ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ АКЦИОНЕРНЫМИ ОБЩЕСТВАМИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И.О. СМИРНОВ,
аспирант Московского института экономики, политики и права Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются вопросы правового регулирования раскрытия информации по действующему законодательству, предлагаются варианты совершенствования существующих норм, в том числе, в условиях совершенствования гражданского законодательства в части регулирования статуса акционерных обществ.
Ключевые слова: раскрытие информации, публичные акционерные общества, дополнительный выпуск акций, открытая подписка.
INFORMATION DISCLOSURE BY JOINT-STOCK COMPANIES IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE CIVIL LEGISLATION
I.O. SMIRNOV,
post-graduate student of the Moscow institute of economy, a policy and the right
Annotation. The article examines the legal regulation of information disclosure under existing legislation, the author proposed options for improving existing standards, including terms of civil legislation modernization of the regulatory status of joint stock companies.
Keywords: disclosure, a public joint stock companies, an additional issue of shares, public offering.
Вопросы правового регулирования раскрытия информации акционерными обществами постоянно находятся в центре внимания субъектов корпоративных правоотношений. Не прекращается совершенствование норм, обязывающих акционерные общества осуществлять раскрытие информации. Так, со 2 марта 2012 г. вступило в силу, за исключением отдельных норм, «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденное Приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. № 11-46/пз-н (далее — Положение о раскрытии информации). Несмотря на существующие недостатки правового регулирования раскрытия информации, следует отметить существенное положительное значение этого института законодательства. А.С. Маткова отмечает, что раскрытие информации «решает задачи повышения инвестиционной привлекательности юридического лица, защиты прав инвесторов от недобросовестного использования инсайдерской информации, выявления недочетов в деятельности, совершенствования системы корпоративного управления, повышения эффективности контроля государственных органов за деятельностью юридических лиц и др.»1.
В этом контексте удивляет позиция некоторых юристов, которые воспринимают требования о раскрытии информации в качестве не оправданного обременения для акционерных обществ, о чем свидетельствуют исследования, целью которых является поиск возможных легальных путей освобождения от раскрытия информации2. При этом, признавая необходимость наличия требований к раскрытию информации, большинством авторов не выдвигается предложений по совершенствованию существующего регулирования. Следует отметить, что хотя требования законодательства о раскрытии информации акционерными обществами, и не лишены недостатков, однако их следует рассматривать как необходимое дополнение статуса публичных акционерных обществ, в силу правового статуса этого вида хозяйственных обществ.
Интерес к теме правового регулирования раскрытия информации усиливается и за счет предлагаемых
1 Маткова А. С. О раскрытии информации акционерными обществами // «Законы России: опыт, анализ, практика». 2007. № 7.
2 ВавулинД.А., Федотов В.Н. О порядке прекращения обязанности по раскрытию и предоставлению информации акционерными обществами в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах // «Право и экономика». 2011. № 3.
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
изменений в регулировании статуса акционерных обществ по отечественному гражданскому законодательству3. Перемены в регулировании правового статуса акционерных обществ неизбежно поставят вопросы по изменению существующего регулирования обязанности акционерных обществ осуществлять раскрытие информации, приведению их в соответствие с новыми нормами Гражданского кодекса, а в том, что такие изменения произойдут в ближайшее время остается все меньше сомнений4. При привидении нормативных актов в соответствие с новыми нормами ГК РФ необходимо принимать во внимание, в том числе недостатки в существующем правовом регулировании.
Сейчас законодательство предусматривает два основных случая, при которых акционерные общества обязаны осуществлять раскрытие информации.
Во-первых, открытые акционерные общества обязаны осуществлять раскрытие информации в силу своего типа. Такая безусловная обязанность для открытых акционерных обществ предусмотрена ст. 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах). Нормами Положения о раскрытии информации предусмотрен исчерпывающий перечь информации, которую обязано раскрывать открытое акционерное общество в любом случае. К такой информации относятся годовой отчет акционерного общества; годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества; устав и внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов; сведения об аффилированных лицах акционерного общества; решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг акционерного общества, а также дополнительные сведения, предусмотренные гл. VIII Положения о раскрытии информации. Кроме того, п. 1.11 Положения о раскрытии информации предусмотрена дополнительная обязанность для акционерных обществ, обязанных осуществлять раскрытие информации, по опубликованию на странице общества в сети Интернет банковских реквизитов расчетного счета (счетов) общества для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в данном пункте, и размер (порядок определения размера) таких расходов.
Во-вторых, в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг) для акционерных обществ возникает обязанность по рас-
крытию информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента; сообщений о существенных фактах. Такая обязанность распространяется на акционерные общества в случае государственной регистрации проспекта ценных бумаг; на акционерные общества, созданные при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого общества, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций общества более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц; а также на общества, биржевые облигации которых допущены к торгам на фондовой бирже.
Кроме указанных случаев, обязанность по раскрытию информации возникает для акционерных обществ при размещении дополнительных акций по открытой подписке. Такая обязанность предусмотрена п. 2 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг, согласно которому в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием или предоставлением информации5. Состав, сроки и порядок раскрытия такой информации также определяется Положением о раскрытии информации. Начиная с первого этапа процедуры эмиссии — принятия решения о размещении ценных бумаг, государственная регистрация выпуска которых сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, для акционерных обществ возникает обязанность по раскрытию информации.
