Научная статья на тему 'Трансформация феномена креативности в современных социально- экономических условиях'

Трансформация феномена креативности в современных социально- экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / креативность / культурная традиция / человек / личность / creativity / creativity / cultural tradition / person / personality

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аяс Анатольевич Данчай-оол

В статье осуществлен анализ исторического развития понимания творческого потенциала человека, а также попытка выявления различий позиций европейской и восточной традиций в раскрытии феномена творчества. Приведено альтернативное понимание понятий «творчество» и «креативность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE PHENOMENON OF CREATIVITY IN MODERN SOCIO- ECONOMIC CONDITIONS

The article analyzes the historical development of the understanding of human creativity. An attempt was also made to identify differences in the positions of European and Eastern traditions in revealing the phenomenon of creativity. An alternative understanding of the concepts of «сreativity» and «creativeness»

Текст научной работы на тему «Трансформация феномена креативности в современных социально- экономических условиях»

Jurisprudence (reprint). - Norman (Oklahoma), 1967. Merry S. E. Legal Pluralism. //Law and Society Review, 1988, vol. 22, no. 5. Pospisil L. The structure of society and its multiple legal systems. In: Gulliver P. H. (ed.). Cross-examinations: essays in memory of Max Gluckman. - Leaden, 1958. Pospisil L. Anthropology of Law: A Comparative Theory. - New Have, 1974. Griffiths J. What is legal pluralism? //Journal of Legal Pluralism, 1986. - № 24. - Рр. 1— 50.

8. Ковлер А. И. Антропология права. Учебник для вузов. - М., 2002. - С. 36-103.

9. Рулан Н. Юридическая антропология. Пер. с франц. - М., 1999.

10. Супатаев М. А. Правовой плюрализм и культура в развивающихся странах. — В кн.: Homo juridicus. - М., 1997. - С. 76.

УДК 37.036.5

doi: 10.24411/9999-021A-2019-10006

Аяс Анатольевич Данчай-оол, Тувинский государственный университет,

г.Кызыл, Россия

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФЕНОМЕНА КРЕАТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

В статье осуществлен анализ исторического развития понимания творческого потенциала человека, а также попытка выявления различий позиций европейской и восточной традиций в раскрытии феномена творчества. Приведено альтернативное понимание понятий «творчество» и «креативность ».

Ключевые слова: творчество, креативность, культурная традиция, человек, личность

Ayas Danchay-ool, Tuvan state university, Kyzyl, Russia

TRANSFORMATION OF THE PHENOMENON OF CREATIVITY IN MODERN SOCIOECONOMIC CONDITIONS

The article analyzes the historical development of the understanding of human creativity. An attempt was also made to identify differences in the positions of European and Eastern traditions in revealing the phenomenon of creativity. An alternative understanding of the concepts of «сreativity» and «creativeness» Keywords: creativity, creativity, cultural tradition, person, personality

Уникальные условия современного социально-экономического развития ставят перед человечеством множество проблем. Совершенно нестандартная ситуация требует нетривиального мышления и требуют творческого подхода к решению проблем. Но при этом само понятие творчества и креативного раскрывается нечетко. Всем понятно, что такое творчество, но выразить это понимание в категориях и логических структурах очень сложно. Для раскрытия феномена креативности необходимости обратиться к теоретической и методологической стороне вопроса творчества.

Творчество может быть рассмотрено в двух аспектах: психологическом и философском [1]. Как отмечено в философской энциклопедии, психология рассматривает «механизм» протекания процесса творчества.

В философии творчество рассматривается в контексте ответа на вопрос «как вообще возможно творчество как порождение нового, каков онтологический смысл акта творчества. В разные исторические эпохи философия по-разному отвечала на этот вопрос» [1].

Понимание творчества зависит от культурной парадигмы, формирующей мировоззрение.

В восточной традиции творчество рассматривается в аспектах созерцания реальности.

