Научная статья на тему 'Раскрытие феномена творческой личности в теории развивающего обучения'

Раскрытие феномена творческой личности в теории развивающего обучения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ЭТНОС / ETHNICITY / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / ОБЩНОСТЬ / COMMUNITY / ИНДИВИД / СУБЪЕКТ / INDIVIDUAL / ENTITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данчайоол Аяс Анатольевич

В статье рассматривается условия раскрытия феномена творческой личности в диалектике индивида и общества. Особое внимание уделено культурно-исторической традиции, которая содержит в себе конкретные методы взаимодействия с окружающей реальностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCLOSURE OF THE PHENOMENON OF THE CREATIVE PERSONALITY IN THE THEORY OF DEVELOPMENTAL EDUCATION

The article considers the conditions for the disclosure of the phenomenon of creative individual in the dialectic of the individual and society. Special attention is given to cultural-historical tradition, which contains specific methods of interaction with the surrounding reality. The logical unity of the individual person and of the subject of cultural-historical community is noted.

Текст научной работы на тему «Раскрытие феномена творческой личности в теории развивающего обучения»

4. Abaev, N. V. O nekotoryh geopoliticheskih predposylkah razvitiya buddizma v Rossii i «Evrazijskaya hartiya» ZHurnal «Znanie. Ponimanie. Umenie». [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.zpu-journal.ru.

Абаев Николай Вячеславович - доктор исторических наук, профессор, заведующий лабораторией цивилизационной геополитики Института Внутренней Азии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected]

Abaev Nikolai - doctor of historical Sciences, Professor, the Head of laboratory of Civilization Geopolitics of the Institute of Internal Asia, Buryat State University, Ulan-Ude, email: [email protected]

Аюшеев Норбу Григорьевич - Хамбо-Лама Окинского Дацана, с. Орлик Окинского района, Республика Бурятия.

Ayusheev Norbu - Hambo - Lama of Okinsky Datsan, Orlik, Okinskiy region, The Republic of Buryatia.

УДК 130.2

РАСКРЫТИЕ ФЕНОМЕНА ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ТЕОРИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ1

Данчай-оол А.А.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

DISCLOSURE OF THE PHENOMENON OF THE CREATIVE PERSONALITY IN THE THEORY OF DEVELOPMENTAL EDUCATION

Danchay-ool A.A.

Tuvan State University, Kyzyl

В статье рассматривается условия раскрытия феномена творческой личности в диалектике индивида и общества. Особое внимание уделено культурно-исторической традиции, которая содержит в себе конкретные методы взаимодействия с окружающей реальностью.

Ключевые слова: личность, творчество, этнос, традиция, общность, субъект, индивид.

The article considers the conditions for the disclosure of the phenomenon of creative individual in the dialectic of the individual and society. Special attention is given to cultural-historical tradition, which contains specific methods of interaction with the surrounding reality. The logical unity of the individual person and of the subject of cultural-historical community is noted.

Key words: Personality, creativity, ethnicity, tradition, community, entity, individual.

1 Статья подготовлена к публикации в рамках проекта РГНФ № 15-21-03002 "Диалог цивилизаций народов Центральной и Внутренней Азии: история, культура и парадигмы существования".

Педагогическая практика современности содержит в себе множество примеров проявления внутренних противоречий целей образования, в которых по определенным причинам во главу угла ставится заказ социума. При этом необходимость экономического развития требует также и особого понимания конечного результата образовательной системы. Однако при таком подходе уходит из внимания онтологическое единство индивидуальной личности и культурно-исторической общности. Что в свою очередь поднимает вопрос о личности, о способах проявления им своего субъекта.

Человек, как социальное существо, с необходимостью существует только во взаимодействии с такими же субъектами, как и он. В таких условиях он видит собственное лицо, формирует свое мировоззрение и способы жизнедеятельности. Он чувствует свою целостность во взаимодействии с другими людьми.

