t I
Рис. 3. Поливинилхлорид-ный линолеум промазнон с ,
печатной пленкой. А — скол с печатной пленкой <ув. 100); Б — скол (ув. 300).
Таким образом, приведенные выше данные позволяют сделать выводы, касающиеся гигиенических аспектов применения линолеумов из ПВХ в строительстве: при равных исходных условиях в начальный период эксплуатации (1—4 нед после настилки) концентрация летучих вешеств в воздухе над однослойными линолеумами может быть в |'/з—2 раза выше, чем над линолеумами с печатной пленкой, а после этого периода концентрация летучих веществ над однослойными линолеумами станет меньше, чем над линолеумами с верхней печатной пленкой благодаря существенному уменьшению концентрации этих веществ в массе линолеума. В то же время в начальный период эксплуатации концентрация летучих веществ над линолеумами с пленкой будет ниже, но снижение будет проходить медленнее. Поэтому если в помещении поддерживается стабильный воздухообмен (0.5 объема/ч), то с санитарно-гигиенической точки зрения применение линолеумов с печатной пленкой предпочтительнее (за исключением тех случаев, когда для приклейки линолеума используются мастики на органических растворителях). Однако при использовании линолеумов с верхней печатной пленкой повышение температуры воздуха в помещении до 30— 40 °С может привести к существенному (в 2—3 раза) увеличению концентрации летучих веществ в воздухе помещений, поскольку в массе линолеума она снижается со
сравнительно небольшой скоростью. В этом случае для районов с жарким климатом предпочтительнее применение однослойных линолеумов, концентрация летучих веществ над которыми будет значительной только в начальный период эксплуатации, а в дальнейшем при периодический повышении температуры концентрация этих вешеств будат низкой благодаря значительному уносу летучих в начальный период эксплуатации материала.
Литература. Васильева Т. С., Мальцев В. В. — Гиг. и сан., 1981, № 6. с. 15.
Капанин В. В. и др. — Пласт, массы, 1972, № 1, с 44.
Крейтус А. Е., Чалых А. Е. — В кн.: Модификация полимерных материалов. Рига, 1975, вып. 5, с. 217.
Методические указания по санитарно-гигиенической оценке полимерных строительных материалов, предназначенных для применения в строительстве жилых и общественных зданий. М., 1980.
Николаев Н. И. Диффузия газов в мембранах. М„ 1980.
Рейтлингер С. Л. Проницаемость полимерных материалов. М , 1974.
Снегирева Н. С.. Яворская Е. С.. Кузнецова Н. Л. — Пласт, массы, 1970, № 9, с. 64.
Поступила 13.11.82
УДК 615.285.7.032/.034
Л. Г. Александрова, Н. Г. Гончаренко
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ВЫВЕДЕНИЕ ДИАЗИНОНА ИЗ ОРГАНИЗМА ТЕПЛОКРОВНЫХ ЖИВОТНЫХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ПУТЯХ ПОСТУПЛЕНИЯ
Киевский НИИ гигиены труда и профзаболеваний, Киев
Диазинон [0,0-диэтил-0-(2-изопропил-4-метил-6-пири-мидил)тиофосфат) — эффективный пестицид в борьбе с вредителями растений, в том числе почвенными, является умеренно токсичным препаратом. Распределение его в организме животных и скорость выведения неодинаковы и зависят от вида животных (Smith и Cullimore; Iverson и соавт.). Метаболизм диазинона в организме достаточно изучен. При инкубации пестицида с микросомами и NADPH, кроме тиофосфориой и диэтил фосфорной кислот, среди метаболитов в малой концентрации был обнаружен диазо-ксон. a in vivo он не был выделен, так как претерпевает быстрое дальнейшее превращение (Menzer и Dauterman; Yang и Dauterman; Yang и соавт.). В организме овец происходит окисление диазинона с образованием ряда метабо-
литов, обладающих антихолинэстеразной активностью — продуктов окисления метильной и изопропильной боковых цепей и дегидратации этих оксипроизводных. Подобные метаболиты найдены и у мышей (Janes и соавт.). Образующиеся в большинстве случаев полярные соединения быстро выводятся с мочой (Mücke и соавт.). Отмечено также, что содержание диазинона в биологических субстратах ниже, чем не поглощенного тканями и органами (Veltorazzi).
Мы исследовали распределение и выведение диазино>А при различных путях поступления его в организм животных. Опыты выполнены на 100 беспородных белых крысах-самцах массой 180—200 г. Проведены 3 серии опытов. Животные I и II серий подвергались однократному воздейст-
Содержание диазинона в тканях внутренних органов (н мкг/г), крови и моче (в мкг/мл) в различные сроки при введении в желудок (per os) и нанесении на кожу (perçut). / — печень: 2 — легкие: 3 — сердце; 4 — почки; 5 — селезенка; б — мшг; 7 — моча; 8 — кровь.