Поскольку увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций по открытой подписке всегда сопровождается государственной регистрацией проспекта ценных бумаг, то на акционерные общества, выбравшие такой способ увеличения уставного капитала, в любом случае будут распростра-
3 Проект представленный Президенту РФ 31 января 2012 г. Опубликован на сайте ВАС РФ 7 февраля 2012 г. URL://-http://www.arbitr.ru/press-centr/news/44088.html.
4 2 апреля 2012 г. в Госдуму внесен законопроект о внесении изменений в Гражданский кодекс и отдельные законодательные акты. URL://http://www.kremlin.ru/acts/14894.
5 Пункт 26 ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
няться требования о раскрытии информации после государственной регистрации проспекта ценных бумаг. В целом такое правовое регулирование вполне соотносится с предложенными изменениями в статусе акционерных обществ, заключающимися в переходе на выделение публичных акционерных обществ и обществ, таковыми не являющихся. Однако, распространение обязанности по раскрытию информации в формах, предусмотренных ст. 30 действующего Закона о рынке ценных бумаг и Положения о раскрытии информации не целесообразно на акционерные общества, акции которых не обращаются публично, т.е. на организованных торгах или путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы6.
При этом существование норм, предусматривающих возможность освобождения акционерных обществ от раскрытия информации в соответствии со ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг, говорит о признании самим законодателем неэффективности существующего правового регулирования. Из положения ст. 30.1 Закона о рынке ценных бумаг следует, что обязательным в любом случае раскрытие информации в указанных формах признается законодателем для акционерных обществ, осуществивших государственную регистрацию проспекта ценных бумаг, в случае, если у акционерного общества имеются иные эмиссионные ценные бумаги, за исключением акций, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта таких ценных бумаг, и/или акции такого общества включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже и/или ином организаторе торговли на рынке ценных бумаг, и/или число акционеров общества превышает 500. Если акционерное общество не соответствует указанным условиям, но была осуществлена государственная регистрация проспекта ценных бумаг такого общества, то оно в силу ст. 30.1 Закона о рынке ценных бумаг может быть освобождено от раскрытия информации в формах ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента; сообщений о существенных фактах. Следовательно, правовое регулирование обязанности по раскрытию информации не вполне соответствует целям, которые преследует эта установленная законодателем обязанность, а зачастую раскрытие информации в указанных формах может повлечь негативные последствия для
общества и его акционеров, поскольку доступность информации для неограниченного круга лиц может способствовать неправомерным действиям заинтересованных лиц, упростить незаконный захват общества или его недружественное поглощение.
В связи с изложенным, а также учитывая необходимость приведения действующих норм Закона об акционерных обществах, Закона о рынке ценных бумаг и Положения о раскрытии информации в соответствие с новыми положениями ГК РФ, необходимо закрепление универсальной нормы, обязывающей все публичные акционерные общества осуществлять раскрытие минимального обязательного объема информации в соответствии с требованиями законодательства (обязательное раскрытие информации), аналогичную действующим нормам об обязательном раскрытии информации открытыми акционерными обществами. При этом необходимо изменить подход к раскрытию информации, предусмотренный ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг. В связи с выделением публичных акционерных обществ, получение статуса которых должно ставиться в зависимость от государственной регистрации проспекта ценных бумаг, необходимо изменить основание для возникновения у таких обществ обязанности по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента; сообщений о существенных фактах. Такая обязанность должна возникать только у публичных акционерных обществ, которые осуществили публичное размещение своих ценных бумаг на организованных торгах, или ценные бумаги которых допущены к торгам у организатора торгов.
Учитывая такой подход, теряют актуальность нормы законодательства, предусматривающие возможность освобождения акционерных обществ по решению уполномоченного органа от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг. В связи с изложенным, исключение из действующего законодательства норм опосредующих искусственное деление акционерных обществ на открытые и закрытые, и переход на выделение публичных акционерных обществ ставит необходимость внесения следующих изменений в нор-
6 Статья 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
мы действующего законодательства, регулирующие раскрытие информации на рынке ценных бумаг.
Во-первых, ст. 92 в действующем Законе об акционерных обществах должна быть изложена в следующей редакции: «Публичные акционерные общества обязаны осуществлять раскрытие информации в порядке и сроки, установленные законодательством о рынке ценных бумаг и нормативными актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг».
При этом ту информацию, которую открытые акционерные общества обязаны раскрывать в соответствии со ст. 92 действующей редакции Закона об акционерных обществах, следует включить в ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг, что, в свою очередь, позволит избавиться от перегруженности различных нормативных актов (в данном случае речь идет о Законе об акционерных обществах, Законе о рынке ценных бумаг и Положении о раскрытии информации) нормами, регулирующими сходные отношения по раскрытию информации акционерными обществами. В случае принятия Закона об акционерных обществах в новой редакции в него должна быть включена статья, аналогичная ст. 92 в вышеуказанной редакции.
Во-вторых, должны быть изменены нормы Закона о рынке ценных бумаг. Абзац 1 ч. 4 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг должен быть изложен в новой редакции: «Акционерное общество с момента приобретения статуса публичного обязано осуществлять обязательное раскрытие информации, в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Публичные акционерные общества, ценные бумаги которых были размещены или обращаются на организованных торгах обязаны осуществлять раскрытие информации в форме:..», далее должен следовать перечень форм раскрытия информации, существующий в действующей редакции указанной статьи. При этом нормы Закона о рынке ценных бумаг не должны содержать исчерпывающий перечень информации, подлежащей раскрытию публичным акционерным обществом, для чего необходимо закончить перечень информации, подлежащей раскрытию, ссылкой на нормативные акты федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, что позволит в случае необходимости оперативно дополнять такой перечень в зависимости от потребностей рынка.
В-третьих, следует признать утратившими силу ст. 92.1 Закона об акционерных обществах, а также ст. 30.1 Закона о рынке ценных бумаг. Аналогичным образом должны быть изменены нормы Положения о раскрытии информации.
Целью указанных изменений будет являться создание единой системы требований к раскрытию информации публичными акционерными обществами, а также обществами, ценные бумаги которых были размещены или обращаются на организованных торгах, и для которых, в силу особенностей их правового статуса, раскрытие информации в формах ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента; сообщений о существенных фактах, является обязательным. Такие требования направлены, во-первых, на предупреждение правонарушений, связанных с использованием инсайдерской информации7, во-вторых, на осуществление эффективного контроля за деятельностью публичных акционерных обществ, в-третьих, способствуют прозрачности корпоративных процедур акционерных обществ, акции которых публично обращаются на рынке ценных бумаг, что должно повысить доверие инвесторов к рынку в целом.
В любом случае, даже если изменения правового регулирования статуса акционерных обществ по отечественному гражданскому законодательству, предлагаемые Проектом Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации»8, не будут восприняты законодателем, необходимо совершенствование норм действующего законодательства, регулирующих вопросы возникновения и прекращения обязанности по раскрытию информации. На сегодняшний день, с момента государственной регистрации проспекта ценных бумаг для акционерных обществ, вне зависимости от типа общества, возникает обязанность по раскрытию информации в формах ежеквартального отчета эмитента эмиссион-
7 Понятие инсайдерской информации см. в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4193.
8 Проект представленный Президенту РФ 31 января 2012 г. Опубликован на сайте ВАС РФ 7 февраля 2012 г. URL://-http://www.arbitr.ru/press-centr/news/44088.html.
-■îi.^'fc--
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
ных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента; сообщений о существенных фактах. Следует отметить, что необходимость государственной регистрации проспекта ценных бумаг обусловлена публичным обращением ценных бумаг, однако размещение ценных бумаг по открытой подписке или по закрытой среди круга лиц, превышающего 500 не всегда означает, что такие ценные бумаги будут публично обращаться на рынке. Законодателем подтверждается такая позиция в п. 2.1.3 «Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг», утвержденных Приказом ФСФР России от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н, которым прямо предусмотрены случаи, при которых государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должна сопровождаться регистрацией проспекта, а также содержится указание на иные случаи, при которых государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг — по усмотрению их эмитента, если эмитент предполагает публичное обращение ценных бумаг.
В связи с изложенным, необходимо ограничиться наличием обязанности по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сводной
бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента; сообщений о существенных фактах только для эмитентов, государственная регистрация выпуска акций которых сопровождалась регистрацией проспекта, и ценные бумаги которых публично обращаются. Для этих целей, может быть использовано определение публичного обращения ценных бумаг, содержащееся в ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг. Однако, возникает вопрос о возможности своевременного контроля за возникновением и прекращением соответствующей обязанности. Такой вопрос может быть решен путем установления требования об обязательном сообщении в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг организаторами торговли сведений о ценных бумагах, допущенных к торгам. Для акционерных обществ в данном случае обязанность по раскрытию информации должна исчисляться с месяца, следующего за тем, в котором было принято решение о допуске ценных бумаг к участию в организованных торгах. Очевидно, что для эмитентов, решением о выпуске (дополнительном выпуске) которых предусмотрено публичное размещение ценных бумаг на организованных торгах такая обязанность будет возникать одновременно с приобретением статуса публичного акционерного общества, т.е. после государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ АКЦЕПТА В ДОГОВОРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОВАРОВ
Т. С. УГРИН,
кандидат юридических наук, доцент Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются некоторые особенности регулирования акцепта в договоре международной купли-продажи товаров.
Ключевые слова: акцепт, оферта, международная купля-продажа, договор.
FEATURES OF REGULATION OF THE ACCEPTANCE IN THE CONTRACT OF THE INTERNATIONAL PURCHASE AND SALE OF THE GOODS
T.S. UGRIN, candidate of jurisprudence, dotsent
Annotation. In article some features of regulation of the acceptance in the contract of the international purchase and sale of the goods are considered.
Keywords: acceptance, offer, international purchase and sale, contract.