Научная статья на тему 'Виды оперативно-технологической связи и применяемая аппаратура на Узбекской железной дороге'

Виды оперативно-технологической связи и применяемая аппаратура на Узбекской железной дороге Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
5752
634
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СВЯЗЬ / ОПЕРАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ / DISPATCHING CIRCUIT / OPERATIONAL COMMUNICATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Мирсагдиев О.А.

Рассматриваются и анализируются существующие виды оперативно-технологической связи и используемая аппаратура на железной дороге Узбекистана. Так же приведены типовые схемы диспетчерских кругов на аналоговой и цифро-аналоговой сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Мирсагдиев О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types of operational communication system and the equipment applied on the Uzbekistan railways

This article deals with the existing types of operational communication systems and the equipment used on Uzbekistan railrways. It also presents typical circuits of the control room circles based on analog and digital-analog networks.

Текст научной работы на тему «Виды оперативно-технологической связи и применяемая аппаратура на Узбекской железной дороге»

УДК 65.40.21.5

О. А. Мирсагдиев

ВИДЫ ОПЕРАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ И ПРИМЕНЯЕМАЯ АППАРАТУРА НА УЗБЕКСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Рассматриваютсяианализируютсясуществующиевидыоперативно-технологической связи и используемая аппаратура на железной дороге Узбекистана. Приведены типовые схемы диспетчерских кругов на аналоговой и цифро-аналоговой сетях.

диспетчерская связь, оперативно-технологическая связь.

Введение

Интенсивное развитие железнодорожного транспорта требует четкого взаимодействия подразделений и служб, занимающихся организацией движения, эксплуатацией подвижного состава, пути, устройств электроснабжения и других технических средств.

В странах СНГ комплексным объединением на транспорте является железная дорога, работой которой руководит управление дороги. Основными задачами управления дороги являются: обеспечение выполнения планов грузовых и пассажирских перевозок; руководство движением поездов; выполнение графика плана формирования поездов; организация грузовой и коммерческой работы; эксплуатация и ремонт технических средств железнодорожного транспорта; обеспечение безопасности движения поездов; обеспечение сохранности и своевременной доставки грузов и пассажиров; развитие отрасли на основе внедрения новой техники; повышение рентабельности работы дороги и производительности труда.

Железнодорожный транспорт в Узбекистане считается одним из основных видов транспорта. В последние годы уделяется большое внимание развитию этой структуры. Как известно, на железной дороге для организации перевозочного процесса и управления работой всех подразделений железнодорожного транспорта, связанных с обеспечением безопасности движения поездов, используют различные виды технологической связи. Связь, предназначенную для решения задач оперативного характера, называют оперативно-технологической связью (ОТС). Она имеет различное назначение и находится обычно в ведении той или иной службы, ответственной за ор-

89

ганизацию движения поездов, грузовую или коммерческую работу, а также за техническую эксплуатацию пути, подвижного состава, устройств электроснабжения и т. д.

В статье рассматривается существующее состояние оперативно-технологической связи, чтобы в дальнейшем обоснованно решать задачи по совершенствованию этого вида связи на Узбекской железной дороге.

1 Виды оперативно-технологической связи

По району действия сеть технологической связи подразделяется на сети магистральной, дорожной, региональных железнодорожных узлов (отделенческой) и станционной связи. В каждой из этих сетей организуется комплекс общеслужебных и оперативно-технологических видов связи, отличающихся областью применения и степенью воздействия на процесс управления соответствующими подразделениями железнодорожного транспорта1. На рисунке 1 показана структура Узбекской железной дороги и территории сетей магистральной, дорожной и станционной связи.

Рис. 1. Структура Узбекской железной дороги:

УД - управление дороги; ОД - отделение дороги; С - станции

Магистральная связь предназначена для взаимодействия в первую очередь со странами СНГ и другими зарубежными странами по вопросам, связанным с железнодорожными перевозками грузов и пассажиров.

1 Оперативно-технологическая телефонная связь на железнодорожном транспорте / Ю. В. Юркин, А. К. Лебединский, В. А. Прокофьев, И. Д. Блиндер. - M. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп., 2007. - 264 с.

90

В пределах Государственной акционерной железнодорожной компании «Узбекистан темир йуллари» (ГАЖК УТЙ) организуются следующие виды оперативно-технологической связи:

- поездная диспетчерская связь (ПДС) - для руководства движением поездов; служит для переговоров поездного диспетчера с раздельными пунктами, входящими в обслуживаемый им участок, по вопросам приема и отправления поездов;

- распорядительная связь (РС) - для регулирования вагонопотоков и распределения подвижного состава между региональными железнодорожными узлами (РЖУ); организуется между дежурными по распорядительному отделу движения поездов и дежурными по РЖУ, с узловыми сортировочными, участковыми и грузовыми станциями, со станциями на границах дорог и локомотивных депо. Каналы РС на упомянутых выше станциях включаются в междугородные телефонные станции;

- связь совещаний (СС) - для проведения совещаний руководства ГАЖК УТЙ с работниками РЖУ и при необходимости - сортировочных, участковых и отдельных крупных грузовых и пассажирских станций;

- информационная связь (ИС) - для продажи билетов на пассажирские поезда; связывает линейное бюро (ЛЖБ) с бюро РЖУ, а последние - между собой. Телеграфная связь дополняется телефонной. Для линейного бюро, крупных железнодорожных узлов и примыкающих к ним пригородных зон может быть организована телефонная связь бюро заказов и справок;

- связь транспортной военизированной охраны (СТВ) - для управления работой отделения военизированной охраны;

- связь транспортной милиции (СТМ) - для координации работы Управления транспортной милиции железной дороги и линейных отделов на отделенческих и крупных станциях;

- энергодиспетчерская связь (ЭДС) - для связи диспетчера центра электроснабжения с диспетчерами дистанций электроснабжения;

- линейно-путевая связь (ЛПС) - для связи диспетчера управления путевого хозяйства с диспетчерами дистанции пути;

- служебная диспетчерская связь (СДС) - для оперативного руководства диспетчером центра сигнализации и связи в пределах ГАЖК УТЙ. В каналы СДС включают телефонные аппараты диспетчеров дистанции сигнализации, связи и вычислительной техники.

Наиболее насыщены различными видами связи региональные железнодорожные узлы, так как именно на участках дорог в пределах РЖУ осуществляются непосредственное регулирование движения поездов и эксплуатация технических устройств железнодорожного транспорта. В РЖУ с его территории стекается вся оперативная информация, и здесь находятся диспетчеры, которые руководят энергосистемами, погрузкой, выгрузкой, распределением вагонов и другими технологическими операциями на участках и станциях.

91

В РЖУ организуются следующие виды связи:

- связь совещания (СС) - для проведения оперативных совещаний руководящих работников РЖУ с подчиненными им работниками в пределах РЖУ (отделения);

- связь транспортной милиции (СТМ) - для оперативного управления линейными отделами транспортной милиции в пределах РЖУ;

- связь транспортной военизированной охраны (СТВ) - для оперативного управления отрядом транспортной военизированной охраны;

- энергодиспетчерская связь (ЭДС) - для оперативного руководства работой хозяйства электрификации и электроснабжения на электрифицированных участках железных дорог;

- вагонная диспетчерская связь (ВДС) - для оперативного регулирования работы вагонного парка, контроля за его продвижением и состоянием погрузочно-разгрузочных работ;

- билетная диспетчерская связь (БДС) для продажи билетов на пассажирские поезда; организуется на участке от бюро РЖУ до линейных пунктов (билетных касс). БДС является частью общего комплекса связи для централизованной продажи билетов на пассажирские поезда (ЖАОП - ЛЖБ - БДС); используется для переговоров диспетчеров бюро по распределению мест на пассажирские поезда с кассирами линейных и городских билетных касс;

- служебная диспетчерская связь (СДС) - для оперативного руководства работой технического персонала дистанции сигнализации и связи по обеспечению надежного действия устройств автоматики, телемеханики и связи на станциях и перегонах; организуется в пределах каждой дистанции;

- локомотивная диспетчерская связь (ЛДС) - для переговоров локомотивного диспетчера с работниками РЖУ, занимающимися подготовкой локомотивного парка;

- линейно-путевая связь (ЛПС) - для оперативного руководства работой технического персонала дистанции пути, занятого обслуживанием и содержанием путевых устройств и искусственных сооружений;

- постанционная связь (ПС) - для служебных переговоров работников промежуточных станций (разъездов и остановочных пунктов) между собой и с работниками участковых и отделенческих станций. Линия ПС включается в междугородные телефонные коммутаторы на станциях участка, что обеспечивает выход абонентов в сеть дальней дорожной телефонной связи. В нее могут включаться и АТС промежуточных станций для связи абонентов АТС с абонентами других промежуточных станций;

- информационная связь о подходе поездов и грузов (ИС); организуется в узлах с интенсивной грузовой работой для передачи сведений о подходе поездов и составе грузов между сортировочной и ближайшими к ней грузовыми и сортировочными станциями. При помощи этой связи (она может быть телеграфной или телефонной) информационный центр сортировочной станции

