Научная статья на тему 'РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ'

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕНТА / НЕФТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТ / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вокин А.О., Самедов С.И.

В статье рассматривается опыт и различные особенности распределения нефтяной ренты в Российской Федерации и иных нефтедобывающих государствах. Многообразие механизмов, в процессе исследования, позволило выявить методы повышения степени благосостояния граждан, стимулирования к практически полезному распределению и использованию углеводородных доходов. Учитывая специфику экономической базы России, могут быть заимствованы некоторые процедуры, показывающие положительную динамку, применяемые в рассматриваемых странах. Дана сравнительная характеристика методов распределения доходов, формирования бюджета, национальных фондов и регулирования рентных отношений с целю выявления наиболее гармонизированного подхода к рациональному использованию ограниченных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTRIBUTION OF OIL AND GAS REVENUES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN EXPERIENCE

The article examines the experience and various features of the distribution of oil rents in the Russian Federation and other oil-producing states. The variety of mechanisms, during the study, allowed to identify methods of increasing the degree of well-being of citizens, stimulating the practically useful distribution and use of hydrocarbon revenues. Considering the specifics of Russia's economic base, some procedures showing positive dynamics applied in the countries under consideration can be borrowed. The comparative characteristics of the methods of income distribution, budget formation, national funds and regulation of rental relations are given to identify the most harmonized approach to the rational use of limited resources.

Текст научной работы на тему «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ»

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ

А.О. Вокин, студент С.И. Самедов, студент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-4-122-131

Аннотация. В статье рассматривается опыт и различные особенности распределения нефтяной ренты в Российской Федерации и иных нефтедобывающих государствах. Многообразие механизмов, в процессе исследования, позволило выявить методы повышения степени благосостояния граждан, стимулирования к практически полезному распределению и использованию углеводородных доходов. Учитывая специфику экономической базы России, могут быть заимствованы некоторые процедуры, показывающие положительную динамку, применяемые в рассматриваемых странах. Дана сравнительная характеристика методов распределения доходов, формирования бюджета, национальных фондов и регулирования рентных отношений с целю выявления наиболее гармонизированного подхода к рациональному использованию ограниченных ресурсов.

Ключевые слова: рента, нефть, социально-экономическое развитие, национальное благосостояние, бюджетная политика, бюджет, недропользование.

В Российской Федерации наблюдается существенная проблема неравномерного распределения доходов. Такого рода проблемы зарождаются по причинам, одной из который является наличие сфер деятельности общества, сосредотачивающих наибольшее отставание роста доходов от трудового участия по отношению к росту доходов от вложенного капитала. К такой сфере относятся нефтегазовые корпорации. Рассмотрим российскую модель распределения нефтяных доходов и сопоставим с моделями распределения данных доходов в других государствах, где социальное неравенство представлено в меньшей степени. Данный анализ позволит понять, какие качественные изменения возможно реализовать для получения наиболее рациональной модели распределения нефтяной ренты, снизив уровень социального неравенства и повысив эффективность управления.

Разбирая социально-экономические противоречия распределения рентного дохода и отталкиваясь от суждения, что в современных условиях развитие российской экономической базы рассматривается, как преимущественно ориентированная эксплуатация сырьевых и иных природных

ресурсов, в работе также было проведено исследование рентных отношений в РФ.

На сегодняшний день, вопрос, связанный с формированием и распределением природной ренты, стоит довольно остро. Природная рента представляет собой сверхдоход, который создается в отраслях, где ресурс исчерпаем, не возобновляем, а конкурентная борьба жестко ограничена. На том основании, что РФ является одним из лидеров по обладанию крупных мировых запасов топливных ресурсов, а государственные и общественные интересы, в том числе интересы хозяйствующих субъектов в сфере использования и распределения ресурсов разнонаправленны, закономерным стало появление проблемы эффективного распределения рентных доходов в отрасли, а также на региональных и федеральных уровнях.

Законодательная база по рассматриваемому вопросу отражает следующие отношения и формальные правила в области собственности на природные ресурсы, которые закреплены в:

- в Конституции Российской Федерации (ст. 9, ч. 2): «...земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной,

государственной и муниципальной формах собственности» [5].

- в Законе «О недрах» (ст. 1.2): «...недра являются государственной собственностью.» [10].

