Например, если нагрузка составляет 1 минуту-
занятие в ЧНН и требуемая оперативность Q должна быть не ниже 0,6, то по графику рис.2 определяем, что в такую сеть можно включить не более 40 промежуточных пунктов. Отличие в расчете модели при передаче от промежуточного пункта к диспетчеру при принятых допущениях, не будет.
Заключение
Методика расчета эффективность функционирования (E) показывает, что чем больше эта величина, тем меньше непроизводственные затраты
времени. Оперативность диспетчерской связи (Q) т.е. зависимость нагрузки от количества промежуточных пунктов показывает, что чем больше количества промежуточных пунктов, тем ниже нагрузка на диспетчерскую связь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Узбекские железные дороги: официальный сайт. - URL.: http://railway.uz/ru (дата обращения 12.02.2019 г.).
2. Оперативно-технологическая телефонная связь на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов железнодорожного транспорта / Ю.В. Юркин, А.К. Лебединский, В.А. Прокофьев, И.Д. Блиндер; По ред. Ю.В. Юркина. - М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007. - 264 с.
3. Станционная и поездная радиосвязь. Хали-ков А.А, Кривопишин В.В.
/ Учебное пособие. "Янги аср авлоди". Таш-кент-2007. - С. 308.
4. Халиков А.А, Ураков О.Х. Внедрение модифицированных устройств для оперативно-технологической связи на железнодорожном участке Ангрен-Поп. //Мухаммад Ал-Хоразмий авлодлари. Илмий-амалий ва ахборот-тахлилий журнал №3(5) . 2018. -С. 89-94.
5. Халиков А.А, Ураков О.Х. Существующие проблемы и перспективы развития поездной радиосвязи в железнодорожном тоннеле «Камчик». //Материалы в сборнике трудов конференции серии: «International scientific review». (Boston. USA. №11(53). November. - С. 24-28, 2018.
6. Халиков А.А, Ураков О.Х. Проблемы и перспективы развития поездной радиосвязи в железнодорожном тоннеле «Камчик». //Вестник научных конференций 2018. N 10-4(38) - С118-119. Наука и образование в XXI веке. По материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2018 г. Часть 4.
7. Khalikov A.A., Urakov O.H. The tasks of organizing and managing the integrated digital network of operational and technological communication based on PIC-D devices at the Angren-Pap railway sections. //Journal
"European science review" № 9-10. 2018. SeptemberOktober. Volume 1. pp. 220-227.
8. Khalikov A.A., Mirsagdiev O.A. Models of servise calls in the railway networks. //European science revive. № 9-10. 2017. September-October. Vienna-Prague. 2017. 116-120.
9. Халиков А.А, Ураков О.Х. Темир йул транспортида интеграллашган технологик алока тармогини ташкил этиш. //Мухаммад Ал-Хоразмий авлодлари. Илмий-амалий ва ахборот-тахлилий журнал №2(2)/2017.-С.42-45.
THE EXPERIMENTAL ESTIMATION OF THE PARAMETERS OF THE VERTICAL-AXIAL WINDMILL ELECTRIC GENERATING UNIT FOR THE SELF-GENERATED POWER SUPPLY OF THE
OBJECTS BY LAND AND BY SEA
Shishkin N.,
Saratov Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
Ilyin R.
Saratov Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ РОТОРОВ ВЕРТИКАЛЬНО-ОСЕВЫХ ВЕТРОЭНЕРГОУСТАНОВОК ДЛЯ АВТОНОМНОГО ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ НА
СУШЕ И НА МОРЕ
Шишкин Н.Д.,
Лаборатория нетрадиционной энергетики Отдела энергетических проблем
Саратовского научного центра РАН.
Ильин Р.А.
Лаборатория нетрадиционной энергетики Отдела энергетических проблем
Саратовского научного центра РАН.
