Научная статья на тему 'Распределение осужденных по новым видам ИУ: организационно-правовые аспекты'

Распределение осужденных по новым видам ИУ: организационно-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРЬМА / PRISON / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / CORRECTIONAL FACILITY / ОСУЖДЕННЫЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / CONVICTED TO IMPRISONMENT / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / PENAL COLONY / КОЛОНИИ-ПОСЕЛЕНИЯ / PENAL SETTLEMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дроздов Алексей Игоревич

В статье приведен анализ реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в части перехода на исправительные учреждения нового вида. Рассматриваются перспективы распределения осужденных по тюрьмам нового вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTRIBUTION OF PRISONERS BY NEW TYPES OF CORRECTIONAL INSTITUTIONS: ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS

N article the analysis of the implementation of the provisions of the Concept of Penal system development in terms of transition to a correctional institution of a new kind. Discusses the perspectives distribution of prisoners on prisons new species.

Текст научной работы на тему «Распределение осужденных по новым видам ИУ: организационно-правовые аспекты»

УДК 343

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ ПО НОВЫМ ВИДАМ ИУ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

© 2015 А. И. Дроздов

Аннотация. В статье приведен анализ реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в части перехода на исправительные учреждения нового вида. Рассматриваются перспективы распределения осужденных по тюрьмам нового вида.

Ключевые слова: тюрьма, исправительные учреждения, осужденные к лишению свободы, исправительные колонии, колонии-поселения.

DISTRIBUTION OF PRISONERS BY NEW TYPES OF CORRECTIONAL INSTITUTIONS: ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS

© 2015 A. Drozdov

Summary. In article the analysis of the implementation of the provisions of the Concept of Penal system development in terms of transition to a correctional institution of a new kind. Discusses the perspectives distribution of prisoners on prisons new species.

Keywords: prison, correctional facility, convicted to imprisonment, penal colony, penal settlements.

Система исполнения наказания должна постоянно развиваться в соответствии с динамично меняющимися условиями жизни в обществе. Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года1 предполагает:

- изменение видов исправительных учреждений для содержания осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением их коллективного содержания, постоянного пребывания осужденных в состоянии стресса, обусловленного необходимостью лавирования между требованиями администрации и основной массы осужденных;

- создание правовых и организационных условий для замены существующей системы исправительных учреждений на два основных вида исправительных учреждений -тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением) при сохранении учреждений, созданных для выполнения специальных задач: лечебно-исправительных и лечебно-профилактических, а также следственных изоляторов;

- разработку основанных на стандартах Европейских пенитенциарных правил (2006 г.)2 моделей тюрьмы и колонии-поселения с учетом требований безопасности общества и персонала УИС, а также необходимости реализации целей исправления осужденных.

По состоянию на 1 июля 2015 г. в исправительных учреждениях содержалось 656 618 человек: в 729 исправительных колониях отбывало наказание 533 220 человек; в 128 колониях-поселениях - 34 489 человек; в 6 ИК для осужденных к пожизненному лишению свободы - 1912 человек; в 8 тюрьмах - 1723 человек; в 39 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 1661 человек .

1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 08.04.2015).

2 См.: Европейские пенитенциарные правила. Совет Европы Комитет министров Рекомендация Кес(2006)2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. zagr. Org / 25.html (дата обращения: 11.04.2015).

3 Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // Материалы официального сайта ФСИН России. - Режим доступа: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/ Kratkaya%20har-ka%20UIS (дата обращения: 21.07.2015).

На первом этапе реализации Концепции (2010-2012 гг.) была проведена следующая работа.

В соответствии с п. 5 Приложения к Распоряжению ФСИН России от 21.01.2011 № 4-р и Планом подготовки проектов федеральных законов, направленных на реализацию положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденным распоряжением ФСИН России от 07.02.2011 № 15-р были разработаны и утверждены модели:

4

- воспитательного центра ;

- тюрем общего, усиленного и особого режимов5;

- колоний-поселений с обычным и усиленным наблюдением6.

Разработаны и внедрены в деятельность практических учреждений методические рекомендации по использованию системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях в условиях действующего законодательства .

Подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» .

В нем изложена новая редакция ст. 581 УК РФ «Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения»:

«1. Отбывание лишения свободы назначается:

а) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, ранее не содержавшимся в местах лишения свободы, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не содержавшимся в местах лишения свободы, - в колониях-поселениях с обычным наблюдением. С учетом личности виновного суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в тюрьмах общего режима с указанием мотивов принятого решения;

б) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, ранее содержавшимся в местах лишения свободы, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее содержавшимся в местах лишения свободы в связи с осуждением за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, а также женщинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не содержавшимся в местах лишения свободы, -в колониях-поселениях с усиленным наблюдением. С учетом личности виновной суд может назначить женщинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не содержавшимся в местах лишения свободы, отбывание наказания в тюрьмах общего режима с указанием мотивов принятого решения;

в) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, ранее не содержавшимся в местах лишения свободы, а также женщинам, осужденным к лишению свободы, кроме подлежащих направлению в колонию-поселение в соответствии с подпунктами «а» и «б» части 1 настоящей статьи, - в тюрьмах общего режима;

г) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести, ранее содержавшимся в местах лишения свободы в связи с осуждением за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также ранее содержавшимся в местах лишения свободы и осужденным к лишению свободы

4 Модель воспитательного центра // Материалы официального сайта ФСИН России. - Режим доступа: http:// www.fsin.su/document/ index.php?ELEMENT_ID=7998 (дата обращения: 11.03.2015).

5 Письмо ФСИН России от 28.04.2011 г. № 6-7626-03 «Модели тюрем общего, усиленного и особого режимов».

6 Письмо ФСИН России от 26.05.2011 г. № 5-9796-05Т «Модели колоний-поселений с обычным и усиленным наблюдением».

7 Методические рекомендации по использованию системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях ФСИН России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fsin.su/structure/social/vospitatelnaya%20rabota/ (дата обращения: 12.03.2015).

8 См.: Дроздов А. И., Назарова А. Б. Актуальные вопросы назначения новых видов ИУ осужденным к лишению свободы // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - 2013. - № 1 (9). - С. 49-53.

за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, кроме подлежащих направлению в исправительные учреждения в соответствии с подпунктом «д» части 1 настоящей статьи, - в тюрьмах усиленного режима;

д) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжкого преступления и ранее два и более раза содержавшимся в местах лишения свободы в связи с осуждением за совершение тяжкого преступления, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления и ранее содержавшимся в местах лишения свободы в связи с осуждением за совершение особо тяжкого преступления или два и более раза тяжкого преступления, осужденным к пожизненному лишению свободы, а также осужденным к лишению свободы за преступления, предусмотренные частями второй и третьей статьи 126, частью третьей статьи 127.1, частями третьей и четвертой статьи 131, частями третьей и четвертой статьи 132, частями третьей и четвертой статьи 134, статьей 205, частями второй и третьей статьи 205.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 206, статьей 209, частями первой, третьей и четвертой статьи 210, частями второй и третьей статьи 211, статьей 275, статьей 277, статьей 278, статьей 279, статьей 281, статьей 317, частью третьей статьи 321, статьей 357 настоящего Кодекса, - в тюрьмах особого режима.

2. Лицам, осужденным к лишению свободы, не достигшим к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, отбывание наказания назначается в воспитательных центрах.

3. Изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации».

На втором этапе реализации Концепции (2013-2016 гг.) предусматривается перепрофилирование большей части ИУ в тюрьмы общего, усиленного и особого режима, создание новых колоний-поселений; анализ проведенной работы и (при необходимости) корректировка мероприятий, предусмотренных Концепцией.

Планируется создать 721 учреждение нового вида с общим лимитом 638 тыс. 155 мест.

В том числе: 58 тюрем особого режима (на 36 тыс. 600 мест); 180 тюрем усиленного режима (на 222 тыс. мест); 210 тюрем общего режима для содержания мужчин (с лимитом 243 тыс. мест) и 55 тюрем общего режима для осужденных женщин (на 35 тыс. мест); 218 колоний-поселений с усиленным и обычным наблюдением (с общим лимитом 101 тыс. мест).

Директор ФСИН России 6 февраля 2013 г. на заседании комитета по безопасности и коррупции Госдумы сообщил, что в 2012 г. удалось перепрофилировать только 13 исправительных учреждений.

