Научная статья на тему 'Распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ (региональный аспект)'

Распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ (региональный аспект) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РЕГИОНОВ / БЮДЖЕТ ПЕНСИОННОГО ФОНДА / PENSION SYSTEM / BUDGET OF THE PENSION FUND / GOVERNMENT PENSION PROVISION / DIFFERENTIATION OF REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богатенко Елизавета Руслановна, Свиридова Татьяна Владимировна, Балашев Николай Борисович

Ситуация развития российского общества в XXI в. характеризуется фундаментальными социально-экономическими, политическими и демографическими изменениями, которые отражаются на многих сферах жизни общества. Наиболее значительные - пенсионные проблемы [1]. Важнейшим элементом пенсионной системы является ее региональный уровень. Региональная система поддержки - это организация определения и выплаты пенсий гражданам, проживающим в данном районе, а также сбор средств для этих целей. На функционирование этой системы влияют социально-экономический уровень развития страны в целом и ее отдельных регионов, демографический состав населения, соотношение численности занятых к нетрудоспособным, уровень жизни, материально-техническая база и организационный уровень инфраструктуры пенсионной системы. Цель статьи - анализ региональных различий пенсионной системы Российской Федерации. В результате исследования установлена тесная взаимосвязь финансовых потоков между федеральным бюджетом, Пенсионным фондом и регионами, обеспечивающая эффективное функционирование всей пенсионной системы на современном этапе ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FEATURES OF PENSION PROVISION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The situation in the development of Russian society in the 21st century is characterized by fundamental socio-economic, political and demographic changes that are reflected in many areas of society. The most significant of these are pension problems [1]. The most important element of the pension system is its regional level. A regional support system is the organization of determining and paying pensions to citizens living in a given region, as well as receiving funds for these purposes. The functioning of this system is affected by the socio-economic level of development of the country as a whole and its individual regions, the demographic structure of the population, the ratio of employed and retired people, the standard of living, the material and technical base and the organizational level of the infrastructure of the pension system. The purpose of the article is to analyze regional differences in the pension system of the Russian Federation. The study showed a close relationship between financial flows between the federal budget, the pension fund and the regions, which ensured the effective functioning of the entire pension system at the present stage of its development.

Текст научной работы на тему «Распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ (региональный аспект)»

Богатенко Е. Р., Свиридова Т. В., Балашев Н. Б. Распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ (региональный аспект) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. -№ 08 (август). - 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2020/203018.htm.

ART 203018 DOI 10.24411/2304-120X-2020-13018 УДК 332.02

Богатенко Елизавета Руслановна,

студентка Тульского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Тула bogatenko.elizaveta@yandex.ru

Свиридова Татьяна Владимировна,

студентка Тульского филиала ФГОБУ ВО «(Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Тула tatyanka.sviridova.99@mail.ru

Балашев Николай Борисович,

кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «(Финансы и кредит» Тульского филиала ФГОБУ ВО «(Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Тула balashevnb@mail.ru

Распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ (региональный аспект)

Аннотация. Ситуация развития российского общества в XXI в. характеризуется фундаментальными социально-экономическими, политическими и демографическими изменениями, которые отражаются на многих сферах жизни общества. Наиболее значительные - пенсионные проблемы [1]. Важнейшим элементом пенсионной системы является ее региональный уровень. Региональная система поддержки - это организация определения и выплаты пенсий гражданам, проживающим в данном районе, а также сбор средств для этих целей. На функционирование этой системы влияют социально-экономический уровень развития страны в целом и ее отдельных регионов, демографический состав населения, соотношение численности занятых к нетрудоспособным, уровень жизни, материально-техническая база и организационный уровень инфраструктуры пенсионной системы. Цель статьи - анализ региональных различий пенсионной системы Российской Федерации. В результате исследования установлена тесная взаимосвязь финансовых потоков между федеральным бюджетом, Пенсионным фондом и регионами, обеспечивающая эффективное функционирование всей пенсионной системы на современном этапе ее развития.

