Об основных направлениях государственной политики в сфере организации дорожного движения
С. А. Аристов,
статс-секретарь — заместитель министра транспорта Российской Федерации
Перегруженность транспортных систем российских городов снижает мобильность населения, ведет к значительным потерям времени на передвижение, оказывает негативное влияние на эффективность работы городского транспорта, способствует росту числа ДТП, объемов выбросов загрязняющих веществ и уровня транспортного шума. Как следствие, приходится констатировать снижение качества жизни населения и серьезные экономические потери для страны в целом. По экспертным оценкам, эти потери достигают до 7-9 % ВВП в год.
В настоящее время до 27 % автомобильных дорог федерального значения работают в режиме перегрузки и нуждаются в принятии различных мер по повышению их пропускной способности. Средняя скорость движения за последние 5 лет снизилась в среднем на 40 %, а в часы пик падает до 5-10 км/ч при оптимальных 30-35 км/ч.
Улично-дорожные сети российских городов сформировались исторически и по большей части остались неизменными с 70-90-х гг. прошлого века, когда в документах градостроительного планирования перспективный уровень автомобилизации предусматривался в размере 170-180 автомобилей на 1 тыс. жителей. Предполагалось, что население городов будет продолжать использовать для поездок в основном общественный пассажирский транспорт. Однако произошедшие в стране после 1991 г. радикальные социально-экономические изменения привели к быстрому росту парка личного автотранспорта и превращению его в существенную часть национальной транспортной системы. Сейчас до 30 % общего
Резкое повышение уровня загрузки автомобильных дорог, влекущее за собой целый комплекс проблем, препятствует устойчивому развитию транспортного комплекса Российской Федерации. Для проведения эффективной государственной политики в области организации дорожного движения необходимы кардинальные изменения в нормативной правовой базе, а также принятие федерального закона «Об организации дорожного движения».
объема перевозок пассажиров в городах приходится на личный автотранспорт, и эта доля продолжает расти. В выходные дни 40-50 % поездок горожан за город выполняется на личном транспорте.
При нынешнем уровне автомобилизации 250-340 легковых автомобилей на 1 тыс. жителей (на урбанизированных территориях он продолжает быстро расти) заложенная градостроителями в недавнем прошлом расчетная пропускная способность улично-дорожной сети оказалась значительно превышенной. В последние 10 лет ежегодный прирост автомобильного парка и интенсивности движения составлял 4-6 %, а пропускная способность улично-дорожной сети увеличилась не более чем на 0,5-1,0 %. Сейчас дорожно-транспортная сеть отстает в своем развитии от нынешних потребностей ориентировочно на 20-25 лет
Современные тенденции роста объемов дорожного движения не позволяют давать утешительные прогнозы: локальные и сетевые заторы постепенно становятся регулярным и нарастающим явлением, которое при отсутствии адекватного государственного реагирования неизбежно приведет к потере устойчивости функционирования транспортной системы страны в целом со всеми вытекающими последствиями.
Целью государственной политики в сфере организации дорожного движения является достижение высоких стандартов качества жизни населения и обслуживания экономики за счет эффективного и качественного удовлетворения транспортного спроса при условии одновременной минимизации всех видов сопутствующих социальных, экономических и экологических издержек.
Целью государственного регулирования в сфере организации дорожного движения и развития территориальных транспортных систем является создание правовых, экономических и технических условий для обеспечения надежного и безопасного движения транспортных средств и пешеходов.
Государственная политика в сфере организации дорожного движения включает в себя следующие направления:
• совершенствование территориального и территориально-транспортного планирования;
• развитие улично-дорожных сетей;
• модернизация общественного пассажирского транспорта;
• организация городского парковоч-ного пространства и парковочная политика;
• введение приоритетов в управлении движением автотранспорта;
• совершенствование инженерных средств и методов организации дорожного движения.
• оптимизация работы грузового автомобильного транспорта;
• формирование новых стереотипов транспортного поведения населения;
• поощрение современных форм организации различных видов трудовой деятельности, сокращающих транспортный спрос населения и общественные транспортные издержки для государства.
