Распределение осужденных по учреждениям исполнения наказаний на современном этапе реформирования пенитенциарной системы
Украины
■ И. В. БОДНАР — старший преподаватель цикла уголовно-правовых дисциплин Черниговского юридического колледжа Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний
В 2001 г. был принят и вступил в действие новый Уголовный кодекс Украины, в 2003 г. был принят, а в 2004 г. вступил в действие новый Уголовно-исполнительный кодекс страны.
С принятием указанных нормативных актов изменились виды и сама система уголовных наказаний. Данные изменения национального законодательства в сфере исполнения и отбывания уголовных наказаний были произведены в соответствии с требованиями Европейских тюремных правил, принятых в 1973 г.
Проведя анализ национального уголовно-исполнительного законодательства, можно прийти к выводу о том, что его нормы почти полностью соответствуют требованиям норм международных. Так ч. 1-5 ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса Украины определяет следующие виды органов и учреждений исполнения наказаний: арестные дома, уголовно-исполнительные и специальные воспитательные учреждения.
При этом уголовно-исполнительные учреждения подразделяются на учреждения открытого и закрытого типа. К первым относятся исправительные центры, ко вторым — исправительные колонии, которые бывают трех уровней безопасности — минимального, среднего и максимального. Исправительные колонии минимального уровня безопасности подразделяются на колонии с обычными и облегченными условиями содержания 1.
Правильное определение вида учреждения исполнения наказания имеет важное значение для индивидуализации карательного и воспитательного воздействия на личность осужденного и выбора степени допустимых ограничений его прав и свобод 2.
До 2001 г. вид режима и учреждения отбывания наказания определялся в приговоре суда при назначении уголовного наказания. С момента вступления в действие Уголовного кодекса Украины данная деятельность была возложена на Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний (далее — ГДУВИН).
Причиной тому послужило переполнение исправительных колоний, частые случаи неправильного определения уровня безопасности, нерациональное использование осужденных в производствен-
ной деятельности, недостаточная профилактическая работа.
На современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы решением указанным вопросов занимается созданная при территориальных управлениях ГДУВИН комиссия по вопросам распределения, направления и перевода для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы (далее — региональная комиссия). Именно она на основании Инструкции о порядке распределения, направления и перевода для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы (утв. Приказом Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний от 16.12.2003 № 261) (далее — инструкция) проводит распределение осужденных непосредственно в следственных изоляторах.
В соответствии с указанной инструкцией региональная комиссия:
— осуществляет в границах своей компетенции определение вида безопасности исправительной колонии; перевод, направление и распределение осужденных к лишению свободы в учреждения исполнения наказаний в границах региона или по запрашиваемым нарядам ГДУВИН в другие исправительные учреждения;
— направляет соответствующие материалы на рассмотрение апелляционной комиссии;
— обобщает практику применения законодательства по вопросам в пределах своей компетенции, разрабатывает предложения по его совершенствованию и в установленном порядке вносит их на рассмотрение апелляционной комиссии;
— обеспечивает апробацию, внедрение информационных технологий в практику своей деятельности и осуществляет их интеграцию в информационную систему ГУДВИН;
— организует подготовку, повышение квалификации и стажировку своих членов; вносит предложения ГУДВИН по совершенствованию своей деятельности;
— осуществляет другую деятельность в границах своих полномочий и заданий 3.
Наличие у региональной комиссии широких полномочий позволяет ей более детально, чем суду, рассматривать личность осужденного и определять вид соответствующей исправительной колонии.
В рамках вопроса распределения осужденных необходимо детально проанализировать критерии, по которым комиссия определяет вид уровня безопасности исправительной колонии. Сделаем это на примере работы по направлению осужденных из следственных изоляторов для отбывания наказания в виде лишения свободы на определенный срок.
В ч. 2 ст. 18 УИК Украины определены общие категории осужденных, которые отбывают наказание в исправительных колониях того или иного уровня безопасности.
В исправительных колониях минимального уровня безопасности с облегченными условиями содержатся: впервые осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, преступления небольшой и средней тяжести; лица, переведенные из колоний минимального уровня безопасности с общими условиями содержания и колоний среднего уровня безопасности.
По официальным данным ГДУВИН на конец сентября 2006 г., в данных исправительных колониях существовало 6 учреждений, где находилось 1374 осужденных.
В исправительных колониях минимального уровня безопасности с общими условиями содержатся: мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести; женщины, осужденные за преступления небольшой и средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; осужденные, переведенные из воспитательных колоний.
По тем же данным ГДУВИН на конец сентября 2006 г., в указанного вида колониях существовало 19 учреждений (9 для содержания мужчин и 10 для содержания женщин), с численностью контингента 6481 и 5676 чел. соответственно.
В исправительных колониях среднего уровня безопасности содержатся: женщины, осужденные к наказанию в виде пожизненного лишения свободы; женщины, которым наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы заменено лишением свободы на определенный срок в порядке помилования или амнистии; мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за тяжелые и особо тяжелые преступления; мужчины, которые ранее отбывали наказание в виде лишения свободы; мужчины, осужденные за совершение преднамеренного преступления средней тяжести в период отбывания наказания в виде лишения свободы; осужденные, переведенные из колоний максимального уровня безопасности.