«В восточной традиции, на первый взгляд, достаточно сложно обнаружить понятие, близко подходящее к значению современного понятия «творчество», имея в виду, прежде всего, его высочайший статус в европейской, экстериорно ориентированной культуре, где творчество, безусловно, воспринимается как высшее проявление человеческой деятельности, а также его тесную связь с такими понятиями, как свобода, создание нового, эволюция, социальный прогресс, в их чисто

европейской интерпретации. Естественно, отсутствует здесь и соответствующая рефлексия. «Это связано с чрезмерной интравертностью восточного миросозерцания; культурная традиция здесь ориентирована почти исключительно на достижение внутреннего, духовного единства-гармонии микро- и макрокосма, человека и Дао, атмана и Брахмана. Позитивное по своей природе стремление к одухотворенности порождает, тем не менее, свою тень - невысокий ценностный статус самобытных творческих проявлений человека, которые часто отождествляются с неким онтологическим заблуждением экзистенциального бытия» [2].

В западной традиции творчество рассматривается в разные исторические эпохи в различных аспектах.

В античности творчество раскрывает космический порядок, совершенство идеалов человека, блага, красоты, достоинства и т.д. Оно связано с искусством и ремеслом творца.

В средневековье творчество направлено на постижение бытия Бога, выполнение божественного провидения. При этом субъектом истинного творчества является только Бог, человек же, будучи ограниченным существом, стремится к божественному совершенству.

В Эпоху Возрождения впервые в полной мере раскрываются творческий потенциал человека, его возможности в создании целостного образа бытия, неограниченная сила его разума. Именно в этот период творчество становится высшим проявлением человеческого разума и души.

В Новое время начинается утверждаться рационализм в понимании творчества, в включенности человеческого творчества в развитие абсолютной идеи. В кантовском понимании творчество связано с продуктивной способностью воображения, с очеловечиванием мира.

В философии Г. Гегеля в творчестве утверждается абсолютный дух. В гегелевской позиции определяется, что творческий процесс относительно субъекта направлен и во вне его, и на самого субъекта. Предмет творчества является новым элементом бытия, он переходит из небытия в бытие, т.е. он создает новое бытие. Однако при этом предмет творчества и влияет на самого субъекта, расширяя его внутренний духовный мир, раздвигая горизонты сознания и мышления.

«По мнению Г. Гегеля, высшей формой творчества является осознающее себя мышление, преодолевающее односторонности прежних ступеней своего становления. Творческая мысль Абсолютной идеи и есть творческая мощь самого мышления, находящего собственные основания в ней. Диалектика как процесс развития и творчество в философской концепции Г. Гегеля представляют собой единое целое. И то, и другое стремится от бессознательности к сознательности» [3, с.15].

В неклассической философии внимания заслуживает концепции творчества в трудах З. Фрейда и его теории сублимации, как преобразование инстинктивных побуждений в социально-продуктивную деятельность.

Экзистенциальная философия подчеркивает духовно-личностную природу творчества, личность выступает как экзистенция. Философия жизни противопоставляет творчество техническому рационализму.

Особое понимание творчества исходя из его диалектического единства к социумом было сформулировано в русской философии. Концепции «всеединства», «богочеловечества», «симфонической личности» раскрывали с разных позиций единство человека с социумом, при этом, исходя из реализации общественных отношений и решалась проблема творчества. Проблема творчества с позиций религиозной философии, например, раскрывалась в труде Н.А. Бердяева «Смысл творчества».

В контексте развития традиционных культур внимания требуют и глобальные изменения. С конца XIX века происходят глобальные изменения, рационализм, технократизм, сциентизм, позитивизм приводят к неспособности традиционных культур адаптироваться к социально-экономической действительности. Происходит отрыв народов от своих исторических духовных основ.

Важное значение имеет то, что творчество заключает в себе единство рациональных и иррациональных методов. Оно строится на озарении, воображении, интуиции. В то же время творчество имеет онтологический аспект, формируя бытие человека, и гносеологический аспект, включаясь в познание. Творчество тесно связано с культурой, оно проявляет душу культуры. Является системой актуализации культурно-исторической традиции.

Источником творчества является активный субъект, стремящийся расширить свою экзистенцию, свой субъектный мир, косвенно приобщиться к объективному.

«В широком понимании творчеством является деятельность по созданию нового знания или предмета. Относительно знания, творчество в своей основе является созданием новых форм

понимания объективного бытия, поэтому оно раскрывает новые формы субъективного бытия человека. Относительно реальности, творчество является созданием новых форм наличного бытия. В диалектике творчества особое значение имеет постановка проблемы. Метод восхождения от абстрактного к конкретному строит логическую цепочку от постановки проблемы к ее решению» [4].

