Научная статья на тему 'Основы организации деятельности колоний-поселений с усиленным наблюдением (теоретическая модель)'

Основы организации деятельности колоний-поселений с усиленным наблюдением (теоретическая модель) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
399
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ С УСИЛЕННЫМ НАБЛЮДЕНИЕМ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Третьяков Игорь Евгеньевич, Усеев Ренат Зинурович

В настоящей статье отражен ряд предложений по основам организации деятельности нового вида исправительных учреждений колоний-поселений с усиленным наблюдением. Авторами формулируются и обосновываются предложения, касающиеся организационно-правового обеспечения деятельности колоний-поселений с усиленным наблюдением, организационно-штатной структуры, условий отбывания наказания осужденными, находящимися в них, и целого ряда вопросов, связанных с организацией деятельности и функционированием исправительных учреждений рассматриваемого вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы организации деятельности колоний-поселений с усиленным наблюдением (теоретическая модель)»

Основы организации деятельности колоний-поселений с усиленным наблюдением (теоретическая модель)

И.Е. ТРЕТЬЯКОВ - начальник кафедры режима и надзора в УИС Самарского юридического института ФСИН России;

Р.З. УСЕЕВ - доцент кафедры режима и надзора в УИС Самарского юридического института ФСИН России, кандидат юридических наук

В настоящей статье отражен ряд предложений по основам организации деятельности нового вида исправительных учреждений - колоний-поселений с усиленным наблюдением. Авторами формулируются и обосновываются предложения, касающиеся организационно-правового обеспечения деятельности колоний-поселений с усиленным наблюдением, организационно-штатной структуры, условий отбывания наказания осужденными, находящимися в них, и целого ряда вопросов, связанных с организацией деятельности и функционированием исправительных учреждений рассматриваемого вида.

Ключевые слова: колония-поселение с усиленным наблюдением; концептуальная модель; исправительное учреждение; осужденные.

Basic elements of working places with reinforced supervision activity (conceptual model)

I.E. TRETYAKOV - the chief of chair of a mode and supervision in penitentiary system, the Samara law institute Federal Service of Execution of Punishment, Russia;

R.Z. USEEV - the senior lecturer of chair of a mode and supervision in penitentiary system, the candidate of law. The Samara law institute Federal Service of Execution of Punishment, Russia.

In this article a number of suggestions concerning the activity of the new type of correctional institution - colony with intensified supervision - is made. The authors formulate and prove some proposals relating to legal-organizational support of new colonies with intensified supervision, their future regular-organizational structure, conditions of serving sentences by convicted and a number of problems concerning the forming and functioning of such correctional institutions.

Key words: a working place with reinforced supervision; conceptual model; correctional facility; an inmate.

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. Правительством России обозначены основные новые виды ИУ: тюрьмы общего, усиленного и особого режимов, колонии-поселения с обычным и усиленным наблюдением, воспитательные центры, лечебно-исправительные и лечебно-профилактические учреждения.

Наличие отдельных теоретических разработок и концепций, сопровождающих пенитенциарную реформу в России, дает основание сформулировать на уровне гипотезы видение будущей колонии-поселения с усиленным наблюдением, особенности исполнения и отбывания наказания, содержания осужденных в данных учреждениях.

Поскольку концепция предусматривает создание двух типов колоний-поселений, возникает вопрос: будут ли данные учреждения находиться под вооруженной охраной?

Отчасти ответ на него дается в Концепции развития службы охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на период до 2020 г., где указано, что колонии-поселения будут относиться к числу неохраняемых объектов УИС. Помимо этого в ней определены категории осужденных, которые будут отбывать наказание в колониях-поселениях с усиленным наблюдением1.

В законопроекте, подготовленном управлением исполнения приговоров и специального учета ФСИН России, уже указаны категории лиц, которые за определенные

преступления будут отбывать наказание в виде лишения свободы в колониях-поселениях с усиленным наблюдением. К ним относятся мужчины и женщины, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности; ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы либо осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести; ранее отбывавшие лишение свободы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, а также женщины, осужденные за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свобо-ды2. В литературе указываются также иные категории осужденных, которые могли бы отбывать наказание в колониях-поселениях с усиленным наблюдением3.

Предполагается, что осужденные в этих учреждениях будут размещены в комнатах (не более 6 чел. в каждой), а не в камерах, в отличие от тюрем нового типа. При этом должен быть соблюден принцип раздельного содержания, установленный ст. 80 УИК РФ. Начиная с подъема и до отбоя осужденным будет разрешено свободное передвижение в пределах границ территории колонии-поселения с усиленным наблюдением, кроме осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях, а равно и за ее пределами, если этого требует характер выполняемой ими работы, учебы, реализации иных прав и законных интересов, предусмотренных законом4.

Одним из ключевых моментов организации деятельности будущей колонии-поселения с усиленным наблюдением является обеспечение в ней режимных требований, а также несения службы подразделениями режима.

С учетом того что в колонии-поселении с усиленным наблюдением отбывает наказание категория осужденных, не представляющая особой опасности для общества, в данном учреждении, как это отмечено в Концепции развития охраны учреждений УИС на период до 2020 г., вооруженная охрана не осуществляется. Таким образом, на надзор, а не на охрану будет возложена функция постоянного контроля и наблюдения за осужденными.

В целях гарантированного задержания осужденных при покушении на побег из-под надзора необходимо реконструировать действующие комплексы инженерно-технических средств охраны и надзора. Полагаем, что та категория осужденных, которая будет содержаться в колонии-поселении с усиленным наблюдением, должна быть в

меньшей степени криминально запущена и в целом характеризоваться либо нейтрально, либо положительно. Кроме того, сама сущность отбывания лишения свободы в колонии-поселении определяет отсутствие вооруженной охраны в отношении осужденных. В связи с этим считаем, что было бы целесообразно установить ограждение (линию надзора), которое одновременно стало бы границей колонии-поселения с усиленным наблюдением. Его следовало бы оборудовать линиями освещения и связи, средствами обнаружения и видеонаблюдения.

Необходимо в определенной степени модернизировать контрольно-пропускные пункты людей и транспорта. Они должны быть оборудованы современными техническими средствами идентификации личности, досмотра транспорта и грузов (средствами видеодосмотра, обнаружения человека, рентгеноскопами); средствами видеонаблюдения и объемными датчиками обнаружения; противотаранными устройствами для транспортного контрольно-пропускного пункта.

Для постоянного контроля за поведением осужденных и качественным выполнением задач персоналом учреждения следует предусмотреть внедрение интегрированной системы безопасности (ИСБ), обеспечивающей порядок на территории учреждения (речевая связь и оповещение, видеонаблюдение и видеообнаружение, контроль и управление доступом на объекты, сбор информации из режимных помещений и объектов о состоянии охранной и тревожной сигнализации, систем контроля, видеоинформации, получаемой при помощи видеокамер) и наблюдение за периметральными системами (линией надзора, средствами обнаружения и видеонаблюдения на линии надзора).

В соответствии с Концепцией развития службы охраны учреждений УИС на период до 2020 г. текущий ремонт и обслуживание инженерных и технических средств надзора (ИТСН) в тюрьмах и других учреждениях ФСИН России, где предусмотрена изоляция (вооруженная охрана), будет осуществляться независимыми специализированными организациями, имеющими разрешение (лицензию) на ведение данной деятельности - аутсорсинг. В целях единообразия сервиса ИТСН учреждений УИС считаем, что необходимо установить аналогичное правило и для колоний-поселений с усиленным наблюдением5.

В результате реконструкции инженернотехнического оборудования периметра учреждений по предлагаемому выше варианту, внедрения новейших технических систем безопасности предполагается переход на

прогрессивные способы несения службы по обеспечению надзора на объектах. Ввиду этого должен измениться состав служб и подразделений, осуществляющих надзор и контроль за осужденными, пропускной режим в учреждении, защиту объекта от внешних источников опасности.

Безусловно, основные задачи по осуществлению надзора в указанных учреждениях должна выполнять служба режима, которая в итоге возьмет на себя функции подразделений охраны. Очевидно, что она будет работать по 12- или 24-часовому графику.

В состав дежурной смены должны будут входить:

- руководители (оперативный дежурный, заместители (помощники) оперативного дежурного, осуществляющие организацию надзора внутри учреждения и по периметру колонии-поселения (патрулирование));

- группы, обеспечивающие надзор за осужденными и выполняющие задачи по обеспечению режимных требований на внутренней территории учреждения, осуществляющие пропускной режим, контроль периметра и прилегающей к нему территории;

- группа, обеспечивающая работу центрального поста технического контроля и видеонаблюдения (следит за поведением осужденных и качественным выполнением задач персоналом учреждения, осуществляет эффективное применение интегрированных систем безопасности).

Необходимо отметить, что отсутствие вооруженной охраны и соответствующих служб в колониях-поселениях с усиленным наблюдением и наличие только подразделений надзора приведет к формированию целого пакета документов с изменениями и дополнений для уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, а также разработке новых нормативных документов, регламентирующих деятельность и организацию несения службы по обеспечению режима и надзора в рассматриваемых учреждениях. Так, инструкция по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы прекратит свое действие на территории колоний-поселений с усиленным наблюдением. Очевидно, что впоследствии будет подготовлена инструкция по надзору за осужденными, содержащимися в колониях-поселениях с усиленным наблюдением.

Указанные выше изменения приведут к организационно-штатной реструктуризации колоний-поселений с усиленным наблюдением. Так, начальствующий состав отделов охраны будет перераспределен с

учетом усиления воспитательных, социальных, психологических и режимных служб учреждения.

Колонии-поселения с усиленным наблюдением могли бы быть организованы на базе действующих исправительных колоний общего или строгого режимов. Таким образом, расходы на переоборудование периметра учреждений, организацию несения службы вновь создаваемыми подразделениями режима, очевидно, были бы минимизированы. Кроме этого, колонии-поселения с усиленным наблюдением планируется организовывать в виде стационарных учреждений с развитым производством и инфра-структурой6, а именно к таким учреждениям в настоящее время в большинстве своем и относятся исправительные колонии общего и строгого режимов.

В настоящее время в колониях-поселениях осужденные содержатся без охраны, но под надзором администрации. Во время от подъема до отбоя они пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии (п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ) и проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях (п. «б» ч. 1 ст. 129 УИК РФ). Таким образом, законодательно не дифференцированы условия отбывания наказания в зависимости от статуса осужденного (является он злостным нарушителем или нет), кроме того, ряд мер взысканий, предусмотренных ст. 115 УИК РФ, не распространяется на осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях.

Следует отметить, что качественный состав осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, за последние 10 лет серьезно изменился в худшую сторону. Оперативная обстановка в данных учреждениях остается сложной. Например, сравнительный анализ зарегистрированных случаев побега из-под надзора и из-под охраны демонстрирует высокую склонность к побегам осужденных, содержащихся в колониях-поселениях. Так, за 2007-2009 гг. из-под охраны в исправительных учреждениях совершено 138 побегов, а из-под надзора в колониях-поселениях - 118.

Значительным остается и число лиц, находящихся на профилактическом учете как склонных к побегу. Их суммарное количество за три года составило 973 чел., что значительно больше, чем в воспитательных колониях (295 чел.) и тюрьмах (112 чел.).

Наряду с этим озабоченность вызывает ситуация в сфере преступности и правонарушений в колониях-поселениях. Так, по количеству предотвращенных преступле-

ний колонии-поселения в целом занимают третье место среди других исправительных учреждениях. В среднем за 2007-2009 гг. предотвращено более 6 тыс. преступлений (в СИЗО - около 40 тыс., ИК - около 74 тыс.)7.

Все это заставляет переосмыслить те условия, в которых в настоящее время отбывают наказание осужденные. Вполне очевидно, что необходимо разделение осужденных по условиям отбывания наказания. Тем более, этот вопрос будет актуален для колоний-поселений с усиленным наблюдением.

Представляется, что по категориям осужденных, которые будут отбывать наказание в этих учреждениях, колонии-поселения с усиленным наблюдением будут занимать положение между действующими колониями-поселениями и исправительными колониями общего режима. При этом контингент, который будет содержаться в них, является достаточно сложным с точки зрения особенностей личностей осужденных и их криминальной запущенности. Поэтому с учетом работы системы «социальных лифтов» условия отбывания наказания в колониях-поселениях с усиленным наблюдением должны быть следующие: обычные, льготные и строгие.