По данным ГДУВИН, в исправительных колониях среднего уровня безопасности существовало 77 учреждений, содержащих 80 901 осужденного.
В исправительных колониях максимального уровня безопасности содержатся: мужчины, осужденные к наказанию в виде пожизненного лишения свободы; мужчины, которым наказание в виде смертной казни
заменено пожизненным лишением свободы; мужчины, которым наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы заменено лишением свободы на определенный срок в порядке помилования или амнистии; мужчины, осужденные за преднамеренные особо тяжкие преступления; мужчины, осужденные за совершение преднамеренного тяжкого или особо тяжкого преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы; мужчины, переведенные из колоний среднего уровня безопасности 4.
В связи с тем что ст. 18 УИК Украины предусматривает только общие критерии распределения, инструкция вводит свои ограничения.
Так, в колонии минимального уровня безопасности с облегченными условиями содержания не направляются следующие категории осужденных: лица, злостно нарушавшие требования режима в местах предварительного заключения; инвалиды первой и второй групп; лица, достигшие пенсионного возраста; беременные женщины; женщины, имеющие при себе детей в возрасте до трех лет; лица, не прошедшие полный курс лечения венерического заболевания, активной формы туберкулеза, психического расстройства, алкоголизма и наркомании; лица, осужденные за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров; лица, осужденные за совершение преднамеренного преступления в период отбывания наказания в виде ареста или ограничения воли.
Данные ограничения, по мнению ученых и практических работников ГДУВИН, предоставляют возможность более полно задействовать осужденных в производственной деятельности и уменьшить количество совершаемых правонарушений в указанном виде исправительных учреждений.
Инструкция более детально регулирует и распределение осужденных по исправительным колониям максимального уровня безопасности. Это обусловлено несколькими факторами.
Во-первых, в учреждениях данного типа осужденные отбывают наказание в помещениях камерного типа или в обычных жилых помещениях. Во-вторых, в исправительных колониях среднего уровня безопасности созданы секторы максимального уровня безопасности для содержания осужденных, которые в соответствии со ст. 18 УИК Украины должны отбывать наказание в исправительных колониях максимального уровня безопасности.
По данным на конец сентября 2006 г., на Украине в исправительных колониях среднего уровня безопасности существовало 13 секторов максимального уровня безопасности численностью 1243 осужденных; 11 секторов максимального уровня безопасности численностью 1293 осужденных; 8 исправительных колоний максимального уровня безопасности численностью 5076 осужденных.
Таким образом, инструкция вносит свои коррективы в отношении направления осужденных для отбывания наказания в исправительные колонии максимального уровня безопасности с содержанием в помещениях камерного типа и с обычными условиями.
Так, в исправительные колонии максимального уровня безопасности с отбыванием наказания в обычных жилых помещениях направляются:
— мужчины, которым наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы заменено лишением свободы на определенный срок в порядке помилования;
— мужчины, осужденные за преднамеренные особо тяжкие преступления, имеющие неснятую и непогашенную судимость за преднамеренное тяжкое или особо тяжкое преступление, за которое они фактически отбывали наказание в местах лишения свободы;
— мужчины, которые ранее дважды в любой последовательности были осуждены и фактически отбывали наказание в виде лишения свободы за преступления против основ национальной безопасности Украины, преднамеренное убийство, преднамеренное тяжкое телесное повреждение, захват заложников, изнасилование; разбой, совершенный при отягчающих обстоятельствах; вымогательство, совершенное при отягчающих обстоятельствах; изготовление, хранение, приобретение, перевозку, пересылку, ввоз на Украину с целью сбыта или сбыт поддельных денег, государственных ценных бумаг или билетов государственной лотереи; создание преступной организации; бандитизм; террористический акт; создание непредусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований, похищение, присвоение, вымогательство огнестрельного оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ или радиоактивных материалов или завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением; незаконное завладение транспортным средством при отягчающих обстоятельствах; контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров; незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку или сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; организацию или содержание мест для незаконного употребления, производства наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; посягательство на жизнь работника правоохранительного органа; посягательство на жизнь судьи, народного заседателя или присяжного в связи с их деятельностью, связанной с осуществлением правосудия; злостное неповиновение требованиям администрации исправительного учреждения; побег из места лишения свободы или из-под стражи; посягательство на жизнь представителя иностранного государства и которые вновь совершили любое из перечисленных преступлений, за что они осуждены к наказанию в виде лишения свободы.