Здесь мы сталкиваемся с одним из противоречий «размытой» институционной среды между формальными институтами.

Также, комплекс предприятий энергетической отрасли в экономике РФ можно охарактеризовать, как монополизированные вертикально-интегрированные компании, в которых осуществляется полный цикл производственных процессов.

Рассматривая опыт стран мира, которые в том числе являются крупными недропользователями (Норвегия, Канада, ОАЭ и др.), можно выявить, что среди них в большей степени используется именно либеральная система институтов в отношении собственности на природные ресурсы. Система также оснащена и дополнена различными правилами и нормативами, которые в свою очередь четко регламентируют использование недр. Такие правила позволяют государству обеспечивать защиту своих прав собственности и формировать эффективные условия для освоения и потребления исчерпаемых природных ресурсов, отвечающих интересам общества в целом.

Среди прочего, противоречия интересов по отношению распределения рентных доходов возникают у федеральных и региональных органов власти, что негативно сказывается на развитии и благополучии экономики регионов.

Наиболее существенными из этих противоречий можно выделить следующие:

- диспропорциональное и неравномерное социально-экономическое развитие регионов;

- строгая ограниченность местных органов самоуправления во властных полномочиях и финансовых возможностях;

- растущее региональное иждивенчество, реализуемое через дотации и субсидии;

- отсутствие в российских регионах стимулов к увеличению социально-экономического и налогового потенциала [2].

Кроме того, необходимо четкое распределение ренты между частными компаниями и государством. Если лишить производящие и перерабатывающие компании возможности распоряжаться некоторой долей финансовых средств, то произойдет ухудшение состояния их фондов, снизится инвестиционная активность, упадет стимул для их развития и модернизации.

Таким образом открывается возможность к выявлению потенциальных угроз экономической стабилизации, повышения степени благосостояния граждан, увеличению бюджетных поступлений регионов и стимулированию субъектов к рациональному распределению и использованию природных ресурсов, не исключая из внимания положительный зарубежный опыт, как возможную рекомендацию с целью повышения эффективности формирования и использования резервного фонда и фонда национального благосостояния.

Изучая вопросы эффективности и экономической целесообразности распределения природной ренты, мы несомненно сталкиваемся с различными полярными мнениями экспертов. Вопрос, являющийся предметом многочисленных дискуссий, касающийся эффективного распределения, с целью экономической целесообразности, представляется действительно сложным и неоднозначным, так как необходимо учитывать множество факторов, ведущих к комплексному решению.

Фундаментом для финансовой деятельности государственных органов, в частности правительства, служит основной финансовый план государства, который утверждается законодательными органами власти. Этот план представляет собой бюджет государства.

Бюджет каждой страны является одним из наиболее значимых звеньев государственной финансовой системы. Такое суждение подтверждается его прямым влиянием на различные сферы, к которым относятся непосредственно экономическая, политическая, а также социальная.

Немаловажным является бюджетное управление ресурсами, в целях рационального их распределения, путем проведения различных государственных программ -

бюджетная политика государства. В данном случае наибольшая ценность процесса проведения бюджетной политики представляется не только в грамотном распределение ресурсов, но и увеличении различных источников финансирования, не исключая повышения рентабельности их использования.

Вне зависимости от рассматриваемой страны сущность политики государственного бюджетирования статична, однако существуют качественные различия в бюджетных системах различных государств.

Проводя анализ бюджетного устройства и управления Норвегии нельзя не упомянуть о качественном формировании профицитных запасов экспортных сырьевых доходов их правительством, что позволило в свою очередь реализовать фонд Норвегии, сущностью которого является обеспечение функции управления экспортными доходами нефтегазового сектора, выраженных в долгосрочных активах, с целью повышения благосостояния жизни граждан. Отсюда вытекает ключевая особен-

ность ведения Норвежской бюджетной политики, как увеличение финансовых ресурсов с помощью инвестирования средств в биржевые фондовые активы. Стоит отметить, что доход фонда Норвегия складывается из профицита от экспорта нефти и газа другим странам, налоговых сборов и дивидендной политики инвестируемых компании [14].

Стратегия Пенсионного фонда Норвегии основывается не на составлении смет о расходах из государственного бюджета, а направлена на увеличение рентабельности источников финансирования ресурсов, как финансовых, так и нефтегазовой промышленности.

