2. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - №2 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9128779 (дата обращения: 14.02.2021).
3. Водопьянова Н.Е, Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб, 2000. - 560 с.
4. Ганеева Э.Р. Синдром "выгорания" на фоне проявлений акцентуаций черт характера школьного учителя; автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева - Казань, 2005. - 19 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002944027 (дата обращения: 14.02.2021).
5. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. - Режим доступа: http://www.edinorog.boom.ru/psimaster/BornoutMaslach.htm (дата обращения: 09.02.2021).
6. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике // Вестник Мининского университета. - 2019. - №4 https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1033
7. Портал HR. Что такое эмоциональное выгорание и почему оно может стоить вам работы. -https://nn.hh.ru/article/28063
8. Слепенкова Е.А., Аксенов С.И. Становление и развитие педагогического образования в Росии: XVIII - XX вв. // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9. - №1 https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-7
9. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. - 2002. - №7. URL: https://www.mednovosti.by/Journal.aspx?id=126
10. Шкунова, А.А. Формирование этико-когнитивных отношений у учащихся профессионального лицея:автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. - Нижний Новгород, 2004.
11. Yashkova, E.V., Sineva, N.L., Egorova, A.O., Kuznetsova, S.N. General trends in the development of the organizational culture of Russian companies Journal of Applied Economic Sciences, 12 (8), pp. 2472-2480. - 2018. Интернет-ресурс http://www.scimagojr.com/journalsearch.php?q=21100264820&tip=sid&clean=0
Педагогика
УДК 378.14.
кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
студент Малых Данил Эдуардович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
студент Шамрай Полина Денисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
Аннотация. Представленная статья актуализирует вопросы оптимизации и нормирования рабочего времени учителя-предметника в рамках образовательного пространства школы, приводя и описывая наиболее эффективные административные и методико-педагогические приёмы. Исследует актуальность применения метода фотографирования рабочего времени для извлечения большего рабочего потенциала. С практической точки зрения рассматривает конкретные наименования затрат рабочего времени с применением индексов согласно теоретическому базису методики фотографирования рабочего времени.
Ключевые слова: оптимизация рабочего времени, тайм-менеджмент, нормирование рабочего времени, педагогика, методология, фотографирование рабочего времени, хронофаги.
Annotation. The presented article updates the issues of optimizing and rationing the working time of a subject teacher within the educational space of the school, giving and describing the most effective administrative and methodological and pedagogical techniques. Explores the relevance of using the method of photographing working time to extract more working potential. From a practical point of view, it considers specific names of working time costs using indexes according to the theoretical basis of the method of photographing working time.
Keywords: optimization of working time, time management, rationing of working time, pedagogy, methodology, photographing working time, chronophages.
Введение. Рабочий день преподавателя насыщен мероприятиями, как плановыми, так и внеплановыми: совещания, педсоветы, проведение диагностик, введение документации, проверки, родительские собрания и различные другие виды деятельности.
Профессия преподавателя довольно кропотливая, требующая терпения, внимательности, усидчивости. Помимо организации педагогического и воспитательного процессов, педагог также занимается различными видами деятельности [3, 4].
Каждый день он вовлечён во многочисленные взаимодействия с объектами своего окружения, из-за чего многократно возрастают временные затраты на операции и действия, носящие рутинный характер в следствие банального увеличения их числа. Вышеописанные акты часто можно классифицировать к так называемым хронофагам - факторам, отвлекающим от основного, текущего вида деятельности, которым занят субъект [1, 3]. В этой связи, ещё в семидесятых годах двадцатого века в теорию цикла управленческих наук был введён термин тайм-менеджмент, хотя как инструмент нормирования и рационализации времени он использовался задолго до этого. Во многом, более формальный и нормированный подход к организации
рабочего времени возник исходя из тенденции развития технологий, а вследствие этого и потребности в повышении производительности умственного труда. Новые потребности породили новый подход, получивший название: «Классический тайм-менеджмента». Несмотря на то, что он возник более пятидесяти лет назад, его активное использование не прекратилось. Многие его методы отличаются высокой эффективностью и являются ведущими инструментами организации, нормирования и регламентации рабочего времени [1].
Изложение основного материала статьи. Цель написания статьи: исследование затрат и методов оптимизации рабочего времени преподавателя.
Задачи исследования:
- определить основные затраты рабочего времени преподавателя;
- описать возможные методы оптимизации, рабочего времени преподавателя.