В обычных условиях отбывания наказания должны содержаться осужденные, не нарушающие установленного порядка. Учитывая то, что за последнее десятилетие состав осужденных изменился не в лучшую сторону (об этом упоминалось выше), необходимо введение строгих условий отбывания наказания для осужденных, являющихся злостными нарушителями порядка, совершивших

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Гришко А.Я. Правовое обеспечение реформы исполнения наказаний в виде лишения свободы // Человек: преступление и наказание. 2009. № 3. С. 22; Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретический проект / Под общ. ред. А.А. Реймера. М.; Рязань, 2009. С. 22.

2 См.: Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 58 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Письмо ФСИН России от 10.02.2011 г № 12/1-272.

3 См.: Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретический проект. С. 22.

4 См.: Там же.

5 Аутсорсинг (от англ. outsourcing (outer-source-using) -использование внешнего источника, ресурса) - передача организацией на основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области (см.: http://ru.wikipedia.org).

6 См.: Реймер А.А. Содержание и основные этапы реформирования уголовно-исполнительной системы // Ведомости УИС. 2009. № 12.

7 См.: Особенности содержания осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в колониях-поселениях, до перевода в исправительные колонии общего или строгого режима до решения суда: Аналитический материал. М., 2010. С. 6-8, 13.

правонарушения, установленные ст. 116 УИК РФ. Указанная категория лиц должна содержаться в запираемых помещениях.

Поскольку условия содержания осужденных в колонии-поселении усиленного режима, скорее всего, будут строже, чем в действующих колониях-поселениях, целесообразно введение кроме обычных и строгих еще и льготных условий отбывания наказания (за 6 месяцев до освобождения осужденного при отсутствии нарушений им установленного порядка и режима). Такие условия будут полезны осужденным, имеющим развитые социально полезные связи, собственное жилье за пределами учреждения либо возможность аренды жилья. В том случае, если рассматриваемая категория осужденных в силу различных обстоятельств не сможет проживать за пределами колонии-поселения с усиленным наблюдением, она должна будет содержаться отдельно от других осужденных учреждения. Аналогичное правило о раздельном содержании должно действовать в отношении осужденных, с которым определены обычные и строгие условия отбывания наказания.

Таким образом, изложенная концептуальная модель представляет видение основ организации деятельности колоний-поселений с усиленным наблюдением. При этом следует отметить, что вопросы организации деятельности новых исправительных учреждений являются дискуссионными и требуют плодотворной совместной работы законодателя, органов исполнительной власти ФСИН России и общественности.

1 Sm.: Grishko A.Ja. Pravovoe obespechenie reformy ispolnenija nakazanij v vide lishenija svobody // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2009. № 3. S. 22; Reformirovanie ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: teoreticheskij proekt / Pod obw. red. A.A. Rejmera. M.; Rjazan', 2009. S. 22.

2 Sm.: Proekt Federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v stat'ju 58 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // Pis'mo FSIN Rossii ot 10.02.2011 g. № 12/1-272.

3 Sm.: Reformirovanie ugolovno-ispolnitel'noj sistemy:

teoreticheskij proekt. S. 22.

4 Sm.: Tam zhe.

5 Autsorsing (ot angl. outsourcing (outer-source-using) - ispol'zovanie vneshnego istochnika, resursa) - peredacha organizaciej na osnovanii dogovora opredelennyh biznes-processov ili proizvodstvennyh funkcij na obsluzhivanie drugoj kompanii, specializirujuwejsja v sootvetstvujuwej oblasti (sm.: http://ru.wikipedia.org).

6 Sm.: Rejmer A.A. Soderzhanie i osnovnye jetapy

reformirovanija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Vedomosti UIS. 2009. № 12.

7 Sm.: Osobennosti soderzhanija osuzhdennyh, priznannyh

zlostnymi narushiteljami ustanovlennogo porjadka otbyvanija nakazanija v kolonijah-poselenijah, do perevoda v ispravitel'nye kolonii obwego ili strogogo rezhima do reshenija suda: Analiticheskij material. M., 2010. S. 6-8, 13. h

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.