Abstract
For the first time the experimental investigation was carried out in the wind tunnel installation to evaluate the influence of the zigzag-shaped wing flaps on the work of the H-Darrieus and circular rotors. It is determined that the rotation frequency of the H-Darrieus rotor increases at the average rate of 19 percent in the presence of these wing flaps, and the rotation frequency of the circular rotor increases at the average rate of 31 per cent in this case. It will lead to the increase of the power factor. The optimization of the geometrical parameters and the improvement of the blade construction may lead to the increase of the power factor of the H-Darrieus rotor to the point of
0,72, exceeding the maximum possible point 0,45 for the horizontal axial wind-mill electric generating unit. It is appropriate to change over to the single-stage construction of the H-Darrieus rotor with the cross members only at the bottom to connect the rotor to the shaft of the electric power generator and the thin plain bandage for fastening the blades with the wing flaps in the upper part of the rotor. It is practicable to aggregate the H-Darrieus rotors with the Savonius rotors for activating the rotorat the far less rotation speeds. Such a combined rotor can be used in the systems of electric power supply and heating of different objects by land and by sea.
Аннотация
Впервые выполнены экспериментальные исследования оригинальных роторов Н-Дарье и Савониуса оптимальной геометрии, имеющих закрылки с треугольными элементами. Установлено, что частота вращения и коэффициент мощности этих роторов Н-Дарье и Савониуса больше на 18 %. Оптимизация геометрических параметров лопастей может привести к увеличению коэффициента мощности ротора Н-Дарье до значения 0,72 превышающего максимально возможное значение 0,45 для ГО ВЭУ. Применение оптимальных геометрических соотношений параметров, таких как отношение высоты лопасти и диаметра ротора, отношение расстояния от оси вала до края лопасти к радиусу лопасти ротора Савониуса и закрылков в форме треугольных зигзагов позволит достичь максимально возможного значения коэффициента мощности 0,32. Модернизированные роторы Н-Дарье и Савониуса, а также комбинированные роторы на их основе могут быть использованы в системах энергоснабжения различных объектов на суше и на море.
Keywords: vertical-axial wind turbine, H-Darrieus rotor, Savonius rotor, mechanical heat generator, autonomous electric supply, autonomous heat supply.
Ключевые слова: вертикально-осевая ветроэнергоустановка, ротор Н-Дарье, ротор Савониуса, автономное энергоснабжение
1.Введение
В настоящее время все более широкое применение находят системы энергоснабжения с использованием ветроэнергоустановок (ВЭУ) [1-4]. Кроме горизонтально-осевых ветроэнергоустановок (ГО ВЭУ) стали применяться и вертикально-осевые вет-роэнергоустановки (ВО ВЭУ). Главное преимущество ВО ВЭУ перед ГО ВЭУ в том, что работа этих установок не зависит от направления ветра, что позволяет существенно повысить их эффективность. Это делает ВО ВЭУ идеальными источникоми малой мощности для потребителей электрической и тепловой энергии малоэтажных зданий, фермерских хозяйств, туристических, промысловых и других объектов, удаленных от централизованных систем водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения и газоснабжения.
Чаще всего используются ВО ВЭУ на основе ротора Н-Дарье (ротора Эванса) с вертикальными лопастями крылового профиля и ротора Савониуса с вертикальными полуцилиндрическими лопастями [5-19]. Преимуществом роторов Н-Дарье является их быстроходность, а недостатком, невозможность самозапуска из-за малого пускового момента. Преимуществом ротора Савониуса является возможность их самозапуска из-за большого пускового момента, а недостатком малая скорость вращения.
Вращение роторов Н-Дарье, как и роторов ГО ВЭУ, по мнению большинства авторов осуществляется за счет подъемной силы, возникающей в крыловом профиле лопасти, а вращение ротора Саво-ниуса осуществляется за счет разности сил лобового сопротивления, действующих на лопасти, расположенные по разным сторонам от оси ротора [5-12]. Однако, ряд авторов [13-16] считает, что
подъемная сила возникает лишь на небольшой части круговой траектории крыловой лопасти, а на большей части траектории происходит обтекание лопасти пульсирующим потоком, аналогичным тому который возникает при взаимодействии горизонтального потока воздуха с машущим крылом птиц.