Ключевые слова: пенсионная система, бюджет Пенсионного фонда, государственное пенсионное обеспечение, дифференциация регионов. Раздел: 08.00.00 Экономические науки.

Введение

Состояние и перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации во многом определяются региональной дифференциацией условий формирования бюджета страны. Пенсионная система - это прежде всего социальная ответственность государства перед своими людьми. Эта система является гарантией социального благополучия и связана со всеми сферами жизни. Разработка и реализация мер по повышению качества пенсионной системы должны опираться на факторы, определяющие пространственные различия экономического потенциала регионов в Российской Федерации, влияющие на долгосрочную стабильность пенсионной системы [2].

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Богатенко Е. Р., Свиридова Т. В., Балашев Н. Б. Распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ (региональный аспект) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. -№ 08 (август). - 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2020/203018.htm.

Как отметил президент Российской Федерации В. В. Путин, «Россия - это не просто страна, это действительно отдельная цивилизация: это многонациональная и многоконфессиональная страна с большим количеством традиций, культур, вероисповеданий» [3].

Согласно Конституции РФ, Россия - федеративное государство и в её состав с 2014 г. входят 85 равноправных субъектов [4].

Методология и результаты исследования

Средства в виде страховых взносов организаций и межбюджетные трансферты (далее - МБТ), поступающие из федерального бюджета, являются основными источниками формирования бюджета Пенсионного фонда России (далее - ПФР) [5].

Анализ динамики этих поступлений показал, что с 2016 г. более 40% доходов Пенсионного фонда России составляют безвозмездные поступления из федерального бюджета, существенным образом дополняющие доходную часть Пенсионного фонда, для выполнения обязательств государства по обеспечению не менее минимального прожиточного минимума пенсионеров, компенсации выпадающих доходов в результате регресса величины страхового взноса с 22% до 10% при достижении предельной величины базы для начисления обязательного страхового взноса фондом заработной платы работника нарастающим итогом [6] и целого ряда социальных выплат населению (рис. 1).

12 000,00 10 000,00 8 000,00 6 000,00 4 000,00 2 000,00 0,00

Динамика бюджета ПФР на 2016-2022 гг.

50,0 45,0 40,0

4 ,2

5, 2 6

7

1

- 2, 5 3 —

3

£ 35,4И 34,0 35,0

30,0

25,0

20,0

15,0

10,0

5,0

0,0

Доходы, млрд.руб

|Размер

трансферта из ФБ в ПФР, млрд.руб

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Рис. 1. Динамика бюджета ПФР на период 2016-2021 гг. (построено авторами по данным [7-9])

Представленная диаграмма наглядно показывает фактический и запланированный рост доходов ПФР и снижение зависимости бюджета ПФР от финансовой помощи в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в долевом выражении. При этом абсолютное значение МБТ запланировано сохранять на уровне около 3,365 трлн руб. ежегодно.

В настоящее время невозможно постоянно дифференцировать источники доходов между центром и регионами таким образом, чтобы федеральный бюджет и все региональные бюджеты были самодостаточными, и, скорее всего, невозможно достичь этой задачи в ближайшее время. Следует иметь в виду, что и налоговая база, и сумма налогов, аккумулированных в регионах, существенно различаются. Если бюджеты субъектов формировались бы только за счет собственных доходов, то проблема региональных различий в бюджетной обеспеченности регионов неизбежно возникала

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Богатенко Е. Р., Свиридова Т. В., Балашев Н. Б. Распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ (региональный аспект) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. -№ 08 (август). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/203018.htm.

бы из-за разного экономического потенциала регионов. И, как правило, результирующая разница в доходах бюджета на душу населения определяется не реальным вкладом населения в экономику процветающих субъектов, а характеристиками природных особенностей и богатством недр регионов (например, Ханты-Мансийский автономный округ, который, благодаря своему естественному положению, присутствию полезных ископаемых - природного газа и нефти, входит в состав самых состоятельных субъектов в Российской Федерации, и Республика Бурятия, где распространено сельское хозяйство и животноводство, а общая сумма собранных налогов не покрывает расходы областного бюджета). Самые высокие доходы в России получают жители в Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах, Сахалинской области, при этом тяжелее всего живут люди в Туве, на Алтае и в Калмыкии (табл. 1).

Таблица 1

Уровень дифференциации регионов России по показателю средних доходов на душу населения в 2019 г., руб./месяц [10]

№ Регион Доход на душу населения № Регион Доход на душу населения

Регионы с самым высоким показателем Регионы с самым низким показателем доходов

доходов на душу населения на душу населения

1 Чукотский авт. округ 81778 1 Республика Бурятия 25247

2 г. Москва 73827 2 Кабардино-Балкарская Республика 21466

3 Магаданская область 65028 3 Республика Марий Эл 21080

4 Сахалинская область 57095 4 Республика Алтай 20453

5 Ханты-Мансийский авт. округ 53225 5 Чувашская Республика 20167

6 Тюменская область 48653 6 Республика Мордовия 19904

7 г. Санкт-Петербург 47401 7 Карачаево-Черкесская Республика 19072

8 Московская область 47217 8 Республика Калмыкия 18606

9 Республика Саха (Якутия) 45335 9 Республика Ингушетия 16559

10 Мурманская область 43915 10 Республика Тыва 16413

Анализ структуры доходов населения в разрезе регионов свидетельствует о неоднородности субъектов Российской Федерации, в том числе и по объему доходов от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Российская пенсионная система в настоящее время характеризуется низким уровнем выплачиваемых пенсий большинству пенсионеров [11].

В то же время проблема низких абсолютных уровней пенсионного обеспечения остается чрезвычайно острой, в частности, пенсии более 50% пенсионеров располагаются на уровне прожиточного минимума (табл. 2).

Коэффициент замещения - показатель, характеризующий благосостояние пенсионеров, то есть отношение пенсии к заработной плате за последний год работы. Коэффициент увеличится в ближайшие пять лет из-за повышения индексации пенсий, но после 2024 г. снизится для россиян с минимальной и низкой заработной платой. Это произойдет из-за роста минимальной заработной платы, который будет опережать индексацию пенсии. Экономисты ожидают, что после 2024 г. индексация страховых пенсий будет отставать от роста зарплат. Согласно официальному прогнозу правительства, к 2036 г. номинальная заработная плата вырастет на 6,7-6,9% годовых с 2025 г. [13]

Богатенко Е. Р., Свиридова Т. В., Балашев Н. Б. Распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ (региональный аспект) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. -№ 08 (август). - 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2020/203018.htm.

Таблица 2

Среднемесячная заработная плата работников организаций и средний размер назначенных пенсий по федеральным округам Российской Федерации [12]

Ср. размер Ср. Ср. вели- Доля ср. пен-

Федеральные назначен- мес. чина прожи- сии от ср. з/п, Отношение

округа ных пен- з/п, точного ми- (коэфф. заме- пенсия/ПМ

сий, руб. руб. нимума (ПМ) щения), %

Центральный 15190 60219,7 9129 25,22 170,4

Северо-Западный 16740 52222,6 11235 32,06 166,4

Южный 13794 32610,3 8803 42,30 163,6

Северо-Кавказский 12714 27764,7 8822 45,79 157,2

Приволжский 14415 32820,4 8458 43,92 156,7

Уральский 16310 49298,7 10374 33,08 149,0

Сибирский 14986 39646,5 9162 37,80 144,1

Дальневосточный 16693 52932,7 13542 31,54 123,3

В ПФР подсчитали, что в первом квартале 2020 г. рейтинг российских регионов с наибольшим размером пенсий возглавил Чукотский автономный округ, располагающийся в Дальневосточном федеральном округе. На севере России пенсионные выплаты значительно выше из-за повышающих коэффициентов. На размер пенсии также влияют трудовой стаж и зарплата. Поэтому жители северных регионов Российской Федерации традиционно получают самые высокие пенсии по стране.

Все более актуальным становится вопрос: где же в России пенсионеру жить хорошо? По словам Владимира Назарова, директора НИФИ Минфин, «региональную специфику нужно принимать во внимание больше в отношении рынка труда: будут ли трудности с устройством людей пенсионного возраста на работу?» [14].

На основе данных табл. 3 можно составить рейтинг округов по пенсионному обеспечению граждан.

Таблица 3

Рейтинг федеральных округов России по пенсионному обеспечению граждан

Рейтинг Субъект

1 Приволжский

2 Центральный

3 Сибирский

4 Уральский

5 Южный

6 Северо-Западный

7 Северо-Кавказский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Дальневосточный

По данным статистики, исходя из вышеперечисленных критериев, пенсионер все чаще останавливает свой выбор на следующих городах:

- Уфа (Приволжский ФО);

- Белгород и Брянск (Центральный ФО);

- Омск и Иркутск (Сибирский ФО) [15].

Проведенный анализ подтвердил, что в Российской Федерации существуют региональные различия в условиях формирования доходов пенсионных фондов и бюджетов, а экономическая специализация региона оказывает решающее влияние на уровень получаемых страховых взносов [16].

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Богатенко Е. Р., Свиридова Т. В., Балашев Н. Б. Распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ (региональный аспект) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. -№ 08 (август). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/203018.htm.

Таблица 4

Сравнительный анализ расходования и поступления средств бюджета ПФР [17]

Федеральные округа Расходование средств бюджета ПФР, млн руб. (2017 г.) Поступление средств в бюджет ПФР, млн руб. (2017 г.)

Центральный 2 118 851,7 2 453 201,4

Северо-Западный 863 407,8 870 855,4

Южный 839 987,3 843 434,2

Северо-Кавказский 436 531,4 437 860,4

Приволжский 1 610 703,7 1 622 751,8

Уральский 726 116,1 765 216,7

Сибирский 1 073 675,9 1 081 889,1

Дальневосточный 377 517,2 381 296,6

В регионах с высоким инновационным потенциалом возможен динамичный рост налоговой базы.

Заключение

Субсидии ПФР для софинансирования социальных программ за счет межведомственных трансфертов из федерального бюджета российским организациям являются серьезным стимулом для расширения региональных социальных программ, направленных на реальное повышение качества жизни наиболее социально незащищенных категорий пенсионеров и инвалидов. Начиная с 2000 г. Пенсионный фонд России направил 32 млрд рублей на софинансирование социальных программ субъектов РФ, связанных с поддержкой людей старшего поколения и улучшением условий их проживания [18].

Решение пенсионных проблем на уровне субъектов Российской Федерации имеет ряд преимуществ. Региональное пенсионное обеспечение более гибкое, что позволяет учитывать интересы и объективные возможности различных социальных групп, формировать пенсии граждан из разных источников: личные сбережения, бюджетные средства и корпоративные финансы частных предприятий.

За последние годы российская пенсионная система претерпела коренные изменения. Если суммарно их обобщить, то пенсионные выплаты весьма изменчивый показатель, который привязан к размеру прожиточного минимума каждой категории граждан.

Важным положительным фактором является то, что ежегодно пенсии индексируются, отражая изменения экономических и социальных условий. Одна из поддерживающих мер - социальные пенсионные доплаты, призванные поднять уровень жизни.

Нужно знать свои государственные права и пользоваться ими, особенно это касается вопросов финансовой поддержки пенсионеров. Для них предусмотрена социальная доплата к пенсии из федерального и регионального бюджета.

В целом пенсионная система России все еще недостаточно совершенна, так как не обеспечивает приемлемого уровня пенсий в условиях постоянного роста цен. При этом пенсии в России все же выше, чем во многих соседних странах.

Ссылки на источники

1. Балашев Н. Б., Конивец А. Д. Проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 5-2. - С. 9-13.

2. Долгосрочное прогнозирование развития пенсионной системы России: факторы и условия. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dolgosrochnoe-prognozirovanie-razvitiya-pensionnoy-sistemy-rossii-faktory-i-usloviya/viewer.

3. В. В. Путин назвал Россию отдельной цивилизацией. - URL: https://nauka.tass.ru/nauka/8493647.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Богатенко Е. Р., Свиридова Т. В., Балашев Н. Б. Распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ (региональный аспект) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. -№ 08 (август). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/203018.htm.

4. Конституция Российской Федерации. - URL: http://www.garant.ru.

5. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»: федер. закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 01.04.2020). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/859ed0de71 cfee45572beff129079834c603b1 a8/

6. Балашев Н. Б., Аленичев Н. В. Проблемы сбалансированности Пенсионного фонда России в современных условиях // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2018. - № 1. - С. 349.

7. Бюджеты Пенсионного фонда РФ. - URL: http://www.pfrf.ru/info/order/budzhet_pfr/

8. Федеральное казначейство. - URL: http://datamarts.roskazna.ru/razdely/rashody/mezhbudgetnye-transferty/mezhbudgetnye-transferty-subjektam-rf/?paramPeriod=2018.

9. Бюджет для граждан к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. - URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=128553#.

10. Доходы, расходы и сбережения населения. - URL: https://www.gks.ru/folder/13397?print=1.

11. Анализ численности пенсионеров в РФ. - URL: https://realnoevremya.ru/articles/110866-analiz-chislennosti-pensionerov-v-rf.

12. Основные показатели пенсионного обеспечения, численность пенсионеров и средний размер назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров. - URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31554.

13. Коэффициент пенсии по регионам России. - URL: https://pro-zakon-vsem.ru/koeffitsient-pensii-po-regionam-rossii-tablitsa/

14. Экономисты спрогнозировали соотношение пенсий и зарплат к 2050 году. - URL: https://www.rbc.ru/economics/15/11/2019/5dcd2d749a79473abc5f10f5.

15. Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов. - URL: https://nifi.ru/ru/news.

16. Пенсии в регионах России. - URL: https://rg.ru/2018/12/10/reg-skfo/raznica-v-razmere-srednej-pensii-v-regionah-rossii-dostigaet-25-raza.html.

17. Исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. - URL: https://ehd.moscow/index.php?id_src=355&id_ind=2210&id_tab=1&action=show_details_open&show=i nds&show_full=1&exist=1&source=-9993&id_root[0]=355_355&id_root[1]=355_2210.

18. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/a5f3add5deab665b344b47a8786dc902/prognoz2036.pdf.

Elizaveta Bogatenko,

Student, Tula branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Tula, Russia

bogatenko.elizaveta@yandex.ru

Tatyana Sviridova,

Student, Tula branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Tula, Russia

tatyanka.sviridova.99@mail.ru

Nikolai Balashev,

Candidate of Engineering Sciences, Senior Lecturer, Finance and Credit Chair, Tula branch of the Financial

University under the Government of the Russian Federation, Tula, Russia

balashevnb@mail.ru

Regional features of pension provision in the Russian Federation

Abstract. The situation in the development of Russian society in the 21st century is characterized by fundamental socio-economic, political and demographic changes that are reflected in many areas of society. The most significant of these are pension problems [1]. The most important element of the pension system is its regional level. A regional support system is the organization of determining and paying pensions to citizens living in a given region, as well as receiving funds for these purposes. The functioning of this system is affected by the socio-economic level of development of the country as a whole and its individual regions, the demographic structure of the population, the ratio of employed and retired people, the standard of living, the material and technical base and the organizational level of the infrastructure of the pension system. The purpose of the article is to analyze regional differences in the pension system of the Russian Federation. The study showed a close relationship between financial flows between the federal budget, the pension fund and the regions, which ensured the effective functioning of the entire pension system at the present stage of its development. Key words: pension system, budget of the Pension Fund, government pension provision, differentiation of regions. References

1. Balashev, N. B. & Konivecz, A. D. (2019). "Problemy" funkcionirovaniya Pensionnogo fonda RF", E'konomika i biznes: teoriya i praktika, № 5-2, pp. 9-13 (in Russian).