Несомненно, что Homo Sapiens при своем рождении еще не является человеком в полном смысле. Он только имеет природные задатки для его становления. В дальнейшем, в ходе онтогенеза индивид учится мыслить на основе общей парадигмы мышления и деятельности, которые заключены в культурно-исторической традиции. Можно утверждать, что именно она формирует мировоззренческую картину человека, является призмой, через которую индивид смотрит на окружающий мир. Но, кроме того, она еще и содержит в себе конкретные методы деятельности. В частности, когда преподаватель обучает чему-либо ученика, он также и попутно передает ему большое количество информации об эмоциональной и аксиологической оценке относительно предмета обучения. Сам предмет содержит в себе логику становления знания о нем, так как специфически человеческая деятельность всегда опосредованно дает о себе знать в каждом предмете социальной реальности. В процессе передачи знаний есть определенный «текст», который читается обучающимся, но кроме него параллельно есть и «контекст», который содержит еще больше информации [1]. То есть, обмен смыслом предмета обучения между индивидами включает в себя также и широкий спектр информации, кроме вербально обозначенного комплекса. И в этом ключе важным становится тот факт, что этот спектр намного больше, чем сам предмет обучения. Потому что он включает в себя условия получения данного опыта, всю историю передачи от поколений к поколениям, методы его хранения, аксиологический аспект понимания предмета. Процесс самоидентификации происходит в обнаружении индивидом собственного места в окружающем пространстве, и здесь в качестве собственного социального пространства он принимает культурно-историческую общность. Это необходимо, так как границы мира в сознании ограничены географией ее существования.

Данный подход раскрывает особую роль культурно-исторической традиции, которая сформирована в конкретных условиях и имеет конкретное содержание. Абстрактное, размытое содержание в ней отсутствует, так как оно не является жизненно необходимым. Но в современности глобализация диктует необходимость развития связей с другими культурами, цивилизациями. Успешность этноса на

мировой арене строится именно на максимальной открытости, даже и, в некоторой степени, отказе от собственных традиций. Но в исторической перспективе данная позиция приводит к абсолютной ассимиляции конкретной культурно-исторической традиции. Это, в свою очередь, влияет на самоидентификацию индивида, понимание им собственного субъекта. Человек в таких условиях может только опереться на ценности абстрактного глобализованного общества, которые не могут завершить процесс самоидентификации и социализации. Личность не может найти себя в абстрактной и искусственной системе ценностей, которая провозглашает верховенство над всем индивидуализма, демократии, потребления. В действительности общечеловеческими ценностями являются гуманизм, свобода, стремление к благу. Подмена ценностей создает причину для кризиса личности, который может проявиться в любом возрасте. Опора на органичную для индивида духовно-ценностную систему создает фундамент для реализации своего субъекта. Утрата человеком собственного субъекта в навязываемых ему внешних потребностях приводит к нереализованности его личности. Такой комплекс противоречий не дает раскрытию творчества индивида, является преградой перед формированием творческой личности.

Автор теории развивающего обучения, В.В. Давыдов отмечал, что необходимо осуществлять подлинную модернизацию образования, а не формальную. Это позволит сформировать у обучаемых и воспитываемых не только рассудочно-эмпирическое мышление, но и разумно-теоретическое. Благодаря этому учащиеся будут иметь возможность связывать общие понятия с конкретной действительностью. В теории развивающего обучения под теоретическим мышлением понимается осознание исторических условий формирования знания, так как любое знание содержит в себе условия его формирования. Это знание создано в конкретный исторический период, в конкретной культурной традиции. В современности процесс социализации, проявляющийся в системе образования, имеет своей целью формирование людей, которые будут иметь необходимый багаж знаний для выполнения социально-экономической функции в общей структуре материального производства. Процесс образования рассматривается не как процесс духовного роста личности, а как процесс потребительского роста [2]. При противоречивом формальном подходе к преодолению проблем образования содержание образования формируется искаженно. Потому что сведение образования к механической передаче знаний приводит очередному внутреннему противоречию. Сущность образования становится вырванной из субъекта человека как социального индивида.

Особое значение в русле указанной проблематики имеет замечание К.С. Гаджиева о том, что глобализация приводит также и к внутренней фрагментации культурно-исторической традиции [3]. В научной литературе часто подчеркивается ассимиляция этноса в общемировом пространстве. Но, таким же, сущностно важным, является и его внутренний разрыв. Внезапное и массивное замещение конкретной духовно-ценностной системы абстрактными общечеловеческими ценностями приводит к забвению собственной традиции. Формируется разрыв между

поколениями, утрачивается система передачи, хранения традиции, которая институционализирована в системе образования и воспитания.

В своем творчестве человек в огромной степени опирается на духовно-ценностную систему культурно-исторической традиции, которая в концентрированном виде содержит в себе конкретные методы решений проблем, преодоления противоречий. Процесс инкультурации становится жизненно важным для формирования полноценной личности [4], стремящейся к реализации своего субъекта в творчестве. Большой творческий потенциал сущностно является набором методов преодоления противоречий, которые ставит наличное бытие.

В широком понимании творчеством является деятельность по созданию нового знания или предмета. Относительно знания, творчество в своей основе является созданием новых форм понимания объективного бытия, поэтому оно раскрывает новые формы субъективного бытия человека. Относительно реальности, творчество является созданием новых форм наличного бытия. В диалектике творчества особое значение имеет постановка проблемы. Метод восхождения от абстрактного к конкретному строит логическую цепочку от проблемы к ее решению. Но это происходит в структуре отношений индивидуального субъекта и коллективного, наличие которого последовательно раскрывали в своей философии Л.П. Карсавин [5], Н.С. Трубецкой [6]. Субъект определенной социальной общности является именно субъектом культурно-исторической общности, так как перед лицом истории он раскрывает собственное бытие. Предметно-практическая коллективная деятельность культурно-исторической общности является ее проявлением, и выражением диалектики индивида и общества. Обозначение проблематики субъекта культурно-исторической общности формирует продуктивное понимание процесса формирования творческой личности. В философской дискуссии сформирован определенный метод построения системы обучения в виде теории развивающего обучения. В своей философской основе она подчеркивает наличие субъекта культурно-исторической общности [7].

Важной характеристикой творчества является не только новизна и оригинальность, но и общественная значимость [8]. Соответственно принятие социальной общностью новой формы наличного бытия означает утверждение ее значимости. Благодаря этому аспекту, не только раскрывается параметр, отличающий творчество от нетворчества, но и диалектика отношений между индивидом и культурно-исторической общностью. Логически мы приходим к выводу, что творчество направлено не только на индивида, но и в целом на общество. Органичное единство между ними позволяет преодолевать противоречия наличного бытия, отвечать на вызовы времени. Оно раскрывает пассионарность той или иной культурно-исторической общности.

Теория развивающего обучения была применена в практике обучения, что означает истинность ее выводов. Но необходимо отметить, что логически ее корни лежат в диалектической философии античности, немецкой классической философии, философии советских диалектиков. Особое влияние на нее также оказала философия

субъектности культурно-исторической традиции в концепции симфонической личности Л.П. Карсавина.

В философии Платона была выявлена всеобщая основа мышления, которая обозначена в идеях Единого, мира идей. При этом диалогический метод доказал свою эффективность в формировании истинного знания, потому что взаимодействие между субъектами приводит к общему знанию. Этот метод содержит в себе диалектический процесс развития знания, в котором старое знание не отбрасывается, а получает дальнейшее развитие в новых концепциях. Но мифологичность мышления не была преодолена в античной философии, что было осуществлено в немецкой классической философии. В философии И. Канта подчеркнута особая роль воображения в становлении феномена творческой личности. Его заслугой является раскрытие важнейшей роли категорического императива, как системы, в которой субъект обнаруживает себя, свою личность. Диалектика индивида и общества основана на необходимости обращения к духовно-ценностной системе. И.Г. Фихте стремился доказать целенаправленное развитие исторического процесса, что также определяет наличие конкретных отношений между субъектами социальной общности. Совокупность их становления формирует лицо культурно-исторической общности. Однако наивысшей степени развития стремление доказательства абсолютной обусловленности исторического процесса достигло в философии Г.В.Ф. Гегеля, связавшим развитие действительности с развитием индивида. Именно он раскрыл сущность диалектического метода философии, в котором заключен огромный потенциал исследований бытия, человека и проблем его формирования. Но существенную роль для теории развивающего обучения оказала диалектическая философия Э.В. Ильенкова, Г.С. Батищева. В работах этих диалектиков раскрыта сущность идеального относительно процесса образования и воспитания. На основе логического развития в диалектике особого понимания процесса образования была создана теория развивающего обучения, которая подчеркнула важнейшее значение культурно-исторической традиции в процессе становления феномена творческой личности.

Таким образом, последовательное рассмотрение логического развития феномена творческой личности включает в себя исследование диалектики индивида и общества, при котором предметом является культурно-историческая традиция, содержащая в своей основе конкретную духовно-ценностную систему.

Библиографический список

1. Bert Van Oers. From context to contextualizing // Learning and Instruction. 1998. Volume 8, Issue 6. P. 473-488.

2.Марьясова, Н.В. Динамика диспозиций образования и духовности в современной России // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. С. 87-90.

3.Гаджиев, К.С. Национальная идентичность: концептуальный аспект // Вопросы философии. 2011. №10. С.3-16.

4.Carpay, J. Developmental Education: from Vygotsky to Davydov. Эл.ресурс - http://www.ogo-academie.nl/wp-content/uploads/2011/02/Carpav-Developmental-Education.pdf (дата обращения 15.11.2016).

5.Карсавин, Л.П. О личности // Карсавин Л.П. Религиозно-философские произведения. Т. 1. М.: «Ренессанс», 1992.

6.Трубецкой, Н.С. Наследие Чингисхана: Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. - М.: Алгоритм: Эксмо, 2012.

7.Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. С.27.

8. Редин, Л.В. Феномен и категория «творчество» в контексте филогенетического подхода // Вестник Казанского технологического университета. 2010. №12. С. 279-283. Bibliograficheskiy spisok

1. Bert Van Oers. From context to contextualizing // Learning and Instruction. 1998. Volume 8, Issue 6. P. 473-488.

2.Mar'yasova, N.V. Dinamika dispozicij obrazovaniya i duhovnosti v sovremennoj Rossii // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj deyatel'nosti: Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 87-90.

Вестник Тувинского государственного университета. №4 «Педагогические науки».

3.Gadzhiev, K.S. Nacional'naya identichnost': konceptual'nyj aspekt // Voprosy filosofii. 2011. №10. S.3-16.

4.Carpay, J. Developmental Education: from Vygotsky to Davydov. EHl.resurs - http://www.ogo-academie.nl/wp-content/uploads/2011/02/Carpay-Developmental-Education.pdf (data obrashcheniya 15.11.2016).

5.Karsavin, L.P. O lichnosti // Karsavin L.P. Religiozno-filosofskie proizvedeniya. T. 1. — M.: «Renessans», 1992.

6.Trubeckoj, N.S. Nasledie CHingiskhana: Vzglyad na russkuyu istoriyu ne s Zapada, a s Vostoka. -M.: Algoritm: EHksmo, 2012.

7.Davydov, V.V. Teoriya razvivayushchego obucheniya. - M.: INTOR, 1996. S.27.

8.Redin, L.V. Fenomen i kategoriya «tvorchestvo» v kontekste filogeneticheskogo podhoda // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 2010. №12. S. 279-283.

Данчай-оол Аяс Анатольевич - ассистент кафедры философии Тувинского государственного университета, e-mail: [email protected]

Danchay-ool Ayas - assistant of the Department of Philosophy of Tuvan State University, Kyzyl, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.