Научная статья на тему 'Зарубежный опыт регулирования рентных отношений в нефтегазовом комплексе и возможности его использования в российской экономике'

Зарубежный опыт регулирования рентных отношений в нефтегазовом комплексе и возможности его использования в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
664
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕНТА / НЕФТЬ / ГАЗ / ДОХОД / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ПРАВО / РЕСУРС / КРИЗИС / ГОСУДАРСТВО / ПРИБЫЛЬ / СОБСТВЕННОСТЬ / ФОНД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виноградова А.В.

В статье выполнен сравнительный анализ регулирования рентных отношений в различных странах и регионах, добывающих энергоресурсы; приводится обзор способов распределения рентных доходов в нефтегазовой отрасли; предложена оптимальная система управления рентным потенциалом российской экономики, учитывающая всю структуру общественных интересов и сложный механизм изъятия рентных доходов в нефтегазовом комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт регулирования рентных отношений в нефтегазовом комплексе и возможности его использования в российской экономике»

Зарубежный опыт

УДК 330.526

зарубежный опыт регулирования

рентных отношений

в нефтегазовом комплексе и возможности его использования в российской экономике

А. В. ВИНОГРАДОВА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры теории экономики E-mail: avv21@yandex.ru Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского -Национальный исследовательский университет

В статье выполнен сравнительный анализ регулирования рентных отношений в различных странах и регионах, добывающих энергоресурсы; приводится обзор способов распределения рентных доходов в нефтегазовой отрасли; предложена оптимальная система управления рентным потенциалом российской экономики, учитывающая всю структуру общественных интересов и сложный механизм изъятия рентных доходов в нефтегазовом комплексе.

Ключевые слова: рента, нефть, газ, доход, зарубежный опыт, право, ресурс, кризис, государство, прибыль, собственность, фонд.

Значительный опыт по изъятию, аккумулированию и использованию природной ренты накоплен в ряде зарубежных стран. Рассмотрим наиболее успешные в этом направлении страны и сформулируем рекомендации для России, используя зарубежный опыт. Основным критерием по выбору предложенных стран является эффективное изъятие и распределение природной ренты.

Во многих странах, обладающих полезными ископаемыми, вырабатываются механизмы изъятия

и распределения природной ренты, которые учитывают как интересы общества, так и гарантируют прибыльность нефтяного бизнеса. В странах Ближнего Востока, богатых нефтью, где нефтедобывающая отрасль была национализирована в 1950-1970-е гг., природная рента у государственных нефтяных компаний изымается в виде налогов. Например, доля государства в доходах от добычи нефти в Объединенных Арабских Эмиратах составляет около 90 % [3].

В Норвегии, Великобритании, Венесуэле основными недропользователями являются государственные компании-монополисты, а изъятие природной ренты осуществляется налоговыми методами или имеет форму дохода собственника (т. е. государства) от деятельности компании. В Венесуэле, например, налог с нефтедобывающего предприятия составляет 67 % [6].

Особенности налогообложения в нефтедобывающих странах представлены в табл. 1.

В Европе средства от нефтяного бизнеса достаточно эффективно перераспределяются в другие секторы экономики. Норвегия стала рыбной державой номер один во многом благодаря своим

Таблица 1.

Налогообложение в нефтедобывающих странах [7, 11]

Место в рейтинге Страна Объем добычи нефти в I кв. 2011 г. (млн барр./сут.) Налогообложение нефтегазовой отрасли Направления распределения

1-е Россия 10,21 Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ): 0 % - для попутного газа; для нефти на участках недр до определенного достижения накопленного объема добычи от 10 до 35 млн т; 419 руб./т за добытую нефть. При этом налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр; 17,5 %о - с газового конденсата; 237 руб. за 1 000 м3газа. Налог на добавленную стоимость - 18 %о от добавленной стоимости. Экспортная пошлина равна 7 914 руб./т (на 01.09.2011) (рассчитывается по средней цене нефти марки Urals за предыдущие два месяца). Налог на имущество предприятий - 2,2 % от стоимости основных фондов. Налог на прибыль - 20 %. Резервный фонд, фонд будущих поколений. Структура средств фондов: долл. - 45 %; евро - 45 % фн. ст. - 10 %

2-е Саудовская Аравия 8,73 Нефть: - налог на прибыль (85 %о) в соответствии с нефтяным концессионным соглашением (НКС); - роялти (20, 85, 30 %о в соответствии с НКС). Природный газ - инвестиционный налог природного газа (NGIT) (30 - 85 %о в зависимости от нормы прибыли, NGIT включает налог на прибыль 30 %) Вкладывает сверхдоходы от нефтедобычи в экономику США