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Богатенко Е. Р., Свиридова Т. В., Балашев Н. Б. Распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ (региональный аспект) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. -№ 08 (август). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/203018.htm.

2. Dolgosrochnoe prognozirovanie razvitiya pensionnoj sistemy' Rossii: faktory' i usloviya. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dolgosrochnoe-prognozirovanie-razvitiya-pensionnoy-sistemy-rossii-faktory-i-usloviya/viewer (in Russian).

3. V. V. Putin nazval Rossiyu otdel'noj civilizaciej. Available at: https://nauka.tass.ru/nauka/8493647 (in Russian).

4. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Available at: http://www.garant.ru (in Russian).

5. "Ob obyazatel'nom pensionnom straxovanii v Rossijskoj Federacii": feder. zakon ot 15.12.2001 № 167-FZ (red. ot 01.04.2020). Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_34447/859ed0de71cfee45572beff129079834c603b1a8/ (in Russian).

6. Balashev, N. B. & Alenichev, N. V. (2018). "Problemy" sbalansirovannosti Pensionnogo fonda Rossii v sovremenny'x usloviyax", Vestnik Tul'skogo filiala Finuniversiteta, № 1, pp. 349 (in Russian).

7. Byudzhety' Pensionnogo fonda RF. Available at: http://www.pfrf.ru/info/order/budzhet_pfr/ (in Russian).

8. Federal'noe kaznachejstvo. Available at: http://datamarts.roskazna.ru/razdely/rashody/mezhbudgetnye-transferty/mezhbudgetnye-transferty-subjektam-rf/?paramPeriod=2018 (in Russian).

9. Byudzhet dlya grazhdan k Federal'nomu zakonu o federal'nom byudzhete na 2020 god i na planovy'j period 2021 i 2022 godov. Available at: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=128553# (in Russian).

10. Doxody', rasxody' i sberezheniya naseleniya. Available at: https://www.gks.ru/folder/13397?print=1 (in Russian).

11. Analiz chislennosti pensionerov v RF. Available at: https://realnoevremya.ru/articles/110866-analiz-chislennosti-pensionerov-v-rf (in Russian).

12. Osnovny'e pokazateli pensionnogo obespecheniya, chislennost' pensionerov i srednij razmer naznachenny^x pensij po vidam pensionnogo obespecheniya i kategoriyam pensionerov. Available at: https://www.fedstat.ru/indicator/31554 (in Russian).

13. Koe'fficient pensii po regionam Rossii. Available at: https://pro-zakon-vsem.ru/koeffitsient-pensii-po-re-gionam-rossii-tablitsa/ (in Russian).

14. E'konomisty' sprognozirovali sootnoshenie pensij i zarplat k 2050 godu. Available at: https://www.rbc.ru/economics/15/11/2019/5dcd2d749a79473abc5f10f5 (in Russian).

15. Nauchno-issledovatel'skij finansovy'j institut Ministerstva finansov. Available at: https://nifi.ru/ru/news.

16. Pensii v regionax Rossii. Available at: https://rg.ru/2018/12/10/reg-skfo/raznica-v-razmere-srednej-pensii-v-regionah-rossii-dostigaet-25-raza.html (in Russian).

17. Ispolnenie byudzheta Pensionnogo fonda Rossijskoj Federacii. Available at: https://ehd.moscow/in-dex.php?id_src=355&id_ind=2210&id_tab=1 &action=show_details_open&show=inds&show_full=1 &ex-ist=1 &source=-9993&id_root[0]=355_355&id_root[1]=355_2210 (in Russian).

18. Prognoz social'no-e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2036 goda. Available at: https://www.economy.gov.ru/material/file/a5f3add5deab665b344b47a8786dc902/prognoz2036.pdf (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 06.07.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 26.07.20

Принята к публикации Accepted for publication 26.07.20 Опубликована Published 29.08.20

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Богатенко Е. Р., Свиридова Т. В., Балашев Н. Б., 2020

9772304120203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.