Теоретической основой исследования являются труды ученых в области вопросов организации труда руководящего состава на современных предприятиях таких как: Л.А. Банников, Н.П. Беляцкий, М. Вудкок, О.Ф. Долганова, С.Е. Елкин, И.В. Зорин, Н.В. Кочкина, В.В. Лукашевич, Е.А. Могилевкин, А.И. Пригожин, Ф. Херцберг [3].
Советский государственный деятель, публицист П.М. Керженцев в своих работах уделял достаточно много внимание вопросам борьбы за время. Он рассматривает время как ресурс, который «может непроизводительно расходоваться в народном хозяйстве, который можно более или менее рационально распределять, которому можно вести правильный и точный учет, нормировать его расходы, установить своеобразную бухгалтерскую книгу для учета» [1].
Большинство современных преподавателей пользуются ключевым принципом классического менеджмента, активно привлекая своих коллег к управлению собственным рабочим временем. В этой связи объяснима популярность метода фотографии рабочего времени. Он заключается в подробной фиксации всех этапов рабочего дня с указанием времени, затраченного на каждый из этапов. Причём фотография может быть совершена как сторонним наблюдателем, так и принимать вид самофотографии. И в том, и в другом случае в первую очередь важна достоверность и подробность отражения наименований временных затрат. Область приложения данного метода весьма широка, но часто в такой специфичной структуре, как педагогическая деятельность подобный подход применяется лишь в частном случае - организация времени урока [7]. Тогда как деятельность педагога не ограничивается лишь проведением одного конкретного занятия. Рабочий день учителя общеобразовательного учреждения может включать в себя десятки различных наименований затрат рабочего времени. В связи с этим крайне важно проводить комплексную оценку, одним из инструментов которой и может стать метод фотографии рабочего времени [1].
Цели использования фотографии рабочего времени могут разниться: от выявления потерь рабочего времени с дальнейшей его оптимизацией до сопоставления фактической загруженности с возможной при проведении соответствующих организационных мероприятий. Объектом исследования станет фотография рабочего времени, составленная на основе рабочего дня учителя математики «Игринской средней общеобразовательной школы №5» (Таблица 1).
Таблица 1
Фотография рабочего времени учителя математики средней общеобразовательной школы
№ п/п Наименование затрат рабочего времени Текущее время в часах и минутах Продолжительность, минут Индекс
1. Приход на рабочее место. 7:45 5 ПЗ
2. Подготовка учебного пространства к уроку. 7:50 10 ПЗ
3. Проведение первого урока. 8:00 40 ОП
4. Переход в следующий учебный класс. 8:40 5 ОП
5. Подготовка учебного пространства к уроку. 8:45 5 ПЗ
6. Проведение второго урока. 8:50 40 ОП
7. Переход в учительскую. 9:30 5 ОП
8. Перекус. 9:35 10 ОЛН
9. Разговор с коллегами. 9:45 10 ОЛН
10. Подготовка дидактических материалов к уроку. 9:55 10 ОП
11. Отдых. 10:05 20 ОЛН
12. Переход в учебный класс. 10:25 5 ОЛН
13. Подготовка учебного пространства к уроку. 10:30 5 ПЗ
14. Проведение контрольной работы. Проверка домашних работ учащихся. 10:35 40 ОП
15. Переход в учительскую. 11:15 5 ОЛН
16. Разговор с коллегами. 11:20 10 ОЛН
17. Обед. 11:30 20 ОЛН
18. Разработка дидактического плана учебных занятий на следующий день. 11:50 120 ОП
19. Перекус. 13:50 10 ОЛН
20. Разработка дидактического плана учебных занятий на следующий день. 14:00 120 ОП
21. Разговор с коллегами. 16:00 30 ОЛН
22. Наведение порядка на рабочем месте. 16:30 7 ПЗ
23. Уход с работы. 16:37 3 ПЗ
Итого 535
Подготовительно-заключительное время ПЗ=3+7+5+5+5+10=35.
Оперативное время ОП=120+120+40+10+5+40+5+40=380.
Время перерывов на отдых и личные надобности ОЛН=30+10+20+10+5+5+20+10+10=120.
Фотография рабочего времени показала, что более 70% рабочего времени учитель использует в непосредственной связи со своей профессиональной деятельностью в сумме это составило более 6 часов от рабочего дня. Таким образом, можно говорить о продуктивном использовании трудового дня. Конечно, нельзя приводить один день как общий эквивалент в расчёте трудовой эффективности конкретного субъекта трудовой деятельности. Но он может послужить материалом сравнительного анализа с целью выявления уязвимых мест в тайм-менеджменте педагога [1].