Авторы статьи полагают, что для повышения энергетической эффективности за счет уменьшения потерь от больших вихрей, образующихся на концах лопастей крылового профиля ротора Н-Дарье, а также на концах полуцилиндрических лопастей ротора Савониуса можно использовать концевые элементы лопастей (закрылки) различной формы, подобные крыльям птиц. Все крылья имеют на задней части треугольные, скругленные или прямоугольные окончания [17]. По-видимому, за счет длительной эволюции появились такие крылья, позволяющие за счет совершенной аэродинамики снизить расходы энергии на полет, как при подъеме за счет взмахов крыльев, так и за счет парения во встречном потоке. Этот опыт авторы предлагают распространить и на схожие технические объекты, такие как лопасти ротора Н-Дарье и ротора Савониуса.
2. Анализ параметров роторов Дарье и Савониуса
Рассмотрим энергетические параметры роторов Дарье и Савониуса, которые зависят от большого числа геометрических и кинематических параметров ротора и воздушного потока и на их основе определим энергетические параметры ВО ВЭУ [12-14]. Основные геометрические параметры трехлопастного ротора Н-Дарье с прямыми лопастями показаны на рис. 1.
r ^ h
Рис 1. Ротор Н-Дарье
Здесь Ь, Ь, с - длина, хорда и максимальная толщина лопасти, Я - радиус ротора, р - угол установки лопасти, т - угловая скорость вращения ротора, V - скорость ветрового потока. Безразмерными параметрами являются: г = тЯ/У -коэффициент быстроходности ротора, X = 1/Ь удлинение лопасти, с = с/Ь относительная толщина лопасти, а коэффициент заполнения (затенения) сечения. В результате исследований «идеального ротора Н-Дарье», имеющего только лопасти и не имеющего траверс, создающих дополнительное сопротивление и вихревые потоки, препятствующие работе лопастей было получено значение Ср = 0,72
[13-15]. Это выше предельного значения Ср = 0,59 для идеального ротора ГО ВЭУ. Однако эти результаты требовали проверки, т. к. они были получены в гидравлическом лотке в условиях, отличающихся от тех, которые наблюдаются в реальных условиях эксплуатации ВО ВЭУ. В аэродинамических трубах и гидравлических лотках в ряде случаев имеет место фактическое повышение скорости потока в поперечном сечении ротора, что может привести к значительному повышению коэффициента мощности.
На рис. 2 изображен двухъярусный ротор Са-вониуса.
Рис 2. Двухъярусный ротор Савониуса
Экспериментальному исследованию двухъярусного ротора Савониуса посвящено много работ [12, 15, 18, 22]. Экспериментальные исследования, проведенные в аэро-динамической трубе [22], показали, что с увеличением коэффициента загромождения потока а с 5% до 20 % происходит увеличение коэффициента мощности в 2 раза. При этом максимум СР достигается при более высоком коэффициенте быстроходности Z. Автор работы [18] делает вывод, что оптимальный ротор Савониуса должен иметь следующие значения своих геометрических параметров: H/D = 0,77, p/R = 0,20 , в = 135°, D/Di = 0,75. Однако, эксперименты, выполненные в гидробассейне при практически отсутствующем влиянии границ потока показали, что для ротора Савониуса с размерами R = 0,068 м, p = 0,015 м (p/R = 0,22), H = 0,175 м, D = 0,26 м (H/D = 0,77) и в = 135° [15], близкими к рекомендованным значениям [18], максимальное значение коэффициента мощности достигается при коэффициенте быстроходности Z = 0,65 и составляет СР = 0,20.
Таким образом, представлялось целесообразным испытать роторы Н-Дарье и Савониуса оптимальной геометрии в неограниченном воздушном потоке. Такой поток, может быть в первом приближении смоделирован потоком воздуха от вентилятора с колесом достаточно большого диаметра в 1,5-2,0 раза большем диаметра ротора. Кроме того, необходимо оценить влияние закрылков в форме треугольных зигзагов на параметры роторов Н-Да-рье и Савониуса, в частности на частоту вращения вала n и на коэффициент мощности Ср.
