также методико-педагогические меры. Педагогический подход оказался более гибким и помог наилучшим образом оптимизировать большой объём времени, но его недостатком стало то, что зачастую прибегнуть к нему может лишь опытный учитель, а временные промежутки лежащие в зоне действия этих мер включены в непосредственное течение учебных занятий. Административные меры же, в свою очередь, излишне ограничены в плане инструментария и общего охвата временных промежутков, что не позволяет им возыметь высокую эффективность. Подобное положение административных мер тем не менее не должно минимизировать их использование, так как зачастую их применение не ведёт к большим затратам ресурсов, а в комплексе с методико-педагогическими мерами они составляют своеобразную синергетическую связку позволяющую предать всему образовательному пространству школы единый нормированный вид. В конечном счёте, подобным образом решается не только проблема оптимизации рабочего времени учителя-предметника, но и более широкие проблемы управленческого плана.
Резюмируя результаты, полученные в ходе анализа путей оптимизации рабочего времени учителя математики в средней общеобразовательной школе, можно констатировать: при грамотном подходе к тайм-менеджменту, как со стороны самого педагога, так и со стороны школьной администрации в течение одного рабочего дня может быть оптимизировано порядка 115-195 минут что составляет 21-36 % рабочего времени.
Литература:
1. Ивановская Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Организация, нормирование и регламентация труда персонала: учебно-практическое пособие / По ред. А.Я. Кибанова. - М.: Проспект, 2016. - 64 с.
2. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика / А.А. Плигин. - М.: Профит Стайл, 2007. - 599 с.
3. Шкунова А.А, Анисимова М.В., Валова Н.М., Кудряшова А.С. Проблема распределения времени воспитателя в ДОУ // Инновационная экономика. Перспективы развития и совершенствования. - №3 (37). -2019. - С. 5-12.
4. Шкунова А.А., Плесовских Г.А. Организация личного труда: исследовательский проект самостоятельной работы будущих педагогов // Мир науки. - 2016. - Т. 4, №3. - С. 35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26525691 (дата обращения: 08.05.2021).
5. Шкунова А.А., Прохорова М.П., Трушкова Д.М. Сторрителлинг в преподавании управленческих дисциплин // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-4. - С. 299-303.
6. Шкунова А.А., Колода С.А. Наличие интереса у студентов к изучению предмета как условие успешного формирования профессиональной компетенции бакалавра // Вестник Мининского университета. -2015. - № 1 (9). - С. 24.
7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. -М.: 1996. - 96 с.
Педагогика
УДК 371.31
доктор педагогических наук, доцент Шобонов Николай Александрович
Павловский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский
Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)
УЧРЕДИТЕЛЬ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются образовательные практики, которые могут приводить к конфликтным ситуациям в муниципальной системе образования ввиду различных интересов и представлений учредителя и руководителя общеобразовательной организации. Автор предлагает пути урегулирования конфликтов на муниципальном уровне образования.
Ключевые слова: учредитель; руководитель; общеобразовательная организация; качество образования; взаимодействие; конфликт; договор.
Annotation. The article examines educational practices that can lead to conflict situations in the municipal education system due to the different interests and views of the founder and head of a general educational organization. The author suggests ways to resolve conflicts at the municipal level of education
Keywords: founder; the leader; general educational organization; the quality of education; interaction; conflict; contract.
Введение. Правовой статус учредителя образовательной организации в значительной степени зависит от ее организационно-правовой формы. Муниципальные общеобразовательные организации (школы), как правило, создаются в форме учреждения, и их учредителем является муниципалитет.
Чаще всего, муниципальный орган управления образованием или орган по управлению имуществом, выполняют функции и полномочия учредителя общеобразовательной организации.
Изложение основного материала статьи. Учредитель, имея широкие полномочия, осуществляет всеобъемлющий контроль за деятельностью подведомственного муниципального образовательного учреждения, имеет право создания и реорганизации, ликвидации, а также может принять решение о смене типа учреждения. Кроме того, учредитель может принять решение о смене руководителя общеобразовательной организации (п. 2 ст. 278 ТК РФ), прекратив с ним трудовой договор без обоснований причин его расторжения, что, несомненно, является мощным рычагом воздействия на образовательную организацию и управленческие процессы, оказывая существенное влияние на принципы управления [1].
В муниципальных бюджетных, казенных образовательных учреждениях компетенция учредителя законодательно четко не прописана, информацию об этом можно найти в уставе учреждения, а в автономном учреждении такие полномочия нормативно закреплены в законодательстве.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» учредитель общеобразовательной организации имеет права и обязанности. Приведем некоторые, наиболее важные из них:
• Право на получение ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования (ст. 28);
• Право на согласование программы развития общеобразовательной организации (ст. 28);
• Обязанность по обеспечению перевода обучающихся в другие образовательные организации в случае невозможности продолжения образовательной деятельности организации и в других случаях (ст. 35);
• Обязанность по организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями (ст. 40);
• Право на назначение (утверждение) руководителя образовательной организации (ст. 51);
• Право на установление порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя муниципальной общеобразовательной организации (ст. 51);
• Право разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте по сравнению с установленным в Федеральном законе № 273-ФЗ (ст. 67) [2].
Заметим, что у учредителя есть рычаги давления на общеобразовательную организацию, например:
• возможность в любой момент сменить руководителя учреждения,
• возможность сократить муниципальное задание на следующий год,
• возможность при расчете занизить размер нормативных затрат на оказываемые образовательные услуги,
• возможность отказаться утверждать план финансово-хозяйственной деятельности и т.п.
Совершенно понятно, у учредителя достаточно возможностей оказывать административное давление на
муниципальное образовательное учреждение, принуждая к тому или иному решению вопросов, которые, по закону, должны решаться учреждением автономно.
Учредитель фактически самостоятельно, ввиду фрагментарного урегулирования его полномочий на законодательном уровне, определяет свою компетенцию, закрепляя свои полномочия в уставе общеобразовательной организации. Кроме того, даже при реализации нормативно урегулированных полномочий у учредителя зачастую остается широкое поле его усмотрения.
Муниципальным бюджетным и автономным общеобразовательным учреждениям учредитель обязан выдать муниципальное задание и довести финансовые средства для его выполнения. Учредитель может принять решение о сокращении муниципального задания и выделить меньше финансовых средств для его реализации, закон не ограничивает это его право никакими рамками. Это, по сути дела, мощный экономический рычаг воздействия учредителя на организацию.
План финансово-хозяйственной деятельности для муниципального образовательного бюджетного учреждения утверждается его учредителем. На практике редко встречаются случаи, когда учредитель передает право утверждения плана самому учреждению. Учредитель, отказывая в утверждении плана финансово-хозяйственной деятельности руководителю общеобразовательной организации, может ввести правило существенной детализации этого документа, тем самым жестко контролируя планируемые доходы и расходы учреждения.
Анализ полномочий учредителя в кадровой и финансовой деятельности общеобразовательной организации показывает, что у него имеется достаточное количество рычагов воздействия на подведомственные учреждения. Эти управленческие рычаги учредитель использует для достижения поставленных перед ним руководством муниципального образования стратегических и тактических задач.
Органы местного самоуправления в соответствии с закрепленными федеральным законодательством полномочиями в сфере образования обязаны организовать предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях. Для повышения доступности качественного образования на уровне муниципалитета необходима оптимальная, эффективно работающая образовательная сеть, высококвалифицированные руководящие и педагогические кадры, комфортная и безопасная образовательная среда. На уровне представительных и исполнительных муниципальных органов власти разрабатываются и принимаются программные документы, направленные на развитие системы образования, повышения ее качественных показателей. Отечественное законодательство такие возможности учредителю предоставляет.
Управленческие решения на уровне учредителя мы рассматриваем в рамках реализации единых показателей эффективности системы образования, которые коррелируют показателям эффективности образовательных муниципальных систем. Программные муниципальные задачи определяют вектор развития образования, показатели эффективной деятельности образовательных организаций, их педагогических и руководящих работников.
Федеральный закон об образовании перечислил компетенции образовательной организации, к числу их отнесем разработку и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка; предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования; установление штатного расписания и др. [2].
Зафиксированные в ст. 28 Закона «Об образовании в РФ» полномочия образовательной организации, это те вопросы, которые должны решаться самой образовательной организации, а учредитель не имеет права требовать того или иного решения этих вопросов. На самом же деле, реализуя свои полномочия учредитель может предъявить любые требования в рамках компетенции образовательной организации, как законные, так и не основанные на законе, не неся реальной ответственности за незаконные требования и часто директор вынужден находиться в ситуации «чего изволите», выполняя любые требования учредителя.
Учредитель, имея широкие возможности для управленческого влияния и оказания административного давления на общеобразовательную организацию и ее руководителя, довольно часто порождает создание конфликтных ситуаций в муниципальной системе образования.
Практика управления общеобразовательной организацией свидетельствует, что политические средства решения конфликтов оказываются в подобных ситуациях более эффективными, нежели правовые действия руководителя. Перечислим некоторые из основных средств регулирования конфликтных ситуаций, возникающих между учредителем и руководителем общеобразовательной организации (школы):
• общественное участие субъектов образовательных отношений в процессе принятия управленческих решений, учебно-воспитательной деятельности;
• обращение руководителя общеобразовательной организации к вышестоящим органам с целью получения поддержки, посредничества в разрешении конфликта;
• освещение ситуации в средствах массовой информации для привлечения целевых аудиторий для совместной деятельности;
• создание эффективной муниципальной системы оценки качества образования для объективного внешнего оценивания общеобразовательных организаций;
• владение технологией ведения переговоров, умение выстраивать договорные отношения между учредителем и общеобразовательной организацией.
Важным способом, средством решения возникающих конфликтов является привлечение общественности к реальному управлению образовательной организацией [4].
Основополагающим принципом взаимоотношений между государством и его гражданами является право на участие в управлении общественными и государственными делами. Для субъектов образовательной деятельности это право выступает в виде права на участие в управлении образовательной организацией [5].
Если у общественного органа управления общеобразовательной организацией ( управляющий совет, попечительский совет, родительский комитет, совет родителей и др.) будет возможность принимать управленческие решения, реальная управленческая функция, желание влиять на образовательный процесс и брать на себя ответственность за результат, тогда такой авторитетный орган управления может быть партнером, союзником, оппонентом, участником и посредником в переговорах в конфликте между учредителем и руководителем общеобразовательной организации.
Анализ уставов общеобразовательной организации, общественная практика управления образованием в ряде регионов свидетельствует, что среди полномочий общественных органов управления, например, имеются такие, как согласование представленного для утверждения учредителю Устава; обязательное согласование с учредителем кандидатов для участия в конкурсе на должность директора; ходатайство перед учредителем о поощрении директора; ходатайство перед учредителем о досрочном расторжении трудового договора с директором школы, осуществление контроля за здоровыми и безопасными условиями обучения.
Образовательная практика имеет примеры, когда общественные управляющие не позволили учредителю уволить директора, не выполнившего абсурдное требование начальника, когда родители и руководитель не допустили ликвидацию сельской школы. Есть и другие примеры проявления гражданской активности родителей, других стейкхолдеров школы, но это пока не стало обычной практикой в образовании.
Конфликты между учредителем и директором школы, связанные с принятием управленческих решений на муниципальном уровне, возникают, по сути дела, в связи с противоположными, разными, неоднозначными представлениями и понятиями о качестве образования. Субъективность в принятии учредителем управленческих решений можно в значительной степени избежать, если в муниципальном образовании разработана и функционирует система объективных показателей эффективной деятельности директоров, школ с учетом социокультурной ситуации, в которой они находятся.
Один из основных рисков - это использование результатов оценки для других целей, например, результатов ЕГЭ для оценки работы учителя, школы без учета контекстов. Проводимые муниципальные рейтинги, мониторинговые исследования, как инструменты оценки качества образования, необходимы для определения лучших образовательных практик и нахождения проблемных зон местной системы образования, а не для дисквалификации учителей и школ, находящихся по тем или иным причинам не в лидерах. Качество образования в муниципальной школе определяется обеспечением успешной социализации выпускников, а не только высоким уровнем их обученности.
Сегодня на уровне муниципального образования существуют проблемы и вызовы развития системы оценки качества образования, которые учредитель должен учитывать при принятии управленческих решений. Основная проблема для учредителя заключается в том, чтобы правильно интерпретировать результаты оценки качества образования в подведомственных школах и принимать управленческие решения по ним.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» одним из основополагающих принципов государственной политики в сфере образования является демократический характер управления образованием, сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. Договорные отношения, институт договора транслируются, по всей видимости, в муниципальную систему образования, во взаимоотношения учредителя и руководителя общеобразовательной организации. Учредитель, как муниципальная власть, дает школе муниципальное задание на выполнение образовательной услуги и передает ей финансовые и другие виды ресурсов, т.е. между ними действуют договорные отношения [3].
Если мы утверждаем, что договорные отношения существуют между учредителем, муниципалитетом и школой, значит, между этими двумя сторонами должны существовать и противоречия, происходить столкновение интересов. Интересы этих сторон должны быть предметом переговоров, согласования. Эти отношения, время от времени, могут носить конфликтный характер.
Выводы. Приходится признать, что существующие договорные отношения зачастую не являются реальными, а только формальными, и переговоры по поводу условий и порядка действия договора не ведутся. Если раньше этот вариант был приемлем для обеих сторон, то, по нашим наблюдениям, сейчас такое положение дел определенную часть руководителей школ не устраивает. Нужны реальные переговоры заинтересованных сторон, тогда договор действительно будет учитывать изменяющиеся интересы учредителя и руководителя общеобразовательной организации.
Переговоры, в том числе с помощью посредника, реальные договорные отношения между учредителем и руководителем, объективная оценка качества муниципальной системы образования, общественное участие в управлении образованием и другие политические решения могут позволить урегулировать деструктивные противоречия и способствовать повышению качества и доступности образования на муниципальном уровне.
Литература:
1. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
3. Хасан Б.И. Подлинные и мнимые договорные отношения в образовании // Материалы XXII научно-практической конференции «Практики развития: новые отношения в образовании, их реализация и возможности управления». - Красноярск. - 2016. - С. 7-21.
4. Шобонов Н.А. Управление школой: на словах и на деле // Народное образование. - 2014. - №9. -С. 87-91.
5. Шобонов Н.А. Государственно-общественное управление в условиях реализации федерального закона «Об образовании в РФ» // Народное образование. - 2016. - №9-10. - С. 46-51.
Педагогика
УДК 372.881.111.1
кандидат педагогических наук, доцент Шпак Наталья Олеговна
Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Новосибирск)
ОБУЧЕНИЕ АРГУМЕНТИРОВАННОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ В РАМКАХ
ДИАЛОГА
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема неготовности студентов неязыковых вузов осуществлять профессиональную коммуникацию на иностранном языке. Решение данной проблемы автор статьи видит в организации иноязычной речемыслительной деятельности, в ходе которой студенты развивают умения рассматривать проблемную задачу с разных позиций, анализировать их и аргументировать свою позицию. Иноязычная речемыслительна деятельность должна реализовывается через аргументированное высказывание в рамках диалога и быть направлена на решение коммуникативной задачи.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, аргументированное иноязычное высказывание, решение коммуникативных задач.
Annotation. This article deals with the issue of unwillingness of students to use a foreign language in a field of professional communication. The author sees the solution to this problem in the organization of foreign language speech-thinking activity where students develop their skills to consider the problematic task from different perspectives, analyze them and argue their positions. Foreign language speech-thinking activity should be realized through reasoned foreign language utterance within a dialogue and be aimed at communicative tasks solution.
Keywords: foreign language teaching, reasoned foreign language utterance, communicative tasks solution.
Введение. Современные условия жизни требуют от молодых специалистов владение навыками иноязычной коммуникации. Для формирования профессиональных компетенций обучающимся неязыковых вузов необходимо уметь анализировать получаемую информацию и высказывать свои собственные аргументированные суждения как на родном, так и на иностранном языке. Здесь важна роль преподавателя, который умеет направлять речемыслительную деятельность студентов к рассуждению над проблемой задачей. Современному преподавателю необходимо проявлять гибкость в отборе содержания и видов деятельности студентов, а также «активизировать обучение, придавая ему проблемный и исследовательский характер» [15, с. 172].
Для того, чтобы студенты могли приобрести опыт иноязычной речемыслительной деятельности, они должны уметь применять полученные знания в реальном общении. Научить учащихся новым способам мышления и необходимым навыкам самостоятельной работы является важной задачей современного образования [9]. Важно также отметить, что в процессе реального иноязычного общения коммуникативное содержание, согласно Р.П. Мильруду, не только передается, но и создается в результате речемыслительной деятельности [8].
Практика преподавания иностранного языка в Сибирском институте управления показывает, что студенты еще со школы привыкли заучивать наизусть готовые тексты на иностранном языке вместо того, чтобы выполнять коммуникативные задания по изучаемой теме, требующие от них устное неподготовленное высказывание [14]. Однако, для успешного овладения иностранным языком у студентов должна быть еще и психологическая готовность изучать и применять иностранный язык в деловом общении. Они должны верить в свои силы и не бояться допускать ошибки в своей речи [13]. Однако, такая психологическая готовность может появиться у студентов только при уверенном владении основами грамматики иностранного языка, профессиональной лексики и навыками решения коммуникативных задач, требующих аргументированных высказываний в ходе иноязычной коммуникации.
Становится очевидным проблема неготовности студентов неязыковых вузов вести иноязычную деловую коммуникацию, которая требует от них осмысленного восприятия позиции своего партнера по диалогу и аргументации своей позиции. Решение данной проблемы мы видим в организации иноязычной речемыслительной деятельности при коммуникативном подходе обучения иностранному языку. Мы полагаем, что обучение аргументированному иноязычному высказыванию эффективнее осуществляется в процессе диалогического речевого общения, нацеленное на решение коммуникативной задачи.
Изложение основного материала статьи. Одним из основополагающих принципов коммуникативного подхода в обучении иностранному языку является стимулирование речемыслительной активности обучаемых, в ходе которого, согласно И.Л. Бим, нужно отходить от механических видов работы [2]. Л.С. Выготский обращает внимание на связь речевой деятельности с выражением речевого содержания, которое требует от обучаемых выполнения определенных мыслительных операций [3]. Говоря о когнитивной компетенции, Е.Н. Соловова утверждает, что язык в коммуникативных целях может быть усвоен только как инструмент мысли [12]. Р.П. Мильруд утверждает, что иноязычное речемышление обучающихся стимулируется при исследовании проблематики текста или при работе с игровой задачей. Данная деятельность осуществляется через взаимодействие трех компонентов: решаемая проблема, имеющиеся знания и исследовательские действия [8].
При коммуникативном обучении иностранному языку для студентов создаются условия, приближенные к условиям реального иноязычного общения. Сходство процесса обучения с реальным процессом общения Е.И. Пассов выделяет как главную особенность коммуникативного подхода [10]. По мнению И.А. Зимней,