Гематол. и трансфузиол., 2012, т. 57, № 3
проспективные исследования по сравнению эффективности различных видов лечения. Применяют лучевую терапию, монотерапию ритуксимабом, химиотерапию CHOP/R-CHOP и комбинированные схемы. Общая 5-летняя выживаемость остается низкой - 27-50%. Цель исследования - оценить эффективность применения различных видов лечебного воздействия при первичной кожной диффузной В-ККЛ.
Материалы и методы. В исследование включены 20 больных первичной кожной диффузной В-ККЛ (8 мужчин и 13 женщин) в возрасте от 35 до 91 года (средний возраст 59 лет), наблюдавшихся в Гематологическом научном центре с 2001 по 2011 гг Диагноз установлен на основании морфоиммунофенотипического исследования биоптата кожи. У всех пациентов на момент первичного обследования отсутствовали внекожные очаги поражения. У 5 больных проведена лучевая терапия (1-я группа), у 5 - химиотерапия по программе COP/CHOP с редуцированным количеством курсов и доз (2-я группа), у 3 - химиотерапия по программе R-CHOP (3-я группа), у 7 - химиотерапия по модифицированной программе NHL-BFM-90 (4-я группа).
Результаты и обсуждение. В 1-й группе (п = 5) - у 1
больного эффекта не получено, у 4 больных достигнуты ремиссии продолжительностью от 1 до 6 мес. Во 2-й группе (п = 5) - у 1 больного получена ремиссия длительностью 72 мес, у 4 больных отмечена прогрессия заболевания. В 3-й группе у 1 больного отмечена прогрессия заболевания после 3 курса химиотерапии, у 2 - сохраняются ремиссии при сроке наблюдения 13 и 33 мес. В 4-й группе у всех пациентов достигнуты стойкие ремиссии при сроке наблюдения от 1 до 48 мес (медиана наблюдения 30 мес).
Заключение. Лучевая терапия неэффективна при первичной кожной диффузной В-ККЛ. Интенсификация химиотерапии приводит к увеличению числа ремиссий и безрецидивной выживаемости. Больным первичной кожной диффузной В-ККЛ и благоприятным соматическим статусом целесообразно проводить терапию по протоколу mNHL-BFM-90. Для подтверждения полученных результатов необходимо продолжить исследование с включением большего числа больных.
Распределение антигенов D и Kell у некоторых народов Российской Федерации
Р.С. Каландаров, С.И. Донсков, Э.Г. Гемджян, И.В. Дубинкин ФГБУ Гематологический научный центр Минздравсоцразвития России, Москва
Введение. Совместно с региональными станциями переливания крови (СПК) проводили геногеографические исследования в ряде субъектов Российской Федерации (Москва, Смоленская, Нижегородская, Ярославская, Свердловская, Иркутская и Кемеровская области, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Хакасия, Ханты-Мансийский АО, Забайкальский край). Объем выборки более 200 000 человек. Исследовали распределение антигенов D и K (Kell) среди ряда народов, живущих в этих регионах. Полученные данные обрабатывали с помощью частотного анализа (с использованием точного критерия Фишера).
Материалы и методы. Было установлено относительно равномерное распределение антигена D среди русского населения по исследованным регионам: Свердловская область -83,6%, Ярославская область - 83,9%, Кемеровская область -84,3%, Нижегородская область - 84,4% Ханты-Мансийский АО - 84,5%, Смоленская область - 84,9%, Москва - 85,9%, Республика Хакасия - 86,7%, Кабардино-Балкария - 86,8%, Иркутская область - 87,3%, Забайкальский край - 87,7%. Средняя частота составляет 85,5% (83,6-87,7%); статистически значимого различия частоты резус-фактора между регионами не выявлено. При этом частота D-отрицательных лиц среди русского населения по всем регионам составляет от 12,3 до 16,4%.
Результаты и обсуждение. По сравнению с русскими частота антигена D у народов Сибири статистически значимо выше (р = 0,05). Среди бурят D-положительные лица составляют 99,3%, среди ханты - 99,3%, среди якутов - 99,5%. Соот-ветственно( генетическое расстояние по данному показателю
между русскими и представителями этих народов составляет: русские - буряты (13,3%), русские - ханты (13,3%), русские -якуты (13,6%). Таким образом, для пациентов данных национальностей риск сенсибилизации резус-фактором неодинаков. Частота антигена K среди русского населения колеблется от 4% (в Иркутской области) до 9,4% (в Кабардино-Балкарии). Данные по другим регионам следующие: Москва - 8,1%, Смоленская область - 8,9%, Нижегородская область - 7,6%, Ярославская область - 7,8%, Свердловская область - 6%, Ханты-Мансийский АО - 6,2%, Кемеровская область - 6,9%, Хакасия - 5,3% и Забайкальский край - 5%. У народов Сибири антиген K по сравнению с русскими встречается значительно реже (р = 0,04): среди бурят - 0,2%, среди ханты - 0,3% (генетическое расстояние равно 7,9 и 7,8% соответственно). Среди якутов K-положительные лица не обнаружены. Очевидно, что переливание K-положительной крови представителям этих народов подвергает их риску аллоиммунизации. Следовательно, действующий запрет на выдачу в клинических целях К-положительной крови или эритроцитов является действенным мероприятием по предупреждению аллоиммунизации реципиентов. Различия в распределении антигенов D и K у русских и коренных народов Сибири, по-видимому, обусловлены различиями происхождения этносов данных наций.
Заключение. Современная тактика гемотрансфузионной терапии с учетом идентичности по 10 трансфузионно опасным антигенам эритроцитов (A, B, D, C, c, Cw, E, e, K, k) позволит нивелировать антигенные различия донора и реципиента, связанные с их национальной принадлежностью.
Отечественные препараты крови и проблемы соответствия международным требованиям
А.В. Карякин
ФГБУ Гематологический научный центр Минздравсоцразвития России, Москва
В Российской Федерации препараты крови выпускают в основном государственные предприятия, такие как ФГУП НПО "Микроген" и станции переливания крови. Номенклатуру составляют препараты альбумина и иммуноглобулинов для внутримышечного, подкожного и внутривенного применения. На протяжении последних 20 лет требования к качеству препаратов крови в РФ постоянно совершенствовались и сейчас они соответствуют требованиям Европейской фармакопеи 5-го издания (ЕФ5). В тоже время к 2005 г. не удалось ввести ряд требований к лекарственным формам альбумина. До сих пор в РФ используют заниженные тест-дозы при определении пирогенности для 20% альбумина (3 мл/кг веса животного вместо 5 мл/кг веса животного). В переработанной недавно ЕФ7 нормы для 10% раствора альбумина не установлены, так как в странах Европы эта дозировка не
производится. Вторым показателем, введенным в ЕФ для контроля альбумина еще 20 лет назад, но отсутствующим в перечне методов анализа отечественных препаратов, является определение алюминия. Сложность выполнения этого показателя связана с необходимостью использования дорогостоящего, высокочувствительного оборудования для атомно-абсорбционной спектрометрии. Выполненный нами анализ содержания алюминия в коммерческих сериях альбумина показал, что все проверенные образцы имеют повышенное содержание алюминия, до 1,5-20 раз превышающее предельно допустимый европейский уровень.
С 2010 г в качестве альтернативного метода выявления пи-рогенности введен тест на бактериальные эндотоксины с нормами для препаратов альбумина с концентраций белка от 3,5 до 25% и иммуноглобулинов для внутривенного и внутримышеч-
112