Научная статья на тему 'Техника реализации принципа гласности при регулировании эмиссии и размещения акций'

Техника реализации принципа гласности при регулировании эмиссии и размещения акций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ПРАВА / ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ЭМИССИОННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ / АКЦИЯ / ЭМИССИЯ / ИНФОРМАЦИЯ О ВЫПУСКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ / ПУБЛИЧНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ / PRINCIPLES OF LAW / THE PRINCIPLE OF TRANSPARENCY / CORPORATION / SECURITIES / EQUITY SECURITIES / STOCK / ISSUANCE / INFORMATION ON THE ISSUE OF SECURITIES / THE PUBLICITY OF THE COMPANY / THE STATE REGISTRATION OF THE SECURITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дементьева Татьяна Владимировна

Принцип гласности является одним из важнейших специальных принципов правового регулирования эмиссии ценных бумаг, реализация которого необходима для осуществления правомочий и защиты интересов их владельцев. Данная статья посвящена вопросам реализации данного принципа посредством принятия специализированных нормативно-правовых актов. Автором последовательно анализируются действующее законодательство и основные тенденции его развития в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дементьева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF PUBLICITY IN REGULATION OF ISSUE AND PLACEMENT OF SHARES

The principle of transparency is one of the most important principles of special legal regulation of the securities market, which is necessary for the implementation of the powers and the protection of the interests of their owners. This paper focuses on the implementation of this principle by adopting special regulations. The author of the article examines the current legislation and the main development trends in this area.

Текст научной работы на тему «Техника реализации принципа гласности при регулировании эмиссии и размещения акций»

© Дементьева Т.В., 2013

УДК 347.72.034 ББК 67.404.021

ТЕХНИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ГЛАСНОСТИ ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭМИССИИ И РАЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЙ

Т.В. Дементьева

Принцип гласности является одним из важнейших специальных принципов правового регулирования эмиссии ценных бумаг, реализация которого необходима для осуществления правомочий и защиты интересов их владельцев. Данная статья посвящена вопросам реализации данного принципа посредством принятия специализированных нормативно-правовых актов. Автором последовательно анализируются действующее законодательство и основные тенденции его развития в данной сфере.

Ключевые слова: принципы права, принцип гласности, акционерное общество, ценные бумаги, эмиссионные ценные бумаги, акция, эмиссия, информация о выпуске ценных бумаг, публичность деятельности акционерного общества, государственная регистрация ценных бумаг.

Совершенствование российского законодательства в сфере регулирования отношений, связанных с осуществлением процедуры эмиссии ценных бумаг, а также раскрытием информации об акционерных обществах, в данном контексте является одним из первоочередных мероприятий по реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года [7].

Принципы правового регулирования деятельности по эмиссии и размещению ценных бумаг как руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе, в этой связи являются важнейшим инструментом, призванным упорядочить общественные отношения в рассматриваемой сфере. Следует отметить, что правовые принципы эмиссии ценных бумаг законодательно не определены. Между тем согласно положениям науки предпринимательского права систему принципов правового регулирования эмиссии и размещения акций составляют общеправовые и специальные осново-

полагающие начала, лежащие в основе деятельности эмитента и профессиональных участников рынка ценных бумаг [6].

Одним из важнейших специальных принципов гражданско-правового регулирования эмиссии и размещения акций является принцип гласности (доступности и прозрачности информации, необходимой для реализации правомочий и защиты интересов владельцев акций и иных эмиссионных ценных бумаг). Данный принцип также охватывает продвижение эмиссионных ценных бумаг при помощи средств массовой информации и рекламных кампаний с целью привлечения новых инвесторов и формирования благоприятного общественного мнения по поводу новой ценной бумаги.

Отечественный рынок не отличается прозрачностью информации об эмитентах. Лишь ограниченное количество российских эмитентов предоставляет полную информацию

о себе и отвечает международным стандартам доступности и прозрачности информации. Особенностью российского рынка ценных бумаг является также недоверие населения как к государству, так и к частным эмитентам. Принцип гласности предполагает обеспечение системы, гарантирующей доступность и прозрачность информации о новой ценной бумаге и сделкам с ней [1].

Для достижения этой цели российское корпоративное законодательство содержит многочисленные требования по публичному раскрытию информации об акционерных обществах и важных событиях, происходящих в их жизни.

Статья 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» [4] закрепляет обязанность открытого акционерного общества раскрывать необходимую информацию посредством предоставления годового отчета общества, годовой бухгалтерской отчетности, проспекта эмиссии акций общества, сообщения о проведении общего собрания акционеров и иных сведений, определяемых федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Требования о раскрытии обязательной информации содержатся и в ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» [3].

Нарушение указанных предписаний законодательства о своевременном и полном раскрытии информации, а также предоставление недостоверной и (или) вводящей в заблуждение информации могут привести к существенным административным санкциям. Штраф в отношении акционерного общества может составить от 700 тыс. до 1 млн рублей. На должностных лиц акционерного общества может быть наложен штраф в размере от 30 до 50 тыс. рублей.

1 декабря 2011 г. Минюстом РФ был зарегистрирован Приказ ФСФР России от 4 октября 2011 г. № 11 -46/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» [5]. Документ вступил в законную силу.

Нововведением Положения о раскрытии информации является обязательное раскрытие акционерными обществами решения о выпуске ценных бумаг. В соответствии с п. 8.6.1 акционерные общества обязаны раскрывать информацию о содержании каждого зарегистрированного решения о выпуске ценных бумаг, которые не являются погашенными, а находятся в процессе размещения или в обращении.

Решение о выпуске ценных бумаг раскрывается путем опубликования текста решения на странице в сети Интернет в срок не более двух дней с момента опубликова-

ния информации о государственной регистрации выпуска на странице регистрирующего органа в сети Интернет или получения акционерным обществом письменного уведомления регистрирующего органа. При опубликовании текста решения о выпуске ценных бумаг на странице в сети Интернет должны быть указаны государственный регистрационный номер выпуска, дата его государственной регистрации и наименование регистрирующего органа.

Новеллой является и дополнительная форма раскрытия информации - раскрытие сводной бухгалтерской отчетности эмитента ценных бумаг. В соответствии с п. 7.2 нового Положения раскрытие сводной бухгалтерской отчетности касается эмитентов, в отношении ценных бумаг которых был зарегистрирован проспект ценных бумаг, а также эмитентов, имеющих обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета.

Закон № 264-ФЗ [2], вступивший в силу с 7 апреля 2011 г., внес достаточно существенные изменения в ст. 30 Закона «О рынке ценных бумаг». Теперь она регулирует не только раскрытие информации эмитентами ценных бумаг, но и предоставление информации некоторыми категориями лиц, имеющими отношение к таким эмитентам. Этих лиц условно можно объединить в четыре группы, а именно:

1) участники (акционеры) эмитента, владеющие 5 или более процентами его голосующих акций (долей);

2) лица, получившие право по различным основаниям распоряжаться 5 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента;

3) организации, подконтрольные эмитенту;

4) лица, получившие полномочия для созыва и проведения внеочередного общего собрания акционеров эмитента.

Закон «О рынке ценных бумаг» обязывает перечисленных выше лиц предоставлять определенную его нормами информацию эмитентам, а также в ФСФР России (в частности, эмитентам она нужна для раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах).

Кроме того, значительные изменения коснулись раскрытия информации на страни-

це в сети Интернет, вступившие в силу 1 сентября 2012 года. Эмитенты больше не смогут использовать для раскрытия информации собственные сайты в сети Интернет либо сайты иных организаций, с которыми у них был заключен соответствующий договор. В соответствии с п. 1.7 нового Положения эмитент должен использовать страницу в сети Интернет, предоставляемую одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг - информационным агентством, уполномоченным на проведение действий по раскрытию информации на рынке ценных бумаг (распространителем информации на рынке ценных бумаг). В свою очередь ответственность за обеспечение свободного доступа к информации эмитента, опубликованной на предоставленной распространителем информации на рынке ценных бумаг странице в сети Интернет, ложится на самого распространителя информации. Распространителями информации на рынке ценных бумаг в настоящий момент являются такие информационные агентства, как ЗАО «Интерфакс», ЗАО «А&КМ», ЗАО «СКРИН», ЗАО «Прайм-ТАСС», АНО «АЗИПИ».

Отсутствие в новом Положении требования об обязанности эмитента опубликовывать информацию в периодическом печатном издании дает эмитентам право начинать размещение выпуска ценных бумаг, государственная регистрация которого сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, через две недели с момента раскрытия сообщения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг на странице в сети Интернет, а не через две недели после опубликования данного сообщения в периодическом печатном издании, что существенно влияет на рационализацию временных издержек в условиях динамичного бизнеса.

В заключение хотелось бы отметить, что достаточный, своевременный и полный объем раскрываемой информации о деятельности акционерных форм хозяйствования посредством современных методов и средств - важнейшее условие создания благоприятной ин-

фраструктуры и факторов, влияющих на формирование привлекательного финансового рынка в России, как для внутренних, так и для внешних инвесторов и эмитентов. Перспективам формирования искомого национальной экономикой привлекательного финансового рынка с развитой инфраструктурой будет служить и внесение изменений относительно возможности альтернативного выбора наиболее подходящей процедуры выпуска ценных бумаг, способа размещения ценных бумаг и соответственно объема раскрываемой информации для его участников.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Гудкина, И. Б. Принципы и особенности создания и использования ценных бумаг на российском рынке: на примере государственных ценных бумаг / И. Б. Гудкина. - М., 2001.

2. О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 04.10.2010 № 264-ФЗ : (ред. от

28.07.2012) // Собрание законодательства РФ. -2010. - 11 окт. (№ 41 (2 ч.)), ст. 5193.

3. О рынке ценных бумаг : федер. закон Рос. Федерации от 22.04.1996 № 39-ФЗ : (ред. от

28.07.2012) // Собрание законодательства РФ. -1996. - 22 апр. (№ 17), ст. 1918.

4. Об акционерных обществах : федер. закон Рос. Федерации от 26.12.1995 № 208-ФЗ : (ред. от

28.07.2012) // Собрание законодательства РФ. -1996.- 1 янв.(№ 1), ст. 1.

5. Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг : приказ ФСФР России от 04.10.2011 № 11 -46/пз-н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012. - 20 февр. (№ 8).

6. Симаева, Е. П. Принципы правового регулирования эмиссии и размещения акций / Е. П. Си-маева, Т. В. Дементьева // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 5, Юриспруденция. - 2013. - № 1 (18). - С. 58-60.

7. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р. // Собрание законодательства РФ. - 2009. -19 янв. - № 3, ст. 423.

TECHNOLOGY IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF PUBLICITY IN REGULATION OF ISSUE AND PLACEMENT OF SHARES

T.V Dementieva

The principle of transparency is one of the most important principles of special legal regulation of the securities market, which is necessary for the implementation of the powers and the protection of the interests of their owners. This paper focuses on the implementation of this principle by adopting special regulations. The author of the article examines the current legislation and the main development trends in this area.

Key words: principles of law, the principle of transparency, corporation, securities, equity securities, stock, issuance, information on the issue of securities, the publicity of the company, the state registration of the securities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.