3-е США (штаты Аляска, Техас, Калифорния, Луизиана и Оклахома) 8,69 Роялти (от стоимости добычи): - на суше - от 12,5 до 30 0%; - на море - 18,75 и 12,5 %. Налог на прибыль 35 % (Аляска - 9,4 %). НДПИ только для суши и оффшорных зон. Налог на оборудование для добычи - 2 %. Перманентный фонд штата Аляска (ПФА) и Конституционный резервный бюджетный фонд. В состав портфеля входят акции компаний США (35 %), американские облигации (25 %), бумаги других стран (22 %), недвижимость (10 %) и прочие инвестиции (8 %). Постоянный доверительный фонд полезных ископаемых Вайоминга

4-е Китай 4,22 Налог на прибыль - 25 %. Роялти от 0 до 12,5 %. Бонусы определяются в контракте о разделе продукции. Специальный нефтяной налог с выгоды. Сбор взимается, когда цена на сырую нефть превышает 40 долл./барр.: 40-45 долл./барр. - 20 %%; 46-50 долл./барр. - 25 о%; 51-55 долл./барр. - 30 %; 56-60 долл./барр. - 35 о%; выше 60 долл./барр. - 40 %

58

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгбТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

Продолжение табл. 1

Место в рейтинге Страна Объем добычи нефти в I кв. 2011 г. (млн барр./сут.) Налогообложение нефтегазовой отрасли Направления распределения

5-е Иран 3,66 Нефтяная промышленность после исламской революции полностью перешла в руки государственной Иранской Национальной компании

6-е Канада 3,56 Налог на прибыль (федеральный) - 28 % (с 2012 г - 25 %), для провинций - 18 % (с 2012 г - 15 %). Роялти - от 10 до 45 % (зависит от производительности месторождения). Большинство нефтегазовых предприятий - государственная собственность В 1976 г. был создан Трастовый фонд наследственных сбережений Альберты

7-е Мексика 2,97 Фискальный режим не предусматривает специальных правил для нефтяной промышленности. Действуют общие налоги: - налог на прибыль - 30 %; - роялти - 10 %; - бизнес-налог - 17,5 %

8-е Бразилия 2,72 Единоразовый платеж, уплачиваемый победителем конкурса на разведку и добычу сырой нефти и/или природного газа - от 5 до 10 % стоимости добычи нефти и/или газа. Корпоративный подоходный налог - 15, 10 % для доходов, превышающих 240 тыс. долл./г.

9-е Ирак 2,65 Корпоративный подоходный налог (нефть и газ) - 35 %. Налог на прирост капитала, полученный от продажи основных средств - 15 %. Роялти - 15 % Нефтяной фонд, государственный пенсионный фонд «Глобал»

10-е Объединенные Арабские Эмираты 2,44 Налоги в настоящее время начисляются только на иностранные нефте- и газодобывающие компании. Это налог на прибыль и таможенная пошлина. Налоговые ставки согласовываются в каждом конкретном случае Фонд будущего, брачный фонд и др.

11-е Кувейт 2,37 Не существует отдельных налоговых законов и правил, регулирующих сектор нефти и газа. Действуют общие налоги: - роялти - 15 %; - налог на прибыль - 15 %

12-е Венесуэла 2,32 Добыча может осуществляться через совместные предприятия, в которых государство владеет не менее 50 % акций («Петролеос де Венесуэла» -венесуэльский государственный нефтяной и газовый холдинг). Национальное собрание должно утвердить условия для их работы. Налог на прибыль - 50 % годовой чистой прибыли. Роялти - от 20 до 33,3 % добываемой сырой нефти. Налог на экспорт - в размере 0,1 % от стоимости экспортируемых углеводородов. Налог на дивиденды компаний в нефтяной отрасли - 50 % Макроэкономический стабилизационный фонд

13-е Норвегия 2,14 Налог на прибыль - 28 %. Ресурсный рентный налог - 50 % Общий резервный фонд, резервный фонд будущих поколений

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя к ЪР^тжгсх*

59

Окончание табл. 1

Место в рейтинге Страна Объем добычи нефти в I кв. 2011 г. (млн барр./сут.) Налогообложение нефтегазовой отрасли Направления распределения

14-е Нигерия 2,09 Нефтяной налог на прибыль - 50 %. Ресурсный рентный налог - 200 долл. за км2 разведки. Роялти: - для береговой добычи - 20 %; - в территориальных водах и континентальном шельфе до 100 м глубины - 18,5 %; - морская добыча - от 16,67 до 0 % в зависимости от глубины В 2004 г. создан стабилизационный фонд, но в настоящее время не функционирует