Целью работы является разработка усовершенствованных ВО ВЭУ на основе экспериментального исследования их энергетической эффективности. Основными задачами работы являются: экспериментальное исследование и анализ энергетической эффективности роторов Н-Дарье и Савониуса при применении лопастей, имеющих закрылки с элементами треугольной формы, а также разработка рекомендаций по совершенствованию их конструкций и применению для энергоснабжения различных объектов.
3. Методика проведения экспериментов
В Лаборатории нетрадиционной энергетики Отдела энергетических проблем Саратовского научного центра РАН при Астраханском государственном техническом университете была разработана лабораторная установка для экспериментального исследования эффективности роторов ВО ВЭУ различных типов [19-21]. Экспериментальная установка авторов имеет источником воздушного потока вентилятор, который направляет свободную струю воздуха, имитирующую ветер на ротор. Поэтому полученные результаты представляются достаточно надежными для всех рассматриваемых роторов Н-Дарье и Савониуса.
Общий вид экспериментальной лабораторной установки с роторами Н-Дарье и Савониуса с закрылками показаны на рис. 3.
а б
Рис. 3. Общий вид экспериментальной лабораторной установки:
а) с ротором Н-Дарье, имеющим лопасти с закрылками;
б) с ротором Савониуса, имеющим лопасти с закрылками
На рис. 3а показан общий вид лабораторной установки с ротором Н-Дарье диаметром DD = 0,300 м с тремя лопастями с шириной профиля Ьо = 0,100 м высотой Но толщиной профиля ¿о = 0,012 м. Лопасти имеют закрылки с треугольными элементами высотой 0,010 м. На рис. ба показан общий вид лабораторной установки для исследования параметров двухъярусного ротора Савониуса оптимальной геометрии диаметром D = 0,185 м. 4 полуцилиндрические лопасти диаметром DЛ = 0,100 м имеют угол раскрытия в = 135°, высоту Н = 0,140 м и при-
крепляются к валу с помощью горизонтальных дисков диаметром D = 0,246 м. Лопасти имеют передние и задние образующие с треугольными элементами (закрылками) высотой 0,010 м.
Обработка результатов замеров проводилась по методике, приведенной в работе авторов статьи [20]. По результатам экспериментов были построены графики зависимости частоты вращения роторов Н-Дарье и Савониуса п от скорости ветра V, измеренные в диапазоне в диапазоне от 2 до 6 м/с, показанные на рис. 4.
Рис. 4. Зависимости частоты вращения роторов Н-Дарье и Савониуса п от скорости ветра V
Рис. 5. Зависимости коэффициентов мощности роторов Н-Дарье и Савониуса Ср от коэффициента
быстроходности 2
На рис. 5 показаны зависимости коэффициентов мощности роторов Н-Дарье и Савониуса от коэффициента быстроходности 2.
4. Обсуждение полученных результатов
Как видно из рис. 4 частота вращения оригинального ротора Н-Дарье, имеющего лопасти с закрылками (линия 1) больше частоты вращения ротора Н-Дарье известной конструкции (линия 2) на 18 %. Очевидно, что закрылки с треугольными элементами, снижают потери, возникающие за счет больших вихрей в задней части лопасти, разбивая их на множество мелких. Это и приводит к повышению частоты вращения ротора Н-Дарье. Частота вращения оригинального ротора Савониуса, имеющего лопасти с закрылками (линия 3) также больше частоты вращения ротора Савониуса известной конструкции (линия 2) на 18 %. Это объясняется тем, что зигзагообразные закрылки повышают силы лобового сопротивления, которые являются движущей силой в роторах Савониуса, а также снижают потери, возникающие за счет больших вихрей, разбивая их на множество мелких. Все это способствует повышению частоты вращения ротора Савониуса.