Главная задача, стоящая перед государством, субъектами, городами России, заключается в том, чтобы определить механизмы управления, которые позволят в полной мере реализовать перечисленный инструментарий, сделать его востребованным в повседневной практике принятия управленческих и организацион-
4 | «Транспорт Российской Федерации»
№ 6 (43) 2012
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ТТлонЛснч Го«'тело11
зил и. по стэчч ВПСни* ТЦ)п втспьгтв л Роежйсюл
Фс^ЕЕ ¿ШСИ
- . ■КТН:- |Щ!Д1!(Ш1 ЬНЫЛ ац! ,>НС-1> ИСПОЛНИВ ГТЬИО* г^н ннст^рСтл, 4?гдг рн П1яи
агдонсии и служЛ},
-□ ¿комода * ныс н Л сап- 1КД пн=1 п .1 гЧ 1.1 £у Он с Рекснйстри Фитр,
- ефйчнпьны« нормы л
Прлвйл*. йгдер^с 1 КС 1-.МЧ11 -
г—эитспш.ые нормы
Рлепарядм-тгпьч!-Л^исшия
Пппажсм н с о ГИБОД МЕЩ {у» а» Пдоэнл**™ РЪСсннсрАН ФСД]|!|>.|ЦИН иг 15НЮНЯ 1993 ГйДЛ*Т11)
МВД России МиНТр^НС России
Мин^егион России'
^ Уи
азакные Мера I [Жйтмя «действие находится в совместном беден ни Российской Федерации, сувъестоа Российской Федерации И муниципальных образований
Комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения»
но-технических решений на всех уровнях организации дорожного движения.
Создание эффективной системы управления в сфере организации дорожного движения требует четкого определения предмета и сферы правового регулирования, разграничения компетенций и задач органов государственного и местного управления.
Сама деятельность по организации дорожного движения сегодня не имеет самостоятельного статуса в качестве объекта правового регулирования. Закон «О безопасности дорожного движения», в котором дано определение этого понятия, не раскрывает содержания и целей деятельности по организации дорожного движения.
Также, согласно действующему законодательству, организация дорожного движения не является самостоятельным видом деятельности, а включается в состав дорожной деятельности как один из видов работ по содержанию дорог. Как следствие, федеральное законодательство, регулирующее деятельность органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления, не упоминает организацию дорожного движения в числе вопросов, подлежащих регулированию на региональном и местном уровне.
Для решения проблем, препятствующих эффективному функционированию процесса перемещения людей и грузов по автомобильным дорогам, для урегулирования всех вышеперечисленных направлений деятельности по организации дорожного движения требуются кардинальные изменения в нормативной правовой базе, а также подготовка и принятие федерального закона «Об организации дорожного движения».
Цель данного закона — создание правовых условий для организации эффективного и бесперебойного процесса дорожного движения на территории Российской Федерации как неотъемлемого условия обеспечения устойчивого функционирования транспортной системы страны.
Принятие закона позволит:
• закрепить новые обязанности владельцев автомобильных дорог, объектов улично-дорожной сети, прилегающих территорий, в том числе связанных с соблюдением требований по обеспечению бесперебойного движения;
• установить государственную экспертизу проектной документации объекта капитального строительства на
соответствие требованиям по обеспечению бесперебойного движения;
• ввести государственную экспертизу документации по организации дорожного движения сетевого уровня;
• предусмотреть обязанности государственных и муниципальных органов по обеспечению взаимосвязи территориально-транспортного планирования и организации дорожного движения;
• установить законодательные принципы финансирования организации дорожного движения как самостоятельного вида деятельности и др.
С целью реализации основных направлений государственной политики в сфере организации дорожного движения в Министерстве транспорта РФ разработаны:
• основные направления государственной политики в сфере организации дорожного движения;
• основные положения проекта федерального закона «Об организации дорожного движения и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
• концепция проекта «Программа по совершенствованию городских транспортных систем»;
• проект создания федерального консультационного органа по вопросам управления городскими транспортными системами.
Кроме того, начата подготовка методических документов, определяю-
щих показатели оценки качества и эффективности организации дорожного движения на автомобильных дорогах и улично-дорожной сети, а также предложений по системе показателей государственного статистического учета в сфере организации дорожного движения.
Разрабатывается методическое обеспечение управляющих мероприятий в сфере организации дорожного движения:
• по управлению дорожным движением и введению ограничений на движение автотранспортных средств в городах;
• по развитию альтернатив личному легковому автотранспорту;
• по совершенствованию организации городского парковочного пространства, пересмотру имеющихся нормативов обеспеченности зданий, сооружений и городских территорий парковочными местами;
• по оптимизации грузового движения и установлению на муниципальном уровне особых временных условий для работы торгово-складских и других объектов, требующих подвоза или вывоза грузов автотранспортом;
• по ремонту и содержанию улично-дорожных сетей и регламентации проведения работ дорожно-эксплуатацион-ными службами в условиях заторов. □
По материалам выступления на III Международном конгрессе в рамках общественного форума «Организация дорожного движения в городах России», состоявшегося 4 декабря 2012 г.
№ 6 (43) 2012
«Транспорт Российской Федерации» | 5