Научная статья на тему 'Актуальные вопросы назначения новых видов ИУ осужденным к лишению свободы'

Актуальные вопросы назначения новых видов ИУ осужденным к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ТЮРЬМА / КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ / ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / PENAL SYSTEM / PRISON / A PENAL COLONY / REPROFILING / CORRECTIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дроздов Алексей Игоревич, Назарова Анна Борисовна

Статья посвящена рассмотрению вопросов назначения осужденным к лишению свободы предусмотренных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года новых видов исправительных учреждений. Авторами высказываются предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF NEW APPOINTMENTS CORRECTIONAL INSTITUTIONS SENTENCED TO PRISON

The article deals with the issues of destination sentenced to imprisonment under the concept of development of the correctional system by 2020 new correctional facilities. Authors makes suggestions for improvement of the criminal law in this area.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы назначения новых видов ИУ осужденным к лишению свободы»

УДК 343

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАЗНАЧЕНИЯ НОВЫХ ВИДОВ ИУ ОСУЖДЕННЫМ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

© 2013 А. И. Дроздов, А. Б. Назарова

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов назначения осужденным к лишению свободы предусмотренных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года новых видов исправительных учреждений. Авторами высказываются предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства в данной области.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, тюрьма, колония-поселение, перепрофилирование, исправительное учреждение.

CURRENT ISSUES OF NEW APPOINTMENTS CORRECTIONAL INSTITUTIONS SENTENCED TO PRISON

© 2013 А. Drozdov, А. Nazarova

Summary. The article deals with the issues of destination sentenced to impiisonment under the concept of development of the correctional system by 2020 new correctional facilities. Authors makes suggestions for improvement of the criminallaw in this area.

Keywords.■ penal system, prison, a penal colony, reprofiling, correctional institution.

В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р., предполагается повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития, сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам, гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

Для улучшения условий содержания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и приведения их к европейским стандартам необходимо выполнение мероприятий по перепрофилированию1 действующих исправительных учреждений на два основных вида - тюрьмы общего, усиленного и особого режимов и колонии-поселения с обычным и усиленным наблюдением, при сохранении лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений. Воспитательные колонии для несовершеннолетних нужно преобразовать в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте.

Планируется создание следующих видов исправительных учреждений с предварительным внесением изменений в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации.

1. Колонии-поселения с обычным наблюдением - для содержания.

лиц, совершивших преступления по неосторожности и ранее не отбывавших наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, против общественной безопасности, разбойные нападения, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

осужденных к лишению свободы впервые за совершение преступлений небольшой и средней тяжести;

лиц, осужденных условно, но не соблюдавших предписанные условия и в связи с этим направленных в места лишения свободы, и переведенных из иных мест изоляции от общества с обязательным привлечением к труду.

Осужденных в этих учреждениях предполагается содержать без охраны, но под надзором администрации.

2. Колонии-поселения с усиленным наблюдением - для содержания: осужденных к лишению свободы за неосторожные преступления, но ранее осуждавшихся

к наказаниям за совершение тяжких преступлений и преступлений против личности;

лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести и ранее осуждавшихся к наказаниям, не связанным с лишением свободы;

для лиц, переведенных из колоний-поселений с обычным наблюдением и тюрем в виде санкции или поощрения соответственно.

По решению суда с учетом характера преступления и данных о личности осужденного в колонии-поселения с усиленным наблюдением могут быть направлены лица, осужденные впервые за тяжкие преступления в сфере экономической деятельности, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, преступления в сфере компьютерной информации, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, если они признаны судом лицами, не представляющими опасности для жизни и здоровья граждан.

В колонии-поселении с усиленным наблюдением предполагается проживание осужденных в специально предназначенных для них общежитиях. Выход за пределы колонии-поселения без разрешения администрации запрещается.

3. Тюрьмы общего режима - для содержания:

лиц, впервые осужденных к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления; осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, ранее осуждавшихся к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести;

лиц, совершивших в колониях-поселениях преступления небольшой и средней тяжести либо переведенных туда из колоний-поселений или из тюрем усиленного режима в виде санкции или поощрения соответственно.

Осужденных женщин предполагается содержать в 6-местных камерах. Они выводятся на работу, могут проходить обучение в общеобразовательной школе и профессиональном училище по очной форме обучения.

Для женщин, имеющих малолетних детей, предполагается улучшение условий отбывания наказания, сохранение домов ребенка при исправительных учреждениях, увеличение возраста детей, проживающих с матерями, лишенными свободы.

4. Тюрьмы усиленного режима - для содержания лиц, ранее не менее двух раз отбывавших лишение свободы и вновь осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, направленных судом для отбывания наказания в данный вид учреждений либо переведенных туда из тюрем общего режима в виде санкции за злостные и систематические нарушения режима содержания, попытки побега, дезорганизации работы учреждений, исполняющих наказания, подготовку к преступной деятельности.