Феномен творчества связан с личностным аспектом, с бытием человека в социуме. Личность, будучи активным, самостоятельным и ответственным членом общества, стремится внести в свой субъектный мир противоречия наличного бытия, актуализировать для себя проблему.

Так как мы определили, что творчество направлено и во вне субъекта, и во внутрь, то с необходимостью мы должны обнаружить, что творчество имеет социальную природу, оно требует принятия от социума, чтобы оно утвердило духовное, этическое, эстетическое и практическое значение предмета творчества. Человек осознанно или бессознательно в творчестве должен обращаться к социуму, а не пустому пространству.

Индивидуализм современности кардинально меняет акцент в понимании творчества и креативности. Происходит изменение социального пространства, вовлеченность во множество систем коммуникаций раздвигает границы общности с другими людьми. Понятие социума определяется как устойчивая социальная общность, но нестабильность и релятивизм социальных отношений формирует и нестабильность самого общества. На основе глобализации строится совершенно мобильное и быстроизменяющееся социальное пространство.

Трансформация феномена творчества связана с особым положением культуры, как пика духовного развития конкретного социума. Формирование массовой потребительской культуры, в сущности своей отбрасывающей органичное и живое содержание, антропологическую направленность, приводит и к изменению сущности человеческого бытия, происходит трансформация самого человеческого субъекта. Четко осознаваем предельный индивидуализм современной глобализированной культуры, в котором формируется автономность человека от социума и целеполагание исходя из субъективных потребностей.

В связи с изменением социального пространства и меняется сама сущность творчества. Снижается духовная, эстетическая и этическая ценность предмета творчества, усиливается практическая направленность.

Но наиболее целостный подход в понимании творчества был предложен в трудах диалектиков Э.В. Ильенкова, Г.С. Батищева и т.д. Общие вопросы о роли противоречий в мышлении формировали раскрытие сущности творчества как диалектики, которое сформировано на анализе диалектики идеального и материального. «Э.В. Ильенков раскрывает диалектическую основу мышления, которая в непосредственном опыте постоянно решает проблемы наличного бытия. Что в свою очередь выявляет его творческую основу. В его философии была четко обозначена роль неразрешимых противоречий в творческом мышлении. В творческой деятельности человек выражает конкретные идеи и ценности, которые заключены в культуре».

В философии В.С. Библера раскрывается особая структура творчества, которая раскрывается в последовательности «субъект-объект-субъект». То есть в творчестве человек выступает как активный субъект, результатом его деятельности выступает конкретный предмет. Но он должен быть кем-то воспринимаем, и в этом смысле творчество направлено на такого же субъекта. Изначально в творчестве «читатель» или реципиент должен рассматриваться как субъект, а не просто объект, на который опосредованно осуществлено действие. Таким образом, реципиент также участвует в творчестве, при его наличии и его принятии предмета творчества, этот акт созидания нового становится завершенным.

Относительно понятий «творчество» и «креативность» в научной литературе отмечается отличие понятия «творчество» от понятия «креативность», которая чаще всего раскрывается как способность к творчеству. Но при этом само наличие этой способности указывает на универсальность мышления человека и готовность к преодолению противоречий наличного бытия.

Согласно А. Маслоу [5], креативность является изначально свойственной всем, но, под воздействием факторов внутренней среды и внешней, утрачивается.

Согласно П. Торренсу, «креативность включает в себя:

1) повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний;

2) действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения» [6].

Согласно Г.В.Ф. Гегелю, способность к творчеству формируется в зависимости от приобщенности человека к всеобщечеловеческой культуре. То есть главный потенциал к творчеству содержится в концентрированном виде в конкретной культурно-исторической традиции. В

определенном смысле готовность народа к решению насущных проблем проявляет его пассионарность. «Творческий потенциал сущностно является набором методов преодоления противоречий, которые ставит наличное бытие» [4].

В этом смысле даже в обыденном понимании существует осознание важности креативности для человека, раскрывается, что креативность заключает в себе способность неординарно мыслить, решать нетривиальным образом насущные проблемы. Креативность позволяет находить такие решения текущих задач, которые требует наименьших усилий, но при этом приносят высокий результат. Именно в связи с этим пониманием креативность очень востребована в современности. Но при этом возникает вопрос: «Как повысить креативность молодого поколения, которое должно принять активное участие в социально-экономическом развитии?» Сложность ответа на этот вопрос обусловлена многообразностью бытия человека, раскрытия его сознания, формами взаимодействия с реальностью, обществом.

Структурно креативность имеет комплексный характер. В частности Кравчук П.Ф. пишет: «Креативность рассматривается так же, как некоторое свойство или характеристика личности, отражающая индивидуальную творческую продуктивность, в единстве мотивационного и интеллектуального компонентов, гуманистической направленности и их целостности» [7].

Как отмечают Е.Б. Рябых и Е.Ю. Межуева [8], «психологическая структура креативности представляет собой своеобразное и уникальное сочетание мотивационных, аффективных, интеллектуальных, эстетических, экзистенциальных, коммуникативных параметров, а также компетентности».

В начале XXI века социального-экономическое развитие происходит качественно по-иному, чем в предыдущие исторические периоды. Ускоряются процессы смены культурных и мировоззренческих парадигм. В течение одной человеческой жизни происходит кардинальное изменение методов социальных взаимоотношений, механизмов формирования экономической и политической сфер общества. Поэтому важным становится навык переориентации в изменяющихся условиях, оригинального взгляда на проблему, освобождения от стереотипного мышления. Нестабильность современного социума требует и свободного и гибкого мышления, возможности кардинально перестроить принципы рефлексии и осознания окружающей реальности.

В творчестве человек реализует абстрактные характеристики предмета в конкретной форме. Он переводит предмет из возможности в действительность. Именно поэтому творчество связано с деятельностью, как разумно-обусловленной активностью. В результате творческой становится в целом деятельность человека, но в связи с преодолением ограничений наличного бытия.

Творчество выступает методологией решения конкретных проблем. Оно позволяет человеку менять под свои нужды окружающую реальность, создавать в ней новые идеи, концепты, идеи, структуры. Широкое понимание творчества позволяет расширить область применения его принципов.

Творчество связано с конкретной деятельностью. Конкретное в гегелевском понимании является единством в многообразии, конкретное мышление раскрывает предмет в его взаимосвязи с другими процессами и явлениями. Творческое мышление решает не абстрактные проблемы, а в анализе всей структуры отношений предмета, креативность направлена на практическое решение конкретных проблем.

Экономика современного государства должна быть построена на инновационных образовании, производстве, менеджменте, торговли товарами и услугами. Что, в свою очередь, требует создания кардинально новых методов в каждой сфере общественного производства. Способность синтезировать индивидуальность, неповторимость с общепринятой практикой позволяет диалектически преодолевать противоречия.

Таким образом, творческий потенциал остается определяющим не только в жизнедеятельности индивидуальной личности, но и коллективного субъекта народов. Способность решения противоречий наличного бытия формирует целостную основу человеческого субъекта.

Источники и литература

1. Творчество / Философская энциклопедия. 1967, Том 5. М.: Советская энциклопедия, 1970. 742 с.

2. Аксиологический аналог понятия «творчество» в восточной традиции. Электронный ресурс. Режим доступа - http://lib.icr.su/node/797 (Дата обращения: 15.08.2019)

3. Кузнецов М.А. Философия творчества: учебное пособие. М.: ВГНА МНС России, 2003. 72 с.

4. Данчай-оол А.А. Раскрытие феномена творческой личности в теории развивающего обучения // Вестник Тувинского государственного университета. №1 (32). Социальные и гуманитарные науки. Кызыл, 2017. С.26-31.

5. Маслоу А.Г. Мотивация и личность: пер с англ. СПб., 2009. 352 с.

6. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. М.: АСТ, Харвест, 1998. 351 с.

7. Кравчук П.Ф. Взаимосвязь и различия понятий «творчество», «креативность», «инновация» // Известия Юго-западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. №1. Курск, 2011. С.126-133.

8. Рябых Е.Б, Межуева Е.Ю. Влияние инноваций и креативности на становление экономики знаний // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. (Шр8://суЪег1етпка.ги/ай1с1е/п/уИуате-1ппоуа181у-1-кгеа11упо8Й-т-81апоу1ете-екопот1к1-7пату) (Дата обращения: 15.08.2019).

УДК 39

doi: 10.24411/9999-021A-2019-10007

Дашхорлоо Дэмбэрэл Монгольский аграрный университет, Школа агроэкологии

г. Улан-Батор, Монголия

КРАТКИЙ ОБЗАР О МОНГОЛЬСКИХ ДОМАШНЫХ СЕВЕРНЫХ ОЛЕНЯХ И

ОЛЕНЕВОДАХ-ЦААТАНАХ

В настоящее время в Монголии оленеводством занимаются цаатаны, которые перекочевали в период вступления Тувы в состав СССР. В статье рассматривается система оленеводства и жизнь цаатанов в современных условиях. Ключевые слова: цаатаны, оленеводство.

Dashhorloo Damberel Mongolian Agrarian University, School of Agroecology

Ulaanbaatar, Mongolia

ON MONGOLIAN REINDEER AND REINDEER HERDING PEOPLE-TSAATANS

At present, in Mongolia, the Tsaatans are engaged in reindeer husbandry, who migrated during the period of Tuva's entry into the USSR. The article discusses the system of reindeer husbandry and the life of the Tsaatans in modern conditions. Keywords: Tsaatan, reindeer herding.

Монголын цаа буга, цаатны тухай

Монгол орны баруун хойт хилд ойрхон Увс аймгий Сагил сумын Хар Нарт гэдэг газрын Цагаан етег хэмээх евелжеений ар талын хананд цаа буга унаад,урт жад бариад анд явж буй хYний зураг бий.Энэ зураг 2400-4000 жилийн емне зурагдсан гэж архелогчид тогтоожээ.Мен Баян-Элгий аймагт Хотон,Хоргон нуурын баруунаа ТYргэний хYрхрээний ойрхон буга хетелж яваа хYний дурсийг хаданд зурсан байдаг.

Эдгээр нь Монгол улсын баруун хойт нутаг бол цаа буга гаршуулсан анхны нутгийн нэг болохыг харуулдаг.18-19-р зуунд Тагна урианхайчууд дархадуудтай хамт Дерее нуур /одоо ОХУ-ын газрын зурагт Тере Куль гэж бичих болсон/ Тарис голд нутагладаг байхад, дархадын баячууд Туваа Урианхай нараас агталсан эр цаа "зарь" худалдан авч уулархаг нутагт евел нь Yxэр, адуу хариулахад ашиглаж, зун нь ууланд зусах Урианхай нарт егч маллуулдаг байжээ.Дархадууд дYн евел болоход одоо хоёр улсын хилийн зааг болсон Бусын голд ерген худалдаа цугларалт зохион байгуулж, Хатгалын хятад, орос худалдаачдаас цай, даалимба, тамхи, бусад ерген хэрэглээний бараа худалдан авч цаа бугаар тээвэрлэж Буст хYргээд, тэнд Тагна, Тож, Азас, Хэмчиг нутгаас ирсэн Урианхайчуудаас хYдрийн заар, баавгайн доньт, бугын хатаасан цусан эвэр, булганы арьс, бусад Yслэгээр арилжаа солилцоо хийж, Хатгалд авчираад хятад,оросуудад ендер Yнээр худалдаж багагYЙ ашиг олдог байв. 1914 оноос Тагна Урианхайн хязгаарыг хаант Орос улс Монголоос салгаж еертее нэгтгээд, Бусын цугларалт худалдааг зогсоожээ. 1922 онд Тува тусгаар улс болсон боловч, 1944 онд ЗХУ-д нэгтгэгдэв. Хамтралд цаа бугаа хураалгахаас дур^йцсэн Тува-урианхай,цаатангууд 1944 оны CYYлчээс Монгол руу дурвэх болов. Монголд нYYж ирсний дараа жил нь орос цэргууд ирж дYрвэгсдийг буцааж аваачсан боловч Цаатан-урианхай нар тэндээ евелжеед хавар болмогц Монгол руу дахин дYрвэжээ. Энэ удаа ЗХУ тэднийг буцаан аваачсан^й, 1945-1946 онд 300 шахам хYн Монголд дурвэж ирэхдээ хэцYY бэрх замд ихэд ядарч зовж, замдаа авч гарсан цаа буганыхаа ихэнхийг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.