Рассматривая бюджетное развитие РФ и сопутствующее тому правовое поле, Россия входит в число лидеров по экспорту нефти, что, естественно, оказывает прямую зависимость на ВВП страны. Также, на сегодняшний день, драйвером роста зависимости сырьевого экспорта послужила политическая ситуация в мировой экономике.

| Ненефтегазовые доходы Нефтегазовые доходы ^—Доходы

Рис. 1. Доходы федерального бюджета в 2019-2024 гг., трлн руб. [11]

Исходя из политической ситуации в мировой экономике, расходная часть государственного бюджета РФ стремительно увеличивается с каждым днём вопреки неопределённости последствий экономического состояния государства.

Несмотря на это, среди приоритетных направлений реализации государственного

бюджета, является достижение целей по улучшению качества, условий и уровня жизни граждан, а также увеличение активов бюджета РФ.

Следовательно, заимствование положительного зарубежного опыта, в ходе формирования бюджетной политики, позволило бы направить ресурсы на реализацию

различных национальных проектов, подобно практике Пенсионного фонда Норвегии, что оказало бы положительное влияние на развитие национального благосостояния.

Безусловно, в Российской Федерации имеет место быть собственный Фонд национального благосостояния, который представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Фонд пополняется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета, а именно:

- поступления от налога на добычу нефти, газа и газового конденсата;

- экспортных пошлин на нефть, газ и товары, выработанные из нефти;

- налога на дополнительный доход от углеводородного сырья;

- акциза на нефтяное сырье, отправленное на переработку [15].

Однако, далее сравнивая динамику объемов фондов, показатель, стремительно увеличившийся за последние годы, показывает гораздо большую волатильность, что о говорит о менее надежном подходе к реализации цели по обеспечению его сохранности и получение в долгосрочной перспективе стабильных доходов от размещения средств Фонда, учитывая что пополнения фонда, исходя из данных Министерства Финансов, происходят преимущественно за счет профицита сырьевых сверхдоходов, а также курсовых разниц, но никак не грамотного инвестиционного управления.

Рис. 2. Объем Фонда национального благосостояния в России с 2009 по 2022год (в млрд

руб.) [9]

Подробнее рассмотрим опыт Норвегии в управлении нефтегазовым сектором, в частности распределением нефтегазовых доходов. В государстве функционирует специальный орган по регулированию отрасли - Норвежский нефтяной директорат и государственная нефтяная компания Едшог. Все решения о начале разведки и добычи, о планах освоения и эксплуатации каждого месторождения в новых районах

принимает парламент, причем, после того, как проведена полноценная социально-экономическая и экологическая экспертиза, которая обсуждается с властями всех уровней правления и бизнес-сообществом.

В Норвегии развита работа с иностранным капиталом в области нефтяного сектора, который опирается на два механизма:

- точечный отбор недропользователей;

- выдача лицензий.

Тем самым, государство может убедиться в технической оснащенности компании, соблюдением ею действующих требований, наличии достаточного финансового потенциала, а также предлагает лицензии на деятельность определенных регионов, выбирает наиболее привлекательные предложения из всех имеющихся на каждое месторождение, предлагая данным компаниям объединиться для совместной работы, таким образом обеспечивая наиболее эффективную деятельность на данном месторождении.

Количество лицензий ограничено и выдаются на ограниченный срок, который может быть пролонгирован при эффективной работе компаний. Также с компаний взимаются дополнительные повышения

ставок сбора за пользование недрами на блоках, где не ведется деятельность, требуя при этом незамедлительно приступить к добыче либо уступить блок более активным агентам [24].

Система государственной ренты базируется на законе об обложении подводных месторождений нефти и газа. Главный принцип - обложение прибыли. Налог на добычу полезных ископаемых взимается исключительно на старых месторождениях. Во избежание занижения ценообразования совет по ценам на нефть определяет ежеквартально нормативную цену, из которой формируется выручка. Налоговые льготы не предоставляются.

В настоящее время в Норвегии взимается 78% прибыли [22].

Рис. 3. Изменение Нефтяного фонда Норвегии (в млрд норвежских крон) [4]

Благодаря данному фонду удается осу- Ниже представлен график роста реаль-

ществлять пенсионные выплаты, обеспе- ного потребления домохозяйств и расходы

чивающие достойный уровень жизни государственного управления. населения.