Как видно из рис. 5 все кривые коэффициентов мощности роторов СР имеют ярко выраженный максимум при различных значениях 2 , зависящих от конструкции ротора. Полученные максимальные
значения коэффициента мощности ротора Н-Дарье практически оптимальной конструкции, но с коэффициентом заполнения профиля с « 0,65 при коэффициенте быстроходности 2 = 1,1 составляет СР = 0,60 , а для ротора Н-Дарье, имеющего лопасти с закрылками СР = 0,70 . Эти значения превышают величину Ср = 0,59 для идеального ротора ГО ВЭУ (линия 6), недостижимую для реально эксплуатирующихся установок этого типа. Видно также, что коэффициент мощности ротора Н-Дарье, имеющего лопасти с закрылками (линия 1) больше чем у ротора ротора Н-Дарье известной конструкции (линия 2) на 18 %, на столько же насколько увеличивается частота вращения. Коэффициент мощности ротор Ср оригинального ротора Савониуса, имеющего лопасти с закрылками (линия 3) больше коэффициента мощности ротор СР ротора Савониуса известной конструкции (линия 4) на 18 %, т.е. на столько же насколько увеличивается частота вращения. Полученные авторами максимальные значения СР для ротора Савониуса оптимальной конструкции и оригинального ротора Савониуса с закрылками на лопастях составили СР = 0,27 и СР = 0,32 при коэффициентах быстроходности соответственно 2 = 0,70 и 2 = 0,80. Для сравнения на рисунке 4 приведена зависимость СР = /(2) (кривая 6), полученная при исследовании ротора Савониуса в гидробассейне [15]. Максимальное значение коэффициента мощности в
этом случае достигается при коэффициенте быстроходности Z = 0,65 и составляет СР = 0,20 (линия 5 на рисунке 4).
5. Рекомендации по совершенствованию конструкций и применению ВО ВЭУ
На эффективность работы ротора Н-Дарье оказывает сильное влияние такие элементы конструкции, как траверсы для крепления лопастей к валу ротора. В воздушном потоке на траверсы действуют силы сопротивления, которые снижают вращающий аэродинамический момент, создаваемый лопастями. Такая оценка была сделана в работе [15] при испытаниях модели 6-ти лопастного двухъярусного ротора Н-Дарье. Силы сопротивления при обтекании траверс оказались настолько велики, что привели к двухкратному снижению максимального значения полезной мощности и соответственно коэффициента мощности Ср, который снизился с 0,56 до 0,28, т.е. в 2 раза. Таким образом, при рациональном выборе конструкций системы крепления лопастей можно добиться существенного снижения потерь энергии вращающегося ротора Н-Дарье, увеличивая тем самым коэффициент мощности Ср, т. е. его энергетическую эффективность. Очень важной оказывается и роль угла установки лопастей крылового профиля. Ранее выполненные эксперименты авторов работы показали, что увеличение угла атаки лопастей с 0° до 4° привело к повышению скорости вращения ротора Н-Дарье в среднем на 17 % [19]. На коэффициент мощности ротора Н-Дарье Ср оказывает влияние и коэффициент заполнения профиля ротора с. Этот коэффициент зависит от отношения длины хорды b крылового профиля к диаметру ротора D. Так, например, в экспериментальной установке [15] при увеличении b от 0,030 до 0,080 м, и постоянном диаметре ротора D = 0,65 м коэффициент заполнения с возрастал от 0,15 до 0,40. Уменьшение коэффициента заполнения с приводит к увеличению и смещению максимума коэффициента мощности Ср в сторону более высоких значений коэффициентов быстроходности [15]. Это можно объяснить тем, что увеличение коэффициента быстроходности приводит к подавлению формирования и срыву динамического потока с лопастей Н-Дарье, тем самым уменьшая потери и увеличивая энергетическую эффективность ВО ВЭУ на 5-18 %.
Применение оптимальных геометрических соотношений параметров, таких как отношение высоты лопастей и диаметра ротора H/D = 0,77, отношение расстояния от оси вала до края лопасти рк радиусу лопасти p/r = 0,20 , центральный угол дуг окружностей в = 135° ротора Савониуса позволит достичь максимально возможного значения коэффициента мощности СР = 0,27, а дополнительное применение закрылков с треугольными элементами достичь СР = 0,32. Таким образом, полуцилиндрические лопасти ротора Савониуса с оптимальными геометрическими размерами целесообразно снабжать закрылками в форме треугольных зигзагов. Максимально возможное значение для ГО ВЭУ значение Ср = 0,45 достигается лишь при совпаде-
нии скорости ветра с осью вращения ротора. Наличие у них систем управления ориентацией на ветер снижает фактический коэффициент мощности до 0,25-0,35 [9, 16]. Поэтому предлагаемая авторами модернизированная конструкция ротора Савониуса с максимально возможным значением коэффициента мощности 0,32 может быть вполне конкурентоспособной с ГО ВЭУ.
Предлагаемые роторы Н-Дарье и Савониуса оптимальных геометрических параметров с закрылками на лопастях небольшой мощности смогут найти достаточно широкое применение для энергоснабжения автономных объектов на суше и на море. Более быстроходные роторы Н-Дарье целесообразно агрегировать с роторами Савониуса, имеющими достаточно большой пусковой момент. Поэтому запуск ротора Н-Дарье может быть осуществлен при гораздо меньших скоростях вращения. Такой комбинированный ротор может быть скомпонован с электрогенератором, а также с механическим теплогенератором и использован в системах электро- и теплоснабжения различных объектов: малоэтажных зданий, фермерских хозяйств, туристических коплексов и промысловых объектов и др. Предлагаемые авторами роторы Н-Дарье, роторы Савониуса и комбинированные роторы с закрылками могут быть также применены для энергоснабжения речных и морских судов, а также для привода гребных винтов маломерных судов [20, 21].
6. Заключение
1. Впервые выполнены экспериментальные исследования по оценке влияния зигзагообразных закрылков на работу роторов Н-Дарье и Савониуса. Установлено, что частота вращения и коэффициент мощности роторов оригинальных роторов Н-Дарье и Савониуса, имеющих лопасти с закрылками больше частоты вращения роторов Н-Дарье и Саво-ниуса известной конструкции на 18 %. Это объясняется тем, что зигзагообразные закрылки разбивают крупные вихри, образующиеся в кормовой части крыловидного профиля лопастей или за внешней образующей полуцилиндрических лопастей при вращении роторов Савониуса. Таким образом, целесообразно снабжать лопасти ВО ВЭУ закрылками с треугольными элементами небольшой высоты.
2. Силы сопротивления при обтекании траверс ротора Дарье настолько велики, что могут привести к снижению коэффициента мощности 0.56 до 0.28, т.е. в 2 раза. При оптимальном угле установки лопастей 4° и при наличии закрылков в форме треугольных зигзагов высотой частота вращения ротора Н-Дарье увеличивается, что приведет к повышению коэффициента мощности. Оптимизация геометрических параметров и совершенствование конструкций лопастей может привести к увеличению коэффициента мощности ротора Н-Дарье до значения 0.72 превышающего максимально возможное значение 0.45 для ГО ВЭУ.
3.Максимально возможное значение для ГО ВЭУ значение Ср = 0.45 достигается лишь при совпадении скорости ветра с осью вращения ротора.
Наличие у них достаточно инерционных систем управления ориентацией на ветер снижает фактический коэффициент мощности до 0.25-0.35. Поэтому предлагаемая авторами модернизированная конструкция ротора Савониуса с максимально возможным значением коэффициента мощности 0.32 может быть вполне конкурентоспособной с ГО ВЭУ.
4. Роторы Н-Дарье целесообразно агрегировать с роторами Савониуса, имеющими достаточно большой пусковой момент. Поэтому запуск ротора Н-Дарье может быть осуществлен при гораздо меньших скоростях вращения. Такой комбинированный ротор может быть скомпонован с электрогенератором, а также с механическим теплогенератором и использован в системах электро- и теплоснабжения различных объектов. Эти роторы могут быть также применены для энергоснабжения речных и морских судов и для привода гребных винтов маломерных судов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Семкин Б В., Стальная М И, Свит П П 1996 Использование возобновляемых источников энергии в малой энергетике. - Теплоэнергетика, № 2 С. 6-7.
2. Шишкин Н Д 2012 Эффективное использование возобновляемых источников энергии для автономного теплоснабжения различных объектов Астрахань: Изд-во АГТУ 208с.