шю пестицида в изоэффективных дозах (на уровне сред-|(«:мертельных). Крысам I серии (36 особям) базудин вводили в желудок в дозе 100 мг/кг, крысам II серии (-10) наносили его на кожу в дозе 900 мг/кг. Животные III серии (24) в течение 4 ч находились в камере для динамической ингаляционной затравки при концентрации 69,5 мг/м3. Указанная концентрация вызывала у части животных видимые признаки отравления, 2 крысы погибли. Для анализа брали навески I г печени, легких, сердца, почек, селезенки, мозга декапнтированных животных, их кровь (1 мл) и мочу через 2, 4, 24 и 48 ч после затравки. Содержание пестицида в биологических средах определяли методом газожидкостной хроматографии (Machin и Quick). В отличие от описанного метода мы использовали термоионный детектор (газовый хроматограф «Цвет-106»), хро-матографнческую колонку длиной 1 м с внутренним диаметром 3 мм и насадку хроматон N-AW-DMCS, пропитанную 5 % ХЕ-60. Условия хроматографирования: температура колонки 180°С, испарителя 220°С, расход азота 15 мл/мин, водорода 15 мл/мин, воздуха 150 мл/мни. Чувствительность шкалы электрометра 20-10~10—50-10_,° Л. Время удерживания диазинона 2 мин 50 с, диазоксона — Рмин 20 с.
Полученные данные (см. рисунок) показывают, что содержание диазинона в тканях исследованных органов при введении per os через 2 ч наибольшее. По уменьшению содержания пестицида ткани можно расположить в следующем порядке: при воздействии per os печень—сердце—почки—легкие—селезенка—мозг, при воздействии per cut легкие—сердце—печень—почкн—мозг—селезенка.
При ингаляционном пути поступления диазннон обнаружен через 2 ч только в крови и печени, а через 4 ч — в крови на уровне 0,1—0,2 мкг/г.
Уровень диазинона в тканях мозга, легких, почек, сердца, селезенки и печени через 2 ч после введения препарата per os оказался в 5—16 раз выше, а в крови и моче — в 1,2—3 раза ниже, чем при per cul. В исследованных биологических средах выявлено около 42 % диазинона от введенной per os дозы, включая выдыхаемый воздух, и 1,4% — при нанесении его на кожу. Через 2 ч основная масса препарата выводится с мочой (60.9 %) при введении per cut, в то время как при поступлении per os — только 7,2% от обнаруженного количества. В последнем случае значительная часть (30,7%) препарата найдена r печени. Кроме то-в выдыхаемом воздухе при введении per os оказалось 0,3 % от введенной дозы пестицида. Через 4 ч содержание пестицида уменьшалось в 2—26 раз при применении per os в основном за счет превращения и образования метаболитов и возрастало в 1,5—3 раза в тканях легких, мозга, сердца после накожного использования. Происходило пере-
распределение диазинона в тканях внутренних органов. Порядок расположения их по содержанию пестицида оказался иной: при введении per os печень—мозг—легкие—почкн— сердце, при нанесении на кожу легкие—мозг—сердце—почки—печень. В тканях селезенки диазннон при обоих путях поступления не обнаружен. Через 4 ч после накожной аппликации большая часть диазинона (40,9%) обнаружена в тканях легких и меньшая (5,6%)—в моче. Обращает на себя внимание тот факт, что при обоих путях поступления через 4 ч ткани мозга по содержанию в них пестицида занимают второе место. Через 48 ч пестицид практически не определялся или обнаруживался в исследованных органах в ничтожно малых концентрациях: около 3 % от введенной дозы при поступлении per os и 0,3%—при применении per cut.
Нами отмечены особенности в появлении некоторых метаболитов в зависимости от пути поступления пестицида в организм. Так, метаболит, по хроматографическнм параметрам сходный с диазокеоном, в незначительных количествах найден в тканях легких через 2 и 48 ч при введении per os и через 4 ч — при per cut, а в тканях мозга — через 2, 4 и 24 ч при per cut и только через 24 ч при поступлении per os. Это соединение обнаруживалось в почках через 2 и 48 ч только при применении per os, а в тканях печени — через 4 ч при per os и через 24 ч при per cut. При ингаляционном пути поступления метаболит, сходный с диазокеоном, выявлен в крови через 2 ч. Оксиироизвод-ные диазинона, лиазоксона и конъюгаты (время удерживания 3 мин 40 с — 7 мин) встречались в незначительных количествах в крови при введении per os через 48 ч, в значительных количествах — в моче через 2, 4, 48 ч при этом пути поступления и через 2 и 24 ч при нанесении на кожу. Если оксипроизводные обнаруживались в тканях легких только при введении внутрь (2 и 24 ч), то в тканях печени — через 2 ч при последнем ингаляционном пути поступления, а через 24 ч во всех трех случаях. В тканях почек эти метаболиты найдены через 2, 24 и 48 ч после введения в желудок, через 2 ч после ингаляции и через 24 ч после нанесения на кожу. Если в тканях сердца эти производные обнаружены при введении внутрь через 2 ч, то при ингаляции— через 2, 4 и 24, а при аппликации на кожу — через 4 и 24 ч.