В исправительные колонии или секторы максимального уровня безопасности с отбыванием наказания в помещениях камерного типа направляются:
— мужчины, осужденные к наказанию в виде пожизненного лишения свободы;
— мужчины, которым наказание в виде смертной казни заменено пожизненным лишением свободы;
— мужчины, осужденные к наказанию в виде лишения свободы на определенный срок за посягательство на территориальную целостность и неприкосно-
венность Украины, которое привело к гибели людей или другим тяжелым последствиям; государственную измену; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; диверсию, шпионаж; преднамеренное убийство (двух или больше лиц, заложника, лица или ее близкого родственника в связи с выполнением этим лицом служебного или общественного долга), совершенное на заказ, совершенное лицом, которое ранее совершило преднамеренное убийство, за исключением убийства, предусмотренного ст. 116, 118 КК Украины; захват заложников, если оно совершено относительно несовершеннолетнего либо организованной группой, либо было связано с угрозой уничтожения людей, либо повлекло тяжелые последствия; создание преступной организации; бандитизм, террористический акт, совершенный повторно либо с предварительным сговором группой лиц, если привел к причинению значительного имущественного вреда или других тяжелых последствий или гибели человека; создание террористической группы или террористической организации; посягательство на жизнь работника правоохранительного органа, члена общественного формирования из охраны общественного порядка и государственной границы или военнослужащего; посягательство на жизнь судьи, народного заседателя или присяжного в связи с их деятельностью, связанной с осуществлением правосудия; посягательство на жизнь защитника или представителя лица в связи с деятельностью, связанной с предоставлением правовой помощи; посягательство на жизнь представителя иностранного государства; захват представителя власти или работника правоохранительного органа как заложника;
— мужчины, осужденные за совершение преднамеренного тяжкого или особо тяжкого преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы;
— мужчины, которые раньше были осуждены к лишению свободы за любое из следующих преступлений: против основ национальной безопасности Украины; преднамеренное убийство при отягчающих обстоятельствах; захват заложников; изнасилование, повлекшее особо тяжелые последствия, а также изнасилование несовершеннолетней или несовершеннолетнего, малолетней или малолетнего; разбой, совершенный организованной группой или связанный с причинением тяжелых телесных повреждений; вымогательство, совершенное организованной группой или связанное с причинением тяжкого телесного повреждения; создание преступной организации; бандитизм; террористический акт; посягательство на жизнь работника правоохранительного органа, члена общественного формирования из охраны общественного порядка и государственной границы или военнослужащего; посягательство на жизнь судьи, народного заседателя или присяжного в связи с их деятельностью, связанной с осуществлением правосудия; злостное неповиновение требованиям администрации исправительного учреждения; побег из мест лишения свободы или из-под стражи и которые вновь совершили любое из перечисленных преступлений, за что они осуждены к наказанию в виде лишения свободы 5.
Данное распределение позволяет существенно снизить возможность совершения повторного преступления в местах лишения свободы и обезопасить персонал учреждения от противоправных посяга-
тельств.
Следует отметить, что инструкция существенно ограничивает число осужденных, привлекаемых к хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов и исправительных колоний максимального уровня безопасности.
На конец сентября 2006 г. на Украине существовало 33 следственных изолятора. Им, а также исправительным колониям максимального уровня безопасности хозяйственного обслуживания ст. 18 УИК разрешает оставлять осужденных за преступления небольшой, средней и большой тяжести. При этом инструкция ограничивает данную категорию, исключая из нее осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства; бывших военнослужащих, осужденных за самовольное оставление части и дезертирство; бывших сотрудников правоохранительных органов, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления; осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, хищением оружия, боеприпасов; лиц, не имевших постоянного места проживания.
Данные ограничения установлены с целью более рационального использования осужденных в хозяйственной деятельности учреждений и снижения вероятности совершения ими новых преступлений, риска установления неразрешенных взаимоотношений как с осужденными, следственно арестованными, так и с персоналом учреждений 6.
Таким образом, на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы большое внимание ГДУВИН уделяется вопросу распределения осужденных по учреждениям исполнения наказаний.
Наделение региональной комиссии широкими полномочиями предоставляет ей возможность выполнения обязанностей по правильному распределению осужденных и решению следующих задач:
— снижения плотности контингента в учреждениях исполнения наказаний;
— уменьшения количества ошибок в определении осужденным уровня безопасности исправительных колоний;
— рационального использования осужденных в хозяйственной деятельности исправительных колоний;
— уменьшения негативного влияния среды исправительной колонии на осужденных и снижения уровня пенитенциарной преступности;
— обеспечения безопасности персонала учреждений исполнения наказаний.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 См.: Колб О. Г. Установа виконання покарань як суб'ект про-фтактики злочинлв: Монографiя. Луцьк, 2006. С. 124.
2
См.: КримЫально-виконавче право УкраУни: Пщручник для студентпв юридичних спе^альностей вищих навчальних закладiв / За ред. проф. А. Х. Степаненка. Х., 2005. С. 127.
3
См.: КримЫально-виконавче законодавство УкраУни / В. С. Ко-вальський, Ю. М. Хахуда. К., 2005. С. 358.
4 См.: Кримшально-виконавчий кодекс УкраУни: Науково-практичний коментар / А. Х. Стефаник, I. С. Яковець; За заг. ред. А. Х. Стеранюка. Х., 2005. С. 63.
5
См.: КримЫально-виконавче законодавство УкраУни / В. С. Ко-вальський, Ю. М. Хахуда. С. 343.
6 См.: Кримшально-виконавчий кодекс УкраУни. С. 283.