Осужденных предполагается содержать в 2- или 4-местных камерах. Они выводятся на работу в рабочие камеры, могут проходить обучение в общеобразовательной школе и профессиональном училище по дистанционной форме обучения.

5. Тюрьмы особого режима - для содержания:

лиц, осужденных к лишению свободы за неоднократное совершение особо тяжких преступлений, в том числе при особо опасном рецидиве; осужденных к пожизненному лишению свободы;

лиц, признанных активными членами и лидерами преступных сообществ, осужденных за тяжкие преступления террористической и экстремистской направленности.

Осужденных предполагается размещать в 2-местных камерах. На работу они не выводятся, могут обучаться по дистанционной форме обучения.

В тюрьмах особого режима планируется создание отдельных блоков для осужденных, отбывающих наказание к пожизненному лишению свободы.

Условия отбывания лишения свободы в тюрьме особого режима для осужденных, отбывающих наказание к пожизненному лишению свободы, совпадают с условиями, определенными ст. 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В тюрьмах общего, усиленного и особого режима осужденные отбывают наказание в обычных, облегченных и строгих условиях в зависимости от отбытого срока наказания и поведения в местах лишения свободы.

6. Воспитательные центры - для содержания осужденных к лишению свободы, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте.

Воспитательный центр - исправительное учреждение, создаваемое для отбывания наказания в виде лишения свободы лицами, осуждёнными в несовершеннолетнем возрасте, обеспечивающее непрерывный и завершенный цикл исправительного воздействия с момента заключения под стражу и до окончания срока наказания на основе единого учебно-воспитательного процесса и социальной работы.

В структуре воспитательного центра предполагается создание:

помещения, функционирующего в режиме следственного изолятора (ПФРСИ), - для содержания подозреваемых и обвиняемых;

участка, функционирующего в режиме традиционной воспитательной колонии, - для содержания осужденных до достижения ими возраста 18 лет;

участка, функционирующего в режиме тюрьмы общего режима, - для содержания отрицательно характеризующихся осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет;

участка, функционирующего в режиме колонии-поселения с обычным наблюдением, - для содержания положительно характеризующихся осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет;

социально-реабилитационного центра - для содержания осужденных, переведенных в льготные условия отбывания наказаний для подготовки к освобождению.

Деятельность ПФРСИ будет регламентироваться нормативными правовыми актами в сфере содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Деятельность участка, функционирующего в режиме воспитательной колонии, предлагается регулировать нормами УИК без изменений.

Участки, функционирующие в режиме тюрьмы общего режима и колонии-поселения с обычным наблюдением, будут функционировать в соответствии с нормами, принятыми в связи с изменением законодательства.

Социально-реабилитационный центр для содержания осужденных, переведенных в льготные условия отбывания наказаний, будет работать в рамках положений законодательства, предусмотренных для льготных условий отбывания наказания2.

Планируется создать 721 учреждение нового вида с общим лимитом 638 155 мест, в том числе:

58 тюрем особого режима (на 36 600 мест);

180 тюрем усиленного режима (на 222 000 мест);

210 тюрем общего режима для содержания мужчин (с лимитом 243 000 мест) и 55 тюрем общего режима для осужденных женщин (на 35 000 мест);

218 колоний-поселений с усиленным и обычным наблюдением (с общим лимитом 101 000 мест).

Направление осужденных в ИУ нового вида будет осуществляться по решению суда с учетом требований ст. 10 УК РФ при строгом соблюдении правил раздельного содержания осужденных в соответствии с их социальной опасностью и личностными характеристиками.

Направление осужденных к лишению свободы в конкретный вид ИУ, в том числе перевод в порядке санкции или поощрения, должно осуществляться исключительно по решению суда с учетом мнения администрации учреждений и общественных наблюдательных комиссий.

В 2011 г. были утверждены модель воспитательного центра3, модель тюрем общего, усиленного и особого режимов4 и модель колоний-поселений с обычным и усиленным на-блюдением5.

На сегодняшний день в двадцати территориальных органах ФСИН проводятся мероприятия по приведению условий содержания осужденных в соответствие с новыми требованиями согласно названным моделям. Завершено переоборудование 37 общежитий ИУ в тюремные корпуса, общежития колоний-поселений нового типа и воспитательные центры с общим лимитом наполняемости на 3 518 мест6.

С учетом создания планируемой новой структуры учреждений уголовно-исполнительной системы предлагаем дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации ст. 581 следующего содержания:

«Статья 581. Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения

1. Отбывание лишения свободы назначается:

а) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, ранее не содержавшимся в местах лишения свободы, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не содержавшимся в местах лишения свободы, - в колониях-поселениях с обычным наблюдением. С учетом личности виновного суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в тюрьмах общего режима с указанием мотивов принятого решения;

б) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, ранее содержавшимся в местах лишения свободы, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее содержавшимся в местах лишения свободы в связи с осуждением за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, а также женщинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не содержавшимся в местах лишения свободы, - в колониях-поселениях с усиленным наблюдением. С учетом личности виновной суд может назначить женщинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не содержавшимся в местах лишения свободы, отбывание наказания в тюрьмах общего режима с указанием мотивов принятого решения;

в) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, ранее не содержавшимся в местах лишения свободы, а также женщинам, осужденным к лишению свободы, кроме подлежащих направлению в колонию-поселение в соответствии с подпунктами «а» и «б» части 1 настоящей статьи, - в тюрьмах общего режима;

г) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести, ранее содержавшимся в местах лишения свободы в связи с осуждением за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также ранее содержавшимся в местах лишения свободы и осужденным к лишению свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, кроме подлежащих направлению в исправительные учреждения в соответствии с подпунктом «д» части 1 настоящей статьи, - в тюрьмах усиленного режима;

д) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжкого преступления и ранее два и более раза содержавшимся в местах лишения свободы в связи с осуждением за совершение тяжкого преступления, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления и ранее содержавшимся в местах лишения свободы в связи с осуждением за совершение особо тяжкого преступления или два и более раза тяжкого преступления, осужденным к пожизненному лишению свободы, а также осужденным к лишению свободы за преступления, предусмотренные частями второй и третьей статьи 126, частью третьей статьи 127.1, частями третьей и четвертой статьи 131, частями третьей и четвертой статьи 132, частями третьей и четвертой статьи 134, статьей 205, частями второй и третьей статьи 205.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 206, статьей 209, частями первой, третьей и четвертой статьи 210, частями второй и третьей статьи 211, статьей 275, статьей 277, статьей 278, статьей 279, статьей 281, статьей 317, частью третьей статьи 321, статьей 357 настоящего кодекса - в тюрьмах особого режима.

2. Лицам, осужденным к лишению свободы, не достигшим к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, назначается отбывание наказания в воспитательных центрах.

3. Изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации».

1 Перепрофилирование - это изменение функционального назначения помещения в целях изменения его эксплуатационных качеств // Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля [Электронный ресурс] / Материалы Большого словаря русского языка - URL: http:// http://www.dict.t-mm.ru/dal/ (дата обращения: 12.12.12 г.).

2 См.: Проект Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] / Материалы официального сайта общественной палаты РФ. - URL: http://www.oprf.ru/ (дата обращения: 12.10.12 г.).

См.: Модель воспитательного центра [Электронный ресурс] / Материалы официального сайта ФСИН России - URL: http://www.fsin.su/document/index. php?ELEMENT_ID=7998 (дата обращения: 11.01.13 г.).

4 См.: О предлагаемых моделях тюрем общего, усиленного и особого режимов: Письмо ФСИН России от 28.04.2011 г. № 6-7626-03; О предлагаемых моделях колоний-поселений с обычным и усиленным наблюдением. Письмо ФСИН России от 26.05.2011 г . № 5-9796-05Т.

5 Там же.

6 См.: Реймер А. А. Доклад на расширенном заседании коллегии ФСИН России, посвященное подведению итогов УИС в 2011 году и постановке задач на 2012 (9 февраля 2012 г.) [Электронный ресурс] / Материалы официального сайта ФСИН России - URL: http://фсин.рф/news/index.php?ELEMENT_ID=28952 (дата обращения: 11.06.12 г.).

УДК 342

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УИС КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА С ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ

© 2013 М. В. Мельникова, В. Г. Друзенко

Аннотация. Статья посвящена анализу законодательного закрепления общественного контроля за пенитенциарной системой, а также формированию и деятельности общественных наблюдательных комиссий в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова : контроль, гражданское общество, общественная наблюдательная комиссия.

PUBLIC CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF THE PENITENTIARY SYSTEM AS A FORM OF INTERACTION OF CIVIL SOCIETY WITH THE EXECUTIVE POWER

© 2013 М. МеЫкоуа, V. Druzenko

Summary. The article is devoted to the analysis of the legislative consolidation ofpublic control over the penitentiary system, as well as the formation and activities of the public monitoring commissions in the subjects of the Russian Federation.

Keywords: control, civil society, the public oversight commission.

Формирование гражданского общества и построение правового государства в России актуализируют вопросы осуществления общественного контроля во всех сферах государственной жизни. На необходимость создания эффективного общественного контроля в сфере государственного управления, повышение его роли в противодействии коррупции и иным негативным явлениям в деятельности публичной власти постоянно обращает внимание руководство страны. Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества.

Контроль - одна из основных функций системы управления. Цель контроля - конечный результат, на который направлен данный процесс. Общественный контроль за деятельностью органов власти заключается в том, что уполномоченные на то общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выявляют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов власти и их должностных лиц какие-либо отклонения от законности. А если таковые имеются, то своевременно принимают меры по их устранению.

В современных условиях содержание общественного контроля должно отражать новый характер взаимоотношений, складывающихся в российском обществе. Это значит, что каждый субъект такой деятельности, принимая на себя определенные обязанности, в свою очередь вправе требовать от контролируемых органов выполнения их законных требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.