DISTRIBUTION OF TELEPHONE LOAD IN THE NETWORKS OF OPERATIONAL AND TECHNOLOGICAL COMMUNICATION OF JSC "UZBEKISTAN RAILWAYS"
Khalikov A.
Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Department of Automation, Remote Control and Telecommunication Technologies in Railway Transport
Tashkent Institute of Railway Engineers
Urakov O.
The applicant of the department "Automation, Remote Control and Telecommunication
Technologies for Railway Transport" Tashkent Institute of Railway Engineers
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕЛЕФОННОЙ НАГРУЗКИ В СЕТЯХ ОПЕРАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ АО «УЗБЕКИСТОН ТЕМИР ЙУЛЛАРИ»
Халиков А.
Д.т.н., профессор зав. кафедрой «Автоматика, телемеханика и телекоммуникационные
технологии на железнодорожном транспорте» Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта
Ураков О.
Соискатель кафедры «Автоматика, телемеханика и телекоммуникационные
технологии на железнодорожном транспорте» Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта
Abstract
The article discusses the main requirements for the network of operational and technological communication, as well as analyzes the efficiency of operation and the efficiency of dispatch communication based on the data of the Signaling and Communication Directorate of O'zbekiston Temir Yollari JSC. Аннотация
В статье рассматриваются основные требования к сети оперативно-технологической связи, а также анализируются эффективность функционирования и оперативность диспетчерской связи на основании данных Управлении сигнализации и связи АО «Узбекистон темир йуллари».
Keywords: operational and technological communication, types of communication, software, switching. Ключевые слова: оперативно-технологическая связь, виды связи, программное обеспечение, коммутация.
Введение
На железнодорожном транспорте обеспечение безопасности и надежности перевозочного процесса заключается важнейшим критерием рыночной экономики. Одним из главных направлений удовлетворения требований в управлении процессами перевозками является усовершенствование систем и средств обеспечения качественных телекоммуникаций.
Наиболее сильное влияние на эффективность и безопасность перевозочного процесса оказывает качество систем коммуникаций акционерного общества «Узбекистон темир йуллари» (АО «УТЙ»), которое на сегодняшний день выполняет около 40 % грузо и более 70 % пассажирских перевозок республики [1, официальный сайт. - URL.: http://rail-way.uz/ru].
От четкой и надежной работы устройств связи во многом зависит эффективная работа железнодорожного транспорта, при помощи которых осуществляется оперативное управление грузо-пере-возочным процессом на железной дороге и их взаимосвязь с отдельными подразделениями.
Качество перевозочного процесса на железнодорожном транспорте обусловлено своевременностью, безопасностью и надежностью отправления
грузов и пассажиров к месту назначения. Эти показатели в основном зависят от успешности взаимодействия и функционирования подразделений и всех хозяйств, непосредственно участвующих в организации перевозочного процесса и эксплуатации подвижного состава.
В соответствии с потребностями системы управления железнодорожного транспорта все необходимые задачи и качество связи определяют с учетом усовершенствования техники связи и расширения перечня услуг для возможности предоставления абонентам.
1. Основные требования, предъявляемые к оперативно-технологической связи
Многочисленность и территориальная расположенность объектов и подразделений, а также тесная взаимосвязь в работе при непрерывном производственном процессы во времени, являются основными требованиями перевозочного процесса на железнодорожном транспорте [2, с.120]. В обеспечении безопасности движения принимают участие работники различных специальностей, введении которых находятся: железнодорожный путь, подвижной состав (локомотивы, вагоны), устройства автоматики и телемеханики, искусственные соору-
жения, энергетические устройства, информационно-вычислительные центры и т.д. Соблюдение выполнения графика движения поездов [3, с. 120; 4, с.91; 5, с.27], обеспечение безопасности движения, оперативная разработка мер и регулирование парка вагонов и локомотивов, минимальные сроки доставки грузов и пассажиров требуют от всех компонентов многоотраслевого железнодорожного хозяйства.
Для предоставления взаимосвязи и надежной работы названных элементов управления железнодорожным транспортом создана технологическая сеть связи (дальше сеть связи железнодорожного транспорта).
Сеть связи железнодорожного транспорта Республики Узбекистан - это совокупность первичных и вторичных сетей для обеспечения организаций, предприятий и структурных подразделений железнодорожной компании связью, в соответствии с Правилами технической эксплуатации АО «УТЙ» [7, с.222; 8, с.118; 9, с.43].
Основные требования оперативно-технологической связи (ОТС):
- организация системы ОТС должна быть независимой от других видов связи, а также представлять собой технологическую сеть, не имеющую выходов в сети связи общего пользования;
- возможность индивидуального, группового и циркулярного вызовов;
- прием вызывного сигнала осуществляется специальными устройствами, предоставляющими избирательность приема вызова, потому что каждому аппарату, включаемому в групповой канал, присваивается свой вызывной сигнал;
- система ОТС должна иметь возможность гибкой адаптации к изменяющимся ситуациям в системе управления железнодорожным транспортом.
Вышеуказанные требования ОТС должны выполняться как при строительстве новых сетей, так и при модернизации существующих сетей ОТС.
2. Оценка качества передачи информации оперативно-технологической связи
При разработке систем ОТС обычно считаются, что фразовая разборчивость должна быть с вероятностью не меньшее 0,9 [6, с. 119]. На рис.1. представлена схема модели процесса передачи информации адресату при предложении, что основным параметром, характеризующим этот процесс, является общее время доставки информации:
т = Ти + Тп (1)
где Ти - время передачи информации;
Тп - потери времени в процессе доставки, которые образуются во всех элементах модели.
В виде совокупности каждый элемент модели определить количественных соотношений, позволяющих различные показатели, устанавливающие те или другие стороны процесса передачи.
При ограничении надежности устройств ОТС в процессе их функционирования возникают отказы, нарушающие действие связи или снижающие ее качество, что приводит к дополнительным затратам времени при передаче информации, т.е. увеличение длительности передачи информации из-за недостаточной надежности и качества связи.
Передающая сторона
Время собственно передачи информации
Непроизводительные затраты времени
из-за из-за
из-за
нехватки недоста-
ограничен-
соедини- точного
ной надеж-
тельных качества
ности
путей связи
Время необходимое для выполнения операций по установлению соедения
Принимающая сторона
Рис. 1 Схема модели процесса передачи информации по каналам ОТС
Рассмотрим выполнение сетью оперативно-технологической связи своих функций, т.е. на вход сети постоянно в течение неограниченно длительного времени поступают различные информации. Каждая из них требует для своей передачи определенного времени Т , а также задерживается в сети
на какое-то непроизводительное время Т из-за недостаточности эффективной ее работы.
Математическое ожидание эффективность функционирования сети ОТС характеризует как случайной величины:
Е = (2)
, =0 ТИ + ТП1 где т - число возможных состояний сети;
Т Т
И1 и 1 п - полезное время передачи информации и непроизводительные затраты времени i-м состоянии;
Р - вероятность /'-го состояния. Наиболее вероятное состояние сети ОТС определяет значение Е, и чем больше это значение, тем меньше непроизводственные затраты времени. При
Е = 1 непроизводительные затраты времени равны нулю во всех состояниях сети ОТС
(Тп = 0, р = 1) и сеть абсолютно эффективна.
При Е = 0 передачи информации во всех сетях ОТС не происходит (Тп = 0 или Тп —> да ,
Р = 1).
Соотношение (2) может быть принято за основную характеристику эффективности функционирования сети ОТС в тех случаях, когда ничего неизвестно о требуемых сроках передачи информации, т.е. если время передачи информации не накладывается каких-либо ограничений. Между тем, в определенных ситуациях задержка передачи информации сверх задаваемого системой управления срока может привести к непоправимым отрицательным последствиям для железнодорожного транспорта.
Оперативно-технологическая связь должна обеспечить оперативностью, требуемого качества связи, позволяющие своевременно выполнить задачи или принятие управленческих решений. Основной вид ОТС на железнодорожном транспорте является поездная диспетчерская связь для руководства движением поездов, а также служит для переговоров поездного диспетчерского с раздельными пунктами, входящими в обслуживаемый им участок по вопросам приема и отправления поездов.
В отличие эффективности функционирования оперативность диспетчерской связи определяется нагрузкой:
1 + пу
Q =
n!
k
;У
(3)
ыо(п - к)! где п - число промежуточных пунктов; к - число вызовов в час наибольшей нагрузки (ЧНН);
у - нагрузка, создаваемая одним промежуточным пунктом в ЧНН, Эрл.
Нагрузка, создаваемая одним промежуточным
пунктом в ЧНН, У = %Ти (где ^ - интенсивность потока вызовов, создаваемого в ЧНН одним промежуточным пунктом).
1
0,9
0,8
1,0,7
0,6
0,5
0,4
о. —
X
0,3 0,2
0,1
0
А \ \
9,0 V \ \
4,0
\ 2,0 1,2
\ V, ч
-i- --i--Ч 1-i- ~~ -А-—^
10
20
25
30
35
40
45
Количество промежуточных пунктов Рис. 2. Зависимость нагрузки на диспетчерскую связь от числа промежуточных пунктов
при разных значениях нагрузки
Например, если нагрузка составляет 1 минуту-
занятие в ЧНН и требуемая оперативность Q должна быть не ниже 0,6, то по графику рис.2 определяем, что в такую сеть можно включить не более 40 промежуточных пунктов. Отличие в расчете модели при передаче от промежуточного пункта к диспетчеру при принятых допущениях, не будет.
Заключение
Методика расчета эффективность функционирования ( Е ) показывает, что чем больше эта величина, тем меньше непроизводственные затраты
времени. Оперативность диспетчерской связи ( Q ) т.е. зависимость нагрузки от количества промежуточных пунктов показывает, что чем больше количества промежуточных пунктов, тем ниже нагрузка на диспетчерскую связь.
n
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Узбекские железные дороги: официальный сайт. - URL.: http://railwav.uz/ru (дата обращения 12.02.2019 г.).
2. Оперативно-технологическая телефонная связь на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов железнодорожного транспорта / Ю.В. Юркин, А.К. Лебединский, В.А. Прокофьев, И.Д. Блиндер; По ред. Ю.В. Юркина. - М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007. - 264 с.
3. Станционная и поездная радиосвязь. Хали-ков А.А, Кривопишин В.В. / Учебное пособие. "Янги аср авлоди". Ташкент-2007. - С. 308.
4. Халиков А.А, Ураков О.Х. Внедрение модифицированных устройств для оперативно-технологической связи на железнодорожном участке Ангрен-Поп. //Мухаммад Ал-Хоразмий авлодлари. Илмий-амалий ва ахборот-тадлилий журнал №3(5) . 2018. -С. 89-94.
5. Халиков А.А, Ураков О.Х. Существующие проблемы и перспективы развития поездной радиосвязи в железнодорожном тоннеле «Камчик». //Материалы в сборнике трудов конференции серии:
«International scientific review». (Boston. USA. №11(53). November. - С. 24-28, 2018.
6. Халиков А.А, Ураков О.Х. Проблемы и перспективы развития поездной радиосвязи в железнодорожном тоннеле «Камчик». //Вестник научных конференций 2018. N 10-4(38) - С118-119. Наука и образование в XXI веке. По материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2018 г. Часть 4.
7. Khalikov A.A., Urakov O.H. The tasks of organizing and managing the integrated digital network of operational and technological communication based on PIC-D devices at the Angren-Pap railway sections. //Journal
"European science review" № 9-10. 2018. SeptemberOktober. Volume 1. pp. 220-227.
8. Khalikov A.A., Mirsagdiev O.A. Models of servise calls in the railway networks. //European science revive. № 9-10. 2017. September-October. Vienna-Prague. 2017. 116-120.
9. Халиков А.А, Ураков О.Х. Темир йул транспортида интеграллашган технологик алока тармогини ташкил этиш. //Мухаммад Ал-Хоразмий авлодлари. Илмий-амалий ва ахборот-та^лилий журнал №2(2)/2017.-С.42-45.