15-е Ангола 1,67 Существуют два типа договоров, каждый с различными налоговыми режимами. Первый тип - соглашение о разделе продукции (СРП): - нефтяной подоходный налог - 50 %; - плата за использование месторождения -300 долл. за км2; - годовой взнос - от 100 до 300 тыс. долл. (применяется только до стадии добычи). Второй тип - партнерство (применимо только к некоторым партнерам): - нефтяной подоходный налог - 65,75 %; - плата за использование месторождения -300 долл. за км2; - годовой взнос - от 100 до 300 тыс. долл. (применяется только до стадии добычи); - налог на добычу нефти - 20 %; - налог на операции с нефтяными ценными бумагами - 70 %

16-е Казахстан 1,66 НДПИ - от 0,5 до 20 %. Рентный налог на экспорт - от 0 до 32 % в зависимости от рыночной цены за баррель. Налог на сверхприбыль - от 0 до 60 %. Налог уплачивается ежегодно по прогрессивной шкале доходов, которые остаются после вычета корпоративного подоходного налога - 10 - 20 % от дохода в 2010 г (15 % - с 2014 г.). Специальные платежи недропользователей: - подписной бонус - 2 800 МРП (месячный расчетный показатель, в 2011 г. равен 1 512 тенге, или 315 руб.); - бонус коммерческого обнаружения; - платеж по возмещению исторических затрат

недрам. В конце 1970-х гг. эта страна субсидировала свою рыбную отрасль в размере 1,5 млрд крон/г., а в начале 1980-х гг. размеры госдотаций достигли рекордной отметки в 2,5 млрд крон. На эти деньги строились лаборатории по искусственному оплодотворению икры и фермы, где выращивали мальков форели, лосося и семги. В 2002 г. Норвегия экспортировала уже 421 тыс. т фермерского, т. е.

искусственно выращенного лосося на сумму 9,5 млрд крон (1,3 млрд долл. США). Была получена реальная отдача от инвестированных нефтедолларов. В 1990 г. в Норвегии был создан государственный нефтяной фонд, в него поступает около половины нефтяных доходов госбюджета. На начало 2006 г. в фонде было накоплено 220 млрд долл. (75 % ВВП). Доходность нефтяного фонда в 2005 г. составила

8,58 %. В среднем за девять лет она составила 4,47 %, причем в 2001-2002 гг. фонд терпел убытки. Около 46 % средств фонда вложено в акции, а остальные - в облигации. Понимание норвежцев того, что нефтяной поток в конце концов иссякнет, стало причиной создания нефтяного фонда, и уже в настоящее время они страхуются от разных проблем, главной из которых является устойчивый рост доли граждан старшего и преклонного возраста. Ожидается, что к 2040 г. доходы от нефтедобычи снизятся до 3 % внутреннего валового продукта, а на выплату пенсий и пособий по инвалидности потребуется 17 % ВВП [2].

Размер отчислений в фонд утверждается парламентом страны в рамках общего бюджетного процесса. Создание фонда быстро оправдало себя. К концу 1999 г. фонд аккумулировал активы на сумму 26 млрд долл. и с каждым годом эта сумма увеличивается. Нефтяной фонд также выполняет и стабилизационную задачу: его средства могут привлекаться для покрытия краткосрочных разрывов в исполнении бюджета. Отчисления в нефтяной фонд осуществляются в периоды роста мировых цен на нефть и нефтепродукты и лишь в том случае, если бюджет центрального правительства выполняется с профицитом. Нефтяной фонд стал важным инструментом проведения финансовой политики страны, благодаря которому снизилось бремя пенсионных отчислений. В периоды роста цен на нефть фонд используется для уменьшения инфляционного давления, вызываемого резким повышением покупательной способности населения. В случае снижения цен на нефть средства фонда могут использоваться для финансирования дефицитов, вызванных высокими расходами на социальные нужды.

Отличительный подход решения вопроса природной ренты существует в США (правда, сегодня эта страна может считаться скорее импортером топлива, чем добытчиком нефти и газа). В начале 1970-х гг. вопросы получения, распределения и использования природной ренты были переданы на уровень штатов. Особенностью недропользования в США является то, что собственником недр могут быть не только федерация и штаты, но и частные лица. Соответственно, разделяются и доходы от использования природных ресурсов. Согласно закону о размещении минеральных ресурсов 1872 г. собственники недр имеют право получать рентные доходы от нефтедобычи в виде бонусов (единовременно уплачиваемых сумм при конкурсном

распределении прав на эксплуатацию природных объектов), ренталс, роялти или в виде участия в собственности нефтяных компаний. Помимо перечисленных рентных платежей, нефтедобыча облагается налогами, которые поступают в федеральный бюджет и бюджет штата.