Выводы. 1. Через 4 ч после поступления пестицида в организм содержание его в печени по сравнению с другими исследованными органами увеличивается и становится наибольшим при введении в желудок, в то же время при нанесении на кожу наибольшее количество его отмечается в легких.
2. Значительное количество диазинона (более 20 % от обнаруженного количества) определяется в тканях мозга через 4 ч при введении в желудок и накожно.
3. Токсичный метаболит, сходный с диазокеоном, обнаруживается в тканях мозга (через 2, 4 и 24 ч) и легких (через 4 ч) при нанесении на кожу, а при других путях поступления — в ничтожно малых количествах в отдельных органах и крови в разнос время. Оксипроизводные обнаружены в тканях сердца и почек в разное время, а в печени— через 24 ч при всех путях поступления пестицида.
4. Основная масса (более 60%) диазинона и его токсичного метаболита диазоксона выводится с мочой при воздействии препарата per cut. Пестицид выводится из организма и с выдыхаемым воздухом.
Литература. Iverson F., Grant D. L., Locroix J. — Bull, environm. Contam. Taxicol., 1975, v. 13, p. 611 — 618.
Janes N. F., Machin A. F., Quick M. P. et al. — J. Agrienet.
Food Chem., 1973, v. 21, p. 121—124. Mac/tin A. F.. Quick M. P.— Analyst, 1969, v. 94, p. 221 —
225.
Menzer R. E., Daulerman W. C. — J. agricult. Food Chem.,
1970 v. 18, p. 1031 — 1037. Mücke W.. All К. O., Esser H. O. — Ibid., p. 208.
Smith A. £., Cullimore D. R.— Weed Res.. 1975, v. 15, p. 59—62.
Yang R. S. //., Dauterman W. C. — J. agricult. Food Chem., 1971, v. 19, p. 14.
Полимерные материалы находят все более широкое применение в мелиорации: при строительстве каналов, дренажных систем, для изготовления шлангов и деталей поливных установок, противокоррозийной защиты мелиоративных водопроводов.
Хотя вода, подающаяся по мелиоративным системам, сравнительно редко используется для хозяйственно-питьевых нужд, возможность загрязнения окружающей среды мигрирующими из полимерных материалов вредными веществами является важной гигиенической проблемой.
За последние годы в нашем институте исследован ряд изделий из полимерных материалов, применяемых в мелиорации, в том числе шланги для полива и пленки для про-тивофильтрациоиной защиты каналов из поливинилхлорнда (ПВХ), мастики на основе тиокола и эпоксидные составы для заделки стыков железобетонных стенок каналов, а также синтетические противокоррозийные покрытия нескольких рецептур.
Влияние изделий нз полимерных материалов на качество контактирующей с ними воды изучали в модельных условиях, близких к эксплуатационным. В зависимости от назначения материала время контакта с водой составляло от нескольких часов до 6 мес, температура воды была 20 и 37 "С. Удельная поверхность изменялась от 0,024 до 1 см-1. Для исследований использовали как непромытые, так и промытые водой образцы. Гигиеническое изучение эпоксидных составов, применяющихся на Большом Ставропольском и Обикиикском каналах, проводили и в натурных условиях. В контактировавшей с материалами воде определяли органолептические показатели (запах, вкус), пер-манганатную окисляемость, а также в зависимости от рецептуры — рН и содержание некоторых компонентов полимерных материалов. При санитарно-химическом нсследова-■1»и шлангов из ПВХ экспозиция составляла 1 '/г ч и I сут, удельная поверхность — 1 см-1. Измеряли содержание в воде диоктилфталата, днфенилолпропана и ионов цинка. Основным фактором загрязнения воды в данном случае являлась миграция днфенилолпропана (ДФП). Содержание его в вытяжках из непромытых образцов даже при экспозиции 17а ч составляло 0,17 мг/л. После 3-суточ-ной промывки миграция ДФП в воду снизилась, но по-прежнему его . количество превышало допустимое — 0,01 мг/л. При изучении противофильтрационных пленок МВХ-0,25 и МВХ-0,50 время контакта с водой составляло 1 и 3 сут, удельная поверхность — 0,5 см-1. Вода приобретала посторонний запах, интенсивность которого возрастала с увеличением экспозиции и прн 3-суточном контакте составляла 5 баллов. Перманганатная окисляемость вытяжек нз обеих пленок достигала 65—160 мг Оз/л. После месячной промывки окисляемость вытяжек снизилась и практически не отличалась от контроля, но интенсивность запаха даже после длительной промывки почти не изменилась.