92

собирает сведения о планируемом грузопотоке со станций узла в направлении на сортировочную станцию, обеспечивая планирование ее работы;

- поездная межстанционная связь (МЖС) - для переговоров дежурных смежных раздельных пунктов по вопросам движения поездов. МЖС организуется между смежными станциями, разъездами, обгонными пунктами, путевыми постами;

- перегонная связь (ПГС) - для переговоров работников различных служб (автоматики, телемеханики и связи, пути, энергетики), находящихся на перегоне, с дежурными по станциям, ограничивающим перегон, поездным и энергодиспетчером, диспетчерами дистанции пути, сигнализации и связи. При отсутствии поездной радиосвязи на участке или при неисправности локомотивной радиостанции ПГС служит для связи остановившегося в пути поезда с дежурным ближайшей станции. Перегонная связь используется для организации связи с местом восстановительных работ на перегоне;

- обходная перегонная связь (ОПГС); организуется на участках с диспетчерской централизацией и предназначена для дистанционного подключения телефонисткой междугородного (или местного) коммутатора цепи ПГС к каналу диспетчерской связи на ближайшей к данному перегону станции (при установке на станциях аппаратуры КАСС-ДЦ, КТС);

- связь охраняемого переезда (ОПС) - связь дежурного по охраняемому переезду с дежурными по ближайшей станции и поездным диспетчером для переговоров об обеспечении безопасности движения на железной дороге и на переезде, а также для контроля внешнего состояния поездов.

Сеть станционной технологической телефонной связи состоит из трех сетей: стрелочной, станционной распорядительной телефонной и административно-хозяйственной (директорской) связи.

Стрелочная связь предназначена для связи дежурного по станции (ДСП) со станционными стрелочными постами.

Станционная распорядительная связь представляет собой комплекс различных видов связи для руководителей, организующих работу на станции. Она строится по лучевому принципу установкой у руководителей технологических процессов коммутаторов оперативной телефонной связи. Основные виды станционной распорядительной связи следующие: связь дежурного по станции (ДСП), станционного или узлового диспетчера (ДСЦС, ДСЦУ), маневровых диспетчеров (ДСЦГ), дежурных по паркам (ДСПП), горкам (ДСПГ), связь оператора маневрового района (ОМР), сменного вагонного мастера (СМВ), оператора пункта технического осмотра вагонов (ПТО), дежурного по вагонному депо, дежурного по локомотивному депо (ДВД), станционная связь транспортной милиции (СТМ) и военизированной охраны (ВОХР).

Административно-хозяйственная связь - прямая телефонная связь руководителя предприятия с работниками подчиненного ему аппарата (руководства дороги, станции, завода и т. д.).

93

Кроме перечисленных связей, на предприятиях железнодорожного транспорта может организовываться диспетчерская связь в пределах как всего предприятия, так и отдельных его подразделений (корпусов, цехов, участков) для связи диспетчера с работниками предприятий и подразделений.

Характерной особенностью ОТС является разнообразие способов установления соединения распорядительной станции с абонентами:

- прямой - непосредственное соединение абонентов прямыми каналами. Этот способ характерен для МЖС, ПГС, а также для связи охраняемого переезда;

- избирательный - соединение устанавливается в пределах определенного вида связи посылкой избирательного вызова. В аналоговых системах ОТС используется тональный вызов, в цифровых избирательный вызов обеспечивается специализированной сигнализацией по общему каналу (ОКС). Этот способ установления соединения присущ большинству видов оперативнотехнологической связи, в которых служебные переговоры связаны с управлением определенным технологическим процессом. К таким видам связи относятся ПДС, ЭДС, ВДС, БДС, ЛПС, СТМ, СТВ, ПС и др.;

- связи совещаний - сеть создается временно на период проведения совещания;

- коммутируемый - соединение с абонентами устанавливается руководителем подразделения посылкой вызывного сигнала. Этот способ характерен для станционной связи.

2 Применяемые виды и типы аппаратуры

Для организации указанных выше видов связи применяются следующие виды и типы оборудования.

Каналообразующее оборудование: ОГМ-30 - оборудование гибкого мультиплексирования, служащее для организации первичных цифровых каналов Е1 и выделения каналов тональной частоты (ТЧ); UMUX - универсальные мультиплексоры для объединения и выделения цифровых потоков плезиохронной цифровой иерархии в цифровой поток синхронной цифровой иерархии STM-1, а также для выделения аналоговых и цифровых абонентских линий; OME 6500 - универсальные мультиплексоры для объединения и выделения цифровых потоков STM-1 в цифровые потоки более высокой ступени синхронной цифровой иерархии (STM-4 и STM-16); ИКМ-30 - более ранний аналог ОГМ-30; В-3-3, В-12-3, К-24, К-60 П - аналоговое каналообразующее оборудование для организации каналов ТЧ.