Рис. 4. Потребление домохозяйств и государственного управления [21]

Наблюдается превалирующий рост потребления домохозяйств относительно государственного, что сообщает об увеличении качества и благополучия жизни населения страны.

Успешная практика Норвегии проявляется в жестком протекционизме на начальных этапах, который принуждал всех нефтедобытчиков закупать оборудование у национальных производителей и привлекать местных специалистов ровно до тех пор, пока национальные агенты не научились выполнять свою работу на высоком уровне, активно обучаясь у крупнейших мировых корпораций, после чего были сняты ограничения для более эффективной работы компаний, конкурирующих за блоки.

Все нефтяные доходы идут в фонд Норвегии. Рациональности использования фонда неоднозначна, так как можно дополнительно расходовать ресурсы на социальную сферу. Однако, данные мероприятия осуществляются в кризисное время (например, кризис 2008 года), но в обычное время подобные расходования избегаются, поскольку это поддерживает спрос в краткосрочной перспективе и ослабляет потребности в модернизации, что сильно бьет по конкурентоспособности компаний и вредно для национальной экономики [25].

Рассматривая пример иного нефтедобывающего государства - Канады, стоит отметить, что Канаду и РФ единит несколько общих черт, а именно: форма государственного устройства, наличие больших территорий, владение богатыми запасами природных ресурсов.

В Канаде регулирование нефтегазовыми доходами осуществляется непосредственно административными единицами, за незначительными исключениями. Сформировано законодательство по регулированию использования недр, направленное на деятельность по проведению разведки месторождений и добычи полезных ископаемых. В провинциях, где наиболее ярко развита деятельность по добыче полезных ископаемых, имеются свои особенности правовой базы. Все провинции подчиня-

ются Министерству природных ресурсов, который функционирует в сфере нормативно-правового регулирования недропользования [20].

В стране проводится тщательная работа по изучению недр, которой занимаются частные юридические лица. Главная особенность в том, что данная деятельность ведется на конкурентной основе среди большого количества малых предприятий, которые мотивируются на эффективную работу посредством налоговых преимуществ. Вся работа на территориях ведется с учетом интересов коренных народов, проживающих в данной местности, которым выделяется природная рента. Данная рента направляется на социально-экономическое развитие региона, в котором ведется деятельность.

90% земли и недр находятся в государственной собственности, управление ими обеспечивается через распределение полномочий между федеральным и региональным уровнями. Государство выдает три вида лицензии, которые дают право на пользование недрами:

- лицензия на разведку полезных ископаемых (присваивается победителю конкурсного отбора, сроком на 10 лет без возможности пролонгации;

- лицензия «первооткрывателя» - исключительное право на добычу полезных ископаемых на открытом масштабном месторождении и продолжение георазведки на его территории;

- лицензия на добычу, которая дается для высокомаржинального месторождения через аукцион до 9 лет с пролонгацией [16].

Подобная схема лицензирования существует и в РФ. Стоит также отметить, что в Канаде регионы имеют самостоятельную систему лицензирования.

Особого внимания заслуживает канадский закон «Об иностранных инвестициях». Данный закон позволяет заниматься недропользованием при условии, что преобладающая доля передается государству либо канадским нефтегазовым компаниям при начале работы в стране. Для инвесторов существует ряд преимуществ, предо-

ставляемых государственными властями, к которым относятся:

- налоговые каникулы;

- регулирование ставок налогов;

- «налоговые скидки» [18].

Используется распределение в федеральный и региональный бюджет. Роялти формируется гибко и зависит от сложности добычи и категории нефти. Налоговые скидки предоставляются для низкорентабельной добычи, а налоговые каникулы

нужны для восстановления нефтяных скважин или добычи запасов углеводородов, которая занимает намного больше времени, чем обычно. При несоответствии стандартам бурения или консервации месторождения вводится увеличение налогообложения. Канадское законодательство направлено на полное извлечение ресурсов из месторождений, включая низкоэффективную добычу, которая избегается в РФ.

Рис. 5. График нефтегазовых доходов Канады (млн. долл.) [23]

У субъектов страны также имеется возможность распределять средства с нефтяных доходов путем выплаты природной ренты населению через негосударственные

пенсионные фонды, средства которых активно инвестируются в проекты внутри субъектов, что обеспечивает рост благосостояния населения.

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 • Потребление домохозяйств —Потребление государственного управления

Рис. 6. Рост реального потребления домохозяйств [17]

Можно отметить, что в РФ возможно было рассмотрение выделение недр в государственную собственность, делегирование полномочий по управлению субъектам, развитию конкурентной среды по геологической разведке, активное привлече-

ние иностранного капитала с преобладающим государственным участием, введение природной ренты для населения с целью повышения уровня жизни граждан и национального благосостояния.

ОАЭ представляет собой, пожалуй, особый случай переживания эффекта ресурсного проклятия с важными историческими особенностями страны, ее формой правления и другими аспектами. Впечатляющие темпы роста ВВП на душу населения обуславливаются огромными запасами углеводородов и позволяют стране удерживать 7 место в мире с показателем $73 тыс. Для сравнения - Россия находится на 57 месте с показателем $31 тыс.

Однако руководство государства уверенно и осознанно берет курс на диверсификацию экономики. Такая стратегия качественного распределения сырьевых сверхдоходов описывается некоторыми ключевыми направлениями:

В первую очередь, государство фактически контролирует все ресурсы, которые находятся на его территории. Основная добыча производится компаниями, которые в большей степени (60%) принадлежат государству. Гос. корпорации владеют также примерно от 60% во всем смежном бизнесе, начиная с разведки участков бурения, до переработки и транспортировки. При всем этом, компании, реализующие свою деятельность в нефтегазовом секторе, уплачивают налоги на прибыль, размер которых может достигать до 85%, а государственный профицит аккумулируется в виде инвестиций в сеть структур, которые, в свою очередь, являются также государственными. Подобные структуры представляют собой различные фонды, банки и иные компании. Инвестиционными фондами приобретаются максимально ликвидные бумаги различных классов по всему миру. Такое направление говорит о серьезном контроле над экспортными сырьевыми доходами, а также профессиональном управлении профицитными резервами внутри собственной страны, не исключая централизованное массивное инвестиро-

неса, как отдельного направления, и за ее пределами.

Датирование. Отдельным направлением стратегии по достижению цели диверсификации является социальная политика государства, основывающаяся на том, что оно отказывается от основных видов индивидуального и корпоративного налогообложения и регулирует цены на большие группы товаров во избежание роста цен из-за увеличения доходов населения.

Отдельные отрасли имеют существенные льготы и субсидируются специальными государственными программами, что выражается в прямом и косвенном субсидировании гос-вом различных компаний, отказе от внимания или предельном сокращении налоговой ставки. Примером может послужить развитие сельского хозяйства.

Впрочем, даже продвигаясь к поставленной цели, существует ряд факторов, которые отдаляют страну от идеалистической ситуации выхода из зависимости путем диверсификации и четкого управления, т. к. на сегодняшний день, согласно данным Федерального управления по конкурентоспособности и статистике ОАЭ, доля нефтегазового сектора в ВВП страны составляет 30%.

Благодаря результатам исследований и изучения распределения нефтяной ренты, бюджетной политики в России и иных нефтедобывающих государствах, экономическое развитие которых основано на ренте добывающей промышленности, можно сделать вывод о том, что некоторые методы разделения материальных благ, выраженных углеводородными сверхдоходами, между субъектами экономических и социальных отношений могут быть заимствованы, учитывая уже имеющийся положительный за рубежом опыт, а также успешные практики их реализации.

вание в развитие не углеводородного биз-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / Н.Г. Иванова [и др.]; под редакцией Н.Г. Ивановой, М.И. Кануловой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2022. - 398 с.

2. Виноградова А.В., Климова Е.З. Рентные отношения в системе социально-экономических интересов и отношений собственности в России // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). - 2014. - Т. 5. №3. - С. 97-106.

3. Ермакова Э.Р., Илякова И.Е. Распределение доходов и благосостояния в странах Европейского союза и России: сравнительный анализ. Финансы: теория и практика. - 2022. -№26 (1). - С. 24-40. DOI: 10.26794/2587-5671-2022-26-1-24-40.

4. Изменение Нефтяного фонда Норвегии (в миллиардах норвежских крон). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nbim.no/.

5. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2014. - 64 с.

6. Мовчан А.А., Объединенные Арабские Эмираты: монархический либерализм // Сравнительная история нефтезависимых экономик конца 20 - начала 21 века. - 2017.