Исходя из данных нормативного баланса рабочего времени более 87% рабочего времени отводиться на оперативную работу. Возникает противоречие в несоответствии баланса с фактическими данными. Объяснить подобные расхождения можно спецификой педагогической деятельности, а также объёмом недельной трудовой нагрузки, которая нормируется трудовым кодексом Российской федерации в размере 36 часов в неделю. Именно с учётом этих поправок и можно говорить о высокой трудовой эффективности учителя математики, рабочий день которого отражён в приведённой фотографии.
Анализируя трудовую деятельность учителя-предметника (в частном случае учителя математики), зачастую можно говорить о поиске путей оптимизации рабочего времени. Приёмы и процессы, способствующие этому, могут носить как организационный характер и регламентироваться со стороны администрации образовательного учреждения. Так и методико-педагогический характер и управляться уже в индивидуальном порядке самим педагогом. Рассмотрим каждый из путей в отдельности, в последствии проанализируем возможность их синергетического взаимодействия.
Ведущей административной мерой способствующей повышению эффективности труда педагога может стать упразднение переходов между учебными аудиториями. Таким образом, учитель может освободить от 15 минут трудового времени в день, что составляет примерно 3% всего трудового дня. Это время учитель может использовать на личный нужды, таким образом оптимизируя выполнение дальнейших должностных обязанностей. Справедливо будет также заметить, что большинство школ так или иначе пользуются подобно практикой, минимизируя количество смен учебных аудиторий для учителя предметника.
Эффективной мерой для школьного учителя также может стать частичный или полный отказ от домашних заданий. Такая мера соотноситься с федеральными государственными образовательными стандартами и позволяет сделать акцент на личностном развитии ученика, а не только на формирование его знаний, умений и навыков. К тому же внедрение такого подхода может сэкономить большой временной объём, учитывая, что в среднем учитель математики проверяет от 30 до 60 тетрадей в день с временными затратами на каждую от двух минут. В пересчёте это может составить 60-120 минут каждый день, то есть 1224% от всего рабочего времени. В некоторых случаях отказ от проверки тетрадей невозможен, тогда, педагог может привлечь компенсирующие механизмы, такие как привлечение учащихся к самопроверке.
Следующие меры будут так или иначе носить методико-педагогический характер. Современный педагог является также архитектором образовательного пространства, которым в данном контексте может являться время урока. Учитель, используя интерактивные методы и подходы к обучению способен тонко настраивать и регулировать ход урока, таким образом, оптимизируя время, часть которого он также может потратить на выполнение прочих должностных обязанностей. Подробнее рассмотрим и опишем некоторые приёмы построения такого урока в рамках личностно-ориентированного обучения. Такой методологический подход в чистом виде не применим на каждом уроке, но некоторые ключевые положения, которые он включает могут быть приложены к решению задачи оптимизации рабочего времени. В этой связи наиболее выделяются: самостоятельное добывание информации и самоконтроль действий, полученных результатов. Педагог в таком случае выступает лишь в роли направляющего, он выстраивает траекторию, а учащийся сам двигается по ней, учитель обустраивает образовательное пространство и создаёт наиболее благоприятные условия для получения знаний. Подобный подход возможен лишь в случае установления в учебном классе чёткой дисциплины, поэтому крайне важно учитывать, что педагогу понадобиться определённое время для подготовки учащихся к внедрению этих мер. Большая часть урока может быть выстроена в рамках самостоятельной работы над учебным материалом. Учащиеся могут составлять опорные конспекты, работать в группах, при этом диапазон заданий может розниться от репродуктивных до творческих и контрольных. Таким образом, часть времени урока педагог освобождает для выполнения прочих трудовых операций, под которыми в общем виде может пониматься проверка тетрадей, или же работа с документацией, как операции, носящие наиболее автоматизированный характер, не требующие от опытного учителя высокой степени концентрации внимания и оставляющие возможность следить за ходом спроектированного занятия. Стоит учесть, что подобный подход может быть применим лишь в случае наличия у педагога определённого опыта, и даже в этом случае учителю понадобиться время для построения работы учебных групп нужным ему образом. Но в случае успеха преподаватель сможет освободить до 40-60 минут рабочего времени, примерно 12% от рабочего дня. При этом, таким образом педагог так же инициирует реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении, что позволяет расширять методологическую базу, способствуя личностному и профессиональному совершенствованию педагогических навыков.