Коммутационные станции: DX-500 ЖТ - цифровая коммутационная станция на 512 номеров для обслуживания абонентов ОТС Управления дороги, имеющих цифровые пульты оперативной связи.

94

Распределительные и переходные устройства: ПУ-4Д, ПУ-2000 и ПУ-2000М - переходные устройства, служащие для перехода с двухпроводной части цепи на четырёхпроводную и наоборот, а также для распределения речевых и вызывных сигналов в разных направлениях диспетчерского круга.

Абонентские устройства:

- на аналоговых сетях - промпункты (ПП), комплекты станционной связи КАСС, коммутаторы КТС и др.;

- на цифровых сетях - цифровые диспетчерские пульты, представляющие собой специализированные ISDN-телефонные аппараты.

Для организации групповых каналов ТЧ используется аппаратура UMUX.

Действующая схема ПРС является симплексной и работает на частоте 2,130 МГц с использованием стационарных и возимых радиостанций типа РТС-46 МЦВ, РТС-46, РТС А2-ЧМ-43, РТС А2-ЧМ-42.

Можно сделать вывод о том, что существующая сеть ОТС железной дороги Узбекистана представляет собой сочетание аналоговых и цифровых систем ОТС, причём в количественном отношении аналоговые системы преобладают. В цифровую составляющую входят: коммутационная станция в Управлении дороги, цифровые групповые каналы и цифровые пульты оперативной связи у диспетчерского аппарата Управления дороги. Все абонентские устройства вне Управления дороги являются аналоговыми. Значительная доля групповых каналов диспетчерской связи - аналоговые, в которых часто используются переходные устройства.

3 Структура диспетчерских кругов

В сетях Узбекской железной дороги присутствуют различные виды диспетчерской связи, и они построены по одинаковым принципам. Диспетчеры кругов ПДС и ЭДС находятся в Едином диспетчерском центре управления (ЕДЦУ).

На рисунке 2 показана часть структурной схемы отделенческой оперативно-технологической связи на железной дороге Узбекистана. Показаны круги ПДС, ПРС и ЭДС, организованные в разных направлениях. У одного диспетчера на каждый круг приходится по одному цифровому диспетчерскому пульту. У некоторых диспетчеров предусмотрены резервные пульты.

На рисунках 3 и 4 представлены типовые схемы диспетчерских кругов на цифро-аналоговой (рис. 3) и аналоговой (рис. 4) сетях. В цифро-аналоговой сети в качестве групповых каналов используются каналы ТЧ, образованные цифровыми системами передачи с включёнными в них переходными аналоговыми устройствами. В аналоговых сетях групповые каналы организованы по физическим цепям с использованием усилителей.

95

Каналы ТЧ

Рис. 2. Схема организации отделенческой оперативно-технологической связи в ЕДЦУ

Рис. 3. Типовая схема диспетчерского круга на цифро-аналоговой сети

96

\ Л Л > Je ,Л ЛЧ

S S S *

дац

г 1 1 !r\/i ! i ! Е/1 ! 1к/| ! 1 1 1

2 | 1 2 ПУ пп ! 1 1 пп ! ilnnl ! LEJ I пп ! 1Ш ilnnl ! LEJ 1 пп ! HEi | ! ! пп 1 |Щ=п 1 ! пп 1 1Ш 1 пп ! LEJ н.

! ![\/1 1 1 ! !l\/1 1 1

11 пп | 1 |пп 1 1 |пп| '{Щ 1 1 il ПП 1 1 || пп 1 1 !|пп| 'кщ 11 il пп | 1 11 пп | !

НЕ НЕ i L Б" НЕ НЕ НЕ :![Т НЕ U i

XV х> У У ■9

/ </ с/ </ </ </ / </ с/

Рис. 4. Типовая схема диспетчерского круга на аналоговой сети

Заключение

Анализ ситуации показывает, что сети диспетчерской связи представляют собой совокупность аналоговых и цифровых устройств, причем количество аналоговых устройств гораздо больше, чем цифровых. Например, доля аналоговых абонентских устройств в кругах ПДС составляет около 85 %. Поэтому важной задачей совершенствования сети ОТС железной дороги Узбекистана является разработка предложений по цифровизации на уровне групповых каналов и исполнительных абонентских устройств.

© Мирсагдиев О. А., 2012

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.