Согласно проведенным расчетам управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России, исходя из сложившейся судебной практики, учитывая положения проекта Федерального закона «О внесении изменений в ст. 58 Уголовного кодекса Российской Федерации», нынешняя численность спецконтингента распределится по учреждениям нового типа следующим образом:

- тюрьмы общего режима - 280 тыс. осужденных, в том числе 28,3 тыс. женщин;

- тюрьмы усиленного режима - 240 тыс. осужденных;

- тюрьмы особого режима - 28 тыс. осужденных.

Анализ движения спецконтингента показывает следующее.

1. В исправительные колонии общего режима за год поступает из СИЗО 40 % вновь осужденных для отбывания наказания от общей численности лиц, содержащихся в указанных учреждениях, при этом:

- 44 % от вновь поступивших (17,4 % от общего количества содержащихся в ИК) составляют осужденные, совершившие преступления в текущем году;

- 35 % (13,9 % от общего количества содержащихся) - осужденные, совершившие преступления в году, предшествующем году поступления в ИК;

- 12 % (4,7 % от общего количества содержащихся) - осужденные, совершившие преступления за два года до поступления в ИК;

- 5 % (2 % от общего количества содержащихся) - осужденные, совершившие преступление за три года до поступления в ИК;

- 3,5 % (1,3 % от общего количества содержащихся) - осужденные, совершившие преступления более чем за три года до поступления в ИК.

Необходимо учитывать, что отток осужденных в связи с освобождением (условно-досрочно или по концу срока), переводом в колонии-поселения начнется не ранее чем на третий год функционирования тюрем указанного вида и составит 15 % от численности лиц, поступивших за предшествующие два года, на четвертый год - 40 %.

Таким образом, необходимо иметь тюрьмы общего режима, количество которых обеспечит размещение:

- в первый год - 48,7 тыс. осужденных;

- во второй год - 87,6 тыс. осужденных;

- в третий год - 201,6 тыс. осужденных (наполнение с учетом поступления -237,1 тыс. осужденных, освобождение - 35,5 тыс.);

- в четвертый год - 206,1 тыс. осужденных (наполнение с учетом поступления -343,5 тыс. осужденных, освобождение - 137,4 тыс.);

- в пятый год - 272,1 тыс. осужденных (наполнение с учетом поступления -453,5 тыс. осужденных, освобождение - 181,4 тыс.);

- в шестой год - 281,8 тыс. осужденных (наполнение с учетом поступления -563,5 тыс. осужденных, освобождение - 281,8 тыс.).

2. В исправительные колонии строгого режима за год поступает из СИЗО 31,6 % вновь осужденных для отбывания наказания от общей численности лиц, содержащихся в указанных учреждениях, при этом:

- 47,6 % от вновь поступивших (15 % от общего количества содержащихся в ИК) составляют осужденные, совершившие преступления в текущем году;

- 33,8 % (10,7 % от общего количества содержащихся) - осужденные, совершившие преступления в году, предшествующем году поступления в ИК;

- 9,6 % (3 % от общего количества содержащихся) - осужденные, совершившие преступления за два года до поступления в ИК;

- 4,7 % (1,5 % от общего количества содержащихся) - осужденные, совершившие преступления за три года до поступления в ИК;

- 4,4 % (1,4 % от общего количества содержащихся) - осужденные, совершившие преступления более чем за три года до поступления в ИК.

Необходимо учитывать, что отток осужденных в связи с освобождением, переводом в колонии-поселении начнется не ранее чем на четвертый год функционирования тюрем указанного вида и составит 10 % от численности лиц, поступивших за предшествующие три года, на пятый год - 25 %.

Таким образом, необходимо иметь тюрьмы усиленного режима, количество которых обеспечит размещение:

- в первый год - 36 тыс. осужденных;

- во второй год - 97,7 тыс. осужденных;

- в третий год - 166,7 тыс. осужденных;

- в четвертый год - 215,2 тыс. осужденных (наполнение с учетом поступления -239,1 тыс. осужденных, освобождение - 23,9 тыс.);

- в пятый год - 236,1 тыс. осужденных (наполнение с учетом поступления -314,8 тыс. осужденных, освобождение - 78,7 тыс.);

- в шестой год - 292,9 тыс. осужденных (наполнение с учетом поступления -390,5 тыс. осужденных, освобождение - 97,6 тыс.).