Выводы. Можно утверждать, что идея оптимизации рабочего времени педагога в образовательном пространстве школы может быть весьма перспективной, в том случае, если административные меры соотносятся с методико-педагогическими и не противоречат друг другу. В ходе фиксации рабочего времени с помощью метода фотографирования были выявлены наименования затрат рабочего времени наиболее подверженные оптимизации. Наилучшими её путями в глобальном плане могут стать административные, а
также методико-педагогические меры. Педагогический подход оказался более гибким и помог наилучшим образом оптимизировать большой объём времени, но его недостатком стало то, что зачастую прибегнуть к нему может лишь опытный учитель, а временные промежутки лежащие в зоне действия этих мер включены в непосредственное течение учебных занятий. Административные меры же, в свою очередь, излишне ограничены в плане инструментария и общего охвата временных промежутков, что не позволяет им возыметь высокую эффективность. Подобное положение административных мер тем не менее не должно минимизировать их использование, так как зачастую их применение не ведёт к большим затратам ресурсов, а в комплексе с методико-педагогическими мерами они составляют своеобразную синергетическую связку позволяющую предать всему образовательному пространству школы единый нормированный вид. В конечном счёте, подобным образом решается не только проблема оптимизации рабочего времени учителя-предметника, но и более широкие проблемы управленческого плана.
Резюмируя результаты, полученные в ходе анализа путей оптимизации рабочего времени учителя математики в средней общеобразовательной школе, можно констатировать: при грамотном подходе к тайм-менеджменту, как со стороны самого педагога, так и со стороны школьной администрации в течение одного рабочего дня может быть оптимизировано порядка 115-195 минут что составляет 21-36 % рабочего времени.
Литература:
1. Ивановская Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Организация, нормирование и регламентация труда персонала: учебно-практическое пособие / По ред. А.Я. Кибанова. - М.: Проспект, 2016. - 64 с.
2. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика / А.А. Плигин. - М.: Профит Стайл, 2007. - 599 с.
3. Шкунова А.А, Анисимова М.В., Валова Н.М., Кудряшова А.С. Проблема распределения времени воспитателя в ДОУ // Инновационная экономика. Перспективы развития и совершенствования. - №3 (37). -2019. - С. 5-12.
4. Шкунова А.А., Плесовских Г.А. Организация личного труда: исследовательский проект самостоятельной работы будущих педагогов // Мир науки. - 2016. - Т. 4, №3. - С. 35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26525691 (дата обращения: 08.05.2021).
5. Шкунова А.А., Прохорова М.П., Трушкова Д.М. Сторрителлинг в преподавании управленческих дисциплин // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-4. - С. 299-303.
6. Шкунова А.А., Колода С.А. Наличие интереса у студентов к изучению предмета как условие успешного формирования профессиональной компетенции бакалавра // Вестник Мининского университета. -2015. - № 1 (9). - С. 24.
7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. -М.: 1996. - 96 с.
Педагогика
УДК 371.31
доктор педагогических наук, доцент Шобонов Николай Александрович
Павловский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский
Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)
УЧРЕДИТЕЛЬ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются образовательные практики, которые могут приводить к конфликтным ситуациям в муниципальной системе образования ввиду различных интересов и представлений учредителя и руководителя общеобразовательной организации. Автор предлагает пути урегулирования конфликтов на муниципальном уровне образования.
Ключевые слова: учредитель; руководитель; общеобразовательная организация; качество образования; взаимодействие; конфликт; договор.
Annotation. The article examines educational practices that can lead to conflict situations in the municipal education system due to the different interests and views of the founder and head of a general educational organization. The author suggests ways to resolve conflicts at the municipal level of education
Keywords: founder; the leader; general educational organization; the quality of education; interaction; conflict; contract.
Введение. Правовой статус учредителя образовательной организации в значительной степени зависит от ее организационно-правовой формы. Муниципальные общеобразовательные организации (школы), как правило, создаются в форме учреждения, и их учредителем является муниципалитет.
Чаще всего, муниципальный орган управления образованием или орган по управлению имуществом, выполняют функции и полномочия учредителя общеобразовательной организации.
Изложение основного материала статьи. Учредитель, имея широкие полномочия, осуществляет всеобъемлющий контроль за деятельностью подведомственного муниципального образовательного учреждения, имеет право создания и реорганизации, ликвидации, а также может принять решение о смене типа учреждения. Кроме того, учредитель может принять решение о смене руководителя общеобразовательной организации (п. 2 ст. 278 ТК РФ), прекратив с ним трудовой договор без обоснований причин его расторжения, что, несомненно, является мощным рычагом воздействия на образовательную организацию и управленческие процессы, оказывая существенное влияние на принципы управления [1].
В муниципальных бюджетных, казенных образовательных учреждениях компетенция учредителя законодательно четко не прописана, информацию об этом можно найти в уставе учреждения, а в автономном учреждении такие полномочия нормативно закреплены в законодательстве.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» учредитель общеобразовательной организации имеет права и обязанности. Приведем некоторые, наиболее важные из них: