УДК 34.342
Юридические науки
Киселев Алексей Александрович,
адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Академия Управления МВД России Россия, г. Москва
РАСПАД СССР. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 90-Х ГОДОВ
Аннотация: Статья посвящена становлению системе органов внутренних дел после распада СССР. Первое десятилетие после развала социалистического государства были сложными для органов внутренних дел: отсутствовало законодательство, финансирование, правовой нигилизм граждан. Все это стало причиной того, что в первые годы существования современного российского государства органы внутренних дел не имели власти, уважения в обществе, соответственно они не могли должным образом реализовывать свои функции.
Ключевые слова: органы внутренних дел, СССР, становление, кризис власти, эволюция системы органов внутренних дел.
Annotation: The article is devoted to the formation of the system of internal affairs bodies after the collapse of the USSR. The first decade after the collapse of the socialist state was difficult for the internal affairs agencies: there was no legislation, no funding, no legal nihilism of citizens. All this became the reason that in the early years of the modern Russian state the internal affairs bodies did not have power, respect in society, accordingly they could not properly realize their functions.
Key words: Internal affairs bodies, USSR, formation, crisis of power, evolution of the system of internal affairs bodies.
Распад в 1991 году СССР - стал крупнейшим геополитическим событием конца XX века, и серьёзным испытанием для возникшего современного российского государства.
В результате крушения СССР, образования новых государств, в том числе и Российской Федерации (с 1993 года, до этого был РСФСР) возникло множество «побочных эффектов», которые в большинстве случаев не носили положительный характер [3].
Для нашей страны 90-ее годы XX века охарактеризовалось крушением экономики, криминализацией общества, крушением существующих ранее норм морали и догм. В этот период наблюдался резкий скачек преступности, которая проникла во все сферы жизни общества, а правоохранительная система в этот период практически перестала существовать [4, с. 164].
Для исследования положения органов внутренних дел (далее - ОВД) в первые годы существования российского государства, необходимо немного обратиться назад и представить особенности правовой основы организации и деятельности российской милиции, сложившейся к концу 1980-х гг., которые заключались в следующем [2, с. 14]:
1. Закон как нормативный правовой акт высшей юридической силы занимал в ее структуре незначительное место.
2. Правовая основа организации и деятельности милиции была идеологизирована. Милиция руководствовалась не только законодательными и иными нормативными актами, часто изданными в развитие директив КПСС, но и самими постановлениями ЦК КПСС. Это приводило к недочетам в юридической технике: излишним объемам нормативного материала, его неструктурированности.
3. Правовая основа организации и деятельности милиции была несогласованной.
4. Многие острые вопросы взаимоотношений милиции и граждан оставались вне сферы юридического опосредования.
5. Низкая роль нормативных правовых актов, принятых на уровне республик, и, в частности, в РСФСР. Все основные вопросы организации и деятельности милиции России определялись на уровне высших органов государственной власти СССР. Таким образом, с точки зрения и содержания и формы правовая основа деятельности милиции во многом несла на себе печать тоталитарного режима.
В условиях демократизации, гласности, идейного и политического плюрализма большое значение в деле охраны общественного порядка придавалось деполитизации органов внутренних дел, понимаемой вто время, прежде всего, как выведение органов внутренних дел из-под влияния КПСС. Произошло это уже на исходе перестройки, согласно приказу от 4 сентября 1991 г. «О департизации органов внутренних дел и внутренних войск МВД СССР» [5, с. 1137].
Практические обязанности органам внутренних дел, особенно милиции, приходилось выполнять в сложных условиях. В стране было признано разнообразие (плюрализм) мнений и, соответственно, было разрешено его выражать, что повлекло за собой уличные демонстрации, митинги, даже беспорядки. Милиция находилась в эпицентре всего это и являлась в глазах населения, требующего демократических перемен, защитницей существующего политического режима. К тому же поддержание общественного порядка при проведении массовых общественно-политических мероприятий, мирное сопровождение демонстраций, с которыми советская милиция столкнулась впервые, требовали особых, новых навыков у сотрудников, для их формирования нужно было время. Привычка к силовому решению проблем сохранялась и у властей. Так, в ходе волнений в Тбилиси в 1988 г. местные власти не сумели решить проблему несанкционированных митингов политическими средствами и вызвали подразделения внутренних войск, Советской армии, ОМОН. Многотысячный митинг перед Домом правительства 7 апреля было решено подавить силовым способом. В результате операции по разгону митинга с применением спецсредств были погибшие и раненые [1].
Силовое решение проблем отразилось и в приказе министра внутренних дел и министра обороны от 29 декабря 1990 г. «Об организации совместного патрулирования сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих Советской армии и Военно-морского флота» [3].
В целом, во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. органы внутренних дел столкнулись с многочисленными проблемами, обусловленными, с одной стороны, острой необходимостью совершенствовать структуру, правовую основу, методы деятельности и оснащенность в связи с изменившимися социально-политическими условиями и ростом преступности, а с другой - оттоком профессионалов из органов внутренних дел, связанным с ухудшением финансово-экономического положения в стране.
Глубокие социально-политические перемены в обществе, которые можно связать с переходом от тоталитарной к демократической организации власти, от неправового к правовому государству, требовали коренного изменения целей и функций системы органов внутренних дел, их места в государственном механизме, а, следовательно, и организационно-правовой модели [2, с. 15]. Органы внутренних дел должны были стать органами не карательными, выполняющими указания политической силы, находящейся у власти, а защищающими население, охраняющими закон.
Особое место в реформировании занимал процесс преобразования органов милиции. Милиция в ее прежней организационно-правовой модели была не готова ответить на криминогенный вызов. Кроме того, она была не способна организовать свою работу в рамках правовых ограничений, прежде всего, касающихся соблюдения прав человека и гражданина, что Россия, вставшая на путь построения правового государства, была обязана обеспечить. Становилось очевидным, что проблему не решить улучшением технической оснащенности, увеличением штатной численности и подобными мерами, хотя они сами по себе очень важны.
Организационно-правовое строительство российской милиции началось в сложных условиях. Во-первых, рост числа регистрируемых преступных
проявлений, негативные изменения в структуре преступности, появление новых ее видов. Во-вторых, неудовлетворительное состояние материально-технического обеспечения органов внутренних дел, отсутствие средств для решения даже первоочередных задач, продолжающийся отток квалифицированных кадров в коммерческие структуры. В-третьих, отсутствие полноценной правовой базы деятельности милиции, отражающей новые реалии российской государственности, начавшийся переход к рыночным отношениям. В результате, начиная с 1991 г. была проделана большая работа по изменению правовых основ деятельности милиции, фундаментом которых стал принятый 18 апреля 1991 г. Закон о милиции, который стал нормативным документом, вступившим в силу до распада Советского Союза и действовавшим вплоть до его отмены в 2011 г. с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». Впервые в истории России комплексное урегулирование правового статуса, организационной структуры органа охраны общественного порядка, определение тем самым его места и роли в обществе и государстве было осуществлено на законодательном уровне [2, а 17].
Закон о милиции закрепил в качестве основополагающих начал общечеловеческие ценности, определил принципы деятельности милиции, ее задачи.
Закон о милиции сделал значительный шаг в сторону сужения функций милиции. Предполагалось, что это будет способствовать освобождению отдельного индивида и общества в целом от всеобщего милицейского надзора, опеки и вмешательства в их жизнь, этих характерных черт деятельности милиции в государстве тоталитарного режима. Данный Закон, в частности, снял с милиции прежнюю задачу борьбы с антиобщественными действиями и антиобщественными явлениями [5, а 1136].
Далее, основываясь на принципе сочетания интересов как государства, так и местного самоуправления, Закон о милиции в определенной степени ослабил тот жесткий уровень централизации, которым характеризовалась организация советской милиции. В составе органов внутренних дел была
учреждена криминальная милиция с подчинением по вертикали и милиция общественной безопасности, подчиненная также и по горизонтали органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местной администрации. Подобный подход отражал желание учесть в деятельности милиции государственные и местные интересы.
Деление милиции на криминальную и общественной безопасности было проведено на основе следующих критериев [2, с. 16]:
1) характера решаемых задач;
2) объема полномочий;
3) подчиненности и подконтрольности;
4) порядка назначения на должность и освобождения от должности руководителей;
5) источников финансирования и содержания.
Криминальная милиция и милиция общественной безопасности не были автономными структурами в системе органов внутренних дел. Они, решая общие задачи на основе использования единых полномочий, подчинялись общему руководству — начальнику соответствующего органа внутренних дел, имели общий статус сотрудников органов внутренних дел, являлись двумя частями единого милицейского аппарата. Закон о милиции определил в качестве задач обоих видов милиции оказание друг другу содействия в исполнении предусмотренных обязанностей и возложил на них совместную солидарную ответственность за конечные результаты деятельности милиции в целом.
Организационно-правовой статус милиции определили два принципа подчиненности [5, с. 1137]:
1. Принцип подчиненности милиции Министерству внутренних дел Российской Федерации, определивший милицию как составную часть органов внутренних дел Российской Федерации, полностью подконтрольную и подотчетную их руководителям.
2. Принцип подчиненности милиции исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определивший милицию как звено территориальной структуры исполнительной власти.
Однако необходимо подчеркнуть, что руководство милицией со стороны исполнительной власти носило ограниченный характер. Закон о милиции говорил о подчиненности ей лишь милиции общественной безопасности, и это подчинение было весьма ограниченным.
Закон о милиции создал фундамент для последующего интенсивного правового регулирования ее деятельности. В последующие годы было принято более ста законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, которые сформировали основы новой системы милицейского (полицейского) законодательства России. Последнее развивалось по следующим направлениям: замена союзного милицейского законодательства российским; обеспечение приоритета закона в решении вопросов организации и деятельности милиции; приближение милицейского (полицейского) законодательства к международным правовым стандартам.
Таким образом, в течение всех 90-х годов XX в. правовое регулирование деятельности милиции остро нуждалось в совершенствовании. Существовала огромная потребность в теоретической разработке и практическом разрешении ряда проблем. Прежде всего это выявление и определение социального назначения милиции, ее сущности, функций, соответствующих ожиданиям общества. В условиях сложной криминогенной обстановки появления новых угроз общественной безопасности перед органами внутренних дел стояла задача повышения эффективности деятельности, которая могла быть решена только при условии выработки адекватной запросам современности организационно-правовой модели. Таким образом, сохранялась необходимость дальнейшего систематического совершенствования деятельности милиции и комплексной модернизации системы органов внутренних дел в целом.
Библиографический список:
1. Народные волнения в СССР. 1985-1989 [Электронный ресурс]. URL: https://afanarizm.livejournal.com/194601.html (дата обращения: 10.11.2019).
2. Панфилец, А. В. Становление системы органов внутренних дел Российской Федерации (1990-2000 гг.) (к 300-летию российской полиции) / А. В. Панфилец, А. Б. Фёдоров // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2018. - № 3 (79). - С. 13-19.
3. Приказ Язова и Пуго: на случай «массовых выступлений граждан» [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/265697 (дата обращения: 10.11.2019).
4. Суворов, Д. В. Распад СССР: юридические аспекты / Д. В. Суворов // В сборнике: Проблемы становления гражданского общества. - 2018. - С. 163169.
5. Федоров, А. Б. К вопросу о становлении системы органов внутренних дел Российской Федерации / А. Б. Фёдоров // В сборнике: Российская полиция: три века служения Отечеству материалы юбилейной международной научной конференции, посвященной 300-летию российской полиции. - 2018. - С. 1135-1139.