Научная статья на тему 'Создание нормативно-правовых основ в сфере организации дорожного движения и территориального транспортного планирования в Российской Федерации'

Создание нормативно-правовых основ в сфере организации дорожного движения и территориального транспортного планирования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ДВИЖЕНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ / ЗАКОН / PLANNING / MOVEMENT / LEGAL REGULATION / MANAGEMENT / PROVISION / CONCEPTUAL APPARATUS / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буйненко Павел Валерьевич

В данной статье проводится анализ правового регулирования в сфере организации дорожного движения и территориального транспортного планирования. Проанализирован Федеральный закон №196 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Определена основная проблема правовых основ данной сферы, препятствующая согласованной и эффективной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of legal and regulatory framework in the field of traffic management and territorial transport planning in the Russian Federation

This article analyzes the legal regulation in the field of traffic management and territorial transport planning. Federal law No. 196 of the Federal law "On road safety"is analyzed. The main problem of the legal basis of this sphere, which hinders coordinated and effective activity, is defined.

Текст научной работы на тему «Создание нормативно-правовых основ в сфере организации дорожного движения и территориального транспортного планирования в Российской Федерации»

Создание нормативно-правовых основ в сфере организации дорожного движения и территориального транспортного планирования в Российской Федерации

Creation of legal and regulatory framework in the field of traffic management and territorial

transport planning in the Russian Federation

Буйненко Павел Валерьевич

Студент 4 курса

факультета Государственное и муниципальное управление филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе

РФ, г. Севастополь pashabuinenko@mail.ru

Buinenko, Pavel Valerievish

4th year student faculty of the Public Administration branch of Moscow state University. M. V. Lomonosov in Sevastopol

Russia, Sevastopol pashabuinenko@mail.ru

Аннотоция.

данной статье проводится анализ правового регулирования в сфере организации дорожного движения территориального транспортного планирования. Проанализирован Федеральный закон №196 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Определена основная проблема правовых основ данной сферы, препятствующая согласованной и эффективной деятельности.

Annotation.

This article analyzes the legal regulation in the field of traffic management and territorial transport planning. Federal law No. 196 of the Federal law "On road safety"is analyzed. The main problem of the legal basis of this sphere, which hinders coordinated and effective activity, is defined.

Ключевые слова: планирование, движение, правовое регулирование, управление, обеспечение, понятийный аппарат, закон.

Key words: planning, movement, legal regulation, management, provision, conceptual apparatus, law.

Вопросы регулирования деятельностью в сфере организации дорожного движения и территориального транспортного планирования в Российской Федерации пока остаются недостаточно урегулированными на всех уровнях власти. Передача Минтрансу России полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации дорожного движения в части организационно -правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах ставит решение этих вопросов в ряд особо актуальных.

Нормативно-правовое обеспечение в сфере организации дорожного движения (далее - ОДД) и территориальное транспортное планирование (далее - ТТП) в Российской Федерации практически не обновлялось более 15 лет и по целому ряду позиций устарело. Кроме того, анализ сложившейся практики нормативного правового регулирования в сфере организации дорожного движения и территориального планирования показывает, что разработка правовых актов во многом осуществляется не систематизировано, не координируется на основе единых принципов. Вследствие этого, существующая нормативная база содержит ряд внутренних противоречий, положения нормативных правовых актов дублируют друг друга, имеется много правовых пробелов.

Важным компонентом для обеспечения согласованной и эффективной деятельности в области

организации дорожного движения и территориального транспортного планирования, является наличие правовой

терминологии, способствующей создать эффективную систему управления. Создание эффективной системы управления в сфере организации дорожного движения и территориального транспортного планирования требует четкого определения предмета и сферы правового регулирования, разграничения компетенций и задач органов государственного управления и местного самоуправления. Этого невозможно достичь, если не будет сформирован единый понятийный аппарат для дальнейшего использования во всех нормативных правовых и методических документах, регулирующих сферу ОДД и территориального транспортного планирования.

настоящее время такой понятийный аппарат отсутствует. Сама деятельность по организации дорожного движения не имеет самостоятельного статуса в качестве объекта правового регулирования. Закон «О безопасности дорожного движения», содержащий определение этого понятия, не раскрывает содержания и целей деятельности по ОДД. Также, согласно действующему законодательству, ОДД не является самостоятельным видом деятельности, а включается в состав дорожной деятельности, как один из видов работ по содержанию дорог. Как следствие, федеральное законодательство, регулирующее деятельность органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления, не упоминает ОДД в числе вопросов, подлежащих регулированию на региональном и местном уровне.