Континентальный шельф в США является федеральной собственностью, поэтому все платежи с нефтедобычи на шельфе поступают федеральному правительству.

Существенные достижения в решении вопросов перераспределения сверхдоходов были сделаны в штате Аляска. Основой экономики штата является добыча полезных ископаемых. Аляска занимает второе место в США (после штата Невада) по объемам добычи золота, дает США около 8 % добычи серебра. Шахта «Ред Дог» на севере Аляски дает около 10 % мировой добычи цинка, а также значительные количества серебра и свинца. Аляска занимает второе место в США (после Техаса) по добыче нефти, здесь добывается 20 % американской нефти. Месторождение Прудо-Бэй - крупнейшее в Соединенных Штатах (8 % добычи нефти) [10]. На северо-западе огромную территорию занимает Национальный нефтяной резерв - земли, на которых разведаны нефтяные месторождения, но добыча не ведется. Суровый климат, сравнительно небольшая численность населения (300 тыс. чел.) обусловили важность вопросов перераспределения сверхдоходов от реализации нефти, получаемых штатом. В связи с этим на Аляске были созданы два фонда: перманентный фонд штата Аляска (1976 г.) и конституционный бюджетный резервный фонд (1990 г.). Целью создания перманентного фонда было:

- превращение невозобновляемого богатства в возобновляемое;

- создание инвестиционной базы, способной приносить доход в будущем, чтобы, когда доходы от нефти упадут, сохранился источник бюджетного дохода для правительства и будущих жителей Аляски;

- законодательное выведение значительной части поступающих от нефти доходов из-под власти государства для недопущения избыточных государственных расходов.

Основная роль конституционного бюджетного резервного фонда - быть вспомогательным источником средств на случай возникновения дефицита бюджета. Ежегодно законодательными органами власти устанавливается лимит средств, которые мо-

гут быть использованы из фонда в данном году, при необходимости он может быть изменен в зависимости от цен на нефть. Средства, передаваемые фондом в бюджет, оформляются в виде долга и должны быть возвращены в фонд в годы, когда бюджет выполняется с профицитом. Источниками средств этого фонда являются все платежи, полученные за счет пеней и штрафов, связанных с разрешением споров по поводу налогообложения нефтедобычи и взимания роялти.

Самым крупным источником консолидированного дохода штата Аляска является нефть (78 % в 2000 г.). Доход от энергоресурсов штат получает четырьмя способами.

Первый - налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) применяется только для суши и оффшорных зон. Ставка налога составляет 12,25 % от стоимости реализованной продукции на протяжении первых пяти лет добычи и 15 % в дальнейшем. Этот налог уменьшается на менее прибыльных месторождениях с помощью экономического лимитирования, но он не может быть менее 0,8 долл./барр. Также взимается плата за ущерб окружающей среде при опасных выбросах нефти в размере трех центов за баррель. Дополнительно взимается два цента с каждого барреля добытой нефти, если на счете у фонда охраны природы от разливов нефти остается менее 50 млн долл.

Второй - налог на оборудование для добычи (на имущество). Ставка налога составляет 2 %. Общая оценочная стоимость нефтяного имущества в 2000 г. составила 13,3 млрд долл.

Третий - налог на доход корпораций (на прибыль). Ставка налога составляет 9,4 % чистого дохода, полученного компанией непосредственно на Аляске.

2 100 ' 1 800 1 500 1 200 900 600 300

0

1982 1986 1990 1994 1998

Рис. 1. Дивиденды перманентного фонда Аляски за 1982-2010 гг., долл.

Четвертый - роялти:

- на суше - от 12,5 до 30 %;

- на море - 18,75, 12,50 % от стоимости добытой нефти.

Роялти взимаются за право добычи ресурса и с дохода от договоров аренды, так как почти вся добыча нефти на Аляске в настоящее время ведется на государственных землях.