3. В исправительные колонии особого режима за год поступает из СИЗО 29,9 % вновь осужденных для отбывания наказания от общей численности лиц, содержащихся в указанных учреждениях, при этом:

- 40,7 % от вновь поступивших (12,2 % от общего количества содержащихся в ИК) составляют осужденные, совершившие преступления в текущем году;

- 42,4 % (12,7 % от общего количества содержащихся) - осужденные, совершившие преступления в году, предшествующем году поступления в ИК;

- 9,8 % (2,9 % от общего количества содержащихся) - осужденные, совершившие преступления за два года до поступления в ИК;

- 4,4 % (1,3 % от общего количества содержащихся) - осужденные, совершившие преступления за три года до поступления в ИК;

- 2,7 % (0,8 % от общего количества содержащихся) - осужденные, совершившие преступления более чем за три года до поступления в ИК.

Необходимо учитывать, что отток осужденных в связи с освобождением, переводом в колонии-поселении начнется не ранее чем на четвертый год функционирования тюрем указанного вида и составит 4 % от численности лиц, поступивших за предшествующие годы, на пятый год - 10 %.

Таким образом, необходимо иметь тюрьмы особого режима, количество которых обеспечит размещение:

- в первый год - 3,4 тыс. осужденных;

- во второй год - 10,3 тыс. осужденных;

- в третий год - 18 тыс. осужденных;

- в четвертый год - 25,1 тыс. осужденных (наполнение с учетом поступления -26,1 тыс. осужденных, освобождение - 1 тыс.);

- в пятый год - 31 тыс. осужденных (наполнение с учетом поступления - 34,4 тыс. осужденных, освобождение - 3,4 тыс.)9.

Необходимо разработать нормативно-правовые акты, регламентирующие плавный переход на исполнение наказания в новых видах ИУ по мере их появления.

Для этого следует провести пересмотр действующих приговоров суда для осужденных:

- к пожизненному лишению свободы;

- отбывающих наказание в воспитательных колониях;

- отбывающих наказание в колонии-поселении.

При этом необходимо учитывать, что какой бы комфортабельной ни была тюрьма, перевод из колонии означает ухудшение условий содержания.

Направление осужденных в ИУ нового вида должно осуществляться по решению суда с учетом требований ст. 10 УК РФ при строгом соблюдении правил раздельного содержания осужденных в соответствии с их социальной опасностью и личностными характеристиками.

Цель создания тюремной системы с исправительными учреждениями, соответствующими международным стандартам, является основополагающей для проводимой пенитенциарной реформы. Для того чтобы создать тюремную систему, состоящую из 403 тюрем, в которых должны отбывать наказание около 548 тыс. осужденных, необходимы огромные материальные затраты10. В докладной записке, подготовленной заместителями директора ФСИН России11, указано, что на первоочередные нужды для перепрофилирования и частичного строительства новых тюрем особого режима для пожизненно осужденных и воспитательных центров необходимо 12,5 млрд рублей, которые не заложены в бюджете. Предстоит также ввод в действие нового вида наказания в виде принудительных работ. В связи с этим предполагается открыть восемь исправительных центров для отбывания данного вида наказания. Всего же на постройку новых тюрем и перепро-

9 В соответствии с пунктом 10 протокола совещания при заместителе директора ФСИН России от 04.02.2011 г. «О распределении численности спецконтингента по учреждениям нового типа»: письмо Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России 19.02.11 г. № 12/1-327 исх.

10 Материалы сайта газеты «Независимой газеты» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ng.ru/ng_ politics/2012-10-02/9_seliverstov.html (дата обращения: 11.03.2015).

11 Материалы сайта газеты «Известия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/544541 Известия 8 февраля 2013/ (дата обращения: 11.03.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

филирование колоний необходимо 1,8 трлн рублей. Данные расчеты сделаны на основании международных, в первую очередь европейских, стандартов отбывания наказания в тюрьмах.

Хочется надеяться, что усилия, приложенные к созданию Концепции, будут реализованы, а не останутся теоретическими выкладками на бумаге.

Библиографический список

Дроздов, А. И. Актуальные вопросы назначения новых видов ИУ осужденным к лишению свободы / А. И. Дроздов, А. Б. Назарова // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - 2013. - № 1(9). - С. 49-53.

Европейские пенитенциарные правила. Совет Европы Комитет министров Рекомендация Кес(2006)2. - Режим доступа: http: // www. zagr. Org / 25.html (дата обращения: 11.04.2015).

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дaтa oбpaщения: 08.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.