Выраженное неблагоприятное влияние на качестве воды оказывали также мастики КМ, АМ и КБ на основе тиокола, предложенные для заделки швов железобетонной облицовки каналов. Вытяжки из мастик исследовали после 3-, 24- и 48-часового контакта при удельной поверхности 0,024 см-'.
Интенсивность характерного запаха тиокола в вытяжках из покрытий всех трех рецептур с увеличением вре-
Yang R. S. Н., Hodgson Е., Dauterman W. С. —Ibid., 197L, р. 10—13.
Vettorazzi G. — Resid. Rev., 1976, v. 63, p. 1—44.
Поступила 13.12.S2
мени контакта нарастала и при 48-часовой экспозиции и температуре 20°С составляла в среднем от 3 до 5 баллов, а при 37 "С — 5 баллов.
В течение ряда лет проводили исследования эпоксидных составов, применяющихся для облицовки стенок тоннелей. Изучены 4 состава на основе смол ЭБФ-18. ЭД-20 и ЗИС-1 с различными добавками. Вытяжки из образцов готовили при удельной поверхности 0,024 см-1. Экспозиция составляла от 3 ч до 30 сут. некоторые исследования были проведены после 6-месячного контакта.
Полученные результаты показали, что перечисленные эпоксидные составы практически не влияют на органoj(in-тические и физико-химические показатели качества воды даже при самых жестких из заданных условий. Интенсивность вкуса и запаха ни в одной нз проб не превышала 1 балла, компоненты покрытий (эпихлоргидрин, формальдегид, дибутилфталат, ДФП, фенол, полиэтиленполиамин, алкилрезорцин) в вытяжках не обнаруживались либо определялись в следовых количествах, значительно меньших допустимых. Результаты натурных исследований подтвердили высокую стабильность эпоксидных составов н отсутствие неблагоприятного влияния на качество воды. В воде каналов не найдено веществ, присутствие которых можно было бы объяснить миграцией их из покрытий. Наличие в некоторых пробах эпихлоргидрина было связано с посто ронним загрязнением.
В последнее время во все более широких масштабах для защиты металлических мелиоративных водопроводов от коррозии применяют синтетические полимерные покрытия. Было проведено гигиеническое изучение эмалей АК-15, ЭСКА на основе сополимера «КОРС» (кубовые остатки ректификации стирола), битумно-полимерных материалов «Изобитэп-30» и ГТ-753Н, фосфатного покрытия АФ(^}, тиоколового покрытия и покрытий на основе жидкого стекла 4 рецептур. Вытяжки готовили при удельной поверхности 0,2 см-1, время контакта составляло I и 3 сут.
При указанных условиях эмали АК-15, ЭСКА, покрытия «Изобнтэп-30», АФП-3 и жидкостекольные композиции не оказывали существенного влияния на органолептические показатели качества воды. Интенсивность запаха воды, контактировавшей с покрытием ГТ-753Н, составляла 4—5 баллов, а контактировавшей с покрытием на основе тиокола — 5 баллов. После недельной промывки интенсивность запаха вытяжек из покрытия ГТ составляла 3—4 балла, а из тиоколового покрытия — 5 баллов. Активная реакция вытяжек из жидкостекольных покрытий была резко щелочная: даже после недельной промывки pH был больше 10. Перманганатная окисляемость вытяжек нз непромытых образцов жидкостекольных покрытий составляла 700—800 мг Ог/л. После недельной промывки окисляемость хотя и снизилась, но все-же составляла 50—60 мг Ог/л. Окисляемость вытяжек нз остальных материалов незначительно отличалась от контроля (1,2—6,8 мг 02/л).
Только в воде, контактировавшей с тиоколовым покрытием, содержание формальдегида значительно превышало допустимое и достигало 25 мг/л. Содержание формальА-гнда в вытяжках из грунтовки ГТ-753Н и Сг3+ в вытяжках из покрытия АФП-3 не превышало допустимого уровня, а фенол (покрытия «Изобитэп-30», ГТ-753Н), стирол (АК-15, ЭСКА, «Изобитэп-30») и полициклические арома-
УДК 614.7:1626.8:678
А. В. Крат, В. О. Шефтель, И. М. Кесельман, Л. Е. Зарановская
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В МЕЛИОРАЦИИ
ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев