка поданных документов и составлялся рейтинг участников отбора по следующим показателям:
- средний балл аттестата по предметам «Русский язык», «Математика», «Обществознание», «Иностранный(ые) язык(и)», «Биология»;
- конкурсное задание (видеосюжет «Я — учитель будущего»);
- портфолио достижений учащихся (грамоты и благодарности, волонтерские книжки, значки ГТО и др.).
По итогам конкурсного отбора в распределенный педагогический класс «Учитель будущего» были зачислены учащиеся из 9 муниципальных образований Калининградской области.
5. Очно-заочная форма обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Учебный план дополнительной обще-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
образовательной общеразвивающей программы «Учитель будущего» включает обязательную (инвариантную) и вариативную части (рис.). Обязательная часть, реализуемая университетом, содержит образовательные модули и темы по профессиональной ориентации школьников и приобщению их к педагогической культуре, обучению основам профессии учителя, формированию digital- и soft-компетенций (в том числе развитие критического мышления, лидерских качеств, навыков работы в команде и др.). Вариативная часть программы сформирована с учетом поступивших предложений от школ (участников проекта) и включает в себя педагогические фестивали, волонтерские акции, вожатскую практику при летнем школьном лагере и др.
Обучение по образовательной программе распределенного педагогического класса «Учитель будущего» предоставляет будущим абитуриентам следующие гарантии:
- целевой прием на педагогические специальности;
- дополнительные баллы при поступлении в БФУ им. И. Канта;
- «отложенный контракт» по итогам обучения (по желанию студентов): возможность заключить трудовой договор с отложенной датой начала работы в школе, где осуществлялась педагогическая практика.
Говоря о возможностях проекта в целом, можно выделить три планируемых результата:
- восполнение кадровых дефицитов региона (долговременная цель);
- повышение статуса и престижа педагогической профессии (эталонная цель);
- обеспечение эффективности отбора абитуриентов на педагогические специальности (реальная цель).
Представляется, что распределенный педагогический класс может занять свою собственную нишу в системе непрерывного педагогического образования, выступая катализатором изменения (повышения качества) образования в целом.
Литература
1. Письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 № ТС-817/08 «О направлении разъяснений» (вместе с «Разъяснениями о применении требований к образованию и обучению по должности «учитель», установленных профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)») [Электронный ресурс] // Кодификация РФ: действующее законодательство Российской Федерации. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-28.03.2019-N-TS-817_08/ (дата обращения — 06.09.2019).
2. Байбородова Л. В. Концептуальные основы и модели допрофессио-нальной педагогической подготовки школьников // Ярославский педагогический вестник. — 2015. — № 5. — С. 93-99.
3. Гаврилова О. М., Безрукова Н. П. Инновационные формы педагогического сопровождения старшеклассников к выбору педагогической профессии в системе «школа - университет» // Казанский педагогический журнал. — 2016. — № 2. — С. 99-102.
4. Индикаторы образования: 2018: Статистический сборник / Н. В. Бон-даренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 400 с.
5. Минпросвещения России создаст реестр образовательных организаций — участников программы «Земский учитель» [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации: [сайт]. URL: https://edu.gov.ru/press/1457/minprosvescheniya-rossii-sozdast-reestr-obrazovatelnyh-organizaciy-uchastnikov-programmy-zemskiy-uchitel/ (дата обращения — 06.09.2019).
6. Тюстина Г. Г., Бауэр Е. А. Педагогический класс в вузе как форма организации профессиональной ориентации обучающихся старших классов // Общество: социология, психология, педагогика. — 2016. — № 10. [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/ spp/2016/10/pedagogics/tyustina-bauer.pdf (дата обращения — 10.09.2019).
7. Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 11 т. — Т. 2. Педагогические статьи 1857-1861 гг. — М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. — 655 с.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА