Научная статья на тему 'РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юсупов М.Ф.

Статья посвящена анализу полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области организации дорожного движения. Исследована нормативная правовая база распределения компетенций в области организации дорожного движения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Высказана авторская позиция по рассматриваемой теме с учетом нового Федерального закона «Об организации дорожного движения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юсупов М.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTRIBUTION OF POWERS OF STATE AUTHORITIES AND LOCAL GOVERNMENTS IN THE FIELD OF TRAFFIC MANAGEMENT

The article is devoted to the analysis authority of public authorities and local governments in the organization of road traffic. The normative legal base of distribution of competence in the field of the organization of road traffic of state authorities and local governments is researched. The author’sposition regarding the discussed topic taking into account the new Federal law “On the Organization of Road Traffic” is expressed.

Текст научной работы на тему «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

УДК 342.9

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Юсупов М.Ф.,

Краснодарский университет МВД России, E-mail: men2014men@mail.ru

Статья посвящена анализу полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области организации дорожного движения. Исследована нормативная правовая база распределения компетенций в области организации дорожного движения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Высказана авторская позиция по рассматриваемой теме с учетом нового Федерального закона «Об организации дорожного движения».

Ключевые слова: организация дорожного движения, полномочия, органы государственной власти, органы местного самоуправления.

DISTRIBUTION OF POWERS OF STATE AUTHORITIES AND LOCAL GOVERNMENTS IN THE FIELD OF TRAFFIC MANAGEMENT

M.F. Yusupov,

Krasnodar University Ministry of Internal Affairs of Russia,

E-mail: men2014men@mail.ru

The article is devoted to the analysis authority of public authorities and local governments in the organization of road traffic. The normative legal base of distribution of competence in the field ofthe organization ofroad traffic of state authorities and local governments is researched. The author's position regarding the discussed topic taking into account the new Federal law "On the Organization of Road Traffic" is expressed.

Keywords: organization of road traffic, powers, state authorities, bodies of local self-government.

Введение

Дорожное движение представляет собой один из способов удовлетворения общественной потребности в территориально-пространственном перемещении людей, а также предметов, средств и продуктов их труда [1, с. 99], в связи с чем несомненны

социальная важность и значимость данного процесса. В государственной политике Российской Федерации в этой области длительное время отдавался приоритет совершенствованию деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

LAW

Однако с 1 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -ФЗ «Об организации дорожного движения»1), закрепивший на законодательном уровне основы организации дорожного движения. Данный закон направлен на формирование единой системы правового регулирования дорожного движения путем объединения действующих норм и правил, регламентирующих вопросы организации дорожного движения, транспортного развития территорий и управления этими процессами.

Под организацией дорожного движения (далее - ОДД) в законе понимается «деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, направленная на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения»2.

Описание исследования

Любая деятельность характеризуется наличием субъекта, ее осуществляющего. Глава 2 ФЗ «Об организации дорожного движения» посвящена установлению полномочий органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области ОДД.

К полномочиям органов государственной власти РФ относятся: разработка и реализация государственной политики Российской Федерации в области организации дорожного движения; установка, замена, де-

монтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения; утверждение методических рекомендаций по разработке и реализации мероприятий по ОДД; установление правил подготовки документации по ОДД и др. (ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об организации дорожного движения»).

Большей частью данных полномочий наделено Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России) - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию во многих сферах, в том числе в сфере «организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах»3.

Многие полномочия реализуются Минтрансом России путем разработки соответствующих нормативных правовых актов: например, «установление перечня профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения, и квалификационных требований к ним» (п. 10 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об организации дорожного движения»). Приказом Минтранса России от 29 декабря 2018 г. № 487 «Об утверждении перечня профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения, и квалификационных требований к ним» (далее Приказ Минтранса № 487) установлен следующий перечень профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения: специалист по разработке проектов организации дорожного движения; специалист по моделированию дорожного движения; специалист по разработке комплек-

1 Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2 Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3 Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации»// Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

сных схем организации дорожного движения; специалист по организации и мониторингу дорожного движения; специалист по эксплуатации технических средств организации дорожного движения; специалист по контролю в сфере организации дорожного движения.

В Приказе Минтранса № 487 также сформированы квалификационные требования к перечисленным профессиям и должностям, связанным с организацией дорожного движения, устанавливающие необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стажа (опыта).

Некоторые из полномочий осуществляются путем издания нормативных актов Правительством РФ: к примеру, «установление порядка определения основных параметров дорожного движения, ведения их учета, использования учетных сведений и формирования отчетных данных в области организации дорожного движения» (п. 7 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об организации дорожного движения»). Правительством Российской Федерации издано Постановление от 16 ноября 2018 г. № 1379 «Об утверждении Правил определения основных параметров дорожного движения и ведения их учета»4.

Отдельные полномочия органов государственной власти РФ остаются нереализованными вследствие того, что предусмотренные ими правовые акты и документы еще не приняты, хотя Минтрансом России разработаны проекты таких актов: к примеру, проект приказа «Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за пользование платными парковками»5. Данный документ находится на стадии проекта уже более двух лет.