Кроме того, за рамками существующего законодательства остаются многие другие ключевые понятия, необходимые для осуществления эффективного правового регулирования в сфере ОДД и ТТП (в частности, такие как «улица», «улично-дорожная сеть», «автоматизированная система управления дорожным движением», «интеллектуальная транспортная система», и др.).

этой ситуации, основой всех мероприятий по совершенствованию нормативной базы ОДД и ТТП должна стать гармонизация законодательства и нормативно-технической документации в данной сфере на основе принятия единой системы терминов и определений.

Для того, чтобы сформировать эффективную систему регулирования деятельностью по ОДД и ТТП, должны быть, в частности, внесены изменения и дополнения в действующее законодательство, позволяющие, как минимум:

установить четкую трактовку понятия «организация дорожного движения», а также цели и содержание ОДД, как самостоятельного вида деятельности, описание его взаимосвязи с градостроительной и дорожной деятельностью;

установить порядок разработки и утверждения предпроектной и проектной документации в сфере ОДД и ТТП, требования к составу и содержанию такой документации;

установить полномочия, ответственность и порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (Минтранса, МВД и Минрегиона РФ), региональных органов власти и органов местного самоуправления в сфере ОДД и ТПП (в том числе, в части нормативного правового регулирования, проектирования, осуществления и финансирования необходимых мероприятий);

установить порядок государственного контроля и надзора, а также формы и порядок осуществления экспертной деятельности в сфере ОДД;

установить общий порядок применения различных мер, ограничивающих движение и парковку автотранспорта (в т.ч. фискально-регулирующих мер - платежей, сборов и т.д.).

Властям крупных городов должна быть законодательно предоставлена возможность введения различных ограничений на движение, остановку и стоянку автотранспортных средств на отдельных городских территориях (включая введение платного въезда в центры городов и иные ограничительные меры, успешно применяемые во многих странах мира для борьбы с перегрузкой городских улично-дорожных сетей).

Урегулирование вопросов парковки (остановки, стоянки и хранения) автомобилей потребует внесения в действующее законодательство значительных изменений, призванных обеспечить:

определение правовых оснований и принципов взимания платы за парковку транспорта, а также полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению размера платы за парковку, уровня штрафов за нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств и др.; четкое определение правового статуса территорий, используемых для стоянки автотранспорта; правовое закрепление возможности устанавливать различные уровни оплаты за пользование местами стояки в зависимости от уровня загрузки улично-дорожной сети (далее - УДС) и потребности в стояночных местах в различных городских зонах;

установление ответственности за нарушение правил пользования муниципальными стоянками и правил их оплаты, а также порядок использования работающих средств фото- и видеосъемки для фиксации правонарушений;

определение порядка учета мест разрешенной парковки транспорта на городской территории (в т.ч. ведение кадастрового учета);

определение порядка использования средств, получаемых в форме оплаты за парковку и штрафов за нарушение правил пользования муниципальными стоянками.

Совершенствование инженерных средств и методов организации дорожного движения, в частности, успешное внедрение и эксплуатация автоматизированная система управления движением (далее - АСУД), потребует проведения следующих мер:

создание правовой основы эксплуатации интеллектуальной транспортной системы (далее - ИТС), включая определение ведомств, ответственных за эксплуатацию ИТС на территориях городов, агломераций, отдельных транспортных коридоров и т.д.;

изучение возможности включения подпрограммы, направленной на внедрение ИТС, в состав действующих федерально-целевой программы (далее - ФЦП) «Модернизация транспортной системы России» либо ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения»;

рассмотрение вопроса о введение обязательного лицензировании деятельности по установке, ремонту обслуживанию автоматизированных технических средств регулирования движения на автомобильных дорогах;

создание правовой основы для использования современных технических средств организации дорожного движения, включая средства фиксации нарушений правил дорожного движения, работающие в автоматическом режиме.

Таким образом, внесение вышепредставленных мероприятий позволит сформировать единый понятийный аппарат для дальнейшего использования во всех нормативных правовых документах, регулирующих сферу организации дорожного движения и территориального транспортного планирования.

Список используемой литературы:

Концепция проекта Федерального закона "Об организации дорожного движения и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/02/15/dorogi-site-dok.html (дата обращения 19.06.2019)

Об основных направлениях государственной политики в сфере организации дорожного движения. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.rostransport.com/transportrf/download.php?src=%2Ftransportrf%2Fpdi%2F43%2F4-5.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.