В Перманентный фонд поступает не менее 25 % отходящих штату рентных доходов от добычи нефти и других минеральных ресурсов, роялти и федеральных платежей. Основной капитал фонда защищен конституцией и не может расходоваться без согласия избирателей. Для сбалансированности бюджета его использовать нельзя. Доход фонда расходуется на защиту фонда от инфляции и выплачивается каждый год в виде дивидендов всем жителям штата (рис. 1). За последние годы дивиденды росли быстрыми темпами, по годам они изменялись следующим образом [8]:

- 1982 г. - 1 000 долл.;

- 1986 г. - 556,26 долл.;

- 1990 г. - 952,63 долл.;

- 1994 г. - 983,9 долл.;

- 1998 г. - 1 540,76 долл.;

- 2000 г. - 1 963,86 долл.;

- 2002 г. - 1 540,76 долл.;

- 2004 г. - 919,84 долл.;

- 2005 г. - 845,76 долл.;

- 2006 г. - 1 106,96 долл.;

- 2007 г. - 1 654 долл.;

- 2008 г. - 2 069 долл.;

- 2009 г. - 1 305 долл.;

- 2010 г. - 1 281 долл.

Рыночная стоимость перманентного фонда на начало 2001 г. превышала 26 млрд долл., из

которых 20 млрд долл. приходится на основной капитал. Примерно 38 % активов фонда вложены в акции отечественных предприятий, 17 % - в акции международных компаний, 35 % - в отечественные облигации и 10 % - в недвижимость.

В настоящее время перманентный фонд штата Аляска входит в сотню крупнейших ин-

2002

2006

2010

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

вестиционных фондов мира. На 20.09.2011 доходы фонда составили 37,86 млрд долл. с доходностью 20,6 %.

В соответствии с законодательством создана корпорация по управлению этим фоондом. Она управляется советом из шести попечителей, назначаемых губернатором штата. Главной задачей корпорации являются максимизация стоимости фонда путем эффективного долгосрочного инвестирования и защита основного капитала с целью приносить доход всем поколениям жителей Аляски.

В Канаде в 1976 г. был создан трастовый фонд наследственных сбережений Альберты. Часть ресурсов фонда направляется на сбережения для будущих поколений, а часть используется для финансирования текущих правительственных программ и государственных услуг. Последнее обстоятельство негативно отразилось на состоянии фонда при падении цен на нефть, когда экономика провинции Альберта, основанная на нефтяной промышленности, пошла на спад. Поскольку капиталовложения были сделаны в экономику штата, то они оказались убыточными. Тем не менее в настоящее время фонд аккумулировал 12 млрд долл. при доходности 22 %.

Общий резервный фонд Кувейта был создан в 1960-х гг. за счет образовавшегося профицита бюджета в связи с эксплуатацией месторождений нефти. Впоследствии в 1976 г. был учрежден резервный фонд будущих поколений для обеспечения безбедного существования жителей государства как в настоящее время, так и в будущем. Средства первоначально складывались из 50 % общего резервного фонда, 10 % от всех доходов страны (как доходов от нефти, так и нефтяного сектора), а также из собственных доходов фонда от инвестиционной деятельности. Чтобы снизить зависимость от экономической ситуации на мировом рынке, активы резервного фонда вкладываются за рубежом. Национальная ассамблея определяет, как использовать средства резервного фонда будущих поколений. После образования резервного фонда будущих поколений на общий резервный фонд были возложены стабилизационные функции [2]. К концу 2004 г. объем обоих фондов достиг 80 млрд долл. (около 170 % ВВП). Характер размещения средств фондов не разглашается, хотя известно, что деньги вкладываются в ценные бумаги развитых стран. Именно из этих фондов Кувейт профинансировал восстановление страны после войны 1990-1991 гг.

В Чили с 1985 г. учрежден чилийский медный стабилизационный фонд для стабилизации обменного курса и сглаживания скачков доходов от продажи нефти. Ежегодно Министерство финансов Чили устанавливает ориентировочную (базовую) цену на медь. Если реальная экспортная цена ее превышает, то излишек доходов перечисляется из бюджета в фонд. Особенностью функционирования стабилизационного фонда в Чили является то, что его правила применяются только к доходам государственной медной компании (CODELCO), являясь, по сути, для нее дополнительным налогом. В то же время средства фонда приравниваются к золотовалютным резервам и управляются центральным банком. Максимальная величина фонда была достигнута в 1997 г. (около 3,9 млрд долл., т. е. около 5 % ВВП). К началу 2000 г. произошло снижение размера фонда примерно на 800 млн долл. В начале 2006 г. в фонде было аккумулировано свыше 1 млрд долл.