Органы государственной власти субъектов РФ обладают меньшим объемом полномочий в области ОДД, однако в них включена разработка и реализация региональной политики в области организации дорожного движения на территориях субъектов Российской Федерации, что позволяет данным органам осуществлять непосредственное управление в области ОДД на конкретной территории, в частности издавать законы субъектов РФ об организации дорожного движения. Как отмечается в специальной литературе, законотворческая деятельность в регионах направлена на максимальное приспособление федеральных законов к условиям конкретного субъекта для повышения их эффективности [2, с. 25].

Также важным полномочием является осуществление регионального государственного контроля в сфере организации дорожного движения. Особенности осуществления данного вида контроля регламентированы ст. 20 ФЗ «Об организации дорожного движения».

Региональный государственный контроль в области ОДД осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ согласно их компетенции. Порядок регионального контроля, как правило, закрепляется в нормативных правовых актах субъектов РФ: к примеру, Постановлением Республики Хакасия от 8 апреля 2019 г. № 132 утвержден Порядок осуществления регионального государственного контроля в области организации дорожного движения6, регламентирующий осуществление данного вида контроля на территории Республики Хакасия.

В компетенции органов государственной

4 Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2018 г. № 1379 «Об утверждении Правил определения основных параметров дорожного движения и ведения их учета» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 48. Ст. 7420.

5 Проект приказа Минтранса России «Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за пользование платными парковками» [Электронный ресурс] // Министерство транспорта РФ: официальный сайт. URL:https://mintrans.gov.ru/fíle/417776.

6 Постановление Республики Хакасия от 8 апреля 2019 г. № 132 «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля в области организации дорожного движения» [Электронный ресурс].URL:http://docs.cntd.ru/document/553239628.

LAW

власти субъектов РФ находится утверждение документации по ОДД, а именно проектов организации дорожного движения, разрабатываемых для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения либо их участков (ч. 8 ст. 18 ФЗ «Об организации дорожного движения»).

Правом утверждения документации по ОДД обладают и органы местного самоуправления:

- в отношении проектов организации дорожного движения, разрабатываемых для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования;

- в отношении комплексных схем организации дорожного движения для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо части муниципального района, городского округа или городского поселения.

В полномочия органов местного самоуправления в области ОДД также входят: 1) организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; 2) ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; 3) установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения и др.

В силу того, что ФЗ «Об организации дорожного движения», помимо прочего, направлен на регулирование парковочной деятельности, в ст. 12 Закона отражены требования к парковкам общего пользования. Реестр парковок общего пользования представляет собой общедоступный информационный ресурс, содержащий сведения о парковках общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образова-

ний, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, вне зависимости от их назначения и формы собственности.

Ведение реестра парковок общего пользования осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ. Так, Приказом Министерства развития инфраструктуры Калининградской области от 8 мая 2019 г. № 164 утвержден Порядок ведения реестра парковок общего пользования в Калининградской области7, согласно которому уполномоченными органами по ведению реестра парковок общего пользования, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципальных образований Калининградской области, являются уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.

Таким образом, органы местного самоуправления играют важную роль в организации дорожного движения, поскольку данная деятельность осуществляется в соответствии с мероприятиями, закрепленными в документации по ОДД, а именно органы местного самоуправления утверждают проекты данной документации для муниципальных образований.

Заключение

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что с принятием ФЗ «Об организации дорожного движения» частично была устранена проблема недостаточности нормативной правовой базы в области ОДД, отмечаемая многими исследователями [3, с. 38-39]. Данный закон заложил основы для децентрализации ОДД, передачи основных полномочий в этой сфере на региональный и местный уровень, уполномоченным органам и организациям, сохранив за федеральными органами государственной власти

7 Приказ Министерства развития инфраструктуры Калининградской области от 8 мая 2019 г. № 164 «Об установлении порядка ведения реестра парковок общего пользования» [Электронный ресурс]. URL: http:// docs.cntd.ru/document/561432706.

лишь общие направляющие и координирующие функции. Указанный факт, безусловно, повышает ответственность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за эффективное решение вопросов организации до-

рожного движения, в связи с чем, полагаем, обладает актуальностью закрепление на законодательном уровне ответственности должностных лиц указанных органов за ненадлежащее исполнение своих обязанностей в области ОД Д.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Майоров В.И. Содержание понятия «безопасность дорожного движения»: теоретические основы // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2012. № 7 (266). С. 99-101.

2. Шаклеин Н.И. Проблемы законотворчества субъектов федеративных государств // Юридический мир. 2008. № 11. С. 25-33.

3. Якимов М.Р. Концепция транспортного планирования и организации движения в крупных городах: Монография. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2011. 175 с.

REFERENCES

1. Majorov V.I. Soderzhanie ponyatiya «bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya»: teoreticheskie osnovy // Vestnik YUUrGU. Seriya: Pravo. 2012. № 7 (266). S. 99-101.

2. Shaklein N.I. Problemy zakonotvorchestva sub"ektov federativnyh gosudarstv // YUridicheskij mir. 2008. № 11. S. 25-33.

3. Yakimov M.R. Koncepciya transportnogo planirovaniya i organizacii dvizheniya v krupnyh gorodah: Monografiya. Perm': Izd-vo Perm. gos. tekhn. un-ta, 2011. 175 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Юсупов Марат Фанисович, адъюнкт кафедры конституционного и административного права, Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар. Е-таП: men2014men@mail.ru

Дата поступления статьи: 20.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.