3. Чивенков А И , Лоскутов А Б, Михайли-ченко Е А 2012 Анализ применения и развития вет-роустановок // Промышленная энергетика № 5 С. 57-63.
4. Шишкин Н Д, Ильин Р А 2017 Анализ направлений повышения конкурентоспособности конструкций энергоэффективных ВЭУ различных типов / Вестник АГТУ.. № 2 С. 42-50.
5. Ляхтер В М, Шполянский Ю Б 1988 Аэродинамика ортогональных ветроагрегатов // Сб. науч. Тр. Гидропроекта М.: - Вып. 129: Ветроэнергетические станции С. 113-127.
6. Соломин Е В 2011 Методология разработки и создания вертикально-осевых ветроэнергетических установок: монография Челябинск: Изд-во ЮУрГУ 324 с.
7. Баклушин П Г, Вашкевич К П, Самсонов В В 1988 Экспериментальное исследование аэродинами- ческих характеристик ортогональных крыль-чатых ветроколес» // Сб. науч. тр. Гидропроекта М. С. 98-105.
8. Ершина А К, Ершин Ш А , Жалбасбаев У К 2001 Основы теории ветротурбины Дарье Алматы: КазгосИНТИ 148 с.
9. Абрамовский Е Р 1987 Аэродинамика ветродвигателей: Учеб. пособие Д.: ДГУ 220 с.
10. Белоцерковский О М 1994 Численное моделирование в механике сплошных сред М.: Физма-тлит 448 с.
11. Белоцерковский С М 1971 Крыло в нестационарном потоке газа М.: Наука 352 с.
12. Волков Н И 1996 Аэродинамика ортогональных ветродвигателей: Учеб. пособие Сумы: ВВП «Мрия-1» ЛТД 198 с.
13. Горелов Д Н 2010 Энергетические характеристики ротора Дарье (обзор) // Теплофизика и аэромеханика Т. 17, № 3 С. 325-333.
14. Горелов Д Н 2003 Проблемы аэродинамики ветроколеса Дарье // Теплофизика и аэромеханика Т. 10, № 1 С. 47-51.
15. Горелов Д Н 2012 Аэродинамика ветроколес с вертикальной осью вращения / Омский филиал института математики им. С. Л. Соболева СО РАН Омск: Полиграф. центр КАН 68с.
16. Шишкин Н Д, Ильин Р А 2018 Анализ аэродинамических параметров и энергетической эффективности вертикально осевых ветродвигателей // Вестник АГТУ № 2 С. 42-50.
17. Схематичные рисунки крыльев птиц 2018 https://yandex.ru/images/search7text .
18. Форандо, Моди 1988 Характеристики ветродвигателя Савониуса // Современное машиностроение серия А. № 10 С. 139-148.
19. The design, estimation of the parameters of the vertical-axial wind-mill electric generating unit for the self-generated power supply of the objects / N. D. Shishkin, R. A. Ilyin // Journal of Physics: Conference Series. - IOP Publishing, 2018. Volume 1111. 012055.
20. Savonius rotors research for the self-generated power supply by land, by sea / N. D. Shishkin, R. A. Ilyin // Journal of Physics: Conference Series. - IOP Publishing, 2018. Volume 1111. 012056.
21. Nikolai Shishkin and Roman Il'in // Experimental determination of the energy efficiency of rotors of vertical-axis wind turbines for autonomous power supply on land and at sea International Scientific Conference on Energy, Environmental and Construction Engineering (EECE-2018) Saint-Petersburg, Russia, November 19-20, 2018. MATEC Web of Conferences Volume 245 (2018) 06016 Published online: 05 December 2018 DOI: https://doi.org/10.1051/matecconf/20182450601 6.
22. Шишкин Н Д, Терентьев И С 2015 Оценка основных параметров комбинированных вертикально-осевых установок для судов и нефтедобывающих платформ // Вестник АГТУ. Сер. Морская техника и технология № 2 С.56-63.
23. Шишкин Н Д, Ильин Р А 2018 Оценка параметров вертикально-осевых ветродвигателей для энергоустановок маломерных судов // Вестник АГТУ. Сер. Морская техника и технология № 3 С.93-100.