В Омане в 1980 г. организован государственный общий резервный фонд, а с 1993 г. - нефтяной фонд для замещения со временем уменьшающихся доходов от добычи нефти в связи с истощением запасов. При этом все нефтяные доходы при цене до 15 долл./барр. идут в бюджет, следующие 2 долл./барр. - в государственный резервный фонд, следующие 0,5 долл./барр. - в нефтяной фонд, а при цене свыше 17,5 долл./барр. нефтяные сверхдоходы снова идут в бюджет. Однако наполнение фондов идет медленно, так как большая часть средств идет на покрытие бюджетного дефицита.

В Объединенных Арабских Эмиратах созданы фонды будущего. Например, брачный фонд предоставляет молодым гражданам страны, впервые вступающим в брак, 70 тыс. дирхамов (19 тыс. долл.) в виде беспроцентного кредита, аннулируемого по мере рождения детей. Бюджет фонда, созданного в 1993 г., составляет около 110 млн долл. в год. За эти годы помощь получили около 14 тыс. семей. Около 3,2 тыс. семей в течение одного - трех лет ожидают выплаты кредитов. Так же, как и Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты инвестируют доходы от нефтедобычи в другие отрасли, за которыми будущее, даже если нефть совсем закончится. Средства от нефтедобычи инвестируются по нескольким направлениям: - в развитие инфраструктуры (один из крупных в мире торговых портов - Джебель-Али, Дубай - транзитный аэропорт для пассажиров, направляющихся из Европы в страны Азии и Австралию);

- в строительство и недвижимость (уникальные технологии и дизайн строительных объектов, создание искусственных островов);

- в информационные технологии (привлекли инвестиции таких информационных и коммуникационных компаний, как EMC, Oracle, Microsoft, IBM, CNN, Reuters);

- в туризм (в 2010 г. страну посетили 15 млн туристов).

Правительство эмирата создало современный международный финансовый центр, имеющий статус свободной экономической зоны, и либерализовало экономику, привлекая иностранных инвесторов. В результате Дубай стал торговой столицей всего Ближнего Востока. Таким образом дальновидное правительство уменьшающуюся нефтяную ренту компенсирует туристической.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Венесуэле в 1998 г. создан макроэкономический стабилизационный фонд для защиты экономики страны от возможных перепадов, вызванных нестабильностью мировых цен на нефть. Первоначально критерии наполнения фонда были сформулированы достаточно жестко: если мировая цена на нефть превышает нормативную (14,7 долл./барр.), то каждый доллар сверх этого идет в фонд. В дальнейшем правила перечисления средств в фонд изменялись, а госбюджет сводился с постоянным дефицитом. К 2003 г. было накоплено 2,59 млрд долл., но правительство вскоре использовало эти деньги и сейчас фонд фактически не функционирует.

В Нигерии в сентябре 2004 г. правительство страны приняло решение создать стабилизационный фонд 7 000

и перевести в него 50 % нефтяной сверхприбыли за предыдущий год. Однако уже в ноябре того же года из этих средств было изъято 280 млн долл., которые были потрачены на компенсацию гражданам их затрат на бензин. Фонд так и не начал функционировать.

Важным событием в распределении природной ренты стало создание полвека назад организации ОПЕК, которая поставила перед транснациональными компаниями ультиматум: не менее четверти добываемой нефти должно принадлежать государствам - владельцам месторождений.

Россия с недавнего времени также стала формировать целевые фонды за счет сверхдоходов от нефтедобычи, и 01.01.2004 был создан стабилизационный фонд Российской Федерации, который является частью федерального бюджета. Цель данного фонда - обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. В фонд перечисляются государственные доходы от добычи и экспорта нефти (в части экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых) при превышении мировой цены на нефть специально определенной цены отсечения. Иными словами, госбюджет получает средства, как если бы цена нефти была равна цене отсечения, а все сверх этого идет в стабилизационный фонд. Первоначально цена отсечения была установлена на уровне 20 долл./барр., затем была 01.01.2006 повышена до 27 долл./барр. сорта Urals [1].

На 30 января 2008 г. совокупный объем стабилизационного фонда составил 3 851,8 млрд руб., что эквивалентно 157,38 млрд долл. (рис. 2). Стабили-

6 000

5 000

4 000

3 000

2 000

1 000

й6 612,13

3 849,11/ 4 °27-64 \4 599,53

у/ ' \ 2 769,02 3 470,73

^ 3 057,85 \

2 346,92 2 584,49 S 2 695,52

1 2_7х / 830,51 X V

106 _______ Д*'783,31 П 775,21

Январь Январь 2004 2005

Январь 2006

Январь 2007

Январь 2008

Январь 2009

Январь 2010

Январь 2011

•О— Стабилизационный фонд, всего — — - Резервный фонд ■■д." Фонд национального благосостояния

Рис. 2. Объем стабилизационного фонда РФ за 200420011 гг., млрд руб.

0

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жео7>ЪЯ -и ЪРЛКЮехА

зационный фонд с 01.02.2008 был разделен на две части: резервный фонд - 125,41 млрд долл. (3 069 млрд руб.) и фонд национального благосостояния -. 31,98 млрд долл. (782,8 млрд руб.) [4]. Средства стабилизационного фонда 30.01.2008 были зачислены на счета Федерального казначейства в Банке России по учету средств резервного фонда и фонда национального благосостояния. Как отметил П. Казакевич, с прекращением существования стабилизационного фонда завершается важный этап эволюции учета средств, полученных от благоприятной внешней конъюнктуры [5].

Несмотря на то, что в 2008 г. цены на нефть значительно снизились, что существенно отразилось на состоянии государственного бюджета (дефицит 2009 г составил 2,427 трлн руб.), налоги от ресурсодобывающих отраслей оставались лидирующими [4]. В настоящее время налог на добычу полезных ископаемых дает наибольшие поступления в бюджет. В федеральный бюджет в июле 2011 г. поступило 381,1 млрд руб. - в 1,5 раза больше, чем в июле 2010 г.; в январе - июле 2011 г. поступления составили 2 554,9 млрд руб. - на 40,5 % больше, чем в январе - июле 2010 г. (рис. 3). В общей сумме доходов федерального бюджета России поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 44 %, НДС - 41 % и налога на прибыль - 7 % [9].

На 01.09.2011 совокупный объем средств резервного фонда составил 26,76 млрд долл. (772,28 млрд руб.), а совокупный объем средств фонда национального благосостояния - 92,63 млрд долл. (2 673,05 млрд руб.) [4].

По прогнозам А. Кудрина, резервный фонд РФ в 2011 г. пополнится на 600 - 700 млрд руб., в 2012 г. - на 100-200 млрд руб. и тратиться не будет.

Министерство финансов РФ рассматривает среднюю цену нефти в 2011 г на уровне 105 долл./барр., в 2012 г. - 93 долл./барр. нефти Urals. Но в связи с отставкой министра финансов ситуация может измениться.

Стабилизационный фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров. Если накопленный объем средств фонда превышает 500 млрд руб., сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. В 2005 г. средства фонда превысили уровень в 500 млрд руб. (рис. 2), и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах: 93,5 млрд руб. (3,3 млрд долл.) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом; 430,1 млрд руб. (15 млрд долл.) - на погашение долга перед странами - членами Парижского клуба; 123,8 млрд руб. (4,3 млрд долл.) - на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Минфину России в 1998-1999 гг. для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации; 30 млрд руб. (1,04 млрд долл.) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации [4]. Из приведенных данных видно, что средства от нефтедобычи в нашей стране до 2008 г. шли

НДС - 758 (42%)

НДПИ - 775 (44%)

НДПИ - 1 112 (44%)

Всего 1 819 млрд руб.

а

Акцизы - 128 (5%)

Всего 2 555 млрд руб. б

Рис. 3. Структура поступлений доходов в федеральный бюджет РФ по видам налогов, млрд руб.: а - январь - июль 2010 г.; б - январь - июль 2011 г

только на покрытие долгов и исправление ошибок, созданных правительством в предыдущие годы. Эти проблемы не позволяли России, как другим нефтедобывающим странам, выполнять первую и третью из перечисленных целей использования природной ренты. Но в данном направлении уже сделаны первые шаги, поэтому, если тенденция роста доходов от нефтедобычи продолжится, то у России есть все шансы полноценного использования ренты.

Таким образом, большинство нефтедобывающих стран пришло к необходимости создания целевых фондов, формируемых за счет природной ренты. Идея такого фонда в том, что рентные доходы государства, в отличие от других налогов, должны иметь целевое назначение.

Как видно из зарубежного опыта, природная рента используется на три основные цели:

- стабилизационную;

- социальную, с выплатой дивиденда жителям;

- резервную и накопительную, в пользу будущих поколений.

Проделанный анализ зарубежного опыта изъятия природной ренты позволяет сделать вывод, что в России далеко не самые высокие налоги в структуре недропользования, и большая часть доходов

Годовые доходы руководителей кр

остается у самих предприятий или их дочерних компаний. Этот факт подтверждают декларации о доходах топ-менеджеров крупнейших корпораций России (табл. 2).