7. Морунова Г.В., Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / Н.Г. Иванова [и др.]; под редакцией Н.Г. Ивановой, М.И. Канкуловой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2022. - 398 с. - (Высшее образование). -ISBN 978-5-534-15625-6.

8. Национальная статистическая служба Норвегии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://78.46.72.253/nasjonalregnskap-og-konjunktur-

er/nasjonalregnskap/statistikk/nasjonalregnskap?_cpo=aHR0cHM6Ly93d3cuc3NiLm5v.

9. Объем Фонда национального благосостояния в России с 2009 по 2022 год (в миллиардах российских рублей). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/1078279/russia-national-wealth-fund-volume/.

10. «О недрах»: Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1.

11. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://journal.open-broker.ru/radar/padenie-neftegazovoj-zavisimosti-rossii/.

12. Подобедова Л., Дергачев В. Трутнев предложил допустить иностранцев на шельф по норвежской модели. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/19/08/2019/5d566ab 49a7947078cda33b5.

13. Хомутов И. Распределение нефтяной природной ренты в российской экономике в поисках оптимума. // Семинар «Экономическая политика в условиях переходного периода». - Москва, НИУ ВШЭ, 2015.

14. Резвякова И.В., Лиленко А.Т. Проекция бюджетной политики Норвегии на Россию // Вестник Челябинского государственного университета. - 2022. - № 4 (462). Вып. 76. -С. 81-89. doi: 10.47475/1994-2796-2022-10408.

15. Фонд национального благосостояния и резервный фонд // Минфин России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/.

16. Canada Oil and Gas Operations Act (R.S.C., 1985, c. O-7). Page 1.

17. Consommation finale effective des ménages, Canada, provinciaux et territoriaux, annuel. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/fr/tv.action?pid=3610060901&pickMembers%5B0%5D=1. 1&cubeTimeFrame.startYear=2008&cubeTimeFrame.endYear=2021&referencePeriods=200801 01%2C20210101.

18. Investment Canada Act (R.S.C., 1985, c. 28 (1st Supp.)). Page 1.

19. NORSK PETROLEUM. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.norskpetroleum.no/okonomi/statens-inntekter/.

20. Nunavut Land Claims Agreement Act (S.C. 1993, c. 29). Page 1.

21. Oljeokonomien hvor blir det av pengene. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://78.46.72.253/energi-og-industri/artikler-og-publikasjoner/oljeokonomien-hvor-blir-det-av-pengene?_cpo=aHR0cHM6Ly93d3cuc3NiLm5v.

22. Petroleumsskatt pâ 147 milliarder kroner for 2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.skatteetaten.no/presse/nyhetsrommet/petroleumsskatt-pa-147-milliarder-kroner-for-2018/.

23. Produit intérieur brut (PIB) aux prix de base, par industries, moyenne annuelle. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/fr/tv.action?pid=3610043403&pickMembers%5B0%5D=2. 1&pickMembers%5B1%5D=3.1&cubeTimeFrame.startYear=1997&cubeTimeFrame.endYear= 2022&referencePeriods= 19970101%2C20220101.

24. Prekvalifisering. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.npd.no/fakta/ utvinningstillatelser/prekvalifisering

25. Statens pensjonsfond utland. Kvartalsrapport 3. kv. 2019. - Oslo: Norges Bank, 2019. -Р. 14.

DISTRIBUTION OF OIL AND GAS REVENUES IN THE RUSSIAN FEDERATION

AND FOREIGN EXPERIENCE

A.O. Fokin, Student S.I. Samedov, Student

Saint Petersburg State University of Economics (Russia, Saint Petersburg)

Abstract. The article examines the experience and various features of the distribution of oil rents in the Russian Federation and other oil-producing states. The variety of mechanisms, during the study, allowed to identify methods of increasing the degree of well-being of citizens, stimulating the practically useful distribution and use of hydrocarbon revenues. Considering the specifics of Russia's economic base, some procedures showing positive dynamics applied in the countries under consideration can be borrowed. The comparative characteristics of the methods of income distribution, budget formation, national funds and regulation of rental relations are given to identify the most harmonized approach to the rational use of limited resources.

Keywords: rent, oil, socio-economic development, national welfare, budget policy, budget, subsoil use.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.