В России при анализе рентных отношений необходимо учитывать тесную взаимосвязь бизнеса и власти. До тех пор, пока в совет директоров крупных компаний будут входить чиновники или их родственники, вряд ли что-либо изменится в рентном налогообложении. В связи с этим, чтобы снизить мотивацию всех экономических агентов к завладению рентой, можно применить опыт Венесуэлы - ввести налог на дивиденды компаний-монополий и олигополий - 50 %.

Рассмотренные примеры налогообложения нефтедобывающих стран говорят о том, что они сочетают все три цели использования рентного дохода, удовлетворяя интересы как настоящего поколения, так и будущего. Эффективное распределение природной ренты создает регулярный трансферт для жителей добывающих стран, стабилизационную основу для развития государства и интенсивного экономического роста, социальную гарантию для подрастающего поколения. России следует начать использовать позитивные примеры Норвегии и

Таблица 2

нейших корпораций, млн руб. [12]

Компания Суммарные выплаты Выплаты правлению Выплаты совету директоров

Всего Число членов правления В среднем на члена правления Всего Число членов совета директоров (государственных чиновников) Годовой доход члена совета директоров

ОАО «Газпромбанк» 1 891,9 1 471 17 86,5 420,9 12 (0) 35,1

ОАО «НК «Роснефть» 1 723,7 Н/д 7 Н/д 37,3 9 (2) 5,3

ОАО «Газпром» 1 243,4 1 087,9 17 64 155,5 11 (4) 22,2

Сбербанк России (ОАО) 1 020,7 984,8 14 70,3 35,9 17 (9) 4,5

ОАО «РЖД» 1 002,6 1 002,6 24 41,8 0 10 (1) 0

ОАО «Газпром нефть» 581,2 483,8 10 30,2 97,4 10 (0) 9,7

ОАО «Интер РАО ЕЭС» 516,2 374,7 11 34,1 141,5 11 (2) 15,7

ОАО «Аэрофлот» 407,7 297,8 13 22,9 109,9 11 (2) 12,2

ОАО «Ростелеком» 329,2 224,4 12 18,7 104,8 11 (0) 9,5

ОАО «ВБРР» 319,1 - - - - - -

АК «Алроса» 309 308,5 18 17,1 0 15 (9) 0

Внешэкономбанк 227,7 227,7 9 25,3 0 9 (8) 0

Группа ВТБ 182,1 174,4 12 14,5 7,7 11 (5) 1,3

ОАО «ФСК ЕЭС» 178,4 175,8 11 16 2,6 11 (1) 0,3

ОАО «Роснано» 152,6 152,6 10 15,3 0 15 (8) 0

ОАО «Холдинг МРСК» 149,5 143,4 7 20,5 6,2 15 (1) 0,4

ОАО «РусГидро» 147,6 145,1 13 11,2 2,4 13 (4) 0,3

ОАО «Россельхозбанк» 140 139,5 9 15,5 0 7 (4) 0

ОАО «РАО ЭС Востока» 127 124,4 7 17,8 3 15 (1) 0,2

ОАО «АвтоВАЗ» 111,5 111,5 14 8 0 12 (1) 0

66

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

ОАЭ, где развитие нефтегазового сектора позволило повысить доходы и диверсифицировать экономику, создав возможности для быстрого роста в других секторах. Для углубления проводимых работ Правительству РФ следует принять долгосрочную стратегию развития страны. Для эффективного

Список литературы

использования доходов от добычи нефти и газа целесообразно разработать план государственного инвестирования и часть нефтедолларов тратить на проекты по развитию образования, здравоохранения, наукоемких производств, сельского хозяйства, улучшение экологической ситуации.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Лукьянчиков Н. Н. Природная рента и охрана окружающей среды. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

3 . Львов Д. С. Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики). М.: Экономика, 1999.

4. Официальный сайт Минфина России - htpp://www1.minfin.ru.

5. Официальный сайт РосБизнесКонсалтинг - htpp://www.rbc.ru.

6. Российская Федерация сегодня - htpp://www.russia-today.ru.

7. Global Oil and Gas Tax Leader. Ernst & Young, 2010.

8. URL: htpp://www.apfc.org/home/Content/dividend/dividendamounts.cfm.

9. URL: htpp://www.nalog.ru/nal_statistik/statistic/budjet.

10. URL: htpp://www.prousa. ru/alaska_economics.

11. URL: htpp://ria.ru/research_rating/20110630/395515761.html.

12. URL: http://slon.ru/economics/zarplaty_gosudarstvennykh_top_menedzherov-680476.xhtml.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя те ЪР*?жгеЪ4

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.